Педагогика и просвещение - рубрика Духовно-нравственные искания
по
Педагогика и просвещение
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Педагогика и просвещение" > Рубрика "Духовно-нравственные искания"
Духовно-нравственные искания
Мерициди М.Х. - Сравнительная характеристика красоты в современной культуре
Аннотация: Понятие красоты, сам феномен её присутствия в природе и в жизни человека, возможность приближения к красивому, удивляло и вдохновляло человека. Отражение этой завороженности и преклонения перед прекрасным мы находим в произведениях всех великих классиков. Вот и в отрывке стихотворения Пушкина «Красотка», взятого в качестве эпиграфа, своеобразно обыгрывается красота девушки и Красота с большой буквы, – то возвышенное и прекрасное, присутствующее в ней и заставляющее богомольно благоговеть, преклоняться.
Пархоменко Р.Н. - «Русская идея» в современном мире
Аннотация: В статье рассматриваются возникновение и развития понятия «русская идея». Сегодня, когда Россия стремится найти свой собственный путь развития, обращение к национальному духовному наследию трудно переоценить. Понятие русской идеи было разработано и введено в оборот Вл.С. Соловьевым в 1887-88 гг. Прочитанный Соловьевым в 1888 году в Париже доклад «Русская идея» обозначил «смысл существования России во всемирной истории» как посредника в деле духовного единения Востока и Запада. Возникшее в 1921 году течение евразийства, развивает понятие русской идеи далее: как выражение самобытности России в мире, как здоровую энергию духа, противопоставленного разлагающимся традициям и устоям Западной Европы. Взяв традиционную для российской интеллигенции идею о соотношении и противоборстве «славянофильства» и «западничества» в российской истории, представители евразийства попытались придать своим философским концепциям уже форму идеологии. Методом данной статьи послужило исследование большого количества работ по истории возникновения и развития понятий русской идеи, национализма, «особого пути» Германии. Изучение автором статьи на протяжении длительного времени русской и немецкой философии как в России (МГУ имени М.В. Ломоносова), так и в Германии (Берлинский университет имени Гумбольдта, университет г. Тюбинген) помогло лучше разобраться в данной проблематике. В результате проведенного исследования было показано, что понятие русской идеи и сегодня не утратило своей привлекательности, теоретического и практического потенциала. Областью применения результатов статьи может стать их использование в курсах по истории политический учений, этики и педагогики.
Пархоменко Р.Н. - Теоретическое осмысление идеи свободы: краткий обзор западных источников
Аннотация: В статье дается краткий обзор новой и новейшей зарубежной научной литературы, посвященной изучению понятий идеи свободы и либерализма в западной философии. Автор рассматривает англо- и немецкоязычные источники, большинство из которых практически неизвестны российскому читателю. Назначение данного обзора – показать основные подходы и методологию западных исследователей в осмыслении такой базисной категории человеческого бытия как свобода.
Пархоменко Р.Н. - Политические мифы и понятие свободы у Э. Кассирера
Аннотация: В статье рассматривается теория политических мифов и понятие идеи свободы в философии Эрнста Кассирера (1874-1945). Кассирер был убежден в том, что только с помощью символической культуры проявляется подлинная сущность человека, его способность не только создавать величайшие памятники культуры, но опасность впадения в политическое мифотворчество. Работа «Миф о государстве» Э. Кассирера представляет собой размышления об опасностях, подстерегающих человеческую культуру. Кассирер полагал, что совершенно недостаточно описывать и анализировать «нормальное» функционирование, успехи и достижения культуры. Очень важно также давать объяснения «провалов» и «неудач» культуры, равно как и «темных периодов» в человеческой истории.
Пархоменко Р.Н. - Либерализм в России: обзор научной литературы
Аннотация: В данном обзоре автору хотелось бы кратко проследить путь становления и развия научных социально-философских исследований, посвященных проблемам свободы и либерализма у нас в стране. Статья является продолжением и дополнением ранее опубликованной работы «Теоретическое осмысление идеи свободы: краткий обзор западных источников» [Педагогика и просвещение. М., 2012, № 2 (6), с. 46-52.]. В результате приведенного исследования, можно увидеть, что у нас в стране постепенно восстанавливается интеллектуальная традиция по осмыслению понятий свободы и либерализма, прерванная после октябрьской революции 1917 г. При этом жаркие споры эпохи перестройки постепенно сменились академическими дискуссиями и попытками теоретического осмысления специфики данных понятий в условиях российской духовной традиции.
Егорова И.В. - За что мы страдаем?
Аннотация: в статье автор говорит об утрате в современном обществе нравственных и религиозных ценностей, о влиянии христианства на нравственную природу человеку. Объясняет смысл человеческих страданий с религиозной точки зрения. Рассматривает вопросы взаимоотношения Церкви и государства.
Пархоменко Р.Н. - Чичерин и Локк о праве и либерализме

