Педагогика и просвещение - рубрика Мораль и нравственность
по
Педагогика и просвещение
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Педагогика и просвещение" > Рубрика "Мораль и нравственность"
Мораль и нравственность
Левин В.И. - Мартин Хайдеггер и третий рейх
Аннотация: На примере жизни и деятельности философа Мартина Хайдеггера в нацистской Германии рассмотрена проблема взаимоотношения крупного ученого с властью в условиях тоталитарного государства. Показано, что М. Хайдеггер на протяжении всего периода господства нацистов в Германии был активным членом нацистской партии и лично участвовал в практической реализации человеконенавистнической программы этой партии.
Гуревич П.С. - Этическая концепция И. Канта
Аннотация: Разработка этических проблем занимает в творчестве Иммануила Канта особое место. Ей посвящено несколько работ: «Основы метафизики нравственности», «Критика практического разума», «Метафизика нравов», «Об изначально злом в человеческой природе», «Метафизика нравов» и др. Одной из важнейших задач философии Кант считал понимание сущности нравственности, которая регулирует поведение человека. Он писал: «Две вещи наполняют душу всегда новым и все более сильным удивлением и благоговением, – это звездное небо надо мной и моральный закон во мне».
Овчинников Д.В., Чернявский Е.А., Ятманов А.Н. - Плагиат в биомедицинских исследованиях c. 1-11

DOI:
10.7256/2454-0676.2023.4.39096

EDN: VFVCOC

Аннотация: В статье анализируются проблема плагиата в биомедицинских исследованиях. Предмет исследования является плагиат в биомедицинских исследованиях. Рассматривается специфика биомедицинских исследований, приводятся основные международные документы, регламентирующие проведение биомедицинских исследований на людях, и базовые принципы таких исследований. Выявляются особенности плагиата в научных исследованиях, рассматриваются его понятие и разновидности. Анализируются специфика работы систем антиплагиата и сопряжённые с ней сложности. Плагиат в биомедицинских исследованиях представляет собой серьёзное нарушение исследовательской и публикационной этики, в случае намеренного совершения приводящее к дискредитации науки и учёных и неправомерности исследовательской деятельности. По результатам исследования получены следующие результаты. Использование заимствований подрывает подлинность научных работ и журналов, публикующих их, ставит под угрозу единство научного процесса и отношение к науке со стороны общества, нарушает литературные права авторов оригинальных текстов и права собственности владельцев авторских прав. Плагиат может стать причиной материального, репутационного и морального вреда авторам таких как: публичное раскрытие данных, потеря финансирования проводимых исследований, затруднения профессионального роста авторов статьи или полное завершение исследовательской работы, а в ряде случаев является преступлением и приводит к судебному разбирательству.
П.С. Гуревич - Этическая концепция И. Канта c. 13-22
Аннотация: Разработка этических проблем занимает в творчестве Иммануила Канта особое место. Ей посвящено несколько работ: «Основы метафизики нравственности», «Критика практического разума», «Метафизика нравов», «Об изначально злом в человеческой природе», «Метафизика нравов» и др. Одной из важнейших задач философии Кант считал понимание сущности нравственности, которая регулирует поведение человека. Он писал: «Две вещи наполняют душу всегда новым и все более сильным удивлением и благоговением, — это звездное небо надо мной и моральный закон во мне».
Салтыкова М.В. - Формирование «естественного» патриотизма учащихся вуза как актуальная педагогическая технология безопасности личности в условиях глобальной нестабильности c. 44-53

DOI:
10.7256/2454-0676.2019.1.23761

Аннотация: Автор рассматривает современные тенденции развития: гибридные войны, модель VUKA, информационно-сетевое воздействие - разрушающие ментальную сферу, самосознание народа, его национальную и культурную идентичность. Определены технологии и перспективные направления формирования воспитательного процесса в образовательных учреждениях МЧС России. Сформулированы требования к модернизации процесса воспитания патриотизма у обучающихся. Приведены примеры вариантов диагностических работ и методических разработок для проведения учебно-воспитательной работы в вузе по выявлению и формированию этнокультурных и идеологических ценностей, закрепленных менталитетом как средством национального самосознания и способом создания традиционной картины мира в категориях и формах русского языка. Методология исследования базируется на том, что феномен патриотизма, в целом, имеет полипарадигмальный и междисциплинарный характер. Однако автор придерживается этнофункционального (кросскультурного) подхода, который является современной операционализацией гуманистической парадигмы в отечественной педагогике. Основными выводами исследования является актуализация понятия "естественный" патриотизм - чувство, которое не прививается, а зарождается само собой, следовательно, требуется выстраивать процесс патриотического воспитания, основываясь на идентификации личности с культурой и языком своей Родины, что является основой обновления воспитательного процесса. Автор рассматривает воспитание патриотизма не как общественно-исторического явления, но, главным образом, как естественного чувства любви к Родине.
В.И. Левин - Мартин Хайдеггер и Третий рейх c. 75-82
Аннотация: на примере жизни и деятельности философа Мартина Хайдеггера в нацистской Германии рассмотрена проблема взаимоотношения крупного ученого с властью в условиях тоталитарного государства. Показано, что М. Хайдеггер на протяжении всего периода господства нацистов в Германии был активным членом нацистской партии и лично участвовал в практической реализации человеконенавистнической программы этой партии.
Тулитбаева Г.Ф., Сафина Л.Ф., Гиниятова З.М., Сафронова Е.В. - Особенности корреляционной структуры идентичности у подростков с суицидальными попытками c. 135-146

