по
Психология и Психотехника
18+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Психология и Психотехника" > Содержание № 11, 2014
Выходные данные сетевого издания "Психология и Психотехника"
Номер подписан в печать: 25-12-2014
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Спирова Эльвира Маратовна - доктор философских наук, Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт философии Российской академии наук, Главный научный сотрудник, руководитель сектора истории антропологических учений, руководитель Научно-образовательного центра, 109240, Россия, г. Москва, ул. Гончарная, 12, с.1, оф. 322, elvira-spirova@mail.ru
ISSN: 2454-0722
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 11, 2014
КОЛОНКА ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА
Гуревич П.С. - Трёхчленная модель личности Вильгельма Райха

DOI:
10.7256/2454-0722.2014.11.13437

Аннотация: О психоаналитическом наследии В. Райха написано немало: проанализированы его взгляды на бессознательное, отмечен его взгляд на телесную терапию и представлены возможности телесно-ориентированного психоанализа. Исследователи отмечали также вклад Райха в теорию характеров. Райх видел огромный потенциал здоровья в спонтанных обнаружениях психики. Однако до сих пор не выявлен социальный смысл его учения. В годы, когда он стал приобретать известность, классический психоанализ уже постепенно уступал место неофрейдизму. К. Хорни и Э. Фромм обратили особое внимание на роль социальных факторов в диагностике и лечении пациентов. Они критиковали фрейдизм за игнорирование социальных и культурных факторов в формировании личности. Приверженцы классического психоанализа, обороняясь, упрекали неофрейдистов в принижении роли внутрипсихических и биологических факторов развития индивида. В. Райх остался в стороне от этих направлений. Однако ему принадлежит интересная по замыслу трехчленная модель личности. Автор статьи опирается на методы социальной психологии, которая позволяет выявить роль социального окружения в распознавании невротических симптомов. Вместе с тем при анализе учитывается методы исторического рассмотрения проблемы. В частности, учение Райха помещается в контекст того периода истории психоанализа, когда классический психоанализ постепенно замещается неофрейдизмом. Новизна подхода к теме связана с рассмотрением трёхчленной модели личности В. Райха. Данная модель указывает на приоритетность Райха в выдвижении социально-культурной тематики. Будучи ортодоксальным приверженцем З. Фрейда, В. Райх тем не менее приблизился к пониманию несомненной значимости политики и культуры в становлении личности. В этом отношении, по мнению автора статьи, он даже опередил работы К. Хорни и Э. Фромма, хотя и не достиг той глубины социально-культурного анализа, который присущ неофрейдизму. В. Райх изменил представление о структуре личности у Фрейда. По сути дела создатель психоанализа создал модель психики, в которой отсутствовал культурный контекст. Общее указание Фрейда на роль супер-эго, на родительские запреты, на возможность морального самоосуждения получили более чёткое оформление в модели В. Райха.
Гуревич П.С. - Трёхчленная модель личности Вильгельма Райха c. 1137-1141

DOI:
10.7256/2454-0722.2014.11.65784

Аннотация: О психоаналитическом наследии В. Райха написано немало: проанализированы его взгляды на бессознательное, отмечен его взгляд на телесную терапию и представлены возможности телесно-ориентированного психоанализа. Исследователи отмечали также вклад Райха в теорию характеров. Райх видел огромный потенциал здоровья в спонтанных обнаружениях психики. Однако до сих пор не выявлен социальный смысл его учения. В годы, когда он стал приобретать известность, классический психоанализ уже постепенно уступал место неофрейдизму. К. Хорни и Э. Фромм обратили особое внимание на роль социальных факторов в диагностике и лечении пациентов. Они критиковали фрейдизм за игнорирование социальных и культурных факторов в формировании личности. Приверженцы классического психоанализа, обороняясь, упрекали неофрейдистов в принижении роли внутрипсихических и биологических факторов развития индивида. В. Райх остался в стороне от этих направлений. Однако ему принадлежит интересная по замыслу трехчленная модель личности. Автор статьи опирается на методы социальной психологии, которая позволяет выявить роль социального окружения в распознавании невротических симптомов. Вместе с тем при анализе учитывается методы исторического рассмотрения проблемы. В частности, учение Райха помещается в контекст того периода истории психоанализа, когда классический психоанализ постепенно замещается неофрейдизмом. Новизна подхода к теме связана с рассмотрением трёхчленной модели личности В. Райха. Данная модель указывает на приоритетность Райха в выдвижении социально-культурной тематики. Будучи ортодоксальным приверженцем З. Фрейда, В. Райх тем не менее приблизился к пониманию несомненной значимости политики и культуры в становлении личности. В этом отношении, по мнению автора статьи, он даже опередил работы К. Хорни и Э. Фромма, хотя и не достиг той глубины социально-культурного анализа, который присущ неофрейдизму. В. Райх изменил представление о структуре личности у Фрейда. По сути дела создатель психоанализа создал модель психики, в которой отсутствовал культурный контекст. Общее указание Фрейда на роль супер-эго, на родительские запреты, на возможность морального самоосуждения получили более чёткое оформление в модели В. Райха.
Социальные страсти
Персиянцева С.В., Акимова М.К., Иванова И.И. - Гражданские практики как проявление гражданской идентичности у современной молодёжи