DOI:
10.7256/2454-0676.2013.1.7566

Аннотация: В статье рассматривается вопрос о либеральном наследии Бориса Чичерина в соотношении с либеральными идеями Дж. Локка. Автор размышляет на тему о том, в какой степени Чичерин может быть назван либеральным мыслителем, исходя из сегодняшней исторической перспективы. Ведь, как известно, образцовым государственным строем для Чичерина была конституционная монархия, которую он считал наиболее соответствующим политическим строем для российского государства. Именно эта установка противоречит современному понимаю либерализма как у нас в стране, так и на Западе. Как представляется, соотнесение либеральных идей Чичерина с идеями классика англоязычной либеральной традиции Дж. Локка помогает наиболее выпукло выявить все сильные и слабые стороны учения Чичерина.
Каменева О.Л., Федорова Е.Н. - Упражнение в добродетели: о приобщении студентов российских вузов к духовному опыту великих православных святых c. 1-10

DOI:
10.7256/2454-0676.2019.2.29042

Аннотация: Объект исследования — педагогический потенциал святоотеческого учения о добродетелях (воздержания, милосердия, целомудрия, кротости, радости, мужества, смирения и любви) как аксиологическая, ценностная система духовно-нравственного воспитания, восходящего к отечественному культурному, прежде всего православному наследию. Исследование особенно актуально сегодня, когда рушатся понятия о добре и зле; утверждается, что человеческая культура не содержит никаких достоверных процедур – как отличить порок от достоинства, истину от лжи, прекрасное от безобразного. Методология исследования основана на обобщении практического опыта становления указанных добродетелей методами современного святого Паисия Святогорца. Научная новизна исследования связана с анализом результатов уникального дистанционного образовательного курса «Фабрика добрых помыслов», в котором приняли участия 162 студента российских вузов. Курс разработан группой преподавателей, аспирантов и магистрантов Центра дополнительного образования Московской духовной академии (ЦДО МДА), Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (ПСТГУ), Московского педагогического государственного университета (МПГУ). Делается вывод о том, что рефлексия, организованная в рамках курса при помощи Дневников добрых помыслов, представляет собой важный инструмент самопознания, способный активизировать процесс духовного и нравственного самосовершенствования участников программы.
И.В. Егорова - За что мы страдаем? c. 6-12
Аннотация: в статье автор говорит об утрате в современном обществе нравственных и религиозных ценностей, о влиянии христианства на нравственную природу человеку. Объясняет смысл человеческих страданий с религиозной точки зрения. Рассматривает вопросы взаимоотношения Церкви и государства.
Глебова Л.Н. - Педагогическое обеспечение просветительско-воспитательной работы с современной семьей как средство формирования духовно-нравственных ценностей у детей. c. 16-25

DOI:
10.7256/2454-0676.2024.2.70286

EDN: TWWLBY

Аннотация: Статья посвящена рассмотрению вопросов просветительско-воспитательной работы с родителями и ее значимости в формировании ценностных ориентиров и нравственности у современных детей. В контексте изучения научной литературы отечественных ученых, автор приходит к выводу, что данная проблема актуальна и требует дальнейших исследований. Выделенные методологические подходы – системный, аксиологический, фамилистический способствуют раскрытию научности исследования. Целью исследования явилось выявление значимости педагогического обеспечения просветительско-воспитательной работы с семьей в контексте формирования нравственных ценностей детей на современном этапе развития Российского общества и государства. Раскрыто авторское понимание сущности дефиниции «педагогическое просвещение», определена его сущность и значимость в воспитании духовно-нравственных ценностей у современных детей. В статье выделены педагогические особенности педагогического просвещения, проявляющиеся на разных   этапах развития семьи в вопросах воспитания: просветительская (пропедевтическая) работа с будущими родителями по воспитанию у детей нравственных ценностей, просветительская педагогическая работа с родителями, воспитывающими детей дошкольного, младшего, среднего и старшего школьного возраста. Предложены традиционные и инновационные формы работы в просветительской работе в разные периоды развития ребенка в семье. Выделены трудности просветительско-воспитательной работы с семьей, заключающиеся в медленном процессе развития родительской грамотности и компетентности, в отсутствии единых правил воспитания детей в семье, отсутствии четких механизмов взаимодействия родителей и социальных институтов, в поиске эффективных форм сотрудничества, в отсутствии единой модели просветительско-воспитательной работы с семьей, в недостаточном педагогическом просвещении родителей в средствах массовой информации. Исследуемый материал позволяет сделать вывод о том, что просветительско-воспитательная работа будет успешной, если все социальные институты будут заниматься данной деятельностью, которая повысит педагогическую активность родителей, поднимут статус семьи и родительства, а также компетентность педагогов в организации просветительско-воспитательной деятельности с семьей и развитии у детей духовно-нравственных ценностей.
Кравченко С.М., Болотова Е.А. - Роль и миссия центров педагогического сопровождения современной семьи в условиях ее духовного кризиса c. 19-30