DOI:
10.7256/2454-0676.2024.1.39973

EDN: BVAWMX

Аннотация: С самого начала пандемийного периода по заболеваемости Covid-2019, многочисленные источники фиксируют увеличение количества самоубийств среди подростков, это число не падает и по сей день. В статье представлены результаты эмпирического исследования, направленного на исследование корреляционной структуры социальной и личностной идентичности у подростков с суицидальными попытками в анамнезе и подростков без суицидальных попыток. Все подростки, совершившие попытку суицида, на момент исследования проходили курс лечения в ГБУЗ Республиканском клиническом психотерапевтическом центре и ГБУЗ РБ Республиканской клинической психиатрической больнице (42 человек). Группу подростков без суицидальных намерений составили 84 учащихся МАОУ «Физико-математический лицей № 93» ГО г. Уфа РБ.    В исследовании описаны различия в корреляционных структурах социальной и личностной идентичности в двух выделенных группах подростков. По результатам корреляционного анализа как в группе подростков без суицидальных намерений, так и в группе подростков с суицидальным поведением обнаружены взаимосвязи между показателями социальной идентичности: «времяпрепровождение», «коллективная самооценка», «сплоченность», «межгрупповая конкуренция» и «нисходящее сравнение». В группе подростков с суицидом в анамнезе не обнаружено связей каких-либо показателей социальной идентичности с личностной идентичностью, в то время как во второй группе имеется связь между показателями социальной и личностной идентичности.
Сланов О.Т. - Цифровая образовательная среда как средство педагогической профилактики деформации правового сознания c. 205-217

DOI:
10.7256/2454-0676.2023.4.68764

EDN: JNSGIR

Аннотация: В статье рассматривается проблема профилактики деформации правосознания в условиях цифровизации образования в современном обществе. Цель работы – анализ влияния цифровой среды на формирование, изменение, профилактику деформации правового сознания обучающихся и определение возможности использования цифровой среды в целях профилактики деформации правосознания обучающихся, его моделирования, коррекции, и необходимости внедрения в образовательные организации цифровых средств для достижения указанной цели. В статье затрагиваются основные факторы, которые традиционно оказывают влияние на процесс формирования и профилактики деформации правосознания и роль цифровой среды в этом вопросе. В данной работе с использованием в качестве основных методов исследования анализа и синтеза проанализированы исследования, касающихся цифровой и правовой грамотности граждан Российской Федерации. С учетом проведенного анализа даны рекомендации по формированию правосознания и педагогической профилактике его деформации у обучающихся в условиях цифровизации общества, а также необходимости внедрения в цифровую среду образовательной организации методов обучения и воспитания, направленных на формирование правосознания граждан, их гражданскую позицию, отвечающую требованиям становления правового государства и обеспечивающего развитие гражданского общества. Научная новизна работы заключается в том, что российскими учеными исследовались вопросы правосознания, профилактики его деформации и цифровизации образования, но в качестве самостоятельных вопросов в различных отраслях наук: юриспруденции, психологии, педагогики, социологии, философии и т.д. В настоящем исследовании данные вопросы рассмотрены во взаимосвязи и взаимообусловленности. В результате исследования установлено, что цифровая среда влияет на деформацию правового сознания обучающегося и может быть использована для обеспечения предотвращения искажения восприятия правовой действительности в образовательном процессе. Автором предлагаются определения таких понятий в педагогической науке как: «правосознание», «деформация правосознания», «педагогическая профилактика деформации правосознания».
Ростовцева М.В., Помазан В.А., Машанов А.А. - Аксиологические проблемы социокультурной адаптации мигрантов

DOI:
10.7256/2454-0676.2016.3.20153

Аннотация: Предметом исследования является проблема социокультурной и интеграции адаптации мигрантов. Отмечается. что существует множество факторов, затрудняющих успешную адаптацию мигрантов и их утверждение в новой культурной среде, однако, одним из основных является трудность в усвоении иинтериоризации новых ценностей, норм и требований другой адаптивной зоны. Аксиологическая проблематика социокультурной адаптации мигрантов актуализируется как проблема формирования ценностных ориентаций, которые определяют вектор направленности общественной активности индивида и связаны с представлениями о «должном» в различных сферах общественной жизни. Методологию исследования составили анализ и обобщение научных источников по проблеме исследования, статистический анализ данных, методы сравнения и сопоставления Дано определение социокультурной адаптации как отношения человека и социальной среды, направленное на разрешение возникающих между ними противоречий. предложены. Произведен анализ имеющихся аксиологических концепций, рассмотрена структура и этапы формирования ценностных ориентаций мигрантов. Показано, что социокультурная деятельность порождает ценностные отношения, в основе которых лежат различия в распределении и доступности духовно-ценностных благ, в уровне их потребления, в характере и содержании самой культурной деятельности, степени активности субъекта в социокультурном взаимодействии. Дано определение толерантности.
Ростовцева М.В., Помазан В.А., Машанов А.А. - Аксиологические проблемы социокультурной адаптации мигрантов c. 307-312

