по
Психология и Психотехника
18+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Психология и Психотехника" > Содержание № 11, 2013
Выходные данные сетевого издания "Психология и Психотехника"
Номер подписан в печать: 1-6-2013
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Спирова Эльвира Маратовна - доктор философских наук, Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт философии Российской академии наук, Главный научный сотрудник, руководитель сектора истории антропологических учений, руководитель Научно-образовательного центра, 109240, Россия, г. Москва, ул. Гончарная, 12, с.1, оф. 322, elvira-spirova@mail.ru
ISSN: 2454-0722
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 11, 2013
Социальные страсти
Шалимов А.Б. - Диалектика социального и индивидуального в социальных сетях

DOI:
10.7256/2454-0722.2013.11.10108

Аннотация: Аннотация: В статье социальные сети (Вконтакте, Facebook, Одноклассники, Твиттер) рассматриваются как социальный институт, в котором диалектика индивидуального и социального выражается в интериоризации (субъективации) социального и экстериоризации (объективации) индивидуального. В социальных сетях пользователи интериоризируют ценности свободного общения, неприятия запретов, специфические социальные роли, отношение к другим социальным институтам. Особое внимание в статье уделено таким явлениям как список друзей и репосты в социальных сетях. Социальные сети же формируют у человека отношение к дружбе как дискретному, ситуативному и утилитарному явлению. Репосты рассматриваются в исследовании в тренде деградации коммуникации в социальных сетях, потому что приводят к буквальному растворению в коммуникативных процессах любого личного содержания, потере идентичности. Практики в социальных сетях прецедентны и возникают в процессе экстериоризации наиболее успешных, популярных форм и содержаний, возникающих в процессе обмена информацией и постоянной коммуникации. Экстериоризация в социальных сетях очень тесно связана с творчеством, с генерацией новых форм и содержаний в информационной интернет-матрице. Автор статьи приходит к выводу о том, что свобода воли человека в диалектичном процессе смены интериоризации социального и экстериоризации индивидуального в социальных сетях заключается в осуществлении выбора между творческим актом социализации-инициации личности и отчуждением человеческой сущности через растворение в коммуникации.
Шалимов А.Б. - Диалектика социального и индивидуального в социальных сетях c. 1030-1036

DOI:
10.7256/2454-0722.2013.11.63515

Аннотация: Аннотация: В статье социальные сети (Вконтакте, Facebook, Одноклассники, Твиттер) рассматриваются как социальный институт, в котором диалектика индивидуального и социального выражается в интериоризации (субъективации) социального и экстериоризации (объективации) индивидуального. В социальных сетях пользователи интериоризируют ценности свободного общения, неприятия запретов, специфические социальные роли, отношение к другим социальным институтам. Особое внимание в статье уделено таким явлениям как список друзей и репосты в социальных сетях. Социальные сети же формируют у человека отношение к дружбе как дискретному, ситуативному и утилитарному явлению. Репосты рассматриваются в исследовании в тренде деградации коммуникации в социальных сетях, потому что приводят к буквальному растворению в коммуникативных процессах любого личного содержания, потере идентичности. Практики в социальных сетях прецедентны и возникают в процессе экстериоризации наиболее успешных, популярных форм и содержаний, возникающих в процессе обмена информацией и постоянной коммуникации. Экстериоризация в социальных сетях очень тесно связана с творчеством, с генерацией новых форм и содержаний в информационной интернет-матрице. Автор статьи приходит к выводу о том, что свобода воли человека в диалектичном процессе смены интериоризации социального и экстериоризации индивидуального в социальных сетях заключается в осуществлении выбора между творческим актом социализации-инициации личности и отчуждением человеческой сущности через растворение в коммуникации.
Психология масс
Корнильев В.В. - Негативные последствия развития психологии масс в составе социальной психологии

