по
PHILHARMONICA. International Music Journal
12+
Journal Menu
> Issues > Rubrics > About journal > Authors > About the Journal > Requirements for publication > Council of Editors > Peer-review process > Article retraction > Ethics > Online First Pre-Publication > Copyright & Licensing Policy > Digital archiving policy > Open Access Policy > Open access publishing costs > Article Identification Policy > Plagiarism check policy
Journals in science databases
About the Journal
MAIN PAGE > Journal "PHILHARMONICA. International Music Journal" > Contents of Issue № 02/2021
Contents of Issue № 02/2021
Philosophy of Music
Vasilenko V. - V.M. Bekhterev on the influence of lofty sounds of music on person and society pp. 1-10

DOI:
10.7256/2453-613X.2021.2.35150

Abstract: The research subject is the scope of academic works of Vladimir Mikhailovich Bekhterev (1857 - 1927) published just before and during World War I, including the articles “Music as a remedy” (1913), “The role of music in aesthetic education of a child from the first days of life” (1915), “Remedial and hygienical role of music” (1916), in which the academician considers the results of experimental research of the influence of music on person and society from the standpoint of collective reflexology and general psychology, and develops methodic guidelines for the practical usage of music. The scientific novelty of the article consists in the fact that the author introduces the natural-science knowledge acquired by V.M. Bekhterev experimentally, into the discourse of the social sciences. The problem of practical usage of music is solved in the context of a comprehensive approach to human study. Along with explicit scientific facts, the sources under consideration have implicit content which can be explained by the academician’s interest in the social aspects of life, creative activities in arts, and music as a form of art. The author emphasizes the practical importance of the collected and classified guidelines for the practical usage of music for the purpose of the improvement of society.
History and Theory of Musical Performance
Lygina E.V. - The principle of modeling as a means of classification of instrumental ensembles with a domra pp. 11-19

DOI:
10.7256/2453-613X.2021.2.35117

Abstract: The present article, developing a comprehensive approach to the classification of instrumental ensembles with a domra, aims at detecting the principles which can serve as a basis for the creation of various models of such objects. The author suggests analyzing the aspects of existence of the phenomenon under study from various positions: as music groups, and from the viewpoint of music compositions created for such groups. The article considers and compares the models of concert groups according to the number of their members and instrumental components, as well as according to the genre and style peculiarities of the repertoire of instrumental ensembles with a domra and their cooperation with composers. This classification method helps to comprehensively cover the work of a large number of musicians, both the members of ensembles and composers. The modeling of various systems of the creation of methods of classification of instrumental ensembles helps to study the peculiarities of the existence of such groups in modern music culture. The author arrives at the conclusion that at present, the music performance spectrum of Russia contains a vast range of ensembles with various instrumental contents and different numbers of members. The diversity of genre and style models of such groups is reflected in their repertoire - from folklore, classical music and modern composers schools to jazz, rock, pop-music and performance.  
Hermeneutics, Semantics and Musical Meaning
Cheremnykh G.A. - Ilya Heifetz’s violin concerto: revisiting the issue of the Jewish national identity pp. 20-28

DOI:
10.7256/2453-613X.2021.2.35203

Abstract: The article considers the instrumental creative work of a modern Russian-Israely composer Ilya Heifetz. His life and creative experience has two definite stages: Russian (before 1991) and Israely, and each of them is marked with the problem of reconsidering national roots in life and work. One of the examples of addressing this problem in Heifetz’s compositions of the Soviet period is his violin concerto. The author of the research considers the composer’s combination of the patterns of the academic genre and the intonational and structural peculiarities of Jewish folklore as an attempt to comprehend his national identity. The intonation and thematic analysis of the concerto compared with the composer’s statements distilled from his personal letters allows concluding about the presence of a concealed program revealing the problem of the history of the Jewish people and national character and reflecting the peculiarities of comprehension of their national identity by the subethnic group of Russian Jews. Since the main characteristic of this subethnic group is the Russian language and Russian culture perceived through it, the author of the research focuses on the way the peculiarities of the Russian composing school manifest themselves in this piece of music based on the Jewish intonations and genres.  
Problems of Music Theory
Stepanets E. - Object-oriented methods of analyzing the parameters of interaction of speech and music language
pp. 29-40

