по
Педагогика и просвещение
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Педагогика и просвещение" > Содержание № 03, 2012
Выходные данные сетевого издания "Педагогика и просвещение"
Номер подписан в печать: 1-9-2012
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Аринушкина Анна Александровна, доктор педагогических наук, hr_mpsi@mail.ru
ISSN: 2454-0676
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 03, 2012
КОЛОНКА ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА
Гуревич П.С. - Современный век и его святыни (продолжение)
Аннотация: В колонке речь идет о значительном аксиологическом повороте, который характерен для нашей эпохи. Особое внимание уделено смыслу жизни как регулятивному понятию. Отмечаются различные подходы к изучению смысла жизни, дается типология различных смысложизненных ориентаций. Анализируются ценности наших дней.
П.С. Гуревич - Современный век и его святыни (продолжение) c. 3-6
Аннотация: В колонке речь идет о значительном аксиологическом повороте, который характерен для нашей эпохи. Особое внимание уделено смыслу жизни как регулятивному понятию. Отмечаются различные подходы к изучению смысла жизни, дается типология различных смысложизненных ориентаций. Анализируются ценности наших дней.
Образование
Сиземская И.Н. - ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ФИЛОСОФСКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ
Аннотация: В статье рассматриваются современные проблемы образования с обращением к трактовке его социокультурного смысла, целей и задач отечественной философско-педагогической мыслью XIX-начала XX века.
И.Н. Сиземская - Проблемы образования в контексте отечественного философско-педагогического наследия c. 7-15
Аннотация: В статье рассматриваются современные проблемы образования с обращением к трактовке его социокультурного смысла, целей и задач отечественной философско-педагогической мыслью XIX-начала XX века.
Просвещение
Кулагина-Ярцева В.С. - Л. Пикард Викторианский Лондон. Образование
Аннотация: Школы для бедных -- одно из достижений викторианской эпохи. Куинтин Хогг -- один из учителей-практиков. Главным итогом обучения в школах для бедных было превращение не могущих работать юных дикарей в благонравных молодых людей с элементарными социальными навыками, самоуважением и возможностью покинуть единственный знакомый им мир, мир преступления и бедности. Для взрослых работающих людей, не реализовавших свои интеллектуальные возможности, существовали бесчисленные вечерние занятия и образовательные учреждения, например, Лондонский институт механики, основанный в 1823 году. Если не было денег на посещение лекций, в Лондоне можно было найти много способов заняться самообразованием. В 1841 на Пэлл-Мэлл открылась Лондонская библиотека, которая спустя четыре года переехала в свое теперешнее здание на Сент-Джеймс-сквер.Лондонская библиотека остается прекрасным примером всего лучшего, что было в викторианской учености.
Л. Пикард - Викторианский Лондон. Образование Перевод В.С. Кулагиной-Ярцевой c. 69-79
Аннотация: Школы для бедных — одно из достижений викторианской эпохи. Куинтин Хогг — один из учителей-практиков. Главным итогом обучения в школах для бедных было превращение не могущих работать юных дикарей в благонравных молодых людей с элементарными социальными навыками, самоуважением и возможностью покинуть единственный знакомый им мир, мир преступления и бедности. Для взрослых работающих людей, не реализовавших свои интеллектуальные возможности, существовали бесчисленные вечерние занятия и образовательные учреждения, например, Лондонский институт механики, основанный в 1823 году. Если не было денег на посещение лекций, в Лондоне можно было найти много способов заняться самообразованием. В 1841 на Пэлл-Мэлл открылась Лондонская библиотека, которая спустя четыре года переехала в свое теперешнее здание на Сент-Джеймс-сквер. Лондонская библиотека остается прекрасным примером всего лучшего, что было в викторианской учености.
