по
Психология и Психотехника
18+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Психология и Психотехника" > Содержание № 12, 2014
Выходные данные сетевого издания "Психология и Психотехника"
Номер подписан в печать: 22-01-2015
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Спирова Эльвира Маратовна - доктор философских наук, Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт философии Российской академии наук, Главный научный сотрудник, руководитель сектора истории антропологических учений, руководитель Научно-образовательного центра, 109240, Россия, г. Москва, ул. Гончарная, 12, с.1, оф. 322, elvira-spirova@mail.ru
ISSN: 2454-0722
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 12, 2014
КОЛОНКА ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА
Гуревич П.С. - Пассивно ли восприятие?

DOI:
10.7256/2454-0722.2014.12.13706

Аннотация: В статье анализируется эпистемологическая концепция Ж. Пиаже. Это необходимо автору для того, чтобы дать современную трактовку восприятия как психологического понятия. Долгое время в психологии господствовало представление о том, что процесс восприятия носит пассивный характер. Окружающая среда через органы чувств создаёт в психике познающего индивида слепок реальности. Однако психологи не могли объяснить, почему картина действительности оказывается при этом разной не только у разных людей, но и у одного человека. Заслуга Пиаже заключается в том, что он указал на роль интеллекта в обработке информации, получаемой от внешнего мира. Таким образом, в психологии появилось воззрение об активной роли восприятия. Вместе с тем стало очевидным, что простое указание на активность познающего субъекта не содержит полного решения проблемы. В статье используется метод исторического анализа и применяются приемы феноменологического рассмотрения проблемы. Проводится сопоставление традиционной и новой трактовки активности/пассивности восприятия. Новизна статьи в том, что в ней содержится критика картианского подхода к толкованию феномена восприятия, в ходе которого человек отождествляется с мышлением. В современной психологии учитывается философская критика картезианского подхода к человеку. Распространенная в когнитивной психологии модель восприятия и переработки информации фактически оказывается интеракционистским пониманием познания, его зарождения и развития, в терминах причинного взаимодействия между организмом и средой. Когнитивные процессы объясняются в терминах взаимодействия мозга и того, что ему доступно из окружения. В статье содержится утверждение, что современая психология может создать гораздо более широкую систему, которая включит в себя других людей и другие объекты вокруг нас.
Гуревич П.С. - Пассивно ли восприятие? c. 1269-1273

DOI:
10.7256/2454-0722.2014.12.65930

Аннотация: В статье анализируется эпистемологическая концепция Ж. Пиаже. Это необходимо автору для того, чтобы дать современную трактовку восприятия как психологического понятия. Долгое время в психологии господствовало представление о том, что процесс восприятия носит пассивный характер. Окружающая среда через органы чувств создаёт в психике познающего индивида слепок реальности. Однако психологи не могли объяснить, почему картина действительности оказывается при этом разной не только у разных людей, но и у одного человека. Заслуга Пиаже заключается в том, что он указал на роль интеллекта в обработке информации, получаемой от внешнего мира. Таким образом, в психологии появилось воззрение об активной роли восприятия. Вместе с тем стало очевидным, что простое указание на активность познающего субъекта не содержит полного решения проблемы. В статье используется метод исторического анализа и применяются приемы феноменологического рассмотрения проблемы. Проводится сопоставление традиционной и новой трактовки активности/пассивности восприятия. Новизна статьи в том, что в ней содержится критика картианского подхода к толкованию феномена восприятия, в ходе которого человек отождествляется с мышлением. В современной психологии учитывается философская критика картезианского подхода к человеку. Распространенная в когнитивной психологии модель восприятия и переработки информации фактически оказывается интеракционистским пониманием познания, его зарождения и развития, в терминах причинного взаимодействия между организмом и средой. Когнитивные процессы объясняются в терминах взаимодействия мозга и того, что ему доступно из окружения. В статье содержится утверждение, что современая психология может создать гораздо более широкую систему, которая включит в себя других людей и другие объекты вокруг нас.
Социальные страсти
Пархоменко Р.Н. - «Консервативная революция» и развитие идеи свободы в Германии

