Национальная безопасность / nota bene - рубрика Внешние угрозы и противодействие
по
Национальная безопасность / nota bene
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Национальная безопасность / nota bene" > Рубрика "Внешние угрозы и противодействие"
Внешние угрозы и противодействие
Манойло А.В. - Итоги психологической войны в вооруженном конфликте в Южной Осетии
Аннотация: В статье представлены результаты реконструкции операций информационно-психологической войны, проведенных США против России в ходе грузино-осетинского вооруженного конфликта. Исследуются их цели и задачи, дается оценка эффективности. Конфликт в Южной Осетии рассматривается как составная часть проводимой США стратегической операции на Кавказе. Определяются причины фактического поражения России в информационно-психологической войне.
Манойло А.В. - психологические операции НАТО в Аденском заливе и борьба с пиратами
Аннотация: В статье приведен анализ тактики сил антипиратской коалиции по обеспечению безопасности судоходства в Аденском заливе
Манойло А.В. - Англосаксонская модель операций информационно-психологической войны
Аннотация: В статье представлена модель англосаксонской психологической операции, основанная на использовании технологий политичесой поляризации, политической стратификации и управления групповым поведением посредством активизации "якорных" установок и инициирования цепных поведенческих реакций.
Манойло А.В. - концепции политического регулирования информационно-психологической войны
Аннотация: в статье представлены современные концепции политического регулирования информационно-психологической войны
Паненков А.А. - Нужна ли комплексная программа по минимизации последствий в результате отмены режима контртеррористической операции в Чеченской Республике? (3 части)
Аннотация: В 3 частях статьи "Нужна ли комплексная программа по минимизации последствий в результате отмены режима контртеррористической операции в Чеченской Республике? обосновывается необходимость разработки комплексной программы, направления борьбы с незаконным оборотом оружия, наркотиков и т.д.Дается прогноз криминальной ситуации в Чеченской Республике, РИ, Дагестане.Произойдет изменение личности террориста и механизма преступного поведения, что найдет отражение в профессионализации, превращении терроризма в постоянное ремесло и основной источник дохода, дальнейшем укреплении хорошо организованных, законспирированных и разветвленных организованных террористических групп, которые перенесут свою террористическую деятельность, в том числе и на другие субъекты РФ. Необходимо принимать исчерпывающие меры по обеспечению личной безопасности, как руководителей правоохранительных органов ЧР, так и политического руководства ввиду ожесточенности сопротивления участников организованных преступных формирований.
Кошевой И.О. - ИСЛАМ ПРОТИВ ТЕРРОРИЗМА
Аннотация: Одним из основных мотивов совершения актов терроризма является религиозная, национальная ненависть или вражда . Именно поэтому особую угрозу в последнее время представляют приверженцы исламского терроризма.С середины 90–х годов одним из направлений деятельности бен Ладена стало его активное участие в осуществлении идеи «прорыва» движения исламского фундаментализма в южные регионы России. Действия чеченских сепаратистов вызвали живой интерес у террориста «номер 1», следствием чего и стала его поддержка процесса создания на Северном Кавказе независимого исламского государства.
Чиняков М.К. - Россия (СССР) в «коалиционных войнах» от Тридцатилетней войны до Второй мировой: к постановке проблемы
Аннотация: В статье, практически впервые в отечественной истории, рассматривается значение участия России в крупнейших «коалиционных войнах» на протяжении трех веков на фоне взаимоотношений Запад — Россия (СССР). Автор показывает многочисленные неудачи и редкие достижения отечественной дипломатии в разных политических условиях и свидетельствует о необходимости и о возможности отстаивания на международной арене собственных державных интересов.
Конышев В.Н., Сергунин А.А. - РЕМИЛИТАРИЗАЦИЯ АРКТИКИ И БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИИ
Аннотация: В условиях повышения геополитического статуса Арктики явно намечается опасная тенденция к милитаризации региона. Это выражается в усилении военных присутствия и активности ряда стран, а также НАТО в Арктике; модернизации вооруженных сил, дислоцированных в Арктике, и соответствующей военной инфраструктуры; активном использовании военно-морских флотов для отстаивания своих экономических интересов; тенденции к формированию новых военно-политических блоков и/или коалиций. При определении своей позиции в отношении ремилитаризации региона Россия должна проводить сбалансированную линию. С одной стороны, она не должна забывать о мерах по обеспечению своей обороноспособности в Арктике, с другой – ей и другим заинтересованным государствам и международным организациям необходимо уже сейчас задуматься над поиском взаимоприемлемых решений с тем, чтобы не допустить дальнейшей эскалации негативных тенденций. Создание особого регионального режима по контролю над вооружениями и развитие мер доверия могли бы стать важными приоритетами международного сотрудничества в Арктике.
Соснин В.А. - Идеология Глобального Джихада как духовно-нравственная мотивация оправдания суицидального терроризма исламскими радикалами
Аннотация: В статье рассмотрена идеология Глобального джихада как духовно-религиозная мотивация суицидального терроризма исламскими радикалами. Проанализированы представления о суициальном терроризме (как мученичестве) идеологами организации Аль-Каида (Бен Ладен, Аль-Завахири).
Манойло А.В. - Иран и США: сложная игра с многовариантным результатом
Аннотация: В настоящей статье представлены результаты анализа возможных причин обострения ситуации вокруг Ирана и практики применения США современных технологий управления политическими конфликтами в Сирии. Многочисленные признаки и следы применения указанных технологий позволяют утверждать, что цветная революция в Сирии и управляемая эскалация конфликта с Ираном являются звеньями одной и той же операции США по переформатированию Ближнего Востока.
Григорян И.В. - Внешняя политика Турции в отношении государств Южного Кавказа: новые вызовы и угрозы национальной безопасности
Аннотация: В настоящей статье представлены результаты анализа содержания и направленности внешней политики Турции на Южном Кавказе — в отношении Армении, Азербайджана, Грузии, возникших в результате распада СССР и традиционно входящих в зону политического влияния России. Дана оценка рискам и угрозам национальной безопасности России, связанных со стремлением Турции усилить свое внешнеполитическое и военное присутствие в регионе и вести там экспансионистскую политику.
Гильфанов А.Р. - О некоторых проблемах правоприменительной деятельности подразделений дознания пограничных органов ФСБ России

DOI:
10.7256/2454-0668.2013.4.7810

Аннотация: статья посвящена особенностям доказывания в досудебном производстве по уголовным делам о незаконном пересечении Государственной границе Российской Федерации. Раскрывается ряд проблемных вопросов правоприменительной практики, связанных с признаками состава преступления. Обосновываются утверждения о том, что возбуждение уголовного дела по ст.322 УК РФ правомерно при пересечении лицом Государственной границы РФ при наличии действительных документов, но без надлежащего разрешения, приводится авторская формулировка термина «надлежащее разрешение», раскрываются особенности расследования указанного преступления, совершенного на участках государственной границы, не оформленных в международно-правовом отношении.
И. О. Кошевой - Ислам против терроризма. c. 0-0
Аннотация: Одним из основных мотивов совершения актов терроризма является религиозная, национальная ненависть или вражда. Именно поэтому особую угрозу в последнее время представляют приверженцы исламского терроризма. С середины 90–х годов одним из направлений деятельности бен Ладена стало его активное участие в осуществлении идеи «прорыва» движения исламского фундаментализма в южные регионы России. Действия чеченских сепаратистов вызвали живой интерес у террориста «номер 1», следствием чего и стала его поддержка процесса создания на Северном Кавказе независимого исламского государства.
М. К. Чиняков - Россия (СССР) в «коалиционных войнах» от Тридцатилетней войны до Второй мировой: к постановке проблемы. c. 0-0
Аннотация: В статье, практически впервые в отечественной истории, рассматривается значение участия России в крупнейших «коалиционных войнах» на протяжении трех веков на фоне взаимоотношений Запад — Россия (СССР). Автор показывает многочисленные неудачи и редкие достижения отечественной дипломатии в разных политических условиях и свидетельствует о необходимости и о возможности отстаивания на международной арене собственных державных интересов.
Князева Н.А., Князева Е.А. - Использование военно-морских сил по борьбе с морским пиратством c. 1-10

DOI:
10.7256/2454-0668.2019.4.30387

Аннотация: Предметом данной статьи выступают положения норм российского и международного законодательства по борьбе с морским пиратством в разные периоды времени, а также данные статистики по количеству пиратских атак за 2013-2018 гг. Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие при регулировании вопросов использования военно-морских сил для противодействия пиратству на море. Авторами проведен анализ истории развития законодательства по борьбе с пиратством, рассмотрены вопросы терминологии. Также подробно рассматривается эффективность использования военно-морских сил для борьбы с морским пиратством. Особое внимание уделяется трудностям правового регулирования, международного сотрудничества и практического применения указанных мер. В ходе проведенного анализа были использованы следующие методы исследования: диалектический метод познания явлений и процессов объективной реальности, также использовались метод индукции, дедукции, статистический, логический, сравнительно-правовой и др. методы. По результатам проведенного исследования выявлены проблемы, с которыми сталкиваются государства при использовании военно-морских сил, в частности, решение правовых вопросов о военном присутствии на территории другого государства и совместном патрулировании пиратоопасных районов моря. Авторами статьи проведен анализ основных положений конвенций, соглашений и других актов, в том числе резолюций Совета Безопасности ООН. Указанные в статье нормативные акты предусматривают возможность применения военно-морских сил в наиболее опасных районах моря, в том числе и с привлечением сил других государств. Результаты исследования показывают эффективность использования военно-морских сил противодействия пиратству, а также перспективы развития дальнейшего сотрудничества в этом направлении.
Чирков Д.К. - Влияние миграционных потоков из-за рубежа на криминальную ситуацию в России

