по
Национальная безопасность / nota bene
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Национальная безопасность / nota bene" > Содержание № 06, 2022
Выходные данные сетевого издания "Национальная безопасность / nota bene"
Номер подписан в печать: 30-12-2022
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Шульц Владимир Леопольдович, доктор философских наук
ISSN: 2454-0668
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 06, 2022
Технологии и методология в системах безопасности
Сухарев М.В. - Идеоматериальные полисистемы и политика c. 1-22

DOI:
10.7256/2454-0668.2022.6.38969

EDN: EXPAJJ

Аннотация: Предметом исследования является взаимодействие идеальных и материальных составляющих политических и влияющих на них культурных и социально-экономических процессов в больших социально-экономических системах, таких как религии, науки, этносы, регионы и государства. Предложена концепция социальных идеоматериальных полисистем (ИМПС). ИМПС это холические системы, включающие социальные, культурные и экономические компоненты, составляющие сложное общество. Особенностью таких систем является то, что часть элементов этих систем материальные, а часть идеальные. Полисистема – это надсистема, состоящая из нечетких нерегулярно взаимодействующих идеоматериальных систем (ИМС). Обосновывается, что ИМПС, состоящие из людей, артефактов и биологических организмов, образуют целостности за счет объединяющей их системы идей. Именно системы идей придают смысл социальным ИМПС, объединяя сообщества, определяет их поведение и направление развития. Предложены подходы к количественному исследованию идеальных подсистем ИМПС. Методы: использование системного, холического, эволюционного и информационного подходов. Высшим типом ИМПС являются цивилизации, наиболее сложные из известных систем во Вселенной. Особенностью таких систем является то, что часть элементов этих систем материальные, а часть идеальные. ИМС, состоящие из людей, артефактов и, в ряде случаев, животных и растений, образуют целостность за счет объединяющей их системы идей. Эти идеальные системы управляют социальными ИМС, объединяя сообщества, определяет их поведение и направление развития. ИМС весьма многообразны: это могут быть научные сообщества, в которых наука объединяет ученых, научные инструменты, теорию, тексты, социальные институты, здания; это могут быть религии, в которых священное писание объединяет священников, прихожан, храмы, священные тексты и атрибуты. Комплекс идей, на которых основаны эти системы, имеет холический характер. Выводы: Предложенная концепция идеоматериальных полисистем может быть использована для углубления исследования политических систем.
Экономическое обеспечение национальной безопасности
Кормишкин Е.Д., Саушева О.С. - Оценка современных тенденций обеспечения продовольственной безопасности c. 23-34

DOI:
10.7256/2454-0668.2022.6.39167

EDN: DTCOZS

Аннотация: Авторы статьи исследуют современное состояние и новые тенденции обеспечения продовольственной безопасности субъектов различного уровня: от глобального до уровня домашних хозяйств на основе применения подхода, включающего изучение производственных аспектов, экономической доступности продовольствия, различных составляющих проблемы потребления продуктов питания, а также сохранения сложившейся ситуации в среднесрочном и долгосрочном периодах. Особое внимание уделяется новым факторам, влияющим на состояние продовольственной безопасности: рост уровня жизни в развитых и некоторых развивающихся странах обуславливает повышение требований к качеству и безопасности продуктов питания; новая "зеленая повестка" трансформирует агропродовольственные системы в сторону большей их устойчивости.    В процессе исследования выполнена диагностика современного состояния продовольственной безопасности, в результате чего выявлен ряд определенных негативных тенденций, среди которых: снижение экономической доступности продовольствия для населения РФ в целом, и в особенности, для таких его отдельных групп, как многодетные семьи, проживающие в сельской местности, семьи с инвалидами, а также семьи, состоящие из неработающих пенсионеров. Является проблемой также не полностью сформированная система оценки качества продуктов питания, в результате чего происходит фальсификация товаров, снижается уровень доверия к органам государственной власти, возникают негативные последствия для жизни и здоровья людей.
Стратегия обеспечения национальной безопасности
Старовойтов В.Г., Крупнов Ю.А., Еремин В.В., Золотарев Е.В., Лапенкова Н.В. - Развитие и использование метода экспертных оценок для ранжирования угроз национальной безопасности Российской Федерации c. 35-48