DOI:
10.7256/2454-0722.2014.12.13257

Аннотация: Предметом исследования в данной статье является феномен философского течения «консервативной революции», возникшего в Германии в первой трети прошлого столетия и оказавшего большое влияние на политическое и интеллектуальное развитие Германии той эпохи. Показано, что течение консервативной революции явилось отражением особенных черт психологии германского народа, которые, с одной стороны, отдаляли его от классической западной идеологии либерализма и индивидуализма, а с другой – сближали с российской традицией соборности и коллективизма. Методологией исследования является изучение оригинальных текстов на немецком языке, а также научной литературы, опубликованной в последнее время у нас в стране. В статье показаны основные особенности философского и политического течения консервативной революции в Германии, которые повлияли на своеобразную рецепцию западных либеральных идей англосаксонского типа в Германии и способствовали выработке своего собственного понимания идеи свободы. Помимо этого, автор раскрывает специфические черты германского менталитета и сопоставляет его с российским менталитетом.
Пархоменко Р.Н. - «Консервативная революция» и развитие идеи свободы в Германии c. 1274-1281

DOI:
10.7256/2454-0722.2014.12.65931

Аннотация: Предметом исследования в данной статье является феномен философского течения «консервативной революции», возникшего в Германии в первой трети прошлого столетия и оказавшего большое влияние на политическое и интеллектуальное развитие Германии той эпохи. Показано, что течение консервативной революции явилось отражением особенных черт психологии германского народа, которые, с одной стороны, отдаляли его от классической западной идеологии либерализма и индивидуализма, а с другой – сближали с российской традицией соборности и коллективизма. Методологией исследования является изучение оригинальных текстов на немецком языке, а также научной литературы, опубликованной в последнее время у нас в стране. В статье показаны основные особенности философского и политического течения консервативной революции в Германии, которые повлияли на своеобразную рецепцию западных либеральных идей англосаксонского типа в Германии и способствовали выработке своего собственного понимания идеи свободы. Помимо этого, автор раскрывает специфические черты германского менталитета и сопоставляет его с российским менталитетом.
Философия и психология
Игнатенко А.С. - Психоанализ и психоламаркизм

DOI:
10.7256/2454-0722.2014.12.13347

Аннотация: В статье осуществлена реконструкция эволюционных оснований метапсихологии Фрейда, которые представляют собой синтез дарвиновских и ламаркистских идей в сочетании с основным законом Геккеля-Мюллера об онтогенезе как рекапитуляции филогенеза. Отслеживается трансформация эволюционной проблематики в работах последователей Фрейда на примерах Мелани Кляйн и Жака Лакана. Выявляется тенденция к утрате интереса к проблеме филогенетического развития (у Кляйн) и последующей критикой идеи развития онтогенетического у Лакана, что, впрочем, является крайностью, в целом не нашедшей поддержки основной массы аналитиков его поколения. для которых онтогенетическое развитие остается одним из опорных понятий психоаналитической теории. Одновременно отслеживается формирование междисциплинарной области психоанализа и лингвистики, основой которого как раз и является тезис о направлении филогенетического развития в направлении повышения способности к символизации, в которую позже вливается и философия, восстанавливающая в данной междисциплинарной области присутствие проблемы развития. Использован метод онтоэпистемологической реконструкции, в соответствии с которым любая (даже открыто отрицающая онтологию) концепция содержит ее в себе в силу системного характера философской теории и поддается выявлению (реконструкции). Опираясь на ряд исследований о влиянии эволюционизма дарвиновского и ламаркистского типов, автор провела оригинальное исследование с целью обнаружения аналогичных идей у М.Кляйн, Ж. Лакана, А. Грина, У. Биона, М. Фуко, Ж. Делёза и других. Был сделан вывод об истощении интереса к эволюционистской проблематике у последователей Фрейда, который связан с общим для эпистемологии этого периода переходом от реализма к конструктивизму, от позитивизма - к инструментализму. Данный переход в психоанализе нашел выражение в соответствующем изменении понимания природы центрального для психоанализа понятия - понятия Эдипова комплекса.
Игнатенко А.С. - Психоанализ и психоламаркизм c. 1282-1292