DOI:
10.7256/2454-0722.2014.11.12738

Аннотация: В статье рассматривается характер взаимоотношений между уровнем гражданской идентичности и психологическими составляющими социального капитала. Социальный капитал – это характеристика социальных связей, институциализированных отношений взаимного признания. Основой социального капитала являются базовые позитивные характеристики взаимодействия между людьми и разными социальными группами: доверие, честность, их сплоченность и солидарность. Отсутствие доверия и честности в отношениях между людьми, естественного чувства солидарности мешает сотрудничеству, разрушает всю систему человеческих и социальных отношений. Психологические характеристики социального капитала играют важную роль в формировании гражданской идентичности, которая реализуется в особых гражданских практиках, опирающихся на свободу выбора, ответственность личности, их включенности в структуру социальных связей гражданского общества. Гипотеза нашего исследования заключалась в том, что между психологическими составляющими социального капитала и уровнем гражданской идентичности существует линейная связь, показывающая, что принятие установок гражданского общества является основой индивидуальной выраженности социального капитала. Для диагностики гражданской идентичности применялась проективная методика «Гражданская идентичность» (авторы М.К.Акимова, Е.И.Горбачёва). Стимулы методики - 27 рисунков с изображенными житейскими ситуациями, отношение к которым и их интерпретация позволяют оценивать принятие/непринятие ценностей гражданского общества. Для оценки социального капитала использовались три опросника: Доверительных отношений, Легитимизации нечестности и Солидарности Социальный капитал можно рассматривать следствием гражданской идентичности индивидов, а идентичность должна быть фактором упрочения социальных связей и регулирования поведения индивида и принимаемых им социальных нормативов, установок и ценностей. Это объясняется тем, что идентификация субъекта с социальной группой означает не только включение себя в эту группу, но и осознание главных её установок и ценностей, а также приемлемости их для себя. Сравнительный анализ двух групп студентов (возраст 19-22лет): из Москвы (n=27) и Орехово-Зуева (n=50) выявил, что студенты московского ВУЗа имеют более высокие показатели по всем использованным нами методикам по сравнению со студентами Орехово-Зуева. Вместе с тем, следует отметить, что если высокие уровни гражданской идентичности, доверия и солидарности позитивно характеризуют московских студентов, то высокие баллы по опроснику Легитимизации нечестности означают, что они чаще и в широких пределах считают допустимой нечестность в отношениях с людьми (легитимизируют проявления нечестности). Однако мы не будем останавливаться в этой статье на анализе и интерпретации этих данных, так как наша задача в описываемом исследовании заключалась в доказательстве взаимосвязи уровня гражданской идентичности и психологических аспектов социального капитала. Для статистической обработки полученных показателей применялся корреляционный анализ по Спирмену. Были получены достоверные положительные связи уровня гражданской идентичности с доверием и солидарностью в обеих группах студентов и отрицательная связь с легитимизацией нечестности у студентов Москвы. Это означает, что чем в большей степени студенты идентифицируют себя с гражданским обществом, тем выше у них уровень доверия к его членам, солидарность с ними и менее допустимы проявления нечестности по отношению к ним.
Персиянцева С.В., Акимова М.К., Иванова И.И. - Гражданские практики как проявление гражданской идентичности у современной молодёжи c. 1142-1152

DOI:
10.7256/2454-0722.2014.11.65785

Аннотация: В статье рассматривается характер взаимоотношений между уровнем гражданской идентичности и психологическими составляющими социального капитала. Социальный капитал – это характеристика социальных связей, институциализированных отношений взаимного признания. Основой социального капитала являются базовые позитивные характеристики взаимодействия между людьми и разными социальными группами: доверие, честность, их сплоченность и солидарность. Отсутствие доверия и честности в отношениях между людьми, естественного чувства солидарности мешает сотрудничеству, разрушает всю систему человеческих и социальных отношений. Психологические характеристики социального капитала играют важную роль в формировании гражданской идентичности, которая реализуется в особых гражданских практиках, опирающихся на свободу выбора, ответственность личности, их включенности в структуру социальных связей гражданского общества. Гипотеза нашего исследования заключалась в том, что между психологическими составляющими социального капитала и уровнем гражданской идентичности существует линейная связь, показывающая, что принятие установок гражданского общества является основой индивидуальной выраженности социального капитала. Для диагностики гражданской идентичности применялась проективная методика «Гражданская идентичность» (авторы М.К.Акимова, Е.И.Горбачёва). Стимулы методики - 27 рисунков с изображенными житейскими ситуациями, отношение к которым и их интерпретация позволяют оценивать принятие/непринятие ценностей гражданского общества. Для оценки социального капитала использовались три опросника: Доверительных отношений, Легитимизации нечестности и Солидарности Социальный капитал можно рассматривать следствием гражданской идентичности индивидов, а идентичность должна быть фактором упрочения социальных связей и регулирования поведения индивида и принимаемых им социальных нормативов, установок и ценностей. Это объясняется тем, что идентификация субъекта с социальной группой означает не только включение себя в эту группу, но и осознание главных её установок и ценностей, а также приемлемости их для себя. Сравнительный анализ двух групп студентов (возраст 19-22лет): из Москвы (n=27) и Орехово-Зуева (n=50) выявил, что студенты московского ВУЗа имеют более высокие показатели по всем использованным нами методикам по сравнению со студентами Орехово-Зуева. Вместе с тем, следует отметить, что если высокие уровни гражданской идентичности, доверия и солидарности позитивно характеризуют московских студентов, то высокие баллы по опроснику Легитимизации нечестности означают, что они чаще и в широких пределах считают допустимой нечестность в отношениях с людьми (легитимизируют проявления нечестности). Однако мы не будем останавливаться в этой статье на анализе и интерпретации этих данных, так как наша задача в описываемом исследовании заключалась в доказательстве взаимосвязи уровня гражданской идентичности и психологических аспектов социального капитала. Для статистической обработки полученных показателей применялся корреляционный анализ по Спирмену. Были получены достоверные положительные связи уровня гражданской идентичности с доверием и солидарностью в обеих группах студентов и отрицательная связь с легитимизацией нечестности у студентов Москвы. Это означает, что чем в большей степени студенты идентифицируют себя с гражданским обществом, тем выше у них уровень доверия к его членам, солидарность с ними и менее допустимы проявления нечестности по отношению к ним.
Философия и психология
Консон Г.Р. - Дориан Грей — убийца-интеллектуал в романе Оскара Уайльда «Портрет Дориана Грея»

