Политика и Общество - рубрика ПАРТИИ И ПАРТИЙНЫЕ СИСТЕМЫ
по
Политика и Общество
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Политика и Общество" > Рубрика "ПАРТИИ И ПАРТИЙНЫЕ СИСТЕМЫ"
ПАРТИИ И ПАРТИЙНЫЕ СИСТЕМЫ
Диких А.А. - Генезис и эволюция партии Индийский национальный конгресс c. 23-41

DOI:
10.7256/2454-0684.2017.9.22322

Аннотация: В статье представлена роль партии Индийский национальный конгресс в разработке внешней и внутренней политики Индии. Предметом исследования выступают принципы построения партии, изученные в рамках двух периодов становления и особенностей формирования политической организации. Первый период (1877−1946) — от зарождения партии и активизации национально-освободительного движения в Индии и до обретения страной независимости; второй (1947–2014) — после обретения страной независимости, период доминирования партии в политической жизни Индии. Проведен сравнительный анализ деятельности наиболее влиятельных лидеров Индийского национального конгресса — М. Ганди, Д. Неру, Л. Б. Шастри, И. Ганди, Н. Рао, С. Кесри, С. Ганди, М. Сингха, Р. Ганди. Новизна исследования заключается в выявлении факторов, способствовавших закреплению партии на лидирующих позициях, а также причин ее ухода в оппозицию, в статье особое внимание было уделено изучению итогов выборов, начиная с первых выборов в 1951 году, когда Индийский национальный конгресс стал набирать вес в парламенте, и до 2014 года, когда партия проиграла, уступив первое место оппозиционной Бхаратия Джаната парти.
Борщик Н.Д., Подосинников Е.Ю., Фёдоров А.В. - Сравнительный анализ политической партийной активности регионов России c. 26-40

DOI:
10.7256/2454-0684.2017.2.21745

Аннотация: В статье исследованы актуальные вопросы парламентаризма, сделана попытка найти универсальный индикатор оценки уровня политической партийной активности в субъектах РФ. Так как одним из ключевых принципов парламентаризма в современном государстве является идеологическое и политическое многообразие, то политические партии играют центральную роль в политической системе, в том числе и в нашей стране. Приводятся фактологические и статистические данные по регионам России из официальных источников, отражающие состояние политических процессов в стране. В ходе исследования были использованы системный, нормативный, институциональный и сравнительно-политологический методы. При подготовке работы авторы руководствовались принципами, позволяющими сочетать возможности логического и исторического методов, количественного и качественного анализа. Впервые использованы количественные методики группировки регионов по числу зарегистрированных в субъектах РФ отделений партий. В статье используются официальные ведомственные данные Министерства юстиции России, Федеральной службы государственной статистики, Государственной Думы Федерального Собрания РФ, Центральной Избирательной комиссии. Официальные данные в статье используются для выделения «регионов-лидеров» и «регионов-аутсайдеров» по политической партийной активности. Решение задач, поставленных в рамках работы, способствует развитию перспективного научного направления количественного анализа политической среды, уточнению ее предметного поля и понятийно-категориального арсенала.
Иванченко М.А. - Развитие политической системы России и Аргентины в 30-40-е годы ХХ века c. 28-36

DOI:
10.7256/2454-0684.2022.2.36670

EDN: GKXXHB

Аннотация: Статья посвящена рассмотрению особенностей развития политической системы России и Аргентины в 30-40-е годы ХХ столетия. Отдельный акцент сделан на формировании государственной политики и ключевых аспектах создания политических институтов в период правления Сталина в России в контексте развития коммунистической идеологии и социалистического строительства. Также обозначено, что либеральная система, установленная Конституцией 1853 г. в Аргентине, показала свою неспособность справиться с политическими, социальными, экономическими и идеологическими вызовами и трансформации Аргентины после фальсификации выборов в 1930 г. В данном контексте значительный интерес представляет опыт достаточно непростого развития политической системы Аргентины и России в 30-40-е годы ХХ века, поскольку эти две страны столкнулись с аналогичными проблемами государственного устройства, особенно в сфере экономики и политики.           Политическая система общества, претерпевающего в настоящее время трансформационные изменения, находится на модернизационном этапе развития, что выводит ее в статус объекта исследований и профессионального интереса политологов, юристов, философов, социологов, историков и специалистов в области других гуманитарных наук. Вследствие обозначенных сдвигов, в настоящее время одной из насущных проблем, которой занимается политическая наука, является выработка четких представлений о последствиях институциональных изменений. Вопросы развития демократии, демократических транзитов, трансформаций политических систем стали в последние десятилетия одним из основных направлений политической науки. Задача выяснения источников изменений политических институтов и прогнозирование их последствий особенно остро встала в начале ХХ в., когда ряд стран Африки, Латинской Америки и Восточной Европы начали отход от авторитарного образа правления и стали на путь демократического развития.
Платонова Н.И. - Правовое регулирование партийных займов

