по
Национальная безопасность / nota bene
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Национальная безопасность / nota bene" > Содержание № 05, 2023
Выходные данные сетевого издания "Национальная безопасность / nota bene"
Номер подписан в печать: 29-11-2023
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Шульц Владимир Леопольдович, доктор философских наук
ISSN: 2454-0668
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 05, 2023
Экономическое обеспечение национальной безопасности
Озарнов Р.В. - Диверсификация международных резервных активов с использованием единой валюты евро как одного из «полюсов» полицентричной модели мировой валютно-финансовой системы c. 1-12

DOI:
10.7256/2454-0668.2023.5.68689

EDN: MHBFSI

Аннотация: Статья посвящена исследованию структуры и направлениям диверсификации международных резервных активов с использованием единой валюты евро как одного из «полюсов» полицентричной модели мировой валютно-финансовой системы в современных геополитических условиях. Диверсификация международных резервных активов представляет важную часть финансово-экономической политики, позволяет снижать как риски, связанные с резервами, так и управлять волатильностью, включая волатильность на финансовом рынке и валютном, как секторе финансового, поскольку информация о составе международных резервов оказывает влияние на экономических агентов, осуществляющих деятельность на финансовом рынке. Автор подробно рассматривает различные подходы к диверсификации резервов в зависимости от целей (кратко-, средне, и долгосрочные), пассивную и стабилизационную диверсификации. Проведен анализ валютной корзины СДР и использования различных валют во внебиржевом обороте. В качестве методов исследования автор применил общенаучные методы познания, такие как анализ, синтез, сравнение, графическая интерпретация и анализ статистической информации и временных рядов. Новизна статьи заключается в разработке предложений по диверсификации международных резервных активов, направленных на трансформацию мировой валютно-финансовой системы в сторону полицентризма и снижение дисбаланса сил между Россией и Европейским союзом. Целесообразно учитывать результаты проведенного исследования при реализации финансово-экономической политики как на уровне государства, так и на корпоративном уровне.
Технологии и методология в системах безопасности
Крупнов Ю.А., Сильвестров С.Н., Старовойтов В.Г., Лапенкова Н.В. - Конкурентный подход к оценке национальной безопасности Российской Федерации c. 13-35

DOI:
10.7256/2454-0668.2023.5.68816

EDN: AECUMX

Аннотация: Объектом исследования является порядок оценки состояния национальной безопасности Российской Федерации, который рассматривается на предмет его совершенствования на основе реализации конкурентного подхода при проведении оценок. Авторы рассматривают действующий порядок оценки национальной безопасности и обосновывают необходимость его совершенствования. Проводится сравнительный анализ отечественного и международного опыта формирования критериев, иерархической структуры показателей и приоритизации угроз. Обосновывается необходимость формирования иерархической структуры, универсализации и комплексирования показателей в рамках реализации конкурентного подхода при оценке состояния национальной безопасности. Особое внимание уделяется исследованию возможности применения единых международных критериев и системы показателей в отечественной практике. По результатам исследования представлены следующие выводы. Состояние защищенности не является абсолютной величиной, а характеризуется относительными показателями, получаемыми по результатам сравнительной оценки индикаторов конкурирующих стран. Мониторинг и оценка безопасности должны осуществляться на межстрановой рейтинговой основе с сопоставлением различных стран, включая страны, чья деятельность является источником основных вызовов и угроз. Новизна состоит в обосновании применения конкурентного подхода и рейтинговой методологии, позволяющих органам управления осуществлять оценку состояния безопасности с учетом отечественной динамики развития и сравнительного анализа показателей стран, способных оказывать влияние на состояние безопасности России. Также представлены ассоциативные ряды национальных интересов и показателей национальной безопасности США и России. В отличие от аналогичных исследований предложен оригинальный подход к формированию совокупности показателей состояния национальной безопасности. Выстраивание иерархической структуры показателей предоставляет возможность фокусироваться на важнейших международных комплексных и интегральных индикаторах, и повысить оперативность и достоверность оценок. Выявлены основные направления совершенствования оценки на основе реализации структурно-иерархического и конкурентного подходов.
Управление и обеспечение систем безопасности
Шульц В.Л., Чернов И.В., Кульба В.В., Шелков А.Б. - Сценарное планирование в управлении обеспечением национальной безопасности: методологические основы c. 36-61

