Политика и Общество - рубрика АНТРОПОЛОГИЯ И ЭТНОГЕНЕЗ
по
Политика и Общество
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Политика и Общество" > Рубрика "АНТРОПОЛОГИЯ И ЭТНОГЕНЕЗ"
АНТРОПОЛОГИЯ И ЭТНОГЕНЕЗ
Малышев В.Б. - Нечеловеческий ореол власти
Аннотация: Рассмотрен феномен власти в аспекте ее нечеловеческой природы, тем самым в культурно-историческом контексте осуществлена разработка проблемы, которая до настоящего времени почти не ставилась; дана типология нечеловеческого, понимание нечеловеческого представлено экзистенциально, а затем структурно-символически, через образ метафизического циферблата европейской культуры. Последовательно изучены факты культуры и закономерности, связанные с проявлениями нечеловеческого в эпоху десакрализации власти, когда сакральное «спекается» с секулярным до состояния однородности. Осуществлен поиск «золотой пропорции» человеческого и нечеловеческого в фигуре властителя как наиболее насущная из исследовательских задач, подчеркнута важность нечеловеческого ореола властных отношений. В процессе рассмотрения становится ясно, что фактор нечеловеческого пронизывает не только сферу власти, нечеловеческое тотально вторгается в нашу жизнь
Вельяминов Г.М. - Очерк скандинавского происхождения варяга Шимона
Аннотация: Источники, новые научные отечественные и зарубежные изыскания дают основания утверждать, что "варяжских князь" Якун русской летописи 1024 г. идентичен норвежскому Хакону ярлу Эйрикссону, а отец эмигрировавшего в 1027 г. из Скандинавии на Русь "варяжского князя" Шимона - Африкан в действительности был братом Хакона ярла. Эти выводы уникальны в свете состыкованности древних русских и скандинавских источников.
Барбашин М.Ю. - "Советскость" в этносоциальном пространстве: этнические и институциональные процессы
Аннотация: Анализируется влияние идеологии формирования “советского человека” на происходящие в Советском Союзе этносоциальные процессы. Автор подчеркивает важность советскости как институционального фона, в котором формировались этнические идентичности как титульных, так и нетитульных этносов. Применяя неоинституциональную методологию, автор подчеркивает, что советская идентификация использовалась индивидами с маргинальным этническим статусом, что замедляло этногенезисные процессы. Тесная институциональная связь советскости с русским языком и идентичностью стала одной из причин того, что в транзитивный период десоветизация привела к частичной дерусификации постсоветского этносоциального пространства.
Д. В. Мазарчук - Характеристика древнерусской потестарной организации по данным нормы о выкупе кровной мести в Древнейшей Правде. c. 0-0
Аннотация: В статье представлены итоги разработки темы кровной мести в Древней Руси в том числе основанные на оценке нормы об убийстве в Краткой Правде. Автор исследует специфику коллективной ответственности, дает оценку статуса дружинной организации, «служебной» организации.
И.Б.Ломакина - Социокультурные и социопсихические основы обычного права. c. 0-0
Аннотация: Автор исследует обычное право, как интерсубъективное явление общественной жизни, объективированное символической и знаковой формами, непосредственно связанное с материальными условиями жизни и с ментальностью народа, приходит к выводу о том, что обычное право - это часть национального достояния, в определенном смысле являющеся составным элементом культуры нации, продолжением традиций, наследием предков и способом самовыражения данного общества.
Гуревич, П.С. - Проблема уникальности человека c. 0-0
Аннотация: Проблема уникальности человека представляется философам предельно ясной: нет на земле существа, которое могло бы сравниться с адамовым потомком. Но действительно ли это та аксиома, каковой мы привыкли ее считать? В философской антропологии сложилось несколько течений, представители которых вообще отказывают человеку в оригинальности, современные социобиологи, например, М. Рьюз, М. Мидли, Э. Уилсон, рассуждают: никакого барьера между зверем и человеком нет. В данной статье П.С. Гуревич исследует позиции ряда ученых и философов по проблеме уникальности человека, выражает свою позицию относительно роли целостности человека для определения его уникальности, приходит к выводу, что у человека есть возможность обрести полноту собственного существования, он может оставаться фрагментарным, одномерным, принципиально разорванным, но он же способен раскрыть безграничный потенциал человеческого существования.
Новичкова Г.А. - Раймон Арон о войне и уникальности человека c. 0-0
Аннотация: Человек по своей природе - миролюбивое или воинственное существо? Ученые и философы всегда давали на этот вопрос диаметрально противоположные ответы. Раймон Арон задается вопросом: естественный, «природный» человек, остался ли таким, каким был на рассвете истории? Таков ли он сегодня, когда власть рушится в революциях или в войнах между суверенными сообществами? Или же он таков, каким призван быть благодаря рациональности и «надприродности», как бы воплощая эти свойства? Какова роль ВОЙНЫ для человека? Что приводит к появлению «неклассических» современных конфликтов? В статье также представлен критический анализ позиции Э.Тоффлера, Х. Тоффлер по роли войны как части волн социального развития.