DOI:
10.7256/2454-0722.2013.11.9132

Аннотация: Феномены масс и толп определили интенсивное развитие психологии масс как отдельной отрасли психологической науки. Начиная с работ И. Тена, Г. Тарда, Г. Спенсера исторический материал осмысляется с философской, социологической и психологической точек рения. Тем не менее, значительная работа производимая социальными психологами во многом непродуктивна. В работах М.-Л. Рукетта, С. Московичи, Э. Канетти производится множество классификаций, выделяется большое количество локальных механизмов, однако не имеется достаточной интеграции с мировыми психологическими направлениями. Сформировавшиеся психологические направления и психология масс развиваются слишком независимо. Вопрос психологии масс рассматривается, тем не менее, частным образом в классическом психоанализе, аналитической психологии, трансперсональной психологии и т.п. Полноценное взаимодействие данных направлений с социальной психологией исключает ряд проблем и вопросов социальной психологии. Разобщенность направлений и разделов укрепляет проблемы концептуализации и терминологии. Значительный прорыв можно наблюдать в ходе соотношения аналитической психологии с современными достижениями изучения масс в системе социальной психологии.
Корнильев В.В. - Негативные последствия развития психологии масс в составе социальной психологии c. 1037-1054

DOI:
10.7256/2454-0722.2013.11.63516

Аннотация: Феномены масс и толп определили интенсивное развитие психологии масс как отдельной отрасли психологической науки. Начиная с работ И. Тена, Г. Тарда, Г. Спенсера исторический материал осмысляется с философской, социологической и психологической точек рения. Тем не менее, значительная работа производимая социальными психологами во многом непродуктивна. В работах М.-Л. Рукетта, С. Московичи, Э. Канетти производится множество классификаций, выделяется большое количество локальных механизмов, однако не имеется достаточной интеграции с мировыми психологическими направлениями. Сформировавшиеся психологические направления и психология масс развиваются слишком независимо. Вопрос психологии масс рассматривается, тем не менее, частным образом в классическом психоанализе, аналитической психологии, трансперсональной психологии и т.п. Полноценное взаимодействие данных направлений с социальной психологией исключает ряд проблем и вопросов социальной психологии. Разобщенность направлений и разделов укрепляет проблемы концептуализации и терминологии. Значительный прорыв можно наблюдать в ходе соотношения аналитической психологии с современными достижениями изучения масс в системе социальной психологии.
Философия и психология
Герасимова И.А. - Принятие решения: логика и психология

DOI:
10.7256/2454-0722.2013.11.10209

Аннотация: Проводится сравнительный анализ мотивов и механизмов выбора в процедурах принятия решений. На основании междисциплинарного анализа эволюционных, когнитивных и историко-философских аспектов делается вывод о дополнительности предсознательных и сознательных факторов, влияющих на выбор. В контексте актуальных проблем межкультурных коммуникаций, философии творчества обсуждается вопрос философского обоснования логики и роли логических средств в принятии решения. Выделяются эволюционные факторы, способствовавшие становлению определенности и сознательности в выборе. На формирование аналитического мышления оказали влияние морально-религиозные установки в зороастризме, искусство ведения полемики в античности, деятельность софистов и реакция Платона и Аристотеля, стоическое учение о чувственной предметности и значении логики. Обсуждаются возможности предметно-образного и понятийного мышления в принятии решения. Роль принципа противоречия в принятии решения усматривается в четком разделении истины и лжи, что имеет особую прагматическую ценность в жизненных ситуациях выбора. Определенность принципов классической логики складывалась в ходе когнитивной эволюции.
Герасимова И.А. - Принятие решения: логика и психология c. 1055-1065

DOI:
10.7256/2454-0722.2013.11.63517

Аннотация: Проводится сравнительный анализ мотивов и механизмов выбора в процедурах принятия решений. На основании междисциплинарного анализа эволюционных, когнитивных и историко-философских аспектов делается вывод о дополнительности предсознательных и сознательных факторов, влияющих на выбор. В контексте актуальных проблем межкультурных коммуникаций, философии творчества обсуждается вопрос философского обоснования логики и роли логических средств в принятии решения. Выделяются эволюционные факторы, способствовавшие становлению определенности и сознательности в выборе. На формирование аналитического мышления оказали влияние морально-религиозные установки в зороастризме, искусство ведения полемики в античности, деятельность софистов и реакция Платона и Аристотеля, стоическое учение о чувственной предметности и значении логики. Обсуждаются возможности предметно-образного и понятийного мышления в принятии решения. Роль принципа противоречия в принятии решения усматривается в четком разделении истины и лжи, что имеет особую прагматическую ценность в жизненных ситуациях выбора. Определенность принципов классической логики складывалась в ходе когнитивной эволюции.
Внутренний мир человека
Синеокая Ю.В. - Правда как изнанка обмана