Современные стратегии и модели образования
Труфанова Е.О., Яновская О.Р. - Институт образования в обществе знаний
Аннотация: В данной статье рассматривается роль института образования в современном обществе, характеризуемом как «общество знаний». Авторы рассматривают историю понятий «информационное общество» и «общество знаний», демонстрируют различие понятий «информация» и «знание» и показывают как в связи с возникновением нового типа общества трансформируется институт образования. Анализируя документы ЮНЕСКО, связанные с идеей общества знаний, авторы анализируют основные инновационные составляющие института образования – такие как «обучение в ходе всей жизни», «электронное обучение», концепция «научиться обучаться». В связи с последней предлагается рассмотреть роль философии для детей как способа развития когнитивных способностей, увеличения гибкости мышления, обучения продуктивному диалогу с другими точками зрения. Показывается, что подобные занятия в детстве могут оказать положительное влияние на способность к обучению и многократному переобучению в течение дальнейшей жизни, тогда как современная система образования готовит узких специалистов, не способных к дальнейшему переобучению в процессе их трудовой деятельности. Завершается статья критическим анализом связанных с указанной проблематикой современных процессов в российской образовательной системе, прежде всего – в высшей школе, в том числе связанных с возникновений новой формы научно-образовательного учреждения – научно-исследовательских университетов.
Розин В.М. - Прогнозирование и методологическое осмысление российского образования и социальности
Аннотация: В статье анализируется экспертный аналитический доклад Центра стратегических исследований Сибирского федерального университета «Будущее высшей школы в России: экспертный взгляд», составители которого прогнозируют вторую волну Просвещения, заключающуюся в переходе от «педагогики знания» к «педагогике исследования и проектирования», а также к педагогике деятельности. Автор рассматривает аргументы составителей доклада и показывает, что в силу неопределенности даже ближайшего будущего и трансформации социальности, выводы доклада выглядят очень сомнительными. Вместо прогнозирования предлагается методологическое осмысление современной цивилизационной ситуации и образования в её контексте. В рамках такого осмысления автор анализирует современные социальные мегатентенции, характерный для модернити ведущий тип социальности, путь и социальность России, наконец, обусловленные всеми этими трендами требования к образованию и педагогике.
Е.О. Труфанова, О.Р. Яновская - Институт образования в обществе знаний c. 30-43
Аннотация: В данной статье рассматривается роль института образования в современном обществе, характеризуемом как «общество знаний». Авторы рассматривают историю понятий «информационное общество» и «общество знаний», демонстрируют различие понятий «информация» и «знание» и показывают, как в связи с возникновением нового типа общества трансформируется институт образования. Анализируя документы ЮНЕСКО, связанные с идеей общества знаний, авторы анализируют основные инновационные составляющие института образования — такие как «обучение в ходе всей жизни», «электронное обучение», концепция «научиться обучаться». В связи с последней предлагается рассмотреть роль философии для детей как способа развития когнитивных способностей, увеличения гибкости мышления, обучения продуктивному диалогу с другими точками зрения. Показывается, что подобные занятия в детстве могут оказать положительное влияние на способность к обучению и многократному переобучению в течение дальнейшей жизни, тогда как современная система образования готовит узких специалистов, не способных к дальнейшему переобучению в процессе их трудовой деятельности. Завершается статья критическим анализом связанных с указанной проблематикой современных процессов в российской образовательной системе, прежде всего — в высшей школе, в том числе связанных с возникновений новой формы научно-образовательного учреждения — научно-исследовательских университетов.
Педагогическая психология
Новичкова Г.А. - Идеи Эриха Фромма о педагогической антропологии
Аннотация: В своем творчестве Фромм придавал большое значение проблемам педагогической антропологии. Он поставил перед философией задачу формирования нового Человека, построившего общество, основанное на принципах гуманизма и свободы. Поставленную задачу может выполнить гуманная педагогика, которая способна гуманизировать индивидуальный, внутренний мир человека, его представления о добре и зле, расширить его идеалы, сделать его более совершенным и самодостаточным во благо себя и других людей.