Саидов А.Х., Абдуллаев Е.В. - Учение о договоре в Авесте: из Видевдата c. 0-0
Аннотация: Авеста - наряду со священными книгами других религий - является одним из величайших документов развития мировой культуры и духовности. Она отразила различные, как зороастрийские, так и не-зороастрийские верования народов Ирана, Средней Азии и Кавказа. Данная статья посвящена анализу Видевдата. Хотя его название переводится как «Закон против дэвов», то есть, попросту говоря, против нечистой силы, перед нами - отнюдь не сборник экзорцизмов или «Молот ведьм». Под «дэвами» в зороастризме понимались не только злые духи, но и потворствующие им люди. Видевдат - единственный из пяти правовых (и из двадцати одного в целом) книг-«насков» (трактатов) Авесты, дошедших до наших дней, содержащего значительную информацию не только о политико-правовой мысли, но и о космологии, этике и эстетике зороастризма. Авторы исследуют идею договора, выраженную в Видевдате, рассматривают различные виды договоров закрепленные в данном трактате.
Фархутдинов И. З. - Да здравствует сон! Паскаль Диби. Этнология спальни. // Пер. с фр. Г. Чуршуков. - М.: NOTA BENE, 2004. -240 с. ISB 5-8188-0092-Х c. 0-0
Аннотация: Грандиозное путешествие отдыхающего человечества во времени и пространстве, не без юмора представленное в книге Паскаля Диби, можно сравнить с одиссеей, которая совершается на корабле «матрас». Автор этой, не имеющей аналогов занимательной книги, выводит на сцену римских императоров, разглагольствующих в сумраке спален, поднимает с постелей праздных королей, застигает врасплох млеющих на мягких перинах служителей церкви и в захватывающем стиле рассказывает историю о происхождении супружеской спальни. Паскаль Диби - этнолог, преподаватель Университета Парижа -VII (Дени Дидро) работающий в лаборатории визуальной и сонорной антологии современного мира, учит нас, что сон - это техника, а спальня - часть культуры. В этой, без преувеличения, уникальной книге рассматривается роль спальни в истории и в современном мире. Издание осуществлено в рамках программы «Пушкин» при поддержке Министерства иностранных дел Франции и посольства Франции в Москве.
Розин В.М. - Мода как форма идентификации личности в современной культуре c. 0-0
Аннотация: Мода - феномен массовой культуры, ее “мертвая и живая вода”, позволяющая личности периодически обновлять и менять желаемые миры, подтверждая свое бытие с помощью других Она позволяет современному человеку солидаризироваться с себе подобными и противопоставляться остальным. Мода может манифестировать определенные идеи, информировать публику о том или другом. Считается, что мода делает человека интересным и привлекательным. Правильны ли перечисленные здесь характеристики моды и совместимы ли они? В данной статье профессор Розин предлагает свои ответы на эти и другие вопросы.
Шелковникова Е.Д. - Оружие, имеющее культурную ценность как составная часть культурного наследия государства и проблемы его правового статуса c. 0-0
Аннотация: Как правило, понятие оружие употребляется в собственном смысле значения данного слова исходя из его прямого функционального назначения оружия. При этом собирание оружия с целью его коллекционирования - достаточно распространенное занятие. В статье Е.Д. Шелковниковой оружие рассмотрено в совершенно ином аспекте - в качестве особого предмета материальной культуры, автор уделяет внимание историческому опыту и правовым проблемам в данном ракурсе.
А.И. Сидоркин - Заимствования и традиционализм в определении ответственности и наказания за преступления против жизни и здоровья по Соборному Уложению 1649 г. c. 0-0
Аннотация: В статье А.И. Сидоркина представлен анализ влияния византийских правовых идей на развитие русского уголовного права. Как отмечает автор, византийское влияние, начавшееся еще со времен принятия христианства, во всех памятниках русского законодательства до Соборного Уложения прослеживается достаточно фрагментарно и только в Соборном Уложении 1649 года приобретает некую законченную систему. В статье рассмотрено соотношение заимствованных и традиционных элементов в Соборном Уложении 1649 года.
Жумаганбетов Т.С. - Административно-территориальная система в государстве кок-тюрков. c. 0-0
Аннотация: В современной теории права и государства возникло мнение, что «говорить о государственных институтах власти у кочевников весьма проблематично, ибо у них не было территориального подхода к институтам власти». Так ли это? В этой статье профессор Жумаганбетов дает свой ответ на данный вопрос.
Алейник Р. М. - 11 сентября 2001 г. глазами французских постмодернистов. c. 0-0
