по
Педагогика и просвещение
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Педагогика и просвещение" > Содержание № 03, 2021
Выходные данные сетевого издания "Педагогика и просвещение"
Номер подписан в печать: 15-09-2021
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Аринушкина Анна Александровна, доктор педагогических наук, hr_mpsi@mail.ru
ISSN: 2454-0676
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 03, 2021
Педагогика
Васильев М.А. - Деятельность Иркутского филиала Красноярской специальной средней школы милиции МВД СССР, историко-педагогический аспект c. 1-7

DOI:
10.7256/2454-0676.2021.3.36210

Аннотация: Предметом исследования научной статьи, является процесс становления и развития Иркутского филиала Красноярской специальной средней школы милиции МВД СССР 1989-91 гг. 20 века и его последующая профессионально-педагогическая трансформация. В научной статье подробно освящается вопрос историко-педагогических особенностей в комплектовании профессорско-преподавательского состава филиала научными кадрами на первоначальном этапе. Рассмотрен вопрос профессиональных особенностей в осуществлении учебной, строевой, служебно-боевой деятельности переменного и постоянного состава училища. Методология исследования включает в себя конкретно-исторический подход (М.В. Астахов, И.Д. Ковальченко, В.Ф. Коломийцев, А.П. Пронштейн и Т.Д.), а также обобщение, сравнение, синтез, классификацию, конкретизацию; анализ архивных документов, законодательства и научной литературы; ретроспективный анализ; метод исторических аналогий. При проведении научного исследования выявлены и проанализированы факторы, оказавшие влияние на становление и развитие Иркутского филиала Красноярской специальной средней школы милиции МВД СССР в период изменения политического строя в России. Проанализированы особенности осуществления педагогической деятельности на этапе становления учебного заведения. Рассмотрены примеры взаимодействия курсантов и сотрудников филиала с подразделениями практических органов. Проведённое исследование представляет интерес для широкого круга читателей, так как становление и развитие ведомственного образования системы МВД СССР на территории Прибайкалья стало знаковым событием для образовательной системы всего Сибирского региона.
Образование
Малахова Е.В., Степанов Е.А., Янова М.Г. - Формирование деловых черт характера старших школьников с учетом экономических стереотипов c. 8-25

DOI:
10.7256/2454-0676.2021.3.35664

Аннотация: В работе представлены результаты теоретического исследования по определению влияния экономических стереотипов на формирование деловых черт характера старших школьников Крайнего Севера. Определены представления школьников об экономике как ценностные основания понимания жизнедеятельности для их продуктивного включения в систему социально-экономических отношений. Для разработки методов преодоления экономических стереотипов старшими школьниками авторами решены следующие задачи: определено концептуальное содержание понятия «экономические стереотипы» и проведен анализ их влияния на поведение человека, выявлены противоречия в экономических представлениях старших школьников, выявлены основные экономические стереотипы старших школьников Крайнего Севера и определена необходимость их преодоления в современных условиях. Актуальность исследования обусловлена необходимостью формирования адекватных представлений молодых людей Крайнего Севера об экономической реальности, способствующих преодолению негативных экономических стереотипов, с одной стороны, и развитию деловых черт характера в старшем школьном возрасте, с другой. Основным выводом проведенного исследования является выявление наличия сформированных экономических стереотипов в молодежном сознании, препятствующих вхождению молодежи в экономическую среду и снижающих ее готовность к организации самостоятельной предпринимательской деятельности в условиях Крайнего Севера. По мнению авторов, наиболее эффективной стратегией по преодолению негативных экономических стереотипов старших школьников, затрудняющих их результативную экономическую деятельность, выступает усиление роли образования в этой сфере, а также повышение уровня экономической компетенции педагогов и родителей.
Просвещение
Полушкин В.А. - Популяризация научного метода познания как механизм противодействия информационным манипуляциям в СМИ c. 26-37

