Статья 'Проблемы социальной адаптации студентов с инвалидностью к условиям вуза в Республике Саха (Якутия)' - журнал 'Политика и Общество' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Политика и Общество
Правильная ссылка на статью:

Проблемы социальной адаптации студентов с инвалидностью к условиям вуза в Республике Саха (Якутия)

Неустроева Аиза Борисовна

ORCID: 0000-0001-8419-7135

кандидат социологических наук

ведущий научный сотрудник Академии наук Республики Саха (Якутия)

677000, Россия, Республика Саха (Якутия), г. Якутск, ул. Ленина, 33

Neustroeva Aiza Borisovna

PhD in Sociology

Leading Researcher of the Academy of Sciences of the Republic of Sakha (Yakutia)

677000, Russia, Respublika Sakha (Yakutiya), g. Yakutsk, ul. Lenina, 33

aizok@mail.ru
Другие публикации этого автора
 

 
Харитонова Сайына Васильевна

бакалавр, кафедра психологии и социальных наук, Северо-Восточный Федеральный университет им. М.К. Аммосова

677000, Россия, Республика Саха (Якутия), г. Якутск, ул. Кулаковского, 42

Kharitonova Saiyna Vasil'evna

Bachelor’s Degree, Institute of Psychology, Ammosov North-Eastern Federal University

677000, Russia, Respublika Sakha (Yakutiya), g. Yakutsk, ul. Kulakovskogo, 42

kharitonova.saina@mail.ru
Халыев Семен Демьянович

старший преподаватель, кафедра Адаптивная физическая культура, Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова

677000, Россия, Республика Саха (Якутия), г. Якутск, ул. Кулаковского, 48, оф. 343

Khalyev Semen Dem'yanovich

Senior Educator, the department of Adaptive Physical Culture, Ammosov North-Eastern Federal University

677000, Russia, Respublika Sakha (Yakutiya), g. Yakutsk, ul. Kulakovskogo, 48, of. 343

khalievsd@mail.ru

DOI:

10.7256/2454-0684.2018.11.26368

Дата направления статьи в редакцию:

22-05-2018


Дата публикации:

01-12-2018


Аннотация: На сегодняшний день большинство вузов в России находятся на этапе подготовки к инклюзивной стратегии развития образования, и сталкивается с трудностями внедрения. В данной статье предметом исследования являются образовательный, пространственный и социально-психологический компоненты социальной адаптации студентов с инвалидностью к условиям высшего учебного заведения в Республике Саха (Якутия). Авторы подробно рассматривают такие аспекты темы как структура инвалидности в регионе, трудности внедрения инклюзивного образования, проблемы создания доступной среды в северных и арктических регионах, нехватка квалифицированных кадров в инклюзивном образовании. В исследовании с применением статистических, социологических и психологических методов выявляются особенности и проблемы социальной адаптации студентов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, обучающихся в вузе. На основе данных социологического исследования делаются выводы, что в целом люди с инвалидностью имеют низкий уровень профессионально-квалификационного статуса, что приводит к тому, что они являются одной из самых уязвимых социальных групп на рынке труда. Психологические тесты, проведенные среди студентов с инвалидностью, показали, что студенты сталкиваются с серьезными барьерами и трудностями при обучении в вузе.


Ключевые слова:

социальная адаптация, инвалидность, доступная среда, социально-психологическая адаптация, физическое пространство, высшее учебное образование, барьеры и ограничения, доступность учебных корпусов, тест, образовательный процесс

Abstract: Currently, the majority of universities in Russia are at the stage of preparing for the inclusive strategy of education development, as well as experience the difficulties of its implementation. The subject of this article is the educational, spatial and socio-psychological components of adaptation of students with disabilities to the conditions of higher education facilities in the Sakha Republic (Yakutia). The authors examine such aspects of the topic as the structure of disablement in the region, difficulties of implementation of inclusive education, problems in creation of accessible environment in the Northern and Arctic regions, shortage of qualified personnel with regards to inclusive education. Using the statistical, sociological and psychological methods, the author determines the peculiarities and problems associated with social adaptation of university students with health limitations and disabilitirs. Based on the data of sociological survey, the authors conclude that overall people with disabilities have low level of professional-qualification status, which results in the fact that they represent one of the most vulnerable social groups at the job market. The psychological tests conducted among the students with disabilities demonstrate that they experience severe barriers and obstacles in the course of their university education.