DOI:
10.7256/2454-0676.2017.1.21477

Аннотация: В статье рассматривается возникающий в России в последние десятилетия феномен добровольных родительских объединений – семейных центров и клубов, имеющих различные мировоззренческие основания. Указывается, что причина появления подобных организаций заключается в попытке преодолеть затяжной кризис, охвативший современную семью. Авторы останавливают свое внимание на семейных центрах педагогического сопровождения современной семьи: Семейном центре «Рождество» (г.Москва), выполняющем свою миссию в качестве светской организации, и Православном семейном центре «Зерно веры» (г.Краснодар), существующем в структуре РПЦ. Основываясь на констатации всеобщего проявления духовного кризиса современной семьи и его значения для Российского общества в целом ряде педагогических исследований последних лет, авторы предлагают анализ деятельности семейных центров педагогического сопровождения семьи на предмет преодоления кризисных явлений родительства. В статье дается описание структуры и работы семейных центров, делается вывод, что основанные на духовно-нравственной традиции, такие центры играют важную роль и обладают большим педагогическим потенциалом в деле духовного оздоровления и укрепления современной семьи. Таким образом, педагогические системы подобных центров являются актуальными и эффективными и нуждаются в дальнейшем осмыслении и методическом обосновании.
Р.Н. Пархоменко - Политические мифы и понятие свободы у Э. Кассирера c. 22-29
Аннотация: В статье рассматривается теория политических мифов и понятие идеи свободы в философии Эрнста Кассирера (1874-1945). Кассирер был убежден в том, что только с помощью символической культуры проявляется подлинная сущность человека, его способность не только создавать величайшие памятники культуры, но опасность впадения в политическое мифотворчество. Работа «Миф о государстве» Э. Кассирера представляет собой размышления об опасностях, подстерегающих человеческую культуру. Кассирер полагал, что совершенно недостаточно описывать и анализировать «нормальное» функционирование, успехи и достижения культуры. Очень важно также давать объяснения «провалов» и «неудач» культуры, равно как и «темных периодов» в человеческой истории.
Каменева О.Л. - Воспитание добродетели целомудрия: святоотеческая традиция и современность c. 24-33