DOI:
10.7256/2454-0668.2013.3.7627

Аннотация: Аннотация: в статье раскрывается криминологическая характеристика преступности мигрантов иностранцев, особенности территориального распределения их преступности. В настоящее время, миграция населения является одним из важнейших индикаторов этнополитических и социально-экономических процессов, происходящих в обществе и государстве. В мировом масштабе рост миграции связывают с глобальными экономическими процессами. В российских условиях миграция также связана с экономикой нашей страны и ее соседей, но не с процессом экономической глобализации, модернизацией, инновационным развитием, а с «пробуксовыванием» при переходе от экстенсивной к интенсивной форме экономики. Массовая миграция неквалифицированных работников позволяет удерживаться нам на «плоту» сырьевой экономики. Угроза национальной безопасности, исходящая от незаконной миграции, в значительной степени связана с преступностью незаконных мигрантов. Не следует принижать опасность для нашего общества, исходящую от преступности незаконных мигрантов. Именно они составляют большую (до 90%) часть преступников иностранцев. Следует объективно подходить к оценке преступности иностранцев, не завышая и не преувеличивая ее общественную опасность. Криминальная активность иностранцев, по нашим расчетам, не превосходит криминальную активность граждан России. Но есть ряд других важных ее параметров, свидетельствующих о высокой ее общественной опасности.
Кривов С.В., Баранова Т.В., Грехнева Л.В., Старкин С.В. - Урегулирование конфликта на юго-востоке Украины: противоречия терминологических подходов c. 23-34

DOI:
10.7256/2454-0668.2021.2.34941

Аннотация: Успешная реализация Минских соглашений ставится под сомнение с момента подписания из-за неоднозначных толкований их природы и характера. Основные вопросы касаются понимания самого конфликта на юго-востоке Украины как межгосударственного, интернационализированного или внутриполитического, легитимности и статуса договаривающихся сторон, а также роли международного сообщества в его разрешении. Указанные противоречия отразились и в разнице подходов к определению понятийного аппарата, а также в его толковании и интерпретации. Указанная проблема выходит за пределы политологического или юридического анализа и нуждается в комплексном изучении с привлечением разнообразных теоретико-методологических подходов. Таким образом, следует согласиться с характеристикой конфликта на юго-востоке Украины как формализованной политической неурегулированности. С политической и юридической точек зрения соглашения о его урегулировании демонстрируют типичные примеры вызовов и проблем, которые возникают в ходе переговоров и имплементации интернационализированных мирных соглашений периода после Холодной войны. Отказ одной из сторон, как правило, государства, территориальная целостность которого оспаривается негосударственной стороной, встретиться с другой стороной непосредственно в ходе мирных переговоров является типичным осложнением переговорных процессов. Прямые переговоры, т.е. встречи, на которых участники переговоров входят в зрительный контакт, могут быть истолкованы как акты неявного признания негосударственных сторон, их представителей, а также их соответствующих претензий. Такие различные точки зрения на мандат, подотчетность, ответственность и статус «прямых» и «третьих» сторон в ходе переговоров и осуществления мирных соглашений являются типичными противоречиями. Фактически на протяжении всего периода проработки, подписания и осуществления соглашений столкновение интересов сместилось в сторону толкования и интерпретации терминологии.
Тиханычев О.В. - «Гибридные» войны: история, современное состояние, основы противодействия c. 39-48

DOI:
10.7256/2454-0668.2019.1.28100

Аннотация: Объектом исследования являются «гибридные» методы противоборства, предмет исследования - структура «гибридного» противоборства и её изменение по времени. В обзорной статье проанализированы основные составляющие «гибридных» действий и, на основе анализа исторического опыта, сделан вывод о том, что данные подходы имеют глубокие исторические корни. Примеры таких действий, как показал исторический анализ, можно найти уже в войнах XVI-XVII веков. Примечательно, что лидерами в их практическом использовании являлись государства англосаксонского блока. В качестве методологической основы исследования был избран системный подход, а также принципы историзма и объективности. Использование системного подхода, методов декомпозиции и сравнительного анализа, позволило рассмотреть в комплексе вопросы организации «гибридных» (в другой терминологии «нетрадиционных» или «диффузных») военных действий. Для этой цели, в статье использовались методы сравнительно-исторического анализа и обобщения. Источниковую базу исследования составили исторические документы, находящиеся в открытом доступе. На основе анализа опыта ведения войн и вооруженных конфликтов сделан вывод о том, что угроза «гибридных» действий крайне актуальна в настоящее время и в обозримой перспективе. Сделан вывод о необходимости обеспечить готовность России к парированию подобных угроз, описаны возможные подходы к организации противодействия им
Стригунов К.С. - Наркокартели и системно-сетевая война на примере стран Латиноамериканского региона c. 43-56

DOI:
10.7256/2454-0668.2018.4.27371

Аннотация: Объектом исследования статьи являются латиноамериканские наркокартели. Предмет исследования - применение наркокартелей в качестве основного инструмента демонтажа политических режимов в современной, системно-сетевой войне. Автор анализирует строение, возможности и специфику наркокартелей как организаций, способных выступить основным средством деконструкции государств на примере гипотетического сценария внешней агрессии против Венесуэлы и ее политического руководства. Особое внимание уделяется взаимодействию американских разведывательных структур с наркокартелями, которые могут быть использованы для достижения геополитических целей. При написании работы применялись научные методы, основанные на требованиях всестороннего анализа структуры и возможностей наркокартелей, а также факторов, способствующих их использованию в войнах современного типа. Кроме того, был проведен сравнительный анализ данных организаций и исламистских террористических сетей. В своей работе автор опирался на новейшие исследования явления войн, отечественные и зарубежные научные работы, аналитические доклады официальных организаций, касающиеся наркобизнеса и международного терроризма. К основным выводам исследования относится то, что наркокартели обладают необходимыми характеристиками для использования их в качестве основной ударной силы, но наличие противоречий между ними является главной уязвимостью в подобном подходе. К особому вкладу автора относятся рекомендации политическому руководству России относительно необходимых мер противодействия рассматриваемой угрозе, при условии ее возникновения в зонах стратегических интересов России. Новизна исследования заключается в том, что наркокартели впервые изучались как прокси-силы, т.е. основной инструмент в современной, системно-сетевой войне.
В. Н. Конышев, А. А. Сергунин - Ремилитаризация Арктики и безопасность России c. 55-67
Аннотация: В условиях повышения геополитического статуса Арктики явно намечается опасная тенденция к милитаризации региона. Это выражается в усилении военных присутствия и активности ряда стран, а также НАТО в Арктике; модернизации вооруженных сил, дислоцированных в Арктике, и соответствующей военной инфраструктуры; активном использовании военно-морских флотов для отстаивания своих экономических интересов; тенденции к формированию новых военно-политических блоков и/или коалиций. При определении своей позиции в отношении ремилитаризации региона Россия должна проводить сбалансированную линию. С одной стороны, она не должна забывать о мерах по обеспечению своей обороноспособности в Арктике, с другой – ей и другим заинтересованным государствам и международным организациям необходимо уже сейчас задуматься над поиском взаимоприемлемых решений с тем, чтобы не допустить дальнейшей эскалации негативных тенденций. Создание особого регионального режима по контролю над вооружениями и развитие мер доверия могли бы стать важными приоритетами международного сотрудничества в Арктике.
А. А. Сергунин, В. Н. Конышев - Ремилитаризация Арктики и безопасность России c. 65-77
Аннотация: В условиях повышения геополитического статуса Арктики явно намечается опасная тенденция к милитаризации региона. Это выражается в усилении военных присутствия и активности ряда стран, а также НАТО в Арктике; модернизации вооруженных сил, дислоцированных в Арктике, и соответствующей военной инфраструктуры; активном использовании военно-морских флотов для отстаивания своих экономических интересов; тенденции к формированию новых военно-политических блоков и/или коалиций. При определении своей позиции в отношении ремилитаризации региона Россия должна проводить сбалансированную линию. С одной стороны, она не должна забывать о мерах по обеспечению своей обороноспособности в Арктике, с другой – ей и другим заинтересованным государствам и международным организациям необходимо уже сейчас задуматься над поиском взаимоприемлемых решений с тем, чтобы не допустить дальнейшей эскалации негативных тенденций. Создание особого регионального режима по контролю над вооружениями и развитие мер доверия могли бы стать важными приоритетами международного сотрудничества в Арктике.
И. В. Григорян - Внешняя политика Турции в отношении государств Южного Кавказа: новые вызовы и угрозы национальной безопасности c. 67-75
Аннотация: В настоящей статье представлены результаты анализа содержания и направленности внешней политики Турции на Южном Кавказе — в отношении Армении, Азербайджана, Грузии, возникших в результате распада СССР и традиционно входящих в зону политического влияния России. Дана оценка рискам и угрозам национальной безопасности России, связанных со стремлением Турции усилить свое внешнеполитическое и военное присутствие в регионе и вести там экспансионистскую политику.
И. Г. Пашковская - Энергетическая политика Европейского Союза в отношении Украины c. 68-74
Аннотация: Украина после России, Норвегии с Алжиром и Турции является четвертым приоритетным направлением энергетической политики Европейского Союза. Геостратегическое положение Украины между Евросоюзом и Россией, являющейся главным поставщиком энергоносителей в государства-члены ЕС, обусловливает проведение Евросоюзом в отношении Украины энергетической политики, направленной на снижение влияния России на Украину в энергетической сфере и вовлечение украинского энергетического сектора экономики в европейский внутренний энергетический рынок.
Карпович О.Г. - Цветные революции как инструмент системной дестабилизации политических режимов: угрозы и вызовы для России