DOI:
10.7256/2454-0722.2014.11.12973

Аннотация: Предмет исследования составляет процесс деградации личности Дориана Грея из ангелической в преступно-демоническую. Процесс этот показателен своей связью с трансценденцией, которая здесь является датчиком моральных устоев главного героя, при нарушении которых трансценденция в его сознании начинает конкретизироваться и, словно вочеловечиваясь, приобретает реальную силу катастрофического ожидания нравственного возмездия. В связи с этим внимание автора исследования фокусируется на фактическом преображении Дориана в дьявола. Такая метаморфоза становится возможной благодаря характерному для европейской культуры феномену двойничества, основанному на явлении бинарного архетипа. Метод исследования характеризуется комплексным подходом, в котором участвуют этико-философский, психологический, литературный и музыковедческий типы анализа. Научная новизна работы состоит в новой концепции исследования — трактовке Дориана Грея как источника бинарного архетипа человека-дьявола, в котором одна из составляющих — человек — превращается в монстра и в своих демонических намерениях оказывается страшнее своего двойника, а его панэстетизм становится не чем иным, как эстетикой жестокости. Кроме того, новизна статьи проявилась в музыковедческом осмыслении развития образа Дориана, которое, в соответствии с замыслом автора всякий раз по-новому освещать тему-образ, раскрывает внешний неизменный облик героя (план содержания) и внутренний, кардинально трансформированный (план выражения). В итоге анализа автор приходит к выводу, что Дориан — законченная ариманическая личность, киллер-одиночка с «двойным дном»: эстет, реализующий себя в пороке и слывущий в обществе светским львом (разновидность сверхчеловека), представляясь вначале как небрежный тип преступника, а затем — как «профессиональный» с психологией экс-трапунитивного жестокого человека.
Консон Г.Р. - Дориан Грей — убийца-интеллектуал в романе Оскара Уайльда «Портрет Дориана Грея» c. 1153-1161

DOI:
10.7256/2454-0722.2014.11.65786

Аннотация: Предмет исследования составляет процесс деградации личности Дориана Грея из ангелической в преступно-демоническую. Процесс этот показателен своей связью с трансценденцией, которая здесь является датчиком моральных устоев главного героя, при нарушении которых трансценденция в его сознании начинает конкретизироваться и, словно вочеловечиваясь, приобретает реальную силу катастрофического ожидания нравственного возмездия. В связи с этим внимание автора исследования фокусируется на фактическом преображении Дориана в дьявола. Такая метаморфоза становится возможной благодаря характерному для европейской культуры феномену двойничества, основанному на явлении бинарного архетипа. Метод исследования характеризуется комплексным подходом, в котором участвуют этико-философский, психологический, литературный и музыковедческий типы анализа. Научная новизна работы состоит в новой концепции исследования — трактовке Дориана Грея как источника бинарного архетипа человека-дьявола, в котором одна из составляющих — человек — превращается в монстра и в своих демонических намерениях оказывается страшнее своего двойника, а его панэстетизм становится не чем иным, как эстетикой жестокости. Кроме того, новизна статьи проявилась в музыковедческом осмыслении развития образа Дориана, которое, в соответствии с замыслом автора всякий раз по-новому освещать тему-образ, раскрывает внешний неизменный облик героя (план содержания) и внутренний, кардинально трансформированный (план выражения). В итоге анализа автор приходит к выводу, что Дориан — законченная ариманическая личность, киллер-одиночка с «двойным дном»: эстет, реализующий себя в пороке и слывущий в обществе светским львом (разновидность сверхчеловека), представляясь вначале как небрежный тип преступника, а затем — как «профессиональный» с психологией экс-трапунитивного жестокого человека.
Горизонты психологии
Моркина Ю.С. - Живая природа как антропокосмический феномен

DOI:
10.7256/2454-0722.2014.11.12920

Аннотация: Предмет исследования – феномены человеческого мира (антропокосма) и живая природа как пример такого феномена. При этом антропокосм исследуется как трансцендентальное поле для проявленности феноменов. В данной статье живая природа анализируется как феномен антропокосма, отличающийся высоким уровнем сложности и осмысляемый различными способами: научным, повседневным, способами искусства и философии. Сложность живой природы как антропокосмического феномена означает включение непознанного в ее структуру. В данной статье непознанное как компонент феноменов человеческого мира также становится предметом исследования. Методологию данной статьи составляет анализ понятия антропокосма и проведение междисциплинарного исследования сознания и науки, выявление связей между ними на основе феноменологических методов. Понятие антропокосма впервые введено нами и видится нам эвристичным для феноменологического исследования человеческого мира. Оно заключает в себе концептуализацию мира человека, понимаемого как все человечество. Нами показано, что, поскольку сознание человечества включает в себя все сознания отдельных людей как эмпирических субъектов, то антропокосм настоящего времени будет включать в себя все феномены, конституируемые сознаниями всех людей в настоящее время. Нами описано, как антропокосм меняет свою конфигурацию во времени, поскольку изменяются воззрения человека на мир, а, следовательно, феномены, конституируемые сознанием человека (в общем трансцендентальном смысле). Также впервые продемонстрировано, что, наука, изымая иррациональный компонент из субъекта (конституирующее сознание) получает «неполный феномен», объясняемый и исследуемый рационально, неполнота которого является причиной «неисчерпаемости» любого феномена для научного исследования.
Моркина Ю.С. - Живая природа как антропокосмический феномен c. 1162-1171