DOI:
10.7256/2454-0676.2017.4.24545

Аннотация: Предметом данного исследования является педагогический потенциал святоотеческой традиции становления добродетели целомудрия и его применение в современной практике семейного воспитания. Актуальность выбранной темы обусловлена острой необходимостью укрепления института семьи на фоне демографического кризиса в России, принятием Стратегии развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года, непреходящей ценностью христианских добродетелей, которые классики педагогической мысли отождествляли с нравственностью. Сегодня система христианских добродетелей может стать основой духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения России. Методология исследования основана на применении методов теоретического анализа святоотеческой, педагогической и философской литературы, обобщения практического опыта и интервью, подготовленных группой журналистов под руководством автора исследования и опубликованных в журнале Духовно-нравственной культуры "Покров". Научная новизна исследования связана с результатами анализа 20 развернутых интервью, в которых респонденты рассказали о педагогических средствах семейного воспитания добродетелей в современных условиях. Выводы исследования: семьи, использующие святоотеческий опыт воспитания добродетелей, крепкие, полнокровные, многодетные, имеют в среднем 4,3 ребенка на семью (для сравнения: по России суммарный коэффициент рождаемости составляет приблизительно 1,7 ребенка на одну женщину детородного возраста). 85% многодетных мам успешно занимаются профессиональной деятельностью. Что неудивительно: преподобный Иоанн Лествичник говорит, что целомудрие есть не только чистота души и тела, но и целостное воззрение на мир.
П.С. Гуревич - Марксистская и неомарксистская эстетика c. 32-40
Аннотация: так можно назвать совокупность эстетических представлений об искусстве, его роли в общественной жизни, специфики, связи с мировоззрением и общественным сознанием, созданных в русле марксисткой и немарксистской научной мысли. Автор стремится показать, что в современных условиях интерес к этому комплексу эстетических идей во многом утрачен. В статье содержится попытка изложить основные позиции эстетики, ориентированной на марксистскую традицию.
Р.Н. Пархоменко - «Русская идея» в современном мире c. 38-46
Аннотация: в статье рассматриваются возникновение и развития понятия «русская идея». Сегодня, когда Россия стремится найти свой собственный путь развития, обращение к национальному духовному наследию трудно переоценить. Понятие русской идеи было разработано и введено в оборот Вл.С. Соловьевым в 1887-88 гг. Прочитанный Соловьевым в 1888 году в Париже доклад «Русская идея» обозначил «смысл существования России во всемирной истории» как посредника в деле духовного единения Востока и Запада. Возникшее в 1921 году течение евразийства, развивает понятие русской идеи далее: как выражение самобытности России в мире, как здоровую энергию духа, противопоставленного разлагающимся традициям и устоям Западной Европы. Взяв традиционную для российской интеллигенции идею о соотношении и противоборстве «славянофильства» и «западничества» в российской истории, представители евразийства попытались придать своим философским концепциям уже форму идеологии. В результате проведенного исследования было показано, что понятие русской идеи и сегодня не утратило своей привлекательности, теоретического и практического потенциала.
Р.Н. Пархоменко - Теоретическое осмысление идеи свободы: краткий обзор западных источников c. 46-52
Аннотация: в статье дается краткий обзор новой и новейшей зарубежной научной литературы, посвященной изучению понятий идеи свободы и либерализма в западной философии. Автор рассматривает англо- и немецкоязычные источники, большинство из которых практически неизвестны российскому читателю. Назначение данного обзора — показать основные подходы и методологию западных исследователей в осмыслении такой базисной категории человеческого бытия как свобода.
Э.М. Спирова - Как формировалась идея воспитания? c. 53-59

DOI:
10.7256/2454-0676.2013.1.62556

Аннотация: В системе образования высшая школа занимает особое место, которое определяется тем, что она завершает процесс формирования человека. В отличие от общего и среднего специального образования, высшее образование не только дает своим выпускникам знание более высокого уровня. Оно не только прокладывает мост к миру большой, академической науки, закладывает фундамент для реализации творческих способностей человека.
Блейх Н.О. - Роль ислама и северокавказской этнопедагогики в воспитании детей c. 58-65

DOI:
10.7256/2454-0676.2017.3.23334

Аннотация: В статье на основе малоизвестных материалов рассматриваются роль ислама и северокавказской этнопедагогики в воспитании детей. Доказывается, что ключевым составляющим народной педагогики является ислам, в котором заложен богатый воспитательный потенциал, благодаря чему горцы смогли пережить все невзгоды и ненастья. Главное внимание концентрируется на теоретической и практической значимости работы, которая заключается в отсутствии специальных исследований по данной тематике, недостаточном внимании к использованию в семье и школе народных традиций и достижений мусульманской этнопедагогики. Методологической базой работы послужил цивилизационный подход, подразумевающий широкое использование компаративистского метода. При рассмотрении специфики развития системы воспитания у мусульман Северокавказского региона применялись сравнительный анализ и контент-анализ текстов. Делаются выводы, что идеи и практика, заложенные в исламе, являлись (и до сих пор) являются передовыми и прогрессивными. Они нашли отображение в этнопедагогике народов Северного Кавказа, которая, имея свою методологию (сущность, цель, методы, технологии воспитания), на протяжении многих веков отражала философию воспитательной деятельности, приводила к положительным результатам в развитии совершенной личности. Этот тандем демонстрирует высокую педагогическую культуру мусульманских народов, тем самым подтверждая теорию, что нынешняя педагогика может успешно решать воспитательно-образовательные задачи, руководствуясь идеями педагогики народной.
Тхакушинов А.К., Сиюхова А.М. - Этнопедагогический потенциал адыгских традиционных обрядов c. 61-67