DOI:
10.7256/2454-0684.2016.1.17651

Аннотация: Настоящая статья посвящена изучению правового регулирования источников финансирования текущей деятельности политических партий в Российской федерации. Автор подробно рассматривает такие аспекты темы как возможность партий привлекать необходимые ресурсы путем заключения договоров займа и кредитных договоров. Недостаточное внимание к данным вопросам со стороны законодателя позволяет партиям использовать данный источник формирования партийных бюджетов в качестве «обхода» требований и ограничений, предусмотренных для пожертвований, что противоречит принципу прозрачности и независимости партий от источников финансирования. Достоверность и обоснованность результатов, полученных в ходе исследования была достигнута путем применения системно-структурного, формально-юридического, метода анализа толкования, лексическо-грамматического анализа Проведенный анализ действующего законодательства, а также данных сводных финансовых отчетов политических партий России за период с 2007 по 2015 годы позволил выявить ряд недостатков правового регулирования порядка привлечения партиями финансовых средств, путем заключения договоров займа (кредита). В связи с чем автором были разработаны и предложены способы усовершенствования соответствующего законодательства. В частности, предлагаются изменения в отдельные статьи Федерального закона "О политических партиях".
Платонова Н.И. - Правовое регулирование партийных займов c. 33-38

DOI:
10.7256/2454-0684.2016.1.54501

Аннотация: Настоящая статья посвящена изучению правового регулирования источников финансирования текущей деятельности политических партий в Российской федерации. Автор подробно рассматривает такие аспекты темы как возможность партий привлекать необходимые ресурсы путем заключения договоров займа и кредитных договоров. Недостаточное внимание к данным вопросам со стороны законодателя позволяет партиям использовать данный источник формирования партийных бюджетов в качестве «обхода» требований и ограничений, предусмотренных для пожертвований, что противоречит принципу прозрачности и независимости партий от источников финансирования. Достоверность и обоснованность результатов, полученных в ходе исследования была достигнута путем применения системно-структурного, формально-юридического, метода анализа толкования, лексическо-грамматического анализа Проведенный анализ действующего законодательства, а также данных сводных финансовых отчетов политических партий России за период с 2007 по 2015 годы позволил выявить ряд недостатков правового регулирования порядка привлечения партиями финансовых средств, путем заключения договоров займа (кредита). В связи с чем автором были разработаны и предложены способы усовершенствования соответствующего законодательства. В частности, предлагаются изменения в отдельные статьи Федерального закона "О политических партиях".
Мамаев Э.А. - Социальный вопрос в программах российских политических партий c. 34-40

DOI:
10.7256/2454-0684.2022.3.39277

EDN: ROUUYJ

Аннотация: В статье дан анализ решения социального вопроса в программах российских политических партий. Отмечено, что наличие социальной программы есть не у всех российских партий, несмотря на то, что политические партии имеют возможности формулировать основные направления социальной политики и реализовывать их. Наиболее содержательны программные документы таких партий, как Единая Россия, Справедливая Россия, КПРФ. Пенсионное обеспечение является самым востребованным политическими партиями, поэтому в каждой программе содержатся предложения по его решению. Следует отметить, что не все политические партии предлагают реальные планы совершенствования пенсионного обеспечения, многие партийные документы содержат критику и риторические восклицания. Вопрос социального страхования рассматривается партиями в меньшей степени. Можно отметить конкретные предложения партий «Единая Россия» и ЛДПР. В статье сделан вывод о важной роли программ социальной политики для политического будущего партий. О важности социальной политики в программных документах политической партии свидетельствует реальный результат выборов в Государственную Думу 2021 года. Победу на выборах одержали партии, имевшие социальные программы: «Единая Россия», победившая с большим преимуществом, КПРФ, получившая 18,93% голосов и «Справедливая Россия» с результатом 7,46%. Таким образом, решение социальных вопросов, является залогом долгожительства и политической востребовательности партии.
Осипов Е.А. - Праймериз и кризис Пятой республики во Франции c. 38-45

