по
Педагогика и просвещение
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Педагогика и просвещение" > Содержание № 02, 2019
Выходные данные сетевого издания "Педагогика и просвещение"
Номер подписан в печать: 18-06-2019
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Аринушкина Анна Александровна, доктор педагогических наук, hr_mpsi@mail.ru
ISSN: 2454-0676
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 02, 2019
Духовно-нравственные искания
Каменева О.Л., Федорова Е.Н. - Упражнение в добродетели: о приобщении студентов российских вузов к духовному опыту великих православных святых c. 1-10

DOI:
10.7256/2454-0676.2019.2.29042

Аннотация: Объект исследования — педагогический потенциал святоотеческого учения о добродетелях (воздержания, милосердия, целомудрия, кротости, радости, мужества, смирения и любви) как аксиологическая, ценностная система духовно-нравственного воспитания, восходящего к отечественному культурному, прежде всего православному наследию. Исследование особенно актуально сегодня, когда рушатся понятия о добре и зле; утверждается, что человеческая культура не содержит никаких достоверных процедур – как отличить порок от достоинства, истину от лжи, прекрасное от безобразного. Методология исследования основана на обобщении практического опыта становления указанных добродетелей методами современного святого Паисия Святогорца. Научная новизна исследования связана с анализом результатов уникального дистанционного образовательного курса «Фабрика добрых помыслов», в котором приняли участия 162 студента российских вузов. Курс разработан группой преподавателей, аспирантов и магистрантов Центра дополнительного образования Московской духовной академии (ЦДО МДА), Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (ПСТГУ), Московского педагогического государственного университета (МПГУ). Делается вывод о том, что рефлексия, организованная в рамках курса при помощи Дневников добрых помыслов, представляет собой важный инструмент самопознания, способный активизировать процесс духовного и нравственного самосовершенствования участников программы.
Педагогика
Леханов С.Б. - Обучение оленеводческой лексики эвенкийского языка в начальной школе на основе игровых методов c. 11-17

DOI:
10.7256/2454-0676.2019.2.29038

Аннотация: Актуальность исследования обусловлена тем, что основная часть детей, молодежи эвенков не владеют родным языком, а процент численности носителей языка с каждым годом уменьшается. Данная ситуация сложилась из-за отсутствия языковой среды в местах компактного проживания коренных малочисленных народов Севера, с дисперсным расселением этноса, многочисленным количеством диалектов и говоров (в эвенкийском языке насчитывается около 50 говоров и диалектов), быстрых ассимиляционных процессов. В нашем исследовании интерес представляют игровые методы, т. к. они имеют преимущество перед другими методами обучения, которое заключается в актуализации субъектной позиции ученика в образовательной деятельности. Автором проведена проверка результативности игрового метода при обучении эвенкийскому языку в начальной школе с использованием комплекса игровых заданий на основе оленеводческой лексики Опыт применения игрового метода показал, что, несмотря на невысокий уровень подготовки учащихся, интерес к изучению эвенкийского языка возрастает. Игры добавляют дух соревновательности, создает атмосферу увлечённости и радости, ощущение посильности заданий и благотворно сказывается на результатах обучения и главное, что активизируется ученики с низким уровнем знаний
Дидактика
Завьялова Ю.А. - Обучение переводу антропонимов с немецкого языка на русский (на материале произведений «Чернильная трилогия» К. Функе) c. 18-23

DOI:
10.7256/2454-0676.2019.2.29181

Аннотация: При переводе имен собственных переводчик часто сталкивается с проблемой корректного перевода. Чтобы избежать ошибок и неточностей, переводчику следует владеть методологией перевода имен собственных. Предметом исследования являются основные приемы передачи имен собственных с немецкого языка на русский на примере антропонимов, встречающихся в художественных произведениях жанра фэнтези, в частности цикла книг «Чернильная трилогия» немецкой писательницы Корнелии Функе. Автор рассматривает особенности функционирования таких приемов как транслитерация, транскрипция и калькирование, проблемы, возникающие при переводе антропонимов, а также выявляет частотность приемов. В качестве методов исследования выступают описательный метод, метод сопоставительного анализа оригиналов и переводов, метод лингвостатистического анализа. Научная новизна работы состоит в исследовании переводческих приемов на основе сопоставительного изучения соотнесенных антропонимов ИЯ и ПЯ цикла книг «Чернильная трилогия» немецкой писательницы Корнелии Функе. Анализ фактического материала показал, что самым распространенным приемом перевода антропонимов с немецкого языка на русский является транскрипция, которая позволяет передать национальный колорит имен. Калькирование используются реже, так как при переводе возможна потеря смысла, заложенного в ИЯ. Транслитерация характеризуется наименьшей частотностью.
Образование
Главан А.А., Грамма Д.В. - Развитие критического мышления в процессе обучения иностранному языку студентов неязыковых направлений c. 24-31

