Педагогика и просвещение - рубрика Личность и личностный рост
по
Педагогика и просвещение
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Педагогика и просвещение" > Рубрика "Личность и личностный рост"
Личность и личностный рост
Корнильев В.В. - Формирование принципа реальности. Воздействие на развитие. Формы патологического проявления
Аннотация: Понятие "влечение" в психоанализе утрачивает свою универсальность. Для описания более абстрактных черт необходимы другие термины. Предлагается понятие "принцип психического события". Некоторые черты догенитальных характеров также имеют неоднозначный смысл Рассматривается генезис принципа реальности в конфликте с принципом удовольствия. Конфликт принципов оказывает значительное влияние на формирование догенитальных характеров, сформулировано несколько замечаний о возникновении и развитии религиозного чувства и религий. В связи со своими функциями, сформированными с принципом реальности, сознание продуцирует влечение к смерти. Рассматривается влияние конфликта принципов психических событий на творческое развитие. Искажения в процессе становления принципа реальности, вероятно, могут стать причиной психиатрических заболеваний. В частности шизофрении, аутизма. Делаются потенциальные замечания к педагогическому и воспитательному процессу, к работе с личностями с суицидальными наклонностями.
Бруцкая К.А. - Особенности восприятия жизненного пути пожилыми людьми с опытом переживания геронтологического насилия c. 1-14

DOI:
10.7256/2454-0676.2020.2.32416

Аннотация: Настоящая работа направлена на выявление особенностей восприятия жизненного пути пожилыми людьми с опытом переживания геронтологического насилия. Обнаружено, что одним из способов изучения личности является рассмотрение уникальности ее жизненного пути. Поэтому в рамках исследования были рассмотрены следующие показатели событийно-содержательной структуры жизненного пути: продуктивность воспроизведения жизненных событий, продуктивность воспроизведения событий различной степени субъективной значимости, среднее время ретроспекции и антиципации, частота встречаемости различных типов и видов жизненных событий Общее количество респондентов, принявших участие в исследовании - 277. Для выявления особенностей восприятия жизненного пути была использована методика «Психологическая автобиография» Е.Ю. Коржовой, анкета (П.В. Пучков), направленная на выявление геронтологического насилия, в которой ответы на вопрос о том, каким действиям насилия подвергались респонденты, разделили выборку на основную – 204 чел. – с опытом переживания геронтологического насилия и контрольную – 73 чел., с отсутствием таких переживаний Особенности субъективной картины жизненного пути у лиц пожилого возраста с опытом переживания геронтологического насилия определяются узостью значимых переживаний при воспроизведении образов жизненного пути, слабой дифференцированностью событий, большей удаленностью (ретроспекция) событий в прошлое, ограниченностью построения будущего, преобладанием типов жизненных событий, связанных с личностно-психологическими изменениями и изменениями социальной среды, психологическое содержание которых позволяет предположить, что эмоциональные состояния, как значимые индикаторы удовлетворения потребностей, могут являться регуляторами поведения пожилых людей с переживанием геронтологического насилия в отличие от не переживающих его, у которых личностно-психологические события связаны с реализацией конкретных целей.
Г.А. Новичкова - Концепция «одномерного человека» (современная аранжировка взглядов Г. Маркузе) c. 16-29
Аннотация: в статье анализируется «критическая теория» индустриального общества Г. Маркузе, которая нашла свое выражение в его книге «Одномерный человек» (1964). В ней исследуется состояние индустриального общества, которое в результате технического прогресса установило тотальный контроль над человеком во всех сферах его деятельности. «Критическая теория» индустриального общества Маркузе не смогла найти эффективный путь построения нового общества, поэтому Маркузе приходит к «Великому Отказу» как от капиталистической, так и от социалистической системы.
Цирульникова Е.А., Шварц Т.С. - Исследование взаимосвязи эмоционального благополучия и копинг-поведения в подростковом возрасте c. 17-23

