Педагогика и просвещение - рубрика Историзм как принцип
по
Педагогика и просвещение
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Педагогика и просвещение" > Рубрика "Историзм как принцип"
Историзм как принцип
Аверкиева Д.Н. - Конфликты русского общества на примере церковного раскола XVII века
Аннотация: Проблема раскола в русской православной церкви продолжает оставаться одной из величайших трагедий, пережитых Россией, потому что наша страна, единый религиозно-могучий организм, была разодрана. Отсюда произошли и дальнейшие беды, такие как недоверие народа к Церкви, полное подчинение ее государству и другие. Исследователи русской истории высказывают свои мнения о том, что раскол повлиял не только на религиозную сферу, но и на политическую и на экономическую стороны жизни государства.
Вишленкова С.Г., Мариниченко А.И. - Возможности биографического подхода в историко-педагогическом изучении наследия русской эмиграции c. 1-9

DOI:
10.7256/2454-0676.2020.3.33493

Аннотация: Статья посвящена исследованию специфики использования биографического подхода в изучении наследия таких известных представителей русской эмиграции ХХ века, как П. М. Бицилли, Н. А. Ганца и С. И. Гессена. Предметом исследования в статье является возможность использования биографического подхода в процессе изучения педагогической мысли и образования российского зарубежья. В ходе анализа работ последних лет прослеживается эффективность реализуемого подхода в историко-педагогических исследованиях. Объектом являются посвященные П. М. Бицилли, Н. А. Ганцу и С. И. Гессену книги, опубликованные в 2018–2000-х гг., представляющие либо биографические, либо теоретические исследования с серьезным биографическим компонентом. Исходя из принципов междисциплинарности и комплексного анализа научного и историко-образовательного процесса, авторы определяют биографический метод как один из основополагающих для изучения образовательного пространства российского зарубежья и педагогического наследия его участников. Характерное для анализируемых книг использование архивного материала, разнообразных документов, малодоступной периодики, введение в научный оборот новых сведений личного характера не только заметно дополняют сегодняшние представления о личности ученого, оказывающегося в центре исследования, но и уточняют картину педагогической жизни эмиграции в целом. Представленный в статье обзор публикаций дает возможность по-новому оценить научный потенциал биографического подхода, персонализации педагогической истории российского зарубежья, наметить дальнейшие пути изучения этого феномена.
Киржаева В.П., Мариниченко А.И., Вишленкова С.Г. - В. В. Зеньковский на страницах «Русской школы за рубежом» c. 1-14

DOI:
10.7256/2454-0676.2021.4.36760

Аннотация: Предметом исследования является творческая активность известного русского педагога, психолога, философа, деятеля общественно-педагогического движения и активного участника религиозной жизни российского зарубежья В. В. Зеньковского (1881–1962) в ведущем педагогическом журнале эмиграции "Русская школа за рубежом", издававшемся в Праге в 1923–1931 гг. Цель статьи состоит в том, чтобы выявить весь корпус публикаций ученого, в т. ч. и появившихся под псевдонимами, определить их научную и общественно-педагогическую значимость в контексте педагогической жизни и педагогических дискуссий 1920–1930-х гг. Особую значимость заявленной в статье проблеме придает возможность реконструкции научного диалога В. В. Зеньковского с С. И. Гессеном. Научная новизна исследования заключается в том, что впервые в российской педагогической эмигрантике предложен последовательный анализ всей совокупности публикуемых ученым в журнале текстов, жанрового разнообразия этих публикаций (от проблемных статей до информационных заметок), выделены основные проблемные поля, отмечана специфика педагогического дискурса В. В. Зеньковского, выступающего на страницах журнала не только в качестве ученого, который вносит серьезый вклад в современную педагогику и психологию, теорию и практику школьного воспитания, но и деятельного участника общественно-педагогического движения, координатора всей школьной работы эмиграции в Европе и за ее пределами. В статье вводятся малоизвестные и труднодоступные публикации В. В. Зеньковского, в частности, его рецензии на советскую психолого-педагогическую литературу, отзывы о нем самом.
О.О. Якименко - Становление образования в России c. 41-50
Аннотация: в статье акцентируется внимание на том, что если сейчас не позаботиться об образованности, культурности, приобщенности к национальным и общемировым ценностям населения, то через 15-20 лет нас ждет деградация в науке, культуре, медицине, сельском хозяйстве, да и в самом образовании. Показано, что одна из составляющих цивилизованного общества — образование — на Руси имеет свою историю.
Авалян С.А. - ИНДИВИД И ОБЩЕСТВО: ДВА РАЗНЫХ ПОДХОДА (Опыт осмысления концепции Э. Тирикьяна)