Keywords:

social adaptation, disability, accessible environment, socio-psychological adaptation, physical space, higher education, barriers and restrictions, accessibility of academic buildings, test, educational process

Повышение образовательного потенциала молодёжи с инвалидностью, получение профессии играет первостепенную роль в решении проблемы их трудовой занятости, повышении уровня жизни и является важным фактором успешной социальной интеграции в жизнь общества. В последние годы в России стараются создавать благоприятные условия для поступления граждан с инвалидностью в профессиональные учебные заведения. Показателем готовности России к формированию условий, направленных на соблюдение международных стандартов экономических, социальных, юридических и других прав инвалидов, стало подписание в 2008 году и ратификация в 2012 году Конвенции о правах инвалидов. Кроме этого механизм реализации прав инвалидов на профессиональное образование содержится в федеральных законах от 1995 года №181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", от 2012 года №273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". В 2015 году был разработан Межведомственный комплексный план по вопросам организации инклюзивного дошкольного и общего образования и создания специальных условий для получения образования детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья до 2020 года. Межведомственный план систематизировал работу по развитию инклюзивного образования в России, стал основой для разработки и реализации региональных планов и программ, направленных на развитие образования детей и молодежи с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ).

Инклюзивное образование требует создания специальных условий, под которыми в российском законодательстве понимаются специальные образовательные программы и методы обучения, индивидуальные технические средства обучения и среда жизнедеятельности, а также педагогические, медицинские, социальные и иные услуги, без которых успешное освоение общеобразовательных и профессиональных образовательных программ лицами с ограниченными возможностями здоровья значительно затруднено. В процессе поступления и получения высшего образования у большинства студентов с инвалидностью возникает целый комплекс проблем, которые затрудняют их социальную адаптацию и успешное освоение образовательной программы вуза. Среди основных проблем инклюзивного обучения в вузе можно назвать социальные барьеры, возникающие между студентами с инвалидностью и преподавателями и студентами без инвалидности, слабый уровень организации среды высших учебных заведений, отсутствие адаптированных обучающих программ для слабовидящих (незрячих), слабослышащих (глухих), инвалидов-колясочников, инвалидов с интеллектуальными нарушениям, отсутствие кадров для работы с обучающимися с инвалидностью и ОВЗ и другие. Значительные специфические трудности, которые испытывают на сегодня молодые инвалиды при обучении в вузе, лежат в разных плоскостях и требуют комплексного изучения проблемы. В данной статье на основе анализа документов, статистических данных, социологических и психологических методов исследования анализируются проблемы социальной адаптации студентов с инвалидностью к условиям высшего учебного заведения в Республике Саха (Якутия).

В Республике Саха (Якутия) численность всех граждан с инвалидностью в 2017 году составляла 57 730 человек или 6% от общей численности населения региона, из них 6053 детей-инвалидов или 2,7% от общей численности детского населения республики [1]. В регионе отмечается высокая доля инвалидов II и III групп (соответственно 40,5% и 30,4%) (таблица 1). Доля инвалидов I группы составляла 18,6% от всех граждан с инвалидностью. Если сравнивать структуру инвалидности в республике и в целом по России, то для Якутии характерна значительно низкая доля инвалидов II группы (30,4% в Якутии и 48% по России) и высокая доля инвалидов I группы (18,6% в Якутии и 10,7% по России), детей-инвалидов (10,5% в Якутии и 5,3% по России) и инвалидов III группы (40,5% в Якутии и 35,9% в России).

