по
Национальная безопасность / nota bene
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Национальная безопасность / nota bene" > Содержание № 03, 2020
Выходные данные сетевого издания "Национальная безопасность / nota bene"
Номер подписан в печать: 12-08-2020
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Шульц Владимир Леопольдович, доктор философских наук
ISSN: 2454-0668
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 03, 2020
Актуальный вопрос
У Ю. - Участие Китая в международной экономической системе: исторические этапы и современная стратегия c. 1-14

DOI:
10.7256/2454-0668.2020.3.32810

Аннотация: В статье рассматриваются особенности участия КНР в международной экономической системе на разных исторических этапах и практики КНР по изменению международной экономической системы. Автор отмечает, что история участия КНР в международной экономической системе состоит из 4 этапов: первый этап – с 1949 до1971 г., второй – с восстановления законного места КНР в ООН (1971 г.) до 1978 г., третий – с реализации политики "реформ и открытости" (1978 г.) до 2008 г., четвертый – с мирового экономического кризиса в 2008 г. до настоящего дня. Методологическую основу исследования составляют такие научные методы, как индукция и дедукция, анализ и синтез, сравнение. Целью статьи являются объяснение причины недовольства КНР к данной международной экономической системе, изучение путей решения данной проблемы и роли, которую хочет играть КНР в будущем на международной арене. В заключении автор приходит к выводу, что с усилением экономической мощи и повышения международного положения Китая он пытается разработать свой вариант такого реформирования международной экономической системы, которое бы отвечало общим интересам развивающихся стран. При этом Китай как экономический лидер развивающихся стран будет играть важную роль в международной экономической системе.
Научно-техническое обеспечение национальной безопасности
Горохова С.С. - Искусственный интеллект в контексте обеспечения национальной безопасности c. 15-31

DOI:
10.7256/2454-0668.2020.3.33465

Аннотация: Предметом исследования являются наиболее перспективные технологические решения с использованием искусственного интеллекта и мировые тренды их использования вооруженными силами технологически передовых государств мира. Выявляются основные направления применения технологий ИИ рядом стран, в том числе и Российской Федерацией. Проблема исследования заключается в недостаточной степени сбалансированности подхода к применению технологических решений на основе ИИ, определяемого повышенной степенью опасности использования искусственных интеллектуальных систем для обеспечения безопасности и обороны государств, с одной стороны, и невозможностью отказа от них на современном этапе в силу имеющихся международных тенденций, с другой.   Научная новизна работы заключается в попытке проведения комплексного анализа текущей мировой ситуации в сфере определения перспектив и опасностей применения технологий ИИ в вооруженных силах, и в сфере обеспечения национальной безопасности современных государств. В качестве основных выводов работы можно отметить следующее. Технологии ИИ являются наиболее перспективным направлением переоснащения вооруженных сил ведущих военных держав современного мира. Разработки ведутся в различных направлениях, варьирующихся от беспилотных транспортных средств до смертельного автономного оружия. Специалисты отмечают как ярко выраженные положительные перспективы использования ИИ в сфере обеспечения национальной безопасности, так и возможные негативные последствия от его использования.
Информационное обеспечение национальной безопасности
Литвинова Т.Н. - Европейская и российская политики противодействия кибертерроризму (на примере борьбы с «кибер-джихадом») c. 32-47