DOI:
10.7256/2454-0676.2022.4.39051

EDN: JGGKUE

Аннотация: Предметом исследования является эмпирический анализ взаимосвязи уровня эмоционального благополучия и копинг-поведения подростков. В ходе проведения исследования была использована методика диагностики стресс-совладающего поведения (Д. Амирхан). С целью оценки социально-психологического неблагополучия и деструктивного поведения была разработана карта экспресс-оценки, включающая исследование социально-средовых (неблагополучие социальной среды, социальная дезадаптация, устойчивая социальная изоляция) и психологических маркеров (акцентуированные особенности возрастного развития личности, деструктивные коммуникации/агрессия, психологическая дезадаптация, аутоагрессия). Благодаря проведенному корреляционному анализу по критерию r-Спирмена, удалось установить сущностные взаимосвязи социально-средовых маркеров эмоционального неблагополучия подростков с копинг-стратегиями. В результате проведенного исследования было установлено, что реакция подростков на социально-средовое неблагополучие связана со способностью преодолевать трудные жизненные периоды. При умении подростка самостоятельно разрешать сложившиеся трудности либо обращаться к социальной поддержке, подростку легче вынести внешнюю дисгармонию, что позволяет ему сохранять эмоциональную устойчивость. В условиях, когда подросток не владеет конструктивными способами совладания и не готов рассказать о своих переживаниях другим, социальное неблагополучие усугубляется эмоциональной дисгармонией, что приводит к развитию устойчивой социальной изоляции и аутоагрессии. Также в нашей статье были предложены способы работы с подростками, имеющими разный уровень эмоционального неблагополучия.
Джанерьян С.Т., Забара И.В. - Особенности эмоционального выгорания у программистов с различными типами ценностно-смыслового отношения к профессиональной деятельности c. 32-40

DOI:
10.7256/2454-0676.2019.2.29723

Аннотация: В статье рассмотрено ценностно-смысловое отношение программистов к профессиональной деятельности. Определено содержание его когнитивного, мотивационного, эмоционально-оценочного, поведенческого компонентов. Выделены различные типы ценностно-смыслового отношения программистов к профессиональной деятельности – ценностный, потребностно-технологический, средственный, диффузный. Несмотря на подчеркивание в научных публикациях возможности взаимосвязи между ценностно-смысловым отношением программистов к профессиональной деятельности и эмоциональным выгоранием, прямых исследований, адресованных изучению характера этой взаимосвязи, недостаточно. Цель исследования – установление влияния содержания компонентов различных типов ценностно-смыслового отношения программистов к профессиональной деятельности на особенности проявления у них эмоционального выгорания. Предмет исследования -эмоциональное выгорание у программистов (96 респондентов) с различными типами ценностно-смыслового отношения к профессиональной деятельности. Методы исследования - анкетирование, тестирование, экспертные оценки, методы математической статистики. Сбор данных осуществлялся с помощью методик изучения личностных ценностей (Е.Б. Фанталова), трудовой мотивации (И.Г. Кокурина), социально-психологических установок в мотивационно-потребностной сфере (О.Ф. Потемкина), удовлетворенности трудом (Н.П. Фетискин), уровня эмоционального выгорания В.В. Бойко. Установлена специфика взаимосвязи между выраженностью фаз эмоционального выгорания у программистов и содержанием компонентов того или иного типа ценностно-смыслового отношения программистов к профессиональной деятельности. Результаты исследования расширяют теоретические представления об эмоциональном выгорании у программистов и способствуют повышению эффективности практических мероприятий по профилактике этого явления.
В.В. Корнильев - Формирование принципа реальности c. 63-77
Аннотация: Понятие «влечение» в психоанализе утрачивает свою универсальность. Для описания более абстрактных особенностей психики необходимы другие термины. Предлагается понятие «принцип психического события». Некоторые черты догенитальных характеров также имеют неоднозначный смысл. Рассматривается генезис принципа реальности в конфликте с принципом удовольствия. Конфликт принципов оказывает значительное влияние на формирование догенитальных характеров, сформулировано несколько замечаний о возникновении и развитии религиозного чувства и религий. В связи со своими функциями, сформированными с принципом реальности, сознание продуцирует влечение к смерти. Рассматривается влияние конфликта принципов психических событий на творческое развитие. Искажения в процессе становления принципа реальности, вероятно, могут стать причиной психиатрических заболеваний в частности шизофрении, аутизма. Делаются потенциальные замечания к педагогическому и воспитательному процессу, к работе с личностями с суицидальными наклонностями.
Э. Эриксон - Основные стадии психологического развития. Часть 1. Перевод Г.А. Новичковой, Е.Н. Фединой c. 64-74
Аннотация: Перевод работы: Erik Erikson. The life, circle completed. — London, 1982.
Свилина О.А. - Оценка влияния структурной организации мотивации достижения спортсменов на результативность их деятельности c. 68-76

