по
Педагогика и просвещение
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Педагогика и просвещение" > Содержание № 01, 2014
Выходные данные сетевого издания "Педагогика и просвещение"
Номер подписан в печать: 20-07-2014
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Аринушкина Анна Александровна, доктор педагогических наук, hr_mpsi@mail.ru
ISSN: 2454-0676
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 01, 2014
КОЛОНКА ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА
Гуревич П.С. - Смысл человеческого бытия и ценности образования

DOI:
10.7256/2454-0676.2014.1.12195

Аннотация: Смысл человеческого бытия – регулятивное понятие, присущее всякой мировоззренческой системе, которая оправдывает и истолковывает свойственные этой системе моральные нормы и ценности, показывает, во имя чего необходима предписываемая ими деятельность. В статье речь идет об образовании как всеобщей формы развития личности и общества, о единстве обучения, воспитания и развития. Идея образования рождена двойственностью человеческой природы. С одной стороны, человек – природное существо. Именно поэтому он ведет себя как животная индивидуальность. С другой стороны, человек – существо духовное и разумное. Гегель отмечал, что человек не бывает от природы тем, чем он должен быть. Животное не нуждается в образовании, потому что оно от природы есть то, чем оно должно быть. Автор опирается на принцип историзма, позволяющий каждое явление рассматривать исторически, то есть в процессе зарождения и последующего развития. Он отстаивает также методологический принцип соединения образования и воспитания. В этом случае автор прибегает к методам философской антропологии. Новизна статьи в попытке еще раз промыслить связь между обучением и развитием. Характер соподчинения между образованием и воспитанием определяется, очевидно, потребностями педагогической практики, задачами школы. Сохраняющееся различие этих понятий вызвано несовершенством, ограниченностью самой идеи школы, не соответствующей духу жизни. Целостность образования и воспитания отражены в древнегреческом понятии – «пайдейя».
Гуревич П.С. - Смысл человеческого бытия и ценности образования c. 4-9

DOI:
10.7256/2454-0676.2014.1.65195

Аннотация: Смысл человеческого бытия – регулятивное понятие, присущее всякой мировоззренческой системе, которая оправдывает и истолковывает свойственные этой системе моральные нормы и ценности, показывает, во имя чего необходима предписываемая ими деятельность. В статье речь идет об образовании как всеобщей формы развития личности и общества, о единстве обучения, воспитания и развития. Идея образования рождена двойственностью человеческой природы. С одной стороны, человек – природное существо. Именно поэтому он ведет себя как животная индивидуальность. С другой стороны, человек – существо духовное и разумное. Гегель отмечал, что человек не бывает от природы тем, чем он должен быть. Животное не нуждается в образовании, потому что оно от природы есть то, чем оно должно быть. Автор опирается на принцип историзма, позволяющий каждое явление рассматривать исторически, то есть в процессе зарождения и последующего развития. Он отстаивает также методологический принцип соединения образования и воспитания. В этом случае автор прибегает к методам философской антропологии. Новизна статьи в попытке еще раз промыслить связь между обучением и развитием. Характер соподчинения между образованием и воспитанием определяется, очевидно, потребностями педагогической практики, задачами школы. Сохраняющееся различие этих понятий вызвано несовершенством, ограниченностью самой идеи школы, не соответствующей духу жизни. Целостность образования и воспитания отражены в древнегреческом понятии – «пайдейя».
Просвещение
Звонова Е.Е. - Метафизика человека в научных работах А. Л. Чижевского

