по
Национальная безопасность / nota bene
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Национальная безопасность / nota bene" > Содержание № 01, 2024
Выходные данные сетевого издания "Национальная безопасность / nota bene"
Номер подписан в печать: 07-03-2024
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Шульц Владимир Леопольдович, доктор философских наук
ISSN: 2454-0668
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 01, 2024
Противостояние и обороноспособность
Гонта С.Н., Иванов Н.А. - Йеменские Хуситы («Ансар Аллах»): влияние Иранской прокси-силы на безопасность в регионе (в свете кризиса в Красном море) c. 1-20

DOI:
10.7256/2454-0668.2024.1.69629

EDN: MPIFNN

Аннотация: Статья посвящена анализу деятельности Йеменской повстанческой группировки «Ансар Аллах» (также называемой Хуситами) в контексте сложившегося в конце 2023 года кризиса морского судоходства через Красное море и Баб-эль-Мандебский пролив, который продолжается и в настоящее время. Актуальность исследования заключается в том, что деятельность группировки Хуситов по фактической блокировки большей части морского судоходства через Красное море уже нанесла значительный экономический ущерб, а сама безопасность морского судоходства по кратчайшему пути из Азии в Европу фактически поставлена под вопрос. Объектом исследования выступает Йеменское движение «Ансар Аллах» (Хуситы). Предметом исследования выступает деятельность и влияние группировки Хуситов на безопасность морского судоходства через Красное море.  Методология исследования базируется на общенаучных методах исследования (контент-анализа, сравнительный анализ), а также на дополнительных методах (нарративный и историко-генетический). Научная новизна статьи заключается в подробном анализе событий кризиса в Красном море, который начался в конце 2023 года и продолжается в настоящее время. Особым вкладом авторов в исследование темы является подробное описание действий группировки Хуситов в Красном море в периоде с декабря 2023 года по январь 2024 года, источником которых послужили сообщения Британского центра морской торговли. Отдельно авторы анализируют степень влияния кризиса на Россию и возможные пути преодоления. В заключении авторы приходят к выводу, что Иран, с помощью своих прокси-сил, фактически смог заблокировать важный морской путь международной торговли, а также нанести экономический ущерб странам Запада и Израилю. А последствия такого ущерба, в конечном итоге, могут повлиять и на остальные страны мира.
Экономическое обеспечение национальной безопасности
Малышенко М.В. - Финансовый механизм в системе противодействия недобросовестным практикам на рынке ценных бумаг c. 21-32

DOI:
10.7256/2454-0668.2024.1.69839

EDN: IHVLHQ

Аннотация: Предметом данного исследования является система противодействия инсайдерским сделкам и манипулированию на рынке ценных бумаг в разрезе её механизмов. Целью данной работы является определение места финансового механизма противодействия и его роли в системе борьбы с недобросовестными практиками. Рынок ценных бумаг выступает важнейшим элементом, обеспечивающим развитие экономики. На сегодняшний день одной из главных проблем его регулирования в России является поиск эффективных механизмов борьбы с незаконными практиками. В результате такой деятельности финансовая безопасность участников ставится под угрозу, а доверие к рынку снижается. Актуальным становится вопрос поиска и внедрения новых механизмов, позволяющих повысить эффективность контроля над деятельностью участников. В целях повышения эффективности системы регулирования рынка в части контроля над инсайдерством и манипулированием, автором предлагается внедрение финансового механизма противодействия инсайдерству и манипулированию на рынке ценных бумаг. В работе использовались методы моделирования и аналогии, классификации, сравнения, системного анализа, синтеза и обобщения. Осуществлён сравнительный анализ систем противодействия в странах с ведущими мировыми биржами. Результаты показывают, что каждая из рассмотренных систем имеет финансовый механизм противодействия, выраженный не только строгими штрафами, имеющими взаимосвязь с объёмами наносимых ущербов, но и дополнительными суммами компенсаций, что отсутствует в отечественной практике. Автором проведён анализ существующей системы регулирования рынка ценных бумаг России, определены её составляющие, выделены основные недостатки. Кроме того, анализ системы показал, что такая составляющая, как финансовый механизм противодействия на сегодняшний день не до конца сформирована. Существующие меры не обеспечивают эффективность борьбы с незаконными практиками. Финансовый механизм противодействия в российской практике носит фрагментарный характер, а имеющиеся штрафы не имеют экономического обоснования и прямой взаимосвязи с ущербом, наносимым рынку. Кроме того не предусмотрены иные меры, позволяющие возмещать полученные участниками убытки. Таким образом, в данной работе предложено понятие финансового механизма противодействия инсайдерской и манипулятивной деятельности, определено его место в российской системе регулирования рынка ценных бумаг.
Внутренний контур национальной безопасности
Киселева Е.В. - Повышение эффективности противодействия коррупции как условие обеспечения национальной безопасности c. 33-46