DOI:
10.7256/2454-0676.2022.1.37599

Аннотация: Предметом исследования являются психологические закономерности динамических проявлений мотивации достижения спортсмена индивидуальных видов спорта, особенности ее трансформации с учетом профессионального развития и влияния на самоэффективность. Объектом исследования является мотивация достижения спортсменов индивидуальных видов спорта. Автор осуществляет попытку поиска и эмпирической оценки влияния структурной организации мотивации достижения спортсменов на эффективность их профессионального развития и достижений. Опираясь на методы номотетического анализа данных о мотивации достижения более 500 спортсменов, а также результативности их достижений осуществляется построение системы независимых уравнений, обеспечивающих возможность анализа влияния базовых опорных мотивационных факторов (ориентация на эго, решение задач и материальные ценности) на эффективность спортсменов соответствующей профессионально-возрастной группы. Основными выводами проведенного исследования являются выявленные закономерности, определяющие результативность спортсмена в зависимости от структурной организации мотивации достижения. На основе построенной системы независимых уравнений определен уровень чувствительности достижений к структуре исследуемых мотивов спортсменов индивидуальных видов спорта. Установлено, что степень результативности спортсмена в наибольшей степени чувствительна к изменению фактора «Ориентация на решение задач». Однако по мере профессионального развития степень влияния этого фактора начинает снижаться и балансироваться с мотивом «Материальные факторы». Новизна исследования заключается в проведенной модернизации существующих подходов и алгоритмов к исследованию мотивации достижения (подходы Р.А. Пилояна, Е. П. Ильина, А.Ц. Пуни и др.) в рамках использования динамического анализа трехмерной структуры мотивации («эго», «задачи», «материальные факторы») применительно к спортсменам индивидуальных видов спорта. Это позволило обосновать необходимость использования такого рода математико-статистических моделей, которые бы позволили предвидеть результативность спортсмена в зависимости от настройки структурной организации исследуемых опорных мотивов применительно к каждой профессиональной группе.
Пшеничная В.В. - Развитие личной ответственности как фактор избавления от вредных привычек c. 86-94

DOI:
10.7256/2454-0676.2017.1.21392

Аннотация: Предметом исследования является теоретическое осмысление отношения к вредным привычкам в современном обществе. Статья отражает результат теоретического анализа некоторых отечественных и зарубежных исследований относительно толкования понятий «привычка» и «зависимость». Делается акцент на сходстве и различии данных понятий. Раскрывается проблема формирования вредных привычек, причин их появления, изучается фактор личной ответственности в процессе избавления от вредных привычек; обозначены основные пути в области профилактики вредных привычек в образовательном и воспитательном процессе. Исследование опирается на синергетический принцип изучения объекта, а также используется и метод системного анализа психологических феноменов. Основными выводами можно считать обоснование необходимости проведения в образовательных учреждениях работы по просвещению современных молодых людей о причинах формирования вредных привычек, механизмах и стадиях их появления, условиях и способах их изменения и коррекции, проводить мониторинг в этой сфере. Важным для практики психолого-педагогических служб является положение о том, что для борьбы с вредными привычками, человеку важно принять твердое решение изменить свою жизнь, осознать свою ответственность.
Кузьмина А.С., Прайзендорф Е.С., Юсупов П.Р., Мардасова Т.А. - Динамика субъектности в студенческом возрасте c. 103-113