DOI:
10.7256/2454-0684.2017.5.23071

Аннотация: В ноябре 2016 г. и январе 2017 г. во Франции впервые в истории сразу две крупнейших партии в стране – «Республиканцы» и Социалистическая партия – провели открытые первичные выборы для определения своего кандидата на президентских выборах. В статье анализируются причины проведения праймериз, а также их последствия для политической системы Франции. Автор приходит к выводу, что, несмотря на ряд очевидных преимуществ, которыми обычно характеризуются первичные выборы в разных странах мира, конкретно во Франции праймериз привели к негативным результатам, поставившим под сомнение будущее двух крупнейших политических сил в стране и существование самой системы Пятой республики. Метод исследования - анализ только что завершившейся во Франции президентской кампании. В статье на основе центральной французской прессы рассматривается влияние праймериз на итоговый результат президентских выборов 2017 г. Во Франции совсем недавно завершилась президентская кампания, ставшая уникальной для Пятой республики. Одна из главных особенностей прошедших выборов - открытые первичные выборы, проведенные двумя крупнейшими политическими партиями в стране. Новизна работы в том, что ни в отечественной, ни в зарубежной историографии на эту тему еще ничего не опубликовано.
Платонова Н.И. - Текущая деятельность политических партий: понятие и особенности

DOI:
10.7256/2454-0684.2017.1.18312

Аннотация: Предметом исследования является сущность деятельности политических партий, особенности которой обусловлены двойственностью их правовой природы. Автор подробно рассматривает такие аспекты темы, как особенности целей и задач, которые ставят перед собой партии, правового регулирования партийной деятельности, способов привлечения необходимых финансовых ресурсов и ответственности за нарушение такого порядка. Особо внимание в статье уделяется изучению текущей партийной деятельности, как деятельности политических партий, осуществляемой на постоянной основе и не связанной с проведением избирательной кампании. Обоснованности и достоверность полученных результатов была достигнута путем использования таких методов научного познания, как формально-юридический, метод анализа, лексико-грамматического, толкования. Основным вкладом автора в исследования данной темы является предложенное определение понятия "текущая детальность" политических партий. Не смотря на достаточно его широкое использование в ряде работ, и еще более широкое использование на практике, оно до сих пор не получило теоретического обоснования.
Бейдина Т.Е., Попов Ю.А., Кухарский А.Н., Денисов Ю.В. - Снижение влияния ведущих партий США в избирательном политическом процессе: динамика изменений c. 39-52

DOI:
10.7256/2454-0684.2018.4.25962

Аннотация: Предмет исследования – динамика изменений в развитии ведущих политических партий как центрального элемента политической системы США. Динамика изменений связана с тем, что партии прошли путь от состояния быстро реализуемой политической необходимости конца XVIII в. до стадии главнейшего, законодательно регламентированного института XXI в. При этом, главенствующая роль в избирательном политическом процессе принадлежит республиканцам и демократам, попеременно ведущим борьбу за завоевание. Цель исследования состоит в выявлении причин ослабления роли и влияния ведущих политических партий США, являющихся доминирующим компонентом американской политической системы, и определении последствий данного процесса. Методы исследования составляют: историко-ретроспективный анализ формирования и оформления политических партий; сравнительный метод по характеристике партий США; системный подход к анализу причин формирования двухпартийной системы в США; прогностический анализ причин снижения влияния доминирующих партий на политические процессы в США. Научная новизна работы состоит в том, что: исследованы и уточнены условия формирования политических партий; даны характеристики ведущих и третьих партий в политической системе США; установлены причины снижения влияния доминирующих партий СЩА на политические процессы и обозначены возможные результаты этого процесса. Основными выводами проведенного исследования можно считать: 1. В США постепенно сформировалась двухпартийная система, характеризующаяся господствующим положением двух партий, республиканской и демократической. 2. В последние два десятилетия ознаменовались очевидным ростом числа независимых кандидатов. Уже около 40% американцев не отождествляют себя ни с одной из партий.
Платонова Н.И. - Текущая деятельность политических партий: понятие и особенности c. 39-43

DOI:
10.7256/2454-0684.2017.1.54671

Аннотация: Предметом исследования является сущность деятельности политических партий, особенности которой обусловлены двойственностью их правовой природы. Автор подробно рассматривает такие аспекты темы, как особенности целей и задач, которые ставят перед собой партии, правового регулирования партийной деятельности, способов привлечения необходимых финансовых ресурсов и ответственности за нарушение такого порядка. Особо внимание в статье уделяется изучению текущей партийной деятельности, как деятельности политических партий, осуществляемой на постоянной основе и не связанной с проведением избирательной кампании. Обоснованности и достоверность полученных результатов была достигнута путем использования таких методов научного познания, как формально-юридический, метод анализа, лексико-грамматического, толкования. Основным вкладом автора в исследования данной темы является предложенное определение понятия "текущая детальность" политических партий. Не смотря на достаточно его широкое использование в ряде работ, и еще более широкое использование на практике, оно до сих пор не получило теоретического обоснования.
Гоптарева И.Б. - Изменения партийных систем: вопросы теории c. 56-70