DOI:
10.7256/2454-0676.2014.2.13030

Аннотация: Все многообразие социальных теорий можно, условно говоря, разделить на два направления в зависимости от того, что рассматривается в качестве приоритета. Ряд социальных мыслителей исходили из того, что главной ценностью является не индивид, не личность, а социум. Они считали, что если дать волю отдельным личностям, включенным в общество, то это может завершиться крахом социальной организации. Поэтому уже Платон в своих представлениях об идеальном государстве был озабочен тем, чтобы люди соблюдали предустановленный порядок. Однако есть и такие социальные мыслители, в основном экзистенциального толка, которые на первое место ставят не социум, а личность. Они убеждены в том, что историю движут личности. В статье сопоставляются эти два подхода, обосновываются позитивные и негативные стороны этих подходов. Автор опирается в основном на методологию социальной философии, на методы анализа механизмов общественной динамики. Вместе с тем в статье есть опора и на методы философско-антропологического постижения реальности. Новизна статьи заключается в том, что автор, опираясь, в частности, на труды известного американского социолога Эдварда Тирикьяна, показывает принципиальное различие этих двух подходов. Вместе с тем автор пытается охарактеризовать основные направления современной социальной философии и социологии. В работе отмечается, что требуются совместные усилия социологии и философии, чтобы осуществить полное смысла восстановление в правах индивида и общества.
Авалян С.А. - ИНДИВИД И ОБЩЕСТВО: ДВА РАЗНЫХ ПОДХОДА (Опыт осмысления концепции Э. Тирикьяна) c. 67-84

DOI:
10.7256/2454-0676.2014.2.65473

Аннотация: Все многообразие социальных теорий можно, условно говоря, разделить на два направления в зависимости от того, что рассматривается в качестве приоритета. Ряд социальных мыслителей исходили из того, что главной ценностью является не индивид, не личность, а социум. Они считали, что если дать волю отдельным личностям, включенным в общество, то это может завершиться крахом социальной организации. Поэтому уже Платон в своих представлениях об идеальном государстве был озабочен тем, чтобы люди соблюдали предустановленный порядок. Однако есть и такие социальные мыслители, в основном экзистенциального толка, которые на первое место ставят не социум, а личность. Они убеждены в том, что историю движут личности. В статье сопоставляются эти два подхода, обосновываются позитивные и негативные стороны этих подходов. Автор опирается в основном на методологию социальной философии, на методы анализа механизмов общественной динамики. Вместе с тем в статье есть опора и на методы философско-антропологического постижения реальности. Новизна статьи заключается в том, что автор, опираясь, в частности, на труды известного американского социолога Эдварда Тирикьяна, показывает принципиальное различие этих двух подходов. Вместе с тем автор пытается охарактеризовать основные направления современной социальной философии и социологии. В работе отмечается, что требуются совместные усилия социологии и философии, чтобы осуществить полное смысла восстановление в правах индивида и общества.
Шик С.В. - Проблемный характер подросткового возраста (последняя треть XIX – начало XX в.) как результат контрреформы средней школы Толстого – Делянова c. 68-82

DOI:
10.7256/2454-0676.2019.1.27630

Аннотация: Предметом исследования является выявление ведущих идей образовательной охранительно-дискриминационной политики и её влияние на учащихся, что позволяет проанализировать особенности становления подросткового возраста как культурно-исторического феномена. Либеральный Устав 1864 г. представлял угрозу режиму, поскольку готовил взрослеющего человека к большей самостоятельности и независимости, что давало шанс социальной мобильности для всех слоев населения, открывало новые карьерные перспективы. Контрреформа средней школы, наоборот, ограничивала доступность образования, ужесточала сам процесс обучения, вела к проблемному характеру подросткового возраста. Рассматривается содержание Устава гимназий и прогимназий 1871 г., Устав реальных училищ 1872 г., правила и наказания для учащихся, циркуляры министров, усилия по изменению образовательной политики. Особое внимание уделяется изучению влияния охранительно-дискриминационной курса на искажение течения подросткового возраста. Основной метод исследования – историко-педагогическая реконструкция подросткового возраста. Частными методами исследования являются изучение и анализ нормативно-правовых актов в области образования, научно-педагогических статей, историко-педагогических работ, психолого-педагогических исследований детства. Новизна исследования заключается в том, что проблемный характер течения подросткового возраста рассмотрен как результат охранительно-дискриминационной политики. Утверждается, что подавление важнейших потребностей подросткового возраста, таких как самопознание, поиск себя, развитие эмоционально-волевой сферы, ориентация на будущее вело к дефициту самопонимания и проявлялось в эмоциональном истощении, демотивации к деятельности и/либо девиантном поведении учащихся.
Д.А. Аверкиева - Конфликты русского общества на примере церковного раскола XVII века c. 68-77
Аннотация: проблема раскола в русской православной церкви продолжает оставаться одной из величайших трагедий, пережитых Россией, потому что наша страна, единый религиозно-могучий организм, была разодрана. Отсюда произошли и дальнейшие беды, такие как недоверие народа к Церкви, полное подчинение ее государству и другие. Исследователи русской истории высказывают свои мнения о том, что раскол повлиял не только на религиозную сферу, но и на политическую и на экономическую стороны жизни государства.
Шик С.В. - «Пролетаризация» подросткового возраста в условиях радикальной реорганизации среднего образования в Советской России (1917 – 1930) c. 74-92