DOI:
10.7256/2453-613X.2021.2.35065

Abstract: The article considers the methodological principles of analyzing the parameters of interaction of speech and music language in the context of object-oriented methods of Astafiev’s intonation theory, Yavorsky’s concept of music speech, the views on and ideas about the intonation basis of speech of Bonfeld, Medushevsky, Aranovsky and Nazaikinsky, and the new system of interaction of speech and music in the works of Helmut Lachenmann and  Luciano Berio. Music language and speech are the phenomena allowing for various intersections, complementarities and mutual interferences. These factors manifest themselves in various aspects spotlighting particular sides of these parameters characterizing speech and music language. Since there’s no unified methodology for analyzing these parameters at the moment, it is reasonable to study a music composition as a text (in a broad sense) using various methods of analysis. The author suggests considering the parameters of interaction of speech and music language in terms of object-oriented methods. In the works of composers, music and speech have different forms of interaction and, consequently, need to be studied via different analytical approaches. Comprehensive consideration of a piece of music as a text (by means of various approaches) allows considering it as an intercultural universum representing the code of the epoch. Based on the peculiarities of interpretation of voice as an instrument, and speech as music, and the opportunities it gives, the author formulates the classification of creative methods and principles and the system of analysis which can be used in musicology.  
Music Theatre
Kireyeva N.Y., Kuts A.L. - J. Offenbach’s opera “The Tales of Hoffmann”: on the question of interpretation. Part 2 pp. 41-58

DOI:
10.7256/2453-613X.2021.2.34930

Abstract: J. Offenbach’s opera “The Tales of Hoffmann” stands out from other compositions of this genre. Because of a complicated story behind, this piece of music has several versions and, consequently, various interpretations of the plot. The opera has also other features which are described in the article. Pride of place goes to the study of sopranos. The authors detect the linkage between the main female characters (Olympia, Antonia and Giulietta). The common thread, uniting Hoffmann’s ladies, is an incidental character Stella. The three stories of the poet’s ladies are the stages of Hoffmann’s relations with Stella. Each scene of “The Tales” contains the heroine’s projection which manifests a definite trait of her character. The ladies from “The Tales” de facto represent various traits of one girl while being de jure the main characters of each story. The composer portrays them in detail which can be seen through the difference in singing ranges and tessituras (from coloratura to lyrical-dramatic soprano).Tessitura differences along with genre duality of the opera affect the selection of expressive means. Features of opera comique allow embodying Olympia’s hardhearted mechanism from the first scene (by means of onomatopoeic elements expressed in complex coloratura passages and music ornaments). Opera lyrique develops Antonia’s inner conflict from the second scene by means of romance parties and lamentation character of music. This peculiar synthesis of both genres manifests itself in Giulietta with the irony of opera comique hidden under the haze of opera lyrique which corresponds with the essence of the heroine (third scene).The above mentioned peculiarities sometimes do not allow performing soprano parties in accordance with the composer’s idea in which the four heroines should be embodied in one solo singer. However, there’ve been lucky occasions in the history of this opera when the singers managed to implement the composer’s idea.  
History and Theory of Musical Performance
Voinova D. -
A.Katz’s art of interpretation: theatre and play aspect
pp. 59-69