Таблица 1 – Численность граждан с инвалидностью по социально-экономическим зонам Республики Саха (Якутия), данные на 01.01.2017 г. [1]

_2_05

Более точным показателем распространенности инвалидности среди населения региона является коэффициент инвалидизации, который рассчитывается на 1000 человек постоянного населения (таблица 1). Коэффициент инвалидизации был наиболее высоким в Западной и Арктической социально-экономических зонах, соответственно 70,9 и 70,6 инвалидов на 1000 человек постоянного населения. Очень высокий коэффициент инвалидизации населения наблюдается именно в отдаленных северных и арктических районах, напрмер в Олекминском районе на 1000 человек населения приходилось 95 инвалидов, в Абыйском и Аллаиховском – 86,8 и 86,3 инвалидов. Для сравнения среднероссийский коэффициент инвалидизации составлял 81 инвалид на 1000 человек населения [1]. Наиболее низкий коэффициент инвалидизации наблюдался в г. Якутске и Южной социально-экономической зоне. Так в Мирнинском районе на 1000 человек населения приходилось 40,9 граждан с инвалидностью, в Булунском - 44,5 инвалидов, г. Якутске - 50,8 инвалидов, Нерюнгринском - 54,9 инвалидов.

С целью выявления проблем инвалидов, проживающих в Республике Саха (Якутия), нами был проведен социологический опрос. Выборочная совокупность исследования составила 828 респондентов старше 18 лет из 11 районов Республики Саха (Якутия). Опрос показал низкий уровень образования всех категорий инвалидов независимо от возраста, пола, характера заболевания и группы инвалидности. Более половины опрошенных нами респондентов с инвалидностью имели только среднее общее образование и 17,6% – неполное среднее общее образование. Начальное и среднее профессиональное образование было у 19% опрошенных инвалидов и только 9,5% получили высшее или незаконченное высшее профессиональное образование. В целом инвалиды, проживающие в городской местности, имели более высокий уровень образования, чем инвалиды, проживающие в сельской местности. Около 60% сельских инвалидов имели только среднее общее образование.

Таблица 2 – Уровень образования опрошенных инвалидов в зависимости от характера заболевания (в % к итогу по строке)

2_04

Низкий уровень профессионально-квалификационного статуса инвалидов приводит к тому, что они являются одной из самых уязвимых социальных групп на рынке труда. По данным опроса среди инвалидов в трудоспособном возрасте в Республике Саха (Якутия) только 17,8% работали, либо где-то подрабатывали, остальные 79,9% нигде не работали. Среди инвалидов, которые имели постоянное место работы, были специалисты, бухгалтера, системные администраторы, повара, посудницы, инструкторы, разнорабочие, социальные работники, электрики и т.д. Основная масса граждан с инвалидностью время от времени подработали на таких неквалифицированных работах и в качестве младшего обслуживающего персонала, как швеи, рабочие, охранники, водители, продавцы, уборщики, дворники, санитарки, массажисты и т.д. [2].

Наиболее высокой доля работающих была среди инвалидов по слуху (23,7% имели постоянное место работы, 11,9% подрабатывали), которые в основном трудились в качестве специалистов средней квалификации и неквалифицированных рабочих. Среди инвалидов по зрению постоянно работали 15,8% и 5,3% подрабатывали, из них большинство являлись квалифицированными рабочими, специалистами высшей и средней квалификации. Доля работавших инвалидов-опорников составила 12,8% и 5,1% время от времени подрабатывали. Среди инвалидов-колясочников ни один опрошенный респондент не работал.

Следует отметить, что в Республике Саха (Якутия) на сегодня накоплен определенный опыт реализации инклюзивного образования в основном в общеобразовательных школах и начальных профессиональных учреждениях. К наиболее значимым примерам следует отнести интеграцию более 100 детей и подростков с нарушениями слуха в общеобразовательные школы [3]. С 2016 года реализуется план приема на профессиональное обучение инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья для профессиональной подготовки лиц с различными формами умственной отсталости – 36 места в ГАПОУ РС(Я) «Якутский технологический техникум сервиса» по 23 профессиям (кондитер, повар, портной) и 12 мест в ГАПОУ РС(Я) «Якутский промышленный техникум» по профессии «Монтаж сантехнических вентиляционных систем и оборудования» [4]. В 2018 году в данные учебные заведения поступило 48 человек. Ежегодно по итогам трудового обучения техникумы заканчивает около 50-60 выпускников с инвалидностью по программам «Швейное дело», «Овощеводство», «Столярное дело» и «Трактороведение». Девушки могут самостоятельно выполнять простые несложные работы по шитью, по овощеводству могут самостоятельно приготовить почву для различных культур, выращивать рассаду, ухаживать за рассадой и комнатными растениями. Юноши умеют частично разбирать и собирать, регулировать и выполнять техническое обслуживание механизмов управления, рабочего электрооборудования тракторов, по столярному делу могут ремонтировать несложную мебель, изготавливать и ремонтировать сельскохозяйственный инвентарь.

