по
Психология и Психотехника
18+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Психология и Психотехника" > Содержание № 01, 2012
Выходные данные сетевого издания "Психология и Психотехника"
Номер подписан в печать: 1-1-2012
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Спирова Эльвира Маратовна - доктор философских наук, Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт философии Российской академии наук, Главный научный сотрудник, руководитель сектора истории антропологических учений, руководитель Научно-образовательного центра, 109240, Россия, г. Москва, ул. Гончарная, 12, с.1, оф. 322, elvira-spirova@mail.ru
ISSN: 2454-0722
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 01, 2012
КОЛОНКА ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА
П.С. Гуревич - Похвала глупости c. 4-4
Аннотация:
Психология масс
А. Шажинбатын - Психические расы. Опыт психологии и народов c. 63-71
Аннотация: приступая к вопросам, касающихся психического сложения народов, мы вступаем в сферу исследований, не отличающихся ни точностью методов, ни обоснованностью фактов. Как точная наука, психическая антропология почти не существует, ибо так называемая этнопсихология в действительности занимается психологией коллективной жизни, а потому круг ее исследований совсем другой. Автор показывает, как выглядела этническая психология век назад и каковы ее перспективы сегодня.
Властомания (Политическая психология)
Гайворонская А.А. - Экстремизм как объект социально - психологического исследования
Аннотация: В психологической науке в целом существует противоречивая ситуация вокруг понятия «экстремизм», так как его используют в идеологии, политологии и других науках, связывая с национальной и межконфессиональной идентичностью. Экстремизм - термин полисемантичный (имеющий много значений). Феномен экстремизма многогранен, поэтому закономерно рассматривать данное явление с различных точек зрения и учитывая все многообразие имеющихся в современной научной литературе подходов и методов. Теоретическая трактовка дефиниции экстремизм имеет не только научное, но и идеологическое, политическое значение.
А.А. Гайворонская - Экстремизм как объект социально- психологического исследования c. 72-80
Аннотация: в психологической науке в целом существует противоречивая ситуация вокруг понятия «экстремизм», так как его используют в идеологии, политологии и других науках, связывая с национальной и межконфессиональной идентичностью. Экстремизм — термин полисемантичный (имеющий много значений). Феномен экстремизма многогранен, поэтому закономерно рассматривать данное явление с различных точек зрения и учитывая все многообразие имеющихся в современной научной литературе подходов и методов. Теоретическая трактовка дефиниции экстремизм имеет не только научное, но и идеологическое, политическое значение.
Философия и психология
Розин В.М. - Методологические практики как одно из условий антропологической революции
Аннотация: В статье рассматриваются несколько тем. Анализируется вклад методологии в современную антропологическую революцию. Он связан прежде всего с технологическим подходом и проектной установкой по отношению к мышлению. Обсуждается понятие "методологическая практика". Автор показывает, что это понятие отчасти марксистское, оно задает целое в плане изучения, причем такое которое предполагает деятельностный подход, развитие и реформирование. Эти положения иллюстрируются и раскрываются на материале истории Московского методологического кружка. На примере проекта новой сексуальности М.Фуко демонстрируется в том числе и негативное влияние на человека методологии.
В.М. Розин - Методологические практики как одно из условий антропологической революции c. 5-12
Аннотация: в статье рассматриваются несколько тем. Анализируется вклад методологии в современную антропологическую революцию. Он связан, прежде всего, с технологическим подходом и проектной установкой по отношению к мышлению. Обсуждается понятие «методологическая практика». Автор показывает, что это понятие отчасти марксистское, оно задает целое в плане изучения, причем такое, которое предполагает деятельностный подход, развитие и реформирование. Эти положения иллюстрируются и раскрываются на материале истории Московского методологического кружка. На примере проекта новой сексуальности М. Фуко демонстрируется в том числе и негативное влияние на человека методологии.