DOI:
10.7256/2453-613X.2021.2.35455

Abstract: The research object is the performance art of a well-known Saratov musician Anatoly Katz (1936-2017), who was one of the brightest representatives of not only Saratov piano art, but the music culture of the entire region. The research subject is the theatre and play aspect of Katz’s interpretation considered through the example of R. Schumann’s “Coloured Leaves”, op.99. The purpose of the research is to define the techniques of music and play theatricalization in A. Katz’s art of interpretation. The author analyzes the role of a theatre and play component in the performance activity of the Saratov pianist, his attitude to the process of interpretation and play as a special type of creative thinking. The author uses the historical and art review methods, the culturological and comparative methods which help to detect the prerequisites of formation of Katz’s performance style, his views on interpretation and the mechanisms of cooperation of a composer and a performer. For the comparative analysis, the author uses the recordings of Schumann’s “Coloured leaves” made by other well-known pianists: V. Ashkenazy, V. Sofronitsky, S. Richter. The scientific novelty of the research consists in the fact that it is the first attempt to take a scientific approach to A. Katz’s art of interpretation using R. Schumann’s music. The research shows that the theatre and play aspect to a great extent defines the direction of Katz’ s creative process, and differs it from other similar interpretations. The characteristic feature of Katz as an interpreter is his focus on cooperation with a composer, search for an individual interpretation, rethinking of the original composition. It results in a “director’s” approach to composing the cycle, increase of contrast between the parts and within each of them, fantasy and personification of images, active use of agogics and, consequently, focused attention to particular details of the composition.  
Ethnomusicology
Popova I. - V.F. Odoyevsky and public music education: the background of the problem and the reception of the scholar’s ideas in Russian folklore
pp. 70-84

DOI:
10.7256/2453-613X.2021.2.35122

Abstract: The author of the article thinks through the views of an outstanding writer, musician, scholar, collector and music folklore and the Old Russian art of singing researcher, Prince Vladimir Fyodorovich Odoyevsky on public music education. The author considers Odoyevsky’s opinion about the education of the lowest tiers of Russian society and female education and the possible ways of public music education. The research is based on Odoyevsky’s letters and diaries, and three articles about primary music education methods and the peculiarities of giving solfegio classes to broad public. The author focuses on the role of “numerical technique” in the development of Russian folklore music notating.The scientific novelty of the research consists in the understanding of Odoyevsky’s contribution to the popularization of the music notating system created by Émile-Joseph-Maurice Chevé. The author of the research is the first to establish Odoyevsky’s priority in developing and supporting government and social initiatives in the field of public music education. The author demonstrates the universal character of approaches of the Russian enlightener to solving educational problems and explains the reception of some scientific ideas of the scholar in Russian folklore milieu. The author uses the examples of typologically homogeneous terms of the theory of music applied by Odoyevsky and still used by folklore musicians.  
Music in Film
Antonenko E.A. - Functions of the audio background in the film version of L.N. Tolstoy’s novella “The Kreutzer Sonata” (director M. Schweitzer, composer S. Gubaidulina)
pp. 85-95

DOI:
10.7256/2453-613X.2021.2.35078

Abstract: The author of the article analyzes the film “The Kreutzer Sonata” (director M. Schweitzer, composer S. Gubaidulina) and defines the role of audio background consisting of music and sound effects in the development of the concept of the film version of the same-name novella by L.N. Tolstoy. Based on the comparison of the piece of writing and its screen adaptation, the author describes the functions of the audio background and the role of music as a drama factor. The author emphasizes the importance of timbre and sound principles since the sound characteristics help to define the edges of the event line of the story (the past and the present), and the railway and urban noises become a marker outlining the key phrases of the dialogue of Pozdnyshev with his companion. For the film, the role of citations is important, which are used for describing the characters and interpreting them. Citations accompany the images of Liza (classic piano pieces, romance and French song), Pozdyshev (Strauss waltz, Offenbach’s cancan, and a prison song), and Trukhachevsky (P. Satasate’s gypsy songs). Three main characters are united by L. Beethoven’s Kreutzer Sonata which creates the psychological subtext in representing the relations between Liza, Trukhachevsky and Pozdyshev. S. Gubaidulina’s music, using the minimum primary musical expressive means, and mostly by timbers characterises the range of Pozdnyshev’s emotions from love to hate and comments the inner dialogue of the character. The audio background in the film fulfils the illustrative, characterizing, subtextual and drama functions. The specific peculiarity of introducing music into the synthetic text is a frequent usage of the intraframe principle determined by both Tolstoy’s prose and the very title of the novel. The author proves that Schweitzer’s “Kreutzer Sonata” is more authentic as compared with other screen versions since it preserves the dialogues and remarks of characters, the unanimity of real events and flashbacks corresponds with the primary source, and the drama of the film is equal to that of the literary text; at the same time, the expression of culmination points is supported by music and sound effects thus helping to understand the idea of the novella.  
Other our sites:
Official Website of NOTA BENE / Aurora Group s.r.o.
"History Illustrated" Website