DOI:
10.7256/2454-0722.2013.11.10048

Аннотация: Статья посвящена анализу феномена лжи. Парадоксально, но одним из самым эффективных, а потому и распространенных методов воспитания подрастающего поколения (в частности разоблачения детского обмана) оказывается родительская ложь. При этом отрицательные последствия родительской лжи очевидны: это переживание страха, беспокойство, боль одиночества и чувство покинутости, растущие в душе ребенка под действием родительских угроз и удесятеренные детским воображением. Автор представляет свое видение ответов на вопросы о том, действительно ли родительская ложь способствует детскому послушанию и формированию у детей понимания этической ценности правды; каково долгосрочное влияние родительского обмана на восприятие ребенком себя самого и своих родителей; может ли быть оправдана родительская ложь и что вместо обмана может помочь родителям в воспитании детей. Очевидно, что ложь не является эффективным методом утверждения нравственных принципов. Автор выступает против привычного социального стереотипа, утверждающего, что ложь как воспитательный инструмент, оправдывает себя как средство социализации ребенка и постановки максимальной цели личности.
Синеокая Ю.В. - Правда как изнанка обмана c. 1066-1073

DOI:
10.7256/2454-0722.2013.11.63518

Аннотация: Статья посвящена анализу феномена лжи. Парадоксально, но одним из самым эффективных, а потому и распространенных методов воспитания подрастающего поколения (в частности разоблачения детского обмана) оказывается родительская ложь. При этом отрицательные последствия родительской лжи очевидны: это переживание страха, беспокойство, боль одиночества и чувство покинутости, растущие в душе ребенка под действием родительских угроз и удесятеренные детским воображением. Автор представляет свое видение ответов на вопросы о том, действительно ли родительская ложь способствует детскому послушанию и формированию у детей понимания этической ценности правды; каково долгосрочное влияние родительского обмана на восприятие ребенком себя самого и своих родителей; может ли быть оправдана родительская ложь и что вместо обмана может помочь родителям в воспитании детей. Очевидно, что ложь не является эффективным методом утверждения нравственных принципов. Автор выступает против привычного социального стереотипа, утверждающего, что ложь как воспитательный инструмент, оправдывает себя как средство социализации ребенка и постановки максимальной цели личности.
Понять человека
Корень Р.В. - Манипуляция сознанием и научно-социологические страсти

DOI:
10.7256/2454-0722.2013.11.9004

Аннотация: В работе рассмотрены три источника манипуляции сознанием: учение о гегемонии Антонио Грамши, психологическая доктрина и социодинамика культуры и три основные канала манипуляции: средства массовой информации, массовая культура и наука как инструмент манипуляции сознанием. Дана их краткая характеристика и указана важная роль психоанализа в процессе манипуляции. Более подробно рассмотрена наука как инструмент манипуляции сознанием. Показано, что социология и социальная философия, не определившись с социальным пространством, и проповедуя социоцентризм стали на путь фальсификации и манипуляции сознанием. Социология, став прислужницей идеологизированной Системы, выработала и специфические методы исследования, легко поддающиеся фальсификации; подменила проблему выживания человечества вопросом о выживании человека в Системе. Поэтому совершенно справедливо ставится вопрос о социальной ответственности философа. Рассмотрены идеология социологии и её связь с общественными проблемами, этнические заблуждения социологии и социальной философии. Дан системный анализ номенклатуры специальностей научных работников 22.00..00 – Социальные науки, свидетельствующий о том, что номенклатурный негатив социологических наук нашпигован элементами манипуляции сознанием и тиражируется в высшую и среднюю школу, порождает проблемы и напряженность в обществе, нарушающие его естественное развитие. Показана необходимость культурологизации (окультуривания) социологических наук и указан принципиальный подход к этому процессу. В соответствии с этим внесены предложения по изменению номенклатуры специальностей в форме 22.00.00. – Этно-социальные науки, содержащей 8 новых специальностей. Даны концептуальные обоснования предложений.
Корень Р.В. - Манипуляция сознанием и научно-социологические страсти c. 1074-1089

