по
Педагогика и просвещение
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Педагогика и просвещение" > Содержание № 03, 2015
Выходные данные сетевого издания "Педагогика и просвещение"
Номер подписан в печать: 1-4.5-2015
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Аринушкина Анна Александровна, доктор педагогических наук, hr_mpsi@mail.ru
ISSN: 2454-0676
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 03, 2015
КОЛОНКА ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА
Гуревич П.С. - Социальный мыслитель

DOI:
10.7256/2454-0676.2015.3.17116

Аннотация: Данная статья является откликом на книгу И.Л. Бачило о великом реформаторе России М.М. Сперанском – «М.М. Сперанский – патриарх науки управления России» (М., 2015). И.Л. Бачило раскрывает суть многочисленных проектов и творческих озарений крупного реформатора и государственного деятеля первой половины XIX в. Его жизнь и судьба, как это ни парадоксально, были мало знакомы современникам. Его призвание как теоретика и практика-юриста не было безоблачным. Он пережил возвышение и неудачи, связанные с отставкой. Однако никогда не покидал реформаторское поле. История его успехов и неудач может свидетельствовать также о трудном пути России на путях её преображения в мощное и самобытное государство. В статье использованы многочисленные исторические и архивные документы. Автор опирается также на классические труды по юриспруденции и исторические исследования реформаторства в России. Деятельность М.М. Сперанского давно привлекала исследователей. Существует немало публикаций о нём, которые позволяют судить об истории России первой половины XIX в., о его биографии и деятельности в роли Государственного секретаря эпохи Александра I и работе по кодификации законодательства. Исследования научного наследия М.М. Сперанского в области государственного устройства на протяжении царствования российских императоров, наблюдения за опытом государственного управления в России, в XX в. получили отражение в научной литературе. Однако нет оснований считать, что М.М. Сперанский изучен досконально. В этом смысле исследование И.Л. Бачило имеет огромную ценность.
Гуревич П.С. - Социальный мыслитель c. 218-222

DOI:
10.7256/2454-0676.2015.3.67116

Аннотация: Данная статья является откликом на книгу И.Л. Бачило о великом реформаторе России М.М. Сперанском – «М.М. Сперанский – патриарх науки управления России» (М., 2015). И.Л. Бачило раскрывает суть многочисленных проектов и творческих озарений крупного реформатора и государственного деятеля первой половины XIX в. Его жизнь и судьба, как это ни парадоксально, были мало знакомы современникам. Его призвание как теоретика и практика-юриста не было безоблачным. Он пережил возвышение и неудачи, связанные с отставкой. Однако никогда не покидал реформаторское поле. История его успехов и неудач может свидетельствовать также о трудном пути России на путях её преображения в мощное и самобытное государство. В статье использованы многочисленные исторические и архивные документы. Автор опирается также на классические труды по юриспруденции и исторические исследования реформаторства в России. Деятельность М.М. Сперанского давно привлекала исследователей. Существует немало публикаций о нём, которые позволяют судить об истории России первой половины XIX в., о его биографии и деятельности в роли Государственного секретаря эпохи Александра I и работе по кодификации законодательства. Исследования научного наследия М.М. Сперанского в области государственного устройства на протяжении царствования российских императоров, наблюдения за опытом государственного управления в России, в XX в. получили отражение в научной литературе. Однако нет оснований считать, что М.М. Сперанский изучен досконально. В этом смысле исследование И.Л. Бачило имеет огромную ценность.
Образование
Карпов А.О. - Познавательно-генеративные принципы исследовательского образования в контексте становления общества знаний