DOI:
10.7256/2454-0668.2015.1.14142

Аннотация: Настоящая статья посвящена анализу и систематизации современных научных знаний о природе цветных революций, начиная с так называемых «бархатных революций» в Восточной Европе и заканчивая новейшими цветными революциями «Арабской весны», «революцией белых ленточек» в России, «евромайданом» 2013-2014 гг. в Украине и «революцией зонтиков» 2014 года в Гонконге. Особенное значение автор уделяет рассмотрению возможностей повторения сценария цветной революции в России, анализируя первую попытку Соединенных Штатов дестабилизировать ситуацию в России с помощью протестного движения – так называемую «революцию белых ленточек», которая закончилась в 2012 году для Вашингтона провалом. Методологической основой исследования выступают системный, структурно-функциональный, сравнительно-политический и сравнительно-исторический научные подходы, методы индукции, дедукции, анализа, синтеза, наблюдения. В результате проведенного исследования автор приходит к выводу о том, что риски реализации странами Запада сценария цветной революции в России продолжают нарастать, особенно это заметно на фоне девальвации рубля и нарастающего экономического кризиса. Вместе с тем, результаты исследования свидетельствуют о том, что российская «несистемная оппозиция» в принципе не может стать идейной и организационной движущей силой цветной революции, так как она по своим параметрам не вписывается в базовую англосаксонскую схему и не отвечает требованиям, предъявляемым к лидерам и активистам современных цветных революций.
Карпович О.Г. - Цветные революции как инструмент системной дестабилизации политических режимов: угрозы и вызовы для России c. 73-87

DOI:
10.7256/2454-0668.2015.1.66138

Аннотация: Настоящая статья посвящена анализу и систематизации современных научных знаний о природе цветных революций, начиная с так называемых «бархатных революций» в Восточной Европе и заканчивая новейшими цветными революциями «Арабской весны», «революцией белых ленточек» в России, «евромайданом» 2013-2014 гг. в Украине и «революцией зонтиков» 2014 года в Гонконге. Особенное значение автор уделяет рассмотрению возможностей повторения сценария цветной революции в России, анализируя первую попытку Соединенных Штатов дестабилизировать ситуацию в России с помощью протестного движения – так называемую «революцию белых ленточек», которая закончилась в 2012 году для Вашингтона провалом. Методологической основой исследования выступают системный, структурно-функциональный, сравнительно-политический и сравнительно-исторический научные подходы, методы индукции, дедукции, анализа, синтеза, наблюдения. В результате проведенного исследования автор приходит к выводу о том, что риски реализации странами Запада сценария цветной революции в России продолжают нарастать, особенно это заметно на фоне девальвации рубля и нарастающего экономического кризиса. Вместе с тем, результаты исследования свидетельствуют о том, что российская «несистемная оппозиция» в принципе не может стать идейной и организационной движущей силой цветной революции, так как она по своим параметрам не вписывается в базовую англосаксонскую схему и не отвечает требованиям, предъявляемым к лидерам и активистам современных цветных революций.
Бородин Е.А. - Вывод Международных сил содействия безопасности из Афганистана как проверка на прочность российско-кыргызского сотрудничества в сфере безопасности

DOI:
10.7256/2454-0668.2014.1.7741

Аннотация: Аннотация Настоящая статья посвящена анализу угроз национальной безопасности России в Центральноазиатском регионе, связанных с ожидаемым выводом Международных сил содействия безопасности из Афганистана. Ожидается, что после вывода войск США и их европейских союзников из Афганистана освобожденная территория будет взята под контроль талибами, а разграничительная линия между властью Талибана и прозападного правительства Карзая пройдет примерно по той же линии, которая отделяла ранее талибов от «Северного Альянса». В этом случае следует ожидать, что Центральная Азия, и Кыргызстан в том числе, очень быстро утратят свой статус территорий, находящихся в стратегическом тылу группировки Международных сил содействия безопасности и обеспечивающих снабжение операции в Афганистане, превратятся в переднюю линию обороны от экспорта исламизма, терроризма и наркотиков в Россию и страны Европы. В этом случае нарастающая угроза международной безопасности, исходящая из Афганистана, станет своеобразной проверкой на прочность для российско-киргизских отношений и сотрудничества в сфере безопасности.
Бородин Е.А. - Вывод Международных сил содействия безопасности из Афганистана как проверка на прочность российско-кыргызского сотрудничества в сфере безопасности c. 86-93

DOI:
10.7256/2454-0668.2014.1.63896

Аннотация: Настоящая статья посвящена анализу угроз национальной безопасности России в Центральноазиатском регионе, связанных с ожидаемым выводом Международных сил содействия безопасности из Афганистана. Ожидается, что после вывода войск США и их европейских союзников из Афганистана освобожденная территория будет взята под контроль талибами, а разграничительная линия между властью Талибана и прозападного правительства Карзая пройдет примерно по той же линии, которая отделяла ранее талибов от «Северного Альянса». В этом случае следует ожидать, что Центральная Азия, и Кыргызстан в том числе, очень быстро утратят свой статус территорий, находящихся в стратегическом тылу группировки Международных сил содействия безопасности и обеспечивающих снабжение операции в Афганистане, превратятся в переднюю линию обороны от экспорта исламизма, терроризма и наркотиков в Россию и страны Европы. В этом случае нарастающая угроза международной безопасности, исходящая из Афганистана, станет своеобразной проверкой на прочность для российско-киргизских отношений и сотрудничества в сфере безопасности.
А. В. Манойло - Иран и США: сложная игра с многовариантным результатом c. 88-95
Аннотация: В настоящей статье представлены результаты анализа возможных причин обострения ситуации вокруг Ирана и практики применения США современных технологий управления политическими конфликтами в Сирии. Многочисленные признаки и следы применения указанных технологий позволяют утверждать, что цветная революция в Сирии и управляемая эскалация конфликта с Ираном являются звеньями одной и той же операции США по переформатированию Ближнего Востока.
В. А. Соснин - Идеология Глобального Джихада как духовно-нравственная мотивация оправдания суицидального терроризма исламскими радикалами c. 92-101
Аннотация: В статье рассмотрена идеология Глобального джихада как духовно-религиозная мотивация суицидального терроризма исламскими радикалами. Проанализированы представления о суициальном терроризме (как мученичестве) идеологами организации Аль-Каида (Бен Ладен, Аль-Завахири).
Т. М. Любимова - Медиа-язык войны в Ливии: языковые технологии, модные во Франции в этом военном сезоне c. 96-103
Аннотация: В статье анализируется текст резолюции 1973(2011) СБ ООН с точки зрения соответствия его классическим образцам юридической риторики, единства этоса, пафоса и логоса, взаимодействия явных и скрытых смыслов, а также рассматриваются языковые технологии (на примере французского языка), запущенные многими средствами массовой информации Франции с целью примирения общественного мнения с войной в Ливии.
Макаров А.В. - Актуальные вопросы обеспечения национальной экологической безопасности в связи с планами развития гидроэнергетики в Монголии c. 98-113

DOI:
10.7256/2454-0668.2017.3.22394

Аннотация: В статье рассматриваются актуальные вопросы российско-монгольского сотрудничества в контексте охраны трансграничных вод в бассейне озера Байкал. Проводится анализ планов развития гидроэнергетики в Монголии. Раскрываются особенности современной системы природопользования в международном бассейне реки Селенги. Выполняется предварительный прогноз трансграничных воздействий с монгольской стороны. Обосновываются основные направления обеспечения баланса экологических и экономических интересов сторон на базе общепризнанных процедур оценки воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте. Основу методического инструментария составили общенаучные методы и приемы анализа и синтеза, типологии, экологической экспертизы и экономико-статистического анализа. Научная новизна исследования заключается в определении теоретико-методологических основ и практических мер, направленных на формирование экономической и правовой базы взаимовыгодного использования трансграничных вод в бассейне озера Байкал, позволяющей обеспечить баланс экологических и экономических интересов России и Монголии в рамках общепризнанной в мире системы принципов и правил международного сотрудничества.
Евсеев В.В. - Сирийский кризис под углом российско-американских отношений c. 111-121