Аннотация: В данной статье представлен обзор вышедшего на русском языке специального номера парижского журнала "Линии", посвященного событиям 11 сентября 2001 г. в Нью-Йорке "Мир в войне: победителипобежденные. 11 сентября глазами французских интеллектуалов", в который вошли статьи М. Сюруа. "Представление"; Ж. Рансьер "До и после 11 сентября: разрыв в символическом строе"; А.Бросса "Невыговариваемое";. Ж.-Л.Нанси. "О Едином и иерархии"; Ж.-Л.Деотт "Элементы эстетики исчезновения" и другие работы. Как отмечает автор статьи, знакомство с текстами о событии 11 сентября известных французских мыслителей свидетельствует о том, что вступая в новую эру технотронной цивилизации, всемирной паутины и глобализации экономических связей, человечество в то же время не только не избавилось от старых конфликтов, а столкнулось с новыми, чудовищными их проявлениями, в том числе и с тем, что войны становятся единственной формой их разрешения.
Спирова Э.М. - Судьба белого человека c. 0-0
Аннотация: На протяжении многих веков белый человек считался властелином Земли. Сверхдержавы, экономические гиганты были расположены главным образом в Северном полушарии, населены преимущественно белыми и управлялись ими же. Мыслители ХУIII в., размышляя об единстве людского рода, исходили в основном из самосознания европейского человечества. Не подлежал сомнению тот факт, что именно Запад прокладывает маршруты истории. И тем не менее современность можно описать как кризис "первого мира", характеризуемый, в частности, значительными демографическими проблемами. В данной статье Э.М. Спирова представила свой взгляд на данный вопрос, рассмотрела позиции ряда авторов, в частности Бьюкенена, по данной проблеме.
В.М. Исмиева - Архетип социального героя в философии Юнга c. 0-0
Аннотация: Сравнивая разных политиков, обсуждая их роль в истории, мы отчетливо видим некую архетипную нить, которая ведет лидера. Порою складывается впечатление, что он оказался заложником предначертанного жребия. Нередко видны и причины непоправимых ошибок вождей, которые пытались освободиться от оков названного архетипа. Как отмечал Юнг, нельзя оказаться властителем масс, не опираясь на жанровые особенности судьбы социального героя. Но почему сегодня эта тема стала столь актуальной?
Савва С.С. - Конституционно-правовое закрепление принципа светскости образования: содержание и практика реализации c. 0-0
Аннотация: В соответствии с Конституцией РФ Россия является светским государством. Никакая религия в РФ не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной, религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом. В статье С.С. Саввы рассмотрена проблема обеспечения светскости в сфере образования, а также имеющие место на практике процессы клерикализации системы государственного образования отражающие по мнению автора системный кризис реализации свободы совести в РФ, затрагивающий правотворчество, правоприменение, науку и образование.
Т.М. Свинина - Социальные потрясения и ядро человека c. 0-0
Аннотация: В статье Т.М. Свининой рассмотрены актуальные вопросы самоидентификации человека в ходе его жизненного цикла и воздействие потрясений и катастроф на самоидентификацию. В частности, в статье детально рассмотрена ситуация, сложившаяся в Хиросиме после взрыва атомной бомбы, воздействие этого события на выживших людей («атомной болезни»).
Т.М. Свинина - Социальные потрясения и ядро человека c. 0-0
Аннотация: Одно из глубинных потребностей человека, отмеченное Фроммом, - это стремление к уподоблению, поиск объекта поклонения. Индивид, заброшенный в мир таинственных вещей и явлений, просто не в состоянии самостоятельно осознать назначение и смысл окружающего бытия. Он нуждается в системе ориентации, которая дала бы ему возможность отождествлять себя с неким признанным образцом. В статье Т.М. Свининой рассмотрена система идентификации в период кризиса, в том числе, на примере жертв Хиросимы…
А.Н. Федорова - Понятие и виды убийств по Русской Правде c. 0-0
Аннотация: Раннефеодальное право и в Европе, и в России уделяло особое внимание установлению ответственности за убийство. Как отмечает ряд ученых, в постановлениях об убийстве можно выявить общие признаки преступления, поэтому история преступлений против жизни в значительной степени совпадает с историей преступлений вообще. Так было в истории права всех народов, так было и в России. Анализу понятия и видов убийств согласно Русской Правде посвящена данная статья.
К.Б. Ерофеев - Правовой статус вероисповедальных кладбищ c. 0-0
Аннотация:
П.М. Воронецкий - Юридическая природа и статус государственного языка республики в составе России c. 0-0
Аннотация:
С.В. Пашенцева - Этапы развития гендерного равноправия в России c. 0-0
Аннотация:
Г.М.Вельяминов - Загадка варяга (к русско-скандинавским связям XI веке) c. 0-0
Аннотация: Исследователям и любителям отечественной истории давно известно, что согласно летописям некий "варяжский князь Якун" был в 1024 году призван в. кн. Ярославом Мудрым "из-за моря" для помощи в борьбе против Мстислава Тмутараканского. Якун с дружиной пришел, но в битве при Листвяне Ярослав и Якун были наголову разбиты и бежали. Данной проблеме посвящена данная статья Г.М. Вельяминова. Ключевые слова: история, антропология, варяги, Якун, Россия, российская история
И. Б. Ломакина - РОДОВАЯ ОБЩИНА КАК ТОТАЛЬНЫЙ КОЛЛЕКТИВНЫЙ СУБЪЕКТ ОБЫЧНО-ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЙ (ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ) c. 3-12
Аннотация:
Лиджиева И.В. - К проблеме формирования этнических секторов городской экономики c. 44-54