DOI:
10.7256/2454-0668.2022.6.39169

EDN: AUSXCI

Аннотация: Предметом исследования является метод экспертных оценок для ранжирования угроз национальной безопасности Российской Федерации. Объектом исследования является процесс обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. В статье рассматриваются следующие экспертные методы: метод прямой расстановки; метод анализа иерархий; метод экспертного ранжирования влияющих на результат факторов. В настоящем исследовании более подробно рассматриваются существующие подходы деятельности экспертных групп на основе метода ранжирования факторов. В рамках этого метода факторы упорядочиваются на степени проявления их свойств и влияния на конечную цель (национальную безопасность) в порядке их возрастания или убывания. Метод применяется, когда невозможно дать количественную оценку факторов определяющих протекание процессов в социально-экономических системах.   Научная новизна использования экспертных подходов обосновывается авторами отсутствием необходимой статистической информации о количественных характеристиках взаимосвязей между угрозами национальной безопасности Российской Федерации и формирующими их факторами, а также – возможностью восполнения этого пробела экспертным путем. В статье представлены результаты опроса 23 экспертов – специалистов в сфере национальной и экономической безопасности по ранжированию угроз, определенных в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации. Сделан вывод, что применение метода экспертных оценок для ранжирования угроз по балльной шкале, позволяет определять наиболее существенные и актуальные угрозы национальной безопасности основываясь на опыте и знаниях высокопрофессиональных экспертов. Метод прост, понятен и удобен для лиц, принимающих решения, и дает им возможность оперативно принимать меры по минимизации и нейтрализации угроз в сфере национальной безопасности для ее дальнейшего укрепления. Технология формирования экспертной группы и проведения онлайн-опроса экспертов может найти широкое применение в российской практике решения задач по обеспечению национальной безопасности страны.
Доктрина
Горян Э.В. - Концепция национальной безопасности Китая в «новую эпоху»: предварительные итоги ХХ Всекитайского съезда Коммунистической партии Китая c. 49-61

DOI:
10.7256/2454-0668.2022.6.39220

EDN: KERJFF

Аннотация: Объектом исследования являются отношения в сфере международной безопасности, возникающие при осуществлении Китайской Народной Республикой государственного суверенитета. Предмет исследования представлен нормативно-правовыми актами и источниками «мягкого права» Китая, а также доктринальными разработками китайских и российских ученых в сфере национальной безопасности. Рассматривается продвигаемая в международных отношениях идея «сообщества единой судьбы человечества». Характеризуются объективные предпосылки уточнения концепции национальной безопасности как признаки наступления «эпохи перемен» в международных отношениях. Определяется роль выступления генерального секретаря Си Цзиньпиня на открытии ХХ Всекитайского съезда Коммунистической партии Китая в закреплении содержания внешнеполитического и внутриполитического курса государства. Концепция национальной безопасности Китая воплощается в модели «всеобъемлющей концепции безопасности», её реализация в «новую эпоху» имеет следующие особенности. Во-первых, это усиление координации и позитивного взаимодействия с другими крупными государствами для построения отношений, отличающихся мирным сосуществованием, общей стабильностью и сбалансированным развитием. Такие отношения помогут противодействовать односторонним экономическим санкциям. Во-вторых, это государственная поддержка сектора ключевых технологий как противовес радикальным мерам торговой политики недружественных стран. В-третьих, это прямая зависимость национальной безопасности от социальной стабильности. И наконец, это продвижение идеи о «новом международном порядке» как закономерном выходе из тупикового развития однополярной миросистемы, в которой страны, представляющие десятую часть человечества. Новый тип глобального порядка делает упор на мир, развитие, равенство и демократию. Эта идея китайского руководства пользуется большой популярностью во всем мире и резко контрастирует с анахроничными принципами нынешней системы.
Стратегия обеспечения национальной безопасности
Pleshakova E.S., Gataullin S.T., Osipov A.V., Bylevskii P.G. - Legislative Prevention of New Financial Technologies Threats c. 62-70

