по
Политика и Общество
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Политика и Общество" > Содержание № 03, 2018
Выходные данные сетевого издания "Политика и Общество"
Номер подписан в печать: 07-04-2018
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Попова Светлана Михайловна - Doctor of Political Science, Институт демографических исследований ФНИСЦ РАН, Ведущий научный сотрудник, 119333, Россия, г. Москва, ул. Фотиевой, 6 к.1, sv-2002-1@yandex.ru
ISSN: 2454-0684
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 03, 2018
ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБЩЕСТВА
Судоргин О.А. - Правовые основы федерального электронного правительства в США c. 1-4

DOI:
10.7256/2454-0684.2018.3.25720

Аннотация: Предметом исследования является федеральное электронное правительство США. В статье рассматриваются различные инициативы (планы развития, концепции), а также федеральные нормативные акты законодательного уровня, регулирующие различные аспекты электронного (цифрового) взаимодействия граждан США с органами федеральной государственной власти. Рассматриваются институциональные рамки регулирования электронного правительства в США (агентства, офисы), в сферу деятельности которых входит регулирование различных аспектов электронного правительства. Констатируются достижения в сфере электронного правительства и отдельные особенности правого регулирования данных вопросов на федеральном уровне. В статье используются методы конкретно-исторического, сравнительно-правового и комплексного анализа законодательных и подзаконных нормативных, а также программных, актов. Новизна исследования заключается в анализе блока нормативных и программных актов федеральной власти США в сфере электронного правительства. Автором выделены основные направления развития федерального законодательства в сфере регулирования различных аспектов цифрового взаимодействия граждан и органов государственной федеральной власти. Исследуется ряд институтов (управлений, департаментов, офисов комиссий), непосредственно оказывающих влияние на политику в сфере электронного правительства, а также взаимодействие федеральных органов власти по данным вопросам.
ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ
Ойиве З.А. - Символические ресурсы современного политического лидерства: актуальность концепции М. Эдельмана c. 5-15

DOI:
10.7256/2454-0684.2018.3.25704

Аннотация: В статье рассмотрены основные виды символических ресурсов современного политического лидерства. Проанализировав концепцию известного американского политолога Мюррея Эдельмана, а также работы других современных исследователей, автор показывает, как связаны манипулятивные, символическо-ритуальные и когнитивные аспекты демократических институтов и практик. Подробно рассматриваются символические ресурсы и механизмы политического лидерства. Особое внимание автор уделяет анализу влияния глобализации на символические механизмы современного политического лидерства и вопросу целенаправленного воздействия власти и ее представителей с помощью символических форм на общественное сознание. Теоретико-методологическую основу исследования составила теория символической политики М. Эдельмана, критический анализ которой позволил определить степень эвристической ценности этой теории для изучения современного политического лидерства. В процессе анализа активно использовалось обращение к обширному массиву социологических данных таких исследовательских институций, как «Левада-Центр», «Фонд общественного мнения», «ВЦИОМ». Привлекался также эмпирический материал из средств массовой информации. В результате анализа в статье были выделены следующие ресурсы политического лидерства в современном обществе: язык, ритуал, окружающая среда и коллективная историческая память, а к механизмам отнесены конструирование идентичностей и символическая политика в отношении государственных праздников. К новаторским также можно отнести вывод о возрастающем влиянии мировых политических процессов на символическую легитимацию лидерства.
АСПЕКТЫ ПОЛИТИКИ
Трофимова И.Н. - Мультиграмотность как социальная ценность и фактор развития современного общества c. 16-25