Г.А. Новичкова - Идеи Эриха Фромма о педагогической антропологии c. 57-68
Аннотация: В своем творчестве Фромм придавал большое значение проблемам педагогической антропологии. Он поставил перед философией задачу формирования нового Человека, построившего общество, основанное на принципах гуманизма и свободы. Поставленную задачу может выполнить гуманная педагогика, которая способна гуманизировать индивидуальный, внутренний мир человека, его представления о добре и зле, расширить его идеалы, сделать его более совершенным и самодостаточным во благо себя и других людей.
Философия и педагогика
Баксанский О.Е. - Философия, образование и философия образования
Аннотация: В статье дан критический обзор современного состояния образования, проанализированы основные направления исследований. Выбирая ту или иную стратегию обучения, мы одновременно выбираем и определенную модель учащегося. Кроме того, образование формирует модель метапознания, т.е. процессов осмысления познавательных механизмов, используемых людьми вообще и самим индивидом . Обучение всегда выступает как активный инструмент формирования личности человека, в чем и состоит его важнейшая социальная функция.
Спиридонова Ж.В. - Гениальность как образ жизни
Аннотация: Творчество, а также наиболее яркое проявление творческой активности, а именно гениальность, всегда интересовала ученых. На протяжении веков появлялись труды, где ученые пытались объяснить причины гениальности, объяснить творческие процессы. Но, как мы можем наблюдать, изучая творчество,зачастую гениальность трактовалась как иррациональная природа. Поэтому она не могла быть обоснована, проанализирована. Как коррелируют между собой физиология и талант? Сложный вопрос, не правда ли? Если исследовать творчество, неизбежно понимаешь, что творят, в основном, в пограничном состоянии, чтобы творить, надо быть отчасти…безумцем. Для творца, быть нормой – это скорее оскорбление.
Ж.В. Спиридонова - Гениальность как образ жизни c. 16-21
Аннотация: Тема происхождения творчества, несмотря на тома научной литературы, не утрачивает своей актуальности. Ставится вопрос связи творчества и отклонений от психоаналитической нормы. Ж.-П. Сартр говорил, что «Гений не дар, но выход, который придумывают в отчаянных случаях». Отсюда проистекает трагичность жизни и творчества великих людей. Нельзя не провести параллели между творчеством и страданиями души. Какова связь между жизнью и творчеством писателя, да и вообще одаренного человека?
Духовно-нравственные искания
Пархоменко Р.Н. - Теоретическое осмысление идеи свободы: краткий обзор западных источников
Аннотация: В статье дается краткий обзор новой и новейшей зарубежной научной литературы, посвященной изучению понятий идеи свободы и либерализма в западной философии. Автор рассматривает англо- и немецкоязычные источники, большинство из которых практически неизвестны российскому читателю. Назначение данного обзора – показать основные подходы и методологию западных исследователей в осмыслении такой базисной категории человеческого бытия как свобода.
Пархоменко Р.Н. - Политические мифы и понятие свободы у Э. Кассирера
Аннотация: В статье рассматривается теория политических мифов и понятие идеи свободы в философии Эрнста Кассирера (1874-1945). Кассирер был убежден в том, что только с помощью символической культуры проявляется подлинная сущность человека, его способность не только создавать величайшие памятники культуры, но опасность впадения в политическое мифотворчество. Работа «Миф о государстве» Э. Кассирера представляет собой размышления об опасностях, подстерегающих человеческую культуру. Кассирер полагал, что совершенно недостаточно описывать и анализировать «нормальное» функционирование, успехи и достижения культуры. Очень важно также давать объяснения «провалов» и «неудач» культуры, равно как и «темных периодов» в человеческой истории.
