по
Национальная безопасность / nota bene
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Национальная безопасность / nota bene" > Содержание № 06, 2018
Выходные данные сетевого издания "Национальная безопасность / nota bene"
Номер подписан в печать: 03-01-2019
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Шульц Владимир Леопольдович, доктор философских наук
ISSN: 2454-0668
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 06, 2018
Внутренние угрозы и контрмеры
Свинухова Ю.Н. - Основные факторы формирования социальной напряженности и роста конфликтного потенциала в современной России и ее регионах (на примере Приволжского федерального округа) c. 1-11

DOI:
10.7256/2454-0668.2018.6.28411

Аннотация: В исследовании выявлены основные факторы социальных противоречий в процессе социального развития России и ее регионов, не отвечающие актуальным тенденциям социализации экономики. Масштабы их распространения и глубина показателей их характеризующих позволяет нам классифицировать их как основные источники формирования конфликтного потенциала и угроз национальной безопасности современной России и ее регионов. Предметом исследования выступили общие тренды социального развития России и ее регионов. Цель работы – выявить и оценить основные факторы социальной напряженности и зоны социального конфликта в современной России и ее регионах. Методологические приемы измерения включают принцип динамического критерия и базируются на оценке показателей социальной дифференциации населения и исследовании посредством выявления структуры и уровня бедности и потребления, потребительских расходов среди населения. При этом критериями оценки выступают показатели уровня и качества жизни. Установлена динамика или смещение основной зоны формирования конфликтного потенциала в современной России из этнической и религиозной – в зону социально-экономическую и социально-трудовую. Установлено, что основными общими трендами социального развития, одновременно выступающими и внутренними факторами формирования конфликтного потенциала в современной России и ее регионах являются: неудовлетворенность материальным положением и уровнем дифференциации населения, основанном на крайне неравномерном распределении доходов населения; восходящая динамика показателей неудовлетворительного состояния наемно-трудовых отношений.
Экономическое обеспечение национальной безопасности
Пинская М.Р., Артемьев А.А. - Методологические проблемы косвенного налогообложения посреднических операций в ЕАЭС и пути их решения c. 12-18

DOI:
10.7256/2454-0668.2018.6.28461

Аннотация: Предметом исследования является косвенное налогообложение посреднических операций внутри ЕАЭС. Авторы подробно рассматривают такие аспекты темы, как налоговые последствия импорта товаров на территорию Российской Федерации с территории другого государства-члена ЕАЭС. Авторы отмечают, что в силу методологических дефектов механизма косвенного налогообложения происходит нарушение принципа нейтральности и принципа страны назначения и возникают риски потерь налоговых поступлений. Доказано, что налоговые последствия посреднических сделок должны определяться исходя из оценки реального экономического смысла осуществляемых операций. Методология проведения работы базируется на системном подходе, позволяющем выявить проблемы косвенного налогообложения внешней торговли в ЕАЭС путем комплексного анализа механизма взимания НДС при совершении операций через посредника. Особым вкладом авторов в исследование темы является разработка способов решения проблемы определения места реализации НДС при совершении операций через посредника. Новизна исследования заключается в развитии методологии косвенного налогообложения в региональных интеграционных объединениях в направлении совершенствования системы налогообложения внешнеторговых операций с товарами между лицами государств – членов ЕАЭС, осуществляемыми через посредника.
Хандажапова Л.М., Лубсанова Н.Б., Дагбаева С.Д. - Экономическая безопасность приграничного региона: факторы и ограничения c. 19-26

DOI:
10.7256/2454-0668.2018.6.28283

Аннотация: Цель работы состоит в оценке экономической безопасности приграничных регионов Сибири и Дальнего Востока России, определении факторов и ограничений социально-экономического развития. Предмет исследования – исследование производственной безопасности, продовольственной безопасности, инновационной безопасности, финансовой безопасности, социальной безопасности, составляющих основные компоненты экономической безопасности приграничного региона. Определение критериев и пороговых значений (индикаторов) экономической безопасности. Сравнительный анализ индикаторов экономической безопасности регионов СФО и ДФО России за 2010 и 2016 годы. Работа выполнена на основе теоретического анализа научных подходов к оценке экономической безопасности региона, экономико-статистических методов расчета показателей индикаторов экономической безопасности, сравнительного анализа индикаторов экономической безопасности восточных регионов России за 2010 и 2016 годы. Методология исследования основана на системном подходе к оценке и разработке многоуровневой системы критериев экономической безопасности с учетом специфики приграничного региона в условиях активизации интеграционных процессов. На основе диагностики экономической безопасности определены факторы и ограничения приграничных регионов, обоснованы основные направления социально-экономического развития региона. Новизна и выводы исследования состоят в разработке методического инструментария оценки экономической безопасности приграничного региона. Определены факторы и ограничения социально-экономического развития региона в аспекте обеспечения экономической безопасности. Обоснованы основные направления социально-экономического развития регона в целях повышения экономической безопасности восточных регионов России, предложен учет приграничного фактора в системе государственного регулирования регионального развития.
Актуальный вопрос
Попова Л.И. - Глобальные угрозы функционирования стран БРИКС: экологические риски Бразилии и Индии c. 27-38