DOI:
10.7256/2454-0668.2013.6.63877

Аннотация: В статье рассмотрено текущее состояние и перспективы разрешения сирийского кризиса. Особое внимание уделено проблеме химического оружия, факт применения которого 21 августа 2013 г. под Дамаском мог быть использован со стороны США и их союзников для вооруженного вмешательства во внутренние дела независимого государства. Показан ход реализации российско-американского плана по уничтожению сирийского химического оружия. Установлено, что процедура вывоза из Сирии и уничтожения ее химического оружия крайне сложна. Для ее реализации нужна политическая воля ведущих государств в рамках программы «Глобальное партнерство» и обновленной программы Нанна-Лугара. На основе проведенного анализа оценено влияние сирийского кризиса на состояние российско-американских отношений. Отмечено, что Вашингтон готов к равному партнерству с Москвой, но в достаточно узких сферах, одна из которых связана с проблемой сирийского химического оружия.
Карпович О.Г. - Практика проведения США операций информационной войны в сфере внешней политики c. 112-126

DOI:
10.7256/2454-0668.2017.1.20026

Аннотация: Настоящая статья посвящена исследованию практики применения Соединенными Штатами Америки в своей внешней политике таких инструментов политического воздействия как операции информационно-психологической войны. Объект настоящего исследования – операции информационно-психологической войны во внешней политике США. Предмет исследования – формы, методы и инструменты ведения Соединенными Штатами информационно-психологической войны на примере конфликтов в Ираке и Афганистане. В современном мире ни один конфликт не обходится без информационно-психологического сопровождения, которое в ряде случаев приобретает организационную форму специальных информационных операций. В современных международных конфликтах информационно-психологические операции стали самостоятельным инструментом реализации внешней политики, о чем свидетельствуют конфликты в Ираке, Афганистане, связанные с прямым вторжением в эти страны США и их союзников, а также события в Ливии и в Сирии, получившие (наравне с другими конфликтами в этом регионе) название «Арабской весны». Методологической основой исследования является системный, структурно-функциональный, сравнительно-политический подходы, методы анализа, синтеза, индукции, дедукции, наблюдения. Особенностью информационно-психологических операций как инструмента реализации внешней политики США является распределение полномочий и сферы ответственности между несколькими государственными органами: Министерством обороны, Государственным департаментом и ЦРУ. Подобный подход позволяет всесторонне изучать потенциального противника и максимально эффективно проводить информационно-психологические операции. Однако, отсутствие центрального органа, отвечающего за проведение информационно-психологических операций, приводит к тому, что у Соединенных Штатов фактически отсутствует долгосрочная стратегия планирования информационно-психологических операций, что, зачастую, перечеркивает существующие тактические успехи в ведении информационного противоборства, как это произошло в Ираке и Афганистане. Большое количество задействованных структур и отсутствие центрального органа, ответственного за проведение информационных операций, приводит к неэффективному анализу полученной информации и критическим ошибкам в их планировании и проведении. Это позволяет утверждать, что американский опыт ведения информационных войн не является универсальным.
А. А. Паненков - Особенности задач по тактике и методике выявления и расследования преступлений, связанных с финансированием терроризма c. 152-166
Аннотация: Предлагается вариант подхода к проблеме борьбы с финансированием терроризма. В основе подхода лежит углубленное изучение нормативной базы по борьбе с финансированием организованной террористической деятельности не только работниками прокуратуры, но и всеми сотрудниками правоохранительных органов, работающих над этой проблемой. Приводится перечень основных задач по выявлению и расследованию преступлений, связанных с финансированием терроризма. Проводится анализ выводов профессионалов по борьбе с финансированием терроризма, и предлагаются пути решения проблемы.
Нейматов А.Я. - Риски и угрозы цветной революции в Таджикистане

DOI:
10.7256/2454-0668.2016.2.15854

Аннотация: Настоящая статья посвящена анализу возможных предпосылок реализации сценария цветных революций в Таджикистане. Известно, что Таджикистан сегодня входит в «группу риска» по отношению к цветным революциям; выше него по приоритету для организаторов и сценаристов цветных революций стоят только Казахстан, Армения, Узбекистан и, во втором эшелоне, Кыргызстан. Результаты анализа сетевой активности оппозиционных групп в Таджикистане позволяют сделать вывод, что страна находится в фазе подготовки «цветного» государственного переворота – то есть в той самой фазе реализации сценария цветной революции, которая включает в себя всю предварительную подготовку и проводится в условиях соблюдения конспирации. Методологической основой исследования является системный, структурно-функциональный, сравнительно-политический подходы, методы анализа, синтеза, индукции, дедукции, наблюдения. В Таджикистане, при нынешней форме власти, существует по крайней мере две политические силы, которые могут быть использованы политическими технологами цветных революций для организации массовых протестов и вооруженного мятежа: это исламисты, деятельность которых в целом координируется представителями «Исламского государства»; и проамерикански настроенные «приверженцы европейских ценностей», выступающие против участия Таджикистана в евразийских интеграционных проектах, ведущую роль в которых играет Россия. Сдерживающим фактором для цветной революции в Таджикистане является военное присутствие России (201-я база) и членство Таджикистана в ШОС и ОДКБ – организациях, обеспечивающих региональную безопасность.
Нейматов А.Я. - Риски и угрозы цветной революции в Таджикистане c. 253-258

DOI:
10.7256/2454-0668.2016.2.67752

Аннотация: Настоящая статья посвящена анализу возможных предпосылок реализации сценария цветных революций в Таджикистане. Известно, что Таджикистан сегодня входит в «группу риска» по отношению к цветным революциям; выше него по приоритету для организаторов и сценаристов цветных революций стоят только Казахстан, Армения, Узбекистан и, во втором эшелоне, Кыргызстан. Результаты анализа сетевой активности оппозиционных групп в Таджикистане позволяют сделать вывод, что страна находится в фазе подготовки «цветного» государственного переворота – то есть в той самой фазе реализации сценария цветной революции, которая включает в себя всю предварительную подготовку и проводится в условиях соблюдения конспирации. Методологической основой исследования является системный, структурно-функциональный, сравнительно-политический подходы, методы анализа, синтеза, индукции, дедукции, наблюдения. В Таджикистане, при нынешней форме власти, существует по крайней мере две политические силы, которые могут быть использованы политическими технологами цветных революций для организации массовых протестов и вооруженного мятежа: это исламисты, деятельность которых в целом координируется представителями «Исламского государства»; и проамерикански настроенные «приверженцы европейских ценностей», выступающие против участия Таджикистана в евразийских интеграционных проектах, ведущую роль в которых играет Россия. Сдерживающим фактором для цветной революции в Таджикистане является военное присутствие России (201-я база) и членство Таджикистана в ШОС и ОДКБ – организациях, обеспечивающих региональную безопасность.
Гребенюк А.А. - Трудовая иммиграция в Россию в контексте национальной безопасности.

DOI:
10.7256/2454-0668.2016.2.15912

Аннотация: В рамках данной статьи была сделана попытка сфокусироваться на вызовах, которые формирует трудовая иммиграции в Россию в сфере обеспечения национальной безопасности. В работе особое внимание уделено тем глубинным процессам, которые лежат в плоскости геополитики и долгосрочных перспектив развития экономики. В статье речь пойдет о внешних вызовах, связанных с влиянием миграции на социально-экономическое развитие и политическую ситуацию стран-доноров трудовых ресурсов для России. Среди внутренних вызовов внимание уделено воздействию притока дешевой рабочей силы из-за рубежа на устойчивое экономическое развитие в контексте обеспечения национальной безопасности. В статье использовались системный подход, методы анализа, синтеза, экстраполяции существующих тенденций и сравнения, а также специальные статистические методы. В статье были предложены новые подходы к анализу воздействия трудовой миграции на национальную безопасность страны-"реципиента" (Российской Федерации) иностранных трудовых ресурсов. Были предложены рекомендации по противодействию формируемым трудовой иммиграцией внешним и внутренним вызовам устойчивому развитию и национальной безопасности России, включающие меры как во внешней, так и во внутренней политике.
Гребенюк А.А. - Трудовая иммиграция в Россию в контексте национальной безопасности. c. 259-265

