по
Политика и Общество
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Политика и Общество" > Содержание № 06, 2017
Выходные данные сетевого издания "Политика и Общество"
Номер подписан в печать: 26-07-2017
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Попова Светлана Михайловна - Doctor of Political Science, Институт демографических исследований ФНИСЦ РАН, Ведущий научный сотрудник, 119333, Россия, г. Москва, ул. Фотиевой, 6 к.1, sv-2002-1@yandex.ru
ISSN: 2454-0684
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 06, 2017
ИСТОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ
Волков А.С. - Проблема справедливой войны в теории международных отношений: рецепция идей Г. Гроция в работах М. Уолцера и Х. Булла c. 1-10

DOI:
10.7256/2454-0684.2017.6.23281

Аннотация: Целью данной работы является представление основных концептуальных положений теории справедливой войны в работах Гуго Гроция, Майкла Уолцера и Хэдли Булла. Автор приходит к выводу, что и Майкл Уолцер, и Хэдли Булл разделяют идею Гуго Гроция о необходимости наличия правил для войны, закона и права в войне, тем самым эти авторы противопоставляют себя и гоббсианской (политическому реализму), и кантианской (либерализму в теории международных отношений) традиции. Однако Хэдли Булла нельзя однозначно относить к сторонникам концепции справедливой войны, поскольку для него нет ясности в понимании, какими критериями должна обладать справедливая война. Так, отсутствие у разных авторов единства в критериях справедливости ведения войны является важной проблемой для данной теории. В данной работе используется компаративистский и исторических подход. Рассматривается история возникновения и развития концепции справедливой войны у разных исследователей; выявляются основные важные моменты в работах Майкла Уолцера; показывается, как развивалась концепция справедливых войн в идеях Английской школы и её основателя Хэдли Булла. Несмотря на ожидания таких мыслителей, как Фрэнсис Фукуяма, о конце истории, войны в мире не прекратились, будь то война в Ираке, в Сирии или на Украине. Каждая воюющая сторона заявляет о своей справедливости и потому тема справедливой войны представляется в настоящее время особо актуальной.
ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС
Козлов К.В. - Подход «умной силы» (smart power) во внешней политике США и её трансформация в XXI веке c. 11-31

DOI:
10.7256/2454-0684.2017.6.23253

Аннотация: Предметом исследования является инноватизация инструментов внешней политики США в условиях трансформации многополярного мира и возможностей по повышению уровня влияния и контроля страны над иными регионами. Целью работы является выявление особенностей инструментария контроля, интеграция новых инструментов повышения влияния США в мире за счет социально-экономического воздействия на определенные территории, а также интеграции принципов развития США в программы социально-экономического балансирования других стран. Также в публикации показан обобщённый взгляд на феномен smart power. Методами проведения работы являются статистический метод, который применяется в анализе количественных показателей по применению стратегии «мягкой силы», терминологический для определения структуры позиции «мягкой силы», а также ее практического наполнения и отнесения к ней отдельных элементов, исторический для анализа существующих и ранее применявшихся инструментов для повышения роли США в глобальном сообществе. Результатами работы является формирование представления о распространении стратегии «мягкой силы», терминологическом и проектном ее наполнении, а также о возможностях по противодействию данной стратегии как в отдельных страна мира, так в целом и блоковых сообществах. Проанализировано место Российской Федерации в процессе создания стратегии «мягкой силы» и трансформации роли после распада СССР и корректировок политики администрации США в связи с изменением геополитического влияния Российской Федерации после 1991 года. Определены возможные пути стратификации ситуации. Практическими выводами исследования можно назвать определение возможностей по преодолению воздействия через стратегию «мягкой силы» для стран не только США, но также и России. Предложены дискуссионные аспекты о том, является ли Российская Федерация аспектом воздействия в данной стратегии или ключевым оппонентом для США в применении подобной стратегии в своих интересах.
МЕЖДУНАРОДНАЯ ПОЛИТИКА
Гасанов О.С., Рыжов И.В. - Современное состояние российско-азербайджанских отношений c. 32-50