DOI:
10.7256/2454-0722.2013.11.63519

Аннотация: В работе рассмотрены три источника манипуляции сознанием: учение о гегемонии Антонио Грамши, психологическая доктрина и социодинамика культуры и три основные канала манипуляции: средства массовой информации, массовая культура и наука как инструмент манипуляции сознанием. Дана их краткая характеристика и указана важная роль психоанализа в процессе манипуляции. Более подробно рассмотрена наука как инструмент манипуляции сознанием. Показано, что социология и социальная философия, не определившись с социальным пространством, и проповедуя социоцентризм стали на путь фальсификации и манипуляции сознанием. Социология, став прислужницей идеологизированной Системы, выработала и специфические методы исследования, легко поддающиеся фальсификации; подменила проблему выживания человечества вопросом о выживании человека в Системе. Поэтому совершенно справедливо ставится вопрос о социальной ответственности философа. Рассмотрены идеология социологии и её связь с общественными проблемами, этнические заблуждения социологии и социальной философии. Дан системный анализ номенклатуры специальностей научных работников 22.00..00 – Социальные науки, свидетельствующий о том, что номенклатурный негатив социологических наук нашпигован элементами манипуляции сознанием и тиражируется в высшую и среднюю школу, порождает проблемы и напряженность в обществе, нарушающие его естественное развитие. Показана необходимость культурологизации (окультуривания) социологических наук и указан принципиальный подход к этому процессу. В соответствии с этим внесены предложения по изменению номенклатуры специальностей в форме 22.00.00. – Этно-социальные науки, содержащей 8 новых специальностей. Даны концептуальные обоснования предложений.
Моделирование бессознательного
Коняев С.Н., Султанова М.А. - Биллиг Майкл. Лакан и теория «стадии зеркала» (ошибки Лакана: примеры и доказательства) (перевод)

DOI:
10.7256/2454-0722.2013.11.10071

Аннотация: В своей статье Майкл Биллиг показывает, что Лакан делает различие между фактами «стадии зеркала» и своими теоретическими интерпретациями этих очевидных фактов. Автор концентрируется на исследовании фактов. Он полагает что, если факты вызывают сомнение, то и убедительность их теоретической интерпретации существенно ослабевает. Такой подход характерен для психологии. Психологические понятия должны быть основаны на наблюдениях человеческих поступков. Их не следует строить на чистой теории. Лакан же критически относится к такому подходу. Он начинает свое теоретизирование относительно расщепления эго с явной уверенности в том, что именно делает ребенок перед зеркалом, т.е. теоретизирование Лакана об идеальном изображении основано на твердой уверенности в правильности его понимания сущности наблюдаемых действий. При этом он не предоставляет доказательств, подтверждающих его предположения о зеркальном отражении, дающем ребенку его идеализированное изображение. Насколько его утверждения не убедительны, настолько же не убедительно и его предположение о том, что именно происходит в сознании ребенка перед зеркалом. Автор статьи утверждает, что многие теоретики культуры используют концепции Лакана таким образом, что их рассуждения в лучшем случае получают статус метафорических, а в худшем - они не связаны с определенной человеческой деятельностью. Майл Биллиг обосновывает мысль о том, что соединение Лаканом языка и бессознательного имело сверх-общий формальный характер, что не способствует изучению механизма того, как люди говорят и что они делают, когда говорят. Кроме того автор приводит свидетельства того, что авторитет Лакана затрудняет развитие критики его теории, хотя в его теории неясность положений превалирует над ясностью.
Майкл Биллиг - Лакан и теория «стадии зеркала» (ошибки Лакана: примеры и доказательства) (Перевод С.Н. Коняева и М.А. Султановой) c. 1090-1111