DOI:
10.7256/2454-0676.2019.2.29671

Аннотация: Критическое мышление относится к способности людей самостоятельно мыслить и принимать правильные решения. В настоящее время внедрение навыков критического мышления считается одной из задач преподавания в вузе. В статье описывается опыт практического применения технологии развития критического мышления у студентов неязыковых направлений в процессе изучения иностранного языка. Предметом исследования является развитие критического мышления студентов в процессе обучения иностранному языку. Объект исследования: процесс обучения иностранному языку в вузе как средство развития мышления студентов. Для изучения уровня развития критического мышления в процессе обучения иностранному языку на первом этапе была проведена диагностика уровня развития критического мышления. Методом исследования являлось наблюдение коммуникативной деятельности студентов. На втором этапе была разработана и реализована система занятий по иностранному языку, основанных на технологии развития критического мышления в течение одного семестра. На третьем этапе - для повторной диагностики уровня развития деятельностного компонента критического мышления и оценки результатов - в качестве методов применялось наблюдение за работой студентов на занятиях по иностранному языку и метод статистического анализа. Выводы проведенного исследования предоставляют полезную информацию для усиления технологии развития критических стратегий мышления в процессе обучения иностранному языку студентов неязыковых направлений. Авторы указывают на необходимость внедрения данной технологии, ссылаясь на требования ФГОС ВО по специальности «Программная инженерия». Данные, полученные в ходе диагностики уровня развития показателей критического мышления у будущих IT-специалистов, свидетельствуют об эффективности предложенной технологии.
Личность и личностный рост
Джанерьян С.Т., Забара И.В. - Особенности эмоционального выгорания у программистов с различными типами ценностно-смыслового отношения к профессиональной деятельности c. 32-40

DOI:
10.7256/2454-0676.2019.2.29723

Аннотация: В статье рассмотрено ценностно-смысловое отношение программистов к профессиональной деятельности. Определено содержание его когнитивного, мотивационного, эмоционально-оценочного, поведенческого компонентов. Выделены различные типы ценностно-смыслового отношения программистов к профессиональной деятельности – ценностный, потребностно-технологический, средственный, диффузный. Несмотря на подчеркивание в научных публикациях возможности взаимосвязи между ценностно-смысловым отношением программистов к профессиональной деятельности и эмоциональным выгоранием, прямых исследований, адресованных изучению характера этой взаимосвязи, недостаточно. Цель исследования – установление влияния содержания компонентов различных типов ценностно-смыслового отношения программистов к профессиональной деятельности на особенности проявления у них эмоционального выгорания. Предмет исследования -эмоциональное выгорание у программистов (96 респондентов) с различными типами ценностно-смыслового отношения к профессиональной деятельности. Методы исследования - анкетирование, тестирование, экспертные оценки, методы математической статистики. Сбор данных осуществлялся с помощью методик изучения личностных ценностей (Е.Б. Фанталова), трудовой мотивации (И.Г. Кокурина), социально-психологических установок в мотивационно-потребностной сфере (О.Ф. Потемкина), удовлетворенности трудом (Н.П. Фетискин), уровня эмоционального выгорания В.В. Бойко. Установлена специфика взаимосвязи между выраженностью фаз эмоционального выгорания у программистов и содержанием компонентов того или иного типа ценностно-смыслового отношения программистов к профессиональной деятельности. Результаты исследования расширяют теоретические представления об эмоциональном выгорании у программистов и способствуют повышению эффективности практических мероприятий по профилактике этого явления.
Актуальный вопрос
Иванова Н.В., Воробьева Н.А. - Взаимосвязь родительского участия в образовании детей и успеваемости младших школьников: анализ зарубежных психолого-педагогических исследований c. 41-52