DOI:
10.7256/2454-0722.2014.12.65932

Аннотация: В статье осуществлена реконструкция эволюционных оснований метапсихологии Фрейда, которые представляют собой синтез дарвиновских и ламаркистских идей в сочетании с основным законом Геккеля-Мюллера об онтогенезе как рекапитуляции филогенеза. Отслеживается трансформация эволюционной проблематики в работах последователей Фрейда на примерах Мелани Кляйн и Жака Лакана. Выявляется тенденция к утрате интереса к проблеме филогенетического развития (у Кляйн) и последующей критикой идеи развития онтогенетического у Лакана, что, впрочем, является крайностью, в целом не нашедшей поддержки основной массы аналитиков его поколения. для которых онтогенетическое развитие остается одним из опорных понятий психоаналитической теории. Одновременно отслеживается формирование междисциплинарной области психоанализа и лингвистики, основой которого как раз и является тезис о направлении филогенетического развития в направлении повышения способности к символизации, в которую позже вливается и философия, восстанавливающая в данной междисциплинарной области присутствие проблемы развития. Использован метод онтоэпистемологической реконструкции, в соответствии с которым любая (даже открыто отрицающая онтологию) концепция содержит ее в себе в силу системного характера философской теории и поддается выявлению (реконструкции). Опираясь на ряд исследований о влиянии эволюционизма дарвиновского и ламаркистского типов, автор провела оригинальное исследование с целью обнаружения аналогичных идей у М.Кляйн, Ж. Лакана, А. Грина, У. Биона, М. Фуко, Ж. Делёза и других. Был сделан вывод об истощении интереса к эволюционистской проблематике у последователей Фрейда, который связан с общим для эпистемологии этого периода переходом от реализма к конструктивизму, от позитивизма - к инструментализму. Данный переход в психоанализе нашел выражение в соответствующем изменении понимания природы центрального для психоанализа понятия - понятия Эдипова комплекса.
Внутренний мир человека
Гайворонская А.А. - Социальные представления о справедливости (психосемантический подход)

DOI:
10.7256/2454-0722.2014.12.13492

Аннотация: В современных социально психологических исследованиях, считается, что тема справедливости относится к важнейшим темам онтологии человеческой жизни. В данном исследовании проверялись предположения: 1) справедливость представляется как социально детерминированный феномен; 2) «равенство всех» является одним из ключевых элементов социального представления о справедливости; 3) социальные представления об экстремизме будут структурироваться вокруг элементов, имеющих моральные, правовые коннотации. Использование психосемантического подхода к изучению социальных представлений о справедливости обусловлено тем, что данный подход выявляет скрытые (неосознанные) процессы, обуславливающие поведение субъектов. Психосемантические методы, а именно микросемантический и прототипический анализ, решают следующие задачи: соединение (связь) исследуемого значения феномена справедливости с другими значениями, системами значений, выделение и интерпретация среди этих связей наиболее существенных, значимых и, конечно, реконструирование модели справедливости. 1.Феномен справедливости представляет собой социально детерминированный феномен, основанный на морально - нравственных принципах, осуществляющихся на основе закона. 2.Структурное содержание социальных представлений о справедливости определяются особенностями и спецификой данного феномена, а именно выделяется устойчивое ядро (исполнение законов, честность, равноправие), организованное вокруг его ведущего значения – «равенство всех». 3. Уровни категоризации, выделенные в ходе интерпретации, соотносятся со значимыми темами представлений, и представляют вероятностную модель данного феномена, то есть, понимание справедливости как равенства для всех, осуществление нравственных действий, как наказание/вознаграждение или отрицание справедливости вообще как таковой.
Гайворонская А.А. - Социальные представления о справедливости (психосемантический подход) c. 1293-1298