DOI:
10.7256/2454-0668.2018.6.28477

Аннотация: Статья продолжает исследование по формированию подходов к решению актуальных проблем функционирования государств в рамках интеграционных процессов. Исследование посвящено глобальным угрозам в мировой экономике, охране окружающей среды и реализации государственной экологической политики стран-участниц БРИКС на примере Федеративной Республики Бразилия и Республики Индия. Цель данной работы -выявить специфические для исследуемых стран экологические риски, дать характеристику правовых актов, регулирующих использование природных ресурсов и выявить эффективные направления и меры экологической политики. Методологической основой выступают геополитический, системный и структурно-функциональный подходы. В ходе исследования применялись сравнительно-исторический, описательно-повествовательный, проблемно-хронологический методы. Научная новизна заключается в том, что учет и обобщение специфического опыта государств в сфере защиты окружающей среды позволит выработать единый универсальный механизм для обеспечения экологической безопасности БРИКС. Доказано, что наличие экологических рисков связано с интенсивным производством и нерациональным природопользованием. Применение новых ресурсосберегающих технологий, переход на возобновляемые источники энергии, сохранение биологического разнообразия, снижение воздействия урбанизации определены приоритетными направлениями деятельности государства. Как наиболее эффективные инструменты реализации экологической политики выделены стандарты качества и мониторинг состояния окружающей среды, зонирование территории для ограничения хозяйственной деятельности, а также создание системы информационного взаимодействия. Раскрыты религиозно - культурологические особенности национальных способов защиты животного и растительного мира. Рекомендованы к применению в странах БРИКС такие меры минимизации экологических рисков как лесные концессии, лицензирование, экологическое страхование, система штрафов за нанесение ущерба.
Саркисян А.А. - Особенности профилактики общественно опасного поведения педофилов c. 39-51

DOI:
10.7256/2454-0668.2018.6.28162

Аннотация: Статья посвящена проблемам предупреждения совершения педофилами преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних. Рассматриваются уголовно-правовые и криминологические проблемы борьбы с педофилией. Анализируется эффективность некоторых существующих мер, таких как химическая кастрация, право занимать определенные должности и заниматься определенной деятельностью. Также, с учетом положений действующего законодательства, особенностей личности виновных лиц и реальной возможности введения некоторых мер, в том числе на примере нескольких резонансных дел, опубликованных в средствах массовой информации, в статье анализируется возможность и целесообразность введения новых для российского законодательства способов профилактики опасного поведения педофилов. Проведенное исследование основано на общенаучных, частнонаучных методах познания, также использованы теоретико-юридический, научно-аналитический методы. В результате исследования сделаны выводы о повышенной степени общественной опасности педофилов, обусловленной высокой степенью вероятности совершения ими повторных преступлений, в связи с наличием у них клинического расстройства, а также возрастом и психологической неподготовленностью потерпевших. Также выявлена практическая необходимость усовершенствования существующих мер борьбы с педофилами и предложены новые превентивные меры, направленные на предупреждение совершения преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних.
Глобализация и национальная безопасность
Сазонова К.Л. - Современный международно-правовой статус оружия массового уничтожения (ОМУ) и вопросы международной ответственности государств за его применение. c. 52-65