DOI:
10.7256/2454-0684.2017.6.22701

Аннотация: Предметом исследования являются современный этап российско-азербайджанских отношений на межгосударственном уровне. Авторами произведен обзор и анализ основных сфер сотрудничества двух государств, таких как экономическая, энергетическая, военно-политическая, гуманитарная и культурная с целью проследить эволюцию азербайджано-российских отношений с момента их образования, а также показать переход на новый более качественный уровень развития, отразившийся на внешнеполитические стратегии двух государств, дополнительно авторы дают краткую характеристику состоянию двусторонних отношений в постсоветский период. Авторами применялись общенаучные методы, а именно: анализ, синтез, метод сопоставительного анализа, как основной метод изучения конкретных внешнеполитических инициатив Азербайджана и России, а также принцип объективности, который помог выявить основные тенденции в развитии двустороннего азербайджано-российского сотрудничества. Наконец, с помощью системно-аналитического метода оценивались конкретные результаты соглашений о стратегическом партнерстве в различных областях. Совокупность указанных методов позволила выявить следующее: начиная с 2000-х годов Россия и Азербайджан планомерно выходят на уровень стратегического партнерства. Важность межгосударственного сотрудничества подкреплена соответствующими заявлениями государственных деятелей обоих государств, межгосударственными визитами и встречами на высшем уровне, а также вполне конкретными внешнеполитическими шагами. Оценивая всю полноту сотрудничества в различных областях можно говорить, что у России и Азербайджана существует хороший задел для дальнейшего развития двусторонних отношений, даже не смотря на некоторые проблемные области.
АСПЕКТЫ ПОЛИТИКИ
Бейдина Т.Е., Бейдина А.Р., Сапожникова Т.И. - Социально-экономические последствия старения в социальной политике США, Китая, России c. 51-59

DOI:
10.7256/2454-0684.2017.6.23514

Аннотация: Предметом исследования в настоящей статье являются последствия и факторы старения в социальной политике США, Китая, России. Автором подробно рассматриваются такие аспекты темы как последствия старения в государствах и их влияние на социальную политику стран. Автор особо отмечает, что старение сопровождается активной социальной политикой в США, выборочным подходом в Китае и недостаточным объемом финансирования в России, где в последнее время наблюдается положительная динамика по решению проблем пожилых. Авторами применялись как общенаучные методы, так и методы статистического, системного, сравнительно-исторического, структурно-функционального, факторного анализа. Научная новизна: на основе полученных данных и сравнительного анализа определены разнообразие структур, форм реализации социальной политики в отношении пожилых США, Китая и России. Основными выводами проведенного исследования можно назвать следующие положения: 1. Уровень социально-экономического и политического развития, национально-культурные, демографические, урбанистические факторы влияют на особенности социальной политики государств. 2. Существуют приоритеты в социальной политике демографического старения, которые учитывают неоднородность групп пожилых, развитие как традиционных, так и новых форм защиты и обслуживания; региональную, национальную и экистическую специфику.
ГЕНЕЗИС ВЛАСТИ
Ким Х. - Анализ «государственной состоятельности» Кыргызстана с использованием индекса хрупкости государств c. 60-70

DOI:
10.7256/2454-0684.2017.6.23104

Аннотация: Цель этой статьи - проанализировать «государственную состоятельность (stateness)» Кыргызстана на внутригосударственном уровне в рамках теории Регионального Комплекса Безопасности Б. Бузана. Теория утверждает что связывающая способность «государственной состоятельности» является фундаментальным условием внутригосударственной безопасности и недостаточный уровень «государственной состоятельности» обычно переводит государство в категорию премодерновых, хрупких, слабых, несостоявшихся государств. Среди пяти государств Центральной Азии Кыргызстан является по видимому одним из наиболее хрупких, о чем свидетельствует череда крупных кровавых конфликтов, произошедших в период с 1990 по 2010 год: Ошский конфликт в 1990-ом году, Тюльпановая революция в 2005-ом году и второй Ошский конфликт в 2010-ом году с последующими антиправительственными выступлениями. Задача этой статьи — исследовать уровень «государственной состоятельности» Кыргызстана, с применением методов качественного и количественного анализа. Данные необходимые для количественного анализа мы заимствуем из статьи «Индекс Хрупкости Государств (Fragile States Index)». Для качественного анализа, мы будем применять интерпретацию дискурсов. Внутренняя хрупкость Кыргызстана значительна: уровень «государственной состоятельности» не был существенно улучшен за 10 лет и такие факторы как этнические разногласия, активность радикальных исламистов и, в особенности, клановый характер политики понизили уровень «государственной состоятельности» Кыргызстана. Кыргызстану, у которого нет стабильного источника материального благосостояния, институционального контроля и сильного идейного единства, необходимо улучшить социально-политическую спаянность опираясь на экономическое развитие и более сильный институциональный контроль.
НАСЛЕДИЕ И ТРАНСФОРМАЦИИ
Воденко К.В., Черных С.С. - Перспективы инновационного развития российского государства: культурные детерминации c. 71-80