DOI:
10.7256/2454-0668.2016.2.67753

Аннотация: В рамках данной статьи была сделана попытка сфокусироваться на вызовах, которые формирует трудовая иммиграции в Россию в сфере обеспечения национальной безопасности. В работе особое внимание уделено тем глубинным процессам, которые лежат в плоскости геополитики и долгосрочных перспектив развития экономики. В статье речь пойдет о внешних вызовах, связанных с влиянием миграции на социально-экономическое развитие и политическую ситуацию стран-доноров трудовых ресурсов для России. Среди внутренних вызовов внимание уделено воздействию притока дешевой рабочей силы из-за рубежа на устойчивое экономическое развитие в контексте обеспечения национальной безопасности. В статье использовались системный подход, методы анализа, синтеза, экстраполяции существующих тенденций и сравнения, а также специальные статистические методы. В статье были предложены новые подходы к анализу воздействия трудовой миграции на национальную безопасность страны-"реципиента" (Российской Федерации) иностранных трудовых ресурсов. Были предложены рекомендации по противодействию формируемым трудовой иммиграцией внешним и внутренним вызовам устойчивому развитию и национальной безопасности России, включающие меры как во внешней, так и во внутренней политике.
Михеев В.Ю. - Исламский религиозный терроризм в 1980-2000-е гг. как реакция на "трудные времена"

DOI:
10.7256/2454-0668.2015.2.13800

Аннотация: Предметом изучения данной статьи, написанной по итогам изучения дисциплины "Феномен терроризма и безопасность гражданского общества", является выявление особенностей исламского религиозного терроризма 1980-2000-х гг. и причины его возникновения. Методологически автор проводит исследование статистических данных и монографий, посвященных исламскому миру и терроризму. Дается теоретический анализ особенностей феномена и причин, которые привели к его возникновению. Приведены военно-политические, экономические и психологические причины подобного состояния, а также указана роль государственной поддержки терроризма в усилении феномена. Без разрешения этих проблем невозможно говорить об эффективной борьбе с терроризмом, о чем свидетельствует нынешнее положение дел на Ближнем Востоке, где сейчас разворачивается затяжной конфликт светской власти и исламистов. Синтетической базой исследования стала теория "тяжелых времен" Ирвина Стауба, а аналитической - эмпирические данные в виде исторических фактов и статистических данных. Сделан вывод, что в основе террористического движения исламских фундаменталистов лежит ощущение безнадежности и незащищенности, бытовавшее в тот период среди населения региона. Научная новизна работы состоит в том, что события конца ХХ века - начала ХХI века тесно увязаны с событиями последних лет: пиком активности исламского терроризма во всем мире и геополитическими трансформациями, связанными с серией искусственных "цветных революций".
Михеев В.Ю. - Исламский религиозный терроризм в 1980-2000-е гг. как реакция на "трудные времена" c. 274-282

DOI:
10.7256/2454-0668.2015.2.66405

Аннотация: Предметом изучения данной статьи, написанной по итогам изучения дисциплины "Феномен терроризма и безопасность гражданского общества", является выявление особенностей исламского религиозного терроризма 1980-2000-х гг. и причины его возникновения. Методологически автор проводит исследование статистических данных и монографий, посвященных исламскому миру и терроризму. Дается теоретический анализ особенностей феномена и причин, которые привели к его возникновению. Приведены военно-политические, экономические и психологические причины подобного состояния, а также указана роль государственной поддержки терроризма в усилении феномена. Без разрешения этих проблем невозможно говорить об эффективной борьбе с терроризмом, о чем свидетельствует нынешнее положение дел на Ближнем Востоке, где сейчас разворачивается затяжной конфликт светской власти и исламистов. Синтетической базой исследования стала теория "тяжелых времен" Ирвина Стауба, а аналитической - эмпирические данные в виде исторических фактов и статистических данных. Сделан вывод, что в основе террористического движения исламских фундаменталистов лежит ощущение безнадежности и незащищенности, бытовавшее в тот период среди населения региона. Научная новизна работы состоит в том, что события конца ХХ века - начала ХХI века тесно увязаны с событиями последних лет: пиком активности исламского терроризма во всем мире и геополитическими трансформациями, связанными с серией искусственных "цветных революций".
Аникин В.И., Сурма И.В. - Методологические основы анализа и развития сложных систем в международных отношениях (структурно-функциональный подход в формировании государственного внешнеполитического механизма)

DOI:
10.7256/2454-0668.2015.2.14753

Аннотация: Предметом исследования являются ключевые моменты формирования государственного внешнеполитического механизма и представлены важнейшие аспекты разработки систем подготовки и принятия решения для стратегического руководства страны с оценкой оперативности решения проблемы высокой сложности, упреждения реагирования на угрозы, с оценкой риска, моделированием и формированием сценариев развития обстановки в мире, так как в современных условиях геополитической нестабильности руководители органов государственного управления любой страны испытывают острую необходимость в повышении эффективности принимаемых политических решений с использованием творческого потенциала экспертов как в иерархически организованных государственных, так и в неправительственных структурах. В исследовании используется научный подход к формированию государственного внешнеполитического механизма на основе информационно-логического способа, что сможет определять достаточно предсказуемый диапазон политических решений, основанный на комплексном и системном закреплении направлений анализа с учетом упреждающего эффекта прогноза дальнейшего развития. Междисциплинарность такого подхода, предполагающего сочетание политологического и математического типов анализа, методологически исходит из признания множественности измерений политической системы в сравнительном анализе современных государств. Предлагаемые в статье общие классификационные принципы формирования государственного внешнеполитического механизма и их информационно-логическая и математическая интерпретация, по мнению авторов, позволят расширить имеющуюся методологическую базу оценки состояния и развития системы государственного управления по внешнеполитическим вопросам, позволят повысить качество прогнозных исследований в условиях геополитической и геоэкономической нестабильности.
Аникин В.И., Сурма И.В. - Методологические основы анализа и развития сложных систем в международных отношениях (структурно-функциональный подход в формировании государственного внешнеполитического механизма) c. 283-296

DOI:
10.7256/2454-0668.2015.2.66406

Аннотация: Предметом исследования являются ключевые моменты формирования государственного внешнеполитического механизма и представлены важнейшие аспекты разработки систем подготовки и принятия решения для стратегического руководства страны с оценкой оперативности решения проблемы высокой сложности, упреждения реагирования на угрозы, с оценкой риска, моделированием и формированием сценариев развития обстановки в мире, так как в современных условиях геополитической нестабильности руководители органов государственного управления любой страны испытывают острую необходимость в повышении эффективности принимаемых политических решений с использованием творческого потенциала экспертов как в иерархически организованных государственных, так и в неправительственных структурах. В исследовании используется научный подход к формированию государственного внешнеполитического механизма на основе информационно-логического способа, что сможет определять достаточно предсказуемый диапазон политических решений, основанный на комплексном и системном закреплении направлений анализа с учетом упреждающего эффекта прогноза дальнейшего развития. Междисциплинарность такого подхода, предполагающего сочетание политологического и математического типов анализа, методологически исходит из признания множественности измерений политической системы в сравнительном анализе современных государств. Предлагаемые в статье общие классификационные принципы формирования государственного внешнеполитического механизма и их информационно-логическая и математическая интерпретация, по мнению авторов, позволят расширить имеющуюся методологическую базу оценки состояния и развития системы государственного управления по внешнеполитическим вопросам, позволят повысить качество прогнозных исследований в условиях геополитической и геоэкономической нестабильности.
Алиреза Н. - Россия и переменная "США" в десятилетнем конфликте вокруг ядерной программы Ирана

DOI:
10.7256/2454-0668.2014.2.10994

Аннотация: Занимая промежуточную позицию, Россия в десятилетнем конфликте вокруг ядерной программы Ирана старалась обеспечить свои интересы в обеих сторонах – Иране и Западе. Вопреки ее утверждению о том, что подобная политика является принципиальным и самостоятельным действием в комплексном пространстве, зависимость политики Москвы от переменной "США" и представление о малом значении другой части этого уравнения - Ирана - являются заметными дефектами данной политики. В конечном счете, и без учета некоторых тактических изменений, роль Москвы в иранской ядерной программе была не больше, чем игрой в сконструированных США рамках. По этой причине, осознание Кремлем стратегических целей давления на Тегеран, которые проявляются в попытках Вашингтона координировать Иран со своей долгосрочной экспансионистской политикой на Ближнем Востоке, не проявилось в "практической" политике России. Такая политика не согласуется и с принципами, провозглашенными Москвой: о несогласии с экспансионизмом США и действиями в качестве "самостоятельной великой державы". В качестве методологической базы в данной статье использован системный анализ политики России в отношении ядерной программы Ирана и поэтому детали не рассматривались. Недавние события на региональном и международном уровнях, имеющие влияние на ядерную программу Ирана в том числе отношении США и России и продолжение агрессивной политики США на Ближнем Востоке проектом "Нового Большого Ближнего Востока" с одной стороны, и текущие переговоры по Иранской ядерной программе, продолжение угроза военного удара по Ирану и тоже новые прогрессы в ядерной деятельности этой стране с другой стороны, создали новую ситуацию по отношению к этой теме.
Алиреза Н. - Россия и переменная "США" в десятилетнем конфликте вокруг ядерной программы Ирана c. 304-316

