Статья 'Сущность понятия социально-профессиональной зрелости будущих специалистов социальной сферы' - журнал 'Педагогика и просвещение' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Педагогика и просвещение
Правильная ссылка на статью:

Сущность понятия социально-профессиональной зрелости будущих специалистов социальной сферы

Мальцева Татьяна Евгеньевна

кандидат педагогических наук

доцент, кафедра социальной работы, Луганский государственный педагогический университет

91028, Украина, г. Луганск, ул. Квартал Луганский, 4, кв. 18

Mal'tseva Tat'yana Evgen'evna

PhD in Pedagogy

Docent, the department of Social Work, Luhansk State Pedagogical University

91028, Ukraine, g. Lugansk, ul. Kvartal Luganskii, 4, kv. 18

maltzevate@mail.ru
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.7256/2454-0676.2015.3.16004

Дата направления статьи в редакцию:

28-07-2015


Дата публикации:

1-4.5-2015


Аннотация: Объектом данной статьи является понятие «социально-профессиональная зрелость будущих специалистов», предметом – определение сущности данного понятия. Автор отмечает, что понятие социально-профессиональная зрелость имеет составляющие, ранее хорошо изученные в науке, называя зрелость и профессионализм. Она раскрывает подходы к анализу этих категорий¸ их сущность и дает определение понятия «социально-профессиональная зрелость» будущих специалистов. Теоретико-аналитический подход позволил определить место рассматриваемой категории в процессе подготовки будущих специалистов, рассмотреть опорные составляющие, такие как личностная зрелость, профессиональная зрелость и профессионализм. Формирование социально-профессиональной зрелости – это многоступенчатый процесс, соответствующий уровню подготовки специалиста на каждом этапе его профессионального становления и развития на протяжении всей его профессиональной деятельности. Результатом явилось научное определение исследуемого понятия, методологический анализ этого исследования. Автором подчеркивается, что в процессе профессионализации существует необходимость учитывать особенности формирования социально-профессиональной зрелости в соответствие с развитием интеллектуальных и возрастных особенностей будущего специалиста. Социально-профессиональная зрелость - это критериальный показатель профессионализма.


Ключевые слова:

зрелость, профессионализм, личностная зрелость, профессиональная зрелость, личностные новообразования, интегральный критерий, жизненная стратегия, социальная компетентность, кризис идентичности, социально-профессиональная зрелость

УДК:

378.01(075.8)

Abstract: The object of this research article is the concept of "socio-professional maturity of future specialists", the subject of the research is the definition of the essence of this concept. The author notes that the concept of social and professional maturity consists of particular elements that have been well studied in the academic literature before, these are the maturity and professional competence. In her research Maltseva describes the approaches to the analysis of these categories, their nature and gives the definition of "socio-professional maturity" of future specialists. The theoretical-analytical approach has allowed to determine the place of these concepts in the process of training of future specialists, to consider its supporting components such as personal maturity, professional maturity and professional competence. Development of social and professional maturity is a multi-stage process that corresponds to the level of a specialist's training at each stage of professional development throughout their career. The result of the research was the scientific definition of the investigated concepts and methodological analysis of the research. The author emphasizes that in the process of professional development there is a need to consider peculiarities of formation of social and professional maturity in accordance with the intellectual and age development of future specialist. Maltseva also views socio-professional maturity as the criterion and indicator of professional competence. 


Keywords:

maturity, professionalism, personal maturity, professional maturity, personal neoplasms, integral criterion, life strategy, social competence, identity crisis, social and professional maturity