DOI:
10.7256/2454-0676.2014.1.12240

Аннотация: Предметом исследования настоящей статьи являются философско-антропологические воззрения Чижевского, отраженные в его научных трудах, а также явным образом следующие из содержания последних. Большое внимание уделено не только общей характеристике научного творчества и реконструкции философских представлений Александра Леонидовича о человеке, но и постановке вопросов, возникающих при их осмыслении. Исследование философско-антропологических взглядов Чижевского осуществляется с учетом того обстоятельства, что его творчество принадлежит к традиции русского космизма, дабы продемонстрировать как «вписанность» идей «Леонардо да Винчи XX века» в рамки определенного течения мысли, так и своеобразие последних. При написании работы использовались следующие методы: анализ текстовых источников (в том числе материалов фонда 1703 Архива Академии Наук Российской Федерации), сравнение, анализ, синтез, индукция и дедукция, классификация, обобщение, исторический метод. Научная новизна исследования заключается, прежде всего, в реконструкции философско-антропологических воззрений Чижевского, отраженных в ученых трудах космиста, а также в постановке проблем, коими чреваты соответствующие воззрения, указании их противоречивости. На основании того, что метафизические представления Александра Леонидовича о человеке являются частью его мировоззрения, которое повлияло на творчество Чижевского в целом, делается вывод о необходимости ознакомления с ними для адекватной оценки и раскрытия эвристического потенциала культурного наследия «Леонардо да Винчи XX века».
Звонова Е.Е. - Метафизика человека в научных работах А. Л. Чижевского c. 10-21

DOI:
10.7256/2454-0676.2014.1.65196

Аннотация: Предметом исследования настоящей статьи являются философско-антропологические воззрения Чижевского, отраженные в его научных трудах, а также явным образом следующие из содержания последних. Большое внимание уделено не только общей характеристике научного творчества и реконструкции философских представлений Александра Леонидовича о человеке, но и постановке вопросов, возникающих при их осмыслении. Исследование философско-антропологических взглядов Чижевского осуществляется с учетом того обстоятельства, что его творчество принадлежит к традиции русского космизма, дабы продемонстрировать как «вписанность» идей «Леонардо да Винчи XX века» в рамки определенного течения мысли, так и своеобразие последних. При написании работы использовались следующие методы: анализ текстовых источников (в том числе материалов фонда 1703 Архива Академии Наук Российской Федерации), сравнение, анализ, синтез, индукция и дедукция, классификация, обобщение, исторический метод. Научная новизна исследования заключается, прежде всего, в реконструкции философско-антропологических воззрений Чижевского, отраженных в ученых трудах космиста, а также в постановке проблем, коими чреваты соответствующие воззрения, указании их противоречивости. На основании того, что метафизические представления Александра Леонидовича о человеке являются частью его мировоззрения, которое повлияло на творчество Чижевского в целом, делается вывод о необходимости ознакомления с ними для адекватной оценки и раскрытия эвристического потенциала культурного наследия «Леонардо да Винчи XX века».
Ценности и цели образования
Голикова Г.А., Вафина А.Х. - Ценностный подход в образовании (Человек-Культура-Литература)

