по
PHILHARMONICA. International Music Journal
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакция и редакционный совет > Порядок рецензирования статей > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "PHILHARMONICA. International Music Journal" > Содержание № 04, 2021
Данный номер находится в стадии формирования. Все представленные на данной странице статьи уже вошли в номер, считаются опубликованными, сохранят в окончательной версии номера указанные страницы и другие метаданные статей также не изменятся.
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Главный редактор: Петров Владислав Олегович, доктор искусствоведения, petrovagk@yandex.ru
Содержание № 04, 2021
Музыкальная эстетика
Ван Б. - Роль Е. Мравинского в триумфе Пятой симфонии Д. Шостаковича c. 1-10

DOI:
10.7256/2453-613X.2021.4.36033

Аннотация: Публикуемая статья посвящена переосмыслению трактовки содержания Пятой симфонии Дмитрия Шостаковича, исходя из того, что это произведение было написано композитором в условиях сталинского террора 30-х годов XX века, а также после жестокой критики его произведений партией и правительством СССР в начале 1930-х годов. Во времена написания симфонии №5 советские музыковеды очертили ее содержание как прославление «счастливой» жизни советских людей. Однако, по мнению автора, в ней заложено другое содержание. Исследователем отмечается, что триумф симфонии №5 Д. Шостаковича в мировой культуре смог случится только благодаря дирижерской интерпретации Евгения Мравинского на премьере в Ленинградской филармонией 21 ноября 1937 года, после которой симфония была исполнена по всему миру и стала образцом того, какой может и должна быть советская музыка. Возможно, Шостакович и имел целью закончить симфонию оптимистично. Но история знает немало примеров того, что намерение, замысел композитора иногда не совпадает с конечным результатом.   Исследователь приводит доводы, что почти все музыковеды, которые анализируют эту симфонию, применяют абстрактные выражения: контрастные темы, лирический образ, враждебная сила и др. Но подтвержденным фактом остается одно: «механистический» марш — это тяжелая, мощная поступь власти тирана, который уничтожает все, что считает необходимым, причем действует по принципу: кто не с нами, тот против нас. Эта мысль пронизывает и Четвертую, а потом и Седьмую симфонию Д. Шостаковича. Сегодня симфония продолжает быть украшением и наследием мира симфонической музыки, но социокультурные новые интерпретации современных дирижеров каждый раз раскрывают все новые грани этого произведения.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"