В 2010 году Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова (далее СВФУ), который является лидером высшего образования в регионе, был включен в перечень базовых образовательных учреждений высшего профессионального образования РФ, обеспечивающих условия для обучения лиц с ОВЗ. В 2017-2018 учебном году общая численность студентов с ОВЗ и инвалидностью, обучающихся в СВФУ, составила 126 человек (таблица 3). Удельный вес обучающихся с ОВЗ и инвалидностью в общем числе обучающихся в СВФУ составил всего 0,8%. Наибольшее число студентов с инвалидностью, обучающихся в СВФУ, имели соматические заболевания (48 студентов или 38,1% от общей численности студентов с ОВЗ и инвалидностью в СВФУ) и нарушения зрения (28 студентов или 22,2% соответственно). Студентов с нарушением слуха было 23 человека, с нарушением опорно-двигательного аппарата (мобильных) - 23 и студентов, передвигающихся на кресле-коляске - четыре человека. Все 126 студентов с инвалидностью и ОВЗ, обучающихся в СВФУ, получали психолого-педагогическое, медицинское, социально-реабилитационное сопровождение. Кроме этого, 96 студентов (76,2% от всех студентов с ОВЗ и с инвалидностью в СВФУ) получали дополнительную финансовую поддержку в виде специальных стипендий, грантов и т.п.

Таблица 3 - Количество студентов с ОВЗ и инвалидностью, обучающихся в СВФУ

1_07

Проблема социальной адаптации студентов с инвалидностью к условиям вуза в первую очередь складывается из наличия специальных условий в вузе, касающихся методики обучения студентов с учетом их нозологий, подготовки и переподготовки преподавателей. При этом речь идет скорее не об адаптации студентов с инвалидностью, а об адаптации методического обеспечения вуза: образовательных программ и методов обучения студентов с инвалидностью различных нозологических групп. Кроме этого одним из важных факторов успешной социальной адаптации студентов с инвалидностью к условиям вуза является наличие специально подготовленных кадров. Одной из причин проблем занятости и трудоустройства, низкого образовательного уровня большинства граждан с инвалидностью является недостаточное количество образовательных программ, учитывающих специфические образовательно-реабилитационные потребности инвалидов разных категорий и заболеваний. В СВФУ работает Северо-Восточный научно-инновационный центр развития инклюзивного образования, основной целью которого является методологическая, технологическая и методическая разработка вопросов использования адаптивных компьютерных технологий для создания специальных образовательных условий студентам с особыми образовательными потребностями в процессе их инклюзивного обучения в вузе. Доля специалистов, обеспечивающих сопровождение студентов с инвалидностью в СВФУ составляет 0,5% от общей численности профессорско-преподавательского состава и учебно-вспомогательного персонала в вузе. В течение последних 3-х лет СВФУ проводила работу по повышению квалификации по вопросам работы с обучающимися с ОВЗ и инвалидностью. Удельный вес профессорско-преподавательского состава и учебно-вспомогательного персонала вуза, повысивших квалификацию по вопросам работы с обучающимися с ОВЗ и инвалидностью в течение 3-х лет составил 1,4%.