DOI:
10.7256/2454-0676.2014.1.12098

Аннотация: Вопросы формирования новых стратегий в обучении сегодня требуют особого рассмотрения, в том числе с точки зрения сохранения нравственно-духовных ценностей человека, его взаимодействия с Культурой как основным фактором в развитии его духовно-нравственной сферы. Кризисные явления в современном обществе, кризис культуры определяют насущную необходимость поиска путей решения этой проблемы, одним из которых является путь актуализации ценностного подхода в образовании, продуктивного формирования ценностных смыслов в структуре личности человека, начиная с детских лет. Аксиологический (ценностный) подход, в достаточной степени осмысленный в различных областях науки (философии, эстетике, культурологии, психологии, педагогике), в то же время мало представлен в практической сфере. Школьная образовательная среда является той «площадкой», где ценностные установки личности могут быть сформированы и развиты в полной мере. Содержательной основой процесса формирования личностных ценностей может стать русская проза ХХ века, в которой воплощен особый ценностный комплекс (ценностные идеалы и представления), способствующий при его актуализации на уроке продуктивному формированию ценностной сферы ученика и приобщению его к таким базовым общечеловеческим ценностным смыслам, как – дом, семья, труд, любовь, дружба, родина, природа. Данные категории в произведениях русских прозаиков соединяются с ценностной идеей и категорией Прекрасного как ключевой в формировании души подрастающего человека и определения его как человека Культуры. «Присвоение» ценностных идеалов (С.Л. Рубинштейн) в процессе эстетического ценностного взаимодействия «читатель – произведение» (М.М. Бахтин) осуществляется посредством актуализации субъектного опыта жизнедеятельности ученика посредством интерпретационной деятельности, где наряду с традиционными приемами анализа текста должны использоваться «нестандартные» приемы «сближения» читателя и произведения в их ценностном взаимодействии. Научная новизна данной статьи определяется осмыслением процесса обучения литературе в школе с учетом возможностей ценностно-аксиологического подхода в образовании. Данный подход определяется как минимум реализацией двух составляющих: во-первых, отбора содержания, позволяющего приобщить ребенка к ценностной культуре человечества и, во-вторых, формированием особого методического "маршрута" в освоении ценностей, который, на наш взгляд, должен опираться на идею становления и развития субъектного опыта ребенка (И.С. Якиманская) в его взаимодействии с ценностно-образовательным компонентом урока.
Голикова Г.А., Вафина А.Х. - Ценностный подход в образовании (Человек-Культура-Литература) c. 22-29

DOI:
10.7256/2454-0676.2014.1.65197

Аннотация: Вопросы формирования новых стратегий в обучении сегодня требуют особого рассмотрения, в том числе с точки зрения сохранения нравственно-духовных ценностей человека, его взаимодействия с Культурой как основным фактором в развитии его духовно-нравственной сферы. Кризисные явления в современном обществе, кризис культуры определяют насущную необходимость поиска путей решения этой проблемы, одним из которых является путь актуализации ценностного подхода в образовании, продуктивного формирования ценностных смыслов в структуре личности человека, начиная с детских лет. Аксиологический (ценностный) подход, в достаточной степени осмысленный в различных областях науки (философии, эстетике, культурологии, психологии, педагогике), в то же время мало представлен в практической сфере. Школьная образовательная среда является той «площадкой», где ценностные установки личности могут быть сформированы и развиты в полной мере. Содержательной основой процесса формирования личностных ценностей может стать русская проза ХХ века, в которой воплощен особый ценностный комплекс (ценностные идеалы и представления), способствующий при его актуализации на уроке продуктивному формированию ценностной сферы ученика и приобщению его к таким базовым общечеловеческим ценностным смыслам, как – дом, семья, труд, любовь, дружба, родина, природа. Данные категории в произведениях русских прозаиков соединяются с ценностной идеей и категорией Прекрасного как ключевой в формировании души подрастающего человека и определения его как человека Культуры. «Присвоение» ценностных идеалов (С.Л. Рубинштейн) в процессе эстетического ценностного взаимодействия «читатель – произведение» (М.М. Бахтин) осуществляется посредством актуализации субъектного опыта жизнедеятельности ученика посредством интерпретационной деятельности, где наряду с традиционными приемами анализа текста должны использоваться «нестандартные» приемы «сближения» читателя и произведения в их ценностном взаимодействии. Научная новизна данной статьи определяется осмыслением процесса обучения литературе в школе с учетом возможностей ценностно-аксиологического подхода в образовании. Данный подход определяется как минимум реализацией двух составляющих: во-первых, отбора содержания, позволяющего приобщить ребенка к ценностной культуре человечества и, во-вторых, формированием особого методического "маршрута" в освоении ценностей, который, на наш взгляд, должен опираться на идею становления и развития субъектного опыта ребенка (И.С. Якиманская) в его взаимодействии с ценностно-образовательным компонентом урока.
Современные стратегии и модели образования
Юрченко А.В. - Образовательный стартап: от факультатива до формирования базовой концепции