DOI:
10.7256/2454-0676.2018.1.25467

Аннотация: Предметной областью настоящего исследования является анализ этнопедагогического потенциала традиционных обрядов адыгов. Авторы обосновывают актуальность реконструкции этнопедагогических принципов в условиях семьи, малых групп и больших сообществ в связи с проблемами в сфере современного образования, которое стало декларироваться как сфера услуг, вследствие чего заметно снизилось его влияние на формирование духовного мира обучающихся. В этой связи внутренние резервы культуры актуализируют механизмы, способные противостоять энтропийным процессам. Одним из таких механизмов становится реконструкция этнопедагогических принципов воспитания, наиболее ярко реализующихся в традиционной обрядности. В статье с этой целью проводится анализ древнего адыгского обряда чапщ, проводимого у постели тяжело больного или раненного. Методология исследования строится на междисциплинарном подходе, включающим использование этнографических данных, диахронического метода культурологии, семиотики и аналитики социально-философского типа. В заключении исследования проводится мысль о том, что чапщ в истории этноса представлял собой социокультурный институт со всеми необходимыми его признаками, одним из которых является выработка норм и правил взаимодействия в социуме. Выводы проведенного исследования показывают, что чапщ являлся этнопедагогическим механизмом эффективной социализации молодого поколения и его интеграции в социокультурное пространство. В ходе обряда в смеховой форме моделировались и педагогически закреплялись будущие взрослые отношения детей и молодежи, имеющие огромный спектр вариативности.
Каменева О.Л. - Добродетель умеренности (воздержания) как основание нравственной культуры в православной педагогике c. 69-85

DOI:
10.7256/2454-0676.2020.2.31762

Аннотация: Предметом исследования является традиционная нравственная ценность и добродетель - воздержание (умеренность), которая рассматривается в работе как основание нравственной культуры в православной педагогике. Тема особенно актуальна в современную эпоху постмодернизма, когда размываются привычные представления о добре и зле, формируется эвдемонический тип культуры (от греч. eudaimonia - счастье), устремленной к земным наслаждениям и потреблению. Ее плодами часто оказываются крайние формы неумеренности и разного рода зависимости, разрушающие здоровье и жизнь подрастающего поколения. Эвдемоническому типу культуры противостоит сотериологический (от лат. Soter - Cпаситель), основанный на идее спасения человеческой души, доминанте вечных нравственных ценностей и добродетелей, их приоритете над материальными ценностями. Методология исследования связана с результатами теоретического обобщения и систематизации психолого-педагогической, философской и богословской литературы, разработкой и практической апробацией цикла уроков, посвященных воспитанию добродетели воздержания у учащихся воскресной школы Благовещенского храма Павловской Слободы Московской области, а также их родителей. Научная новизна исследования заключается в практико-ориентированном характере уроков, нацеленных на возрастание в добродетели одновременно детей и их родителей, определении диагностического инструментария и уровней сформированности добродетели воздержания участников курса. На основании мониторинга программы (в октябре-декабре 2019 года с участием 65 школьников и 17 родителей) сделан вывод о высокой корреляции между умеренностью учащихся воскресной школы, а также их родителей, непреходящем значении родительского примера при формировании нравственной культуры ребенка. Кроме того, отмечается эффективность практико-ориентированных уроков, нацеленных на становление добродетели воздержания по индивидуальному плану.
Гуревич П.С. - Антропологические конфигурации французских философов (Французские «новые философы» против «новых правых»)

DOI:
10.7256/2454-0676.2014.1.12254

Аннотация: Идейным размежеваниям между французскими «новыми философами» и «новыми правыми» посвящено немало работ отечественных авторов . Значительное внимание уделено характеристике сложившихся полярных позиций в области философии истории, культуры, науки и техники. Проанализированы острые политические расхождения, присущие французским мыслителям, избравшим различные мировоззренческие ориентации. Отмечена направленность историко-философских экскурсов, предпринятых исследователями к проблеме человека в трактовке данной темы в названных течениях. Между тем именно антропологическая тема, как нам кажется, дает наиболее отчетливое и принципиальное представление о содержании философской конфронтации между этими двумя направлениями общественной мысли современного Запада. Она в известной мере служит ключевой для оценки мировоззренческих дискуссий, духовных нововведений и общей эволюции французской философии наших дней. Автор использовал исторический метод, который позволил раскрыть тему в контексте развития современной французской философии. Он опирался также на методы анализа темы человека, которые сложились в философской антропологии. Новизна подхода состоит в анализе разногласий, которые характеризуют антропологическую тему в разработке двух направлений французской философии. Общая концепция автора статьи заключается в том, чтобы обозначить за полемикой «новых философов» и «новых правых» неотложные проблемы современной философской антропологии, актуальные вопросы философского постижения человека.
Гуревич П.С. - Антропологические конфигурации французских философов (Французские «новые философы» против «новых правых») c. 88-97