Внутренний мир человека
Корнеенков С.С. - Психодиагностика, психокоррекция и психотерапия субъективных переживаний страха в измененных состояниях сознания
Аннотация: Рассматриваются психологические и духовные причины возникновения страха, фобий. Приводится методика вхождения в измененное состояние сознания (ИСС). В ИСС человек может самостоятельно проводить психодиагностику, психокоррекцию и психотерапию отрицательных эмоций. Главная характеристика ИСС: глубина погружения, энергоемкость, пропускная способность, что выражается в количестве энергии, которую индивид может вобрать в себя и излучать. Гипотезы исследования: в ИСС индивид выходит на новый уровень сознания отличающейся от бодрствующего качеством информации, характером переживаний, силой мышления, величиной психической энергии, что способствует самопознанию, психологической коррекции и психотерапии. В ИСС индивид может получать информацию о состоянии и протекании физиологических и психических процессов непосредственно от самого себя. Цели: а) установить особенности восприятия и переживаний страха в ИСС; б) изучить возможность ИСС в плане психологической диагностики, психокоррекции и психотерапии страхов личности. Задачи: а) изучить вариативные особенности одновременного применения методов установки, настройки, концентрации, сонастройки, суггестии, самовнушения, гипноза с целью вхождения в ИСС; б) научиться контролировать проявление отрицательных эмоций в измененном состоянии и переносить данный опыт в реальную жизнь. Объект исследования: эмоциональные состояния, в частности страх и его производные. Разработана интегральная технология обучения и самопознания (ИТОиС). Приводятся экспериментальные данные субъективных переживаний страха в ИСС. Выводы. Данная технология позволяет самостоятельно изучать свои психические процессы, свойства, состояния, новообразования и качества личности в их динамике. Технология с использованием ИСС имеет ярко выраженный психотерапевтический эффект, гармонизирует психосоматическое состояние, развивается и закрепляется целый ряд положительных личностных качеств: терпение, спокойствие, уравновешенность, ответственность за свои действия и слова.
Березина Т.Н. - Психические образы высших порядков в структуре образной сферы
Аннотация: В статье делается обзор современных представлений о природе образа, рассматривается несколько подходов к определению психических образов, описывается существующие теории и классификации. Делается упор на существование двух систем обработки информации : образной и вербальной; в рамках каждой из них выделяется несколько уровней обобщения обрабатываемой информации. Высказывается предположение, что образная информация проходит несколько уровней обработки, на каждом из которых формируются образы соответствующего порядка, являющиеся обобщением образов предшествующего порядка. Порядки выделяются по аналогии с уровнями интеграции во второй сигнальной системе. Образы нулевого порядка – чувственные образы. Образы первого порядка – аналогичны образам эйдетической памяти. Образы второго порядка – классические вторичные образы, образы конкретных предметов. Образы третьего порядка - обладают существованием в форме контура, образы обобщенных предметов. Образы четвертого порядка - пространственные образования, образы высшего уровня обобщения предметов. Образы пятого порядка - невербальные эталоны моральных, философских, математических обобщений.
Т.Н. Березина - Психические образы высших порядков в структуре образной сферы c. 13-25
Аннотация: в статье делается обзор современных представлений о природе образа, рассматривается несколько подходов к определению психических образов, описывается существующие теории и классификации. Делается упор на существование двух систем обработки информации: образной и вербальной; в рамках каждой из них выделяется несколько уровней обобщения обрабатываемой информации. Высказывается предположение, что образная информация проходит несколько уровней обработки, на каждом из которых формируются образы соответствующего порядка, являющиеся обобщением образов предшествующего порядка. Порядки выделяются по аналогии с уровнями интеграции во второй сигнальной системе. Образы нулевого порядка — чувственные образы. Образы первого порядка — аналогичны образам эйдетической памяти. Образы второго порядка — классические вторичные образы, образы конкретных предметов. Образы третьего порядка — обладают существованием в форме контура, образы обобщенных предметов. Образы четвертого порядка — пространственные образования, образы высшего уровня обобщения предметов. Образы пятого порядка — невербальные эталоны моральных, философских, математических обобщений.
Потенциал интеллекта
Вожатова О.Н. - Динамика проявлений авторской позиции подростков как субъектов телекоммуникации в условиях развивающего обучения
Аннотация: В статье характеризуется динамика проявлений авторской позиции подростков в процессе овладения деятельностью телекоммуникации, позволяющая описать тенденции ее развития от низких к наиболее высоким уровням участников студии журналистики АУ ОТРК «Югра» и кружка журналистики колледжа-интерната искусств для одаренных детей Севера в г. Ханты-Мансийск. Динамика проявлений авторской позиции подростков изучается в процессе организации обучающего эксперимента, спланированного с уче-том психологической полноты условий, способствующих овладению подро-стками и ценностно-смысловыми компонентами деятельности тележурналистики, и разнообразием способов ее реализации. Дана характеристика психолого-педагогических условий, обеспечивающих становление авторской позиции подростка как субъекта телекомму-никационной деятельности. Выделены критерии, отражающие становление авторской позиции подростков в процессе постановки и решения усложняющихся задач в сфере тележурналистики.
Понять человека
Шибаева К.С. - Взаимосвязь супружеских взаимоотношений и совладающего поведения мужчин в бесплодном браке
Аннотация: Бесплодие и его лечение приводят к нарушениям семейных взаимоотношений, сексуальным дисгармониям, отрицательным эмоциональным реакциям, социальной изоляции мужчин и женщин. Цель настоящего исследования выявить особенности семейных взаимоотношений мужчин состоящих в бесплодном браке, и определить их воздействие на выбор стратегии совладания в ситуации бесплодия и его лечения. В статье представлены результаты исследования супружеской удовлетворенности мужчин в бесплодном браке, описаны особенности семейного функционирования и совладающего поведения мужчин, выявлены взаимосвязи между этими показателями.