DOI:
10.7256/2454-0722.2014.11.65787

Аннотация: Предмет исследования – феномены человеческого мира (антропокосма) и живая природа как пример такого феномена. При этом антропокосм исследуется как трансцендентальное поле для проявленности феноменов. В данной статье живая природа анализируется как феномен антропокосма, отличающийся высоким уровнем сложности и осмысляемый различными способами: научным, повседневным, способами искусства и философии. Сложность живой природы как антропокосмического феномена означает включение непознанного в ее структуру. В данной статье непознанное как компонент феноменов человеческого мира также становится предметом исследования. Методологию данной статьи составляет анализ понятия антропокосма и проведение междисциплинарного исследования сознания и науки, выявление связей между ними на основе феноменологических методов. Понятие антропокосма впервые введено нами и видится нам эвристичным для феноменологического исследования человеческого мира. Оно заключает в себе концептуализацию мира человека, понимаемого как все человечество. Нами показано, что, поскольку сознание человечества включает в себя все сознания отдельных людей как эмпирических субъектов, то антропокосм настоящего времени будет включать в себя все феномены, конституируемые сознаниями всех людей в настоящее время. Нами описано, как антропокосм меняет свою конфигурацию во времени, поскольку изменяются воззрения человека на мир, а, следовательно, феномены, конституируемые сознанием человека (в общем трансцендентальном смысле). Также впервые продемонстрировано, что, наука, изымая иррациональный компонент из субъекта (конституирующее сознание) получает «неполный феномен», объясняемый и исследуемый рационально, неполнота которого является причиной «неисчерпаемости» любого феномена для научного исследования.
Внутренний мир человека
Корнеенков С.С. - Ретроспекция: перинатальные переживания души/сознания в материи (экспериментальное исследование в измененном состоянии сознания)

DOI:
10.7256/2454-0722.2014.11.12816

Аннотация: Рассматриваются вопросы перинатальной психологии. Теоретическое и экспериментальное исследование построено на гипотезе о том, что человек: а) является саморазвивающимся существом, в его сознании сохраняются все переживания, связанные с внутриутробным периодом развития; б) находясь в измененном состоянии сознания способен вспомнить те психические состояния и переживания, которые он испытывал во время пе-ринатального периода жизни. Цель исследования: 1. Изучить научную и йогическую литературу по проблеме единения сознания души и материи в перинатальный период жизни индивида. 2. Провести экспериментальное изучение переживаний, восприятия и мышления индивида в измененном состоянии сознания в разные периоды перинатального развития. Объект исследования: измененное состояние сознания. Предмет исследования: особенности восприятия, мышления и переживания индивидуального сознания: а) до момента встречи с оплодотворенной яйцеклеткой; б) в момент и после образования зиготы; в) в первые дни жизни ребенка. Применялась разработанная автором интегральная технология обучения и самопознания (ИТОиС) с использованием не только бодрствующего сознания индивида, но и измененного состояния сознания (ИСС). Вхождение в ИСС осуществлялось в несколько этапов по определенному алгоритму с применением следующих методик самопознания: установки, настройки, концентрации, музыки, ме-дитации, суггестии, самовнушения, молитвы, мантры, сонастройки. Впервые получены экспериментальные данные об особенностях восприятия, мышления и переживания в измененном состоянии сознания в перинатальный период развития индивида. Овладение медитацией позволяет осознанно воспринимать «другую» реальность, принимать свой внутренний мир и окружающую действительность как единое целое. В медитации (ИСС) можно проводить самоисследование, самообучение согласно поставленным целям. Данная технология позволяет успешно изучать теоретический и практический курс психологии и педагогики, анатомии и физиологии, а также любую дисциплину, предусмотренную программой обучения в вузе.
Корнеенков С.С. - Ретроспекция: перинатальные переживания души/сознания в материи (экспериментальное исследование в измененном состоянии сознания) c. 1172-1185

DOI:
10.7256/2454-0722.2014.11.65788

Аннотация: Рассматриваются вопросы перинатальной психологии. Теоретическое и экспериментальное исследование построено на гипотезе о том, что человек: а) является саморазвивающимся существом, в его сознании сохраняются все переживания, связанные с внутриутробным периодом развития; б) находясь в измененном состоянии сознания способен вспомнить те психические состояния и переживания, которые он испытывал во время пе-ринатального периода жизни. Цель исследования: 1. Изучить научную и йогическую литературу по проблеме единения сознания души и материи в перинатальный период жизни индивида. 2. Провести экспериментальное изучение переживаний, восприятия и мышления индивида в измененном состоянии сознания в разные периоды перинатального развития. Объект исследования: измененное состояние сознания. Предмет исследования: особенности восприятия, мышления и переживания индивидуального сознания: а) до момента встречи с оплодотворенной яйцеклеткой; б) в момент и после образования зиготы; в) в первые дни жизни ребенка. Применялась разработанная автором интегральная технология обучения и самопознания (ИТОиС) с использованием не только бодрствующего сознания индивида, но и измененного состояния сознания (ИСС). Вхождение в ИСС осуществлялось в несколько этапов по определенному алгоритму с применением следующих методик самопознания: установки, настройки, концентрации, музыки, ме-дитации, суггестии, самовнушения, молитвы, мантры, сонастройки. Впервые получены экспериментальные данные об особенностях восприятия, мышления и переживания в измененном состоянии сознания в перинатальный период развития индивида. Овладение медитацией позволяет осознанно воспринимать «другую» реальность, принимать свой внутренний мир и окружающую действительность как единое целое. В медитации (ИСС) можно проводить самоисследование, самообучение согласно поставленным целям. Данная технология позволяет успешно изучать теоретический и практический курс психологии и педагогики, анатомии и физиологии, а также любую дисциплину, предусмотренную программой обучения в вузе.
Интеллектуальные игры
Султанова М.А. - Лоуренс Миннела. Игра и культура (пост) модерна. (Очерк об изменениях в научном интересе к феномену игры). (Перевод М.А. Султановой)