DOI:
10.7256/2454-0676.2015.3.15350

Аннотация: В статье излагаются результаты изучения новой модели научного образования, которая обеспечивает становление общества знаний. Основным познавательным инструментом в такой модели образования являются научные исследования, а ее главной педагогической задачей – воспитание молодых людей, способных создавать новые знания. Исследовательское образование становится миссией не только особого – исследовательского университета, но и особой «школы науки». Необходимость преемственности познавательного развития личности исследователя требует формирования общих эпистемо-дидактических позиций в высшей и средней школах. Цель статьи – дать анализ концепции трансформативной учебной программы; на его основе сформулировать и обосновать познавательно-генеративные принципы исследовательского образования; определить типы трансформативных рамок обучения и выявить посредством них связь обучения с истиной. Отношение к истине является не только этической, но и профессиональной основой исследовательского познания. Методологической основой проделанной работы является междисциплинарный синтез контекстно-деятельностной педагогики, когнитивной психологии, эпистемологии и онтологии образования. Показана роль исследовательского образования образования в социокультурном и экономическом развитии общества знаний и значение исследовательских компетенций на современном рынке труда. Определено понятие генеративной дидактики как теории исследовательского обучения. Рассмотрена идея трансформации знаний в контексте образователь-ной эпистемологии исследовательского типа. Изложена концепция трансформативной учебной программы, которая способна перестраивать свою структуру и схемы познавательной деятельности с учетом генеративного оценивания ученика. В качестве базовых познавательно-генеративных принципов определены – познавательная гибкость, познавательная генеративность и социокультурное взаимодействие обучения. Проанализированы соответствующие им трансформативные рамки обучения – дидактические, эпистемические и онтологические (средовые). Показано решающее значение понимания исследования как поиска истины для организации исследовательского обучения и воспитания исследователя. Ключевые слова: образование, дидактика, исследовательское познание, общество знаний, трансформация знаний, генеративное обучение.
Карпов А.О. - Познавательно-генеративные принципы исследовательского образования в контексте становления общества знаний c. 223-237

DOI:
10.7256/2454-0676.2015.3.67117

Аннотация: В статье излагаются результаты изучения новой модели научного образования, которая обеспечивает становление общества знаний. Основным познавательным инструментом в такой модели образования являются научные исследования, а ее главной педагогической задачей – воспитание молодых людей, способных создавать новые знания. Исследовательское образование становится миссией не только особого – исследовательского университета, но и особой «школы науки». Необходимость преемственности познавательного развития личности исследователя требует формирования общих эпистемо-дидактических позиций в высшей и средней школах. Цель статьи – дать анализ концепции трансформативной учебной программы; на его основе сформулировать и обосновать познавательно-генеративные принципы исследовательского образования; определить типы трансформативных рамок обучения и выявить посредством них связь обучения с истиной. Отношение к истине является не только этической, но и профессиональной основой исследовательского познания. Методологической основой проделанной работы является междисциплинарный синтез контекстно-деятельностной педагогики, когнитивной психологии, эпистемологии и онтологии образования. Показана роль исследовательского образования образования в социокультурном и экономическом развитии общества знаний и значение исследовательских компетенций на современном рынке труда. Определено понятие генеративной дидактики как теории исследовательского обучения. Рассмотрена идея трансформации знаний в контексте образователь-ной эпистемологии исследовательского типа. Изложена концепция трансформативной учебной программы, которая способна перестраивать свою структуру и схемы познавательной деятельности с учетом генеративного оценивания ученика. В качестве базовых познавательно-генеративных принципов определены – познавательная гибкость, познавательная генеративность и социокультурное взаимодействие обучения. Проанализированы соответствующие им трансформативные рамки обучения – дидактические, эпистемические и онтологические (средовые). Показано решающее значение понимания исследования как поиска истины для организации исследовательского обучения и воспитания исследователя. Ключевые слова: образование, дидактика, исследовательское познание, общество знаний, трансформация знаний, генеративное обучение.
Педагогика
Мальцева Т.Е. - Сущность понятия социально-профессиональной зрелости будущих специалистов социальной сферы