DOI:
10.7256/2454-0676.2014.1.65202

Аннотация: Идейным размежеваниям между французскими «новыми философами» и «новыми правыми» посвящено немало работ отечественных авторов . Значительное внимание уделено характеристике сложившихся полярных позиций в области философии истории, культуры, науки и техники. Проанализированы острые политические расхождения, присущие французским мыслителям, избравшим различные мировоззренческие ориентации. Отмечена направленность историко-философских экскурсов, предпринятых исследователями к проблеме человека в трактовке данной темы в названных течениях. Между тем именно антропологическая тема, как нам кажется, дает наиболее отчетливое и принципиальное представление о содержании философской конфронтации между этими двумя направлениями общественной мысли современного Запада. Она в известной мере служит ключевой для оценки мировоззренческих дискуссий, духовных нововведений и общей эволюции французской философии наших дней. Автор использовал исторический метод, который позволил раскрыть тему в контексте развития современной французской философии. Он опирался также на методы анализа темы человека, которые сложились в философской антропологии. Новизна подхода состоит в анализе разногласий, которые характеризуют антропологическую тему в разработке двух направлений французской философии. Общая концепция автора статьи заключается в том, чтобы обозначить за полемикой «новых философов» и «новых правых» неотложные проблемы современной философской антропологии, актуальные вопросы философского постижения человека.
Красиков В.И. - Кризис нравственности и православная педагогика c. 104-111

DOI:
10.7256/2454-0676.2017.1.21813

Аннотация: В статье сопоставляются нравственные принципы, представляемые в предшествующей мыслительной традиции, с принципами православной педагогики, предложенными отечественной религиозной-философской традицией. Автор полагает, что подобное сопоставление необходимо для поиска новых решений в попытках преодоления современного нравственного кризиса. Большинство форм философской и религиозной мысли как западной, так и восточной традиций ведут свое происхождение от метафизической революции сознания, произошедшей в "осевое время". Она определила хорошо известные нам смысловые принципы идеализма, бессмертия и альтруизма. Они образуют собой предельные координаты того типа сознания, которое живет верой и составляет ферментативный слой большинства обществ последних двух тысяч лет. В основе предложенного анализа лежит сопоставление философско-антропологических принципов, выявленных светскими мыслителями и религиозно-философских идей отечественной педагогики. Выявлена органичная связь между ними, проистекающая из общеродового основания – "революции трансцендентного", смыслового стержня "осевой эпохи". В итоге исследования получены следующие результаты. Приведены аргументы в обоснование утверждения о наличии исходного метафизического основания последующего развития нравственных религиозно-философских учений, включающего в себя принципы идеализм, бессмертие и альтруизм. Продемонстрировано, что они же находимы и в фундаменте основных идей православной педагогики: участия высшего мира в человеческом развитии, доминирования духовного начала в человеке, опережения морально-нравственного воспитания перед рационально-информационным, пробуждение совестливости, сознания греха как представления о добре и зле, способность к противлению злу, учение делам любви и принцип всецелой личности.
И.В. Егорова - Ханна Арендт о массовой культуре c. 125-134

DOI:
10.7256/2454-0676.2013.2.63180

Аннотация: Ханна Арендт (1906-1975) — немецко-американский философ и политолог, политический мыслитель. Она всерьез намеревалась разработать систематическую феноменологию и аналитику политического. При этом Арендт опиралась на такие базовые понятия философии политики, как власть, свобода, насилие, революция, социальный вопрос. Она стремилась выстроить неметафизическую, посюстороннюю онтологию, которая обусловливала бы пространство для человеческой свободы, а не делала бы его заложником причинно-следственных связей. Основные мотивы ее философии — свобода и гуманизм. Свобода для нее не только фундаментальная характеристика человеческого существования, но и основной критерий оценки социального и духовного прогресса. Она показывает противоречивость общественного развития. Идеи Х. Арендт о социальной активности и тоталитаризме сыграли важную роль в формировании современной политологии. Ее публицистическая и культурно-политическая активность получили высокую оценку широких кругов общественности. В статье речь идет о том, как Х. Арендт толковала феномен массового общества. Ее культурфилософские размышления не получили еще достаточного освещения в отечественной философской литературе.
Децюк А.Р. - Трансформация образа Родины – как неотъемлемого элемента национальной идеи России