DOI:
10.7256/2454-0684.2017.7.23316

Аннотация: Предметом исследования является оптимальность и способность партийных систем к изменениям в постмодернистский период, выраженный трудностями «третьей волны демократизации», особенно в случаях трансформации монопартизма в мультипартизм. Автор подробно рассматривает такие аспекты темы как изменение структурного базиса традиционных партийных систем, анализ качественных признаков партийной системы, взаимовлияние партийных и избирательных систем, особенности формирования партийной системы с доминирующей партией, потенциал изменения партийной системы России в направлении конкурентоспособного мультипартизма. Использование сравнительного, структурного и функционального методов при выяснении причин замедления мультипартийного строительства в постсовременном транзитивном периоде способствовало обнаружению прямой зависимости типа партийной системы от формы государственного управления, а также — связи избирательного режима с поведением электората, уровнем его активности/неактивности. К составляющей части новизны можно отнести восполнение дефицита теоретических исследований о трансформации партийных систем, происходящей не только под воздействием перемен политической и избирательных систем, но и — реконструкции внутренних элементов партийной системы, что должно помочь пониманию и выделению характерных признаков системы, обусловливающих ее устойчивое развитие.
Гришина А.М. - Организационная эффективность Институционно-революционной партии Мексики в XX веке c. 62-69

DOI:
10.7256/2454-0684.2017.4.19611

Аннотация: Предметом исследования является организационная эффективность Институционно-революционной партии (ИРП) Мексики. Объектом исследования является Институционно-революционная партия Мексики в 20-м веке. Автор подробно рассматривает структурные особенности ИРП и общий контекст политического режима в Мексике. Особое внимание уделяется теоретическим концепциям организационной эффективности. Далее автор дает свое понятие организационной эффективности. В данном случае автор предлагает рассматривать организационную эффективность ИРП Мексики как ее способность и возможность привлекать сторонников в свои ряды. В качестве методологической основы автор учитывает положения неоинституцианолизма. Данный подход позволяет учесть при анализе не только формально-правовые нормы, регулирующие действия политических акторов, но и неформальные аспекты политики. Также методологической базой исследования является организационный подход. Он позволяет рассматривать особенности организационных отношений и функции политических партий. Основными выводами проведенного исследования являются выделение автором основных факторов политического режима в целом и организационной политики ИРП Мексики в частности, влияющих на ее организационную эффективность. Автор заключает, что особенности политического режима оказали прямое воздействие на мобилизационную политику доминирующей партии Мексики. Особым вкладом автора в исследование темы является анализ теоретических основ организационной эффективности, объяснительные возможности которых рассматриваются применительно к мексиканскому случаю. Новизна исследования заключается в авторском подходе, рассматривающим организационную эффективность ИРП Мексики через ее мобилизационные функции.
Деркач М.А. - Популистские партии в политической истории Финляндии во второй половине XX - начале XXI вв.

DOI:
10.7256/2454-0684.2016.4.18861

Аннотация: В статье рассматривается вопрос о месте и роли популистских партий в политической истории Финляндии во второй половине XX - начале XXI вв. Основное внимание автор сосредотачивает на Сельской партии Финляндии и партии «Истинные финны», анализируя историю их появления, становления и развития. Важное внимание уделяется также таким вопросам как взаимодействия популистских партий с традиционным политическим истеблишментом и факторы, оказывавшие позитивное и негативное влияние на электоральную популярность популистов. В исследовании автор прибегает к использованию исторического метода, а также сравнительного метода по принципу наибольшей схожести. Автор приходит к выводу, что хотя в финляндской политической системе популистские партии на протяжении долгого времени играли заметную роль, в среднесрочной перспективе Финляндия может стать страной, где эти силы находятся на обочине политической жизни. Вкладом автора в развитие темы является также вывод о том, что пребывание в исполнительной власти негативно отражается на уровне электоральной популярности популистской партии.
Деркач М.А. - Популистские партии в политической истории Финляндии во второй половине XX - начале XXI вв. c. 422-431

DOI:
10.7256/2454-0684.2016.4.54541

Аннотация: В статье рассматривается вопрос о месте и роли популистских партий в политической истории Финляндии во второй половине XX - начале XXI вв. Основное внимание автор сосредотачивает на Сельской партии Финляндии и партии «Истинные финны», анализируя историю их появления, становления и развития. Важное внимание уделяется также таким вопросам как взаимодействия популистских партий с традиционным политическим истеблишментом и факторы, оказывавшие позитивное и негативное влияние на электоральную популярность популистов. В исследовании автор прибегает к использованию исторического метода, а также сравнительного метода по принципу наибольшей схожести. Автор приходит к выводу, что хотя в финляндской политической системе популистские партии на протяжении долгого времени играли заметную роль, в среднесрочной перспективе Финляндия может стать страной, где эти силы находятся на обочине политической жизни. Вкладом автора в развитие темы является также вывод о том, что пребывание в исполнительной власти негативно отражается на уровне электоральной популярности популистской партии.
Гришина А.М. - Доминирующая партия Тайваня