DOI:
10.7256/2454-0722.2014.11.13438

Аннотация: Обращается внимание на определенный рост научного интереса к игре как к феномену и метафоре современной западной культуры. Феномен игры рассматривается как теоретический предмет (существует множество теорий игр), но эти теории часто используются и на практике, поскольку метафора игры доказала свою эвристическую полезность, предлагая современную систему взглядов, вполне пригодных для их применения в исследовательской работе. Автор очерка ставит задачу проследить процесс изменения научного интереса к концепции игры и процесс формирования концепции игры как феномена и метафоры современной (пост)модерной культуры Запада. Современная западная культура определяется автором как (пост)модернистская. С этой точки зрения он сравнивает эту культуру с игрой, с комплексом игр без всякой цели, без трансцендентного назначения, хотя имеются определенные правила игры, которые игроки обязаны соблюдать. Научный интерес Запада к игре как к феномену и метафоре сегодня отражает отношение этой культуры к самой себе как к игре. Сегодня невозможно представить западный дискурс в любой области исследований без обращения к феномену игры – например, в таких далеких от игры сферах, как теории языка, культуры, экономики, политики и т.д. Поскольку (пост) модернистская культура может быть описана в терминах игры, следовательно, (пост)модернистская культура может выразить себя через игру.
Султанова М.А. - Лоуренс Миннела. Игра и культура (пост) модерна. (Очерк об изменениях в научном интересе к феномену игры). (Перевод М.А. Султановой) c. 1186-1204

DOI:
10.7256/2454-0722.2014.11.65789

Аннотация: Обращается внимание на определенный рост научного интереса к игре как к феномену и метафоре современной западной культуры. Феномен игры рассматривается как теоретический предмет (существует множество теорий игр), но эти теории часто используются и на практике, поскольку метафора игры доказала свою эвристическую полезность, предлагая современную систему взглядов, вполне пригодных для их применения в исследовательской работе. Автор очерка ставит задачу проследить процесс изменения научного интереса к концепции игры и процесс формирования концепции игры как феномена и метафоры современной (пост)модерной культуры Запада. Современная западная культура определяется автором как (пост)модернистская. С этой точки зрения он сравнивает эту культуру с игрой, с комплексом игр без всякой цели, без трансцендентного назначения, хотя имеются определенные правила игры, которые игроки обязаны соблюдать. Научный интерес Запада к игре как к феномену и метафоре сегодня отражает отношение этой культуры к самой себе как к игре. Сегодня невозможно представить западный дискурс в любой области исследований без обращения к феномену игры – например, в таких далеких от игры сферах, как теории языка, культуры, экономики, политики и т.д. Поскольку (пост) модернистская культура может быть описана в терминах игры, следовательно, (пост)модернистская культура может выразить себя через игру.
Понять человека
Корнильев В.В. - Процессуальный подход к рассмотрению психических состояний (Часть 2)

DOI:
10.7256/2454-0722.2014.11.12968

Аннотация: В данной статье основной задачей было определение оси психического времени в системе процессуального определения психических состояний. Целью было определение областей психического прошлого и будущего, к ресурсам которых может обращаться психическая интенция. Рассматривалась также смысловая связь между областями психического будущего и прошлого и то, какие психические ресурсы они содержат. Также, исходя из графических и математических условий было рассмотрено многообразие форм движения психических интенций, что должно показать, насколько применима данная система для описания многообразия психических состояний. Основным методом данной работы является психологическое моделирование. Оно заключается в исследовании применения отображения динамики психической интенции в системе осей психического и биологического времен. В результате было выделено по четыре области психического времени в прошлом и будущем. Каждая пара таких областей описывает качественно и количественно ментальные навыки человека. Состояние ментальных навыков в результате является итоговым параметром психического состояния. Состояния нормы в системе определяются четкой периодичностью, симметрией и регулярным чередованием движения психической интенции. Состояние патологии определяется хаотичностью асимметрией движения психической интенции.
Корнильев В.В. - Процессуальный подход к рассмотрению психических состояний (Часть 2) c. 1205-1214

DOI:
10.7256/2454-0722.2014.11.65790

Аннотация: В данной статье основной задачей было определение оси психического времени в системе процессуального определения психических состояний. Целью было определение областей психического прошлого и будущего, к ресурсам которых может обращаться психическая интенция. Рассматривалась также смысловая связь между областями психического будущего и прошлого и то, какие психические ресурсы они содержат. Также, исходя из графических и математических условий было рассмотрено многообразие форм движения психических интенций, что должно показать, насколько применима данная система для описания многообразия психических состояний. Основным методом данной работы является психологическое моделирование. Оно заключается в исследовании применения отображения динамики психической интенции в системе осей психического и биологического времен. В результате было выделено по четыре области психического времени в прошлом и будущем. Каждая пара таких областей описывает качественно и количественно ментальные навыки человека. Состояние ментальных навыков в результате является итоговым параметром психического состояния. Состояния нормы в системе определяются четкой периодичностью, симметрией и регулярным чередованием движения психической интенции. Состояние патологии определяется хаотичностью асимметрией движения психической интенции.
Мотивация и духовность личности
Мартьянова Г.Ю. - Детерминация активности клиента индивидуального психологиче-ского консультирования его ответственностью