DOI:
10.7256/2454-0676.2015.3.16004

Аннотация: Объектом данной статьи является понятие «социально-профессиональная зрелость будущих специалистов», предметом – определение сущности данного понятия. Автор отмечает, что понятие социально-профессиональная зрелость имеет составляющие, ранее хорошо изученные в науке, называя зрелость и профессионализм. Она раскрывает подходы к анализу этих категорий¸ их сущность и дает определение понятия «социально-профессиональная зрелость» будущих специалистов. Теоретико-аналитический подход позволил определить место рассматриваемой категории в процессе подготовки будущих специалистов, рассмотреть опорные составляющие, такие как личностная зрелость, профессиональная зрелость и профессионализм. Формирование социально-профессиональной зрелости – это многоступенчатый процесс, соответствующий уровню подготовки специалиста на каждом этапе его профессионального становления и развития на протяжении всей его профессиональной деятельности. Результатом явилось научное определение исследуемого понятия, методологический анализ этого исследования. Автором подчеркивается, что в процессе профессионализации существует необходимость учитывать особенности формирования социально-профессиональной зрелости в соответствие с развитием интеллектуальных и возрастных особенностей будущего специалиста. Социально-профессиональная зрелость - это критериальный показатель профессионализма.
Мальцева Т.Е. - Сущность понятия социально-профессиональной зрелости будущих специалистов социальной сферы c. 238-244

DOI:
10.7256/2454-0676.2015.3.67118

Аннотация: Объектом данной статьи является понятие «социально-профессиональная зрелость будущих специалистов», предметом – определение сущности данного понятия. Автор отмечает, что понятие социально-профессиональная зрелость имеет составляющие, ранее хорошо изученные в науке, называя зрелость и профессионализм. Она раскрывает подходы к анализу этих категорий¸ их сущность и дает определение понятия «социально-профессиональная зрелость» будущих специалистов. Теоретико-аналитический подход позволил определить место рассматриваемой категории в процессе подготовки будущих специалистов, рассмотреть опорные составляющие, такие как личностная зрелость, профессиональная зрелость и профессионализм. Формирование социально-профессиональной зрелости – это многоступенчатый процесс, соответствующий уровню подготовки специалиста на каждом этапе его профессионального становления и развития на протяжении всей его профессиональной деятельности. Результатом явилось научное определение исследуемого понятия, методологический анализ этого исследования. Автором подчеркивается, что в процессе профессионализации существует необходимость учитывать особенности формирования социально-профессиональной зрелости в соответствие с развитием интеллектуальных и возрастных особенностей будущего специалиста. Социально-профессиональная зрелость - это критериальный показатель профессионализма.
Современные стратегии и модели образования
Сенчугова В.Ю., Евдокимов К.В., Панкова Л.В. - Стратегическое управление образовательными организациями в условиях членства России в ВТО

DOI:
10.7256/2454-0676.2015.3.16239

Аннотация: Предметом исследования в данной статье являются организационно-экономические механизмы развития образовательных организаций, методы и инструментарий управления организациями сферы услуг дополнительного профессионального образования (ДПО). Целью работы является совершенствование методов управления деятельностью организаций сферы услуг дополнительного профессионального образования в условиях интеграции в мировое образовательное пространство и разработка практических рекомендаций по интеграции модели стратегического управления деятельностью организации ДПО в управление деятельностью организаций сферы услуг дополнительного профессионального образования. Данная модель предполагает создание в организации ДПО подразделений, обеспечивающих привлечение потенциальных потребителей образовательных услуг, обратную связь с выпускниками, повышение качества предоставляемых услуг, развитие социальной ответственности организации и формирование репутации организации. Для решения поставленных задач применялись методы статистических исследований, экспертных оценок, системный подход, обобщение и систематизация. На основе анализа нормативно-правовых, информационных и методических материалов в области ДПО, анализа и синтеза процессов, характерных для российского рынка образовательных услуг ДПО раскрыты современные проблемы в системе ДПО в России. Проведена модернизация существующего управленческого инструментария организаций для применения в организациях ДПО на основе теорий стратегического и стоимостного менеджмента. В результате выявлены особенности функционирования и управления деятельностью организаций ДПО в современных условиях. На основе анализа современных научных исследований в области стратегического и стоимостного менеджмента предложена концептуальная модель стратегического управления деятельностью организации ДПО и направления стратегического развития организации для повышения инвестиционной привлекательности и конкурентоспособности организаций ДПО в условиях членства России в ВТО.
Сенчугова В.Ю., Евдокимов К.В., Панкова Л.В. - Стратегическое управление образовательными организациями в условиях членства России в ВТО c. 245-253