DOI:
10.7256/2454-0722.2014.12.65933

Аннотация: В современных социально психологических исследованиях, считается, что тема справедливости относится к важнейшим темам онтологии человеческой жизни. В данном исследовании проверялись предположения: 1) справедливость представляется как социально детерминированный феномен; 2) «равенство всех» является одним из ключевых элементов социального представления о справедливости; 3) социальные представления об экстремизме будут структурироваться вокруг элементов, имеющих моральные, правовые коннотации. Использование психосемантического подхода к изучению социальных представлений о справедливости обусловлено тем, что данный подход выявляет скрытые (неосознанные) процессы, обуславливающие поведение субъектов. Психосемантические методы, а именно микросемантический и прототипический анализ, решают следующие задачи: соединение (связь) исследуемого значения феномена справедливости с другими значениями, системами значений, выделение и интерпретация среди этих связей наиболее существенных, значимых и, конечно, реконструирование модели справедливости. 1.Феномен справедливости представляет собой социально детерминированный феномен, основанный на морально - нравственных принципах, осуществляющихся на основе закона. 2.Структурное содержание социальных представлений о справедливости определяются особенностями и спецификой данного феномена, а именно выделяется устойчивое ядро (исполнение законов, честность, равноправие), организованное вокруг его ведущего значения – «равенство всех». 3. Уровни категоризации, выделенные в ходе интерпретации, соотносятся со значимыми темами представлений, и представляют вероятностную модель данного феномена, то есть, понимание справедливости как равенства для всех, осуществление нравственных действий, как наказание/вознаграждение или отрицание справедливости вообще как таковой.
Интеллектуальные игры
Ласицкая Э.В. - Эволюционно-эпистемологический подход к проблеме конструктивистского обоснования знания

DOI:
10.7256/2454-0722.2014.12.13439

Аннотация: Исследуется когнитивные функции субъекта, встроенного в эволюционирующую Вселенную. Пересматривается эволюционно-эпистемологическое содержание понятий знания, субъекта, субъективной активности в контексте конструктивистских установок. Демонстрируется критика слабых сторон эволюционно-эпистемологических представлений, путь преодоления которых видится в применении к ним конструктивистских принципов. Показано, что процесс познания в эволюционной эпистемологии содержит в себе элементы построения, преобразования, тривиализации и усложнения, обуславливается биологическими и надбиологическими детерминантами. Эволюция субъекта соотносится с ростом его конструктивной активности. Субъект не растворяется в мезокосме, но активно конструирует свой жизненный мир. Применяются эволюционно-эпистемологический, конструктивистский, деятельностный подходы. Субъект рассматривается с точки зрения его активности в окружающей среде, преобразовательной, творческой позиции в когнитивном процессе. Осуществлена реконструкция базовых принципов эволюционной теории познания с помощью конструктивистского обоснования, через применение идей интерактивного конструктивизма, нейрофизиологического конструктивизма, кибернетики второго порядка, концепции автопоэзиса, радикального конструктивизма, концепции ограничений Р. Амандсона. Конструктивная активность в познании в эволюционной эпистемологии раскрывается как практика самореализации субъектности во взаимоотношениях с миром.
Ласицкая Э.В. - Эволюционно-эпистемологический подход к проблеме конструктивистского обоснования знания c. 1299-1310

DOI:
10.7256/2454-0722.2014.12.65934

Аннотация: Исследуется когнитивные функции субъекта, встроенного в эволюционирующую Вселенную. Пересматривается эволюционно-эпистемологическое содержание понятий знания, субъекта, субъективной активности в контексте конструктивистских установок. Демонстрируется критика слабых сторон эволюционно-эпистемологических представлений, путь преодоления которых видится в применении к ним конструктивистских принципов. Показано, что процесс познания в эволюционной эпистемологии содержит в себе элементы построения, преобразования, тривиализации и усложнения, обуславливается биологическими и надбиологическими детерминантами. Эволюция субъекта соотносится с ростом его конструктивной активности. Субъект не растворяется в мезокосме, но активно конструирует свой жизненный мир. Применяются эволюционно-эпистемологический, конструктивистский, деятельностный подходы. Субъект рассматривается с точки зрения его активности в окружающей среде, преобразовательной, творческой позиции в когнитивном процессе. Осуществлена реконструкция базовых принципов эволюционной теории познания с помощью конструктивистского обоснования, через применение идей интерактивного конструктивизма, нейрофизиологического конструктивизма, кибернетики второго порядка, концепции автопоэзиса, радикального конструктивизма, концепции ограничений Р. Амандсона. Конструктивная активность в познании в эволюционной эпистемологии раскрывается как практика самореализации субъектности во взаимоотношениях с миром.
Понять человека
Корнильев В.В. - Процессуальный подход к рассмотрению психических состояний (Часть 3)