DOI:
10.7256/2454-0684.2013.8.9176

Аннотация: В статье рассматриваются организационные особенности доминирующей партии Тайваня. Автор предлагает рассматривать структурные особенности партийной организации, в качестве важного фактора в сохранении своего доминирующего положения партией в период режимных изменений. В статье также рассмотрены основные этапы в деятельности доминирующей партии Гоминьдан, которые дают общее представление о партии в период ее пребывания у власти. Автор отмечает, что в частности внутренний раскол доминирующей партии Тайваня на две политические партии позволил потерять свое доминирующее положение Гоминьдана. Раскол в Гоминьдане позволил оппозиционной партии упрочить свои позиции, и выиграть президентские выборы в 2000г. В результате автор статьи отмечает, что помимо организационных особенностей доминирующей партии важную роль играют и другие факторы, такие как, наличие ресурсов, гибкость партийной политики, особенности политических традиций страны. Автор полагает, что исследование с учетом нескольких факторов может дать полноценное исследование в изучении доминирующих партий разных стран.
Гришина А.М. - Доминирующая партия Тайваня c. 1029-1033

DOI:
10.7256/2454-0684.2013.8.54117

Аннотация: В статье рассматриваются организационные особенности доминирующей партии Тайваня. Автор предлагает рассматривать структурные особенности партийной организации, в качестве важного фактора в сохранении своего доминирующего положения партией в период режимных изменений. В статье также рассмотрены основные этапы в деятельности доминирующей партии Гоминьдан, которые дают общее представление о партии в период ее пребывания у власти. Автор отмечает, что в частности внутренний раскол доминирующей партии Тайваня на две политические партии позволил потерять свое доминирующее положение Гоминьдана. Раскол в Гоминьдане позволил оппозиционной партии упрочить свои позиции, и выиграть президентские выборы в 2000г. В результате автор статьи отмечает, что помимо организационных особенностей доминирующей партии важную роль играют и другие факторы, такие как, наличие ресурсов, гибкость партийной политики, особенности политических традиций страны. Автор полагает, что исследование с учетом нескольких факторов может дать полноценное исследование в изучении доминирующих партий разных стран.
Шапошникова Е.А. - Федеральный закон «О политических партиях» как нормативно-правовая основа отечественного партогенеза

DOI:
10.7256/2454-0684.2016.10.17836

Аннотация: Объектом исследования является партийная система современного Российского государства. Предметом исследования является процесс релизации Федерального закона «О политических партиях» и последующих изменений к нему, как предполагаемой нормативно-правовой основы отечественного партогенеза. Особое внимание в статье уделяется вопросам либерализации процедуры создания и регистрации партий, появлению новых партийных сил в избирательной практике государства, а также возможным последствиям данных изменений. Автор подробно рассматривает такие аспекты темы, как приостановка деятельности и ликвидации партий, механизм административного контроля за функционированием партий в России в рамках подчинения доминированию исполнительной власти. В качестве методов исследования были использованы, во-первых, такие общенаучные методы, как исторический, сравнительный и логический методы, анализ, синтез и т.д. Во-вторых, сложность и многоплановость объекта исследования позволили автору обратиться к частнонаучным и специальным методам: социологическому, анализу понятийного аппарата и др. В статье автор делает акцент на наиболее спорных моментах закона о политических партиях, таких как смягчение процедуры регистрации партий наряду с жестким административным контролем за их деятельностью, а также включение в избирательну практику новых политических сил а, с другой стороны, недовольство лидеров партийных фракций данными изменениями. В заключении автор делает вывод, что партстроительство в России, несмотря на либерализацию законодательства, ограничено контролирующей ролью государства, обеспечивающего, в первую очередь, интересы власти, а не интересы общества, подчеркивая научную новизну проведенного исследования.
Шапошникова Е.А. - Федеральный закон «О политических партиях» как нормативно-правовая основа отечественного партогенеза c. 1349-1355