DOI:
10.7256/2454-0676.2014.1.11936

Аннотация: Автор рассматривает вопросы, связанные с созданием в Национальном исследовательском университете "Высшая школа экономики" нового научно-исследовательского и образовательного подразделения - Института проблем безопасности и поэтапного развития его деятельности в области образования. На примере развертывания классического образовательного стартапа, мониторинга целевых аудиторий автор показывает пути движения института, совершенствования концепции его развития в связи с проводимыми исследованиями реального сектора экономики. Автор раскрывает цели выбора институтом основных целевых аудиторий, пути создания базовой образовательной концепции и ее постепенного развития от общеуниверситетского факультатива, дисциплины по выбору для студентов избранных потоков, до дополнительного профессионального образования практиков отрасли негосударственной безопасности. В статье отчетливо показано, что образовательная деятельность названного института происходит в конкурентной среде. По этой причине автор использует для изучения конкурентных образовательных стратегий методологию современного рыночного менеджмента и, в частности, методологию стартапа образовательного подразделения на уже сформированном рынке образовательных услуг. Полученный автором в 2012-2014 гг. материал позиционированию нового образовательного подразделения свидетельствует о том, что в образовательном стартапе продукты и рынки их реализации важны в равной степени. Более того, эти категории находятся во взаимно комплементарных и взаимно детерминирующих отношениях, имея в виду изменчивость рынка и, как следствие, необходимость подстраивания образовательных продуктов под его "капризы" с одной стороны и обратное, реверсивное воздействие инновационных образовательных программ на формирование запросов со стороны целевых аудиторий, - с другой.
Юрченко А.В. - Образовательный стартап: от факультатива до формирования базовой концепции c. 30-45

DOI:
10.7256/2454-0676.2014.1.65198

Аннотация: Автор рассматривает вопросы, связанные с созданием в Национальном исследовательском университете "Высшая школа экономики" нового научно-исследовательского и образовательного подразделения - Института проблем безопасности и поэтапного развития его деятельности в области образования. На примере развертывания классического образовательного стартапа, мониторинга целевых аудиторий автор показывает пути движения института, совершенствования концепции его развития в связи с проводимыми исследованиями реального сектора экономики. Автор раскрывает цели выбора институтом основных целевых аудиторий, пути создания базовой образовательной концепции и ее постепенного развития от общеуниверситетского факультатива, дисциплины по выбору для студентов избранных потоков, до дополнительного профессионального образования практиков отрасли негосударственной безопасности. В статье отчетливо показано, что образовательная деятельность названного института происходит в конкурентной среде. По этой причине автор использует для изучения конкурентных образовательных стратегий методологию современного рыночного менеджмента и, в частности, методологию стартапа образовательного подразделения на уже сформированном рынке образовательных услуг. Полученный автором в 2012-2014 гг. материал позиционированию нового образовательного подразделения свидетельствует о том, что в образовательном стартапе продукты и рынки их реализации важны в равной степени. Более того, эти категории находятся во взаимно комплементарных и взаимно детерминирующих отношениях, имея в виду изменчивость рынка и, как следствие, необходимость подстраивания образовательных продуктов под его "капризы" с одной стороны и обратное, реверсивное воздействие инновационных образовательных программ на формирование запросов со стороны целевых аудиторий, - с другой.
Типы обучения
Баксанский О.Е. - Конвергенция Знаний, Технологий и Общества: стратегические цели NBICS-конвергенции