DOI:
10.7256/2454-0722.2014.12.12969

Аннотация: В данной статье были подробнее исследованы варианты отображения состояния патологии на графике движения психической интенции. Задачей было рассмотреть, как динамика ментальных навыков взаимосвязана с влиянием внешних факторов, приводящих человека в состояние патологии. Как выражается на графике влияние внешних факторов на количественные и качественные характеристики ментальных навыков. Также целью было установить является ли воздействие невротизирующих факторов на состояние человека комплексным или фрагментарным, и как возможно влияют на это внутренние человеческие факторы. В конце дополнительно рассматривается: имеет ли определяющий смысл частота колебания психической интенции. Основным методом данной работы является психологическое моделирование. Оно заключается в исследовании вариантов выражения патологических состояний человека и его пассивных характеристик. В результате подтвердилась возможность отображения широкого многообразия психических состояний. Влияние невротизирующих факторов было определено через их антагонистическую направленность на природу человеческого развития и последующую блокировку областей психического времени. Дополнительно были выделены два психотипа "альтернативно ориентированный" и "консервативно ориентированный" в целях обоснования сопротивления комплексному воздействию невротизирующих факторов. Частота колебания психической интенции предположительно связана со степенью интенсивности взаимодействия человека со внутренним или внешним миром.
Корнильев В.В. - Процессуальный подход к рассмотрению психических состояний (Часть 3) c. 1311-1324

DOI:
10.7256/2454-0722.2014.12.65935

Аннотация: В данной статье были подробнее исследованы варианты отображения состояния патологии на графике движения психической интенции. Задачей было рассмотреть, как динамика ментальных навыков взаимосвязана с влиянием внешних факторов, приводящих человека в состояние патологии. Как выражается на графике влияние внешних факторов на количественные и качественные характеристики ментальных навыков. Также целью было установить является ли воздействие невротизирующих факторов на состояние человека комплексным или фрагментарным, и как возможно влияют на это внутренние человеческие факторы. В конце дополнительно рассматривается: имеет ли определяющий смысл частота колебания психической интенции. Основным методом данной работы является психологическое моделирование. Оно заключается в исследовании вариантов выражения патологических состояний человека и его пассивных характеристик. В результате подтвердилась возможность отображения широкого многообразия психических состояний. Влияние невротизирующих факторов было определено через их антагонистическую направленность на природу человеческого развития и последующую блокировку областей психического времени. Дополнительно были выделены два психотипа "альтернативно ориентированный" и "консервативно ориентированный" в целях обоснования сопротивления комплексному воздействию невротизирующих факторов. Частота колебания психической интенции предположительно связана со степенью интенсивности взаимодействия человека со внутренним или внешним миром.
Многообразие религиозного опыта
Жиртуева Н.С. - Основные направления исследования мистического феномена в современной науке

DOI:
10.7256/2454-0722.2014.12.13582

Аннотация: Предметом исследования являются основные направления научного исследования феномена мистики. Повышенный интерес к мистическим учениям в ХХ веке объясняется кризисом в современной духовной культуре и поиском выхода из него. Компаративное религиоведение и феноменология религии рассматривают мистику как сложный феномен, в котором универсальное начало соединяется с индивидуальными особенностями мистических традиций мира. Научное исследование мистического феномена происходит по таким направлениям: 1. Сущность мистического феномена. 2. Универсальные особенности мистического феномена. 3. Индивидуальные особенности мистического феномена в мистических традициях мира. 4. Сущность феномена псевдомистики в современной культуре. Методологией исследования является компаративное религиоведение. Используются такие основные методы исследования как компаративно-аналитический, индивидуализация, обобщение. Мистический феномен определяют как иллюзию сознания и как сущностный стержень религии. Универсальным началом мистического феномена является стремление к «единению» с Абсолютной реальностью, в результате чего преодолевается эгоцентрическое сознание. Индивидуальные особенности мистических традиций мира зависят от способа решения вопросов относительно сущности Абсолюта, соотношения материального и идеального бытия, методов мистической психопрактики. В отличие от трансэгоцентрических мистических практик, псевдомистические учения стремятся удовлетворить гипертрофированное человеческое Эго.
Жиртуева Н.С. - Основные направления исследования мистического феномена в современной науке c. 1325-1334