А.С. Майданов - Незрячие в коммуникативно- информационном обществе c. 26-39
Аннотация: анализируется специфика коммуникативных процессов в различных видах и ситуациях интеллектуальной деятельности незрячих. Внимание сосредоточено на особенностях общения незрячих и зрячих в этой деятельности, на передаче информации в процессе обучения, на формирование у незрячих когнитивной сферы, на опосредованном характере коммуникации с источниками информации. Обстоятельно освещаются вопросы своеобразия приобщения незрячих к миру искусства, разработки в этой сфере специфических способов коммуникации с этим миром, роли этого вида эстетического просвещения для развития коммуникации незрячих с окружающей социальной средой, для более успешной их интеграции в нее, для их научной и преподавательской деятельности. Характеризуется особая роль этического аспекта в коммуникации зрячих и незрячих.
Трансперсональная психология
Спирова Э.М. - СИМВОЛ В ТРАНСПЕРСОНАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Аннотация: Появление трансперсональной психологии радикально изменило толкование символа. Выявились философско-антропологические глубины этого понятия, обнаружились возможности его толкования в связи с перинатальным опытом. Вместе с тем углубились и представления о трансцендентном характере символа. В трансперсональных переживаниях мы научились отождествляться с другими людьми, с различными животными, растениями и элементами неорганического мира. Так открылось новое знание самих себя, других людей, природы и космоса, глубокое понимание бессознательных движущих сил нашей психики.
Э.М. Спирова - Символ в трансперсональной психологии c. 49-56
Аннотация: появление трансперсональной психологии радикально изменило толкование символа. Выявились философско-антропологические глубины этого понятия, обнаружились возможности его толкования в связи с перинатальным опытом. Вместе с тем углубились и представления о трансцендентном характере символа. В трансперсональных переживаниях мы научились отождествляться с другими людьми, с различными животными, растениями и элементами неорганического мира. Так открылось новое знание самих себя, других людей, природы и космоса, глубокое понимание бессознательных движущих сил нашей психики.
Индивид и личность
Разин А.А. - О закономерностях становления человека
Аннотация: автор принимает устоявшееся положение о том, что судьбу человека определяют унаследованные от родителей гены и социокультурная среда. Кроме того, по его мнению, основными факторами становления человека являются любовь и созидательная деятельность. В целом статья посвящена факторам очеловечивания человека, обращается внимание и на восточные учения.
Светоч В.Е. - САМООРГАНИЗАЦИЯ ВРЕМЕНИ ЖИЗНИ КАК ЛИЧНОСТНЫЙ РЕСУРС СТРЕССПРЕОДОЛЕВАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ
Аннотация: Самоорганизация времени жизни, рассматриваемая как способ личностной организации жизнедеятельности, может считаться ресурсом личности. Выделены основные способы самоорганизации времени жизни, выявленные эмпирическим путем: поисково-рефлексивный или ценностно-осмысленный; кризисный; ригидный. Даны их характеристики. Доказано, что поисково-рефлексивный способ самоорганизации времени жизни является оптимальным личностным ресурсом стресспреодолевающего поведения и означает реальную возможность преодоления множества личностных или жизненных проблем. Кризисный, ригидный способы самоорганизации времени жизни означают дефицит внутренних ресурсов и слабую способность бороться с трудностями жизни. Индивиды, использующие кризисный и ригидный способ самоорганизации времени жизни, чаще прибегают к избеганию, агрессивным и асоциальным действиям при совладании со стрессами.
В.Е. Светоч - Самоорганизация времени жизни как личностный ресурс стресспреодолевающего поведения c. 40-48
Аннотация: самоорганизация времени жизни, рассматриваемая как способ личностной организации жизнедеятельности, может считаться ресурсом личности. Выделены основные способы самоорганизации времени жизни, выявленные эмпирическим путем: поисково-рефлексивный или ценностно-осмысленный; кризисный; ригидный. Даны их характеристики. Доказано, что поисково-рефлексивный способ самоорганизации времени жизни является оптимальным личностным ресурсом стресспреодолевающего поведения и означает реальную возможность преодоления множества личностных или жизненных проблем. Кризисный, ригидный способы самоорганизации времени жизни означают дефицит внутренних ресурсов и слабую способность бороться с трудностями жизни. Индивиды, использующие кризисный и ригидный способ самоорганизации времени жизни, чаще прибегают к избеганию, агрессивным и асоциальным действиям при совладании со стрессами.