DOI:
10.7256/2454-0676.2021.1.26121

Аннотация: В статье представлены результаты исследования взаимосвязи субъектности и самоактуализации студентов старших и младших курсов. Становление субъектности предполагает изменения в ценностно-смысловом отношении студента к себе, к дальнейшему развитию, университетскому образованию. Субъектность играет важную роль в становлении и самоактуализации личности, развитии личностного потенциала. В статье представлены результаты лонгитюдного исследования субъектности студентов. Объект исследования: субъектность личности. Предмет исследования – процесс социально психологической адаптации студентов на различных этапах обучения в высшем учебном заведении. Цель исследования - динамика развития субъектности личности студента в контексте социально-психологической адаптации студентов на различных этапах обучения в высшем учебном заведении. Методология исследования: Культурно-исторический подход Л.С. Выготского; научная школа субъектного подхода в психологии С. Л. Рубинштейна - А.В. Брушлинского и К.А. Абульхановой–Славской, теория субъектности М.В. Исакова. Методики исследования: опросник «Показатели и структура субъектности» В. М. Исакова; самоактуализационный тест (САТ). Методы математико-статистического анализа полученных данных: U-критерий Манна –Уитни,.Обработка данных проводилась с помощью пакета прикладных программ статистической обработки данных SPSS 23.00. Новизна исследования. В статье показана динамика развития субъектности студентов в период обучения в вузе. Основные выводы по работе: Доказана положительная динамика развития субъектности студентов. Для студентов старших курсов характерен более высокий показатель общей субъектности. Студенты старшего курса обладают большей рефлексией, ответственностью, организованностью, верностью собственным решениям. Студенты на младшем курсе демонстрируют большую креативность в сравнении со студентами на старшем курсе.
Козилова Л.В. - Профессиональное саморазвитие преподавателя педагогического вуза в условиях трансформации образовательной среды c. 106-121

DOI:
10.7256/2454-0676.2020.4.34752

Аннотация: В статье исследуются проблемы саморазвития преподавателей в условиях трансформации современной образовательной среды, которые сопряжены с необходимостью выявления условий, способствующих или препятствующих профессиональной самореализации. Трансформация образовательной среды вуза актуализирует процессы целеполагания и возможности планирования становления самости личности преподавателя. Объектом исследования является процесс профессионального саморазвития преподавателя педагогического вуза в условиях трансформации образовательной среды. Предметом исследования являются основные характеристики целеполагания в структуре планирования профессионального будущего педагога в условиях трансформации образовательной среды. Определены оценочные уровни (низкий, средний, высокий) целеполагания для профессионально-педагогического саморазвития преподавателя педагогического вуза с учетом значимости его структурных компонентов, то есть показателей (осознание необходимости профессионально-педагогического саморазвития, стратегическое планирование, конкретность целеполагания и т.д.). Оценка уровней осуществлялась с учетом показателей в его структуре (диад), которые логичным образом взаимосвязаны и отражают профессионально-педагогическое саморазвитие преподавателя вуза. Общий потенциал саморазвития преподавателей педагогического вуза усиливается такими смысловыми модальностями, как гибкость при достижении поставленных целей и креативность планирования своего профессионального будущего. В рамках исследования выявлены наиболее значимые детерминанты целеполагания, которые предопределяют необходимость профессионально-педагогического саморазвития преподавателя педагогического вуза, ориентированного на оценку перспектив планирования развития персонала образовательных организаций. Новизна исследования заключается в необходимости выявления основных характеристик целеполагания в структуре планирования профессионального будущего педагога с учетом необходимости его профессионально-педагогического саморазвития и трансформации современной образовательной среды. Было установлено, что среди преподавателей педагогических университетов на предмет активизации саморазвития потенциала педагога 65% из числа респондентов отметили, что профессионально-педагогическому саморазвитию уделяют внимание только при условии требований со стороны руководства вуза; 35% респондентов выразили желание, готовность саморазвиваться как в сфере педагогической профессии, так и за ее пределами.
У.Л. Толстенёва - Субъективный смысл личностной экзистенции c. 135-141