DOI:
10.7256/2454-0676.2020.1.28291

Аннотация: Предметом исследования является выявление ведущих идей радикальной реорганизации среднего образования и её влияние на учащихся, что позволяет проанализировать особенности подросткового возраста как культурно-исторического феномена. Радикальная реорганизация проводилась по двум направлениям. С одной стороны, все существующие учебные заведения были преобразованы в Единую трудовую школу (ЕТШ), с другой стороны, создавалась альтернатива средней школе, позволявшая учиться без отрыва от производства – школа рабочих подростков (ШРП), фабрично-заводские ученичества (ФЗУ). ЕТШ была создана на месте старой, поэтому несла «буржуазные пережитки», с которыми интенсивно боролись, резко нарушая традиционное обучение и внедряя «трудовые процессы». ШРП / ФЗУ, наоборот, считалась новым типом классовой школы и ее стремились развивать, придать ей общеобразовательный характер. Рассматриваются приводимые меры в отношении этих двух типов школ. Особое внимание уделяется изучению особенностей подростков ЕТШ и рабочих подростков ФЗУ. Основной метод исследования – историко-педагогическая реконструкция подросткового возраста. Частными методами исследования являются изучение и анализ нормативно-правовых актов в области образования, текстов руководителей государства, представителей русской педагогической эмиграции, научно-педагогических, педологических и историко-педагогических работ, воспоминаний. Новизна исследования заключается в том, что особенности подросткового возраста рассмотрены в условиях радикальной реорганизации среднего образования в раннесоветской России. Утверждается, что проводимая реформа вела к «пролетаризации» подросткового возраста у второступенцев ЕТШ. В то время как рабочий подросток ШРП / ФЗУ в действительности был несовершеннолетним взрослым с депривированным детством.
И.Л. Андреев - Мы — сухопутные ихтиандры c. 78-95
Аннотация: под углом зрения взаимосвязи систем «человек в природе» и «природа в человеке» пресная вода рассматривается автором как нанофундамент бытия и здоровья людей. Речь идёт о назревшей научной и общественной потребности в создании интегральной натурфилософской наноконцепции воды, затрагивающей все аспекты глобальной проблемы человека и человечества и, прежде всего, проблемы здоровья и санитарно-гигиенической профилактики образа жизни информационной цивилизации и экономики знания.
А. де Токвиль - В каком духе американцы развивают искусства. Перевод Е.Г. Рудневой c. 89-94
Аннотация: This is the translation of Alexis de Tocqueville work about arts and its development in America.
Шик С.В. - У истоков подросткового возраста: реформа среднего образования в России 1864 г. c. 90-98

DOI:
10.7256/2454-0676.2018.2.24661

Аннотация: Предметом исследования является выявление ведущих идей реформы среднего образования в России 1864 г., вызывающих возникновение и особенности становления подростничества. В основе исследования лежит предположение, что с этой реформы берет свои истоки подростковый возраст. Историко-педагогический анализ позволяет уяснить причины неблагоприятного, часто девиантного протекания данного возраста, понять недостаточность одностороннего педагогического воздействия. Автор подробно рассматривает такие аспекты темы как содержание Устава гимназий и прогимназий, аргументы участников дискуссий. Особое внимание уделяется процессу вычленения нового возрастного периода. Основными методами исследования являются изучение и анализ нормативно-правовых актов в области образования, рецензий, научно-педагогических статей, посвященных реформе 1864 г., а также историко-педагогических работ, психолого-педагогических исследований детства. Новизна исследования заключается в том, что зарождение подростничества рассмотрено в контексте реформы 1864 г. Уставом гимназий и прогимназий создавалась система массового (доступного) среднего образования, предполагающая длительный период обучения, сегрегацию учащихся по календарным возрастам. У учащихся возникала новая внесемейная среда жизни, разрушались привычные ориентиры понимания мира и себя, что вело к возникновению подросткового возраста. Вместе с тем декларируемое общечеловеческое образование подменялось формальным подходом, в итоге подростковый возраст начал формироваться преимущественно с негативных моментов как перманентный подростковый кризис.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.