DOI:
10.7256/2454-0668.2023.5.68806

EDN: CRYNOH

Аннотация: Статья посвящена исследованию методологических проблем повышения эффективности планирования и управления обеспечением национальной безопасности Российской Федерации в условиях неопределенности и риска. Приведены результаты анализа основных особенностей национальной безопасности как предметной области и сложного объекта государственного управления. Выделены основные особенности процессов управления обеспечением национальной безопасности России в рамках тесно взаимосвязанных внешнего и внутреннего контуров рассматриваемой предметной области. Проведен анализ проблем и задач планирования как центральной функции процесса управления обеспечением национальной безопасности, определяющей пути достижения поставленных целей в условиях непрерывных изменений во внешней и внутренней средах, а также связанных с ними угроз и вызовов. Для повышения эффективности управления процессами обеспечения национальной безопасности предложено использовать сценарный подход, обеспечивающий возможность разработки системы планово-управленческих решений с учетом альтернатив будущего развития событий на объекте управления и во внешней среде в условиях риска и неопределенности. Выделены базовые стратегии использования сценариев в процессах долгосрочного и среднесрочного планирования, а также представлены результаты оценки эффективности различных подходов к преобразованию сценариев в конкретные планы. Результаты проведенного анализа показали, что использование разработанной технологии автоматизации сценарно-прогнозных исследований на основе математического аппарата знаковых ориентированных графов в качестве средств информационной поддержки процессов подготовки и принятия решений существенно расширяет возможности использования сценариев как основы процессов планирования с целью повышения обоснованности, эффективности, результативности и устойчивости разрабатываемых планов и программ.
Внутренние угрозы и контрмеры
Ермакова Э.Р. - Проблема чрезмерного неравенства как преграда реализации функций социального государства (на примере Приволжского федерального округа) c. 62-76

DOI:
10.7256/2454-0668.2023.5.68978

EDN: JMUVMQ

Аннотация: Необходимость сглаживания региональной дифференциации в России является краеугольным камнем обеспечения экономической безопасности государства, а также эффективности реализации политики пространственного развития и социально-экономической политики. Финансовая несостоятельность двух третей регионов России указывает на низкое раскрытие их экономического потенциала и является одной из причин полярно разного уровня жизни в субъектах федерации. Региональная дифференциация уровней социально-экономического развития и внутрирегиональное неравенство по доходам населения становятся ограничениями на пути реализации функций социального государства. Целью работы является определение масштабов региональной дифференциации по уровню жизни (на основе анализа монетарных показателей) в пределах Приволжского федерального округа, а также детерминация внутрирегиональных уровней социально-экономического неравенства. Объектом исследования является феномен неравенства как антипод критерия социального государства. Предмет исследования – параметры социально-экономического неравенства по доходам населения регионов Приволжского федерального уровня. Методология исследования базируется на междисциплинарном подходе к изучению феномена неравенства как ограничителя целевой функции социального государства. В процессе работы применены общенаучные методы (анализ и синтез, индукция и дедукция, единство исторического и логического), а также специальные методы экономической науки (функциональный анализ). Результаты исследования и научная новизна. 1. Через критерий социально-экономического неравенства автор предлагает детерминировать степень дистанцирования общества от практического воплощения идеи социального государства, определяя состояние равенства в качестве синего маркера социального государства, а чрезмерное неравенство – красным маркером социального государства. 2. В работе представлен анализ уровня социально-экономического неравенства регионов Приволжского федерального округа, который доказывает чрезмерную неравномерность развития регионов, сопряженных исторически, географически, но, к сожалению, столь неоднородных с точки зрения монетарных параметров. 3. По мнению автора, одним из пусковых механизмов решения проблемы социально-экономического неравенства должны стать социальные лифты, снижающие степень дистанцирования от синего маркера социального государства. 4. Оценив проблему социально-экономического неравенства как комплексную и глубокую, автор видит корень ее решения не столько в применении отдельных инструментов социальной и перераспределительной политики, сколько в структурных преобразованиях экономики.
Экономическое обеспечение национальной безопасности
Шемякина М.С. - Угрозы экономической безопасности Республики Марий Эл в сфере противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, на рынке купли-продажи недвижимого имущества c. 77-89

DOI:
10.7256/2454-0668.2023.5.43903

EDN: NONZQF

Аннотация: Предметом исследования являются отношения, возникающие в процессе противодействия легализации (отмыванию) преступных доходов в экономике. Автором обоснована необходимость изменения действующего законодательства в части отнесения самозанятых лиц, оказывающих посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества к лицам, обязанным встать на учет в Росфинмониторинг и осуществлять обязательный контроль части сделок. В статье на основе разработанного автором алгоритма проведена проверка соблюдения риэлторами и агентствами недвижимости Республики Марий Эл законодательства в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем. Особое внимание уделено рекомендациям по совершенствованию механизма работы сервиса Домклик с риэлторами и агентствами недвижимости. Научная новизна исследования заключается в идентификации сделок купли-продажи недвижимого имущества через сервис Домклик, которые осуществляются агентствами недвижимости, не состоящими на учете в Росфинмониторинге и не осуществляющими за сделками обязательный контроль, а также определению доли сделок на первичном рынке, подпадающих под обязательный контроль на примере Республики Марий Эл. Полученные результаты содержат практические рекомендации по изменению действующего законодательства, развивают теоретические положения в части обеспечения экономической безопасности публично-правовых образований, а также обуславливают идентификацию одной из угроз экономической безопасности Республики Марий Эл: угрозу легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, на рынке купли-продажи недвижимого имущества.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.