по
Педагогика и просвещение
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Педагогика и просвещение" > Содержание № 03, 2014
Выходные данные сетевого издания "Педагогика и просвещение"
Номер подписан в печать: 22-01-2015
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Аринушкина Анна Александровна, доктор педагогических наук, hr_mpsi@mail.ru
ISSN: 2454-0676
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 03, 2014
КОЛОНКА ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА
Гуревич П.С. - Педагог по призванию (памяти профессора Всеволода Николаевича Ружникова)

DOI:
10.7256/2454-0676.2014.3.13454

Аннотация: Статья посвящена профессору факультета журналистики Всеволоду Николаевичу Ружникову. Его уже нет в живых. Но его ученики и ученицы, коллеги, молодые исследователи помнят о нём. Он остался в воспоминаниях знавших его людей как нестандартный человек, крупный учёный. Но ещё и прекрасный, увлечённый преподаватель. Даже среди известных учёных, которые трудились в разные годы на кафедре, он выделялся своей порядочностью, преданностью профессии и ощущением святого долга воспитателя. Историки и филологи разных вузов страны пишут диссертации, где непременно упоминается фамилия В.Н. Ружникова, отмечаются его несомненные заслуги. В статье использован метод историзма. Автор стремится восстановить в памяти эпизоды жизни и деятельности В.Н. Ружникова. Метод кропотливого накопления исторических фактов и их осмысления был непреложным в нашей совместной работе над летописью советского радиовещания. Новизна статьи заключается в попытке написать о человеке, который работал в Гостелерадио и на кафедре радиовещания и телевидения. Такие люди как Всеволод Николаевич Ружников, оставляют о себе долгую память. Автор стремился рассказать о нем как о человеке, педагоге и исследователе, отметить достойные качества его личности. Особое внимание в статье уделено научной деятельности В.Н. Ружникова, кропотливого и самобытного историка отечественного радиовещания.
Гуревич П.С. - Педагог по призванию (памяти профессора Всеволода Николаевича Ружникова) c. 4-8

DOI:
10.7256/2454-0676.2014.3.65909

Аннотация: Статья посвящена профессору факультета журналистики Всеволоду Николаевичу Ружникову. Его уже нет в живых. Но его ученики и ученицы, коллеги, молодые исследователи помнят о нём. Он остался в воспоминаниях знавших его людей как нестандартный человек, крупный учёный. Но ещё и прекрасный, увлечённый преподаватель. Даже среди известных учёных, которые трудились в разные годы на кафедре, он выделялся своей порядочностью, преданностью профессии и ощущением святого долга воспитателя. Историки и филологи разных вузов страны пишут диссертации, где непременно упоминается фамилия В.Н. Ружникова, отмечаются его несомненные заслуги. В статье использован метод историзма. Автор стремится восстановить в памяти эпизоды жизни и деятельности В.Н. Ружникова. Метод кропотливого накопления исторических фактов и их осмысления был непреложным в нашей совместной работе над летописью советского радиовещания. Новизна статьи заключается в попытке написать о человеке, который работал в Гостелерадио и на кафедре радиовещания и телевидения. Такие люди как Всеволод Николаевич Ружников, оставляют о себе долгую память. Автор стремился рассказать о нем как о человеке, педагоге и исследователе, отметить достойные качества его личности. Особое внимание в статье уделено научной деятельности В.Н. Ружникова, кропотливого и самобытного историка отечественного радиовещания.
Педагогический идеал
Ростовцева Ю.А. - Утопический проект Ивана Тревогина «Ученая область» и образовательная политика Екатерины Второй