DOI:
10.7256/2454-0684.2019.4.30437

Аннотация: Предметом исследования данной статьи является деятельность этнических предпринимателей на территории города Элисты Республики Калмыкия. Автор, на основе анализа данных социологического опроса, подробно рассматривает процесс формирования этнических секторов городской экономики. Особое внимание уделяется предпринимательской деятельности представителей этнических групп, которые иммигрировали на территорию России, при этом не рассматривается их гражданство, а учитывается только их национально-культурные ценности, т. е. не разделяя понятия этнической принадлежности и гражданской идентичности. Для достижения поставленной цели был проведен экспертный опрос среди лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью на территории Элисты. К основным выводам проведенного исследования относятся: 1) предприниматели из числа мигрантов осваивают новый рынок, заполняя невостребованные ниши в экономике города, формируя этнические сектора, имеющие особенные отличия от других общностей; 2) изучение проблемы позволяет классифицировать этническое предпринимательство на бизнес, осуществляемый этническим меньшинством и предпринимательство, основанное на особенностях национальной культур.
Свечникова Л.Г., Бондарева О.А. - Сословный характер права народов Северного Кавказа В XIX веке c. 56-69
Аннотация: В статье представлено исследований изменений в социальной организации и традиционных установлениях народов Северного Кавказа в XIX веке, эволюции норм обычного права под влиянием политики Российской империи на Кавказе. Например, земельные правоотношения регулировались, в основном, российским законодательством, повлиявшим на становление частной собственности на землю, однако, наряду с ним продолжали действовать и нормы обычного права, что достаточно ярко проявлялось в земельной аренде и залоге земельных участков. В статье также рассмотрены специфика наследования, семейных правоотношений на Кавказе, уголовных преступлений и наказаний, приведены примеры из практики того времени.
К.Г. Гусаева - Этнические и конфессиональные факторы как структурообразующие элементы развития традиционных обществ. c. 61-68
Аннотация: В отечественной научной литературе, относящейся к теории этноса и нации, религия, как правило, не рассматривалась. Однако, как отмечает автор данной статьи, при анализе этнической проблематики роль религиозных факторов до сих пор заслуживает пристального внимания. Во многих странах мира религия по-прежнему влияет на жизнь людей гораздо сильнее, чем этническая принадлежность. Даже в промышленно развитых странах Европы некоторые острые социальные конфликты имеют религиозную форму, например - в Северной Ирландии между католиками-ирландцами и протестантами-ольстерцами (потомками английских и шотландских поселенцев). Во многих странах Азии и Африки, особенно в странах распространения ислама, религиозные факторы, как и раньше, по своей социальной значимости превосходят этнические…
Б.И. Исмаилов - Современные тенденции правовой регламентации защиты общественной нравственности c. 67-74
Аннотация: This article was written by V.S. Nersesyants in 1973, and he sent it to the “Chess” journal in the Baltic Republics, however, the journal refused to take the article. Later on the author had a number of opportunities to publish the article, which was in the form of a phylosophical essay, however, he preferred not to do it…
А.Х. Саидов - Введение в изучение истории цивилизации Центральной Азии c. 76-79
Аннотация: Изучению истории цивилизации Узбекистана и Центральной Азии академик Э.В. Ртвеладзе посвятил свою 50-летнюю научную судьбу. Диапазон его научных интересов очень широк: история, археология, нумизматика, эпиграфика, история искусств и архитектуры, история религии. Обладая безупречной глубиной фактологических знаний, он в своих работах демонстрирует широту культурологических и историко-художественных обобщений, синтезируя методику археологических и исторических изысканий. В данной статье представлена рецензия его работ.
Жильцов С.В. - Некоторые политико-правовые аспекты смертной казни в истории России c. 97-107
Аннотация: Как отмечает автор этой статьи, не теряющий своей актуальности вопрос о применении смертной казни в Российской Федерации на современном этапе должен решаться, в том числе и с учетом анализа закономерностей ее применения в историческом прошлом русского государства. В России государственные преступления традиционно считались наиболее опасными, и за их совершение предусматривалась смертная казнь, тогда как умышленное убийство уже с середины XVIII века смертной казнью не наказывалось. История смертной казни в России свидетельствует о том, что вопреки объективному предназначе­нию высшей меры наказания вопрос о применении смертной казни ре­шался прежде всего с политических позиций. Объектом защиты с при­менением смертной казни являлось государство - его безопасность, це­лостность, собственность, но не человек - его жизнь.
С. Х. Аубекеров - Политико-правовые взгляды “декабриста без декабря” c. 105-113
Аннотация: В течение длительного времени декабристское движение относили к революционному течению. Однако, было ли декабристское движение полностью радикальным или были радикальными способы их борьбы, была ли возможность эволюции взглядов декабристов в сторону либерализма или развитие общества неизбежно привело бы их сторонников в лагерь радикалов ? В статье С.Х. Аубекерова представлен анализ политико-правовых позиций самой крупной фигуры среди либералов в декабристском движении, исходя из наличия теоретических разработок и известности, - Николая Ивановича Тургенева, названного в России "декабристом без декабря".
Д. В. Мазарчук - Характеристика древнерусской потестарной организации по данным нормы о выкупе кровной мести в Древнейшей Правде c. 112-121
Аннотация: В статье представлены итоги разработки темы кровной мести в Древней Руси в том числе основанные на оценке нормы об убийстве в Краткой Правде. Автор исследует специфику коллективной ответственности, дает оценку статуса дружинной организации, «служебной» организации.
В.В. Красинский - Идеология Восстания в истории политико-правовых учений c. 114-129
Аннотация: Основная идея недовольных государством и общественным строем «защитников народа», существующих в любом обществе во все времена, заключается в том, что существующая политическая власть угнетает народ, поэтому во имя грядущего прогрессивного общественного строя и социальных преобразований эта власть должна быть насильственно ликвидирована. Носители таких радикальных идей призывают своих сторонников к совершению революций, переворотов, народных восстаний. С чем же связана историческая «живучесть» подобных взглядов «идеологов восстания»? Как эти и похожие на них идеи формировались в общественном сознании? Какова современная трактовка права народа на восстание? Ответы на эти и другие вопросы представлены в данной статье.