по
PHILHARMONICA. International Music Journal
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакция и редакционный совет > Порядок рецензирования статей > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "PHILHARMONICA. International Music Journal" > Содержание № 02, 2021
Выходные данные сетевого издания "PHILHARMONICA. International Music Journal"
Номер подписан в печать: 07-05-2021
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Петров Владислав Олегович, доктор искусствоведения, petrovagk@yandex.ru
ISSN: 2453-613X
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 02, 2021
Философия музыки
Василенко В.В. - В. М. Бехтерев о влиянии возвышенных звуков музыки на человека и общество c. 1-10

DOI:
10.7256/2453-613X.2021.2.35150

Аннотация: Предметом исследования является научная публицистика Владимира Михайловича Бехтерева (1857-1927), опубликованная накануне и в годы Первой мировой войны, в том числе статьи "Музыка как лечебное средство"(1913 г.), "Значение музыки в эстетическом воспитании ребенка первых дней его детства"(1915 г.), "Вопросы, связанные с лечением и гигиеническим значением музыки" (1916 г.), в которых с точки зрения коллективной рефлексологии и общей психологии освещаются результаты экспериментальных исследований влияния музыки на человека и общество и вырабатываются методические рекомендации применения музыки в практических целях. Новизна состоит в том, что в научный оборот социально-гуманитарных наук вводится естественно-научное знание, полученное экспериментальным путем под руководством академика В.М. Бехтерева. Проблема утилитарного назначения музыки решатся в контексте комплексного подхода к исследованию человека. Помимо явной естественно-научной фактологической информации, в рассматриваемых источниках обнаружено скрытое содержание, которое объясняется интересом ученого к социальным аспектам жизни человека, к творческой деятельности в искусстве и музыке как виду искусства. Подчеркивается практическая значимость обнаруженных и систематизированных методических рекомендаций для практического использования музыки в целях улучшения общества.
История и теория исполнительского искусства
Лыгина Е.В. - Принцип моделирования, как инструмент классификации инструментальных ансамблей с домрой c. 11-19

DOI:
10.7256/2453-613X.2021.2.35117

Аннотация: Данная статья, разрабатывающая комплексный подход к классификации инструментальных ансамблей с домрой, ставит целью выявление принципов, с позиции которых возможно построение различных моделей таких объектов. Анализ аспектов бытования исследуемого явления предлагается проводить по различным основаниям: как непосредственно коллективы музыкантов, так и с точки зрения музыкальных произведений, создаваемых для таких коллективов. В качестве примеров в статье рассматриваются и сопоставляются модели концертных составов по числу участников и инструментальному наполнению, а также по жанрово-стилевым особенностям репертуара инструментальных ансамблей с домрой и их сотрудничеству с композиторами. Данный метод классификации позволяет системно охватить творчество большого количества музыкантов, как ансамблистов, так и композиторов. Моделируя различные системы построения методов классификации инструментальных ансамблей с домрой, можно с разных сторон и наиболее полно изучить особенности бытования данных коллективов в современной музыкальной культуре. Автор приходит к выводу, что в настоящее время на концертных площадках страны представлен широкий диапазон ансамблей различных в своем инструментальном наполнении и количественном содержании. Разнообразие жанрово-стилевых моделей таких коллективов отражено и в их репертуаре – от фольклорной направленности, классики и современных композиторских школ до джаза, рока, эстрады и шоу.
Герменевтика, семантика и содержание музыки
Черемных Г.А. - Концерт для скрипки с оркестром Ильи Хейфеца: к вопросу о еврейской национальной идентичности. c. 20-28