DOI:
10.7256/2454-0668.2024.1.69502

EDN: XMQZJQ

Аннотация: Представленная статья на основе выявления многогранного влияния коррупционных проявлений на параметры национальной безопасности обозначает направления повышения эффективности мероприятий, ориентированных на нивелирование угроз, продуцируемых данным негативным явлением. В качестве предмета исследования выступает совокупность форм и методов стратегического противодействия коррупции, используемых в деятельности органов государственной власти Российской Федерации, что обеспечивается путем использования методов системного, структурного, сравнительно-правового, историко-генетического анализа. Основной посыл статьи состоит в обосновании тесной взаимосвязи процессов обеспечения национальной и общественной безопасности в контексте противодействия коррупционным угрозам, существенно снижающим уровень обоих указанных проявлений безопасности как комплексного, многоаспектного понятия. В этой связи акцент делается на необходимости усиления участия общественности в антикоррупционной деятельности.  В процессе проведения исследования используются сравнительно-правовой, формально-юридический, статистический методы исследования. Констатируется, что одним из важнейших условий обеспечения национальной безопасности является активизация роли общества в целом и граждан, в частности, что должно обеспечиваться формированном антикоррупционного мировоззрении, с одной стороны, и обладании соответствующим набором антикоррупционных компетенций, с другой стороны. Реализация механизма антикоррупционного обучения, основанного на реализации компетентностного подхода, ориентирована на формирование у лиц, проходящих обучение, совокупности знаний, умений и личностных характеристик, которые позволяют понимать сущность проявлений коррупции, распознавать их и обладать способностью противостоять этим проявлениям. Формируемые антикоррупционные компетенции должны быть адекватны как потребностям личности с точки зрения реализации ее ценностных ориентаций, так и интересам государства, состоящим в недопущении коррупционных проявлений. В данном контексте, исходя из направленности деятельности лиц, которые должны обладать подобными компетенциями, они могут быть подразделены на две следующие группы: 1. Базовые компетенции, которые предполагают обладание ключевыми знаниями и навыками, позволяющими обеспечить формирование антикоррупционного мировоззрения и его реализацию в своей жизнедеятельности. 2. Профессиональные компетенции, позволяющие успешно осуществлять функции, которые непосредственно связаны с противодействием коррупционным проявлениям, в том числе, в рамках реализации процедур общественного антикоррупционного контроля.
Экономическое обеспечение национальной безопасности
Драгунова А.Е., Белоусова С.Н. - Роль инвестиционных проектов в обеспечении экономической безопасности регионов c. 47-59

DOI:
10.7256/2454-0668.2024.1.69249

EDN: YHDBJH

Аннотация: Основной целью работы является оценка влияния инвестиционных проектов на обеспечение экономической безопасности страны. Делаются выводы о том, что инвестиции являются одной из главных характеристик деятельности государства и позволяют решать имеющиеся экономические или социальные проблемы, в том числе могут быть направлены на достижение национальных интересов, тем самым обеспечивая стабильную экономическую безопасность страны. В статье решаются следующие задачи: проведена оценка инвестиционной привлекательности регионов Российской Федерации и Курской области; проведена оценка текущего уровня инвестиционной активности в регионе. Внимание уделяется изучению государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика» и ее направлениям, анализ финансирования подпрограмм. А также рассмотрен рейстинг инвестиционной привлекательности регионов. Методологическая база исследования базируется на комплексе методов экономических исследований, объединенных системным подходом к изучению данной проблемы. В настоящее время экономика Российской Федерации столкнулась со множеством проблем, которые были вызваны сложной политической ситуацией, санкциями в отношении России и другими причинами. Достижения социально-экономических целей стало невозможным без инвестирования. Роль инвестиций высока, так как благодаря им осуществляется накопление общественного капитала, они способствуют экономическому росту, обновлению технологий, повышению профессиональных качеств работника и развитию инфраструктуры, в том числе они могут быть направлены на достижение национальных интересов, тем самым обеспечивая стабильную экономическую безопасность страны. Инвестиции являются одной из движущих сил экономического развития, поскольку позволяют модернизировать имеющиеся и создавать новые объекты предпринимательской деятельности, а также могут быть направлены на решение других социально-экономических проблем.
Человек и гражданин в системе безопасности
Гончаров В.В., Нагайцев В.В., Петренко Е.Г. - Институт общественного контроля в России как инструмент централизации системы публичного управления в период проведения СВО c. 60-72

DOI:
10.7256/2454-0668.2024.1.69840

EDN: YIOYIA

Аннотация: Настоящая статья посвящена публично-правовому анализу института общественного контроля в Российской Федерации как инструмента централизации системы публичного управления в период проведения специальной военной операции. Авторы отмечают, что система публичного управления в России в период проведения специальной военной операции, с одной стороны, испытывает системное негативное внешнее воздействие со стороны враждебных иностранных государств, их коалиций, а с другой стороны, проходит испытание на прочность в силу чрезвычайных нагрузок как на экономику страны (включая военно-промышленный комплекс), так и на российское общество. В этой связи, представляет особенный интерес анализ основных направлений использования института общественного контроля в качестве инструмента централизации системы публичного управления в Российской Федерации.  В работе использован ряд методов научного исследования, в том числе: формально-логический; историко-правовой; сравнительно-правовой; статистический; социологический; метод анализа конкретных правовых ситуаций. В работе проведено исследование основных проблем, препятствующих организации и функционированию субъектов общественного контроля в качестве эффективного инструмента воздействия на систему публичного управления в России в целях ее оптимизации в условиях проведения специальной военной операции: не закрепленности данного института в Основном законе страны; исключения ряда объектов из предмета ведения Федерального закона от 21.07.2014 № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в РФ»; отсутствия у субъектов общественного контроля реальных полномочий; не разработанности в научной правовой доктрине и законодательстве специальных форм, методов и видов мероприятий общественного контроля в условиях военных и чрезвычайных ситуаций; не разработанности повышенных мер правовой ответственности за действия, препятствующие законной деятельности субъектов общественного контроля; отсутствия специфических видов субъектов общественного контроля с опытом работы в условиях специальной военной операции; не достаточного использования положительного зарубежного и советского опыта контроля общества за аппаратом публичной власти. Авторами разработана и обоснована система мероприятий по разрешению указанных проблем.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.