DOI:
10.7256/2454-0668.2014.2.64070

Аннотация: Занимая промежуточную позицию, Россия в десятилетнем конфликте вокруг ядерной программы Ирана старалась обеспечить свои интересы в обеих сторонах – Иране и Западе. Вопреки ее утверждению о том, что подобная политика является принципиальным и самостоятельным действием в комплексном пространстве, зависимость политики Москвы от переменной "США" и представление о малом значении другой части этого уравнения - Ирана - являются заметными дефектами данной политики. В конечном счете, и без учета некоторых тактических изменений, роль Москвы в иранской ядерной программе была не больше, чем игрой в сконструированных США рамках. По этой причине, осознание Кремлем стратегических целей давления на Тегеран, которые проявляются в попытках Вашингтона координировать Иран со своей долгосрочной экспансионистской политикой на Ближнем Востоке, не проявилось в "практической" политике России. Такая политика не согласуется и с принципами, провозглашенными Москвой: о несогласии с экспансионизмом США и действиями в качестве "самостоятельной великой державы". В качестве методологической базы в данной статье использован системный анализ политики России в отношении ядерной программы Ирана и поэтому детали не рассматривались. Недавние события на региональном и международном уровнях, имеющие влияние на ядерную программу Ирана в том числе отношении США и России и продолжение агрессивной политики США на Ближнем Востоке проектом "Нового Большого Ближнего Востока" с одной стороны, и текущие переговоры по Иранской ядерной программе, продолжение угроза военного удара по Ирану и тоже новые прогрессы в ядерной деятельности этой стране с другой стороны, создали новую ситуацию по отношению к этой теме.
Сурма И.В., Анненков В.И., Карпов В.В., Моисеев А.В. - «Сетецентрическое управление»: современная парадигма развития систем управления в вооруженных силах ведущих держав мира

DOI:
10.7256/2454-0668.2014.2.11393

Аннотация: В статье показано, что поиск эффективных методов управления и современное развитие информационных технологий привели к появлению новых управленческих парадигм, одной из которых является «сетецентрическое управление». Отмечается, что в концептуально-теоретическом плане сетецентрический подход в военном деле реализуется в виде системы, которая состоит из трех подсистем, имеющих структуру взаимно пересекающихся решеток (информационной подсистемы, сенсорной - разведывательной подсистемы и боевой подсистемы - подсистемы отдельных тактических подразделений и боевого управления), среди которых информационная решетка-подсистема пронизывает собой всю систему современного управления и составляет ее основу. Представлен сравнительный анализ классического и сетецентрического подходов к управлению и показан опыт его реализации в сфере военного искусства на примере ряда стран (США, Франции, Великобритании, Германии, Израиля и Китая). Система сетецентрического управления представляет собой сочетание заблаговременно созданных и развернутых разветвленных автоматизированных электронных сетей сбора и первичной обработки информации, узлов хранения и анализа информации, а также контуров управления и принятия решений, которые совокупными усилиями создают единое информационное и управленческое пространство, охватывающее все пространство управления. Основной идеей «сетецентрической войны» является интеграция всех сил и средств в едином информационном пространстве, позволяющая многократно увеличить эффективность их боевого применения за счет реализации синергетического эффекта. Внедрение сетевых технологий в военную сферу является действительно революционным шагом, направленным на повышение боевых возможностей вооруженных сил за счет оперативности и эффективности их применения.
Сурма И.В., Анненков В.И., Карпов В.В., Моисеев А.В. - «Сетецентрическое управление»: современная парадигма развития систем управления в вооруженных силах ведущих держав мира c. 317-327

DOI:
10.7256/2454-0668.2014.2.64071

Аннотация: В статье показано, что поиск эффективных методов управления и современное развитие информационных технологий привели к появлению новых управленческих парадигм, одной из которых является «сетецентрическое управление». Отмечается, что в концептуально-теоретическом плане сетецентрический подход в военном деле реализуется в виде системы, которая состоит из трех подсистем, имеющих структуру взаимно пересекающихся решеток (информационной подсистемы, сенсорной - разведывательной подсистемы и боевой подсистемы - подсистемы отдельных тактических подразделений и боевого управления), среди которых информационная решетка-подсистема пронизывает собой всю систему современного управления и составляет ее основу. Представлен сравнительный анализ классического и сетецентрического подходов к управлению и показан опыт его реализации в сфере военного искусства на примере ряда стран (США, Франции, Великобритании, Германии, Израиля и Китая). Система сетецентрического управления представляет собой сочетание заблаговременно созданных и развернутых разветвленных автоматизированных электронных сетей сбора и первичной обработки информации, узлов хранения и анализа информации, а также контуров управления и принятия решений, которые совокупными усилиями создают единое информационное и управленческое пространство, охватывающее все пространство управления. Основной идеей «сетецентрической войны» является интеграция всех сил и средств в едином информационном пространстве, позволяющая многократно увеличить эффективность их боевого применения за счет реализации синергетического эффекта. Внедрение сетевых технологий в военную сферу является действительно революционным шагом, направленным на повышение боевых возможностей вооруженных сил за счет оперативности и эффективности их применения.
А.Р. Гильфанов - О некоторых проблемах правоприменительной деятельности подразделений дознания пограничных органов ФСБ России c. 325-329

DOI:
10.7256/2454-0668.2013.2.62617

Аннотация: Статья посвящена особенностям доказывания в досудебном производстве по уголовным делам о незаконном пересечении Государственной границе Российской Федерации. Раскрывается ряд проблемных вопросов правоприменительной практики, связанных с признаками состава преступления. Обосновываются утверждения о том, что возбуждение уголовного дела по ст.322 УК РФ правомерно при пересечении лицом Государственной границы РФ при наличии действительных документов, но без надлежащего разрешения, приводится авторская формулировка термина «надлежащее разрешение», раскрываются особенности расследования указанного преступления, совершенного на участках государственной границы, не оформленных в международно-правовом отношении.
Манойло А.В. - Роль цветных революций в демонтаже современных политических режимов

DOI:
10.7256/2454-0668.2014.3.12058

Аннотация: Настоящая статья посвящена анализу проблем, связанных с демонтажем политических режимов в современных государствах (как авторитарного, так и демократического типа) и ролью в этом процессе технологий цветных революций. Проблемы демонтажа политических режимов и связанная с ними проблематика цветных революций в современных условиях приобретают чрезвычайную остроту и актуальность. Связано это не только с тем, что события в Украине при детальном рассмотрении в точности повторяют сценарий цветных революций в Северной Африке и на Ближнем Востоке, получивших название «Арабской Весны», в частности – революции в Египте, что указывает на неслучайность данных событий. Причина в том, что на смену традиционным, привычным для мирового сообщества инструментам демонтажа приходит новое поколение более тонких инструментов, сочетающих силовые методы воздействия с технологиями манипулятивного управления массовым сознанием и массовым поведением широких масс гражданского населения, вовлекаемого в эти псевдостихийные процессы.
Манойло А.В. - Роль цветных революций в демонтаже современных политических режимов c. 406-414

DOI:
10.7256/2454-0668.2014.3.65064

Аннотация: Настоящая статья посвящена анализу проблем, связанных с демонтажем политических режимов в современных государствах (как авторитарного, так и демократического типа) и ролью в этом процессе технологий цветных революций. Проблемы демонтажа политических режимов и связанная с ними проблематика цветных революций в современных условиях приобретают чрезвычайную остроту и актуальность. Связано это не только с тем, что события в Украине при детальном рассмотрении в точности повторяют сценарий цветных революций в Северной Африке и на Ближнем Востоке, получивших название «Арабской Весны», в частности – революции в Египте, что указывает на неслучайность данных событий. Причина в том, что на смену традиционным, привычным для мирового сообщества инструментам демонтажа приходит новое поколение более тонких инструментов, сочетающих силовые методы воздействия с технологиями манипулятивного управления массовым сознанием и массовым поведением широких масс гражданского населения, вовлекаемого в эти псевдостихийные процессы.
Чирков Д.К., Антонов-Романовский Г.В., Литвинов А.А. - Влияние миграционных потоков из-за рубежа на криминальную ситуацию в России c. 511-515

DOI:
10.7256/2454-0668.2013.3.62823

Аннотация: в статье раскрывается криминологическая характеристика преступности мигрантов иностранцев, особенности территориального распределения их преступности. В настоящее время, миграция населения является одним из важнейших индикаторов этнополитических и социальноэкономических процессов, происходящих в обществе и государстве. В мировом масштабе рост миграции связывают с глобальными экономическими процессами. В российских условиях миграция также связана с экономикой нашей страны и ее соседей, но не с процессом экономической глобализации, модернизацией, инновационным развитием, а с «пробуксовыванием» при переходе от экстенсивной к интенсивной форме экономики. Массовая миграция неквалифицированных работников позволяет удерживаться нам на «плоту» сырьевой экономики. Угроза национальной безопасности, исходящая от незаконной миграции, в значительной степени связана с преступностью незаконных мигрантов. Не следует принижать опасность для нашего общества, исходящую от преступности незаконных мигрантов. Именно они составляют большую (до 90%) часть преступников иностранцев. Следует объективно подходить к оценке преступности иностранцев, не завышая и не преувеличивая ее общественную опасность. Криминальная активность иностранцев, по нашим расчетам, не превосходит криминальную активность граждан России. Но есть ряд других важных ее параметров, свидетельствующих о высокой ее общественной опасности.
Старкин С.В. - Военно-стратегические концепции США в отношении Китая