DOI:
10.7256/2454-0676.2014.1.11927

Аннотация: Развивая когнитивные исследования, делается попытка реализовать принципиально новый подход. С одной стороны, изучаются процессы сознания с помощью нейронаук, физиологии и молекулярной биологии, а с другой стороны, одновременно привлекаются специалисты различных социально-гуманитарных направлений. Аббревиатура NBIC относится к сближению нанотехнологии, биотехнологии, ин-формационной технологии и когнитивистики. В 2013 г. было опубликовано аналитическое исследование, посвященное NBIC2-конвергенции (означающей «выходящее за пределами NBIC-конвергенции»). Поскольку оно сосредоточено на обсуждении и рекомендациях в отношении того, как взаимопересечение может учитывать социальные перспективы, то сегодня наряду с аббревиатурой NBIC2 также принимают сокращение CKTS (Convergence of knowledge and technology for the benefit of society - конвергенции знаний, технологий и общества). Анализируются перспективы и социально-экономические риски конвергентных технологий. Нанотехнологии, биотехнологии, информационные, когнитивные и социальные технологии (NBICS) играют основополагающую роль развивающихся конвергентных инструментов, которые совместно формируют общую CKTS платформу (Convergence of knowledge and technology for the benefit of society - конвергенции знаний, технологий и общества). Новая научная картина мира складывается в естествознании ХХI в. – • аналитической подход к познанию структуры материи сменился синтетическим, доминируют междисциплинарные исследования, растет их многообразие; • они берут на себя интегративные функции по отношению к отдельным наукам; сближаются науки об органической и неорганической природе, интеграция наук при-обретает трансдисциплинарный характер; • дифференциация из особого направления эволюции науки становится моментом доминирующего в ней интеграционного процесса; • процессы дифференциации и интеграции сливаются в единый интегрально-дифференциальный синтез; усиливается взаимодействие между внешними внутренним единством науки, они часто они становятся неразличимыми. Такая парадигма научного знания может быть названа конвергентной.
Баксанский О.Е. - Конвергенция Знаний, Технологий и Общества: стратегические цели NBICS-конвергенции c. 46-62

DOI:
10.7256/2454-0676.2014.1.65199

Аннотация: Развивая когнитивные исследования, делается попытка реализовать принципиально новый подход. С одной стороны, изучаются процессы сознания с помощью нейронаук, физиологии и молекулярной биологии, а с другой стороны, одновременно привлекаются специалисты различных социально-гуманитарных направлений. Аббревиатура NBIC относится к сближению нанотехнологии, биотехнологии, ин-формационной технологии и когнитивистики. В 2013 г. было опубликовано аналитическое исследование, посвященное NBIC2-конвергенции (означающей «выходящее за пределами NBIC-конвергенции»). Поскольку оно сосредоточено на обсуждении и рекомендациях в отношении того, как взаимопересечение может учитывать социальные перспективы, то сегодня наряду с аббревиатурой NBIC2 также принимают сокращение CKTS (Convergence of knowledge and technology for the benefit of society - конвергенции знаний, технологий и общества). Анализируются перспективы и социально-экономические риски конвергентных технологий. Нанотехнологии, биотехнологии, информационные, когнитивные и социальные технологии (NBICS) играют основополагающую роль развивающихся конвергентных инструментов, которые совместно формируют общую CKTS платформу (Convergence of knowledge and technology for the benefit of society - конвергенции знаний, технологий и общества). Новая научная картина мира складывается в естествознании ХХI в. – • аналитической подход к познанию структуры материи сменился синтетическим, доминируют междисциплинарные исследования, растет их многообразие; • они берут на себя интегративные функции по отношению к отдельным наукам; сближаются науки об органической и неорганической природе, интеграция наук при-обретает трансдисциплинарный характер; • дифференциация из особого направления эволюции науки становится моментом доминирующего в ней интеграционного процесса; • процессы дифференциации и интеграции сливаются в единый интегрально-дифференциальный синтез; усиливается взаимодействие между внешними внутренним единством науки, они часто они становятся неразличимыми. Такая парадигма научного знания может быть названа конвергентной.
Педагогическая психология
Родин К.С. - Фигура отца в жизни сына