DOI:
10.7256/2453-613X.2021.2.35203

Аннотация: Статья посвящена инструментальному творчеству современного русско-израильского композитора Ильи Хейфеца. Его жизненный и творческий путь очевидно делится на два этапа: русский (до 1991 года) и израильский, в каждый из которых с особой остротой встает вопрос осмысления своих национальных корней в жизни и в творчестве. Одним из примеров обращения к этой проблеме в сочинениях Хейфеца советского периода становится Концерт для скрипки с оркестром. Соединение в этом произведении закономерностей построения академического жанра с интонационными и структурными особенностями еврейского фольклора рассматривается нами как стремление композитора осмыслить свою национальную идентичность.    Интонационный и тематический анализ Концерта в сопоставлении с высказываниями композитора, почерпнутыми из личной переписки, позволяет сделать вывод о наличии в произведении скрытой программы, раскрывающей тему истории еврейского народа и еврейского национального характера и отражающей особенности восприятия собственной национальной принадлежности субэтнической группой русских евреев. Поскольку основной чертой данного субэтнического сообщества является русский язык и специфически усвоенная через него русская культура, особое внимание в статье уделяется тому, как именно в сочинении, основанном на еврейских интонациях и жанрах проявили себя особенности русской композиторской школы.
Проблемы теоретического музыкознания
Степанец Е.В. - Объектно-ориентированные методы анализа параметров взаимодействия речи и музыкального языка c. 29-40

DOI:
10.7256/2453-613X.2021.2.35065

Аннотация: Статья посвящена методологическим принципам анализа параметров взаимодействия речи и музыкального языка в контексте объектно-ориентированных методов интонационной теории Асафьева, концепции музыкальной речи Яворского, взглядов и идей на интонационную основу речи Бонфельда, Медушевского, Арановского и Назайкинского. А также новой системе взаимодействия речи и музыки в творчестве Хельмута Лахенманна и Лучано Берио. Музыкальный язык и речь - явления, допускающие множество вариантов пересечений, взаимодополнения и взаимовлияния. Эти факторы проявляют себя в различных ракурсах, высвечивающих определенные стороны параметров, характеризующих речь и музыкальный язык. Поскольку на данный момент не существует единой методологии анализа этих параметров, целесообразно исследовать музыкальное произведение как текст (в широком смысле этого слова), применяя различные методы анализа. Основными выводами проведенного исследования является попытка автора предложить рассмотрение параметров взаимодействия речи и музыкального языка через призму объектно-ориентированных методов. В творчестве композиторов музыка и речь получают различные формы взаимодействия и соответственно требуют от исследователя синтеза различных аналитических подходов. Комплексное рассмотрение музыкального произведения как текста (с применением разных подходов) даёт возможность говорить о нём как о межкультурном универсуме, выражающем код эпохи. Основываясь на особенностях трактовки голоса как инструмента, а слова как музыки и возможностей, которое это приносит, автор предлагает классификацию творческих методов и принципов и систему анализа, которая может найти применение в дальнейшем развитии музыкознания.
Музыкальный театр
Киреева Н.Ю., Куц А.Л. - Опера Ж. Оффенбаха «Сказки Гофмана»: к вопросу об интерпретации. Часть 2 c. 41-58