DOI:
10.7256/2454-0676.2015.3.67119

Аннотация: Предметом исследования в данной статье являются организационно-экономические механизмы развития образовательных организаций, методы и инструментарий управления организациями сферы услуг дополнительного профессионального образования (ДПО). Целью работы является совершенствование методов управления деятельностью организаций сферы услуг дополнительного профессионального образования в условиях интеграции в мировое образовательное пространство и разработка практических рекомендаций по интеграции модели стратегического управления деятельностью организации ДПО в управление деятельностью организаций сферы услуг дополнительного профессионального образования. Данная модель предполагает создание в организации ДПО подразделений, обеспечивающих привлечение потенциальных потребителей образовательных услуг, обратную связь с выпускниками, повышение качества предоставляемых услуг, развитие социальной ответственности организации и формирование репутации организации. Для решения поставленных задач применялись методы статистических исследований, экспертных оценок, системный подход, обобщение и систематизация. На основе анализа нормативно-правовых, информационных и методических материалов в области ДПО, анализа и синтеза процессов, характерных для российского рынка образовательных услуг ДПО раскрыты современные проблемы в системе ДПО в России. Проведена модернизация существующего управленческого инструментария организаций для применения в организациях ДПО на основе теорий стратегического и стоимостного менеджмента. В результате выявлены особенности функционирования и управления деятельностью организаций ДПО в современных условиях. На основе анализа современных научных исследований в области стратегического и стоимостного менеджмента предложена концептуальная модель стратегического управления деятельностью организации ДПО и направления стратегического развития организации для повышения инвестиционной привлекательности и конкурентоспособности организаций ДПО в условиях членства России в ВТО.
Структура педагогической науки
Левин В.И. - Об одной важной книге по истории логики и философии в Центральной и восточной Европе

DOI:
10.7256/2454-0676.2015.3.16215

Аннотация: В аннотируемой книге воссоздана история развития логики и аналитической философии в странах Центральной и Восточной Европы. Раскрытие данной темы проводится с энциклопедической полнотой. Показано, что вклад ученых Центральной и Восточной Европы в логику и аналитическую философию не исчерпывается известными трудами Венского кружка и Львовско-Варшавской школы, а намного превышает их. Установлено, что многие выдающиеся ученые-логики, считающиеся западными, происходят из Центральной или Восточной Европы либо находились под сильным влиянием тамошних научных школ. Их отъезд на запад был вызван поисками лучших условий для работы либо бегством от нацистов. Работа базируется на анализе всех 38 статей книги, объединенных в 7 глав, а также введения, написанного Эндрю Шуманом, редактором книги. Статьи весьма информативны и подготовлены 53 авторами из 21 страны Восточной и Центральной Европы (Албания, Беларусь, Босния и Герцеговина, Болгария, Хорватия, Чехия, ГДР, Эстония, Венгрия, Латвия, Литва, Македония, Молдавия, Черногория, Польша, Румыния, Россия, Сербия, Словакия, Словения, Украина). Основные выводы: 1) книга "Logic in Central and Eastern Europe" является одной из наиболее важных книг по истории логики и философии науки в мире; 2) книга является своеобразной энциклопедией, в которой изложено все, что необходимо знать любому гуманитарию об истории логики и философии в Центральной и Восточной Европе; 3) в книге выявлены причины того, почему советские логико-философские школы не стали ведущими в мире.
Левин В.И. - Об одной важной книге по истории логики и философии в Центральной и восточной Европе c. 254-263