DOI:
10.7256/2454-0668.2022.6.39275

EDN: MRAOCI

Abstract: The subject of the study is the problem of legal prevention of the use of computer and telecommunication technologies by intruders in new financial remote services in Russia. An increase in the variety and volume of attacks is inevitable, given the desire of scammers to obtain personal and confidential information. In recent years, Russia has made significant progress in improving its infrastructure responsible for information security. The article is a comprehensive analysis of Russian legislation. The analytical review of various directions of development of the Russian federal legislation in recent years aimed at preventive counteraction, elimination of a number of conditions and prerequisites of cybercrime in the financial sphere is presented. Particular attention is paid to the jurisdictional aspects of Russian legislation. The government needs to make thorough preparations to counter a range of unwanted cyber events, both accidental and intentional. There are significant risks of local attacks and losses as a result of compromising computer and telecommunications services. The conclusions contain final proposals for further improvement of legislation taking into account foreign and international experience. The main conclusions of the study are the productivity of identifying the strategic prevention direction in preventive activities – preventive identification and elimination of gaps in the regulatory framework, as well as technical and organizational vulnerabilities that make possible various types of attacks and "schemes" of cybercriminals in the financial sphere.
Технологии и методология в системах безопасности
Шмыгин В.А., Шульц В.Л. - Социальные технологии трансляции образа государства c. 71-82

DOI:
10.7256/2454-0668.2022.6.39273

EDN: NYZIXD

Аннотация: Статья посвящена релевантным социальных технологий в процессе конструирования и трансляции образа страны, что является предметом изучения. Описывается теоретический базис концепта социальных технологий, сущность которых раскрывается через социальное знание. Рассматривается роль исследователя социальных технологий, обладающего социальным знанием и становящегося на позицию социального консультанта в вопросах конструирования и трансляции образа государства. Авторами рассматриваются технологии формирования и трансляции запаса знаний о государстве на примере социально-политической практики – реальных кейсов. Авторами анализируются основные технологические подходы, влияющие на образ государства: корректировка исторической памяти, «Мягкая сила».    Основными выводами данной статьи являются положения о том, что использование технологического подхода "Мягкой силы" в контексте трансляции образа государства является релевантным в настоящий момент, так как позволяет транслировать идеи, связанные с миропониманием, свойственному российскому общественному сознанию. Универсальный характер «мягкой силы» позволяет распространять идеи – социальные феномены, влияющие на конструирование образа. При этом важным остается вопрос корректировки исторической памяти, что так же является релевантной социальной технологией. Исторический процесс в сознании индивидов может обрастать дополнительными интерпретациями, что ведет к изменениям представлений индивидов об историческом процессе и трансформации отношения к истории государства и, соответственно, его образу.
Экономическое обеспечение национальной безопасности
Морева Е.Л., Бекулова С.Р. - К вопросу об определении научно-технологического потенциала и оценке его состояния в российской экономике c. 83-108