DOI:
10.7256/2453-613X.2021.2.34930

Аннотация: Опера «Сказки Гофмана» Ж. Оффенбаха выделяется среди других сочинений этого жанра. Она имеет непростую историю создания, в результате чего возникло несколько редакций. Это способствовало появлению различных трактовок одного сюжета. Опера обладает рядом других отличительных черт, которые подробно описаны в статье. Центральное место отведено изучению сопрановых партий. Выявлена связь между главными героинями актов (Олимпией, Антонией и Джульеттой). «Красной нитью», объединяющей возлюбленных Гофмана, оказался эпизодический персонаж Стеллы. Три истории о возлюбленных поэта – три этапа отношений между Гофманом и Стеллой. В каждом акте «Сказок» присутствовала «проекция» героини Стеллы, которая проявляла определённую черту своего характера.Возлюбленные из «сказок» де-факто представляют разные черты одной девушки, но при этом де-юре являются главными героинями каждой истории. Композитор наделяет девушек яркими портретами. Это показано через разницу в диапазоне и тесситуре партий (от колоратурного до лирико-драматического сопрано). Тесситурные различия вместе с жанровой двойственностью оперы влияют на выбор средств выразительности. Наличие черт opera comique позволяет ярко воплотить бездушный механизм Олимпии из первого акта (за счёт звукоподражательных элементов, выраженных в сложных колоратурных пассажах и музыкальных украшениях). Оpera lyrique лучше раскрывает внутренний конфликт Антонии из второго акта с помощью романсовых номеров и ламентозного характера музыки. Своеобразный синтез обоих жанров проявляет себя в Джульетте, где под флёром opera lyrique скрыта ирония opera comique, что соответствует сущности данной героини (третий акт). Перечисленные особенности не всегда позволяют исполнить сопрановые партии в соответствии с композиторским замыслом, где четыре героини должны быть воплощены одной солисткой. Однако в истории исполнительства данной оперы существуют счастливые случаи, когда певицы смогли реализовать идею композитора.
История и теория исполнительского искусства
Войнова Д.В. - Интерпретаторское искусство А. Катца: театрально-игровой аспект c. 59-69

DOI:
10.7256/2453-613X.2021.2.35455

Аннотация: Объектом исследования стало исполнительское искусство известного саратовского музыканта Анатолия Катца (1936-2017), который являлся одним из ярчайших представителей не только фортепианного искусства Саратова, но и всей музыкальной культуры региона. Предметом исследования является театрально-игровой аспект интерпретации А. Катца, который рассмотрен на материале цикла Р. Шумана «Пестрые листки», op. 99. Цель статьи – раскрыть приемы музыкально-игровой театрализации в интерпретаторском искусстве А. Катца. В статье анализируются значение театрально-игрового компонента в исполнительской деятельности саратовского пианиста, его отношение к процессу интерпретации и игре как особом типе творческого мышления. Автор обращается к историко-искусствоведческому, культурологическому и компаративистскому методам, которые позволяют выявить предпосылки формирования исполнительского стиля А. Катца, его взгляды на интерпретацию и механизмы сотворчества композитора и исполнителя. Для сравнительного анализа привлечены записи цикла «Пестрые листки» Р. Шумана, сделанные другими известными пианистами: В. Ашкенази, В. Софроницким, С. Рихтером. Научная новизна исследования состоит в том, что впервые предпринимается попытка научного осмысления интерпретаторского искусства А. Катцем на материале музыки Р. Шумана. Исследование показало, что театрально-игровой аспект во многом определяет направление творческих поисков А. Катца, заметно отличает его исполнение от других аналогичных интерпретаций. Характерной чертой Катца-интерпретатора становится установка на сотворчество с композитором, поиск индивидуальной трактовки, переосмысление оригинала. Следствием этого становится «режиссерский» подход в выстраивании цикла, усиление контраста между частями, а также внутри каждой из них, фантазийность, персонификация образов, активное использование агогики и как следствие – особенно пристальное внимание к отдельным деталям фактуры.
Музыкальная этнография и фольклор
Попова И.С. - В. Ф. Одоевский и музыкальное просвещение народа: история вопроса и рецепция идей учёного в русском фольклоре c. 70-84