DOI:
10.7256/2454-0684.2017.6.23488

Аннотация: Объектом исследования являются мировоззренческие детерминанты отечественной культуры, воздействующие на процесс модернизации России. Предметом исследования является специфика взаимодействия мировоззренческих паттернов российской культуры и научно-инновационного развития страны. Цель статьи заключается в исследовании генезиса отечественной духовной культуры в её связи с основными мировыми трендами экономического, политического и научно-технического развития. Авторы статьи подробно анализируют институциональные особенности длительной эволюции российского общества в условиях государственного патернализма, что привело к сильной зависимости института науки от властно-чиновнической иерархии. В качестве теоретико-методологического базиса использованы аттитюды «понимающей» социологии М. Вебера и культурсоциологии Дж. Александера, что во многом обусловлено необходимостью интерпретации мировоззренческих паттернов отечественной культуры в качестве самостоятельных детерминант научно-инновационного развития; концепции структурно-функционального анализа (Т. Парсонс, Р. Мертон и др.) и неоинституционализма (Д. Норт, С. Г. Кирдина), позволяющие отрефлексировать институциональные практики, пронизывающие сферы духовного и материального производства; марксистской теории, способные проникнуть в сущность классовых конфликтов в России и специфику отечественной модернизации путём анализа революционных скачков. Основным выводом проведенного исследования является идея о том, что культурно-мировозренческие детерминанты, характерные для российской культуры, связанные с исторической памятью, способны формировать установки общественного сознания и оказывать влияние на процессы научно-инновационного развития. Отмечается, что в течение всех исторических волн модернизации в стране сохранялась её определенная институциональная отсталость, обусловленная авторитарной системой политического управления, отсутствием развитых институтов гражданского общества и частной собственности. Рассматриваются перспективы научного развития России с учётом требований расширения гражданского контроля и формирования инновационного образа страны. Акцентируется внимание, что инновационная деятельность, осуществляемая институтом науки, реализует функцию, направленную на гуманизацию отечественной культуры и общественного сознания
ПРАВОВАЯ И ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
Карпова Н.В. - Политическая культура как фактор управления политическими кампаниями c. 81-91

DOI:
10.7256/2454-0684.2017.6.23472

Аннотация: Статья посвящена исследованию процессов влияния политической культуры на содержание и характер управления политическими кампаниями в контексте целей и задач политического менеджмента. Рассматривая политическую культуру как субъективный элемент внешней среды политической кампании, автор анализирует механизмы воздействия культурных характеристик определенных сегментов общества на модели поведения граждан, формирование у них особых ролевых позиций, ожиданий и соответствующей мотивационной структуры. На примере конкретных кампаний, проводимых в России, Великобритании, США, раскрывается нормативно-регуляционное воздействие со стороны политических ориентаций на предписываемый политико-культурной системой общества тип политического поведения. Показано, что при разработке стратегий национальных кампаний немаловажным фактором становятся ориентации системного уровня, в которых отражаются такие политико-культурные ценности, как патриотизм, национальная гордость, государственная идентичность. В работе применяется социетальная трактовка политической культуры, включающая в её содержание систему политических ориентаций, моделей политического поведения и «образцов» функционирования институциональных структур. Значимость данного подхода автор объясняет возможностью раскрытия многопланового воздействия политической культуры на управленческие процессы. Основные выводы связаны с практической значимостью более точной конкретизации политико-культурного пространства политической кампании в целях разработки эффективной идеологической стратегии её управления. Делаются заключения о размывании в современных обществах единого политико-культурного пространства и развитии «полисубкультурности» как особой характеристики политической культуры, которую необходимо учитывать при разработке политических проектов различного рода.
СЕМЬЯ И ОБЩЕСТВО
Гусева М.А. - Потребность в детях и условия ее реализации в семьях, имеющих ребенка с онкологическим заболеванием c. 92-101

