по
Национальная безопасность / nota bene
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Национальная безопасность / nota bene" > Содержание № 06, 2020
Выходные данные сетевого издания "Национальная безопасность / nota bene"
Номер подписан в печать: 31-12-2020
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Шульц Владимир Леопольдович, доктор философских наук
ISSN: 2454-0668
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 06, 2020
Экономическое обеспечение национальной безопасности
Ермакова Э.Р. - Обслуживание теневой экономики: банковская и парабанковская системы c. 1-9

DOI:
10.7256/2454-0668.2020.6.34674

Аннотация: Целью исследования является осмысление роли банковских и парабансковских институтов в обеспечении движения теневого капитала. Объектом исследования являются финансовые потоки, обслуживающие теневую экономику. Предметом исследования выступают отток капитала через банковскую и парабанковскую системы, сомнительные операции коммерческих банков, структура наличного денежного оборота. Методологической основой исследования послужили системный и комплексный подходы.В работе использованы общенаучные методы (научной абстракции, единства исторического и логического, анализа и синтеза, индукции и дедукции, методов сравнения и аналогии) и специальных методов познания (монетарные методы). Информационная база - официальные данные ЦБ РФ, Госкомстата.   Основными выводами исследования стали: - проводимая политика Банка России в отношении противодействию отмыванию доходов, полученных преступных путем дает ощутимые результаты (многократно снижаются объемы сомнительных операций, коммерческие банки, опасаясь приостановления или отзыва лицензий, не заинтересованы в обслуживании таких операций); - на фоне этого активно развивается более гибкий, экономически выгодный и неподконтрольный Банку России теневой банкинг (об этом свидетельствует рост роли парабанковской системы в обслуживании оттока капитала, в том числе), а также набирают популярность альтернативные финансовые инструменты, призванные скрыть аффилированных лиц и бенефициаров (ряд криптовалют); - текущая ситуация (распространение пандемии новой коронавирусной инфекции, нефтяные шоки) поспособствовала увеличению доли наличных денег в обращении, что является свидетельством расширения теневых отношений в стране. В связи с этим видится необходимость обеспечения прозрачности операций парабанковских институтов и их контроля со стороны государства.
Правовое обеспечение национальной безопасности
Гулемин А.Н. - Обеспечение безопасности единого федерального информационного регистра, содержащего сведения о населении РФ. Правовые аспекты c. 10-18

DOI:
10.7256/2454-0668.2020.6.34670

Аннотация: Объектом исследования являются общественные отношения по поводу обработки информации в едином федеральном информационном регистре, содержащем сведения о населении РФ. Предметом исследования помимо ФЗ "О едином федеральном информационном регистре, содержащем сведения о населении РФ" выступает законодательство в области персональных данных и законодательство о критической информационной инфраструктуре. Автор через основные формальные и содержательные признаки определяет указанный регистр как разновидность реестровой информации, обосновывает необходимость применения при создании регистра принципов базовых законов информационного права, ставит вопрос о необходимости признания информационной системы, в которой обрабатываются сведения, включенные в регистр, значимым объектом критической информационной инфраструктуры. Новизна исследования заключается в том, что статья является одним из первых трудов, посвященных правовому обеспечению безопасности создаваемого единого федерального информационного регистра населения РФ. В результате анализа сформулированы следующие основные выводы и предложения по совершенствованию законодательства: 1) К создаваемому регистру должны применяться принципы правового регулирования, установленные законодательством в отношении информации как объекта правового регулирования, а любые несанкционированные действия с отдельной записью регистра следует расценивать как нарушение целостности всего объекта. 2) В силу особой важности сведений, содержащихся в создаваемом регистре, обязательно установление режима конфиденциальности в отношении самих сведений и признание государственной информационной системы, в которой обрабатываются сведения, включенные в регистр, значимым объектом критической информационной инфраструктуры. 3) Необходимо уточнение в тексте закона «О едином федеральном информационном регистре, содержащем сведения о населении РФ» обязанности оператора государственной информационной системы, ведущего федеральный регистр, соблюдать требования законодательства о безопасности критической информационной инфраструктуры. Также необходимо уточнение положений Постановления Правительства РФ, устанавливающего перечень показателей критериев значимости объектов критической информационной инфраструктуры РФ и их значений.
Актуальный вопрос
Феофилова Т.Ю., Радыгин Е.В., Амирбеги Д.З., Безделова У.Д. - Управление национальной безопасностью: ретроспективный анализ c. 19-27