DOI:
10.7256/2454-0668.2020.3.30197

Аннотация: Предметом исследования является выявление общих и особенных черт в борьбе с «кибер-джихадом» в политике ЕС и Российской Федерации. Объектом исследования выступает противодействие кибертерроризму как угрозе национальной и международной безопасности, связанной с динамичным развитием информационных технологий в мире, отсутствием цензуры и широкой доступностью материалов, публикуемых в Интернете. Автор подробно раскрывает правовые основы противодействия кибертерроризму в Европейском союзе и России. Особое внимание уделяется разнице в подходах борьбы с нежелательными материалами в глобальной сети в европейском и российском законодательстве, трудностям противодействия «кибер-джихаду», выявлению людей групп-риска, которые могут быть вовлечены в террористическую деятельность в результате враждебной пропаганды. В качестве методологических оснований исследования использованы системный и нормативный подходы. Статья основана на применении специальных прикладных методов гуманитарных наук: сравнительно-правовом методе, контент-анализе и дискурс-анализе. Новизна исследования заключается в том, что эмпирически доказано: разница в подходах противодействия кибертерроризму в ЕС и России существенно снижает результаты борьбы с глобальным «кибер-джахадом». Автор выявляет основные правовые, технические и идеологические трудности борьбы с «кибер-джихадом», подчеркивает необходимость координации усилий Европы и России в этой сфере, а также значимость профилактики и идеологической контрпропаганды среди молодежи и социальных групп-риска.
Актуальный вопрос
Орлова И.Б., Фомин Е.В. - Цифровая социология: возможности, риски, перспективы c. 48-63

DOI:
10.7256/2454-0668.2020.3.33274

Аннотация: Предметом статьи выступают теоретические положения новой научной области – цифровой социологии, разработанные ведущими зарубежными и отечественными специалистами в области социологии, антропологии, государственного управления, политических, социальных и информационных технологий (К. Михаэль, Р. Кларк, М. Фуркад, К. Хили, К. Летару, Л. Манович, Н. Хохман, Л. Слоун, Дж. Морган). Помимо теоретических положений предметом рассмотрения являются результаты эмпирических исследований в области цифровой социологии, полученные представителями государственных структур, коммерческих компаний, медицинских учреждений, спецслужб (К. Гараттини, Е. М. Черешнев, Г.Гринвальд, К. Санстейн). Основываясь на неизвестных русскоязычному читателю текстах, авторы статьи подробно рассматривают теоретические положения цифровой социологии, выявляют ее предметное поле, методологические и методические возможности, определяют риски и ограничения, намечают перспективы ее развития. Анализируются современные тенденции в области киборгизации и чипизации человека, оцениваются риски использования цифровых инструментов для контроля за гражданами в реальном и виртуальном пространстве. Показывается, как интерфейс и софт современных технологий структурируют и детерминируют реальность. Выявляются методы работы ряда специальных служб зарубежных стран, контролирующих дискуссии в социальных сетях и манипулирующих ими. В статье к рассматриваемому контексту адаптируются подходы теоретиков социологии – И. Бентама, М. Фуко, Б. Латура. Также оцениваются методологические ловушки, связанные с анализом больших данных, и предлагаются пути повышения валидности результатов исследований, полученных с помощью методов цифровой социологии.
Иванов В.Ю. - К вопросу о классификации электронно-цифровых следов c. 64-71

DOI:
10.7256/2454-0668.2020.3.33308

Аннотация: Предметом исследования являются электронно-цифровые следы и их место в традиционной классификации всех следов в криминалистике на материальные и идеальные. С появлением компьютерных технологий, появилась потребность в детальном исследовании следовой картины, образующейся в результате человеческой деятельности, в компьютерном пространстве. Возникла необходимость дополнить отрасль трасологии новым видом следов. Ряд криминалистов выдвинули авторские концепции по определению места и роли данных следов в криминалистической трасологии. Автор, в своём исследовании проводит анализ различных точек зрения криминалистов по данному вопросу и представляет собственную аргументированную позицию. Основным выводом проведенного исследования является необходимость в скорейшей адаптации подходов криминалистической науки к современной действительности информационного общества. Сложившиеся традиционные подходы в криминалистике теряют свою актуальность в современных условиях развития компьютерных технологий. Совершение противоправных действий в компьютерном пространстве в особенности с применением информационно-телекоммуникационной технологии сети Интернет способствует возникновению специфической следовой картины, которую невозможно отнести к материальным или идеальным следам. В этой связи необходимо дополнить классификацию отдельным направлением – электронно-цифровыми следами, которые по своим характеристикам в значительной степени отличаются от материальных и идеальных следов.
Доктрина
Рувинский Р.З., Тарасов А.А. - «Система социального кредита»: исторические предпосылки и доктринальные основания феномена c. 72-88