DOI:
10.7256/2454-0668.2015.4.15076

Аннотация: Предстоящие сдвиги в региональном военном балансе в сторону от США и их союзников в пользу Китая могут привести к деформации американской политики сдерживания. Целью настоящей статьи, являющейся логическим продолжением ряда других работ автора, посвященных проблемам региональной безопасности в АТР, является анализ основных военно-стратегических подходов Вашингтона в отношении Китайской народной республики и прогноз развития военно-политической ситуации на среднесрочную перспективу. Ряд американских экспертов утверждают, что в случае начала военных действий у Соединенных Штатов не будет иного выбора, кроме как одержать победу над вооруженными силами Китая и нейтрализовать его способность к ограничению и преграждению доступа к отдельным территориям, блокированию некоторых зон и блокированию маневра в них (концепция A2/AD) , с использованием ряда средств наступательного и оборонительного характера, включая нанесение ударов неядерными средствами по целям на территории Китая. Сторонники данного подхода поддерживают претворение в жизнь положений так называемой концепции «Воздушно-морской операции» (ВМО), критический анализ которой будет предпринят в настоящей работе. В работе, с учетом поставленных задач, использованы традиционные для гуманитарных дисциплин методы сравнительного анализа, исследование case studyes, теория принятия политических решений. Автор, разобрав основные положения так называемой «воздушно-морской операции», приходит к выводу, что американские политикоформирующие, штабные и экспертно-аналитические структуры проводят целенаправленную работу, направленную на сохранение собственного силового потенциала в Азиатско-тихоокеанском регионе. Суммарная военная мощь США должна гарантированно обеспечить им военно-стратегическое преимущество и защитить торгово-экономические интересы в этой части земного шара. Последние документы МО США свидетельствуют, что американские «ястребы» рассматривают АТР в качестве важнейшего стратегического плацдарма, в том числе и для развертывания морского компонента национальной ПРО.
Старкин С.В. - Военно-стратегические концепции США в отношении Китая c. 577-590

DOI:
10.7256/2454-0668.2015.4.66739

Аннотация: Предстоящие сдвиги в региональном военном балансе в сторону от США и их союзников в пользу Китая могут привести к деформации американской политики сдерживания. Целью настоящей статьи, являющейся логическим продолжением ряда других работ автора, посвященных проблемам региональной безопасности в АТР, является анализ основных военно-стратегических подходов Вашингтона в отношении Китайской народной республики и прогноз развития военно-политической ситуации на среднесрочную перспективу. Ряд американских экспертов утверждают, что в случае начала военных действий у Соединенных Штатов не будет иного выбора, кроме как одержать победу над вооруженными силами Китая и нейтрализовать его способность к ограничению и преграждению доступа к отдельным территориям, блокированию некоторых зон и блокированию маневра в них (концепция A2/AD) , с использованием ряда средств наступательного и оборонительного характера, включая нанесение ударов неядерными средствами по целям на территории Китая. Сторонники данного подхода поддерживают претворение в жизнь положений так называемой концепции «Воздушно-морской операции» (ВМО), критический анализ которой будет предпринят в настоящей работе. В работе, с учетом поставленных задач, использованы традиционные для гуманитарных дисциплин методы сравнительного анализа, исследование case studyes, теория принятия политических решений. Автор, разобрав основные положения так называемой «воздушно-морской операции», приходит к выводу, что американские политикоформирующие, штабные и экспертно-аналитические структуры проводят целенаправленную работу, направленную на сохранение собственного силового потенциала в Азиатско-тихоокеанском регионе. Суммарная военная мощь США должна гарантированно обеспечить им военно-стратегическое преимущество и защитить торгово-экономические интересы в этой части земного шара. Последние документы МО США свидетельствуют, что американские «ястребы» рассматривают АТР в качестве важнейшего стратегического плацдарма, в том числе и для развертывания морского компонента национальной ПРО.
Михель Е.А. - Влияние международной миграции населения на безопасность приграничных регионов Северо-западного федерального округа России

DOI:
10.7256/2454-0668.2016.5.17911

Аннотация: Предметом исследования является оценка влияния международной миграции населения на безопасность приграничных регионов России и разработка практических рекомендаций по укреплению национальной безопасности в условиях геополитических изменений, обусловивших рост социально-экономических рисков в России и европейский миграционный кризис. Актуальность данного исследования связана с очередным всплеском миграционной активности населения азиатского и североафриканского регионов. В работе анализируются социально-экономические, демографические показатели развития территорий, уровень преступности среди мигрантов, а также возможности использования опыта работы некоммерческих организаций. Исследование проводилось на основе статистического, экономического и институционального анализа современных миграционных процессов на территории российских регионов (на примере Северо-западного федерального округа). Новизна представленного исследования заключается в научном обосновании совершенствования институциональных практик обеспечения социально-экономической безопасности российских регионов. В период усиления интенсивности миграционных процессов на внешних границах России предложено дополнить возможности профильных министерств и ведомств ресурсами некоммерческих (общественных, религиозных) и др. организаций. Исследование проводилось на основе статистического, экономического и институционального анализа современных миграционных процессов на территории российских регионов (на примере Республики Карелия). Новизна представленного исследования заключается в научном обосновании совершенствования институциональных практик обеспечения социально-экономической безопасности российских регионов. В период усиления интенсивности миграционных процессов на внешних границах России предложено дополнить возможности профильных министерств и ведомств ресурсами некоммерческих (общественных, религиозных) и др. организаций.
Михель Е.А. - Влияние международной миграции населения на безопасность приграничных регионов Северо-западного федерального округа России c. 646-651

DOI:
10.7256/2454-0668.2016.5.68301

Аннотация: Предметом исследования является оценка влияния международной миграции населения на безопасность приграничных регионов России и разработка практических рекомендаций по укреплению национальной безопасности в условиях геополитических изменений, обусловивших рост социально-экономических рисков в России и европейский миграционный кризис. Актуальность данного исследования связана с очередным всплеском миграционной активности населения азиатского и североафриканского регионов. В работе анализируются социально-экономические, демографические показатели развития территорий, уровень преступности среди мигрантов, а также возможности использования опыта работы некоммерческих организаций. Исследование проводилось на основе статистического, экономического и институционального анализа современных миграционных процессов на территории российских регионов (на примере Северо-западного федерального округа). Новизна представленного исследования заключается в научном обосновании совершенствования институциональных практик обеспечения социально-экономической безопасности российских регионов. В период усиления интенсивности миграционных процессов на внешних границах России предложено дополнить возможности профильных министерств и ведомств ресурсами некоммерческих (общественных, религиозных) и др. организаций. Исследование проводилось на основе статистического, экономического и институционального анализа современных миграционных процессов на территории российских регионов (на примере Республики Карелия). Новизна представленного исследования заключается в научном обосновании совершенствования институциональных практик обеспечения социально-экономической безопасности российских регионов. В период усиления интенсивности миграционных процессов на внешних границах России предложено дополнить возможности профильных министерств и ведомств ресурсами некоммерческих (общественных, религиозных) и др. организаций.
Абрамова Е.Н., Аникини В.И., Сурма И.В. - Генезис украинского национализма и его влияние на российско-украинские отношения

DOI:
10.7256/2454-0668.2016.6.21309

Аннотация: В статье рассматриваются основные этапы формирования и развития украинского националистического движения, анализируется его целеполагающая направленность и влияние в этом контексте на современные российско-украинские отношения. Показано, что украинский национализм на протяжении многих лет используется в качестве инструмента для разведения цивилизационных путей народов, проживающих на территории Украины и России, и их противопоставления в культурно-историческом срезе. Цивилизационная переориентация славянского народа соседнего государства в сторону западной модели строится на попытках взрастить осознание отличной от русской национальной самобытности украинцев, противопоставить в культурно-историческом отношении народы, проживающие в наших странах. Исследование особенностей используемого для этой цели инструментария является предметом данного исследования. В статье используется сравнительный анализ при рассмотрении трансформации методов украинского националистического движения от террора к более мягким способам распространения этих идей. В статье делается вывод, что украинизация, являясь процессом формирования черт самоидентификации и специфики новой нации, направленным на отделение украинцев от русских и выделение особого украинского славянского этноса, носит планомерный, артифициальный характер, поощряется и стимулируется иностранными политическими акторами на протяжении многих десятилетий. Кроме того агрессивная форма украинизации, сопряженная с нацизмом, является ключевым инструментом разведения цивилизационных путей Украины и России. Также авторы отмечают, что силовые методы продвижения националистических идей с особенностями их трактовки украинскими политиками привели к активному сопротивлению части населения, что создает предпосылки для процесса балканизации сопредельного государства.
Абрамова Е.Н., Аникин В.И., Сурма И.В. - Генезис украинского национализма и его влияние на российско-украинские отношения c. 699-710