Адаптация образовательных программ для студентов с ОВЗ и с инвалидностью предполагает включение в основную профессиональную образовательную программу высшего образования и в рабочие учебные программы дисциплин дополнительных модулей, разделов, абзацев или учебно-методических материалов, которые обеспечат создание условий для полноценного включения в образовательную деятельность вуза студентов с инвалидностью и ОВЗ и будут содействовать обеспечению равенства возможностей формирования компетенций у студентов без инвалидности и с инвалидностью [5, с.45-46]. Любая образовательная программа изначально должна быть подготовлена к возможности организации инклюзивного обучения студентов с инвалидностью и ОВЗ. Анализ адаптации образовательных программ и учебно-методического обеспечения обучения лиц с ОВЗ и инвалидностью в СВФУ показал, что общее число адаптированных образовательных программ, в том числе по видам нозологий составляет 13 и все они для лиц с нарушениями зрения. Для лиц с нарушениями слуха, опорно-двигательного аппарата, для лиц других нозологических групп, к сожалению, адаптированных образовательных программ в СВФУ не было. В образовательной программе СВФУ используются в основном адаптационные модули, методы обучения, адаптированные программы практики и аттестации, доступные для обучающихся с ОВЗ и инвалидностью.

Вторым важным моментом успешной социальной адаптации студентов с инвалидностью к условиям вуза является адаптация к физическому пространству вуза. Пространственный компонент включает в себя доступность физического пространства, обеспечение беспрепятственного доступа к зданиям и объектам вуза. В целях формирования условий для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к объектам и услугам, а также интеграции инвалидов с обществом и повышения уровня их жизни Правительство Российской Федерации утвердило Государственную программу Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 - 2020 годы». В Республике Саха (Якутия) в рамках государственной программы «Социальная поддержка граждан в Республике Саха (Якутия) на 2012-2019 годы» действует подпрограмма «Доступная среда», а также принятая Указом Главы РС(Я) от 8 февраля 2017 года №1722 проектная программа «Доступная среда на 2017-2018 годы». Обеспечение для инвалидов доступа к объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности означает возможность посещать жилые, общественные и производственные здания, строения и помещения, а также спортивные сооружения, места отдыха, культурно-досуговые и другие учреждения, а также возможность пользоваться железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта [6].

Ситуация с решением проблем доступности для маломобильных групп населения объектов социальной инфраструктуры в подавляющем большинстве городов России остается крайне неудовлетворительной. Проблема доступности среды особенно остро стоит перед инвалидами, проживающими в северных и арктических регионах России, которые характеризуются продолжительной суровой зимой, резкими перепадами температур, удаленностью проживания от центра, плохо развитой местной дорожной инфраструктурой, неблагоустроенностью и неприспособленностью большинства сельских территорий [7]. Одной из проблем внедрения безбарьерной среды и строительства доступных домов для инвалидов в Республике Саха (Якутия) является значительное удорожание стоимости строительства, и тот факт, что большинство домов в Якутии строятся на сваях, а следовательно, необходимо оснащать почти все здания и объекты. Поэтому в условиях Севера и Арктики создание доступной среды для инвалидов должно иметь свои особенности и отличия от южных и центральных регионов России. Социологический опрос показал, что наибольшее количество инвалидов в Якутии (46,8%) считали, что создание доступной среды и оснащение зданий и учреждений в Республике Саха (Якутия) специальными приспособлениями для доступа к ним маломобильных групп населения осуществляется медленно и лишь ограниченным набором приспособлений, а большинство приоритетных объектов имеют только частичную доступность для инвалидов. Более 19,6% опрошенных инвалидов оценивали процесс создания доступной среды отрицательно, считая, что ничего не оснащается и не переделывается для удобства граждан с инвалидностью. 9,6% инвалидов были полностью удовлетворены уровнем оснащения зданий и объектов в приоритетных сферах жизнедеятельности и высказали мнение, что в населенном пункте, в котором они проживают, довольно быстро происходит оснащение объектом и зданий самыми разнообразными приспособлениями и устройствами для доступа инвалидов.