DOI:
10.7256/2454-0668.2020.3.33021

Аннотация: Статья посвящена выявлению и изучению доктринальных оснований и исторических предпосылок «Системы социального кредита (доверия)» (ССК) – проекта, реализуемого в Китайской Народной Республике с начала 2000-х годов и в настоящее время «экспортируемого» из КНР в другие страны мира. В ходе исследования проанализированы как специфически национальные, китайские источники и предпосылки формирования современной системы социального рейтингования и контроля, так и вненациональные, относящиеся, прежде всего, к истории западноевропейской политико-правовой мысли, западным социальным институтам. Рассматривая «Систему социального кредита» как технологию осуществления контроля и надзора за обществом, авторы обнаруживают её истоки в проекте «Паноптикума» Дж. Бентама, тейлористской философии менеджмента, конфуцианской и легистской традициях имперского Китая, идеях и институтах эпохи китайской культурной революции, а также американских системах финансового скоринга. В ходе исследования авторами использовались исторический, системный, сравнительно-правовой методы, методы деконструкции, социально-философского и политического анализа. Статья написана с учётом новейших публикаций, посвящённых рассматриваемым проблемам. Непосредственному анализу подверглись доктринальные источники: работы Дж. Бентама, Ф. Тейлора и др. авторов. Настоящая работа представляет собой первое в отечественной науке исследование исторических и доктринальных предпосылок китайской «Системы социального кредита». Она развивает наработки зарубежных учёных, рассматривавших историю становления ССК. Впервые конфуцианские идеи и идеи школы фацзя («законников») интерпретированы в качестве дополняющих друг друга источников современной системы социального контроля, развёрнутой в КНР. Подробно описывается процесс, в ходе которого руководство КНР осознавало необходимость построения ССК, анализируются задачи, возлагаемые на данную технологию. Как отмечают авторы статьи, китайская ССК и связанные с ней технологии контроля оказываются своеобразным «мостом», связывающим «западную» историю развития общественных институтов с типично «восточными» политическими и общественно-культурными традициями. В Заключении обращается внимание как на положительные моменты внедрения механизмов ССК, так и на «теневую» сторону их внедрения, «реверс» этого процесса и все сопутствующие этому проблемы.
Правовое обеспечение национальной безопасности
Москалев Г.Л. - Прохождение обучения в целях осуществления террористической деятельности (ст. 205.3 УК РФ) c. 89-103

DOI:
10.7256/2454-0668.2020.3.33371

Аннотация: Предметом исследования выступила норма об уголовной ответственности за прохождение обучения в целях осуществления террористической деятельности. Статья выполнена с целью обнаружения содержания признаков состава преступления, предусмотренного ст. 205.3 УК РФ и определения границ данного уголовно-правового запрета, а также предложения направлений совершенствования правовой регламентации данного состава преступления. Настоящее исследование выполнено путем осуществления поэлементного юридического анализа состава преступления, предусмотренного ст. 205.3 УК РФ, в рамках которого применялись такие приемы юридической герменевтики как грамматическое и системное толкование. В ходе исследования обнаружено, что фактически непосредственный объект преступления, предусмотренного ст. 205.3 УК РФ, будет отличаться в зависимости от того, с целю совершения каких преступлений проходит обучение субъект, а объективная сторона преступления представлена прохождением обучения, в том числе самообучением субъекта. В работе критикуются решение законодателя установить минимальный 14-летний возраст субъекта данного преступления, а также способ описания цели в диспозиции ст. 205.3 УК РФ. Продемонстрированы случаи, когда введение ст. 205.3 УК РФ приводит к возможности двойного привлечения к уголовной ответственности за одно и то же деяние, а также к регламентации более строго наказания за приготовление, по сравнению с оконченным основным преступлением, что в обоих случаях нарушает принцип справедливости (ст. 6 УК РФ). В завершении исследования предлагается исключить ст. 205.3 из УК РФ, а также ввести специальное правило о границах наказания за приготовление к преступлениям террористической направленности.
Экономическое обеспечение национальной безопасности
Соломенников А.Е. - Актуальность развития критических инициатив в мясоперерабатывающей промышленности с целью исполнения новой доктрины продовольственной безопасности РФ c. 104-118