DOI:
10.7256/2453-613X.2021.2.35122

Аннотация: Статья посвящена осмыслению взглядов выдающегося писателя, музыканта, учёного, собирателя и исследователя музыкального фольклора и древнерусского певческого искусства князя Владимира Федоровича Одоевского на общедоступное музыкальное образование. Автор рассматривает позиции Одоевского по поводу обучения низших сословий русского общества и женского образования, возможных способов музыкального просвещения народа. В статье исследуются переписка и дневники Одоевского, а также три статьи по вопросам методики начального обучения музыке, особенностям преподавания музыкальной грамоты широким слоям русского общества. Особое внимание уделяется роли «цифровой методики» в становлении русского фольклорного этнонотирования. Научная новизна статьи связана с осмыслением вклада В. Ф. Одоевского в популяризацию системы записи музыки Э. Ж. М. Шеве и обозначением путей ее распространения в России. Впервые установлен приоритет Одоевского в разработке и поддержке государственных и общественных начинаний в области музыкального просвещения народа, показан универсализм подходов русского просветителя к решению образовательных задач, аргументирована рецепция некоторых научных идей учёного в русском фольклорном пространстве. В качестве примеров приведены типологически однородные термины музыкальной теории, использованные Одоевским и фиксирующиеся до настоящего времени в лексике музыкантов фольклорной традиции.
Музыка кино и телевидения
Антоненко Е.А. - Функции аудиоряда в киноинтерпретации повести Л.Н. Толстого «Крейцерова соната» (режиссер М. Швейцер, композитор С. Губайдулина) c. 85-95

DOI:
10.7256/2453-613X.2021.2.35078

Аннотация: В статье на материале анализа художественного фильма «Крейцерова соната» (реж. М. Швейцера, комп. С. Губайдулина) выявляется роль звука, представленного музыкой и шумовыми эффекта в раскрытии концепции киноинтерпретации одноименной повести Л. Толстого. На основе сравнения литературного произведения и его экранизации раскрываются функции аудиоряда и роль музыки как фактора драматургии. Отмечается важность тембрового и шумового принципа, поскольку именно звуковые характеристики помогают разделить грани событийных периодов сюжета (прошлое и настоящее), а железнодорожные и городские шумы становятся своеобразным маркером, выделяющим важные фразы из диалога Позднышева с попутчиком. В фильме важна роль цитатного материала, вводимого для характеристики персонажей и способствующего их раскрытию. Цитаты, сопровождают образы Лизы (классические фортепианные произведения, романс и французская песня), Позднышева (вальс И. Штрауса, канкан Ж. Оффенбаха, тюремная песня), Трухачевского (цыганские напевы П. Сарасате). Трех главных героев объединяет «Крейцерова соната» Л. Бетховена, создающая психологический подтекст в иллюстрации отношений Лизы, Трухачевского и Позднышева. Музыка С. Губайдулиной, при минимальном использовании первичных средств музыкальной выразительности, прежде всего тембрами характеризует диапазон эмоций Позднышева от любви к ненависти и комментирует внутренний диалог героя. Аудиоряд в фильме выполняет иллюстративную, характеристичную, подтекстовую и драматургическую функции. Специфической особенностью введения музыки в синтетический текст стало частое использование внутрикадрового принципа, обусловленного как прозой Толстого, так и самим названием повести. Аргументируется, что «Крейцерова соната» М. Швейцера наиболее аутентична, в сравнении с другими экранизациями, поскольку в фильме сохранены диалоги и реплики героев, первоисточнику соответствуют единство реальных событий и воспоминаний, драматургия фильма аналогична литературному тексту, при этом выразительность кульминационных зон подкрепляется музыкой и шумовыми эффектами, что способствует глубокому пониманию идейного замысла повести.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"