Для оценки потенциала доступности вуза были обследованы 9 зданий учебных корпусов и общежитий СВФУ по основным показателям доступности для студентов с инвалидностью. Анализ доступности среды учебных корпусов и общежитий СВФУ для студентов с инвалидностью показал, что 100% оборудованных корпусов нет. Большинство зданий СВФУ были оборудованы только на половину, средний показатель доступности обследованных учебных корпусов и общежитий СВФУ по 24 показателям составил 47,7%. Из 24 показателей 11 показателей отсутствовали во всех объектах вуза. По 9 показателям доступности для инвалидов в обследованных зданиях была выявлена 100% оснащенность. Это наличие при входе в объект вывески с названием, графиком работы, обеспечение инвалидам помощи, необходимой для получения в доступной для них форме информации о правилах предоставления услуги, проведение инструктирования или обучения сотрудников, предоставление услуги с сопровождением инвалида по территории объекта работником организации, предоставление инвалидам по слуху при необходимости услуги с использованием русского жестового языка, включая обеспечение допуска на объект сурдопереводчика, тифлопереводчика, адаптация официального сайта органа и организации, предоставляющих услуги в сфере образования, для лиц с нарушением зрения (слабовидящих), обеспечение предоставления услуг тьютора. Наличие пандусов составило 77,8%, дублирование необходимой для инвалидов, имеющих стойкие расстройства функции зрения, зрительной информации - звуковой информацией, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации - знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне составило 66,7%. Оборудованность адаптированными лифтами составила 44,4%, из 9 обследованных объектов только 4 имели адаптированные лифты.

Обследование показало, что по большинству параметров среда вуза не соответствует потребностям студентов-инвалидов. Так, например, на территории корпусов вуза асфальтное покрытие прилегающей территории было значительно неровным, что создает дополнительные трудности при использовании инвалидной коляски. Здания корпусов вуза оснащены узкими дверными проёмами, лестницами с высокими ступенями, отсутствуют адаптированные лифты, поручни, пандусы, подъемные платформы, доступные санитарные-помещения, раздвижные двери и другими пространственными стрессорами.

Кроме образовательного и пространственного компонентов успешной социальной адаптации студентов с инвалидностью к условиям высшего учебного заведения доминирующее значение имеет социально-психологический компонент [8]. В социально-психологическом ключе формируется модель восприятия лиц с ограниченными возможностями, на которой базируются формы взаимодействия здоровых студентов и студентов с инвалидностью, преподавателей и студентов с инвалидностью. Пространственные и образовательные барьеры создают предпосылки, фон для социальной изолированности лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата, а социально-психологические - закрепляют эту изолированность посредством сегрегации и создания специализированных учреждений для инвалидов. Для анализа социально-психологического компонента адаптации среди студентов СВФУ с инвалидностью был проведён опрос по специально разработанной анкете, включающей две психологические методики: во-первых, опросник социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда, который позволяет измерить такие параметры, как эмоциональный комфорт, самоприятие, приятие других, интернальность, доминирование в противоположность ведомости, адаптивность [9]; во-вторых, методика «Адаптированность студентов в вузе» Дубовицкой Т.Д. и Крыловой А.В., которая включает две шкалы: адаптированность к учебной группе и адаптированность к учебной деятельности [10]. В опросе приняли участие студенты с инвалидностью по слуху и с нарушениями опорно-двигательного аппарата, обучающиеся на разных курсах бакалавриата СВФУ. Для более детального изучения проблемы социально-психологической адаптации ответы опрошенных студентов с инвалидностью были сгруппированы по гендерным различиям и по характеру заболевания студентов.

Методика «Социально-психологической адаптации Роджерса – Даймонда» показала, что по таким параметрам, как адаптация, самоприятие и приятие других, эмоциональная комфортность и интернальность, студенты с инвалидностью имели средний уровень выраженности, кроме стремления к доминированию, которое было на низком уровне (рисунок 1). Шкала «адаптации» выявляет уровень приспособления человека к существованию в обществе в соответствии с требованиями этого общества и с собственными потребностями, мотивами и интересами. Средний показатель адаптации выражен у 70% студентов. Низкий показатель выявлен у 10% респондентов, высокий показатель у 20% респондентов. Шкала «дезадаптации» определяет незрелость личности, невротические отклонения, дисгармонии в сфере принятия решения, являющиеся результатом постоянных неуспешных попыток индивида реализовать цель или наличия двух и более равнозначных целей. Средний показатель дезадаптации выявлен у 50% респондентов. Низкий показатель у 40 % респондентов, а высокий показатель у 10% респондентов.