DOI:
10.7256/2454-0676.2019.2.29937

Аннотация: Участие родителей в образовании положительно связано с успешностью младших школьников. В данной статье рассматривается зарубежная научно-исследовательская литература о взаимосвязи между вовлеченностью родителей и школьной успешностью по педагогической психологии, опубликованная в период 2009-2019 гг. в рецензируемых научных журналах. Авторами рассмотрены концептуальные подходы к определению родительского участия в образовательном процессе и его основные формы – участие в школьной жизни и в домашнем обучении в их взаимосвязи со школьной успеваемостью младших школьников. В качестве основного метода исследования основных подходов к решению исследуемой научной проблемы применялся теоретический анализ литературы. По разрабатываемой теме изучались исследования, которые были выявлены путем поиска в базах данных Web of Science и PsychINFO. По итогам исследования установлены индивидуальные переменные родительского участия, которые непосредственно связаны с успешностью в начальной школе: 1) чтение дома, 2) родительские ожидания и устремления, 3) общение между родителями и детьми по вопросам обучения в школе и 4) родительское поощрение и поддержка обучения. Определены переменные, которые опосредуют связь между родительским участием и школьной успешностью по отдельным видам родительского участия (в школе и дома). Результаты исследования углубляют и расширяют знания о взаимосвязи между различными формами участия родителей в образовании и школьной успеваемостью младших школьников. Рекомендации авторов могут быть использованы для совершенствования стратегий образовательного взаимодействия школы и семей учащихся, направленных на разработку мероприятий по профилактике школьной неуспешности.
Образование
Акутина С.П. - Роль музея как образовательного центра в подготовке бакалавров направления "Сервис" через учебную дисциплину "Праздники и традиции народов России" на психолого-педагогическом факультете Арзамасского филиала Национального исследовательского Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского c. 53-60

DOI:
10.7256/2454-0676.2019.2.29487

Аннотация: В статье рассмотрены инновационные формы в подготовке бакалавров по направлению «Сервис» (направленность - социально-культурный сервис) в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования через музейную педагогику. Цель исследования: разработка условий формирования музейно-образовательных компетенций бакалавров средствами музейной педагогики. Предмет исследования: инновационные формы подготовки бакалавров направления подготовки «Сервис». Рассмотрена деятельность Арзамасского историко-художественного музея как центра образования. Выделены педагогические условия формирования музейно-образовательных компетенций студентов в процессе профессиональной подготовки. Представлено краткое содержание курса учебной дисциплины «Праздники и традиции народов России», показана роль экскурсионных занятий со студентами в музее по изучению истории русского костюма, быта простого народа и дворян, праздников и обрядов жителей Арзамасского района. Представлен опыт взаимодействия различных вузов с музеями в контексте подготовки бакалавров направления "Сервис" Метод исследования: наблюдение, контент-анализ. Методология исследования: системный,компетентностный, культурологический подходы в контексте подготовки бакалавров направления "Сервис". Новизна исследования связана с обоснованием выводов о том, что современный музей является педагогической, психологической, мультикультурной средой, дающей возможность студентам в процессе обучения приобрести знания, умения и практический опыт; сформировать компетенции, необходимые для успешной профессиональной деятельности. Практическая значимость исследования заключается в том, что методологические подходы к образовательной деятельности музея, могут служить ориентиром в подготовке бакалавров к осуществлению социокультурной, образовательной и воспитательной деятельности с учетом музейного компонента через включение в вузовские программы курса «Праздники и традиции народов России», что аксиологически наполняет студенческую аудиторию.
Педагогика
Катренко М.В., Небытова Л.А., Щекин А.Ф., Журавлева Ю.И. - Роль технологии дополненной реальности в организации самостоятельной работы по физической культуре в вузе c. 61-65