DOI:
10.7256/2454-0676.2015.3.67120

Аннотация: В аннотируемой книге воссоздана история развития логики и аналитической философии в странах Центральной и Восточной Европы. Раскрытие данной темы проводится с энциклопедической полнотой. Показано, что вклад ученых Центральной и Восточной Европы в логику и аналитическую философию не исчерпывается известными трудами Венского кружка и Львовско-Варшавской школы, а намного превышает их. Установлено, что многие выдающиеся ученые-логики, считающиеся западными, происходят из Центральной или Восточной Европы либо находились под сильным влиянием тамошних научных школ. Их отъезд на запад был вызван поисками лучших условий для работы либо бегством от нацистов. Работа базируется на анализе всех 38 статей книги, объединенных в 7 глав, а также введения, написанного Эндрю Шуманом, редактором книги. Статьи весьма информативны и подготовлены 53 авторами из 21 страны Восточной и Центральной Европы (Албания, Беларусь, Босния и Герцеговина, Болгария, Хорватия, Чехия, ГДР, Эстония, Венгрия, Латвия, Литва, Македония, Молдавия, Черногория, Польша, Румыния, Россия, Сербия, Словакия, Словения, Украина). Основные выводы: 1) книга "Logic in Central and Eastern Europe" является одной из наиболее важных книг по истории логики и философии науки в мире; 2) книга является своеобразной энциклопедией, в которой изложено все, что необходимо знать любому гуманитарию об истории логики и философии в Центральной и Восточной Европе; 3) в книге выявлены причины того, почему советские логико-философские школы не стали ведущими в мире.
Педагогическая психология
Хащенко Т.Г. - Экономическая субъектность как личностный предиктор предпринимательской карьеры выпускников аграрного вуза

DOI:
10.7256/2454-0676.2015.3.16966

Аннотация: Объектом исследования выступает экономическая субъектность личности как парциальное проявление феномена субъектности в экономическом пространстве жизнедеятельности человека. Предметом изучения в рамках публикующегося материала является связь уровня экономической субъектности выпускников вузов с их экономической активностью в сфере профессионального выбора, в том числе с предпочтением предпринимательского варианта профессиональной карьеры. Актуальность такого исследования обусловлена, с одной стороны, усложнением и нестабильностью экономической среды жизнедеятельности современного человека (включая профессиональную сферу), с другой стороны – недостаточной изученностью феномена экономической субъектности личности как детерминанты её профессионального и экономического самоопределения. Теоретико-методологическую основу исследования образуют фундаменталь-ные разработки проблемы субъектности в отечественных и зарубежных работах, теоретические и эмпирические исследования экономического сознания, феноменов экономического самоопределения личности, её экономической социализации, экономической идентичности и субъективного экономического благополучия, теоретические и эмпирические данные о связи экономического и профессионального самоопределения личности. Выборку эмпирического исследования (402 человека) составили группы выпускников аграрного вуза (студентов-выпускников и работающих в аграрном секторе выпускников), отличающиеся уровнем экономической активности (предприниматели, наемный персонал организаций и неработающие жители сельской территории). Для анализа полученных результатов применялись непараметрические методы статистики. Основной результат исследования состоит в обосновании теоретико-эмпирическим путем взаимосвязи уровня экономической субъектности выпускников аграрного вуза и их экономической активности в сфере профессионального выбора, включая предпочтение выпускниками предпринимательского варианта карьеры в аграрном секторе. Исследование, опирающееся на авторскую трактовку экономической субъектности личности как способа её функционирования в экономической пространстве жизнедеятельности и на валидизированный автором диагностический инструментарий, осуществлено на материале, имеющем выраженную специфику, но мало представленном в психологических исследованиях (аграрном секторе и аграрном образовании). Вместе с тем, теоретические выводы и эмпирические данные могут быть использованы в образовательной практике других отраслевых вузов, при разработке психотехнологий поддержки становления экономической субъектности личности в процессе ее профессионализации, а также в научных исследованиях, посвященных экономическому поведению индивида и группы.
Хащенко Т.Г. - Экономическая субъектность как личностный предиктор предпринимательской карьеры выпускников аграрного вуза c. 264-276