DOI:
10.7256/2454-0684.2016.10.54629

Аннотация: Объектом исследования является партийная система современного Российского государства. Предметом исследования является процесс релизации Федерального закона «О политических партиях» и последующих изменений к нему, как предполагаемой нормативно-правовой основы отечественного партогенеза. Особое внимание в статье уделяется вопросам либерализации процедуры создания и регистрации партий, появлению новых партийных сил в избирательной практике государства, а также возможным последствиям данных изменений. Автор подробно рассматривает такие аспекты темы, как приостановка деятельности и ликвидации партий, механизм административного контроля за функционированием партий в России в рамках подчинения доминированию исполнительной власти. В качестве методов исследования были использованы, во-первых, такие общенаучные методы, как исторический, сравнительный и логический методы, анализ, синтез и т.д. Во-вторых, сложность и многоплановость объекта исследования позволили автору обратиться к частнонаучным и специальным методам: социологическому, анализу понятийного аппарата и др. В статье автор делает акцент на наиболее спорных моментах закона о политических партиях, таких как смягчение процедуры регистрации партий наряду с жестким административным контролем за их деятельностью, а также включение в избирательну практику новых политических сил а, с другой стороны, недовольство лидеров партийных фракций данными изменениями. В заключении автор делает вывод, что партстроительство в России, несмотря на либерализацию законодательства, ограничено контролирующей ролью государства, обеспечивающего, в первую очередь, интересы власти, а не интересы общества, подчеркивая научную новизну проведенного исследования.
Новиков А.В. - Модели партийной карьеры в федеральных системах c. 1356-1368

DOI:
10.7256/2454-0684.2016.10.54630

Аннотация: Предметом анализа в данном исследовании выступает роль партийных карьер в вертикальной интеграции государственно-территориальных уровней в двойных и совместных федеральных системах. Значительное число западных политических партий обладает сильным влиянием на отдельные политические карьеры своих членов. Также обнаруживаются существенные различия в качественных и количественных характеристиках моделей влияния партий на политическую карьеру. Рассмотрены основные отличия между моделями политической карьеры в совместных и двойных федеральных системах на федеральном и региональном территориальном уровне. В статье характеризуются модели партийных политических карьер в четырех федеративных системах: Канаде, Австралии, Австрии и Германии. В качестве сравнения были выбраны восемь достаточно влиятельных национальных партий, имеющих отделения на региональном уровне. Основным методом исследования является сравнительный казусный и кроснациональный анализ типов партийных карьер в федеральных системах. Анализ исследуемых вертикальных связей и партийных карьер в данном исследовании ограничивается синхронным сравнении партийных руководителей в период выборов, прошедших в Канаде, Австралии, Австрии и Германии в 2008-2009 годах. В рамках статьи рассмотрены: 1) вертикальные связи в рамках федерального руководства партии; 2) вертикальные связи в рамках регионального руководства партии. Научной новизной обладают найденные различия как в количестве, так и качестве вертикальной интеграции в рамках рассмотренных федеральных партий, что говорит о том, что для совместных и двойных федеральных систем не существует ни единообразной схемы политической карьеры, ни единой политической роли партий в федеральных процессах. При анализе вертикальной кумуляции партийных и государственных учреждений, были обнаружены более интегрированные модели карьеры у европейских партий, чем у их неевропейских партнеров. Партийные структуры не только определяют модель политической карьеры путем интерпретации институциональных стимулов, но и создают конкретные организационные связи между учреждениями на разных политических уровнях
Николенко К.Д. - Переломный период в истории развития КПРФ (1999-2003): потеря инициативы и спад влияния c. 1369-1376

DOI:
10.7256/2454-0684.2016.10.54631

Аннотация: Данная статья посвящена рассмотрению этапа деятельности КПРФ, приходящегося на время становления нового политического режима в РФ. Автор анализирует парламентскую и массовую работу коммунистов, подробно останавливаясь на особенностях позиционирования в очередном созыве Государственной Думы, где у партии не было относительного большинства. Особое внимание уделено формированию тактической коалиции с пропрезидентскими силами, кризисным процессам в "красном поясе", напряжённости внутри КПРФ в связи с несогласием, наблюдавшимся среди её руководства. Исследование осуществлено на основе традиционных и современных методах источниковедения, базируется на неформализованном анализе текста. В качестве источника одного из основных источников выступают оперативные стенограммы заседаний нижней палаты российского парламента. Автор исходит из того, что парламентское направление – главное для современной Компартии. В ходе анализа ей деятельности данное положение нашло своё подтверждение. Выбор партией пути прихода к власти через выборы обуславливает её компромиссность, подвижность в идеологическом и прикладном плане, следование тенденциям в общественном мнении. В результате проведённого исследования вопроса выяснилось, что период 1999-2003 гг. стал одним из определяющих для дальнейшего пути развития Компартии. Он завершился крупнейшим поражением на парламентских выборах, после чего организация потеряла авторитет и весомость, имевшиеся у неё ранее таким образом, что не способна преодолеть негативные последствия вплоть до настоящего времени.
Деркач М.А. - Интеграция популистских партий в политическую систему: опыт западноевропейских стран