DOI:
10.7256/2454-0668.2020.6.34786

Аннотация: Предметом исследования являются ключевые изменения в институциональном обеспечении национальной безопасности. Объектом система управления национальной безопасностью. Обеспечение национальной безопасности является неотъемлемым элементом государственного управления. В статье рассмотрена система взглядов, отражающих позицию государства по вопросам управления национальной безопасностью, изложена в законодательных актах, концептуальных и стратегических документах с учетом их изменений. Цель исследования состоит в выявлении трансформации подходов государства к обеспечению национальной безопасности РФ. Информационную базу исследования составили федеральные законы, концептуальные и стратегические документы РФ. Среди методов для достижения цели выбраны общенаучные анализ и синтез.   Новизна полученных результатов состоит в систематизации подходов государства к пониманию границ и организации обеспечения национальной безопасности РФ. Приведенный ретроспективный анализ позволил проследить изменение подходов государства к обеспечению национальной безопасности, а также увидеть трансформацию государственных приоритетов внутри страны и за ее границами, выявить взаимосвязь и зависимость системы обеспечения и ее структуры от силы государственной власти и уровня развития управления в РФ. Общий вывод проведенного исследования заключается в том, что система управления национальной безопасности является динамичной, ее трансформация зависит от международных отношений и условий, формируемых за пределами границ РФ, а также от уровня развития и стабильности системы управления в государстве.
Стратегия обеспечения национальной безопасности
Толвиньски М. - Общественная безопасность в Польше c. 28-38

DOI:
10.7256/2454-0668.2020.6.34526

Аннотация: Среди исследователей, занимающихся вопросами безопасности и обороны в течение длительного времени, в основном интересе находились два традиционных измерения безопасности - политическое и военное. Безопасность конкретного человека, группы или сообщества обычно игнорировалось в публичном дискурсе в области безопасности. 90-е годы ХХ века изобиловали повышенным вниманием к другим объектным измерениям безопасности. Ученые стали уделять внимание различным аспектам безопасности, поэтому их исследовательские интересы были перенесены из классических (политических и военных) измерений на те, которые ранее не присутствовали в научных дебатах. Одним из них является обсуждаемая в этой работе общественная безопасность, которая не присутствовала в научных исследованиях практически до конца ХХ века. Ученые стали уделять внимание различным аспектам безопасности, поэтому их исследовательские интересы были перенесены из классических (политических и военных) измерений на те, которые ранее не присутствовали в научных дебатах. Одним из них является обсуждаемая в этой работе общественная безопасность, которая не присутствовала в научных исследованиях практически до конца ХХ века. Падение Берлинской стены, открытие «железного занавеса» и дезинтеграция биполярного мира позволили пробудить более широкий интерес к безопасности индивида — проблемам, возможностям и опасностям существования человечества. Цель настоящей статьи — описать и объяснить позиции польских исследователей в области общественной безопасности. Текст имеет прежде всего обзорный характер, представляющий взгляды ученых по этому вопросу.
Глобализация и национальная безопасность
Кривов С.В., Баранова Т.В., Старкин С.В. - АНТИРОССИЙСКИЕ САНКЦИИ В СВЯЗИ С УКРАИНСКИМ КРИЗИСОМ 2014 г.: ОЦЕНКА ПОСЛЕДСТВИЙ И ПЕРСПЕКТИВ c. 39-48

DOI:
10.7256/2454-0668.2020.6.34565

Аннотация: Предметом исследования является политика санкций стран Запада в отношении Российской Федерации, введенная в ответ на события 2014 г. на Украине. На основе доступных эмпирических данных и экспертных оценок, приводимых различными финансовыми и аналитическими структурами, делается попытка выявить характер и степень воздействия санкционного давления на различные секторы российской экономики, осуществляемого с целью достижения внешнеполитических целей. Делается акцент на отсутствии единого комплексного характера санкционной политики, вызванного спецификой внешнеполитических целей и особенностями санкционных механизмов, задействованных США и странами ЕС. Подчеркивается, что антироссийские санкции и ответные действия со стороны России во многом обусловлены как предшествующими тенденциями в стратегическом видении внешней и внутренней политики со стороны РФ, так и характером её отношений со странами Запада.     В результате проведенного исследования авторы пришли к выводу, что акцент в исследовании проблемы санкций сместился в сторону политического анализа и проведения дальнейшей аналитической и научной экспертизы. В условиях неопределённости экономических эффектов и отсутствия общих подходов к пониманию перспектив санкционной политики со стороны стран Запада, на наш взгляд, возможны два основных варианта её дальнейшего развития. Во-первых, это её постепенное затухание при отсутствии «перезагрузки», что с течением времени сведет на нет практический эффект и позволит США и ЕС интенсифицировать диалог с Россией, избегая при этом проблемных вопросов о статусе Крыма, вовлеченности в события на юго-востоке Украины и т.д. Во-вторых, может произойти полная «политизация» санкционной политики и ее встраивание в переговорный процесс по урегулированию украинской ситуации и превращения в полновесный инструмент для ведения переговоров.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.