DOI:
10.7256/2454-0676.2015.3.67121

Аннотация: Объектом исследования выступает экономическая субъектность личности как парциальное проявление феномена субъектности в экономическом пространстве жизнедеятельности человека. Предметом изучения в рамках публикующегося материала является связь уровня экономической субъектности выпускников вузов с их экономической активностью в сфере профессионального выбора, в том числе с предпочтением предпринимательского варианта профессиональной карьеры. Актуальность такого исследования обусловлена, с одной стороны, усложнением и нестабильностью экономической среды жизнедеятельности современного человека (включая профессиональную сферу), с другой стороны – недостаточной изученностью феномена экономической субъектности личности как детерминанты её профессионального и экономического самоопределения. Теоретико-методологическую основу исследования образуют фундаменталь-ные разработки проблемы субъектности в отечественных и зарубежных работах, теоретические и эмпирические исследования экономического сознания, феноменов экономического самоопределения личности, её экономической социализации, экономической идентичности и субъективного экономического благополучия, теоретические и эмпирические данные о связи экономического и профессионального самоопределения личности. Выборку эмпирического исследования (402 человека) составили группы выпускников аграрного вуза (студентов-выпускников и работающих в аграрном секторе выпускников), отличающиеся уровнем экономической активности (предприниматели, наемный персонал организаций и неработающие жители сельской территории). Для анализа полученных результатов применялись непараметрические методы статистики. Основной результат исследования состоит в обосновании теоретико-эмпирическим путем взаимосвязи уровня экономической субъектности выпускников аграрного вуза и их экономической активности в сфере профессионального выбора, включая предпочтение выпускниками предпринимательского варианта карьеры в аграрном секторе. Исследование, опирающееся на авторскую трактовку экономической субъектности личности как способа её функционирования в экономической пространстве жизнедеятельности и на валидизированный автором диагностический инструментарий, осуществлено на материале, имеющем выраженную специфику, но мало представленном в психологических исследованиях (аграрном секторе и аграрном образовании). Вместе с тем, теоретические выводы и эмпирические данные могут быть использованы в образовательной практике других отраслевых вузов, при разработке психотехнологий поддержки становления экономической субъектности личности в процессе ее профессионализации, а также в научных исследованиях, посвященных экономическому поведению индивида и группы.
Личность и личностный рост
Щербакова А.И. - Педагогика искусства в становлении субъекта художественного действия - проводника культуры ХXI века

DOI:
10.7256/2454-0676.2015.3.16760

Аннотация: Воспитание подрастающего поколения, которому предстоит активно действовать и на социальном, и на личностном уровне, является основной проблемой современной системы образования. Свой вклад в решение этой проблемы вносит педагогика искусства, обращенная к воспитанию субъекта художественного действия, каковым является не только художник-профессионал, но и каждый человек, в жизни которого в той или иной степени присутствует литература, поэзия, живопись, музыка, театр. Сфера искусства становится для него той духовной пищей, которая заставляет «душу трудиться», не позволяя полностью раствориться в решении исключительно прагматических задач. В статье представлено проблемное поле и основные методологические подходы к выдвинутой проблеме, а также методы аксиологического анализа (аксиолого-аналитический, эволюционно-синергетический, прогностически-моделирующий), доказавшие свою эффективность в современной педагогике искусства. Основной вывод — художественно-эстетическое образование, просвещение и воспитание — сложный, многоэтапный, системный и целостный процесс становления субъекта художественного действия, способствующий формированию проводников культуры ХХI века, их самоидентификации, их готовности жить, созидать и активно действовать в мультикультурном пространстве нашего времени.
Щербакова А.И. - Педагогика искусства в становлении субъекта художественного действия - проводника культуры ХXI века c. 277-287

DOI:
10.7256/2454-0676.2015.3.67122

Аннотация: Воспитание подрастающего поколения, которому предстоит активно действовать и на социальном, и на личностном уровне, является основной проблемой современной системы образования. Свой вклад в решение этой проблемы вносит педагогика искусства, обращенная к воспитанию субъекта художественного действия, каковым является не только художник-профессионал, но и каждый человек, в жизни которого в той или иной степени присутствует литература, поэзия, живопись, музыка, театр. Сфера искусства становится для него той духовной пищей, которая заставляет «душу трудиться», не позволяя полностью раствориться в решении исключительно прагматических задач. В статье представлено проблемное поле и основные методологические подходы к выдвинутой проблеме, а также методы аксиологического анализа (аксиолого-аналитический, эволюционно-синергетический, прогностически-моделирующий), доказавшие свою эффективность в современной педагогике искусства. Основной вывод — художественно-эстетическое образование, просвещение и воспитание — сложный, многоэтапный, системный и целостный процесс становления субъекта художественного действия, способствующий формированию проводников культуры ХХI века, их самоидентификации, их готовности жить, созидать и активно действовать в мультикультурном пространстве нашего времени.
Философия и педагогика
Глущенко В.В., Глущенко И.И. - Философия повышения качества высшего профессионального образования