DOI:
10.7256/2454-0676.2021.3.36274

Аннотация: Предметом исследования выступила деятельность по популяризации научного метода познания как механизма повышения степени информационной безопасности общества и граждан в условиях трансформации медиапространства под влиянием современным информационных технологий. Целью исследования стало выявление потенциала популяризации научного метода как механизма противодействия информационным манипуляциям, искажениям информации и распространению околонаучных или псевдонаучных теорий и концепций. При этом в качестве ключевой проблемы исследования выступило выявление потенциальных ограничений использования популяризации научного метода для достижения отмеченных целей, а также поиск путей оптимизации деятельности по популяризации научного метода для целей противодействия информационным манипуляциям и обеспечения информационной безопасности. В качестве методологии исследования в статье использовались системный, информационно-коммуникативный, гуманитарный подходы. Также были применены: сравнительный метод, метод статистического анализа, метод анализа вторичных статистических данных, метод интерпретации текстов и др. Научная новизна исследования заключается в обосновании эффективности использования научно-просветительской деятельности российских СМИ в качестве интеллектуальной гуманитарной технологии, способной повысить культуру личной информационной безопасности. Образованность и владение культурой мышления рассматриваются как интеллектуальные технологии, позволяющие критически осмысливать интерпретации фактов, предлагаемых СМИ. При этом в отличие от других схожих исследований в рамках настоящей статьи акцент сделан на потенциал популяризации именно научного метода, а не конкретных научных знаний по отдельным вопросам. По итогам проведенного анализа был сделан вывод о том, что популяризация научного метода познания позволяет оказать влияние на модель поведения участников массовых коммуникаций, предоставив им научные инструменты самостоятельной проблематизации информационных сообщений, выявления манипулятивных сведений и формирования объективной рациональной позиции общим вопросам информационной повестки.
Педагогика
Васюк А.А. - Анализ внутришкольной демократической среды отечественных школ c. 38-50

DOI:
10.7256/2454-0676.2021.3.34253

Аннотация: Предметом исследования является внутришкольная среда отечественных школ, объектом - уровень ее демократичности. Статья содержит анализ демократической среды общеобразовательных школ Луганской Народной Республики, выражающейся в работе школьного самоуправления. В ходе исследования анализируется мнение администрации, учителей, психологов, социальных педагогов, учащихся, родителей школ, жителей населенных пунктов, общественных деятелей и пр. Исследование проводится в форме ответов на вопросы авторской анкеты и интервью, уточняющего ответы респондентов. Анализу подвергается воспитательный процесс формирования гражданской культуры, влияние на формирование гражданской культуры школьников дисциплин социогуманитарного цикла, возможности школы по социальной защите детей и пр. Основными выводами, к которым приходит автор в результате исследования является следующее: говорить о высоком уровне демократизации внутришкольной среды в ЛНР не приходится, однако эффективность школьного самоуправления в решении задач формирования гражданской культуры очевидна. Было выделено шесть факторов, повышающих эффективность школьного самоуправления: представители школьного самоуправления должны заниматься реальными потребностями обучающихся; работа должна приводить к определенным результатам; надо мобилизировать когнитивные способности и нравственные установки; следует предполагать осознание учеником личной ответственности за принятые им решения; деятельность должна объединять совместные усилия детей и взрослых; общественная работа должна сопровождаться обсуждениями.
Глущенко О.П. - Формирование гражданской позиции обучающихся вуза с точки зрения Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования c. 51-62

DOI:
10.7256/2454-0676.2021.3.34410

Аннотация: В данной статье представлен анализ федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования (далее – «ФГОС ВО») с точки зрения содержательного компонента, способствующего формированию гражданских качеств и гражданской позиции обучающихся. Отмечено, что в современной политической и социально-экономической жизни России приоритет отдается развитию активности молодежи в условиях построения гражданского, демократического и правового государства. Молодым людям необходимо быть компетентными для полноценного участия в общественно-полезных событиях страны, делая при этом осознанный политический выбор. Высшим учебным заведениям отводится значительная роль в подготовке как образованных, так и критически мыслящих граждан, обладающих высоким уровнем ответственности и патриотических чувств. Целью нашего исследования является выявление педагогических условий формирования гражданской позиции студентов, обучающихся в высшей школе. Анализ стандартов и существующих нормативных правовых актов позволил обозначить основные приоритеты и некоторые направления развития системы высшего образования России. Одной из важнейших задач системы высшего образования является повышение конкурентоспособности российских высших учебных заведений и формирование у будущих специалистов общекультурных и профессиональных компетенций. Однако, несмотря на законодательное закрепление на федеральном уровне значимости развития гражданской позиции, только часть ФГОС ВО напрямую указывает в требованиях к результатам освоения программы необходимость формирования гражданской позиции у учащейся молодежи.
Современные стратегии и модели образования
Соколова Л.И., Ермаков Д.С. - Инновационные проекты в области формального, неформального и информального образования для устойчивого развития c. 63-75