DOI:
10.7256/2454-0722.2014.12.65936

Аннотация: Предметом исследования являются основные направления научного исследования феномена мистики. Повышенный интерес к мистическим учениям в ХХ веке объясняется кризисом в современной духовной культуре и поиском выхода из него. Компаративное религиоведение и феноменология религии рассматривают мистику как сложный феномен, в котором универсальное начало соединяется с индивидуальными особенностями мистических традиций мира. Научное исследование мистического феномена происходит по таким направлениям: 1. Сущность мистического феномена. 2. Универсальные особенности мистического феномена. 3. Индивидуальные особенности мистического феномена в мистических традициях мира. 4. Сущность феномена псевдомистики в современной культуре. Методологией исследования является компаративное религиоведение. Используются такие основные методы исследования как компаративно-аналитический, индивидуализация, обобщение. Мистический феномен определяют как иллюзию сознания и как сущностный стержень религии. Универсальным началом мистического феномена является стремление к «единению» с Абсолютной реальностью, в результате чего преодолевается эгоцентрическое сознание. Индивидуальные особенности мистических традиций мира зависят от способа решения вопросов относительно сущности Абсолюта, соотношения материального и идеального бытия, методов мистической психопрактики. В отличие от трансэгоцентрических мистических практик, псевдомистические учения стремятся удовлетворить гипертрофированное человеческое Эго.
Профессиональная психология
Федорова-Гальберштам А.М. - Интермодальный синтез и методы идеомоторной тренировки в музыкально-исполнительской деятельности

DOI:
10.7256/2454-0722.2014.12.13460

Аннотация: Предметом исследования в данной статье выступают процессы интермодального синтеза в профессиональной деятельности музыканта-исполнителя. В ходе профессионального обучения музыканты накапливают большой спектр сложных и тонких психологических навыков, относимых нами к основным профессиональным ресурсам музыкально-исполнительской деятельности. Это, прежде всего, интермодальные связи: зрительно-двигательные, слухо-двигательные, зрительно-слуховые. Именно от уровня их развития, на наш взгляд, зависит успешное формирование профессионализма и творческой индивидуальности музыканта. Под основными ресурсами мы подразумеваем сложно организованную систему профессиональной рефлексии музыканта, а также процессы идеомоторики и интермодального синтеза, как базовые механизмы создания целостного музыкального опыта музыканта, и на его основе - художественного образа произведения. Данное исследование опирается на системную методологию, обладающую наибольшей универсальностью в рассмотрении сложных предметных полей. Изучая феномены и закономерности музыкально-исполнительского творчества, мы обращаемся к сложнейшей, многоуровневой и многокомпонентной структуре деятельности. Также значимым для данной работы является методологический принцип холизма, или целостности. Говоря о полимодальности, синестезийности музыкального сознания, мы базируемся на идее об изначальной целостности образа мира в сознании человека. Научная новизна данной работы содержится в положениях об интермодальном синтезе как базовом психологическом ресурсе музыкально-исполнительской деятельности. Новым ракурсом является рассмотрение сложно организованной системы профессиональной рефлексии музыканта в контексте интермодальных связей и идеомоторной тренировки. В ходе исследования сформулирован вывод о наибольшей важности формирования слухо-двигательных связей и продуктивных слуховых представлений музыканта. Также показана взаимосвязь между степенью развития идеомоторных навыков, операционального уровня профессиональной рефлексии и возможностями создания целостного музыкального образа произведения.
Федорова-Гальберштам А.М. - Интермодальный синтез и методы идеомоторной тренировки в музыкально-исполнительской деятельности c. 1335-1341