DOI:
10.7256/2454-0676.2015.3.16516

Аннотация: Предмет статьи выступают философские аспекты и структура философии повышения качества высшего профессионального образования. Объект статьи- философия повышения качества высшего профессионального образования. Актуальность статьи определяется тем, что в 2015 году с целью повышения качества образования проводятся реформы, осуществляется развитие новых форм образования, включая дистанционное высшее и дополнительное образование. Целью настоящей статьи является развитие философии повышения качества высшего профессионального образования. Философией повышения качества образования назван общий взгляд на проблему повышения качества образования. Методами исследования являются логический анализ, структурный анализ и сравнительный анализ, синтез, прогноз, количественный и качественный анализ, ретроспективный анализ. Научная новизна статьи заключается в определении понятия,исследовании содержание и специфика философии повышения качества образования, как части философии национальной инновационной системы в экономике; исследовании структурных элементов и влияние философии повышения качества образования на инновационное развитие государства; исследовании возможных подходов к повышению качества образования, расширение участия гражданского общества в этом процессе.
Глущенко В.В., Глущенко И.И. - Философия повышения качества высшего профессионального образования c. 288-299

DOI:
10.7256/2454-0676.2015.3.67123

Аннотация: Предмет статьи выступают философские аспекты и структура философии повышения качества высшего профессионального образования. Объект статьи- философия повышения качества высшего профессионального образования. Актуальность статьи определяется тем, что в 2015 году с целью повышения качества образования проводятся реформы, осуществляется развитие новых форм образования, включая дистанционное высшее и дополнительное образование. Целью настоящей статьи является развитие философии повышения качества высшего профессионального образования. Философией повышения качества образования назван общий взгляд на проблему повышения качества образования. Методами исследования являются логический анализ, структурный анализ и сравнительный анализ, синтез, прогноз, количественный и качественный анализ, ретроспективный анализ. Научная новизна статьи заключается в определении понятия,исследовании содержание и специфика философии повышения качества образования, как части философии национальной инновационной системы в экономике; исследовании структурных элементов и влияние философии повышения качества образования на инновационное развитие государства; исследовании возможных подходов к повышению качества образования, расширение участия гражданского общества в этом процессе.
Новые методики и технологии
Ситникова А.А. - Коренное образование: актуальное состояние и проблемы

DOI:
10.7256/2454-0676.2015.3.17048

Аннотация: Предметом исследования является коренное образование в различных странах мира, в том числе в Австралии, Канаде, Норвегии, США. Рассматриваются зарубежные и российские практики коренного образования. Сделан акцент на мировом опыте получения высшего образования коренными народами Севера. Проанализированы возможности современных российских университетов для разработки международно значимых программ магистратуры по проблематике коренного образования. С помощью описания университетов Норвегии, США, Австралии, Канады, современных российских университетов ставится задача разработки актуальных и динамичных магистерских программ в сфере коренного образования для народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Основной метод исследования - критический анализ университетских программ, содержания учебных курсов в сфере коренного образования. Теоретический обзор дополняется знаниями, полученными в ходе полевых исследований в местах компактного проживания коренных малочисленных народов Красноярского края в 2010-2015 гг. Основными выводами проведенного исследования является необходимость рекомендаций для органов федеральной и региональной исполнительной и законодательной власти, для органов местного самоуправления, общественных организаций коренных малочисленных народов Севера, а также для руководителей университетских образовательных программ. Предлагается на базе Сибирского федерального университета разработать и внедрить новую образовательную программу, соответствующую международным стандартам коренного образования.
Ситникова А.А. - Коренное образование: актуальное состояние и проблемы c. 300-311