DOI:
10.7256/2454-0676.2019.2.28943

Аннотация: Предметом исследования является самостоятельная работа в образовательном процессе вуза и роль педагогических технологий в формировании компетенций студентов. Новейшими из рассматриваемых технологических модификаций являются AR-приложения. Актуальность данной темы исследования обусловлена возможностью создавать и идентифицировать виртуальный слой информации, что позволяет делать самостоятельную работу студентов более доступной и мобильной. Целью исследования является обоснование необходимости внедрения дополненной реальности в процесс самостоятельной работы по дисциплине «Элективный курс по физической культуре и спорту» в отдельно взятом вузе. Методология исследования роли технологии дополненной реальности в организации самостоятельной работы по физической культуре в вузе основывалась на методах теоретического анализа, обобщения материалов научно-методической литературы, интерпретации полученных данных. Теоретическая значимость исследования заключается в выявлении преимуществ технологии дополненной реальности. Повышение эффективности самостоятельной работы с применением AR-технологии позволяет использовать результаты исследования для саморазвития студентов в профессиональной и личностных сферах, при составлении учебных программ, программ повышения квалификации и учебно-методических пособий.
Степанова О.С., Николаева А.А. - Исследование конфликтологической компетентности педагогов в контексте оптимизации комфортности и безопасности образовательной среды c. 66-76

DOI:
10.7256/2454-0676.2019.2.29590

Аннотация: В рамках настоящей статьи автор предпринимает попытку обосновать целесообразность совершенствования комфортности и безопасности образовательной среды. Необходимость в этом объясняется не столько требованиями современных федеральных стандартов, сколько гуманизацией процесса обучения. Последовательно доказывается, что взаимодействие учителей и учащихся не будет эффективным, если в школе не созданы оптимальные условия для самореализации личности. Эмпирическое исследование, проведённое автором статьи, показало, что объективным препятствием для совершенствования образовательной среды может стать косность педагогов, использующих директивный подход во взаимодействии с учащимися, что провоцирует острые разногласия между субъектами. Данные обстоятельства актуализируют значимость работы, направленной на повышение конфликтологической компетентности учителей. Средством уменьшения конфликтов в образовательной сфере и, как следствие, совершенствованию её комфортности и безопасности, также может стать и либеральная педагогика. Личностно-ориентированная технология также позволяет учитывать и индивидуальные особенности школьников. Какой бы путь ни был выбран в образовательной организации, главное, чтобы в процессе реализации мероприятий у сотрудников была сформирована конфликтологическая компетентность, в том числе и с помощью которой осуществляется совершенствование комфортности и безопасности образовательной среды.
Современные стратегии и модели образования
Макеева В.С., Чернов С.В., Бруй К.Е., Сунь М. - Формирование мотивов к спортивному совершенствованию и участию в физкультурно-спортивной деятельности обучающихся вузов спортивного профиля c. 77-83

DOI:
10.7256/2454-0676.2019.2.28899

Аннотация: Проблема мотивации, мотивов поведения, формирование потребностей человека традиционно относится к одной из стержневых в психологии и педагогике. В работе раскрывается характер психолого-педагогического сопровождения физкультурно-спортивной деятельности обучающихся в учебном процессе вуза спортивного профиля на основе учета их интересов, потребностей, мотивов. Предмет исследования: формирование мотивации к физкультурно-спортивной деятельности обучающихся в учебном процессе вуза спортивного профиля. Объект исследования: физкультурно-спортивная деятельность обучающихся в учебном процессе вуза спортивного профиля. Особое внимание авторы уделяют изменению мотивов и интереса обучающихся к физкультурно-спортивной деятельности, в процессе которой педагог выполняет ряд функций: тьютора – фасилитатора – модератора на пути к индивидуальности студента, переводе смысла его деятельности в личностную траекторию развития на пути к спортивно-педагогическому совершенствованию и сохранению здоровью В эксперименте авторы опирались на личностно-ориентированный и дея-тельностный подходы, теоретические основы сопровождения образовательного процесса, исследования в области физкультурно-спортивной деятельности в системе высшего образования. В процессе эксперимента обеспечена целесообразность и эффективность регулирования мотивации к поведению, направленному на развитие физических качеств, освоение и расширение базы двигательных умений и навыков, умений взаимодействовать с другими в процессе физкультурно-спортивной деятельности, сохранение здоровья. Получены объективные данные о положительной динамике объема мотивов к физкультурно-спортивной деятельности. Это отражалось в желании обучающихся совершенствовать свое технико-тактическое мастерство, в сознательном отслеживании психофизических состояний, в соответствии с индивидуальными особенностями физического развития и физической подготовленности.
Новохатская О.Э. - Современные технологии обучения иностранным языкам c. 84-92

