по
Национальная безопасность / nota bene
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Национальная безопасность / nota bene" > Содержание № 01, 2017
Выходные данные сетевого издания "Национальная безопасность / nota bene"
Номер подписан в печать: 07-03-2017
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Шульц Владимир Леопольдович, доктор философских наук
ISSN: 2454-0668
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 01, 2017
Стратегия обеспечения национальной безопасности
Булавин А.В., Акимов А.Л., Старкин С.В. - Стратегическое планирование и процесс принятия решений в сфере национальной безопасности Ирана c. 1-14

DOI:
10.7256/2454-0668.2017.1.21874

Аннотация: В настоящей статье рассматриваются основные институциональные субъекты и процесс принятия решений по вопросам стратегического планирования и национальной безопасности Исламской республики Иран, проводится анализ структуры, процедур и субъектов принятия решений. В частности, авторами анализируется деятельность Высшего совета национальной безопасности, формализующего процесс принятия решений, а также Корпуса стражей исламской революции. Особый акцент сделан на роли Высшего Верховного лидера республики, полномочия которого имеют верховенство по отношению ко всему механизму государственной власти. Методологической основой исследования является системный, структурно-функциональный, сравнительно-политологический подходы. Авторы используют методы сравнительного анализа, синтеза, индукции, дедукции, наблюдения. Авторы приходят к выводу, что существующий в стране процесс принятия решений исторически и институционально обоснован и является ключевым фактором стабильности политической системы Исламской Республики Иран. Рассмотренная практика Ирана в процессе принятия решений вписывается в так называемую «восточную» модель стратегического планирования.
Внутренние угрозы и контрмеры
Карпов Г.А. - Британская миграционная политика второй половины XX – начала XXI вв.: уроки для России c. 15-42

DOI:
10.7256/2454-0668.2017.1.22007

Аннотация: Предметом изучения представленной статьи является миграционная политика Великобритании постколониального периода в контексте возможного применения британского опыта к текущей миграционной ситуации в нашей стране. Подробному анализу подверглась законодательная база, относящаяся к сфере миграции, а также политика интеграции приезжих на основе идеологии мультикультурализма. Особое внимание уделено последствиям и влиянию массовой миграции из стран Азии и Африки на различные стороны жизни британского общества – политику, экономику, демографию, сферу безопасности, рынок труда. В качестве методологической основы автор придерживается проблемно-исторического и структурно-функционального подходов, также применялись методы сравнительного анализа и наблюдения. Новизна работы определяется комплексностью проведенного исследования, позволившего сделать вывод о несовпадении реального и декларируемого целеполагания британских властей в сфере миграции. Миграционные законы постоянно ужесточались, но миграция кардинально не уменьшалась. Был взят курс на построение гармоничного мультикультурного общества, но десятилетия пропаганды толерантности и уважения к другим культурам привели к совершенному противоположному результату, сегрегации, отчуждению, разделению социума именно по этническому и религиозному признакам. Британская миграционная политика последних 50-60 лет фактически была провальной. Автором определены ключевые точки и приоритеты, которым, с учетом сходства ряда миграционных процессов в нашей стране и Великобритании, уже сегодня необходимо уделить самое пристальное внимание, что даст возможность пресечь развитие аналогичных британским негативных трендов и предупредить угрожающие безопасности нашей страны сценарии.
Актуальный вопрос
Пономарев А.И. - О стратегии и системе обеспечения национальных интересов c. 43-51