DOI:
10.7256/2454-0722.2014.11.13195

Аннотация: Статья раскрывает специфику мотивационной активности клиентов индивидуального психологического консультирования в зависимости от степени их ответственности. Целью эмпирической работы стал анализ корреляционных связей интернальности и мотивационных характеристик на начальных этапах консультирования и по его окончанию. Показана динамика социальной мотивации, мотивов самореализации и самоуважения, стремления уменьшить потребностное напряженность в трудной жизненной ситуации и целедостижения в зависимости от эффективности консультативной сессии. Доказывается ответственность как необходимое и требуемое условие психологического консультирования в той его части, которая гарантирует мотивационную включенность клиента в процесс и результат получения помощи. Исследование методологически базируется на положениях субъектного подхода об активности как источнике ответственности и самодетерминации личности. Экспериментально подтверждено, что повышение значений интернальности как параметра личностной ответственности обусловливает изменения в самоуважении, самореализации и в намерении осуществить цель. Увеличение же ответственности более всего зависит от выраженности у субъектов трудной жизненной ситуации самоуважения. Подтвержденный факт связи ответственности с мотивацией обусловливает необходимость тщательной разработки принципа активности клиента в психологии консультирования.
Мартьянова Г.Ю. - Детерминация активности клиента индивидуального психологиче-ского консультирования его ответственностью c. 1215-1221

DOI:
10.7256/2454-0722.2014.11.65791

Аннотация: Статья раскрывает специфику мотивационной активности клиентов индивидуального психологического консультирования в зависимости от степени их ответственности. Целью эмпирической работы стал анализ корреляционных связей интернальности и мотивационных характеристик на начальных этапах консультирования и по его окончанию. Показана динамика социальной мотивации, мотивов самореализации и самоуважения, стремления уменьшить потребностное напряженность в трудной жизненной ситуации и целедостижения в зависимости от эффективности консультативной сессии. Доказывается ответственность как необходимое и требуемое условие психологического консультирования в той его части, которая гарантирует мотивационную включенность клиента в процесс и результат получения помощи. Исследование методологически базируется на положениях субъектного подхода об активности как источнике ответственности и самодетерминации личности. Экспериментально подтверждено, что повышение значений интернальности как параметра личностной ответственности обусловливает изменения в самоуважении, самореализации и в намерении осуществить цель. Увеличение же ответственности более всего зависит от выраженности у субъектов трудной жизненной ситуации самоуважения. Подтвержденный факт связи ответственности с мотивацией обусловливает необходимость тщательной разработки принципа активности клиента в психологии консультирования.
Многообразие религиозного опыта
Зайцева М.Л. - Духовные ощущения как основа эстетического сознания эпохи Средневековья

DOI:
10.7256/2454-0722.2014.11.13378

Аннотация: Предмет исследования - синестезийность как системное свойство мышления. Автором предпринята попытка доказать, что эстетическая выразительность художественного образа в эпоху Средневековья определялась способностью всех элементов сакрального искусства выступать в роли импульсов для сенсорных ощущений и возникающего эмоционального резонанса. Выявлено, что синестезийное восприятие соборных искусств предполагает наличие синергического эффекта, производимого литургическим образом, понимаемым как символ, сакральный носитель божественной энергии и духовной силы прообраза, сакрально-онтологический феномен, реально являющий членам богослужения духовный архетип. Методологической основой статьи является общенаучный метод обобщений и сравнений (для обоснования интегративного характера синестезии как проявления принципа холизма) и конкретно исторический метод, позволяющий выявить основные мировоззренческие факторы, оказавшие влияние на развитие искусства эпохи Средневековья. Статья посвящена анализу синестезийных основ художественного мышления эпохи Средневековья. В ней впервые рассматривается искусство с позиции синестезийности как системного свойства художественного мышления и эстетического восприятия. Обосновано, что эстетическое восприятие соборных искусств обусловливалось именно тем, что искусство и богословие были взаимокоррелирующими полюсами, создающими облик культуры как духовно-энергетического поля. Выявлена важность интероцептивных ощущений в процессе художественно-эстетического восприятия.
Зайцева М.Л. - Духовные ощущения как основа эстетического сознания эпохи Средневековья c. 1222-1230

DOI:
10.7256/2454-0722.2014.11.65792

Аннотация: Предмет исследования - синестезийность как системное свойство мышления. Автором предпринята попытка доказать, что эстетическая выразительность художественного образа в эпоху Средневековья определялась способностью всех элементов сакрального искусства выступать в роли импульсов для сенсорных ощущений и возникающего эмоционального резонанса. Выявлено, что синестезийное восприятие соборных искусств предполагает наличие синергического эффекта, производимого литургическим образом, понимаемым как символ, сакральный носитель божественной энергии и духовной силы прообраза, сакрально-онтологический феномен, реально являющий членам богослужения духовный архетип. Методологической основой статьи является общенаучный метод обобщений и сравнений (для обоснования интегративного характера синестезии как проявления принципа холизма) и конкретно исторический метод, позволяющий выявить основные мировоззренческие факторы, оказавшие влияние на развитие искусства эпохи Средневековья. Статья посвящена анализу синестезийных основ художественного мышления эпохи Средневековья. В ней впервые рассматривается искусство с позиции синестезийности как системного свойства художественного мышления и эстетического восприятия. Обосновано, что эстетическое восприятие соборных искусств обусловливалось именно тем, что искусство и богословие были взаимокоррелирующими полюсами, создающими облик культуры как духовно-энергетического поля. Выявлена важность интероцептивных ощущений в процессе художественно-эстетического восприятия.
Клиническая психология
Чернова Е.П., Борисова Е.Ю., Козина И.Б. - Особенности развития функциональных блоков мозга у детей 5-7 лет с речевой патологией