DOI:
10.7256/2454-0676.2014.3.13289

Аннотация: Аннотация: Предметом исследования настоящей статьи является проект «Ученая область» (1783) – одно из утопических сочинений неизвестного литератора эпохи Просвещения, редактора «Парнасских ведомостей» Ивана Тревогина. Несмотря на уникальность рукописного материала, опубликована только автобиография "прожектера", в то время как содержание проектов было лишь отчасти отражено в исследовательской литературе. «Ученая область» или «Область знаний» при этом – трактат наименее изученный. Между тем, это одно из первых произведений, написанных автором. Несмотря на свой утопизм, текст заключает в себе большую ценность как материал, отражающий особенности образования и науки екатерининской России. Проект рассматривается в необычном для гуманитарных наук контексте законодательных реформ Екатерины Второй. Наряду с рукописным наследием утописта привлекается ряд источников по истории российского права таких, как екатерининский «Наказ» (1767) и «Указ об учреждении Российской Академии наук» (1783). Новизна заявленного метода позволила существенно скорректировать традиционные взгляды о сущности утопических проектов Тревогина и показать их зависимость от законодательной политики просвещенного абсолютизма. В действительности, автор посвятил свой труд императрице, к тому же датировал его годом учреждения Российской академии наук. Эти и другие особенности позволили прийти к выводу, что Именной указ 1783 года и деятельность Санкт-Петербургской академии могли сущестсвенным образом повлиять на замысел автора.
Ростовцева Ю.А. - Утопический проект Ивана Тревогина «Ученая область» и образовательная политика Екатерины Второй c. 9-16

DOI:
10.7256/2454-0676.2014.3.65910

Аннотация: Предметом исследования настоящей статьи является проект «Ученая область» (1783) – одно из утопических сочинений неизвестного литератора эпохи Просвещения, редактора «Парнасских ведомостей» Ивана Тревогина. Несмотря на уникальность рукописного материала, опубликована только автобиография "прожектера", в то время как содержание проектов было лишь отчасти отражено в исследовательской литературе. «Ученая область» или «Область знаний» при этом – трактат наименее изученный. Между тем, это одно из первых произведений, написанных автором. Несмотря на свой утопизм, текст заключает в себе большую ценность как материал, отражающий особенности образования и науки екатерининской России. Проект рассматривается в необычном для гуманитарных наук контексте законодательных реформ Екатерины Второй. Наряду с рукописным наследием утописта привлекается ряд источников по истории российского права таких, как екатерининский «Наказ» (1767) и «Указ об учреждении Российской Академии наук» (1783). Новизна заявленного метода позволила существенно скорректировать традиционные взгляды о сущности утопических проектов Тревогина и показать их зависимость от законодательной политики просвещенного абсолютизма. В действительности, автор посвятил свой труд императрице, к тому же датировал его годом учреждения Российской академии наук. Эти и другие особенности позволили прийти к выводу, что Именной указ 1783 года и деятельность Санкт-Петербургской академии могли сущестсвенным образом повлиять на замысел автора.
Современные стратегии и модели образования
Баксанский О.Е. - Мировоззрение будущего: конвергенция как фундаментальный принцип

DOI:
10.7256/2454-0676.2014.3.13521

Аннотация: Социальные последствия конвергенции науки и технологии (CKTS) являются основой прогресса в XXI веке. Анализ социальных последствий конвергенции позволяет исследовать проблемы, которые не могут быть решены узкоспециальными методами, а также создавать на этой основе новые навыки, технологии и знания. Резюмируя, следует отметить, что CKTS может проявляться на всех уровнях знаний, технологий и общества, и, как правило, является результатом идущих интегративных процессов и межотраслевых причин. Конвергенция находится сегодня на переднем крае научного и технологического развития, обещая стать одной из основных интегральных областей знания и преобразующей силой, как это уже произошло с информационными технологиями и нанотехнологиями. В качестве основных методов исследования выступают конвергенция знаний, технологий и общества (CKTS), нано-, био-, инфо-, когнитивные и социально-гуманитарные технологии, science and technology studies или science, technology and society (STS), социально-экономические риски, наука и образование. Инициатива CKTS потенциально может оказать воздействие на все аспекты жизни общества: от улучшения образования до повышения общего уровня здоровья, от достижения экологической устойчивости до стимулирования инновационного развития экономики. Конвергенция открывает многообещающие перспективы получения новых знаний, идей, материалов и технологий. Её влияние на повседневную жизнь будет чрезвычайно позитивным, особенно в таких областях как образование, работа, развитие и жизнь населения. Социальная конвергенция обладает потенциалом для значительного и эффективного улучшения человеческих возможностей, повышения экономической конкурентоспособности и обеспечения безопасной жизнедеятельности.
Баксанский О.Е. - Мировоззрение будущего: конвергенция как фундаментальный принцип c. 17-29