DOI:
10.7256/2454-0668.2017.1.20358

Аннотация: В настоящей статье предпринимается попытка формулирования и логического обоснования гипотезы о стратегии и системе обеспечения национальной безопасности как об одном из направлений развития научной мысли в теории обеспечения национальной безопасности. Объектом настоящей статьи выступают общественные отношения, возникающие в процессе определения целевых установок стратегического планирования в сфере национальной безопасности и социально-экономического развития, а также организационно-правовых средств их достижения. Предметом работы являются концептуальные положения Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, а также теоретические и нормативные источники по вопросам целеполагания в сфере стратегического планирования. На основе анализа системы стратегического планирования в Российской Федерации, а также ряда концептуальных положений, изложенных в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, автор приходит к выводу о возможности введения в научный оборот таких научных понятий как «стратегия обеспечения национальных интересов» и «система обеспечения национальных интересов», взаимосвязь между которыми можно охарактеризовать цель и средство государственного управления. По мнению автора, использование данных понятий в процессе стратегического целеполагания позволит усилить системные связи между целями развития и обеспечения безопасности, обеспечить методологическое единство подходов в стратегическом планировании в сфере обеспечения национальной безопасности и социально-экономического развития, а также исключить возможность возникновения конфликта приоритета между стратегическими установками.
Стратегия обеспечения национальной безопасности
Чирков Д.К., Корчагин О.Н. - О необходимости внесения изменений в Стратегию государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года в контексте обеспечения национальной безопасности c. 52-67

DOI:
10.7256/2454-0668.2017.1.18629

Аннотация: В работе представлена авторская позиция о приоритетные направлениях антинаркотической деятельности, которые необходимо отразить в новой редакции Стратегии государственной антинаркотической политики: - повышение эффективности национальной антинакротической системы должно заключаться в консолидации усилий всех органов государственной власти и управления на борьбу с транснациональной организованной преступностью в сфере незаконного оборота; - организация системы реабилитации и ресоциализации наркопотребителей, как основа сокращения спроса на наркотики (федеральный уровень и региональные сегменты, проецирование системы на всех наркопотребителей, разграничение медицинских и социальных аспектов, дальнейшее развитие института побуждения посредством внесения изменений и дополнений в уголовное законодательство и т.д.). Объектом исследования выступают общественные отношения, возникающие в сфере реализации уголовно-правовых норм, регламентирующих особенности антинаркотической политики в Российской Федерации. Цель – формирование на основе соответствующего теоретического анализа проблемы предложений по совершенствованию государственной антинаркотической политики. Предмет исследования составляют ранее действовавшее и современное уголовное, а также смежное с ним отечественное законодательство в соответствующей его части; корреспондирующие нормы зарубежного уголовного права; результаты доктринальных исследований отечественных и зарубежных ученых-юристов; правоприменительная практика российских судебных органов; данные официальной статистики и результаты многолетних исследований, полученных авторами. Методы исследования. Наряду с основными общенаучными методами широко применялись также такие частные методы познания, как логический, исторический, сравнительно-правовой, системно-структурный, статистический и др. Методологическая основа исследования. Методологической основой настоящего исследования стали основополагающие категории диалектического материализма - такие, как отрицание отрицания, переход количественных изменений в качественные, а также философские категории общего, особенного и единичного, причины и следствия и некоторые другие. Основными выводами проведенного исследования является авторская позиция о приоритетные направлениях антинаркотической деятельности, которые необходимо отразить в новой редакции Стратегии государственной антинаркотической политики. Особым вкладом являются предложенные коррективы в Стратегию государственной антинаркотической политики Научная новизна диссертации заключается в том, что авторами предлагаются актуальные изменения в Стратегию государственной антинаркотической политики Российской Федерации.
Кадровое обеспечение национальной безопасности
Кузнецова Н.В. - Разработка профиля безопасности должности как инструмента оценки угроз кадровой безопасности организации c. 68-86