DOI:
10.7256/2454-0676.2019.2.29025

Аннотация: Предметом исследования является методика использования современных технологий обучения иностранным языкам. Статья содержит материал о преимуществах и перспективах использования описанных технологий в процессе обучения иностранным языкам, которые можно рассматривать как альтернативные способы оценки уровня достижений учащихся в их учебной деятельности и личностного роста. В статье дан анализ форм обучения, современных технологий обучения, приведены основные направления развития дистанционного обучения. Выделены проблемы, решаемые обучающимися и преподавателями в дистанционном обучении. Актуальность данного исследования обусловлена потребностью в дальнейшей разработке общедидактических и методических проблем применения современных технологий обучения иностранным языкам при дистанционном обучении. В результате исследования были апробированы технологии дистанционного обучения. Тестирование включало разработку содержания учебных программ (предметов) веб-ресурсов и контроль их качества и соответствия образовательным стандартам для эффективного использования ресурсов в образовательном процессе. Научная новизна исследования заключается в том, что в нем определена специфика организации дистанционного обучения на базе университета , а также выявлены и экспериментально обоснованы эффективные технологии, которые используются в процессе дистанционного обучения , и обеспечивают высокий уровень овладения студентами практическими умениями применять иностранный язык в сфере коммуникации. Основными выводами проведенного исследования являются: 1..Большинство современных методик преподавания иностранных языков являются коммуникативно- ориентированными.2 Эффективность дистанционного обучения определяется использованием педагогических технологий, которые лежат в основе проектирования и реализации дистанционных курсов. 2. На современном этапе развития методики происходит интеграция методов, а именно формирование сложной методики, включающей в себя лучшие элементы различных методов.
Развивающиеся педагогические технологии
Розин В.М. - Основные идеи и обоснование курса «Методологии проектирования» c. 93-104

DOI:
10.7256/2454-0676.2019.2.29705

Аннотация: В статье излагаются основные идеи курса «Методологии проектирования». Автор отмечает, что нередко методологический подход, ориентированный на развитие определенной дисциплины (в данном случае, проектирования), отождествляется с методическим подходом, где имеют дело только со сложившейся практикой и оптимизацией деятельности. В связи с этим автор рассказывает о своем понимании как методологии, так и проектирования. На основе этих представлений, основных проблем, обусловивших создание методологии проектирования как самостоятельной дисциплины, целей образовательного курса, намечается последовательность содержаний курса «Методологии проектирования». Помимо лекционной работы указывается на необходимость организации групповой творческой работы студентов. В статье реализована следующая методология исследования: постановка проблем, ситуационный анализ, построение идеальных объектов и понятий, опирающихся на различения видов проектной деятельности и решения проблем, сценирование новой образовательной практики. В результате исследования удалось развести методический и методологический подходы, охарактеризовать авторское понимание методологии и проектирования, наметить проблемы, цели и последовательность содержаний курса «Методологии проектирования», сформулировать идею необходимости организации творческой групповой работы студентов. Намеченные автором идеи предлагается опробовать в практике образования будущих проектировщиков.
Педагогическая психология
Степанова О.С., Николаева А.А. - Взаимосвязь социометрического статуса и игровых предпочтений младших школьников c. 105-115

DOI:
10.7256/2454-0676.2019.2.29152

Аннотация: Предметом данного исследования является взаимосвязь игровых предпочтений и социометрического статуса младших школьников в контексте профилактики конфликтов в детском коллективе.Особое внимание автор уделяет сравнительному анализу результатов социометрического следования и результатов исследования игровых предпочтений младших школьников. В статье приводится краткий обзор результатов современных исследований социометрического статуса и основные характеристики статусных групп. А также результаты, проведённого автором социометрического исследования младших школьников. Особое внимание уделено эмпирическому исследованию игровых предпочтений младших школьников. Методы исследования: Социометрия Дж. Морено в интерпретации М. Битяновой «Социометрический метод в школьной практике» и разработанная автором анкета, направленная на выявление игровых предпочтений младших школьников. Новизна исследования заключается в выявлении взаимосвязи социометрического статуса и игровых предпочтений для выбора оптимальных сюжетов ролевых игр, способствующих повышению социометрического статуса и профилактики конфликтов в детском коллективе. А также, обоснована необходимость коррекции межличностных отношений младших школьников через организацию именно ролевых игр без соревновательного начала, что создает атмосферу принятия и примирения между конфликтующими детьми.
Новые методики и технологии
Рольгайзер А.А., Демиденко К.А., Подгорная Е.А. - Использование информационно-коммуникационных технологий в преподавании иностранного языка в условиях цифрового образовательного пространства вуза c. 116-126