Библиография
1. Архипова С.П. Професійна компетентність і професійність соціального працівника: сутність і шляхи розвитку / С.П. Архипова // Соціальна робота в Україні: теорія і практика. – 2004.– №2.
2. Бодалев, А.А. О взрослении и зрелости : курс лекций / А.А. Бодалев [Електронный ресурс]. – Електронные учебники. – Режим доступа: http://www.infolibrary.com.ua – свободный. – Загл. с экрана.
3. Божович, Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе / Л.И. Божович // Психология развития. – СПб. : Питер, 2001. – С. 227-271.
4. Штепа О.С. Феномен особистісної зрілості / О.С. Штепа // Соціальна психологія. – №1 (9). – 2005. – С. 62-77.
5. Третьяченко В.В. Управлінські команди: методологія та теорія, формування і розвиток: монографія / В.В. Третьяченко – Луганськ: видавництво Східноукраїнського національного університету імені Володимира Даля, 2004. – 300 с.
6. Психология человека от рождения до смерти / под ред. А.А. Реана. – СПб. : проймЕВРОЗНАК, 2006. – 651с.
7. Проблемы формирования профессионализма специалистов социальной работы: межвузовский сборник научных трудов / ФГАОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т» ; под редакцией Л.Э. Панкратовой, Л.С. Копыловой. − Екатеринбург, 2012. − 309 с.
8. Фонарев А.Р. Развитие личности в процессе профессионализации / А.Р. Фонарев // Вопросы психологи, 2004. – № 6. – С.72-83.
9. Поваренков Ю.П. Професійна зрілість // Вісник // Педагогіка і психологія, 2006. – №6. – С. 29-33 [Електронний ресурс]. – Електронні підручники. – Режим доступу:http: //www.yspu.yar.ru– свободний. – Загол. з екрану.
10. Козловський О.В. Как правильно выбрать профессию: методики, тесты, рекомендации / О.В. Козловський – Донецк: ООО ПКФ «БАО», 2006. – 800 с.
11. Татенко В. Суб’єктивновчинкова парадигма в сучасній психології / В. Татенко // Соціальна психологія. – 2006. − № 1 (5). − С. 313.
12. Варбан М.Ю. Психологічні особливості професійного становлення [Електронний ресурс]. – Електронні підручники. – Режим доступу: http://www.infolibrary.com.ua – свободний. – Загол. з екрану.
13. Орлов, А.Б. Психология толерантности: проблемы и перспективы / А.Б.Орлов, А.З. Шапиро // Вопросы психологии. – 2006. – №3. – С. 80-96.
14. М.И. Розенова, Ф.С. Брантова Психологическая зрелость личности: возможности психометрии // Психология и Психотехника. - 2010. - 8. - C. 69 - 74.
15. М.И. Розенова, Ф.С. Брантова Психосемантическое исследование представлений молодежи и взрослых о психологически зрелой личности // Психология и Психотехника. - 2012. - 5. - C. 50 - 59.
References
1. Arkhipova S.P. Profesіina kompetentnіst' і profesіinіst' sotsіal'nogo pratsіvnika: sutnіst' і shlyakhi rozvitku / S.P. Arkhipova // Sotsіal'na robota v Ukraїnі: teorіya і praktika. – 2004.– №2.
2. Bodalev, A.A. O vzroslenii i zrelosti : kurs lektsii / A.A. Bodalev [Elektronnyi resurs]. – Elektronnye uchebniki. – Rezhim dostupa: http://www.infolibrary.com.ua – svobodnyi. – Zagl. s ekrana.
3. Bozhovich, L.I. Etapy formirovaniya lichnosti v ontogeneze / L.I. Bozhovich // Psikhologiya razvitiya. – SPb. : Piter, 2001. – S. 227-271.
4. Shtepa O.S. Fenomen osobistіsnoї zrіlostі / O.S. Shtepa // Sotsіal'na psikhologіya. – №1 (9). – 2005. – S. 62-77.
5. Tret'yachenko V.V. Upravlіns'kі komandi: metodologіya ta teorіya, formuvannya і rozvitok: monografіya / V.V. Tret'yachenko – Lugans'k: vidavnitstvo Skhіdnoukraїns'kogo natsіonal'nogo unіversitetu іmenі Volodimira Dalya, 2004. – 300 s.
6. Psikhologiya cheloveka ot rozhdeniya do smerti / pod red. A.A. Reana. – SPb. : proimEVROZNAK, 2006. – 651s.
7. Problemy formirovaniya professionalizma spetsialistov sotsial'noi raboty: mezhvuzovskii sbornik nauchnykh trudov / FGAOU VPO «Ros. gos. prof.-ped. un-t» ; pod redaktsiei L.E. Pankratovoi, L.S. Kopylovoi. − Ekaterinburg, 2012. − 309 s.
8. Fonarev A.R. Razvitie lichnosti v protsesse professionalizatsii / A.R. Fonarev // Voprosy psikhologi, 2004. – № 6. – S.72-83.
9. Povarenkov Yu.P. Profesіina zrіlіst' // Vіsnik // Pedagogіka і psikhologіya, 2006. – №6. – S. 29-33 [Elektronnii resurs]. – Elektronnі pіdruchniki. – Rezhim dostupu:http: //www.yspu.yar.ru– svobodnii. – Zagol. z ekranu.
10. Kozlovs'kii O.V. Kak pravil'no vybrat' professiyu: metodiki, testy, rekomendatsii / O.V. Kozlovs'kii – Donetsk: OOO PKF «BAO», 2006. – 800 s.
11. Tatenko V. Sub’єktivnovchinkova paradigma v suchasnіi psikhologії / V. Tatenko // Sotsіal'na psikhologіya. – 2006. − № 1 (5). − S. 313.
12. Varban M.Yu. Psikhologіchnі osoblivostі profesіinogo stanovlennya [Elektronnii resurs]. – Elektronnі pіdruchniki. – Rezhim dostupu: http://www.infolibrary.com.ua – svobodnii. – Zagol. z ekranu.
13. Orlov, A.B. Psikhologiya tolerantnosti: problemy i perspektivy / A.B.Orlov, A.Z. Shapiro // Voprosy psikhologii. – 2006. – №3. – S. 80-96.
14. M.I. Rozenova, F.S. Brantova Psikhologicheskaya zrelost' lichnosti: vozmozhnosti psikhometrii // Psikhologiya i Psikhotekhnika. - 2010. - 8. - C. 69 - 74.
15. M.I. Rozenova, F.S. Brantova Psikhosemanticheskoe issledovanie
predstavlenii molodezhi i vzroslykh
o psikhologicheski zreloi lichnosti // Psikhologiya i Psikhotekhnika. - 2012. - 5. - C. 50 - 59.

Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.