Думанов Х.М., Першиц А.И. - У истоков отношений эксплуатации c. 114-118
Аннотация: В статье профессоров Х.М. Думанова и А.И. Першица дана оценка различных форм примитивной эксплуатации, таких как домашнее рабство, различные виды эксплуатации рядовых общинников верхушкой общины и данничество. Как отмечают авторы, все эти формы обнаружены в приблизительно одинаковых по уровню социально-экономического развития обществах Меланезии, Тропической Африки, Южной и Северной Америки и Северной Сибири, стоявших на начальных ступенях разложения первобытнообщинного строя. Поэтому вопрос об их историческом соотношении остается спорным...
Ю. В. Оспенников - Договор найма в праве Северо-Западной Руси XII-XV вв. c. 115-123
Аннотация: Автор данной статьи исследует частно-правовые акты Северо-Западной Руси XII-XV веков (в частности, Псковскую Судную грамоту), отмечая существенное расширение круга правовых установлений, касающихся договора найма, по сравнению с правовой традицией Киевского государства, рассматривает особенности имущественного найма, представляет классификацию видов личного найма, характерную для права данного периода.
Правкин С.А. - Генезис и эволюция форм крепостного права c. 119-131
Аннотация: Данная статья С.А. Правкина посвящена изучению видоизменяющихся правовых форм и институтов закрепощения сословий, в том числе, в контексте теории закрепощения – раскрепощения сословий С.М. Соловьева, в ней дана оценка работ В.О. Ключевского, ряда других авторов …
А. В. Солодов - О некоторых аспектах права на национально-культурную автономию c. 121-125
Аннотация:
И.Б.Ломакина - Социокультурные и социопсихические основы обычного права c. 122-132
Аннотация: Автор исследует обычное право, как интерсубъективное явление общественной жизни, объективированное символической и знаковой формами, непосредственно связанное с материальными условиями жизни и с ментальностью народа, приходит к выводу о том, что обычное право - это часть национального достояния, в определенном смысле являющеся составным элементом культуры нации, продолжением традиций, наследием предков и способом самовыражения данного общества.
К. П. Матутите - Социальная мифология c. 124-134
Аннотация: В статье К.П. Матутите представлен анализ роли социальных мифов в культуре и идеологии, в контексте истории США и других стран, исследованы позиции ряда философов по проблемам идеологии, роль национальной идеи. Автор также дает свою оценку культурных связей между Европой и Америкой имеющих в философии давние традиции, вопроса специфичности и уникальности США, как «Нового Света».
Гайнуллина И.С. - Особенности современной правовой системы обеспечения конституционного принципа равноправия женщин и мужчин в Российской Федерации c. 127-136
Аннотация: В статье соотнесены положения Конституции РФ, конституций ряда субъектов РФ, трудового законодательства и иных актов в контексте недискриминации женщин в сфере труда, дана критическая оценка имеющихся расхождений, общей политики и существующих на практике проблем. Так, как отмечает автор, анализ утвержденного Правительством РФ Национального плана действий по улучшению положения женщин и повышению их роли в обществе на 2001 - 2005 г.г. не оставляет никаких надежд на то, что включенные в него «действия», смогут хотя бы в малейшей степени улучшить и в 2005 году положение женщин в России в социально-трудовой сфере, изменить ситуацию в области как в горизонтальной, так и вертикальной сегрегации женщин, сделать шаг в преодолении неравенств в позитивном распределении мужчин и женщин по отдельным профессиям и областям, неравенства в заработной плате в рамках профессий и видов деятельности, региональных различий в экономической активности женщин и мужчин, их доходах и заработной плате.
А. Чернев - Политическая философия Эрика Эриксона c. 130-135
Аннотация: Психоистория – это новая психологическая дисциплина, которая родилась на стыке истории и психологии. Ее создателем считается американский психолог Эрик Эриксон (1902-1994). Психоисторики считают, что жизнь человека обусловлена его историческим контекстом, но при этом огромную роль играет и внутренний мир человека. Психология эпохи, которая порождается во многом психологией личности оказывается важнейшим фактором социальной истории. В данной статье дана характеристика работы Эриксона, его исследований психологии выдающихся личностей, таких как Адольф Гитлер.
Исмиева В.М. - Архетип социального героя в философии Юнга c. 131-144
Аннотация: Сравнивая разных политиков, обсуждая их роль в истории, мы отчетливо видим некую архетипную нить, которая ведет лидера. Порою складывается впечатление, что он оказался заложником предначертанного жребия. Нередко видны и причины непоправимых ошибок вождей, которые пытались освободиться от оков названного архетипа. Как отмечал Юнг, нельзя оказаться властителем масс, не опираясь на жанровые особенности судьбы социального героя. Но почему сегодня эта тема стала столь актуальной?
П.С. Гуревич - Берегите разум c. 137-142
Аннотация:
С.Х. Аубекеров - Судебная реформа XIX века в творчестве русских писателей c. 143-151
Аннотация:
Т.С. Жумаганбетов - Тюркская административно-территориальная структура каганатов. c. 143-146
Аннотация:
Г. М. Вельяминов - Очерк скандинавского происхождения варяга Шимона c. 144-153
Аннотация: Источники, новые научные отечественные и зарубежные изыскания дают основания утверждать, что “варяжских князь” Якун русской летописи 1024 г. идентичен норвежскому Хакону ярлу Эйрикссону, а отец эмигрировавшего в 1027 г. из Скандинавии на Русь “варяжского князя” Шимона - Африкан в действительности был братом Хакона ярла. Эти выводы уникальны в свете состыкованности древних русских и скандинавских источников.
В. Б. Малышев - Нечеловеческий ореол власти c. 166-173
Аннотация: Рассмотрен феномен власти в аспекте ее нечеловеческой природы, тем самым в культурно-историческом контексте осуществлена разработка проблемы, которая до настоящего времени почти не ставилась; дана типология нечеловеческого, понимание нечеловеческого представлено экзистенциально, а затем структурно-символически, через образ метафизического циферблата европейской культуры. Последовательно изучены факты культуры и закономерности, связанные с проявлениями нечеловеческого в эпоху десакрализации власти, когда сакральное «спекается» с секулярным до состояния однородности. Осуществлен поиск «золотой пропорции» человеческого и нечеловеческого в фигуре властителя как наиболее насущная из исследовательских задач, подчеркнута важность нечеловеческого ореола властных отношений. В процессе рассмотрения становится ясно, что фактор нечеловеческого пронизывает не только сферу власти, нечеловеческое тотально вторгается в нашу жизнь.
М.Ю. Барбашин - «Советскость» в этносоциальном пространстве: этнические и институциональные процессы c. 368-372