Профессиональная психология
О.А. Офёркина - Антиобщественная деятельность в подростковых объединениях как форма игры c. 81-84
Аннотация: в статье рассматривается характерная для подростковых объединений 2000-х гг. стран постсоветского пространства форма социализации посредством игровой антиобщественной деятельности. Подобные подростковые игры рассмотрены в категориях наиболее известных социологических концепций: Хейзинги, Дебора, Ортеги-и-Гассета, Бодрийяра, а также в контексте наиболее значимых достижений отечественной педагогической мысли: Выготского, Макаренко и др. исследуются традиционные подходы к ресоциализации трудных подростков, рассматривается возможность групповой ресоциализации посредством замены привычного лидера асоциального молодежного объединения. Статья будет полезна как педагогам и руководителям специальных учреждений, так и родителям, чьи дети вступают в подростковый возраст.
Психология и педагогика
Фефелов О.А. - Проблема реализации компетентностного подхода в процессе обучения математике на подготовительных курсах
Аннотация: В статье рассматриваются дидактические основы процесса обучения математике будущих специалистов на подготовительных курсах. В качестве факторов эффективного проектирования содержания подготовительных курсов выделен дидактический принцип научности, алгоритмизации процесса обучения, дифференцированного подбора групп слушателей и дифференциация темпа обучения
Е.В. Портнягина - Проблема формирования социально- профессиональных компетенций: в рамках контекстного подхода в обучении c. 93-97
Аннотация: в настоящее время смена приоритетов и социальных ценностей в нашей стране требует постоянного совершенствования учебного процесса в профессиональном образовании. Именно компетентностный подход ставит в центр внимания вопросы личностного развития будущего специалиста, обеспечивает успешную адаптацию на рынке труда, в социальном и профессиональном сообществах и отвечает современным требованиям модернизации образования. Данная статья раскрывает, какие педагогические и психологические условия и средства способны обеспечить формирование социально-профессиональной компетенции специалистов.
Клиническая психология
К.В. Кулешова - Эмпирическое исследование факторов психологического неблагополучия беременной женщины c. 85-92
Аннотация: уровень тревожности женщин связан с такими ситуативными факторами, как (а) триместр беременности (эти данные подтверждают уже имевшиеся ранее, полученные другими исследователями), (б) особенности ее субъективного восприятия событий, состояний, воздействий как стрессорогенных, (в) предшествующим опытом (была ли беременность первая или повторная).
Сценарий вашего успеха
М.И. Розенова - Позитивная психология в России: некоторые актуальные вопросы адаптации c. 57-62
Аннотация: в статье анализируются терминологические особенности аппарата позитивной психологии и возможности его адаптации и преобразования в отечественной психологической науке и практике. Сделано несколько ключевых замечаний по целям и программному обеспечению наиболее значимых направлений возможного развития позитивной психологии в России.
Ключи творчества
Маслова А.В. - Философские аспекты гениальности
Аннотация: В статье рассматриваются и сравниваются между собой разные трактовки гениальности, начиная от идей философов немецкого идеализма до идеи Б. Кедрова о преодолении познавательно- психологического барьера ученого. В статье преодолевается понимание гения как явления присущего лишь области искусства, обращая внимание на реальность гения в науке., обосновывая тем, что работа ученого имеет творческое начало, возможность инсайда, озарения. Затрагивается также проблема интерпретации гениального произведения.
Психология развития
Крюков Г.В. - Понятие профессиональной адаптации молодежи с ограниченными возможностями здоровья
Аннотация: В статье определяется понятие профессиональной адаптации. Рассматриваются подходы к изучению рассматриваемого феномена в психологической науке. Представлен анализ исследований, раскрывающих виды адаптации. Выявляются уровни, критерии, этапы профессиональной адаптации.
Психотехника
Олешкевич В.И. - Методологический анализ процессов психологической реабилитации и возможности психотехнического проектирования наиболее эффективных реабилитационных программ (на материале преимущественно наркологической клиники)
Аннотация: В статье исследуется проблема психологической реабилитации как культурно-историческая проблема, затрагивающая, широкие области жизни современного человека. В этой связи изучается понятие психологической реабилитации и организация психологической реабилитации в современной медицине, в частности, в наркологической клинике. Исследуются различные подходы к организации реабилитации и осуществляется их психотехнический анализ, изучаются возможные уровни организации реабилитационного процесса в наркологии, их методология, а также их соответствующий реабилитационный потенциал и показывается особое значение экзистенциального уровня организации психологической реабилитации. Делается вывод о возможности использования такой методологии в построении реабилитационных программ также и в других областях медицины и социальной практики.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.