DOI:
10.7256/2454-0722.2013.11.63520

Аннотация: В своей статье Майкл Биллиг показывает, что Лакан делает различие между фактами «стадии зеркала» и своими теоретическими интерпретациями этих очевидных фактов. Автор концентрируется на исследовании фактов. Он полагает что, если факты вызывают сомнение, то и убедительность их теоретической интерпретации существенно ослабевает. Такой подход характерен для психологии. Психологические понятия должны быть основаны на наблюдениях человеческих поступков. Их не следует строить на чистой теории. Лакан же критически относится к такому подходу. Он начинает свое теоретизирование относительно расщепления эго с явной уверенности в том, что именно делает ребенок перед зеркалом, т.е. теоретизирование Лакана об идеальном изображении основано на твердой уверенности в правильности его понимания сущности наблюдаемых действий. При этом он не предоставляет доказательств, подтверждающих его предположения о зеркальном отражении, дающем ребенку его идеализированное изображение. Насколько его утверждения не убедительны, настолько же не убедительно и его предположение о том, что именно происходит в сознании ребенка перед зеркалом. Автор статьи утверждает, что многие теоретики культуры используют концепции Лакана таким образом, что их рассуждения в лучшем случае получают статус метафорических, а в худшем - они не связаны с определенной человеческой деятельностью. Майл Биллиг обосновывает мысль о том, что соединение Лаканом языка и бессознательного имело сверх-общий формальный характер, что не способствует изучению механизма того, как люди говорят и что они делают, когда говорят. Кроме того автор приводит свидетельства того, что авторитет Лакана затрудняет развитие критики его теории, хотя в его теории неясность положений превалирует над ясностью.
Психология и педагогика
Ткаченко О.В. - Психологически аспекты подготовки ребенка к условиям детского сада через вариативные формы дошкольного образования

DOI:
10.7256/2454-0722.2013.11.10018

Аннотация: В статье анализируются психологические аспекты работы Центров Игровой Поддержки Ребенка (ЦИПР), которые является структурными подразделениями государственного детского сада. Дается описание особенностей работы ЦИПРа. Работа таких центров строиться на принципах теории ведущей деятельности (в детстве это игра) и принципах культурно-исторической психологии (принцип зоны ближайшего развития). Реализация этих принципов осуществляется через организацию групповых занятий, где совместно с мамой малыш приобщается к различным видам продуктивной игровой деятельности (рисование, лепка), и двигательной активности (играм, упражнениям). Особое внимание уделяется развитию у детей познавательных навыков, любознательности, общительности, активности, стимулирующих общее творческое развитие ребенка. Эмпирически оценивается эффективность таких занятий, эмоциональное состояние ребенка на занятиях, а также влияние их на последующую адаптацию ребенка к условиям дошкольного образовательного учреждения. Показывается, что эффектность работы ЦИПРов является достаточно высокой. Практически все дети после посещения развивающих занятий успешно адаптируются к условиям детского сада и показывают достаточно высокий уровень когнитивного развития, в отличие от «домашних детей».
Ткаченко О.В. - Психологически аспекты подготовки ребенка к условиям детского сада через вариативные формы дошкольного образования c. 1112-1119

DOI:
10.7256/2454-0722.2013.11.63521

Аннотация: В статье анализируются психологические аспекты работы Центров Игровой Поддержки Ребенка (ЦИПР), которые является структурными подразделениями государственного детского сада. Дается описание особенностей работы ЦИПРа. Работа таких центров строиться на принципах теории ведущей деятельности (в детстве это игра) и принципах культурно-исторической психологии (принцип зоны ближайшего развития). Реализация этих принципов осуществляется через организацию групповых занятий, где совместно с мамой малыш приобщается к различным видам продуктивной игровой деятельности (рисование, лепка), и двигательной активности (играм, упражнениям). Особое внимание уделяется развитию у детей познавательных навыков, любознательности, общительности, активности, стимулирующих общее творческое развитие ребенка. Эмпирически оценивается эффективность таких занятий, эмоциональное состояние ребенка на занятиях, а также влияние их на последующую адаптацию ребенка к условиям дошкольного образовательного учреждения. Показывается, что эффектность работы ЦИПРов является достаточно высокой. Практически все дети после посещения развивающих занятий успешно адаптируются к условиям детского сада и показывают достаточно высокий уровень когнитивного развития, в отличие от «домашних детей».
Психологическая культура Востока
Рубец М.В. - Когнитивные особенности китайской культуры и языка

DOI:
10.7256/2454-0722.2013.11.10149

Аннотация: Проблема происхождения атомистических представлений дискутируется в контексте межкультурных исследований. В работе проводится исследование явлений китайской культуры, связанных с языком и письменностью. Анализ основан на когнитивном подходе, развитом в работах И.П.Меркулова. На примерах китайского языка и письменности показывается, что для китайцев характерен особый тип мышления - преимущественно пространственно-образный, «правополушарный», который относят к архаическому. Приведены описания структуры и типов иероглифов, показаны примеры влияния «образности» иероглифики на культурные явления в архитектуре, в образовании, в интернет-общении и проч. Рассмотрены характерные примеры зависимости словоупотребления от характера обозначаемых этими словами перцептивных образов. Проводятся параллели с языками современных первобытных популяций. На основании рассмотренных в статье явлений, характерных для китайского языка и культуры, можно сделать вывод о склонности китайцев в целом к холистическому, конкретному взгляду на мир, которому не свойственно разложение целого на части. Этот вывод соотносится с предположением А.И. Кобзева о том, что китайцам как носителям «правополушарного» психотипа идея атомизма была чужда.
Рубец М.В. - Когнитивные особенности китайской культуры и языка c. 1120-1133