DOI:
10.7256/2454-0676.2013.3.10511

Аннотация: На протяжении всей истории Государства Российского образ Родины менялся в понимании населения страны. Но стоит отметить, что менялась только внешняя сторона понимания, не затрагивая основу представления о Родине. Каждая историческая эпоха накладывала свой отпечаток на эти представления. Особая роль принадлежит внешнеполитическому аспекту бытования страны. Россия в каждом столетии с момента формирования государства, вела войны. В нашей истории были эпизоды, когда стоял вопрос о самом существовании государства, сохранении национальной самобытности, сохранении национальной культуры. Таким образом с момента формирования русской государственности, формируется образ Родины. Использование ретроспективного метода, позволило нам проследить основные вехи трансформации образа Родина на протяжении всей истории нашего государства. Сравнительно-исторический метод дал возможность доказать, что существует два пласта восприятия образа Родины, связанные прежде всего с ее защиты. Защита Родины с оружием в руках и защите культуры. Сегодня мы не можем или не хотим понять, что наша национальная идея – это сохранение культуры. Стремление к сохранению культуры органически заложено в каждом народе. Первый пласт восприятия образа Родины в рамках защиты государства отходит на второй план. Безусловно, на первом плане пласт сохранения своей самобытности. А значит и сохранение государства.
Децюк А.Р. - Трансформация образа Родины – как неотъемлемого элемента национальной идеи России c. 253-257

DOI:
10.7256/2454-0676.2013.3.63737

Аннотация: На протяжении всей истории Государства Российского образ Родины менялся в понимании населения страны. Но стоит отметить, что менялась только внешняя сторона понимания, не затрагивая основу представления о Родине. Каждая историческая эпоха накладывала свой отпечаток на эти представления. Особая роль принадлежит внешнеполитическому аспекту бытования страны. Россия в каждом столетии с момента формирования государства, вела войны. В нашей истории были эпизоды, когда стоял вопрос о самом существовании государства, сохранении национальной самобытности, сохранении национальной культуры. Таким образом с момента формирования русской государственности, формируется образ Родины. Использование ретроспективного метода, позволило нам проследить основные вехи трансформации образа Родина на протяжении всей истории нашего государства. Сравнительно-исторический метод дал возможность доказать, что существует два пласта восприятия образа Родины, связанные прежде всего с ее защиты. Защита Родины с оружием в руках и защите культуры. Сегодня мы не можем или не хотим понять, что наша национальная идея – это сохранение культуры. Стремление к сохранению культуры органически заложено в каждом народе. Первый пласт восприятия образа Родины в рамках защиты государства отходит на второй план. Безусловно, на первом плане пласт сохранения своей самобытности. А значит и сохранение государства.
Пархоменко Р.Н. - Философия культуры о человеке и его свободе (Э. Кассирер)

DOI:
10.7256/2454-0676.2013.4.11644

Аннотация: В статье рассматривается концеция философии культуры Эрнста Кассирера в соотнесении с его идеями о философской антропологии и свободе человека. Кассирер был согласен с определенными моментами кантовской и гегелевской концепций культуры как поступательного развития в осознании свободы. Для него свобода сознания полагается и осуществляется в каждом движении мысли, воли или чувства, ведущем из пассивного состояния к определенным формам деятельности. Поэтому Кассирер начинает с аналитического описания различных форм этой деятельности: форм языка, искусства, религии и науки, усматривая в этом описании предпосылку для их дальнейшего синтеза – то есть создания всего универсума культуры с помощью символизирующей творческой способности человека. Автор занимается исследованием философии Кассирера уже много лет. Данная работа была начата еще в студенческие годы под руководством известного российского философа П.С. Гуревича. П.С. Гуревич первым в России начал издавать переводы Кассирера на русском языке, а также опубликовал целый ряд критико-аналитических статей о философии Кассирера. В статье показано, как мысль Кассирера постепенно переходит от философии культуры к философской антропологии. И если в «Философии символических форм», «Натуралистическом и гуманистическом обосновании философии культуры», «Логике наук о культуре» речь идет в первую очередь о «продуктах» культуры. Здесь детально анализируются символические формы, составляющие весь универсум человеческой культуры, а также общие принципы, с помощью которых эти автономные формы могут образовывать устойчивое и взаимосвязанное единство культуры. Позднее, в «Опыте о человеке», Кассирер фокусирует свое внимание уже на том субъекте, который создает все это многообразие символических форм, то есть на человеке и его свободе как главнейшей характеристике человека.
Пархоменко Р.Н. - Философия культуры о человеке и его свободе (Э. Кассирер) c. 349-360