DOI:
10.7256/2454-0668.2018.6.28480

Аннотация: Тематика полного и частичного запрещения отдельных видов вооружений никогда не теряла своей высокой международно-правовой актуальности. Тем не менее, даже принятие многочисленных международных соглашений не способствовало полному исключению фактов применения отдельных видов запрещенных вооружений. Особую озабоченность вызывает перспектива применения вооружений, классифицируемых как «оружие массового уничтожения», ввиду их высокой поражающей способности. Весьма остро также стоят вопросы перспектив привлечения государств к международной ответственности за применение подобных вооружений. Настоящее исследование основано на анализе положений международных договоров и конвенций, регулирующих применение различных типов ОМУ, на международно-правовых документах, регламентирующих вопросы международной ответственности государств, на доктринальных исследованиях российских и зарубежных авторов. Методологическую основу исследования составляют метод системного анализа, диалектический метод, метод индукции и дедукции, историко-правовой и сравнительный методы. На основе проведенного исследования, а также на основе анализа конкретных случаев применения оружия массового уничтожения, автором выделяются ключевые проблемы, связанные с привлечением государств к международной ответственности. Автор приходит к выводу о том, что международно-правовое регулирование статуса оружия массового уничтожения имеет множество пробелов, что препятствует полноценной постановке вопроса о возможной международной ответственности государев за применение данного типа вооружений. Договоры и конвенции, регламентирующие ОМУ, ограничены либо кругом участников, либо отсутствием механизмов контроля. Кроме того, отдельную сложность представляет собой определение ответственной стороны при применении ОМУ в процессе внутреннего вооруженного конфликта. В данном случае, особое значение приобретает разработка механизмов сбора фактов и противодействие информационным спекуляциям.
Правовое обеспечение национальной безопасности
Бешукова З.М. - К вопросу о понятии механизма уголовно-правового противодействия экстремистской деятельности c. 66-78

DOI:
10.7256/2454-0668.2018.6.28118

Аннотация: Цель исследования - выработать определение понятия механизма уголовно-правового противодействия экстремистской деятельности. Для решения поставленной цели автором были проанализированы существующие доктринальные подходы по вопросу определения таких ключевых понятий как «уголовно-правовой механизм», «механизм уголовно-правового регулирования», «противодействие преступности», и последовательно раскрыто их содержание. Как и любой механизм, механизм уголовно-правового противодействия экстремистской деятельности имеет определенную цель своего функционирования и соответственно выполняет конкретные задачи для её достижения. Для решения вопроса, что следует понимать под целью исследуемого механизма, автор обратился к целям противодействия преступности в целом. Методологической основой настоящего исследования служат базовые положения диалектического метода познания явлений и процессов объективной действительности. Также в работе использовались логико-юридический, сравнительно-правовой, системно-структурный методы. Автором в работе сформулированы следующие понятия: «уголовно-правовое противодействие экстремистской деятельности», «механизм уголовно-правового противодействия экстремистской деятельности», а также определены цель функционирования механизма уголовно-правового противодействия экстремистской деятельности, его задачи и функции. Сделан вывод, что содержание и перечень задач и функций механизма уголовно-правового противодействия экстремистской деятельности в значительной степени предопределяются задачами и функциями уголовного права. Кроме того автором обозначены структурные элементы механизма уголовно-правового противодействия экстремистской деятельности.
Внутренние угрозы и контрмеры
Москалев Г.Л. - Пропаганда терроризма (ст. 205.2 УК РФ) c. 79-87

DOI:
10.7256/2454-0668.2018.6.28059

Аннотация: Предметом исследования является норма уголовного закона, предусмотренная ст. 205.2 УК РФ, в части, регламентирующей ответственность за пропаганду терроризма. В настоящей статье предпринимается одна из первых попыток исследовать новое для УК РФ понятие «пропаганда терроризма», в том числе в соотношении с деяниями, ранее запрещенными ст. 205.2 УК РФ. Особое внимание уделяется интерпретации легального определения данного деяния, закрепленного в примечании 1.1 к указанной статье. В работе также рассматриваются признаки субъекта, субъективной стороны и основания криминализации пропаганды терроризма. В ходе представленного исследования применялись методы анализа, классификации, аналогии, а также различные способы юридической герменевтики (грамматический, систематический, логический). Основным результатом проведенного исследования является определение границ уголовно-правового запрета нормы, закрепленной в ст. 205.2 УК РФ, в связи с включением в ее содержание пропаганды терроризма. В работе продемонстрировано как новое альтернативное действие, введенное в ст. 205.2 УК РФ, практически полностью поглотило ранее существовавшие в статье деяния. При внесении незначительных законодательных корректировок в примечание 1.1 публичные призывы к террористической деятельности и публичное оправдание терроризма могли бы быть полностью исключены из нормы без потери ее содержания.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.