DOI:
10.7256/2454-0676.2014.3.65911

Аннотация: Социальные последствия конвергенции науки и технологии (CKTS) являются основой прогресса в XXI веке. Анализ социальных последствий конвергенции позволяет исследовать проблемы, которые не могут быть решены узкоспециальными методами, а также создавать на этой основе новые навыки, технологии и знания. Резюмируя, следует отметить, что CKTS может проявляться на всех уровнях знаний, технологий и общества, и, как правило, является результатом идущих интегративных процессов и межотраслевых причин. Конвергенция находится сегодня на переднем крае научного и технологического развития, обещая стать одной из основных интегральных областей знания и преобразующей силой, как это уже произошло с информационными технологиями и нанотехнологиями. В качестве основных методов исследования выступают конвергенция знаний, технологий и общества (CKTS), нано-, био-, инфо-, когнитивные и социально-гуманитарные технологии, science and technology studies или science, technology and society (STS), социально-экономические риски, наука и образование. Инициатива CKTS потенциально может оказать воздействие на все аспекты жизни общества: от улучшения образования до повышения общего уровня здоровья, от достижения экологической устойчивости до стимулирования инновационного развития экономики. Конвергенция открывает многообещающие перспективы получения новых знаний, идей, материалов и технологий. Её влияние на повседневную жизнь будет чрезвычайно позитивным, особенно в таких областях как образование, работа, развитие и жизнь населения. Социальная конвергенция обладает потенциалом для значительного и эффективного улучшения человеческих возможностей, повышения экономической конкурентоспособности и обеспечения безопасной жизнедеятельности.
Развивающиеся педагогические технологии
Абрамова О.М. - Обращение школьной задачи как основа современных технологий обучения в математическом образовании

DOI:
10.7256/2454-0676.2014.3.14016

Аннотация: В статье представлено систематическое описание некоторых из задачных конструкций, зарекомендовавших себя в практике математического образования – окрестность обращённых задач, предназначенная для лучшего усвоения школьниками взаимосвязей величин, характеризующих задачную ситуацию. Предложен подход к обучению математике учащихся, характерной особенностью которого является использование обращения математических задач в процессе их решения, позволяющий обогатить деятельностную основу методики обучения и осуществлять целенаправленное развитие такого важного интеллектуального качества, как гибкость мышления учащихся. Проведен теоретико-методологический анализ существующих подходов к трактовке понятия обращённая задача. Подчёркиваются перспективы и возможности использования в школьной практике обучения математике обращённых задач, которые учащиеся должны уметь решать, чтобы можно было считать их математическое образование полноценным. Выявляются семантические различия терминов «обращённая задача» и «обратная задача». Представлена их материализация в форме модельных конструкций, а также приводятся примеры прямой, обратной и обращенных задач и методические рекомендации по их конструированию. Описана процедура обращения математической задачи, выделены её основные этапы, даны методические рекомендации к каждому из них, разработан алгоритм для самостоятельного обращения учащимися математической задачи.
Абрамова О.М. - Обращение школьной задачи как основа современных технологий обучения в математическом образовании c. 30-41