DOI:
10.7256/2454-0722.2014.12.65937

Аннотация: Предметом исследования в данной статье выступают процессы интермодального синтеза в профессиональной деятельности музыканта-исполнителя. В ходе профессионального обучения музыканты накапливают большой спектр сложных и тонких психологических навыков, относимых нами к основным профессиональным ресурсам музыкально-исполнительской деятельности. Это, прежде всего, интермодальные связи: зрительно-двигательные, слухо-двигательные, зрительно-слуховые. Именно от уровня их развития, на наш взгляд, зависит успешное формирование профессионализма и творческой индивидуальности музыканта. Под основными ресурсами мы подразумеваем сложно организованную систему профессиональной рефлексии музыканта, а также процессы идеомоторики и интермодального синтеза, как базовые механизмы создания целостного музыкального опыта музыканта, и на его основе - художественного образа произведения. Данное исследование опирается на системную методологию, обладающую наибольшей универсальностью в рассмотрении сложных предметных полей. Изучая феномены и закономерности музыкально-исполнительского творчества, мы обращаемся к сложнейшей, многоуровневой и многокомпонентной структуре деятельности. Также значимым для данной работы является методологический принцип холизма, или целостности. Говоря о полимодальности, синестезийности музыкального сознания, мы базируемся на идее об изначальной целостности образа мира в сознании человека. Научная новизна данной работы содержится в положениях об интермодальном синтезе как базовом психологическом ресурсе музыкально-исполнительской деятельности. Новым ракурсом является рассмотрение сложно организованной системы профессиональной рефлексии музыканта в контексте интермодальных связей и идеомоторной тренировки. В ходе исследования сформулирован вывод о наибольшей важности формирования слухо-двигательных связей и продуктивных слуховых представлений музыканта. Также показана взаимосвязь между степенью развития идеомоторных навыков, операционального уровня профессиональной рефлексии и возможностями создания целостного музыкального образа произведения.
Ключи творчества
Нарциссова С.Ю. - Мышление современного управленца

DOI:
10.7256/2454-0722.2014.12.13630

Аннотация: В статье рассматриваются психологические особенности мышления успешного управленца, приводятся типы управленческого мышления (социально-обусловленный, экономический и инновационный) и объекты, соответствующие данным типам, описываются ряд характеристик мышления управленца, приводятся аргументы, демонстрирующие особенности управленческого мышления: способность провести маркетинговое исследование на предмет создания малых предприятий среди потенциальных организаторов; продумать и спланировать программу обучения будущих управленцев инновационных предприятий, включающие все управленческие функции и соответствующие им модули (среди которых: экономическая оценка инвестиций, анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия, управление интеллектуальной собственностью, управление персоналом). Методологию исследования составили диалектический подход в психологии, принцип взаимообусловленности мышления и речи (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия); когнитивный подход лингвистической теории аргументации А.Н. Баранова; представления o мышлении как o процессе и деятельности С.Л. Рубинштейна и А.В. Брушлинского. При подготовке статьи использован анализ статистических данных по материалам Генеральной прокуратуры РФ и судов России о нарушениях в сфере труда, а также сравнительный анализ данных мониторинга инновационной деятельности вузов при подготовке современных управленцев. Среди деятельностно-ориентированных аспектов мышления современного управленца отмечается создание малых инновационных предприятий при высших учебных заведениях и меры их государственной поддержки, разработка и внедрение специализированных программ переподготовки современных управленцев. Отмечаются свойства мышления успешного управленца: адекватность и своевременность, способность взять на себя определенные обязательства и ряд других. При всех положительных факторах, должных отразить специфику мышления управленца, отмечается недостаток формирования правосознания управленцев. Предлагается обратить особое внимание на формирование корпоративной культуры организации, которую следует рассматривать как фактор повышения конкурентоспособности предприятия, а также на морально-психологическую обоснованность решений управленца.
Нарциссова С.Ю. - Мышление современного управленца c. 1342-1360