DOI:
10.7256/2454-0668.2022.6.39198

EDN: QWLDNN

Аннотация: В условиях санкционного давления на российскую экономику актуально проведение модернизации национальной экономики, повышение эффективности производства и освоения научных знаний, разработки и внедрения в производство современных техники и технологий для создания условий безопасного и устойчивого социально-экономического развития. Целью работы является формирование комплекса показателей, оценивающих потенциал научно-технологического развития российской экономики. Объектом исследования выступает научно-технологическое развитие российской экономики. Предмет исследования – методология оценки научно-технологического потенциала экономики. Методологическую основу исследования составляют методы анализа и синтеза, индукции и дедукции, статистический анализ. В качестве информационной базы исследования использованы труды отечественных и зарубежных экономистов, нормативно-правовые стратегические документы, данные международных индексов и отчетов. Авторами проанализированы и выделены три теоретических подхода к определению и оценке научно-технического потенциала. На основе результатов анализы выявлена необходимость выделения и разграничения терминов «научно-технический потенциал» и «научно-технологический потенциал». Выявлено, что причина отождествления прилагательных «технологический» и «технический» возвращается к различию подходов к определению термина «технология». Выделены узкая и расширительная трактовка технологий, на основе чего предложено авторское определение научно-технологического потенциала. Посредством анализа методологии ряда международных индексов и отчетов, оценивающих научно-технический потенциал, авторами предложен комплекс показателей, оценивающий научно-технологический потенциал национальной экономики. С помощью предложенного комплекса показателей авторами определены состояние и динамика развития научно-технологического потенциала России.
Глобализация и национальная безопасность
Евтехов Р.А. - Трансграничные пространства в системе восприятия угроз национальной безопасности России c. 109-120

DOI:
10.7256/2454-0668.2022.6.39056

EDN: SFSGCH

Аннотация: Изменения международных отношений и представлений о национальной безопасности вынуждают отдельные государства расширять контуры границ собственной безопасности. Не редко эти контуры выходят далеко за собственные границы. Целью исследования является определения характера восприятия трансформации трансграничных пространств в системе угроз национальной безопасности России. Основными материалами исследования послужил общественно-политический дискурс, в частности отдельные выступления президента России, стратегия национальной безопасности и другие нормативно-доктринальные документы в области обеспечения безопасности Российской Федерации. Изученные нарративы и сравнение заявлений и реакций на отдельные региональные трансформации, сопоставленные с доктринальными документами в области национальной безопасности, позволили определить триггерные точки. В частности, в сравнении политических изменений Афганистана, Финляндии и Украины выявлено, что именно ценностная трансформация в текущей момент в видении российской элиты представляет наибольше опасение, как в региональном, так и в политическом и общественном отношении. Основой методологии исследования является системный подход, контент анализ, компаративистский подход, которые позволили выявить доминанты в текущем политическом дискурсе и определить причину восприятия трансформации трансграничных пространств российской элитой определенным образом. В результате, определено, что смена ценностной парадигмы воспринимается как нечто существенно более опасное чем военная угроза, как тоже расширение НАТО на восток, которое отнюдь не воспринимается как равноценная угроза. Кроме того, российская элита воспринимает сложившуюся международную систему как нечто несправедливое, в силу возможностей западных государств влиять на области лежащие вблизи границ России. В то время как сама Россия не имеет возможности транслировать свои идеи и ценности на территории, удаленные от её границ. Изменения ценностной ориентации трансграничных областей, лежащих в приграничье России, воспринимается элитой в текущей момент как главная национальная угроза безопасности страны.
Экономическое обеспечение национальной безопасности
Махотина И.А., Агапкин А.М., Гончаренко О.А., Райкова Е.Ю. - Рынок зерна и его роль в обеспечении национальной безопасности России c. 121-134