DOI:
10.7256/2454-0684.2013.3.54044

Аннотация: Анализируется влияние идеологии формирования “советского человека” на происходящие в Советском Союзе этносоциальные процессы. Автор подчеркивает важность советскости как институционального фона, в котором формировались этнические идентичности как титульных, так и нетитульных этносов. Применяя неоинституциональную методологию, автор подчеркивает, что советская идентификация использовалась индивидами с маргинальным этническим статусом, что замедляло этногенезисные процессы. Тесная институциональная связь советскости с русским языком и идентичностью стала одной из причин того, что в транзитивный период десоветизация привела к частичной дерусификации постсоветского этносоциального пространства.
Спектор Д.М. - Культурные измерения суверенности

DOI:
10.7256/2454-0684.2016.4.13958

Аннотация: В данной статье вопрос истоков и природы суверенитета рассмотрен в историческом и культурологическом ракурсах. Принятые трактовки, связывающие власть с балансом интересов (представительность выступает его частным случаем), дополняются взглядом на власть, вытекающим из ее изначальных функций. Таковые обусловлены культивированием специфического состояния (пафоса). В такой связи власть определяется через две фундаментальные и вместе с тем во многом противоположные задачи: инициации специфического подъема (одушевления), затрагивающего элиты, и регламентации деятельности прочих членов общины. Метод исследования основан прежде всего беспристрастным следованием фактам, представляемым антропологией и этнологией. На этом пути ряд обстоятельств, по сути игнорируемых политологией (например, «священная природа» власти) получают новую интерпретацию. Новизна статьи заключается в переосмыслении сложившихся представлений, трактующих власть в качестве организатора «игры с нулевой суммой», регулирующей коллизии и противостоящие интересы государств, групп и индивидов, или координатора, преследующего цели общей пользы. В процессе исследования установлены два фундаментальных ее назначения: организационно-упорядочивающего, охватывающего законодательные юрисдикции, систему представительности, и менее известного, связанного с инициацией мотивов поведения (смыслов), и их адаптацией применительно к различным социальным группам, стратам и индивидам.
Спектор Д.М. - Культурные измерения суверенности c. 557-567

DOI:
10.7256/2454-0684.2016.4.54554

Аннотация: В данной статье вопрос истоков и природы суверенитета рассмотрен в историческом и культурологическом ракурсах. Принятые трактовки, связывающие власть с балансом интересов (представительность выступает его частным случаем), дополняются взглядом на власть, вытекающим из ее изначальных функций. Таковые обусловлены культивированием специфического состояния (пафоса). В такой связи власть определяется через две фундаментальные и вместе с тем во многом противоположные задачи: инициации специфического подъема (одушевления), затрагивающего элиты, и регламентации деятельности прочих членов общины. Метод исследования основан прежде всего беспристрастным следованием фактам, представляемым антропологией и этнологией. На этом пути ряд обстоятельств, по сути игнорируемых политологией (например, «священная природа» власти) получают новую интерпретацию. Новизна статьи заключается в переосмыслении сложившихся представлений, трактующих власть в качестве организатора «игры с нулевой суммой», регулирующей коллизии и противостоящие интересы государств, групп и индивидов, или координатора, преследующего цели общей пользы. В процессе исследования установлены два фундаментальных ее назначения: организационно-упорядочивающего, охватывающего законодательные юрисдикции, систему представительности, и менее известного, связанного с инициацией мотивов поведения (смыслов), и их адаптацией применительно к различным социальным группам, стратам и индивидам.
Барбашин М.Ю. - Исследования этногенеза в современной этносоциологии: общие вопросы методологии

DOI:
10.7256/2454-0684.2013.7.9101

Аннотация: В статье анализируются основные методологические, дискурсные и идеологические проблемы, существующие в современных социологических исследованиях этногенеза. Рассматривая историю социологического интереса к проблемам этногенеза, включая постмодернистский методологический поворот, автор подчеркивает необходимость деидеологизации этносоциальных исследований. Постмодернистская идеологизация проявляется в воздействии политкорректности на всех уровнях социологического исследования – начиная от выбора темы и заканчивая необходимостью “правильно” сформулировать выводы, обтекая наиболее “острые углы” и применяя эвфемизмы. Оборотной стороной установления идеологического стандарта в этносоциологических исследованиях является общая постмодернистская критика, подчеркивающая невозможность “объективных” исследований, поскольку существующая терминология отражает господство политически доминирующей группы над дискриминируемыми этносами. В постмодернистском дискурсе этногенез представляет собой понятие, нагруженное дискурсивно-смысловым и ценностным содержанием и наполненное различными этносоциетальными мифологемами. Без деидеологизации социологического дискурса не произойдет расширение методологического пространства, в котором происходит выработка теоретических положений, гипотез и исследовательских программ в области этногенезисных исследований.
Барбашин М.Ю. - Исследования этногенеза в современной этносоциологии: общие вопросы методологии c. 877-883

DOI:
10.7256/2454-0684.2013.7.54100

Аннотация: В статье анализируются основные методологические, дискурсные и идеологические проблемы, существующие в современных социологических исследованиях этногенеза. Рассматривая историю социологического интереса к проблемам этногенеза, включая постмодернистский методологический поворот, автор подчеркивает необходимость деидеологизации этносоциальных исследований. Постмодернистская идеологизация проявляется в воздействии политкорректности на всех уровнях социологического исследования ? начиная от выбора темы и заканчивая необходимостью ?правильно? сформулировать выводы, обтекая наиболее ?острые углы? и применяя эвфемизмы. Оборотной стороной установления идеологического стандарта в этносоциологических исследованиях является общая постмодернистская критика, подчеркивающая невозможность ?объективных? исследований, поскольку существующая терминология отражает господство политически доминирующей группы над дискриминируемыми этносами. В постмодернистском дискурсе этногенез представляет собой понятие, нагруженное дискурсивно-смысловым и ценностным содержанием и наполненное различными этносоциетальными мифологемами. Без деидеологизации социологического дискурса не произойдет расширение методологического пространства, в котором происходит выработка теоретических положений, гипотез и исследовательских программ в области этногенезисных исследований.
Омельченко Д.А., Максимова С.Г., Ноянзина О.Е., Гончарова Н.П., Авдеева Г.С. - Реконструкция образа этнического "другого" в ментальных репрезентациях жителей регионов России