DOI:
10.7256/2454-0676.2015.3.67124

Аннотация: Предметом исследования является коренное образование в различных странах мира, в том числе в Австралии, Канаде, Норвегии, США. Рассматриваются зарубежные и российские практики коренного образования. Сделан акцент на мировом опыте получения высшего образования коренными народами Севера. Проанализированы возможности современных российских университетов для разработки международно значимых программ магистратуры по проблематике коренного образования. С помощью описания университетов Норвегии, США, Австралии, Канады, современных российских университетов ставится задача разработки актуальных и динамичных магистерских программ в сфере коренного образования для народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Основной метод исследования - критический анализ университетских программ, содержания учебных курсов в сфере коренного образования. Теоретический обзор дополняется знаниями, полученными в ходе полевых исследований в местах компактного проживания коренных малочисленных народов Красноярского края в 2010-2015 гг. Основными выводами проведенного исследования является необходимость рекомендаций для органов федеральной и региональной исполнительной и законодательной власти, для органов местного самоуправления, общественных организаций коренных малочисленных народов Севера, а также для руководителей университетских образовательных программ. Предлагается на базе Сибирского федерального университета разработать и внедрить новую образовательную программу, соответствующую международным стандартам коренного образования.
Игры взрослых
Баксанский О.Е., Голубчикова М.Г., Филиппова Е.В. - Особенности функциональной роли руководителя профессиональной образовательной организации в условиях введения ФГОС нового поколения

DOI:
10.7256/2454-0676.2015.3.16910

Аннотация: Состояние сферы образования в современном мире достаточно противоречиво. С одной стороны, образование в ХХI веке стало одной из ключевых сфер человеческой деятельности; достижения в этой сфере легли в основу социальных и научно-технологических преобразований, характерных для настоящего момента. С другой стороны, расширение сферы образования и изменение ее статуса сопровождаются обострениями проблем в этой сфере, которые свидетельствуют о кризисе образования. И наконец, в последние десятилетия в процессе поисков путей преодоления кризиса образования происходит формирования радикально новой образовательной системы. В этой связи необходимо дать научное обоснование социально-экономическим механизмам управления современным образованием, используя системный подход и структурный анализ, а также методологическую рефлексию различных концепций менеджмента. Выявлены и охарактеризованы две основные профессиональные функции руководителя профессиональной образовательной организации, актуализирующиеся в условиях введения новых ФГОС СПО – мотивационно-целевая и организационно-методическая. Важным условием успешной реализации модернизационных изменений в системе профессионального образования является сбалансированность в реализации обозначенных функций. Это требует от региональной организации ДПО целенаправленной деятельности по формированию как мотивационно-целевой, так и организационно-методической готовности директоров к модернизации профессионального образования.
Баксанский О.Е., Голубчикова М.Г., Филиппова Е.В. - Особенности функциональной роли руководителя профессиональной образовательной организации в условиях введения ФГОС нового поколения c. 312-321

DOI:
10.7256/2454-0676.2015.3.67125

Аннотация: Состояние сферы образования в современном мире достаточно противоречиво. С одной стороны, образование в ХХI веке стало одной из ключевых сфер человеческой деятельности; достижения в этой сфере легли в основу социальных и научно-технологических преобразований, характерных для настоящего момента. С другой стороны, расширение сферы образования и изменение ее статуса сопровождаются обострениями проблем в этой сфере, которые свидетельствуют о кризисе образования. И наконец, в последние десятилетия в процессе поисков путей преодоления кризиса образования происходит формирования радикально новой образовательной системы. В этой связи необходимо дать научное обоснование социально-экономическим механизмам управления современным образованием, используя системный подход и структурный анализ, а также методологическую рефлексию различных концепций менеджмента. Выявлены и охарактеризованы две основные профессиональные функции руководителя профессиональной образовательной организации, актуализирующиеся в условиях введения новых ФГОС СПО – мотивационно-целевая и организационно-методическая. Важным условием успешной реализации модернизационных изменений в системе профессионального образования является сбалансированность в реализации обозначенных функций. Это требует от региональной организации ДПО целенаправленной деятельности по формированию как мотивационно-целевой, так и организационно-методической готовности директоров к модернизации профессионального образования.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.