DOI:
10.7256/2454-0676.2014.1.12284

Аннотация: Институт отцовства постоянно трансформируется вслед за социокультурными изменениями. И сейчас мы являемся свидетелями того, как традиционные патриархальные принципы видоизменяются под воздействием матриархальных, что отражается не только на изменениях в обществе, но и приводит к переосмыслению гендерных ролей. Современный мужчина обусловлен внутренними противоречиями, что создает нестабильность его положения. Рассматривая отношения отца и сына, демонстрируется не только несостоятельность традиционной модели воспитания, но так же открывается и более глубокое значения отцовской фигуры. Выбирая в качестве отправной точки миф, и, сопоставляя полученные данные с историческими и культурными изменениями, прослеживается закономерность в формировании образа отца, что позволяет выделить устойчивые аспекты отцовства, влияющие на психику ребёнка. Полученные данные подкрепляются клиническим материалом. Сложность во взаимоотношениях отца и сына иллюстрируют драматизм традиционной модели воспитания, коренящейся в глубинах нашего бессознательного. Многогранность исследования раскрывает важность не только реального отца в жизни сына, но и символического, не зависящего от пола. Рассматривая личность в отдельности, а вслед за этим институт семьи и общества, автор демонстрирует постоянную борьбу архетипов, продуктивная деятельность которых возможна лишь в состоянии равновесия.
Родин К.С. - Фигура отца в жизни сына c. 63-75

DOI:
10.7256/2454-0676.2014.1.65200

Аннотация: Институт отцовства постоянно трансформируется вслед за социокультурными изменениями. И сейчас мы являемся свидетелями того, как традиционные патриархальные принципы видоизменяются под воздействием матриархальных, что отражается не только на изменениях в обществе, но и приводит к переосмыслению гендерных ролей. Современный мужчина обусловлен внутренними противоречиями, что создает нестабильность его положения. Рассматривая отношения отца и сына, демонстрируется не только несостоятельность традиционной модели воспитания, но так же открывается и более глубокое значения отцовской фигуры. Выбирая в качестве отправной точки миф, и, сопоставляя полученные данные с историческими и культурными изменениями, прослеживается закономерность в формировании образа отца, что позволяет выделить устойчивые аспекты отцовства, влияющие на психику ребёнка. Полученные данные подкрепляются клиническим материалом. Сложность во взаимоотношениях отца и сына иллюстрируют драматизм традиционной модели воспитания, коренящейся в глубинах нашего бессознательного. Многогранность исследования раскрывает важность не только реального отца в жизни сына, но и символического, не зависящего от пола. Рассматривая личность в отдельности, а вслед за этим институт семьи и общества, автор демонстрирует постоянную борьбу архетипов, продуктивная деятельность которых возможна лишь в состоянии равновесия.
«Учитель, перед именем твоим…»
Левин В.И. - К 90-летию со дня рождения. Эдуард Александрович Якубайтис. Жизнь и судьба

DOI:
10.7256/2454-0676.2014.1.11546

Аннотация: В статье рассматривается история жизни и деятельности крупного советского и латвийского ученого и организатора науки Э.А. Якубайтиса. Достаточно подробно описана его научная биография. Очень подробно, по этапам, рассмотрена его научная деятельность и полученные результаты. Воссоздана его деятельность в качестве научного администратора и руководителя научных исследований. Много места уделено воспоминаниям о Якубайтисе как человеке. Анализируется его человеческая судьба, головокружительная карьера в советское время и трагический конец в новой, независимой Латвии. Приведен полный список всех опубликованных книг Э.А. Якубайтиса и краткий список литературы о нем и области его деятельности. Работа базируется на анализе всех опубликованных Э.А. Якубайтисом научных трудов - статей, докладов, книг. В ней активно используются неопубликованные воспоминания о Якубайтисе его сотрудников и личные воспоминания автора, а также биобиблиографический указатель Якубайтиса, выпущенный АН Латвии в 1984 г. по случаю его 60-летнего юбилея. Впервые подробно описана научная деятельность академика Э.А. Якубайтиса (1924-2006) и его научно-административная деятельность, в первую очередь - создание в 1960 г. и руководство в течение 30 лет Института электроники и вычислительной техники АН Латвии в Риге. Основные выводы: 1. Э.А. Якубайтис был крупным ученым, одним из создателей советской школы теории автоматов; 2. Он был также крупным научным администратором, руководителем многих прикладных НИР, выполнявшихся в интересах народного хозяйства страны.
Левин В.И. - К 90-летию со дня рождения. Эдуард Александрович Якубайтис. Жизнь и судьба c. 76-87