DOI:
10.7256/2454-0668.2022.6.39266

EDN: RTFEHG

Аннотация: Предметом исследования является рынок зерна России и ЕАЭС как одно из приоритетных направлений в сфере обеспечения национальной безопасности. Рассматривается проблема нелегального экспорта зерновых культур из России в Казахстан. Анализируется вопрос реэкспорта зерна в третьи страны, нелегального экспорта зерновых и влияние квотирования и тарифных ограничений на развитие поставок зерновых культур зарубеж. Обсуждается вопрос возможности администрирования запретов на вывоз зерна при высокой протяженности границы России, а также влияние таких запретов на страны участницы ЕАЭС. Особое внимание в статье уделено вопросу изменения структуры экспорта зерновых и поиску новых направлений экспорта.    Новизна исследования заключается в анализе вопроса обеспечения продовольственной безопасности страны в ретроспективе взаимодействия со странами-участницами ЕАЭС. Приводятся актуальные статистические данные обеспеченности сельхозугодиями и пахотными землями на душу населения в мире и в странах ЕАЭС, обобщены данные по структуре посевных площадей и производству зерновых в России и ЕАЭС за последние три года. Представлены прогнозы по объему производства и экспорта зерновых в 2022 г. Анализируется тенденция усиления квотирования и повышения тарифных ограничений для экспортеров агропромышленной продукции и влияние этих ограничений на продовольственную безопасность страны. Рассматривается вопрос поиска новых стран-импортеров сельскохозяйственной продукции из России в условиях усиливающихся санкций. Выявлены проблемы зернового рынка, которые обострились в связи с текущей геополитической ситуацией, и пути решения этих проблем на государственном уровне. Поднят вопрос о необходимости изменения соотношения долей переработанной продукции и сырья в структуре экспорта, в сторону повышения объемов зерновой продукции с добавленной стоимостью, доля которой в текущей структуре экспорта зерновых составляет менее 30 %. Предложены рекомендации по повышению прозрачности и стабильности зернового рынка.
Компаративный анализ систем безопасности
Прохода В.А. - Вызовы экологической безопасности в фокусе общественного мнения россиян c. 135-144

DOI:
10.7256/2454-0668.2022.6.39359

EDN: WQLXBH

Аннотация: Анализируются результаты социологических опросов, проведенных в рамках Международной программы социальных исследований. Целью работы является выявление особенностей восприятия россиянами вызовов экологической безопасности, в сравнении с представлениями жителей других государств. Экологическая безопасность рассматривается как составная часть национальной безопасности. Отмечается важная роль социологических опросов в качестве инструмента обеспечения обратной связи с населением. Рассматриваются представления россиян о важности проблемы состояния окружающей среды. Метод сбора первичной социологической информации – формализованное личное интервью (face-to-face), проводимое по месту жительства респондентов. Многоступенчатая случайная выборка репрезентирует взрослое население страны. Констатируется, что экологическая проблематика не входит в число наиболее острых и насущных для населения проблем. В России на первый план выходят проблемы, связанные с экономической и физической защищенностью. При этом отражение актуальности проблемы в общественном сознании диссонирует с данными объективного экологического контроля. Выявлено наличие сильной связи между уровнем экономического развития страны и важностью для населения проблемы окружающей среды. Делается вывод о том, что различия в оценках во многом связаны с трансформациями ценностных установок, переходом от ценностей выживания к ценностям самовыражения, эгоцентрическим и гуманистическим восприятием угроз. Отмечается, что в массовом сознании россиян актуализируются вызовы и угрозы, непосредственно затрагивающие население, связные с текущим состоянием окружающей среды. В числе самых серьезных вызовов экологической безопасности жители страны чаще всего упоминают загрязнение воздуха, утилизацию бытовых отходов и загрязнение воды. Потенциальная экологическая угроза при этом уходит на второй план. Изменение климата существенно реже рассматривается россиянами в качестве основного вызова экологической безопасности. Констатируется, что различия в восприятии вызовов во многом обусловлены сравнительно низким уровнем экологической культуры населения страны.
Доктрина
Дубень А.К. - Отдельные аспекты правового регулирования информационной безопасности c. 145-151