DOI:
10.7256/2454-0722.2013.11.63522

Аннотация: Проблема происхождения атомистических представлений дискутируется в контексте межкультурных исследований. В работе проводится исследование явлений китайской культуры, связанных с языком и письменностью. Анализ основан на когнитивном подходе, развитом в работах И.П.Меркулова. На примерах китайского языка и письменности показывается, что для китайцев характерен особый тип мышления - преимущественно пространственно-образный, «правополушарный», который относят к архаическому. Приведены описания структуры и типов иероглифов, показаны примеры влияния «образности» иероглифики на культурные явления в архитектуре, в образовании, в интернет-общении и проч. Рассмотрены характерные примеры зависимости словоупотребления от характера обозначаемых этими словами перцептивных образов. Проводятся параллели с языками современных первобытных популяций. На основании рассмотренных в статье явлений, характерных для китайского языка и культуры, можно сделать вывод о склонности китайцев в целом к холистическому, конкретному взгляду на мир, которому не свойственно разложение целого на части. Этот вывод соотносится с предположением А.И. Кобзева о том, что китайцам как носителям «правополушарного» психотипа идея атомизма была чужда.
Психотехника
Смирнова В.Е. - Изъяны профессиональной сегрегации: гендерный аспект выбора специальности «акушерство и гинекология»

DOI:
10.7256/2454-0722.2013.11.9389

Аннотация: В статье раскрыты факторы, влияющие на профессиональное самоопределение, включая индивидуально-психологические особенности, внутренние социально значимые побуждения, профессиональную семейную преемственность, высокую доходность и престиж профессии. Выдвинута гипотеза о мотивационных основах поведения лиц мужского и женского пола, выбирающих профессии «акушер-гинеколог» и «уролог-андролог» соответственно. Перечислены концепции профессионального развития, выявлена специфика физиологии полов как фактор диаметральности гендерных интересов, ориентаций и предпочтений. Сделан вывод о том, что профессионально-должностной статус лица мужского пола никак не влияет на рефлекторные принципы регуляции его половой функции и сопутствующих им реакций. Рассмотрена теория психосексуального развития личности и элементы этологической парадигмы. Определена роль коллективного бессознательного и общей мужской полигамии как критериев, обусловливающих выбор юношами-абитуриентами «женской» профессии. В итоговой части работы приводится весь круг обстоятельств, влияющих на профессиональное самоопределение потенциальных студентов в пользу исследуемых направлений медицинского дела.
Смирнова В.Е. - Изъяны профессиональной сегрегации: гендерный аспект выбора специальности «акушерство и гинекология» c. 1134-1141

DOI:
10.7256/2454-0722.2013.11.63523

Аннотация: В статье раскрыты факторы, влияющие на профессиональное самоопределение, включая индивидуально-психологические особенности, внутренние социально значимые побуждения, профессиональную семейную преемственность, высокую доходность и престиж профессии. Выдвинута гипотеза о мотивационных основах поведения лиц мужского и женского пола, выбирающих профессии «акушер-гинеколог» и «уролог-андролог» соответственно. Перечислены концепции профессионального развития, выявлена специфика физиологии полов как фактор диаметральности гендерных интересов, ориентаций и предпочтений. Сделан вывод о том, что профессионально-должностной статус лица мужского пола никак не влияет на рефлекторные принципы регуляции его половой функции и сопутствующих им реакций. Рассмотрена теория психосексуального развития личности и элементы этологической парадигмы. Определена роль коллективного бессознательного и общей мужской полигамии как критериев, обусловливающих выбор юношами-абитуриентами «женской» профессии. В итоговой части работы приводится весь круг обстоятельств, влияющих на профессиональное самоопределение потенциальных студентов в пользу исследуемых направлений медицинского дела.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.