DOI:
10.7256/2454-0676.2014.1.65201

Аннотация: В статье рассматривается история жизни и деятельности крупного советского и латвийского ученого и организатора науки Э.А. Якубайтиса. Достаточно подробно описана его научная биография. Очень подробно, по этапам, рассмотрена его научная деятельность и полученные результаты. Воссоздана его деятельность в качестве научного администратора и руководителя научных исследований. Много места уделено воспоминаниям о Якубайтисе как человеке. Анализируется его человеческая судьба, головокружительная карьера в советское время и трагический конец в новой, независимой Латвии. Приведен полный список всех опубликованных книг Э.А. Якубайтиса и краткий список литературы о нем и области его деятельности. Работа базируется на анализе всех опубликованных Э.А. Якубайтисом научных трудов - статей, докладов, книг. В ней активно используются неопубликованные воспоминания о Якубайтисе его сотрудников и личные воспоминания автора, а также биобиблиографический указатель Якубайтиса, выпущенный АН Латвии в 1984 г. по случаю его 60-летнего юбилея. Впервые подробно описана научная деятельность академика Э.А. Якубайтиса (1924-2006) и его научно-административная деятельность, в первую очередь - создание в 1960 г. и руководство в течение 30 лет Института электроники и вычислительной техники АН Латвии в Риге. Основные выводы: 1. Э.А. Якубайтис был крупным ученым, одним из создателей советской школы теории автоматов; 2. Он был также крупным научным администратором, руководителем многих прикладных НИР, выполнявшихся в интересах народного хозяйства страны.
Духовно-нравственные искания
Гуревич П.С. - Антропологические конфигурации французских философов (Французские «новые философы» против «новых правых»)

DOI:
10.7256/2454-0676.2014.1.12254

Аннотация: Идейным размежеваниям между французскими «новыми философами» и «новыми правыми» посвящено немало работ отечественных авторов . Значительное внимание уделено характеристике сложившихся полярных позиций в области философии истории, культуры, науки и техники. Проанализированы острые политические расхождения, присущие французским мыслителям, избравшим различные мировоззренческие ориентации. Отмечена направленность историко-философских экскурсов, предпринятых исследователями к проблеме человека в трактовке данной темы в названных течениях. Между тем именно антропологическая тема, как нам кажется, дает наиболее отчетливое и принципиальное представление о содержании философской конфронтации между этими двумя направлениями общественной мысли современного Запада. Она в известной мере служит ключевой для оценки мировоззренческих дискуссий, духовных нововведений и общей эволюции французской философии наших дней. Автор использовал исторический метод, который позволил раскрыть тему в контексте развития современной французской философии. Он опирался также на методы анализа темы человека, которые сложились в философской антропологии. Новизна подхода состоит в анализе разногласий, которые характеризуют антропологическую тему в разработке двух направлений французской философии. Общая концепция автора статьи заключается в том, чтобы обозначить за полемикой «новых философов» и «новых правых» неотложные проблемы современной философской антропологии, актуальные вопросы философского постижения человека.
Гуревич П.С. - Антропологические конфигурации французских философов (Французские «новые философы» против «новых правых») c. 88-97