DOI:
10.7256/2454-0722.2014.11.13211

Аннотация: Предмет исследования - особенности развития функциональных блоков мозга (по А. Р. Лурия) у детей 5-7 лет с общим недоразвитием речи 1, 2 и 3 уровней, проживающих в Республике Марий Эл: блока программирования, регуляции и контроля деятельности; блока приема переработки и хранения информации; энергетического блока. Особенности серийной организации движений и действий определены на основе анализа результатов нейропсихологической пробы на динамический праксис и пробы на составление рассказа по серии сюжетных картин. Оценка особенностей программирования и контроля произвольных действий осуществлялась на основе анализа результатов выполнения детьми таких проб, как «реакция выбора» и «раскладывание серии картинок». Анализ состояния функций блока приема, переработки и хранения информации проводился по результатам выполнения детьми с ОНР следующих проб: на обработку кинестетической информации – праксиса позы пальцев; на обработку слуховой информации – слухоречевой памяти; на обработку зрительной информации - восприятия перечеркнутых изображений; на обработку зрительно-пространственной информации – копирования рисунка. Оценка состояния энергетического блока осуществлялась по результатам проб «реципрокная координация», «динамический праксис», «графомоторная проба». Методологической основой исследования явились положения нейропсихологии о психологическом строении и мозговой организации высших психических функций человека (А.Р. Лурия, Т.Г. Визель, Э.Г. Симерницкая, Е.Д. Хомская, Л.С. Цветкова, В.М. Шкловский и др.). Нейропсихологический подход к анализу речевых нарушений является одним из перспективных подходов, так как позволяет исследовать психоречевую патологию на уровне взаимодействия мозговых систем и функций, что наиболее точно определяет состояние речи как ВПФ и прогноз ее развития. Исследование проведено с использованием программы нейропсихологической диагностики, включающей известные нейропсихологические пробы А.Р. Лурия, в модификации Т.В. Ахутиной, О.Б. Иншаковой , Т.Г. Визель , А.В. Семенович. Научная новизна состоит в том, что определены характерные отличительные особенности в развитии функциональных блоков мозга у детей с речевой патологией на основе сравнительного анализа результатов нейропсихологической диагностики в разрезе возраста и степени тяжести речевого недоразвития. Выводы: 1.При речевой патологии, проявляющейся в общем недоразвитии речи 1, 2 и 3 уровня, отмечаются трудности формирования функции всех трех блоков мозга: блока программирования, регуляции и контроля деятельности, блока приема переработки и хранения информации, энергетического блока; 2.Количественный и качественный анализ результатов выполнения отдельных проб показал неравномерность распределения и разнородность проявлений нарушений отдельных функций блоков как у дошкольников с ОНР 1 и 2 уровня, так и у дошкольников с ОНР 3 уровня; 3.Сравнение по уровням недоразвития речи свидетельствует о больших трудностях в формировании функций блока программирования, регуляции и контроля деятельности, блока приема переработки и хранения информации и энергетического блока у детей с ОНР 1 и 2 уровня, чем у детей с ОНР 3 уровня. 4.Анализ результатов выполнения проб детьми с речевой патологии в разрезе возраста свидетельствует о сложностях в формировании функций всех трех блоков у дошкольников с ОНР 1 и 2 уровня в группе 6-7- летних детей.
Чернова Е.П., Борисова Е.Ю., Козина И.Б. - Особенности развития функциональных блоков мозга у детей 5-7 лет с речевой патологией c. 1231-1239

DOI:
10.7256/2454-0722.2014.11.65793

Аннотация: Предмет исследования - особенности развития функциональных блоков мозга (по А. Р. Лурия) у детей 5-7 лет с общим недоразвитием речи 1, 2 и 3 уровней, проживающих в Республике Марий Эл: блока программирования, регуляции и контроля деятельности; блока приема переработки и хранения информации; энергетического блока. Особенности серийной организации движений и действий определены на основе анализа результатов нейропсихологической пробы на динамический праксис и пробы на составление рассказа по серии сюжетных картин. Оценка особенностей программирования и контроля произвольных действий осуществлялась на основе анализа результатов выполнения детьми таких проб, как «реакция выбора» и «раскладывание серии картинок». Анализ состояния функций блока приема, переработки и хранения информации проводился по результатам выполнения детьми с ОНР следующих проб: на обработку кинестетической информации – праксиса позы пальцев; на обработку слуховой информации – слухоречевой памяти; на обработку зрительной информации - восприятия перечеркнутых изображений; на обработку зрительно-пространственной информации – копирования рисунка. Оценка состояния энергетического блока осуществлялась по результатам проб «реципрокная координация», «динамический праксис», «графомоторная проба». Методологической основой исследования явились положения нейропсихологии о психологическом строении и мозговой организации высших психических функций человека (А.Р. Лурия, Т.Г. Визель, Э.Г. Симерницкая, Е.Д. Хомская, Л.С. Цветкова, В.М. Шкловский и др.). Нейропсихологический подход к анализу речевых нарушений является одним из перспективных подходов, так как позволяет исследовать психоречевую патологию на уровне взаимодействия мозговых систем и функций, что наиболее точно определяет состояние речи как ВПФ и прогноз ее развития. Исследование проведено с использованием программы нейропсихологической диагностики, включающей известные нейропсихологические пробы А.Р. Лурия, в модификации Т.В. Ахутиной, О.Б. Иншаковой , Т.Г. Визель , А.В. Семенович. Научная новизна состоит в том, что определены характерные отличительные особенности в развитии функциональных блоков мозга у детей с речевой патологией на основе сравнительного анализа результатов нейропсихологической диагностики в разрезе возраста и степени тяжести речевого недоразвития. Выводы: 1.При речевой патологии, проявляющейся в общем недоразвитии речи 1, 2 и 3 уровня, отмечаются трудности формирования функции всех трех блоков мозга: блока программирования, регуляции и контроля деятельности, блока приема переработки и хранения информации, энергетического блока; 2.Количественный и качественный анализ результатов выполнения отдельных проб показал неравномерность распределения и разнородность проявлений нарушений отдельных функций блоков как у дошкольников с ОНР 1 и 2 уровня, так и у дошкольников с ОНР 3 уровня; 3.Сравнение по уровням недоразвития речи свидетельствует о больших трудностях в формировании функций блока программирования, регуляции и контроля деятельности, блока приема переработки и хранения информации и энергетического блока у детей с ОНР 1 и 2 уровня, чем у детей с ОНР 3 уровня. 4.Анализ результатов выполнения проб детьми с речевой патологии в разрезе возраста свидетельствует о сложностях в формировании функций всех трех блоков у дошкольников с ОНР 1 и 2 уровня в группе 6-7- летних детей.
Психология развития
Паламонов И.Ю., Орехов А.Н. - Особенности учета индивидуальности подростка в технологии повышения ценности его жизни