DOI:
10.7256/2454-0668.2022.6.39440

EDN: ZSPBCC

Аннотация: Статья посвящена анализу проблем правового обеспечения информационных процессов - взаимосвязи правового обеспечения информационной безопасности и вопросов правового воздействия на информационную систему. Дается авторское определение и основные положения правового обеспечения информационной безопасности. Делается вывод, что в условиях российского правового механизма обеспечения информационной безопасности необходимо дальнейшее совершенствование правового регулирования защиты информационного пространства государства и ее информационной инфраструктуры. Отдельно отмечается, что терминологическая неопределенность и противоречивость понятийного аппарата нередко становятся проблемой толкования норм права, осуществляемого на этапе правоприменительной деятельности. Без четкого текстуального выражения соблюдение и применение правовых норм невозможно. Указанная проблема более всего усугубляется, когда отсутствует законодательный или научный консенсус по поводу значения понятий, имеющих фундаментальный характер для конкретной правовой отрасли. К подобным случаям относится и несовершенство понятия «информационная безопасность».    Новизна исследования заключается в том, что наиболее распространенной проблемой в отношении подходов к определению понятия информационной безопасности является то, что указанные подходы так или иначе «замыкаются» вокруг легального определения, сформулированного законодателем. Информационная безопасность рассматривается в качестве разновидности национальной безопасности, в связи с чем подчеркивается ее широкое общественное и публично-правовое значение. Нельзя не отметить, что действующая Стратегия национальной безопасности Российской Федерации отличается некоторыми политическими аспектами, соответствующими сложившейся политической конъюнктуре взаимоотношений между Россией и иными странами. Так, подчеркивается, что увеличивается количество компьютерных атак на российские информационные ресурсы, большая часть которых осуществляется с территорий иностранных государств.
Человек и гражданин в системе безопасности
Задорина М.А. - Безопасность детей и ее место в системе обеспечения национальной безопасности c. 152-163

DOI:
10.7256/2454-0668.2022.6.39431

EDN: ZSCOJC

Аннотация: Статья посвящена вопросам обеспечения безопасности детей – одной из наиболее уязвимых категорий населения и в то же время важнейшего приоритета государственной политики России. Предметом исследования выступают угрозы и система обеспечения безопасности детей. Методологическую базу исследования составили междисциплинарный подход, логический, сравнительный, конкретно-социологический (контент-анализ, анкетирование) и специально-юридические (формально-юридический, технико-юридический, толкования) методы познания. Информационной базой исследования послужили Конституция Российской Федерации и иные правовые и технические акты, регулирующие вопросы обеспечения безопасности детей и национальной безопасности, научные публикации и информационно-аналитические материалы. Эмпирическую базу исследования составили материалы анкетирования проживающих в г. Екатеринбурге лиц, имеющих детей (N=127, 2022). Особое внимание уделено исследованию взаимосвязи безопасности детей и национальной безопасности государства. Научная новизна работы состоит в: авторском подходе к пониманию безопасности детей, ее структуры и содержания; выявленных по результатам проведенного автором анкетирования проблем обеспечения и угроз безопасности детей дома, на улице и в образовательных учреждениях; сформулированных предложениях по их решению и минимизации. Делается вывод о том, что безопасность детей в системе обеспечения национальной безопасности Российской Федерации должна быть обособлена в качестве отдельного стратегического национального приоритета и стоять на первом месте.
Фактор надежности в системах безопасности
Тиханычев О.В. - Правила безопасности эвристических алгоритмов поведения, как прообраз «морали» робототехнических систем c. 164-178

DOI:
10.7256/2454-0668.2022.6.38856

EDN: ONCJRV

Аннотация: Актуальность выбора предмета исследования, как применение автономных робототехнических систем различного назначения и объекта исследования, которым являются алгоритмические проблемы, возникающие в части контроля безопасности алгоритмов, определяется имеющимся противоречием между потребностью автономизации робототехнических систем и сложностью программной реализации этого требования. Исследование проведено на примере применения робототехники в области автономных транспортных систем. Реализация тенденций автономизации в этой сфере порождает определённые правовые и технологические проблемы, связанные с безопасностью алгоритмического обеспечения автономных систем. Проявлением подобных проблем являются критичные ошибки применения, которые проблематично выявить на этапе разработки. В робототехнике основная потенциальная причина появления этих ошибок – функционирование программного обеспечения автономных робототехнических систем вне рамок детерминированных алгоритмов, которые тестировались в ходе их разработки.   И если для обычных технических систем последствия ошибок применения предсказуемы, а ответственность за их результаты определена, то для случая применения автономных роботов, ситуация требует решения. В статье, с применением общенаучных методов анализа и синтеза, исследованы основные аспекты современного состояния и перспективы проблемы алгоритмизации применения автономных систем. На основе обзорного анализа алгоритмических проблем применения автономных роботов, возможных последствий и причин появления алгоритмических ошибок, возникающих при их применении, синтезирована постановка научной задачи решения проблемы разработки эвристических алгоритмов, определяющих их применение с использованием динамически формируемой системы предикат поведения, аналогичных человеческой морали
Правовое обеспечение национальной безопасности
Баргаев Д.К. - Социально-правовая обусловленность конфискации имущества в отечественном уголовном законодательстве c. 179-193

