по
Национальная безопасность / nota bene
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Национальная безопасность / nota bene" > Содержание № 04, 2023
Выходные данные сетевого издания "Национальная безопасность / nota bene"
Номер подписан в печать: 26-10-2023
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Шульц Владимир Леопольдович, доктор философских наук
ISSN: 2454-0668
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 04, 2023
Информационное обеспечение национальной безопасности
Никитин П.В., Долгов В.И., Горохова Р.И., Коровин Д.И., Бахтина Е.Ю. - Методика оценки важности признаков при анализе выполнения государственных контрактов c. 1-18

DOI:
10.7256/2454-0668.2023.4.44013

EDN: WKMAFQ

Аннотация: Предметом исследования статьи является оценка рисков выполнения государственных контрактов. Объектом исследования является процесс анализа и оценки выполнения государственных контрактов. Исследование направлено на разработку методики, определяющей важность и значимость признаков, влияющих на риск невыполнения государственных контрактов. Применялись методы исследования: анализ данных, для обнаружения связей и зависимостей между различными признаками и риском невыполнения государственных контрактов; статистический анализ, для получения оценки влияния каждого признака на риск невыполнения контрактов и ранжирования их по степени важности; машинное обучение, для прогнозирования риска невыполнения государственных контрактов; экспертные оценки, для учета контекстуальных факторов и особенностей, их влияния на важность признаков. Основными выводами проведенного исследования являются представленные методики оценки важности признаков при анализе выполнения государственных контрактов, путем использования данных из различных источников, включая реестр государственных закупок единой информационной системы (ЕИС), реестр недобросовестных поставщиков (РНП) ЕИС и информационную систему СПАРК. Авторам удалось достичь высокой точности предсказаний (более 97%) и осуществить анализ наиболее важных и значимых признаков. Научная новизна заключается в том, что полученные результаты позволяют выявить и проанализировать факторы из трех информационных систем, оказывающие влияние на риски невыполнения государственных контрактов. Таким образом, данное исследование является ценным и важным в своей области, что способствует разработке более эффективных методов управления рисками и повышению эффективности реализации государственных контрактов. Полученные результаты позволяют выделить факторы, оказывающие наибольшее влияние на риски невыполнения контрактов, что делает исследование ценным и важным в данной области.
Экономическое обеспечение национальной безопасности
Оболенская Л.В., Бекулова С.Р. - Структурно-иерархический подход к инвестиционной модели экономического роста c. 19-38

DOI:
10.7256/2454-0668.2023.4.68754

EDN: UALNKO

Аннотация: Предметом исследования в статье является инвестиционная модель экономического роста, которой в сегодняшней России уделяется существенное внимание на правительственном уровне. В ряде научных исследований инвестиции интерпретируются как значимый фактор экономической безопасности. В русле этой актуальной тематики ставится цель формирования инвестиционной модели роста, соединяющей в единую конструкцию национальные цели экономического роста, инвестиционные задачи, отрасли-локомотивы роста, факторные условия и регулирующие воздействия. Во главу угла при этом ставится промышленность. В статье используются методы и средства структурного, экономического, причинно-следственного анализа и прогнозно-статистические оценки. Новизна исследования состоит в обосновании и разработке инвестиционной модели экономического роста в виде иерархической структуры, включающей пять уровней: целевой уровень, уровень задач, отраслевой, факторный и регуляторный уровни. Возможности заполнения уровней показываются на примере России с учетом сегодняшних санкционных реалий. Акцентируется внимание на обрабатывающей промышленности. При заполнении отраслевого уровня делается вывод о целесообразности учета индекса экономической сложности как дополнительного критерия выделения отраслей-локомотивов роста. При заполнении факторного уровня модели показывается двойственный характер антироссийских санкций, порождающих наряду с негативными факторами также определенные возможности для бизнеса. При заполнении регуляторного уровня выделяется ряд финансово-инвестиционных мер (субсидирование инвестиционных проектов, господдержка кредитов, налоговые льготы), востребованных российским бизнесом в условиях санкций. В плане технологической безопасности страны приводятся отрасли, где зависимость от импортных составляющих особенно критична. На преодоление критичной зависимости необходимо направить первоочередную финансово-инвестиционную поддержку. Полученные результаты могут быть полезны для информационно-аналитического обеспечения промышленной политики. Предложенный подход к инвестиционной модели роста поможет упорядочить базовые составляющие принятия решений в рамках единой структуры с учетом причинно-следственных связей и санкционных реалий.
Стратегия обеспечения национальной безопасности
Донских Д.В., Мельников А.О., Люй К.Е. - Устойчивое развитие арктического региона: основные теоретические аспекты c. 39-51