DOI:
10.7256/2454-0676.2016.3.68218

Аннотация: Предметом исследования является проблема социокультурной и интеграции адаптации мигрантов. Отмечается. что существует множество факторов, затрудняющих успешную адаптацию мигрантов и их утверждение в новой культурной среде, однако, одним из основных является трудность в усвоении иинтериоризации новых ценностей, норм и требований другой адаптивной зоны. Аксиологическая проблематика социокультурной адаптации мигрантов актуализируется как проблема формирования ценностных ориентаций, которые определяют вектор направленности общественной активности индивида и связаны с представлениями о «должном» в различных сферах общественной жизни. Методологию исследования составили анализ и обобщение научных источников по проблеме исследования, статистический анализ данных, методы сравнения и сопоставления Дано определение социокультурной адаптации как отношения человека и социальной среды, направленное на разрешение возникающих между ними противоречий. предложены. Произведен анализ имеющихся аксиологических концепций, рассмотрена структура и этапы формирования ценностных ориентаций мигрантов. Показано, что социокультурная деятельность порождает ценностные отношения, в основе которых лежат различия в распределении и доступности духовно-ценностных благ, в уровне их потребления, в характере и содержании самой культурной деятельности, степени активности субъекта в социокультурном взаимодействии. Дано определение толерантности.
Клягин Н.В. - Р. Докинс о человеческом Я

DOI:
10.7256/2454-0676.2013.4.11778

Аннотация: Предметом исследования является критический анализ концепции «гена-эгоиста» Р. Докинса. Докинс доказывал, что каким бы альтруистичным ни казалось поведение любого живого существа, в конечном счете оно приводит к возрастанию частоты встречаемости в популяции определяющего этот признак «гена-эгоиста». В статье показано, что генотип является подлинным агентом явлений жизни. Характерные черты его поведения служат архетипами для поведения человека. Люди не подозревают об этом. Однако анализ поведения генотипов позволяет объяснить природу наиболее сложных форм поведения человека. Так, территориальная экспансия генотипов регламентируется такими экологическими факторами, как пищевая пирамида и популяционные волны. У людей познание сущностей вещей регламентируется их пирамидальной иерархией и количественной ограниченностью. Эти свойства сущностей являются калькой экологических норм жизни, присущих генам. Автор прибегает к критической оценке социобиологии, проводит сравнение с нравственными оценками, которые сложилась в этике на протяжении ее многовекового развития. Объяснившись в генетическом детерминизме, мы не стремились реанимировать вульгарный материализм в науках о человеке. Мы лишь хотели показать, что неумеренно завышенная оценка роли человеческого Я в понимании нашего проникновения в сущности вещей «не дружит» с научной объективностью. Научная же необъективность прямо пропорциональна неспособности людей взглянуть на свое Я со стороны. Внутренняя же его оценка представляет разве что камерный интерес.
Клягин Н.В. - Р. Докинс о человеческом Я c. 336-348

DOI:
10.7256/2454-0676.2013.4.64120

Аннотация: Предметом исследования является критический анализ концепции «гена-эгоиста» Р. Докинса. Докинс доказывал, что каким бы альтруистичным ни казалось поведение любого живого существа, в конечном счете оно приводит к возрастанию частоты встречаемости в популяции определяющего этот признак «гена-эгоиста». В статье показано, что генотип является подлинным агентом явлений жизни. Характерные черты его поведения служат архетипами для поведения человека. Люди не подозревают об этом. Однако анализ поведения генотипов позволяет объяснить природу наиболее сложных форм поведения человека. Так, территориальная экспансия генотипов регламентируется такими экологическими факторами, как пищевая пирамида и популяционные волны. У людей познание сущностей вещей регламентируется их пирамидальной иерархией и количественной ограниченностью. Эти свойства сущностей являются калькой экологических норм жизни, присущих генам. Автор прибегает к критической оценке социобиологии, проводит сравнение с нравственными оценками, которые сложилась в этике на протяжении ее многовекового развития. Объяснившись в генетическом детерминизме, мы не стремились реанимировать вульгарный материализм в науках о человеке. Мы лишь хотели показать, что неумеренно завышенная оценка роли человеческого Я в понимании нашего проникновения в сущности вещей «не дружит» с научной объективностью. Научная же необъективность прямо пропорциональна неспособности людей взглянуть на свое Я со стороны. Внутренняя же его оценка представляет разве что камерный интерес.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.