_1

Рисунок 1 - Выраженность интегральных показателей социально-психологической адаптации методике Роджерса – Даймонда, %

Шкала «приятия себя» выступает как результат самооценки индивида, определяет степень удовлетворённости личности своими характеристиками. Средний показатель «приятия себя» выражен у 70% респондентов, низкий показатель выявлен у 10% респондентов, а высокий показатель у 10% респондентов. Анализ шкалы «неприятия себя» выявил высокую степень неудовлетворённости студентов с инвалидностью своими личностными чертами. Средний уровень «неприятие себя» выявлен у 50% респондентов. Низкий уровень выявлен у 50% респондентов. Высокий показатель «приятия себя» отсутствует.

В целом тесты показали, что большинство опрошенных студентов с инвалидностью не имеют проблем в общении с одногруппниками и преподавателями. В основном проблемы с общением возникали у юношей, среди которых было больше испытывавших эмоциональный дискомфорт. Шкала «внутренний контроль» и шкала «внешний контроль» определяют предрасположенность индивида к определённой форме локуса контроля (интернальность и экстернальность). Средний показатель внутреннего контроля выявлен у 70% респондентов, что свидетельствует об ответственности за события, происходящие в жизни человека, которые принимаются в большой мере на себя. У 50% респондентов преобладает внешний (экстернальный контроль).

Шкала «доминирование» выявляет уровень стремлений к лидерству в решении задач. Средние показатели по шкале «доминирование» выявлены у 60% респондентов. Низкие показатели у 20% респондентов, высокие у 20% респондентов. Более высокие показатели были по шкале «ведомость», которая определяет уровень стремлений быть подчинённым. Шкала «эскапизм (уход от проблем)» определяет уровень избегания проблемных ситуаций, уход от них. Средний показатель по шкале «эскапизм» выявлен у 60% респондентов. Низкий показатель наблюдается у 10% респондентов, а высокий показатель у 60% респондентов.

Анализ уровня адаптации к учебной группе, к учебной деятельности по гендерному различию по методике «Адаптированность студентов в вузе» Дубовицкой Т.Д. и Крыловой А.В. показал, что у девушек (8,7) незначительно превышает уровень адаптированности к учебной группе, нежели чем у юношей (8,1). Уровень адаптированности к учебной деятельности у респондентов женского пола (8,3) также был выше, чем у юношей (7,1). Средний показатель по шкале адаптированность к учебной группе равен 7,9, а по шкале адаптированность к учебной деятельности 7,1, что свидетельствует о том, что девушки чувствуют себя более комфортно в группе, быстро находят общий язык с однокурсниками, при необходимости могут обратиться к однокурсникам за помощью. Юноши испытывают трудности в общении с однокурсниками, держатся в стороне, не встречают понимания и принятия своих взглядов со стороны однокурсников, не могут обратиться к ним за помощью.

Уровень адаптированности к учебной деятельности на первом курсе (5,5) значительно ниже, чем на третьем и четвертом курсе (7,6). На первом курсе происходит изменение социальной роли обучаемого, корректировка потребностей и системы ценностей, необходимо приспосабливаться к новым условиям, требованиям, устанавливать взаимоотношения в новом коллективе. Обследование показало, что студенты с нарушением опорно-двигательного аппарата имеют низкие показатели по шкале адаптированности к учебной группе и к учебной деятельности. Инвалиды с нарушением слуха имеют средние показатели адаптированности к учебной группе, к учебной деятельности.

Таким образом, проблема обучения и успешной социальной адаптации студентов с инвалидностью к условиям высших учебных заведений является комплексной и требует пристального внимания как со стороны государства, так и на уровне самих вузов. Психологически студенты с инвалидностью хотят и готовы получить высшее профессиональное образование, но сталкиваются с серьезными барьерами и трудностями при обучении в вузе. Основной преградой успешного внедрения инклюзивного образования в вузовскую среду является отсутствие кадров, имеющих специальную подготовку и готовых осуществлять инклюзивное образование, отсутствие адаптированных образовательных программ и методов обучения студентов с инвалидностью различных нозологических групп.

Библиография
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
References
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.