DOI:
10.7256/2454-0722.2014.11.13118

Аннотация: Описывается специально разработанный для технологии формирования ценности собственной жизни и повышения ее просоциальной ориентации подростков 14-17 лет, активных пользователей интернет, комплекс учета индивидуальности подростка. Комплекс включает в себя психометрические методики: тест «Семантическое исследование социальных установок», тест «Персональный смысловой профиль», тест «Ценность собственной жизни», систему обработки и выдачи рекомендаций для индивидуального психологического воздействия на психическую структуру личности подростка, структурированную систему интернет приложений. Технология повышения просоциальной ориентации ценности собственной жизни, основана на использовании известных интернет приложений: социальная сеть ВКонтакте, сервис видеоконференций ooVoo, популярный видео-сервис YouTube, Документы Google, использует электронную почту, а также специально созданный диагностический ресурс www.моятема-мояжизнь.рф. Основополагающим подходом при разработке системы учета индивидуальности подростка при формировании ценности его собственной жизни и повышения ее просоциальной ориентации служило сочетание идеографического и номотетического методов, позволяющее, не умаляя индивидуальность несовершеннолетних, опираться на общие теории психических явлений и общие принципы психологии, к которым мы относим в данном случае принципы детерминизма, целостности, активности, развития, системного подхода, обусловленности и позитивности. Теоретическую основу такого учета составляют: строгая психологическая теория, широко использующая математический аппарат, результаты анализа теорий и концепций модификации поведения. Впервые разработан и прошел верификацию специально созданный для учета индивидуальности подростка комплекс интернет приложений и психометрических методик, позволяющий получать информацию о семантической структуре установок подростка, его персональном смысловом профиле и источниках повышения ценности его жизни. Комплекс включает в себя психометрические методики: тест «Семантическое исследование социальных установок», тест «Персональный смысловой профиль», тест «Ценность собственной жизни», систему обработки и выдачи рекомендаций для индивидуального психологического воздействия на психическую структуру личности подростка, структурированную систему интернет приложений. Эксперименты показали эффективность сочетания общего и индивидуализированного воздействия на подростка. Было выявлено образование в психической структуре личности подростка устойчивых во времени просоциальных ценностных образований, основанных на осмыслении просоциального поведения. Внедрение технологии в работу профильных организаций показало их высокую заинтересованность. Авторы проводят обучающие мастер-классы по использованию технологии и комплекса психометрических методик.
Паламонов И.Ю., Орехов А.Н. - Особенности учета индивидуальности подростка в технологии повышения ценности его жизни c. 1240-1253

DOI:
10.7256/2454-0722.2014.11.65794

Аннотация: Описывается специально разработанный для технологии формирования ценности собственной жизни и повышения ее просоциальной ориентации подростков 14-17 лет, активных пользователей интернет, комплекс учета индивидуальности подростка. Комплекс включает в себя психометрические методики: тест «Семантическое исследование социальных установок», тест «Персональный смысловой профиль», тест «Ценность собственной жизни», систему обработки и выдачи рекомендаций для индивидуального психологического воздействия на психическую структуру личности подростка, структурированную систему интернет приложений. Технология повышения просоциальной ориентации ценности собственной жизни, основана на использовании известных интернет приложений: социальная сеть ВКонтакте, сервис видеоконференций ooVoo, популярный видео-сервис YouTube, Документы Google, использует электронную почту, а также специально созданный диагностический ресурс www.моятема-мояжизнь.рф. Основополагающим подходом при разработке системы учета индивидуальности подростка при формировании ценности его собственной жизни и повышения ее просоциальной ориентации служило сочетание идеографического и номотетического методов, позволяющее, не умаляя индивидуальность несовершеннолетних, опираться на общие теории психических явлений и общие принципы психологии, к которым мы относим в данном случае принципы детерминизма, целостности, активности, развития, системного подхода, обусловленности и позитивности. Теоретическую основу такого учета составляют: строгая психологическая теория, широко использующая математический аппарат, результаты анализа теорий и концепций модификации поведения. Впервые разработан и прошел верификацию специально созданный для учета индивидуальности подростка комплекс интернет приложений и психометрических методик, позволяющий получать информацию о семантической структуре установок подростка, его персональном смысловом профиле и источниках повышения ценности его жизни. Комплекс включает в себя психометрические методики: тест «Семантическое исследование социальных установок», тест «Персональный смысловой профиль», тест «Ценность собственной жизни», систему обработки и выдачи рекомендаций для индивидуального психологического воздействия на психическую структуру личности подростка, структурированную систему интернет приложений. Эксперименты показали эффективность сочетания общего и индивидуализированного воздействия на подростка. Было выявлено образование в психической структуре личности подростка устойчивых во времени просоциальных ценностных образований, основанных на осмыслении просоциального поведения. Внедрение технологии в работу профильных организаций показало их высокую заинтересованность. Авторы проводят обучающие мастер-классы по использованию технологии и комплекса психометрических методик.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.