DOI:
10.7256/2454-0676.2013.2.63181

Аннотация: Экзистенциализм как философское направление сегодня заместился новыми направлениями. Однако человеческое существование по-прежнему связано со многими угрозами и противоречиями. Сама жизнь человека подвергается опасности не только в связи с глобальными катастрофами и рисками. Маячит новый антропологический образ, который будет создан на основе высокотехнологических ресурсов. При кажущемся благоденствии человек ввергается в мир парадоксальных ценностей. Люди нетрадиционной сексуальной ориентации получают согласие на брак и воспитание детей. Политическая реальность рассматривается в рамках психопатологии. Абсурд, как отмечал в свое время А. Камю, встречает нас на каждом углу. Традиционные ценности не просто исчезают. Они демонстрируют свою изнанку, становятся оборотнями. Крепкий семейный союз рассматривается как анахронизм. Жертвенность как романтическое недомыслие. Правдивость как пережиток архаических времен. Скромность как проявление ущербной неуспешности. В этой ситуации обостряется потребность в смысложизненных ориентациях. Страх и трепет, беззащитность и приступы безумия преследуют человека и заставляют принимать сугубо личные решения. Свой человеческий отзыв. Он сугубо индивидуален. Он не может быть массовым, по определению.
Выскочков В.С. - Факторная модель потенциала креативного лидерства в контексте социально–психологического портрета студентов младших курсов гуманитарных специальностей c. 173-185

DOI:
10.7256/2454-0676.2020.4.34163

Аннотация: В работе рассматривается исследование потенциала креативного лидерства студентов младшего курса гуманитарных направлений. Обосновывается актуальность изучения креативного лидерства в эпоху трансфессионализма, описывается текущее состояние изучения концепта креативного лидерства в мировой науке. Подробно описываются результаты исследования потенциала креативного лидерства у студентов младших курсов гуманитарных направлений, в котором приняли участие 101 студент различных университетов г. Томска. Исследование проводилось с помощью метода моделирования коммуникативных миров, метода психосемантического графа, методики «Креативный тип личности по Майерс-Бриггс», шкалограммного профиля коммуникабельности (ШПК), метода анализа социальных сетей (методика SNA). Научная новизна определяется достаточно малым количеством эмпирических исследований креативного лидерства в современной науки. Полученные данные были проанализированы с помощью факторного анализа. Основным результатом исследования являются 10 факторов, которые вносят максимальный вклад в потенциал креативного лидерства и образуют его факторную структуру. На первый план в структуре потенциала креативного лидерства у студентов гуманитарных направлений выходит позитивное восприятие своих партнеров. Кроме этого, мы можем заключить, что структура потенциала креативного лидерства достаточно сложная и противоречивая. Полученные результаты будут использованы при разработке программ психологического сопровождения студентов для реализации потенциала креативного лидерства.
У С. - Педагогические условия формирования творческой самостоятельности студентов художественно-педагогического вуза в Китае и России: сравнительный анализ c. 187-194

DOI:
10.7256/2454-0676.2023.3.43768

EDN: YXPJEX

Аннотация: Творческая самостоятельность студентов художественно-педагогических вузов является одним из важнейших условий успешного обучения и дальнейшего трудоустройства в современном высшем образовании Российской Федерации и Китайской Народной Республики. Целью настоящей публикации является выявление тех организационно-педагогических, психолого-педагогических и дидактических условий в современных российских и китайских художественно-педагогических вузах, которые активизируют творческую самостоятельность обучающихся. В России они в большей степени ориентированы на то, чтобы стимулировать способность студентов выполнять независимо от преподавателей учебные действия. В Китае главная установка делается на независимость в творческих поисках студентов. Анализ показывает, что формирование творческой самостоятельности в учебном процессе в педагогических вузах России и Китая в условиях личностно-ориентированного обучения позволяет студентам совершенствовать как изобразительные способности, так и навыки будущего педагога-художника через комплексы творческих заданий или проектов и участие в выставочных проектах. Составление учебных программ с акцентом на самостоятельную работу обучающихся является приоритетным направлением развития в таких учебных заведениях, которое ориентировано на творческие и исследовательские действия обучающихся, но в рамках определенных учебных задач. Последние не ограничивают свободу студентов, а, напротив, являются теми «сложностями», которые провоцирует самостоятельность в пластическом и содержательном решении в творческих работах.
Щербакова А.И. - Педагогика искусства в становлении субъекта художественного действия - проводника культуры ХXI века