DOI:
10.7256/2454-0668.2022.6.38176

EDN: RQCVQX

Аннотация: Объектом исследования являются причины существования конфискации имущества в уголовном законодательстве. Социально-правовая обусловленность названного института призвана раскрыть функциональное предназначение уголовного инструмента, его социальную роль и место в системе противодействия преступности. Особое внимание в работе уделено методу анализа, с помощью которого исследованы необходимые данные для подтверждения гипотезы о социальной необходимости существования института конфискации имущества. Институт уголовно-правовой конфискации имущества является действенным инструментом антикриминальной политики государства, содержание и предназначение которого динамично трансформировались на протяжении всей истории российского общества. Основа исследования представляет из себя синтез отечественных, а также зарубежных законодательных и доктринальных положений с помощью формально-юридического метода. Основными выводами проведенного исследования является то, что социально-правовая обусловленность уголовно-правового института конфискации имущества выражается в компенсации негативных последствий совершенного преступления путем ассиметричного возмещения ущерба для охраняемых законом общественных отношений. Конфискация имущества выступает средством уголовно-правовой репрессии, призванным возложить на осужденного обязанность претерпевать негативные последствия совершенного им преступления. Посредством института конфискации уголовный законодатель акцентирует внимание на законопослушном поведении, связанном с экономической и финансовой деятельностью. Новизна исследования представлена системой ключевых факторов (причин), обосновывающих необходимость существования института конфискации имущества в отечественном уголовном законодательстве.
Экономическое обеспечение национальной безопасности
Шабанова Л.Б., Морозова И.Г. - Перспективы инвестиционного развития России и стран мусульманского мира c. 194-202

DOI:
10.7256/2454-0668.2022.6.38433

EDN: RPETNE

Аннотация: Обеспечение инвестиционной привлекательности является одним из наиболее важных аспектов экономической деятельности страны в современных международных отношениях. Иностранные инвестиции позволяют не только обеспечить расширенное общественное воспроизводство в стране, но и расширяют возможности технологического и экономического развития государства. Цель работы состоит в анализе прямых иностранных инвестиций в Российской Федерации в целом и Республике Татарстан в частности. В ходе анализа и оценки статистических данных было выявлено сокращение количества проектов с участием прямых иностранных инвестиций в России в 2017 – 2020-е гг. В современных условиях необходимо признать снижение инвестиционной привлекательности России со стороны инвесторов США и Европы, что может повлечь еще большее сжатие иностранных инвестиционных потоков.   Альтернативой иностранным инвестициям из Соединенных Штатов Америки и Европы могут стать иностранные инвестиции из стран мусульманского мира. Уже сегодня Россия имеет дружеские связи со странами мусульманского мира, кроме того на территории Росcийской Федерации присутствуют целые регионы с высокой плотностью проживающего мусульманского населения. Так Республика Татарстан, уже сегодня являющаяся одним из наиболее инвестиционно привлекательных регионов Российской Федерации и занимающая 3 место в списке регионов РФ наиболее востребованных у иностранных инвесторов, смогла бы сыграть важную роль в увеличении количества прямых иностранных инвестиций.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.