DOI:
10.7256/2454-0668.2020.3.32725

Аннотация: Цель данной статьи состоит в проведении сравнительной характеристики Доктрин продовольственной безопасности 2010 и 2020 г.г, уточнении их роли, цели, актуальности, недостатков в стратегии развития национальной безопасности страны, а также определении приоритетов, целей и задач новой Доктрины продовольственной безопасности (2020 г.) и ее значения для развития мясоперерабатывающей промышленности России. В статье раскрыт многофакторный (многокритериальный) способ оценки развития рынков производства продукции для обеспечения продовольственной безопасности. В настоящей статье также с помощью необходимого инструментария, включающего балансовый метод, методы логического, сравнительного и экономико-статистического анализа исследованы фактор неопределенности в деятельности мясоперерабатывающей промышленности при принятии управленческих решений для ее устойчивого развития, а также функциональные зависимости факторов, влияющих на изменение устойчивости и планирования ситуаций, определяющих значимость развития предприятий мясоперерабатывающей промышленности. Сделан вывод о том, что задачи национальной безопасности страны, описанные в новой Доктрине продовольственной безопасности, потребуют комплексного решения многофакторных и разноуровневых задач, в т.ч. организации централизованного управления административными и финансовыми ресурсами как комплексного и эффективного рычага развития мясоперерабатывающей промышленности, а также создания национально ориентированной централизованной пищевой промышленности с единым центром управления и кадровым резервом.
Охрименко И.В. - О влиянии социально-экономической политики на безопасность государства (на примере экономического кризиса в Турции 2018 года) c. 119-127

DOI:
10.7256/2454-0668.2020.3.32850

Аннотация: Статья посвящена исследованию влияния социальных факторов на состояние национальной экономической безопасности, представляющей собой важнейший сегмент общей системы обеспечения национальной безопасности. Обеспечение национальной экономической безопасности подразумевает деятельность по противодействию факторам, негативно влияющим на развитие и независимость национальной экономики. Такие факторы принято относить к категории угроз национальной экономической безопасности, которые имеют внутренний или внешний характер возникновения (соответственно зародились внутри государства или пришли извне). Предметом настоящего исследования являются внутренние угрозы, появившиеся вследствие неблагополучной социально-экономической политики государства. В исследовании описывается влияние государственной социально-экономической политики в Турции на состояние ее экономической безопасности путем установления причинно-следственной связи между отдельными выражениями неблагоприятной социально-экономической политики государства и возникновением угроз национальной экономической безопасности. В ходе исследования применялись: теоретический метод - в части описания роли национальной экономической безопасности в системе обеспечения безопасности государства, угроз национальной экономической безопасности (в том числе связанных с социальной политикой государства); практические методы: исторический и аналитический. Научная новизна исследования заключается в определении социально-экономической политики государства как факторе, влияющем на состояние экономической безопасности государства и в конечном итоге на национальную безопасность. Данная гипотеза исследования подтверждается двумя выводами, сформированными в ходе его проведения. Во-первых, эффективность социально-экономической политики государства зависит от дифференциации распределения благ в ходе ее реализации. Если указанная политика дифференцирована в наименьшей мере (например, осуществляется в интересах отдельной группы населения), в обществе зарождается дестабилизация, появляются риски гражданского противостояния, которые в результате приведут к негативным последствиям для национальной экономики и отрицательно повлияют на состояние национальной экономической безопасности. Во-вторых, чрезмерное обременение государственного бюджета социально-экономическими расходами может негативно сказаться на состоянии национальной экономики в условиях наступления макроэкономических катаклизмов. Так случилось в Турции, когда затратная часть госбюджета ощутимо тянула на дно экономику страны в условиях финансово-экономических санкций США и последующего за ними кризиса 2018 года.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.