DOI:
10.7256/2454-0684.2017.6.23218

Аннотация: Статья написана на материале когортного социологического исследования, в котором изучалось репродуктивное поведение семей, имеющих в составе ребенка с онкологическим заболеванием. Онкологическое заболевание у ребенка вызывает кризисную перестройку всей семейной системы, направленную на адаптацию семьи к новым условиям существования. Исследованию трансформации репродуктивного поведения семьи в ситуации лечения онкологического заболевания у ребенка посвящена данная статья. Целью статьи явлется изучение репродуктивных потребностей и условий их реализации в семьях, имеющих ребенка с онкологическим заболеванием. Методом анкетирования обследованы 1085 женщин репродуктивного возраста, имеющих ребенка с онкологическим заболеванием в состоянии ремиссии. Для сравнения использованы данные из исследования Росстата 2009 г. Статистическая обработка проводилась с использованием теста Хи-квадрат; для попарных сравнений применялась поправка Бонферрони. Показаны существенно более высокие репродуктивные установки и детность, количественно выражающие более высокую потребность в детях и более полную степень реализации имеющейся потребности в исследуемой когорте. Эти данные положительно коррелируют с ценностями семейно-детного образа жизни и подтверждаются высоким уровнем консолидации семей в период лечения ребенка и более низкой долей сожительских союзов или пар в этих семьях в сравнении с общероссийскими данными. Охарактеризована специфика медико-социальных условий этих семей, а также социально-психологических процессов, создающих помехи к реализации существующих потребностей этих семей в детях. Показано, что потребность иметь трех и более детей связана у наших респондентов с их измененными ценностями в большей мере, чем с условиями их жизни. Демографическая политика в отношении семей, имеющих детей-инвалидов с тяжелыми заболеваниями, должна быть направлена на улучшение условий жизнедеятельности этой группы семей и их общего и репродуктивного здоровья.
РЕЛИГИЯ И ПОЛИТИКА
Соколовский К.Г. - Актуальные вопросы возрождения религиозности в Казахстане: государство, конфессии, социум c. 102-109

DOI:
10.7256/2454-0684.2017.6.23257

Аннотация: Стремительная модернизация казахстанского общества на рубеже XX-XXI веков стала причиной уникального «религиозного ренессанса». Однако, духовное возрождение оттенило и проблемы, с которыми прежде Казахстан не сталкивался. В статье рассмотрены особенности возрождения религиозности в Республике Казахстан в 1990-2000-х годов, предпринята попытка проанализировать причины масштабной десекуляризации, беспрецедентного роста числа последователей тех или иных конфессий (в том числе, новых религиозных движений) и определить вызовы государственности в этой связи. Использование инструментария, присущего компаративному методу, а также эмпирического и теоретического анализа позволяет внести ясность относительно феномена высокой динамики возрождения религиозности, в том числе, с учётом таких явлений, как гражданская религиозность и конструирование религиозности. Одновременно в работе уделяется внимание проблеме влияния правительственных уполномоченных органов на конфессии в контексте декларируемого отделения церкви от государства, а также предпринимаемым властью мерам по выстраиванию в условиях динамичного роста религиозности населения и широкого поликультурного поля в полной мере отвечающей современным вызовам системы государственно-конфессиональных отношений.
Блейх Н.О. - Российская политика миссионерства и её роль в социокультурном строительстве Северокавказского региона (XIX век) c. 110-119