DOI:
10.7256/2454-0676.2014.3.65912

Аннотация: В статье представлено систематическое описание некоторых из задачных конструкций, зарекомендовавших себя в практике математического образования – окрестность обращённых задач, предназначенная для лучшего усвоения школьниками взаимосвязей величин, характеризующих задачную ситуацию. Предложен подход к обучению математике учащихся, характерной особенностью которого является использование обращения математических задач в процессе их решения, позволяющий обогатить деятельностную основу методики обучения и осуществлять целенаправленное развитие такого важного интеллектуального качества, как гибкость мышления учащихся. Проведен теоретико-методологический анализ существующих подходов к трактовке понятия обращённая задача. Подчёркиваются перспективы и возможности использования в школьной практике обучения математике обращённых задач, которые учащиеся должны уметь решать, чтобы можно было считать их математическое образование полноценным. Выявляются семантические различия терминов «обращённая задача» и «обратная задача». Представлена их материализация в форме модельных конструкций, а также приводятся примеры прямой, обратной и обращенных задач и методические рекомендации по их конструированию. Описана процедура обращения математической задачи, выделены её основные этапы, даны методические рекомендации к каждому из них, разработан алгоритм для самостоятельного обращения учащимися математической задачи.
«Учитель, перед именем твоим…»
Левин В.И. - В.И. Варшавский - инженер, исследователь, организатор науки

DOI:
10.7256/2454-0676.2014.3.13034

Аннотация: В статье изложена научная биография выдающегося инженера и крупного ученого Виктора Ильича Варшавского. Выявлены некоторые особенности его научного творчества и влияние на него семейных связей, друзей, близких и коллег. Дан обзор основных результатов В.И. Варшавского в науке (теория автоматов, вычислительная техника, пороговая логика, искусственный интеллект) и инженерном деле (асинхронная схемотехника). Проанализирована его научно-организационная и педагогическая деятельность и ее влияние на развитие советской и российской науки техники. Воссоздан образ В.И. Варшавского как человека и гражданина. Прослежена связь между исследованиями его творческого коллектива и современными исследованиями в области вычислительной техники и искусственного интеллекта. Основу данного исследования составляют, главным образом, воспоминания членов семьи, друзей, близких и коллег В.И. Варшавского, а также личные воспоминания автора. Также использованы высказанные этими лицами впечатления о творчестве ученого. Собраны воедино сведения и оценки, относящиеся к различным сторонам жизни и деятельности В.И. Варшавского – научной, инженерной, литературной, организационной, педагогической и др. Выявлено, что исследования В.И. Варшавского и его учеников в области вычислительной техники – так называемая асинхроника – в случае практической реализации могли существенно изменить эту область. Однако эта реализация была практически невозможна.
Левин В.И. - В.И. Варшавский - инженер, исследователь, организатор науки c. 42-49

DOI:
10.7256/2454-0676.2014.3.65913

Аннотация: В статье изложена научная биография выдающегося инженера и крупного ученого Виктора Ильича Варшавского. Выявлены некоторые особенности его научного творчества и влияние на него семейных связей, друзей, близких и коллег. Дан обзор основных результатов В.И. Варшавского в науке (теория автоматов, вычислительная техника, пороговая логика, искусственный интеллект) и инженерном деле (асинхронная схемотехника). Проанализирована его научно-организационная и педагогическая деятельность и ее влияние на развитие советской и российской науки техники. Воссоздан образ В.И. Варшавского как человека и гражданина. Прослежена связь между исследованиями его творческого коллектива и современными исследованиями в области вычислительной техники и искусственного интеллекта. Основу данного исследования составляют, главным образом, воспоминания членов семьи, друзей, близких и коллег В.И. Варшавского, а также личные воспоминания автора. Также использованы высказанные этими лицами впечатления о творчестве ученого. Собраны воедино сведения и оценки, относящиеся к различным сторонам жизни и деятельности В.И. Варшавского – научной, инженерной, литературной, организационной, педагогической и др. Выявлено, что исследования В.И. Варшавского и его учеников в области вычислительной техники – так называемая асинхроника – в случае практической реализации могли существенно изменить эту область. Однако эта реализация была практически невозможна.
Воспитание и его формы
Дударь О.Г., Дударь А.И., Хусяинов Т.М. - Значение патриотического воспитания в системе современного среднего общего образования