DOI:
10.7256/2454-0676.2021.3.33838

Аннотация: Образование для устойчивого развития (ОУР) с 1990-х гг. является одним из приоритетных направлений деятельности международных организаций. С 2015 г. присуждается премия ЮНЕСКО-Японии в области ОУР. Статья посвящена анализу инновационных проектов в области формального, неформального и информального образования для устойчивого развития (ОУР), удостоенных данной премии в 2015–2019 гг. Предмет исследования – содержание проектов и программ стран-победителей по соответствующим областям ОУР. На основе системного подхода показано, что победителями становятся инициативы, которые затрагивают в равной степени социальные, экономические и экологические аспекты ОУР и приводят к положительным индивидуальным и общественным изменениям. В ходе исследования выявлено, что доля проектов и программ в области формального и информального образования не велика (7 и 13 % соответственно). Несмотря на значительное число для неформального ОУР (33 %), всё же большинство отмеченных инициатив (47 %) носят комплексный характер. Передовой опыт стран-лауреатов дополняет существующие представления о возможностях изучения вопросов устойчивого развития в области неформального и информального образования, а также уточняет преимущества непрерывного ОУР на протяжении всей жизни. Для реализации комплексного ОУР авторами рассматривается общеинституциональный подход, который позволяет определить ориентированную на устойчивое развитие стратегию деятельности образовательных организаций в целом, в результате чего традиционная модель образования подвергнется «ОУР-трансформации».
Розин В.М. - Образование и самообразование в оптике тьюторского подхода c. 76-85

DOI:
10.7256/2454-0676.2021.3.35437

Аннотация: В статье обсуждается проблема понимания самообразования и образования в тьюторской педагогике. Дело в том, что если признается личность учащегося и разные траектории развития разных типов личности в образовании, то становится трудным помыслить образование без самообразования. Для опоры на эмпирический материал автор приводит два кейса из своего личного опыта. Затем он анализирует становление и развитие личности в культуре, утверждая, что источником ее развития выступают проблемные ситуации. В работе характеризуются основные проблемные ситуации, которые определяют эволюцию современного человека в фило и онтогенезе. Различаются стихийное развитие, эволюция личности и сознательная работа, целью которой является ее образование или самообразование. Автор обсуждает особенности тьюторского взгляда на образование и самообразование. Смысл тьюторских усилий, он видит не в том, чтобы изготавливать человека по лекалам учителя, а чтобы формировать среду, в которой молодой человек самостоятельно развивается и эволюционирует. При этом тьютор стремится чтобы формируемая им среда была культуросообразной и гуманистической. Обсуждается сложная проблема, куда тьютор как педагог должен вести своего подопечного и что значит в данной образовательной практике вести. Автор приходит к выводу, что тьюторское образование необычное в том отношении, что задает не конкретные педагогические содержания и цели, а указывает на принципы, реализация которых осуществляется совместно тьютором и его подопечными. В заключении рассматриваются три ипостаси образа человека, на который должен ориентироваться тьютор.
Развивающиеся педагогические технологии
Мальцева Т.Е. - Бинарность роли высшего инклюзивного образования в формировании социально-профессиональной субъектности c. 86-96

DOI:
10.7256/2454-0676.2021.3.34216

Аннотация: Предметом исследования является процесс формирования социально-профессиональной субъектности лиц с социально-функциональными отличиями, к которым автор относит инвалидов, пенсионеров, военнослужащих, заключенных и освободившихся из мест лишений свободы. Объектом - высшее инклюзивное образование, которое рассматривается под призмой модернизации системы высшего образования, являясь ее важнейшим организационно-содержательным и целеполагающим аспектом. в котором инклюзивное образование занимает не только образовательно-просветительскую роль формирования профессиональных компетенций, но и в специально организованном инклюзивном поле обеспечивает формирование и развитие их социально-профессиональной субъектности, меняя их притязания, потребности, мотивы с личностно-пассивных на общественно значимые. Основными выводами данного исследования является то, что в социально-психологической адаптации и повышении роли и статуса людей с социально-функциональными отличиями имеется в виду социально-профессиональное развитие субъектности как определенной системной организации сознания, психики человека, включающей, как минимум, следующие компоненты, присущие человеку как личности, субъекту деятельности: когнитивный, эмоционально-волевой и деятельностный. Автор делает заключения, что для этого нужна функциональная модель, направленная на решение проблем как личностного плана, так и повышение его профессиональной роли, социального статуса. В таком подходе усматривается бинарная роль инклюзивной профессионализации.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.