DOI:
10.7256/2454-0676.2015.3.16760

Аннотация: Воспитание подрастающего поколения, которому предстоит активно действовать и на социальном, и на личностном уровне, является основной проблемой современной системы образования. Свой вклад в решение этой проблемы вносит педагогика искусства, обращенная к воспитанию субъекта художественного действия, каковым является не только художник-профессионал, но и каждый человек, в жизни которого в той или иной степени присутствует литература, поэзия, живопись, музыка, театр. Сфера искусства становится для него той духовной пищей, которая заставляет «душу трудиться», не позволяя полностью раствориться в решении исключительно прагматических задач. В статье представлено проблемное поле и основные методологические подходы к выдвинутой проблеме, а также методы аксиологического анализа (аксиолого-аналитический, эволюционно-синергетический, прогностически-моделирующий), доказавшие свою эффективность в современной педагогике искусства. Основной вывод — художественно-эстетическое образование, просвещение и воспитание — сложный, многоэтапный, системный и целостный процесс становления субъекта художественного действия, способствующий формированию проводников культуры ХХI века, их самоидентификации, их готовности жить, созидать и активно действовать в мультикультурном пространстве нашего времени.
Щербакова А.И. - Педагогика искусства в становлении субъекта художественного действия - проводника культуры ХXI века c. 277-287

DOI:
10.7256/2454-0676.2015.3.67122

Аннотация: Воспитание подрастающего поколения, которому предстоит активно действовать и на социальном, и на личностном уровне, является основной проблемой современной системы образования. Свой вклад в решение этой проблемы вносит педагогика искусства, обращенная к воспитанию субъекта художественного действия, каковым является не только художник-профессионал, но и каждый человек, в жизни которого в той или иной степени присутствует литература, поэзия, живопись, музыка, театр. Сфера искусства становится для него той духовной пищей, которая заставляет «душу трудиться», не позволяя полностью раствориться в решении исключительно прагматических задач. В статье представлено проблемное поле и основные методологические подходы к выдвинутой проблеме, а также методы аксиологического анализа (аксиолого-аналитический, эволюционно-синергетический, прогностически-моделирующий), доказавшие свою эффективность в современной педагогике искусства. Основной вывод — художественно-эстетическое образование, просвещение и воспитание — сложный, многоэтапный, системный и целостный процесс становления субъекта художественного действия, способствующий формированию проводников культуры ХХI века, их самоидентификации, их готовности жить, созидать и активно действовать в мультикультурном пространстве нашего времени.
Шиханова Е.Г. - Специфика правовой культуры студентов технического профиля

DOI:
10.7256/2454-0676.2016.4.21564

Аннотация: Объектом исследования является правовая культура студента технического профиля. Предмет исследования - особенности будущего инженера, которые влияют на формирование его правовой культуры в период обучения в вузе. Автор анализирует понятия «личность», «культура» и рассматривает их взаимосвязь в контексте деятельностного подхода. Особое внимание уделяется определению правовой культуры личности и специфике процесса ее формирования в студенческой среде в силу возрастных, социальных и психологических особенностей. Исследуются факторы, влияющие на формирование правовой культуры будущих инженеров. Результаты настоящего исследования получены путем анализа и систематизации проведенных ранее автором и другими учеными исследований. Основными выводами настоящей работы является определение внешних (например, технизированная образовательная среда) и внутренних (таких как ценностные ориентации студента) факторов, влияющих на формирование правовой культуры студентов технического профиля. Отмечается, что активное использование воспитательного пространства ВУЗа представляется эффективным для повышения уровня правовой культуры.
Шиханова Е.Г. - Специфика правовой культуры студентов технического профиля c. 390-399

DOI:
10.7256/2454-0676.2016.4.68464

Аннотация: Объектом исследования является правовая культура студента технического профиля. Предмет исследования - особенности будущего инженера, которые влияют на формирование его правовой культуры в период обучения в вузе. Автор анализирует понятия «личность», «культура» и рассматривает их взаимосвязь в контексте деятельностного подхода. Особое внимание уделяется определению правовой культуры личности и специфике процесса ее формирования в студенческой среде в силу возрастных, социальных и психологических особенностей. Исследуются факторы, влияющие на формирование правовой культуры будущих инженеров. Результаты настоящего исследования получены путем анализа и систематизации проведенных ранее автором и другими учеными исследований. Основными выводами настоящей работы является определение внешних (например, технизированная образовательная среда) и внутренних (таких как ценностные ориентации студента) факторов, влияющих на формирование правовой культуры студентов технического профиля. Отмечается, что активное использование воспитательного пространства ВУЗа представляется эффективным для повышения уровня правовой культуры.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.