DOI:
10.7256/2454-0684.2014.8.10605

Аннотация: В качестве предмета исследования выступают ментальные представления, оценки и установки, конструирующие обобщенный образ этнического "Другого" в массовом сознании россиян. Реконструкция этого образа происходит посредством последовательного вычленения и описания семантических взаимосвязей между атрибутивными характеристиками, релевантными для различных социальных ролей, которые может исполнять носитель иной этничности; выделения латентных факторов, обусловливающие восприятие различных этнических образов; построения семантических пространств, визуализирующих категориальные структуры сознания социальных групп, дифференцированных по полу, возрасту и региону проживания. С помощью психосемантического опросника, разработанного на основе модифицированного варианта методики множественной идентификации, семантического дифференциала и репертуарных решеток в четырех регионах России (Алтайский край, Омская область, Красноярский край, Республика Алтай) опрошено 240 человек. В качестве ролевых позиций выступали: близкий представитель другой национальности (друг, член семьи); представитель другой национальности, родившийся и постоянно проживающий на территории региона; лицо иной национальности, вынужденно приехавшее из другой страны (беженец); иностранец, приехавший для легального или неофициального заработка (гастарбайтер); представитель другой национальности, приехавший с образовательно-культурными целями (студент, турист, стажер). В качестве референтной категории была взята позиция «коренной житель России». Объекты оценивались по биполярным шкалам, далее данные анализировались с помощью дисперсионного, корреляционного, факторного и кластерного анализов. Результаты исследования позволили заключить, что образ этнического «другого» в сознании населения России конструируется преимущественно негативными стереотипами, проецируемыми на представителей других национальностей. Содержание этих стереотипов касается, прежде всего, оценки потенциального риска и угрозы национальной безопасности, межэтнических конфликтов и напряженности, социального неравенства, низкого культурного и интеллектуального уровня. Влияние стереотипов сглаживается в близких межличностных связях, и интенсифицируется в условиях снижения социального статуса, нелегитимности пребывания иностранного гражданина на территории региона. Самовосприятие жителей России весьма болезненно и противоречиво. С одной стороны, коренные жители воспринимаются патерналистски, с позиции национальной исключительности и превосходства, с другой стороны, обращает на себя внимание заниженная самооценка, вызванная низким уровнем благосостояния, правовой и моральной ущемленностью. Несмотря на общие семантические механизмы восприятия, региональные ментальные пространства значительно дифференцированы, что находит отражение в социальных представлениях и установках населяющих их жителей.
Омельченко Д.А., Максимова С.Г., Ноянзина О.Е., Гончарова Н.П., Авдеева Г.С. - Реконструкция образа этнического "другого" в ментальных репрезентациях жителей регионов России c. 950-961

DOI:
10.7256/2454-0684.2014.8.54268

Аннотация: В качестве предмета исследования выступают ментальные представления, оценки и установки, конструирующие обобщенный образ этнического "Другого" в массовом сознании россиян. Реконструкция этого образа происходит посредством последовательного вычленения и описания семантических взаимосвязей между атрибутивными характеристиками, релевантными для различных социальных ролей, которые может исполнять носитель иной этничности; выделения латентных факторов, обусловливающие восприятие различных этнических образов; построения семантических пространств, визуализирующих категориальные структуры сознания социальных групп, дифференцированных по полу, возрасту и региону проживания. С помощью психосемантического опросника, разработанного на основе модифицированного варианта методики множественной идентификации, семантического дифференциала и репертуарных решеток в четырех регионах России (Алтайский край, Омская область, Красноярский край, Республика Алтай) опрошено 240 человек. В качестве ролевых позиций выступали: близкий представитель другой национальности (друг, член семьи); представитель другой национальности, родившийся и постоянно проживающий на территории региона; лицо иной национальности, вынужденно приехавшее из другой страны (беженец); иностранец, приехавший для легального или неофициального заработка (гастарбайтер); представитель другой национальности, приехавший с образовательно-культурными целями (студент, турист, стажер). В качестве референтной категории была взята позиция «коренной житель России». Объекты оценивались по биполярным шкалам, далее данные анализировались с помощью дисперсионного, корреляционного, факторного и кластерного анализов. Результаты исследования позволили заключить, что образ этнического «другого» в сознании населения России конструируется преимущественно негативными стереотипами, проецируемыми на представителей других национальностей. Содержание этих стереотипов касается, прежде всего, оценки потенциального риска и угрозы национальной безопасности, межэтнических конфликтов и напряженности, социального неравенства, низкого культурного и интеллектуального уровня. Влияние стереотипов сглаживается в близких межличностных связях, и интенсифицируется в условиях снижения социального статуса, нелегитимности пребывания иностранного гражданина на территории региона. Самовосприятие жителей России весьма болезненно и противоречиво. С одной стороны, коренные жители воспринимаются патерналистски, с позиции национальной исключительности и превосходства, с другой стороны, обращает на себя внимание заниженная самооценка, вызванная низким уровнем благосостояния, правовой и моральной ущемленностью. Несмотря на общие семантические механизмы восприятия, региональные ментальные пространства значительно дифференцированы, что находит отражение в социальных представлениях и установках населяющих их жителей.
Урсул А.Д. - Глобальные феномены и способы социоприродного взаимодействия