DOI:
10.7256/2454-0684.2015.11.16883

Аннотация: Предметом исследования является современный опыт ряда стран Западной Европы по интеграции популистских партий в национальные политические системы. В статье подробно рассматривается опыт как тех государств, в которых популистские партии в XXI веке входили в состав правительственных коалиций (Австрия, Нидерланды в 2002 году, Норвегия и Финляндия) или сотрудничали с исполнительной властью, формально оставаясь за её пределами (Дания, Нидерланды в 2010-2012 гг.), так и тех, где популистские партии подвергаются обструкции со стороны политического истеблишмента (Швеция). В рамках настоящего исследования автор прибегает к использованию исторического метода, а также сравнительного метода как по принципу наибольшей схожести, так по принципу наибольших различий. Автор приходит к выводу о том, что успех интеграции популистской партии в политическую систему возможен только в тех случаях, когда заинтересованность в ней выражают обе вовлеченные в процесс стороны - как популисты, так и истеблишмент. Вкладом автора в развитие темы является также вывод о том, что пребывание в исполнительной власти негативно отражается на уровне электоральной популярности популистской партии.
Деркач М.А. - Интеграция популистских партий в политическую систему: опыт западноевропейских стран c. 1473-1485

DOI:
10.7256/2454-0684.2015.11.54474

Аннотация: Предметом исследования является современный опыт ряда стран Западной Европы по интеграции популистских партий в национальные политические системы. В статье подробно рассматривается опыт как тех государств, в которых популистские партии в XXI веке входили в состав правительственных коалиций (Австрия, Нидерланды в 2002 году, Норвегия и Финляндия) или сотрудничали с исполнительной властью, формально оставаясь за её пределами (Дания, Нидерланды в 2010-2012 гг.), так и тех, где популистские партии подвергаются обструкции со стороны политического истеблишмента (Швеция). В рамках настоящего исследования автор прибегает к использованию исторического метода, а также сравнительного метода как по принципу наибольшей схожести, так по принципу наибольших различий. Автор приходит к выводу о том, что успех интеграции популистской партии в политическую систему возможен только в тех случаях, когда заинтересованность в ней выражают обе вовлеченные в процесс стороны - как популисты, так и истеблишмент. Вкладом автора в развитие темы является также вывод о том, что пребывание в исполнительной власти негативно отражается на уровне электоральной популярности популистской партии.
Мамедова В.Э. - Нормативное регулирование института ответственности членов политической партии

DOI:
10.7256/2454-0684.2016.11.21015

Аннотация: В статье представлены результаты исследования практики регулирования института ответственности членов политической партии в Российской Федерации. Автор раскрывает проблемы обеспечения права политической партии на самоуправление, с одной стороны, и права граждан на политическое объединение, а также пассивного избирательного права, с другой стороны; обосновывает необходимость государственного вмешательства посредством законотворческой деятельности в процесс регулирования института внутрипартийной ответственности члена политической партии, обозначаются критерии допустимости и пределы осуществления такого вмешательства. В ходе исследования проведен сравнительный анализ внутрипартийных документов действующих российских политических партий, произведена оценка их содержания с точки зрения соответствия требованиям современного законодательства. Автор обращает внимание на необходимость разработки сбалансированного подхода к выстраиванию системы государственного и партийного регулирования данной сферы отношений, предлагает выработанные на основе философского типа правопонимания критерии, которым должна соответствовать такая система. На основе результатов проведенного исследования автор разрабатывает предложения по внесению изменений в действующее российское законодательство, регулирующее деятельность политических партий.
Мамедова В.Э. - Нормативное регулирование института ответственности членов политической партии c. 1530-1536

DOI:
10.7256/2454-0684.2016.11.54647

Аннотация: В статье представлены результаты исследования практики регулирования института ответственности членов политической партии в Российской Федерации. Автор раскрывает проблемы обеспечения права политической партии на самоуправление, с одной стороны, и права граждан на политическое объединение, а также пассивного избирательного права, с другой стороны; обосновывает необходимость государственного вмешательства посредством законотворческой деятельности в процесс регулирования института внутрипартийной ответственности члена политической партии, обозначаются критерии допустимости и пределы осуществления такого вмешательства. В ходе исследования проведен сравнительный анализ внутрипартийных документов действующих российских политических партий, произведена оценка их содержания с точки зрения соответствия требованиям современного законодательства. Автор обращает внимание на необходимость разработки сбалансированного подхода к выстраиванию системы государственного и партийного регулирования данной сферы отношений, предлагает выработанные на основе философского типа правопонимания критерии, которым должна соответствовать такая система. На основе результатов проведенного исследования автор разрабатывает предложения по внесению изменений в действующее российское законодательство, регулирующее деятельность политических партий.
Мамедова В.Э. - Принципы правового и корпоративного регулирования деятельности политических партий в России c. 41-50