DOI:
10.7256/2454-0684.2018.3.25735

Аннотация: Вопрос о грамотности в современном российском обществе имеет особое значение в силу появления в сфере образования новых процессов и явлений и недостаточной их изученности. Речь идет о повышении требований к уровню и качеству получаемых знаний, а также к навыкам их практического применения. Изучение данной проблемы дает возможность выявить роль мультиграмотности как социальной ценности и фактора общественного развития. В статье на основе результатов репрезентативного социологического опроса анализируется отношение россиян к существующей сегодня государственной системе образования, характеризуются практики самообразования и дополнительного образования. В качестве теоретико-методологической базы использован комплекс положений, акцентирующих внимание на активности и мотивации обучающихся, индивидуальных предпочтениях, практической целесообразности образовательных программ. Показано, что, несмотря на высокий уровень читательской и математической грамотности в России существует проблема функциональной грамотности, в частности, низкого уровня владения навыками решения задач. Сделан вывод, что распространение мультиграмотности во многом зависит от степени участия населения в практиках дополнительного образования и самообразования.
Кряклина Т.Ф. - Образовательные потребности и неравные возможности их удовлетворения в регионах России c. 26-34

DOI:
10.7256/2454-0684.2018.3.25860

Аннотация: Предмет исследования: зависимость результатов ЕГЭ в системе школьного образования от уровня социально-экономического развития регионов. Исследование показало, что автор приходит к выводу, что не только уровень социально-экономического развития региона влияет на уровень удовлетворения образовательных потребностей школьников. На него влияют и другие факторы, такие как природные, климатические, демографические, социальные и национальные особенности развития региона, наличие развитой инфраструктуры и системы образования в целом. Неравенство в наличии и уровне развития этих факторов приводит к неравенству удовлетворения в регионах образовательных потребностей не только школьников, но и молодежи в целом, и старшего поколения. Выравнивание уровней развития регионов как основы обеспечения равенства образовательных возможностей для населения – задача государственной образовательной политики РФ. Методы и методология исследования: Исследование проводится на основе использования количественных и качественных методов анализа: вторичного анализа материалов социологического исследования, проведенного сотрудниками Международной лаборатории анализа образовательной политики НИУ ВШЭ, данных рейтингового агентства «РИА Рейтинг» о качестве жизни населения российских регионов, мнения экспертов (преподавателей общеобразовательных школ, где обучаются дети хантов и манси), сравнения, моделирования оптимального варианта сочетания ряда факторов, обеспечивающих наиболее полное удовлетворение образовательных потребностей школьников. Новизной исследования является использование комплексной методологии при анализе взаимосвязей показателей удовлетворенности образовательных потребностей (на примере результатов ЕГ) и социально-экономических возможностей регионов России, привлечение этносоциологического материала, характеризующего особенности этнокультурного и этнопсихологического развития этносов, населяющих автономии Российской Федерации, сравнивая эти регионы с центральной частью России.
ПОЛИТИЧЕСКИЙ КОНСЕНСУС
Литвинова Т.Н. - Доверие власти как предпосылка согласия в обществе (на примере Северо-Кавказских республик Российской Федерации) c. 35-51

DOI:
10.7256/2454-0684.2018.3.25690

Аннотация: Предметом исследования является степень доверия населения Северо-Кавказских республик Российской Федерации органам власти различного уровня, а также отношение граждан к партиям и институту выборов. Объектом исследования выступает политическое доверие, которое рассматривается как важнейшее условие эффективного демократического управления. Автор подробно раскрывает основные подходы к исследованию феномена политического доверия в зарубежной и отечественной науке. Особое внимание уделяется зависимости доверия общества республик Северного Кавказа органам власти от экономических показателей в регионе и степени удовлетворенности граждан своим материальным положением. В качестве методологических оснований использованы системный, институциональный и реляционный подходы к характеристике политического доверия. Методы исследования: экономико-статистический анализ на основе данных Росстата и анализ результатов социологических опросов, проводимых отдельными учеными-политологами и научными коллективами среди населения республик Северного Кавказа в 2010-2016 гг. Новизна исследования заключается в том, что эмпирически доказано: на фоне ухудшения своего материального положения граждане склонны не доверять региональным органам власти и управления. Республики Северного Кавказа демонстрируют существенное отставание от других регионов России по большинству социально-экономических показателей. Результаты социологических опросов продемонстрировали более высокий уровень доверия к федеральным органам власти, в частности институту Президента РФ, чем к региональным политическим структурам.
ПОЛИТИЧЕСКИЕ ЭЛИТЫ
Белоусова И.С. - Особенности афганской элиты. Влияние афганский элиты на внешнеполитический курс Афганистана c. 52-58