DOI:
10.7256/2454-0668.2016.6.68552

Аннотация: В статье рассматриваются основные этапы формирования и развития украинского националистического движения, анализируется его целеполагающая направленность и влияние в этом контексте на современные российско-украинские отношения. Показано, что украинский национализм на протяжении многих лет используется в качестве инструмента для разведения цивилизационных путей народов, проживающих на территории Украины и России, и их противопоставления в культурно-историческом срезе. Цивилизационная переориентация славянского народа соседнего государства в сторону западной модели строится на попытках взрастить осознание отличной от русской национальной самобытности украинцев, противопоставить в культурно-историческом отношении народы, проживающие в наших странах. Исследование особенностей используемого для этой цели инструментария является предметом данного исследования. В статье используется сравнительный анализ при рассмотрении трансформации методов украинского националистического движения от террора к более мягким способам распространения этих идей. В статье делается вывод, что украинизация, являясь процессом формирования черт самоидентификации и специфики новой нации, направленным на отделение украинцев от русских и выделение особого украинского славянского этноса, носит планомерный, артифициальный характер, поощряется и стимулируется иностранными политическими акторами на протяжении многих десятилетий. Кроме того агрессивная форма украинизации, сопряженная с нацизмом, является ключевым инструментом разведения цивилизационных путей Украины и России. Также авторы отмечают, что силовые методы продвижения националистических идей с особенностями их трактовки украинскими политиками привели к активному сопротивлению части населения, что создает предпосылки для процесса балканизации сопредельного государства.
Лось А.Б., Кабанов А.С., Водолаженко А.А. - Проблемы создания в Российской Федерации эффективной системы обнаружения и противодействия компьютерным атакам

DOI:
10.7256/2454-0668.2014.5.11942

Аннотация: В статье рассматриваются проблемы создания государственной системы обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак на информационные ресурсы страны. Дан анализ мировой правовой практики в части защиты от информационных угроз и анализ решения данного вопроса в России. Приведены основные этапы реализации атак на информационные системы и структура системы их обнаружения и нейтрализации. Обоснована необходимость создания эффективной системы противодействия компьютерным атакам, отмечены сложности на пути ее создания, в частности, дан анализ состояния и перспектив развития отечественной электронной промышленности. На основе проведенного анализа предложены и обоснованы варианты решения данной задачи, сформулированы основные выводы и рекомендации для ее решения. Для решения поставленных в статье задач применяется метод теоретического анализа исходных данных в различных областях рассматриваемого вопроса, метод обобщения полученных результатов и выработки необходимых путей решения. Актуальность рассматриваемой проблематики связана с постоянно обостряющимся противостоянием мировых держав в информационном пространстве и открытым втягиванием ряда стран в информационные войны. Предлагаемая статья является реакцией на указ президента России о создании эффективной системы защиты страны от угроз в информационной сфере. Научная новизна работы состоит в проведении теоретического анализа всех сторон данной проблемы, включающего анализ мирового информационного права, состояние отечественной элементной базы, разработок в области программного обеспечения. На основании проведенного анализа авторами предложены пути создания государственной системы защиты от информационных угроз.
Лось А.Б., Кабанов А.С., Водолаженко А.А. - Проблемы создания в Российской Федерации эффективной системы обнаружения и противодействия компьютерным атакам c. 760-772

DOI:
10.7256/2454-0668.2014.5.65583

Аннотация: В статье рассматриваются проблемы создания государственной системы обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак на информационные ресурсы страны. Дан анализ мировой правовой практики в части защиты от информационных угроз и анализ решения данного вопроса в России. Приведены основные этапы реализации атак на информационные системы и структура системы их обнаружения и нейтрализации. Обоснована необходимость создания эффективной системы противодействия компьютерным атакам, отмечены сложности на пути ее создания, в частности, дан анализ состояния и перспектив развития отечественной электронной промышленности. На основе проведенного анализа предложены и обоснованы варианты решения данной задачи, сформулированы основные выводы и рекомендации для ее решения. Для решения поставленных в статье задач применяется метод теоретического анализа исходных данных в различных областях рассматриваемого вопроса, метод обобщения полученных результатов и выработки необходимых путей решения. Актуальность рассматриваемой проблематики связана с постоянно обостряющимся противостоянием мировых держав в информационном пространстве и открытым втягиванием ряда стран в информационные войны. Предлагаемая статья является реакцией на указ президента России о создании эффективной системы защиты страны от угроз в информационной сфере. Научная новизна работы состоит в проведении теоретического анализа всех сторон данной проблемы, включающего анализ мирового информационного права, состояние отечественной элементной базы, разработок в области программного обеспечения. На основании проведенного анализа авторами предложены пути создания государственной системы защиты от информационных угроз.
Карпович О.Г. - Цветная «революция зонтиков» в Гонконге: начало «Китайской Весны»

DOI:
10.7256/2454-0668.2014.6.13602

Аннотация: Настоящая статья посвящена исследованию новых вызовов и угроз международной безопасности в Юго-Восточной Азии, проявившихся в результате системной политической дестабилизации ситуации в Гонконге (особом административном районе Китайской Народной Республики) в 2014 году вследствие попытки организации и проведения там цветной революции. В статье проводятся аналогии с развитием политического кризиса в Украине в 2013-2014 году и отмечается поразительно точное совпадение сценариев «революций» 2014 года в Киеве (Евромайдана) и Гонконге («желтая революция», впоследствии получившая название «революции зонтиков»). Методологической основой данного исследования является системный, структурно-функциональный, сравнительно-политический и проблемный научные подходы, методы анализа, синтеза, наблюдения, моделирования. В статье делается вывод, что недавние события в Украине и в Китае являются результатом применения одних и тех же технологий организации государственных переворотов и демонтажа политических режимов, получивших название цветных революций. На основании этой родовой и видовой схожести делается прогноз по дальнейшим направлениями дестабилизации политической ситуации в КНР.
Карпович О.Г. - Цветная «революция зонтиков» в Гонконге: начало «Китайской Весны»
c. 990-996

DOI:
10.7256/2454-0668.2014.6.65747

Аннотация: Настоящая статья посвящена исследованию новых вызовов и угроз международной безопасности в Юго-Восточной Азии, проявившихся в результате системной политической дестабилизации ситуации в Гонконге (особом административном районе Китайской Народной Республики) в 2014 году вследствие попытки организации и проведения там цветной революции. В статье проводятся аналогии с развитием политического кризиса в Украине в 2013-2014 году и отмечается поразительно точное совпадение сценариев «революций» 2014 года в Киеве (Евромайдана) и Гонконге («желтая революция», впоследствии получившая название «революции зонтиков»). Методологической основой данного исследования является системный, структурно-функциональный, сравнительно-политический и проблемный научные подходы, методы анализа, синтеза, наблюдения, моделирования. В статье делается вывод, что недавние события в Украине и в Китае являются результатом применения одних и тех же технологий организации государственных переворотов и демонтажа политических режимов, получивших название цветных революций. На основании этой родовой и видовой схожести делается прогноз по дальнейшим направлениями дестабилизации политической ситуации в КНР.
Евсеев В.В. - Сирийский кризис под углом российско-американских отношений

DOI:
10.7256/2454-0668.2013.6.10128

Аннотация: В статье рассмотрено текущее состояние и перспективы разрешения сирийского кризиса. Особое внимание уделено проблеме химического оружия, факт применения которого 21 августа 2013 г. под Дамаском мог быть использован со стороны США и их союзников для вооруженного вмешательства во внутренние дела независимого государства. Показан ход реализации российско-американского плана по уничтожению сирийского химического оружия. Установлено, что процедура вывоза из Сирии и уничтожения ее химического оружия крайне сложна. Для ее реализации нужна политическая воля ведущих государств в рамках программы «Глобальное партнерство» и обновленной программы Нанна-Лугара. На основе проведенного анализа оценено влияние сирийского кризиса на состояние российско-американских отношений. Отмечено, что Вашингтон готов к равному партнерству с Москвой, но в достаточно узких сферах, одна из которых связана с проблемой сирийского химического оружия.
Иванеев С.В. - Исламский банкинг как угроза духовной безопасности светского государства

DOI:
10.7256/2454-0668.2014.1.9165

Аннотация: Статья посвящена перспективам развития исламского банкинга на территории стран СНГ, где в последнее время превалирует мнение о «полезности» исламских банков в условиях мирового финансового кризиса. Автор приходит к выводу о том, что главным инструментом реализации целей исламского мирового порядка выступают исламские банки, выступая в качестве действенного инструмента влияния и давления в зоне распространения ислама в целях реализации концепции исламского мирового порядка, что приведет к угрозе духовной безопасности государства, являющейся неотъемлемой частью национальной и конституционной безопасности. Автор уверен, что реализация концепции исламского мирового порядка, где одной из претензий на мировое господство ислама является вторжение его в основы экономической жизни, угрожает светским принципам миропонимания и светскому праву в России, т.к. может нанести непоправимый ущерб гражданскому обществу и демократии в Российской Федерации.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.