DOI:
10.7256/2454-0684.2017.6.23434

Аннотация: В статье на основе впервые введенных архивных и документальных источников рассматривается российская политика миссионерства и выявляется её роль в социогенезе Северокавказского региона XIX века. Особое внимание акцентируется на деятельности православной и католической миссий в контексте идеологической политики, проводимой российским государством. Доказывается, что в отличие от других российских регионов на Северном Кавказе основными объектами миссионеров являлись не представители мусульманства, а иудеи и язычники, сектанты и раскольники. Методология данной работы представлена философскими положениями о корреляции общественного развития и политики, о историко-социальной конситуации миссионерства, о диалектике общего и особенного. Делаются выводы, что северокавказское миссионерство в своем развитии прошло длительный путь. На его становление влияли как внешние, так и внутренние детерминанты, особенно политика российской империи. Духовные пастыри объективно сыграли значительную роль не только в распространении веры, но и консолидации национальных периферий, активации государственной власти в решении злободневных культурно-просветительских и социально-экономических задач.
ИСТОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ
Рудакова Ю.В. - П. Н. Ткачев о движущих силах революции c. 120-125

DOI:
10.7256/2454-0684.2017.6.23096

Аннотация: Объектом исследования является социально-политическая концепция П. Н. Ткачева. Предметом исследования является идея Ткачева о движущих силах революции. Особое внимание уделяется точке зрения мыслителя относительно революционного потенциала русского крестьянства, его роли в процессе преобразования общества. Подробно рассмотрена идея Ткачева о «революционном меньшинстве», его значении и функциях в деле освобождения народа и приближения к социалистическому идеалу. Автор также рассматривает данный вопрос в контексте бунтарской доктрины М. А. Бакунина и пропагандистской доктрины П. Л. Лаврова. В исследовании были использованы методы сравнительного анализа и анализа источников. Основными теоретическими источниками данной работы стали публицистические статьи П. Н. Ткачева, изданные им в 1876 г. Основными выводами проведенного исследования является тот факт, что направление в народничестве лидером которого был Ткачев, стояло особняков в ряде других народнических доктрин. Его мысль о незначительной роли народа в революционном процессе вызывала острую критику со стороны других радикальных мыслителей. Тем не менее, именно концепция Ткачева стала основой для последующего развития русской революционной мысли, которая пошла в обозначенном им направлении. Новизна исследования заключается в том, что идея о движущих силах революции Ткачева была рассмотрена безотрывно от всей его социально-политической концепции и в контексте других народнических доктрин.
Подольский В.А. - Индивид и социум: модернизация английского общества через призму британского политического романа XIX в. c. 126-142

DOI:
10.7256/2454-0684.2017.6.23416

Аннотация: Предмет исследования - британский политический роман. Объект исследования - британский индивидуализм. В данной статье рассматривается восприятие британского общества в политических романах, воздействие политических романов на социум и социальная динамика в Британии XIX столетия. Роман как предмет исследования предоставляет уникальную возможность анализа общественно-политических процессов через перспективу личностного восприятия. В статье рассматриваются четыре романа, которые охватывают весь XIX век. По этим текстам можно проследить ход модернизации британского общества, изменение места человека в обществе и восприятия индивидов своей миссии по отношению к обществу. Методология исследования. 1) Для качественной оценки художественных текстов использовался метод контент-анализа. 2) Для вычленения идеологической составляющей произведений и полемики авторов с оппонентами применялся метод дискурс-анализа. 3) Для позиционирования романов в историческом и литературном контексте использовался сравнительно-исторический подход. Основные выводы проведенного исследования. 1) Британский политический роман оказал существенное воздействие на формирование британской идентичности. 2) Британский политический роман несет в себе элементы культурного кода, расшифровка которых позволяет качественно интерпретировать и прогнозировать политические процессы в Британии. 3) Британский политический роман содержит ценные концептуальные элементы, пригодные для рецепции и интерпретации в рамках иных политических и философских культур. Научная новизна исследования. 1) Комплексный анализ рассмотренных романов в свете их связи с социальной модернизацией проведен впервые. 2) Политическое значение двух из четырех рассмотренных работ оценивается в отечественной литературе впервые. 3) Введены в научный оборот зарубежные источники по проблеме.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.