DOI:
10.7256/2454-0676.2013.4.64121

Аннотация: В статье рассматривается концеция философии культуры Эрнста Кассирера в соотнесении с его идеями о философской антропологии и свободе человека. Кассирер был согласен с определенными моментами кантовской и гегелевской концепций культуры как поступательного развития в осознании свободы. Для него свобода сознания полагается и осуществляется в каждом движении мысли, воли или чувства, ведущем из пассивного состояния к определенным формам деятельности. Поэтому Кассирер начинает с аналитического описания различных форм этой деятельности: форм языка, искусства, религии и науки, усматривая в этом описании предпосылку для их дальнейшего синтеза – то есть создания всего универсума культуры с помощью символизирующей творческой способности человека. Автор занимается исследованием философии Кассирера уже много лет. Данная работа была начата еще в студенческие годы под руководством известного российского философа П.С. Гуревича. П.С. Гуревич первым в России начал издавать переводы Кассирера на русском языке, а также опубликовал целый ряд критико-аналитических статей о философии Кассирера. В статье показано, как мысль Кассирера постепенно переходит от философии культуры к философской антропологии. И если в «Философии символических форм», «Натуралистическом и гуманистическом обосновании философии культуры», «Логике наук о культуре» речь идет в первую очередь о «продуктах» культуры. Здесь детально анализируются символические формы, составляющие весь универсум человеческой культуры, а также общие принципы, с помощью которых эти автономные формы могут образовывать устойчивое и взаимосвязанное единство культуры. Позднее, в «Опыте о человеке», Кассирер фокусирует свое внимание уже на том субъекте, который создает все это многообразие символических форм, то есть на человеке и его свободе как главнейшей характеристике человека.
Черняев А.В. - Мистические интуиции Н.А. Бердяева

DOI:
10.7256/2454-0676.2015.4.17711

Аннотация: В предлагаемой статье предпринимается попытка анализа трактовки мистической проблематики в творчестве Н.А. Бердяева; демонстрируется развитие данной темы в ходе идейной эволюции мыслителя, производится контекстуализация бердяевского понимания мистического в историко-философском, церковно-религиозном и общекультурном измерениях российского Серебряного века. Не претендуя на роль мистика, Бердяев апеллировал в своих религиозно-философских работах к мистическому опыту других, интуитивное постижение природы и значения которого Бердяевым является предметом рассмотрения в настоящей работе В ходе исследования использованы методы текстологического, контекстуального и сравнительного анализа; в качестве основных методологических принципов применены междисциплинарный подход и герменевтическая интерпретация Проведенное исследование позволяет сделать вывод, что мистика в понимании Бердяева во многом революционна по отношению к православной церковной мистике, а его субъективная теория содержит много нового по сравнению с христианской традицией. Хотя позиция Бердяева в этом вопросе индивидуальна, его взгляды на мистику в целом отражают самосознание интеллигенции Серебряного века, для которого было характерно стремление к обновлению религии, интеллектуальное преодоление православного догматизма
Черняев А.В. - Мистические интуиции Н.А. Бердяева c. 405-412

DOI:
10.7256/2454-0676.2015.4.67423

Аннотация: В предлагаемой статье предпринимается попытка анализа трактовки мистической проблематики в творчестве Н.А. Бердяева; демонстрируется развитие данной темы в ходе идейной эволюции мыслителя, производится контекстуализация бердяевского понимания мистического в историко-философском, церковно-религиозном и общекультурном измерениях российского Серебряного века. Не претендуя на роль мистика, Бердяев апеллировал в своих религиозно-философских работах к мистическому опыту других, интуитивное постижение природы и значения которого Бердяевым является предметом рассмотрения в настоящей работе В ходе исследования использованы методы текстологического, контекстуального и сравнительного анализа; в качестве основных методологических принципов применены междисциплинарный подход и герменевтическая интерпретация Проведенное исследование позволяет сделать вывод, что мистика в понимании Бердяева во многом революционна по отношению к православной церковной мистике, а его субъективная теория содержит много нового по сравнению с христианской традицией. Хотя позиция Бердяева в этом вопросе индивидуальна, его взгляды на мистику в целом отражают самосознание интеллигенции Серебряного века, для которого было характерно стремление к обновлению религии, интеллектуальное преодоление православного догматизма
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.