DOI:
10.7256/2454-0684.2018.3.20693

Аннотация: В любом государстве элита оказывает наибольшее влияние на проводимый внешнеполитический курс; в то же время, сегодня элиты традиционных обществ мало изучены. В статье делается попытка выделить особенности афганской элиты, черты, которые она придает внешней политике Афганистана, и привести соответствующие примеры из ее истории. Причины, породившие данные особенности, анализируются через историю страны и географию региона. Приводится сопоставление элиты и внешнеполитического курса Афганистана с концепциями элит Парето, веберовского национального государства, политического реализма. В исследовании применены сравнительно-политический, сравнительно-географический, исторический методы, а также дедукция, аналогия, сравнение, классификация. Вывод о несоответствии элиты и внешней политики Афганистана традиционным европейским понятиям о национальной элите, государстве и внешней политике дает основания для более острожного и вдумчивого выстраивания отношений с этой страной. Поиск данных несоответствий предостерегает от ошибочного упования на механизмы рыночной экономики и экспортированной демократии
КОНФЛИКТ И КОНСЕНСУС
Дробышева Т.В. - Украинский конфликт: истоки и динамика c. 59-68

DOI:
10.7256/2454-0684.2018.3.25711

Аннотация: Предметом исследования данной статьи являются истоки современного конфликта на Юго-Востоке Украины. Автором рассматриваются теоретические стороны конфликтов, даётся обзор основных точек зрения на происхождение и урегулирование конфликта в целом. От общей теоретической базы автор переходит к рассмотрению частного – конфликта на Юго-Востоке Украины. В статье отражает своё видение происхождения истоков конфликта и проводит аналогии между психологией конфликта и общей психологией, рассматривает теорию «руин» в истории украинской государственности. Для комплексного рассмотрения ситуации автор использует в качестве методологической базы исследования структурно-функциональный и социально-психологический методы исследования. Особым вкладом автора в тему исследования является научный обзор хода событий современного конфликта на Украине и выдвижение прогнозов дальнейшего развития событий на данных территориях с учетом вступившего в силу «Закона о реинтеграции Донбасса». Новизна исследования заключается в том, что истоки данного конфликта рассматриваются не только с исторической точки зрения, но также с точки зрения психологии конфликта.
ГОСУДАРСТВО И ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО
Химичук Е.В. - Система реестров государственных и муниципальных услуг и их роль в инфраструктуре электронного правительства c. 69-75

DOI:
10.7256/2454-0684.2018.3.25272

Аннотация: В статье представлена система и содержание реестров государственных и муниципальных услуг. Анализируются предпосылки для перехода к реестровой модели предоставления государственных и муниципальных услуг, показаны ее преимущества. Подчёркивается особая значимость такого перехода для целей формирования инфраструктуры электронного правительства. Автор приводит данные об использовании гражданами государственных и муниципальных информационных ресурсов. Публикация носит в основном методологический характер и наглядно демонстрирует структуру реестров, их элементы и взаимосвязи между ними. При написании статьи использовался метод сравнительного анализа. Цифровые показатели изучались с помощью метода статистического анализа. Новизна работы состоит в комплексном подходе изучения системы реестров государственных и муниципальных услуг. Подведены промежуточные результаты цифровизации государственных и муниципальных услуг. В качестве итогов исследования предлагаются правовые механизмы, позволяющие более эффективно использовать информационно-телекоммуникационные технологии при предоставлении государственных и муниципальных услуг.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.