DOI:
10.7256/2454-0684.2013.12.8801

Аннотация: В статье делается попытка более широкого взгляда на глобальные феномены, и прежде всего на глобальные проблемы, расширяя пространственно-временные границы их «традиционного» анализа. В этой связи для понимания существа этих глобальных процессов привлекается ранее введенное автором понятие способа взаимодействия природы и общества (или способа социоприродного взаимодействия). Отмечается, что ряд глобальных процессов, например, процессы глобального расселения и глобализации имеют глубинные информационно-инновационные причины и природу, как и процесс освоения космоса. Глобальные проблемы (и их аналоги в прошлом) оказываются предвестником и спутником кардинальных поворотов в истории человечества, они возникают и появляются тогда, когда назревают фундаментальные противоречия в самом существовании и эволюции homo sapiens, что ведет к смене способа социоприродного взаимодействия и, тем самым, бытия социальной ступени эволюции. На исторических примерах в прошлом выявляются некоторые аналоги современной глобальной ситуации, когда определенные, прежде всего социоприродные, глобальные процессы развития ведут к возникновению глобальных противоречий и разного рода комплекса общечеловеческих проблем, а их решение генерирует новые глобальные процессы.
Урсул А.Д. - Глобальные феномены и способы социоприродного взаимодействия c. 1465-1478

DOI:
10.7256/2454-0684.2013.12.54165

Аннотация: В статье делается попытка более широкого взгляда на глобальные феномены, и прежде всего на глобальные проблемы, расширяя пространственно-временные границы их «традиционного» анализа. В этой связи для понимания существа этих глобальных процессов привлекается ранее введенное автором понятие способа взаимодействия природы и общества (или способа социоприродного взаимодействия). Отмечается, что ряд глобальных процессов, например, процессы глобального расселения и глобализации имеют глубинные информационно-инновационные причины и природу, как и процесс освоения космоса. Глобальные проблемы (и их аналоги в прошлом) оказываются предвестником и спутником кардинальных поворотов в истории человечества, они возникают и появляются тогда, когда назревают фундаментальные противоречия в самом существовании и эволюции homo sapiens, что ведет к смене способа социоприродного взаимодействия и, тем самым, бытия социальной ступени эволюции. На исторических примерах в прошлом выявляются некоторые аналоги современной глобальной ситуации, когда определенные, прежде всего социоприродные, глобальные процессы развития ведут к возникновению глобальных противоречий и разного рода комплекса общечеловеческих проблем, а их решение генерирует новые глобальные процессы.
Исаченко Н.Н. - Феномен социальной деструктивности

DOI:
10.7256/2454-0684.2016.11.21151

Аннотация: В качестве предмета исследования выступает концепт социальной деструктивности, рассматривающийся в социокультурном аспекте. В процессе исследования раскрывается сущность социальной деструктивности, аутодеструкции, анализируются ее формы, выявляются особенности проявления в современном российском обществе. Особое внимание уделяется исследованию несексуальной некрофильности, как страсти к разрушению всего живого, которая в современном обществе становится одним из способов самореализации и разрешения противоречий. Определено, что деструктивная деятельность усиливается в кризисные периоды, когда в обществе утрачивается контроль со стороны государства, чувство единения, теряются смысложизненные ориентиры. В статье изложено авторское понимание деструктивности, определяются источники ее формирования. Выявить сущность проблемы феномена социальной деструктивности в современном обществе, выяснить связь устойчивого и изменчивого в личности, культуре, обществе позволил социокультурный подход. Использован метод сравнительного анализа, позволивший обнаружить как общие точки соприкосновения, так и особенности интерпретаций феномена социальной деструктивности разными исследователями. Новизна исследования заключается в выявлении новых форм деструктивности, таких как: кибераддикция, сетеголизм, гэмблинг, моббинг, троллинг, характерных для современного общества. Сделан вывод о том, что деструктивность в современном обществе, приобретая новые формы, масштабы, начинает угрожать существованию человека, общества, российской целостности, следовательно, решение этой проблемы требует усилий всех членов общества.
Исаченко Н.Н. - Феномен социальной деструктивности c. 1576-1582

DOI:
10.7256/2454-0684.2016.11.54652

Аннотация: В качестве предмета исследования выступает концепт социальной деструктивности, рассматривающийся в социокультурном аспекте. В процессе исследования раскрывается сущность социальной деструктивности, аутодеструкции, анализируются ее формы, выявляются особенности проявления в современном российском обществе. Особое внимание уделяется исследованию несексуальной некрофильности, как страсти к разрушению всего живого, которая в современном обществе становится одним из способов самореализации и разрешения противоречий. Определено, что деструктивная деятельность усиливается в кризисные периоды, когда в обществе утрачивается контроль со стороны государства, чувство единения, теряются смысложизненные ориентиры. В статье изложено авторское понимание деструктивности, определяются источники ее формирования. Выявить сущность проблемы феномена социальной деструктивности в современном обществе, выяснить связь устойчивого и изменчивого в личности, культуре, обществе позволил социокультурный подход. Использован метод сравнительного анализа, позволивший обнаружить как общие точки соприкосновения, так и особенности интерпретаций феномена социальной деструктивности разными исследователями. Новизна исследования заключается в выявлении новых форм деструктивности, таких как: кибераддикция, сетеголизм, гэмблинг, моббинг, троллинг, характерных для современного общества. Сделан вывод о том, что деструктивность в современном обществе, приобретая новые формы, масштабы, начинает угрожать существованию человека, общества, российской целостности, следовательно, решение этой проблемы требует усилий всех членов общества.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.