DOI:
10.7256/2454-0676.2019.2.29731

Аннотация: Интеграция России в единое мировое образовательное и информационное пространство порождает возникновение новых стратегических задач, в том числе в вопросах внедрения и применения современных информационных и телекоммуникационных технологий обучения. В связи с этим, предметом данного исследования являются современные информационно-коммуникационные технологии, обеспечивающие эффективность развития лингвистической и коммуникативной компетенций обучающихся. Объект исследования – процесс обучения иностранным языкам в условиях современной электронной образовательной среды. Авторы подробно рассматривают необходимость внедрения информационно-коммуникационных технологий в образовательное пространство образовательной организации в условиях повсеместной цифровизации. Особое внимание уделяется таким наиболее распространенным информационным технологиям как интернет-тренажеры, электронные библиотеки, онлайн словари, чаты, подкасты, образовательные программы канала YouTube, компьютерное тестирование, система управления обучением Moodle. Основными методами исследования послужили сбор, анализ и систематизация научно-методической литературы и нормативных актов по вопросам исследования, анкетирование и статистические методы обработки полученных результатов. Новизна исследования связана с анализом результатов опроса обучающихся в отношении применения информационных технологий при изучении иностранного языка. Авторы работы приходят к выводам о том, что применение ИКТ в ходе преподавания иностранного языка, как по мнению специалистов, так и по мнению обучающихся, способствует повышению эффективности учебного процесса, помогает усилить практическую направленность занятий за счет рационального сочетания традиционной и электронной форм обучения.
Зулхарнаева А.В., Винокурова Н.Ф. - Методическая модель формирования экологической этики обучающихся при изучении культурного ландшафта в геоэкологическом образовании c. 127-133

DOI:
10.7256/2454-0676.2019.2.29869

Аннотация: Современный этап развития общества характеризуется противоречиями между человеком и природой — это является причиной глобальных экологических проблем, угрожающих возможности выживания цивилизации. Решением данной проблемы является смена духовно-нравственных ориентиров подрастающего связанных с формированием этических норм и правил взаимодействия с окружающей природной средой, основанных на идеях сотворчества человека и природы. Цель исследования заключается в разработке теоретических и методических основ методической модели формирования экологической этики обучающихся при изучении культурного ландшафта в геоэкологическом образовании. Предмет исследования — методическая модель формирования экологической этики обучающихся при изучении культурного ландшафта в геоэкологическом образовании. В качестве теоретико-методологического инструментария исследования выделены идеи экологической этики, культурного ландшафтоведения, обоснованы аксиологический, геоэкологический, культурно-экологический подходы. Методическая модель разработана в единстве целевого, содержательного, процессуального, технологического и результативно-оценочного компонентов, что обеспечивает целостность процесса геоэкологического образования. Материалы исследования обогащают теорию и методику геоэкологического образования в контексте изучения культурного ландшафта как реальной среды жизнеобеспечения человека, могут применяться в разработке программно-методического материала, учебных пособий.
Массово-информационные процессы в обучении
Магомедов А.М. - Проблемы и тенденции развития цифрового образования c. 134-142