DOI:
10.7256/2454-0722.2014.12.65938

Аннотация: В статье рассматриваются психологические особенности мышления успешного управленца, приводятся типы управленческого мышления (социально-обусловленный, экономический и инновационный) и объекты, соответствующие данным типам, описываются ряд характеристик мышления управленца, приводятся аргументы, демонстрирующие особенности управленческого мышления: способность провести маркетинговое исследование на предмет создания малых предприятий среди потенциальных организаторов; продумать и спланировать программу обучения будущих управленцев инновационных предприятий, включающие все управленческие функции и соответствующие им модули (среди которых: экономическая оценка инвестиций, анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия, управление интеллектуальной собственностью, управление персоналом). Методологию исследования составили диалектический подход в психологии, принцип взаимообусловленности мышления и речи (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия); когнитивный подход лингвистической теории аргументации А.Н. Баранова; представления o мышлении как o процессе и деятельности С.Л. Рубинштейна и А.В. Брушлинского. При подготовке статьи использован анализ статистических данных по материалам Генеральной прокуратуры РФ и судов России о нарушениях в сфере труда, а также сравнительный анализ данных мониторинга инновационной деятельности вузов при подготовке современных управленцев. Среди деятельностно-ориентированных аспектов мышления современного управленца отмечается создание малых инновационных предприятий при высших учебных заведениях и меры их государственной поддержки, разработка и внедрение специализированных программ переподготовки современных управленцев. Отмечаются свойства мышления успешного управленца: адекватность и своевременность, способность взять на себя определенные обязательства и ряд других. При всех положительных факторах, должных отразить специфику мышления управленца, отмечается недостаток формирования правосознания управленцев. Предлагается обратить особое внимание на формирование корпоративной культуры организации, которую следует рассматривать как фактор повышения конкурентоспособности предприятия, а также на морально-психологическую обоснованность решений управленца.
ПСИХОПАТОЛОГИЯ ПОВСЕДНЕВНОСТИ
Егорова И.В. - Упрощённое понимание человека

DOI:
10.7256/2454-0722.2014.12.13625

Аннотация: Автор статьи размышляет о том, что многие научные открытия, которые сделаны за последние десятилетия, не получили пока основательной философской проработки. В результате во многих науках о человеке укоренился редукционизм. Так называется мировоззренческая установка, согласно которой сложные процессы сводятся к простым. Например, в биологии, которая занимается постижением человеческой природы, нередко специфика частности распространяется на целое. В результате возникает упрощенное понимание человека. Автор обращается к анализу проблемы редукционизма на материале, в основном, биологии. Сегодня биология, анатомия и физиология дали человечеству огромный эмпирический материал, позволяющий судить о том, как функционирует человеческое тело. В статье используются методы философской антропологии, позволяющие показать, что человек является и животным, и не животным. Поэтому простое перенесение фактов, относящихся к природному царству, не позволяет понять специфику человека как особого рода сущего. Новизна статьи состоит в том, что автор предлагает еще раз вернуться к феномену редукционизма. В свое время философы показали недостаточность такого метода для понимания сущности разного рода явлений. Однако за последние десятилетия эта методологическая установка вновь обрела распространенность. Особенно нетерпим редукционизм в сфере философской антропологии, поскольку он создает неполную и неточную картину «специфически человеческого».
Егорова И.В. - Упрощённое понимание человека c. 1361-1369

DOI:
10.7256/2454-0722.2014.12.65939

Аннотация: Автор статьи размышляет о том, что многие научные открытия, которые сделаны за последние десятилетия, не получили пока основательной философской проработки. В результате во многих науках о человеке укоренился редукционизм. Так называется мировоззренческая установка, согласно которой сложные процессы сводятся к простым. Например, в биологии, которая занимается постижением человеческой природы, нередко специфика частности распространяется на целое. В результате возникает упрощенное понимание человека. Автор обращается к анализу проблемы редукционизма на материале, в основном, биологии. Сегодня биология, анатомия и физиология дали человечеству огромный эмпирический материал, позволяющий судить о том, как функционирует человеческое тело. В статье используются методы философской антропологии, позволяющие показать, что человек является и животным, и не животным. Поэтому простое перенесение фактов, относящихся к природному царству, не позволяет понять специфику человека как особого рода сущего. Новизна статьи состоит в том, что автор предлагает еще раз вернуться к феномену редукционизма. В свое время философы показали недостаточность такого метода для понимания сущности разного рода явлений. Однако за последние десятилетия эта методологическая установка вновь обрела распространенность. Особенно нетерпим редукционизм в сфере философской антропологии, поскольку он создает неполную и неточную картину «специфически человеческого».
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.