DOI:
10.7256/2454-0684.2017.2.18205

Аннотация: Статья посвящена анализу проблем системы нормативного регулирования деятельности политических партий, вызванных амбивалентностью природы политических партий - партия как институт гражданского общества, и партия как государственно-правовой институт. Автор обосновывает необходимость существования в системе нормативного регулирования деятельности политических партий внутрипартийных (корпоративных) регуляторов, отражающих природу политической партии как института гражданского общества, и исследует проблемы взаимоотношений, взаимосвязей и соотношения правового и корпоративного регулирования статуса политических партий в Российской Федерации. В представленном исследовании используются формально-логический, диалектический, аналитический, системно-структурный, формально-юридический, сравнительно-правовой методы научного ползнания. Результаты исследования показывают, что построение демократичной политической среды, безопасной для конституционно значимых ценностей, требует гармоничного сочетания государственного и партийного воздействия на политические отношения. Особым вкладом автора в исследование темы является разработка в целях построения оптимального соотношения правового и корпоративного регулирования системы критериев, в соответствии с которой должна формироваться пропорция правового и корпоративного воздействия на политико-правовые отношения. В продолжение исследования автором предложена новаторская система принципов, направленная на обеспечение соответствия пропорции нормативных регуляторов выработанным критериям.
Новиков А.В. - Модели партийной карьеры в федеральных системах

DOI:
10.7256/2454-0684.2016.10.20819

Аннотация: Предметом анализа в данном исследовании выступает роль партийных карьер в вертикальной интеграции государственно-территориальных уровней в двойных и совместных федеральных системах. Значительное число западных политических партий обладает сильным влиянием на отдельные политические карьеры своих членов. Также обнаруживаются существенные различия в качественных и количественных характеристиках моделей влияния партий на политическую карьеру. Рассмотрены основные отличия между моделями политической карьеры в совместных и двойных федеральных системах на федеральном и региональном территориальном уровне. В статье характеризуются модели партийных политических карьер в четырех федеративных системах: Канаде, Австралии, Австрии и Германии. В качестве сравнения были выбраны восемь достаточно влиятельных национальных партий, имеющих отделения на региональном уровне. Основным методом исследования является сравнительный казусный и кроснациональный анализ типов партийных карьер в федеральных системах. Анализ исследуемых вертикальных связей и партийных карьер в данном исследовании ограничивается синхронным сравнении партийных руководителей в период выборов, прошедших в Канаде, Австралии, Австрии и Германии в 2008-2009 годах. В рамках статьи рассмотрены: 1) вертикальные связи в рамках федерального руководства партии; 2) вертикальные связи в рамках регионального руководства партии. Научной новизной обладают найденные различия как в количестве, так и качестве вертикальной интеграции в рамках рассмотренных федеральных партий, что говорит о том, что для совместных и двойных федеральных систем не существует ни единообразной схемы политической карьеры, ни единой политической роли партий в федеральных процессах. При анализе вертикальной кумуляции партийных и государственных учреждений, были обнаружены более интегрированные модели карьеры у европейских партий, чем у их неевропейских партнеров. Партийные структуры не только определяют модель политической карьеры путем интерпретации институциональных стимулов, но и создают конкретные организационные связи между учреждениями на разных политических уровнях
Николенко К.Д. - Переломный период в истории развития КПРФ (1999-2003): потеря инициативы и спад влияния

DOI:
10.7256/2454-0684.2016.10.16245

Аннотация: Данная статья посвящена рассмотрению этапа деятельности КПРФ, приходящегося на время становления нового политического режима в РФ. Автор анализирует парламентскую и массовую работу коммунистов, подробно останавливаясь на особенностях позиционирования в очередном созыве Государственной Думы, где у партии не было относительного большинства. Особое внимание уделено формированию тактической коалиции с пропрезидентскими силами, кризисным процессам в "красном поясе", напряжённости внутри КПРФ в связи с несогласием, наблюдавшимся среди её руководства. Исследование осуществлено на основе традиционных и современных методах источниковедения, базируется на неформализованном анализе текста. В качестве источника одного из основных источников выступают оперативные стенограммы заседаний нижней палаты российского парламента. Автор исходит из того, что парламентское направление – главное для современной Компартии. В ходе анализа ей деятельности данное положение нашло своё подтверждение. Выбор партией пути прихода к власти через выборы обуславливает её компромиссность, подвижность в идеологическом и прикладном плане, следование тенденциям в общественном мнении. В результате проведённого исследования вопроса выяснилось, что период 1999-2003 гг. стал одним из определяющих для дальнейшего пути развития Компартии. Он завершился крупнейшим поражением на парламентских выборах, после чего организация потеряла авторитет и весомость, имевшиеся у неё ранее таким образом, что не способна преодолеть негативные последствия вплоть до настоящего времени.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.