DOI:
10.7256/2454-0676.2014.1.65202

Аннотация: Идейным размежеваниям между французскими «новыми философами» и «новыми правыми» посвящено немало работ отечественных авторов . Значительное внимание уделено характеристике сложившихся полярных позиций в области философии истории, культуры, науки и техники. Проанализированы острые политические расхождения, присущие французским мыслителям, избравшим различные мировоззренческие ориентации. Отмечена направленность историко-философских экскурсов, предпринятых исследователями к проблеме человека в трактовке данной темы в названных течениях. Между тем именно антропологическая тема, как нам кажется, дает наиболее отчетливое и принципиальное представление о содержании философской конфронтации между этими двумя направлениями общественной мысли современного Запада. Она в известной мере служит ключевой для оценки мировоззренческих дискуссий, духовных нововведений и общей эволюции французской философии наших дней. Автор использовал исторический метод, который позволил раскрыть тему в контексте развития современной французской философии. Он опирался также на методы анализа темы человека, которые сложились в философской антропологии. Новизна подхода состоит в анализе разногласий, которые характеризуют антропологическую тему в разработке двух направлений французской философии. Общая концепция автора статьи заключается в том, чтобы обозначить за полемикой «новых философов» и «новых правых» неотложные проблемы современной философской антропологии, актуальные вопросы философского постижения человека.
Игры взрослых
Рымжанов Д.Н. - Звуковой дизайн, как самостоятельная наука и средство применимое в широком спектре современного дизайна

DOI:
10.7256/2454-0676.2014.1.11670

Аннотация: В своей статье я рассматриваю понятие звуковой дизайн в контексте других направлений дизайна. На основе распределения дизайна по психико-физиологическим принципам восприятия: зрительно-осязательные и зрительно-аудиальные. В статье приводится классификация отраслей дизайна, одной из которых является малоизвестная отрасль - звуковой дизайн. Учитывая глобальную интеграцию всех направлений дизайна, в статье затрагивается вопрос о увеличении внимания к понятию "звуковой дизайн". В статье приводится авторское определение понятия "дизайн". В рамках данной статьи исследуется актуальность понятия "звуковой дизайн" в повседневной жизни человека. Исследования основываются на принципах девиации звукового дизайна на фоне иных форм дизайна, как в бытовых нуждах, так и в нуждах образовательного процесса. Данная статья затрагивает очень актуальный раздел творческо-технического направления дизайна, раскрывает его важность, как, возможно, самостоятельной науки, актуальной дисциплины для деятелей иных форм дизайна. Работа в развитии направления «звуковой дизайн» имеет прямое отношение к комфорту нашей повседневной жизни. Любой ведущий дизайнер должен иметь основные понятия звукового дизайна, иметь представление о специфике звука в его работе, должен уметь поставить задачи для дизайнера звука.
Рымжанов Д.Н. - Звуковой дизайн, как самостоятельная наука и средство применимое в широком спектре современного дизайна c. 98-103

DOI:
10.7256/2454-0676.2014.1.65203

Аннотация: В своей статье я рассматриваю понятие звуковой дизайн в контексте других направлений дизайна. На основе распределения дизайна по психико-физиологическим принципам восприятия: зрительно-осязательные и зрительно-аудиальные. В статье приводится классификация отраслей дизайна, одной из которых является малоизвестная отрасль - звуковой дизайн. Учитывая глобальную интеграцию всех направлений дизайна, в статье затрагивается вопрос о увеличении внимания к понятию "звуковой дизайн". В статье приводится авторское определение понятия "дизайн". В рамках данной статьи исследуется актуальность понятия "звуковой дизайн" в повседневной жизни человека. Исследования основываются на принципах девиации звукового дизайна на фоне иных форм дизайна, как в бытовых нуждах, так и в нуждах образовательного процесса. Данная статья затрагивает очень актуальный раздел творческо-технического направления дизайна, раскрывает его важность, как, возможно, самостоятельной науки, актуальной дисциплины для деятелей иных форм дизайна. Работа в развитии направления «звуковой дизайн» имеет прямое отношение к комфорту нашей повседневной жизни. Любой ведущий дизайнер должен иметь основные понятия звукового дизайна, иметь представление о специфике звука в его работе, должен уметь поставить задачи для дизайнера звука.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.