DOI:
10.7256/2454-0676.2014.3.13676

Аннотация: В работе рассматривается значение патриотического воспитания учащихся в системе среднего образования Несмотря на быстро растущее в современной науке количество исследований подростковой и молодёжной среди в целом, проработка проблемы воспитания патриотизма и гражданственности на данный момент недостаточна и требует дальнейших исследований. В работе рассматриваются те основания, которые обуславливают высокое значение патриотического воспитания в ходе школьного обучения и то место, которое патриотизм занимает в системе ценностей современного общества. В качестве методов данного исследования выступили теоретический анализ, синтез, сравнение и обобщение материалов российской социологической, педагогической и психологической научной литературы. Данная работа рассматривает основные теоретические основы процесса патриотического воспитания в ходе получения среднего образования. В ходе исследования было установлено, что патриотическое воспитание среди учеников учреждений среднего образования имеет большое значение для дальнейшего развития общества и страны в целом, а недооценка роли патриотического воспитания может привести к резкому ослаблению социально-экономических, культурных и морально-духовных основ общества и государства.
Дударь О.Г., Дударь А.И., Хусяинов Т.М. - Значение патриотического воспитания в системе современного среднего общего образования c. 50-65

DOI:
10.7256/2454-0676.2014.3.65914

Аннотация: В работе рассматривается значение патриотического воспитания учащихся в системе среднего образования Несмотря на быстро растущее в современной науке количество исследований подростковой и молодёжной среди в целом, проработка проблемы воспитания патриотизма и гражданственности на данный момент недостаточна и требует дальнейших исследований. В работе рассматриваются те основания, которые обуславливают высокое значение патриотического воспитания в ходе школьного обучения и то место, которое патриотизм занимает в системе ценностей современного общества. В качестве методов данного исследования выступили теоретический анализ, синтез, сравнение и обобщение материалов российской социологической, педагогической и психологической научной литературы. Данная работа рассматривает основные теоретические основы процесса патриотического воспитания в ходе получения среднего образования. В ходе исследования было установлено, что патриотическое воспитание среди учеников учреждений среднего образования имеет большое значение для дальнейшего развития общества и страны в целом, а недооценка роли патриотического воспитания может привести к резкому ослаблению социально-экономических, культурных и морально-духовных основ общества и государства.
Новые методики и технологии
Позднякова У.С. - Использование зарубежного опыта социокультурной анимации с участием детей

DOI:
10.7256/2454-0676.2014.3.12629

Аннотация: Настоящая статья посвящена исследованию использования зарубежного опыта анимации для решения проблем организации и функционирования анимационной деятельности в работе детских спортивно-оздоровительных организаций как части системы мер профилактики девиантного и делинквентного поведения детей. В работе проведен анализ европейского, американского опыта анимационной деятельности с участием детей, а также опыт ряда иных зарубежных стран (как развитых, так и развивающихся). Автором разработана система предложений по использованию зарубежного опыта анимационной деятельности с участием несовершеннолетних в работе детских спортивно-оздоровительных организаций в Российской Федерации. В настоящей работе использованы следующие методы научного исследования: сравнительного исследования; исторический; ассоциаций; анализа; формально-логический; статистический; социологический; синтеза. В работе проведен анализ европейского, американского опыта анимационной деятельности с участием детей, а также опыт ряда иных зарубежных стран (как развитых, так и развивающихся). Автором разработана система предложений по использованию положительного зарубежного опыта анимационной деятельности с участием несовершеннолетних в работе детских спортивно-оздоровительных организаций в Российской Федерации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.
Позднякова У.С. - Использование зарубежного опыта социокультурной анимации с участием детей c. 66-75