Р.Н. Пархоменко - Политические мифы и понятие свободы у Э. Кассирера c. 22-29
Аннотация: В статье рассматривается теория политических мифов и понятие идеи свободы в философии Эрнста Кассирера (1874-1945). Кассирер был убежден в том, что только с помощью символической культуры проявляется подлинная сущность человека, его способность не только создавать величайшие памятники культуры, но опасность впадения в политическое мифотворчество. Работа «Миф о государстве» Э. Кассирера представляет собой размышления об опасностях, подстерегающих человеческую культуру. Кассирер полагал, что совершенно недостаточно описывать и анализировать «нормальное» функционирование, успехи и достижения культуры. Очень важно также давать объяснения «провалов» и «неудач» культуры, равно как и «темных периодов» в человеческой истории.
Новые методики и технологии
В.М. Розин - Прогнозирование и методологическое осмысление российского образования и социальности c. 44-56
Аннотация: В статье анализируется экспертный аналитический доклад Центра стратегических исследований Сибирского федерального университета «Будущее высшей школы в России: экспертный взгляд», составители которого прогнозируют вторую волну Просвещения, заключающуюся в переходе от «педагогики знания» к «педагогике исследования и проектирования», а также к педагогике деятельности. Автор рассматривает аргументы составителей доклада и показывает, что в силу неопределенности даже ближайшего будущего и трансформации социальности, выводы доклада выглядят очень сомнительными. Вместо прогнозирования предлагается методологическое осмысление современной цивилизационной ситуации и образования в её контексте. В рамках такого осмысления автор анализирует современные социальные мегатентенции, характерный для модернити ведущий тип социальности, путь и социальность России, наконец, обусловленные всеми этими трендами требования к образованию и педагогике.
Коммуникация как процесс
М.С. Медведев - Сравнительный анализ традиционной и современной культуры c. 80-87
Аннотация: В статье рассматриваются характеристики традиционной и современной культур. При помощи сравнительного философско-антропологического анализа выявлены аксиологические модели, уровни сознания, типы мышления и познавательные установки, свойственные человеку традиционной и современной культуры. Человеку традиционной культуры присуще иерархическое, эталонное, циклическое, смысловое и эмоциональное мышление, превалирование созерцательной установки над действием, эстетическое отношение к миру, присутствие религиозного типа познания во всех иных формах мировоззрения. Человек современной культуры обладает индивидуалистским, гибким и подвижным, линейным мышлением, отличается преобладанием теоретико-прагматического отношения к миру. Самосохранение традиционной культуры происходит через консолидацию вокруг смысла, инновационное общество самосохраняется через сверхрационализацию всех сфер жизнедеятельности. Посттрадиционной культуре свойственно преобладание мифологического и научного типа познания при независимости типов познания друг от друга. В результате анализа выделены основные параметры стабильности общества — ценностно-смысловая доминанта и эстетическая опора бытия.
В потоке книг
Гуревич П.С. - ЧЕЛОВЕК И ВЕЧНОСТЬ. Тематический обзор книг издательства «Канон+»
Аннотация: Тематический обзор книг издательства «Канон+» включает в себя две книги на исторические темы. Одна из них посвящена, по существу, теологической версии истории. Немецкий теолог Р. Бультман рассматривает в своей книги богословскую трактовку христианской эсхатологии. В работе известных исследователей Г. Иггерса и Г. Янга рассматривается современная историография, существующая в условиях глобализации. Проблемы исторического мышления, жизнеописания и методологии истории трактуются в контексте процессов глобализации и модернизации.
П.С. Гуревич - Человек и вечность. Тематический обзор книг издательства «Канон+» c. 88-96
Аннотация: Тематический обзор книг издательства «Канон+» включает в себя две книги на исторические темы. Одна из них посвящена, по существу, теологической версии истории. Немецкий теолог Р. Бультман рассматривает в своей книги богословскую трактовку христианской эсхатологии. В работе известных исследователей Г. Иггерса и Г. Янга рассматривается современная историография, существующая в условиях глобализации. Проблемы исторического мышления, жизнеописания и методологии истории трактуются в контексте процессов глобализации и модернизации.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.