DOI:
10.7256/2454-0676.2019.2.27084

Аннотация: Предметом исследования является особенности и тенденции формирования современной цифровой образовательной среды в России. Актуальность исследования определяется тем, что обучение через Интернет с использованием онлайн-курсов стало востребованным как в мировом, так, и отечественном образовании. Цифровизация отечественной экономики обуславливает и цифровизацию сферы образования. Однако если российская школа не сможет участвовать в цифровой революции, то это может привести невосполнимой потере времени и ресурсов. Проблемы создания современной цифровой образовательной среды следует решать комплексно, устраняя формализм и мобилизуя весь потенциал учебных организаций. Анализируя развитие цифрового образования, автор широко использует методы экономико-статистического анализа. Определяя параметры развития онлайн-обучения, опирается на системный подход. Предлагая пути совершенствования дистанционного образования, использует свой многолетний педагогический опыт и наблюдения. В статье отражены основные этапы развития информатизации в сфере образования, рассматриваются особенности онлайн-обучения, характеризуется состояние мирового и российского рынков онлайн-образования. Акцентировано внимание на задачах формирования современной цифровой образовательной среды в соответствии с Приоритетным проектом. Обозначены направления совершенствования онлайн-образования.
Коммуникация как процесс
Никитина Т.В. - Специфика профессиональной коммуникативной компетенции сотрудника уголовно-исполнительной системы c. 143-152

DOI:
10.7256/2454-0676.2019.2.24605

Аннотация: Предметом исследования является проблема формирования профессиональной коммуникативной компетенции у сотрудников уголовно-исполнительной системы. Автор подробно рассматривает такие аспекты темы как профессиональная коммуникация сотрудника уголовно-исполнительной системы, ее виды, особенности служебной деятельности сотрудников. Особое внимание уделяется особенностям профессиональной коммуникативной компетенции в зависимости от профиля деятельности сотрудников уголовно-исполнительной системы, основываясь на опыте Пермского института ФСИН России по формированию профессионально-специализированных компетенций у курсантов в зависимости от направлений и профилей подготовки. Для реализации исследовательских задач использовались следующие методы исследования: анализ и обобщение педагогической, методической литературы по проблеме работы; классификация; обобщение педагогического опыта. Проведен анализ специфики профессиональной коммуникативной компетенции сотрудника уголовно-исполнительной системы и моделей подготовки выпускника по специализациям «Организация охраны и конвоирования в уголовно-исполнительной системе», «Организация режима в уголовно-исполнительной системе», «Кинология» Пермского института Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации. Выделены составляющие профессиональной коммуникативной компетенции: базовые, универсальные (общепрофессиональные), ситуационные (профессионально-профилированные) коммуникативные компетенции. Определено содержание компонентов профессиональной коммуникативной компетенции в зависимости от профиля их деятельности и выделены этапы формирования данных компонентов.
Серьезный разговор
Гудовский И.В. - Проблема формирования здорового образа жизни среди педагогов общеобразовательной организации c. 153-161

DOI:
10.7256/2454-0676.2019.2.29349

Аннотация: Рассматриваются вопросы, связанные с сохранением здоровья педагогов образовательной организации. Принимая во внимание важную роль физической активности в жизни современного человека, а так же факторы, влияющие на формирование у учителей культуры здоровья, автором проведен анализ физической активности и состояния здоровья педагогов образовательной организации, сделана попытка определить оптимальные способы активизации двигательной активности в целях сохранения здоровья, повышения стрессоустойчивости, формирования привычки к здоровому образу жизни и повышению работоспособности. Предложена система физкультурно-оздоровительных мероприятий для педагогов с учетом возраста, пола и состояния их здоровья. Опросник «Двигательная активность» Д.М. Аронова, В.Б. Красницкого, М.Г. Бубнова, опросный лист для выявления отношения населения к занятиям физической культурой и спортом (утвержден Министерством спорта России в 2014 г.), опросник для оценки состояния здоровья педагогов («Здоровый образ жизни и профилактика заболеваний» под ред. Н.Д. Ющука, И.В. Маева, К.Г. Гуревича), опросник Всероссийского мониторинга условий и охраны труда – 2016 «Здоровье на рабочем месте» В целом учителя признают приоритетность заботы о здоровье . Мероприятия в данной области проводятся инициативной группой учителей и только при наличии финансирования. И более половины работников отметили вообще отсутствие таковой деятельности в системе. Опрошенные заинтересованы в повышении двигательной активности и пропаганде здорового образа жизни. Они признают необходимость борьбы со стрессом на работе и заинтересованы в сплочении коллектива. Определены оптимальные способы активизации двигательной активности учителей с целью укрепления их здоровья.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.