DOI:
10.7256/2454-0676.2014.3.65915

Аннотация: Настоящая статья посвящена исследованию использования зарубежного опыта анимации для решения проблем организации и функционирования анимационной деятельности в работе детских спортивно-оздоровительных организаций как части системы мер профилактики девиантного и делинквентного поведения детей. В работе проведен анализ европейского, американского опыта анимационной деятельности с участием детей, а также опыт ряда иных зарубежных стран (как развитых, так и развивающихся). Автором разработана система предложений по использованию зарубежного опыта анимационной деятельности с участием несовершеннолетних в работе детских спортивно-оздоровительных организаций в Российской Федерации. В настоящей работе использованы следующие методы научного исследования: сравнительного исследования; исторический; ассоциаций; анализа; формально-логический; статистический; социологический; синтеза. В работе проведен анализ европейского, американского опыта анимационной деятельности с участием детей, а также опыт ряда иных зарубежных стран (как развитых, так и развивающихся). Автором разработана система предложений по использованию положительного зарубежного опыта анимационной деятельности с участием несовершеннолетних в работе детских спортивно-оздоровительных организаций в Российской Федерации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.
Массово-информационные процессы в обучении
Буева Л.П. - Процесс распространения западной культуры и его противоречия

DOI:
10.7256/2454-0676.2014.3.14009

Аннотация: Анализируются мировоззренческие истоки современной массовой культуры. Автор обращается к первоначальным размежеваниям между элитарной и массовой культурой. Проблемы рассматриваются через призму своеобразной темы – процесс распространения культуры. Действительно, развитие современных средств общения постоянно возобновляет тему о преобразовании и унификации всего комплекса информационных потоков, всей системы распространения культуры и просвещения. Автор излагает идеи К. Маркса и Ф. Энгельса о роли средств массового влияния на людей. Он раскрывает тему и на историческом материале, анализируя идеи В.И. Ленина, Н.К. Крупской, А.В. Луначарского. Большое влияние уделяется социально-критическому аспекту массовой коммуникации. Метод исторического анализа позволяет обратиться к генезису проблемы, к первоначальному осмыслению этой темы, как она сложилась ещё в эпоху Просвещения. Обращаясь к концепциям массовой коммуникации, автор использует полемические приёмы. Новизна проблемы состоит в том, что исследователи обычно уделяют особое внимание содержанию массовой коммуникации, специфическому различию каналов массового воздействия на аудиторию. Механизмы распространения культуры не были предметом столь интенсивного рассмотрения. Развитие массового общения ставит вопрос о преобразовании и унификации всего комплекса информационных потоков, всей системы распространения культуры и просвещения.
Буева Л.П. - Процесс распространения западной культуры и его противоречия c. 76-89

DOI:
10.7256/2454-0676.2014.3.65916

Аннотация: Анализируются мировоззренческие истоки современной массовой культуры. Автор обращается к первоначальным размежеваниям между элитарной и массовой культурой. Проблемы рассматриваются через призму своеобразной темы – процесс распространения культуры. Действительно, развитие современных средств общения постоянно возобновляет тему о преобразовании и унификации всего комплекса информационных потоков, всей системы распространения культуры и просвещения. Автор излагает идеи К. Маркса и Ф. Энгельса о роли средств массового влияния на людей. Он раскрывает тему и на историческом материале, анализируя идеи В.И. Ленина, Н.К. Крупской, А.В. Луначарского. Большое влияние уделяется социально-критическому аспекту массовой коммуникации. Метод исторического анализа позволяет обратиться к генезису проблемы, к первоначальному осмыслению этой темы, как она сложилась ещё в эпоху Просвещения. Обращаясь к концепциям массовой коммуникации, автор использует полемические приёмы. Новизна проблемы состоит в том, что исследователи обычно уделяют особое внимание содержанию массовой коммуникации, специфическому различию каналов массового воздействия на аудиторию. Механизмы распространения культуры не были предметом столь интенсивного рассмотрения. Развитие массового общения ставит вопрос о преобразовании и унификации всего комплекса информационных потоков, всей системы распространения культуры и просвещения.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.