DOI:
10.7256/2454-0668.2023.4.43685

EDN: THCTYM

Аннотация: Сегодня Арктика является одним из наиболее значимых регионов геополитики ведущих государств мира. Столкновение их интересов в регионе порождает необходимость сформировать основы для теоретического осмысления устойчивого развития как главной идеологической компоненты достижения эффективного экономического роста на территории Арктики. Объект исследования – устойчивое развитие арктического региона. Предметом исследования является теоретический базис устойчивого развития применительно к арктическому региону. Особое внимание уделено исследованию наднациональных органов регулирования деятельности государств в Арктике и правовым основам использования этих территорий на современном этапе, как и недостаткам нынешних подходов и доказательству необходимости разработки принципов устойчивого экономического развития в регионе.   В статье анализируются современные подходы к устойчивому развитию, характеризуются основные интересы главных участников развития региона, а также выдвигаются предложения по формированию принципов устойчивого экономического развития в Арктике, направленные на обеспечение экономического роста региона. Основными выводами исследования являются: доказательство несовершенства современного регулирования устойчивого развития как экономической категории, обилие и перекрытие функционала наднациональных организаций, занимающихся устойчивым развитием арктических территорий и необходимость разработки новых концепций устойчивого экономического развития региона. Научная новизна заключается в доказательстве повышения судоходной значимости региона с изменением климата, как и экономического потенциала региона, следствием чего является активизация политической значимости региона для ключевых мировых держав.
Технологии и методология в системах безопасности
Шамехина Э.В. - Цифровая трансформация противодействия коррупции: ретроспектива и перспективы развития c. 52-60

DOI:
10.7256/2454-0668.2023.4.44043

EDN: THLHLL

Аннотация: Предметом исследования выступают программные политико-правовые документы, являющиеся основой для определения стратегических целей и приоритетов социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации в сфере противодействия коррупции. В работе рассматривается развитие процессов цифровой трансформации государственного и муниципального управления в аспекте противодействия коррупции. Исследуется антикоррупционный потенциал интеграции сквозных технологий в традиционные модели взаимодействия общества и государства, а также дается оценка перспектив противодействия коррупционным проявлениям посредством цифровизации процессов государственного и муниципального управления. Обосновывается значимость цифровой трансформации государственного управления для обеспечения открытости и прозрачности деятельности органов власти. Особое внимание уделяется отсутствию общепризнанной дефиниции цифровой трансформации как в законодательстве, так и в научной среде по причине новизны и «размытости» границ данного феномена. Методологическую основу исследования составили общенаучные и специальные методы познания, применение которых обусловлено спецификой исследуемой темы (формально-юридический, историко-правовой и сравнительно-правовой методы). Проведенное исследование позволило рассмотреть ретроспективу процесса цифровой трансформации государственного и муниципального управления в аспекте государственной антикоррупционной политики, а также определить перспективные направления дальнейшего развития и внедрения цифровых технологий в деятельность по противодействию коррупции на федеральном уровне.
Экономическое обеспечение национальной безопасности
Белоусова С.Н., Трубин А.Г. - Оценка влияния особых экономических зон промышленно-производственного типа на социально-экономическое развитие регионов c. 61-72

DOI:
10.7256/2454-0668.2023.4.43889

EDN: SYTXNF

Аннотация: Актуальность темы состоит в изучении и оценки влияния особых экономических зон промышленно-производственного типа на социально-экономическое развитие регионов. ОЭЗ промышленно-производственного типа– территории площадью до 40 кв. км, располагающиеся в экономически развитых регионах государства с большим количеством промышленно-производственных предприятий, опытных рабочих кадров с высокой квалификацией, природных ресурсов и развитой транспортной инфраструктурой. Это часть государственной таможенной территории, где выпускаются определенные виды продуктов, а инвесторы осуществляют свою деятельность на льготных условиях, что влияет на развитие экономики страны. Основной целью работы является изучение типов особых экономических зон в Российской Федерации, проведение анализа деятельности особых экономических зон промышленно-производственного типа Российской Федерации, а также оценка влияния особых экономических зон на социально-экономическое развитие регионов. Анализ включает в себя основные показатели и тенденции особых экономических зон промышленно-производственного типа. Создание и дальнейшее развертывание эффективной деятельности особых экономических зон имеет важное значение для решения острых стратегических задач и целей, пространственного развития страны и сокращения неравенства в социально-экономическом развитии регионов, поэтому в 2022 году были созданы 8 новых ОЭЗ ППТ. По состоянию на 2023 год в России функционирует 25 ОЭЗ ППТ, к тому же создаются 6 новых зон. Роль особых экономических зон в региональном развитии значительна: диверсификация экономики, локализация иностранного капитала, производство импортозамещающих товаров, создание новых рабочих мест, развитие конкуренции.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.