DOI:
10.7256/2454-0668.2017.1.20889

Аннотация: В современных условиях многие компании столкнулись с необходимостью разработки принципиально новых подходов к обеспечению безопасности, в том числе в отношении кадровой ее составляющей, которая рассматривается как необходимое условие сохранения наиболее квалифицированных работников от переманивания конкурентами, а также защищенности финансовых, информационных и имущественных ресурсов организации. Для оценки угроз, исходящих от персонала, и уязвимостей кадровой безопасности в статье предлагается использование профиля безопасности должности, который может выступать как самостоятельный инструмент обеспечения кадровой безопасности организации, так и использоваться в качестве дополнения к профилю должности. Исследование базируется на материалах экспертного опроса. В качестве критериев отбора экспертов выступили опыт работы в сфере управления персоналом или обеспечения безопасности бизнеса, а также вид экономической деятельности организации, в которой они заняты. Проведено 10 интервью с представителями различных компаний г. Иркутска. По результатам опроса предложена качественная характеристика профиля. В статье описывается назначение профиля безопасности должности, состав основных разделов (общие требования к безопасности должности, возможные формы и методы реализации угроз, требования к наличию личностных, профессионально-важных качеств, поведению, необходимых для обеспечения безопасности, профиль уязвимостей, оценка потенциала в нарушении кадровой безопасности (потенциала нарушителя), зафиксированные случаи нарушения требований безопасности), преимущества и ограничения в использовании.
Правовое обеспечение национальной безопасности
Утяшов Э.К. - Режим военного положения и общепризнанные принципы права: проблемы применения c. 87-95

DOI:
10.7256/2454-0668.2017.1.21731

Аннотация: Предметом исследования является возможность реализации "общепризнанных принципов права" в условиях военного положения. Законодательство Российской Федерации по вопросам обороны государства, военной службы, мобилизации, осуществления режима военного положения повсеместно закрепляет в качестве правовой основы, наряду с соответствующим законодательством, такой правовой регулятор как - общепризнанные принципы права. Насколько их содержание отвечает целям и задачам осуществления указанного режима остается не исследованным. Международная практика в целом показала неоднозначность толкования и использования общепризнанных принципов права международным сообществом. Практика российских судов показывает, что они испытывают определенные трудности в применении общепризнанных принципов и норм международного права, указывая лишь их возможные источники. Основным методом исследования является способ формирования гипотез, позволяющий сформировать и обосновать предположения и выводы по теме. Новизна научного исследования заключается в необходимости совершенствования теории общепризнанных принципов права вызванных их незавершенностью, содержащих в себе много неясного и оценочного. В связи с чем предлагается изменить статью 2 ФКЗ "О военном положении" в части слов: "общепризнанные принципы права" на "основополагающие принципы права".
Внутренний контур национальной безопасности
Тимофеев А.Д. - Компенсаторный блок экологического каркаса региона как система противодействия экстремальным природным условиям c. 96-111

DOI:
10.7256/2454-0668.2017.1.19337

Аннотация: Объектом исследования является экологический каркас как концепт каркасного подхода в исследовании геопространства регионов в социально-экономической (общественной) географии. Предметом исследования является предлагаемый автором компенсаторный блок экологического каркаса, как интегральный элемент данного каркаса. Автор подробно рассматривает предысторию и причины организации экологических каркасов. Автор также проводит анализ системы понятийно-терминологического аппарата каркасного подхода в географии и места концепта экологического каркаса, занимаемого в нём. Особое внимание уделяется региональному аспекту формирования компенсаторного блока экологического каркаса. В данной работе использовались общенаучные теоретические методы исследования, такие как обобщение и абстрагирование, а также наоборот - метод восхождения от абстрактного к конкретному. Особым вкладом автора в исследование темы является выделение интегрального элемента экологического каркаса - компенсаторного блока. Компенсационный блок должен являться обязательным элементом в процессе полноценного анализа предпосылок для устойчивого развития региона. Автор отмечает упущение во многих работах, посвящённых устойчивому развитию в целом и каркасному подходу в организации геопространства региона в частности, связанное с влиянием экстремальных природных условий на устойчивое развитие регионов. Необходимость выделения компенсаторного блока экологического каркаса связана с заполнением пробела в освещаемых в литературе функциях отдельных элементов экологического каркаса.
Внешние угрозы и противодействие
Карпович О.Г. - Практика проведения США операций информационной войны в сфере внешней политики c. 112-126

DOI:
10.7256/2454-0668.2017.1.20026

Аннотация: Настоящая статья посвящена исследованию практики применения Соединенными Штатами Америки в своей внешней политике таких инструментов политического воздействия как операции информационно-психологической войны. Объект настоящего исследования – операции информационно-психологической войны во внешней политике США. Предмет исследования – формы, методы и инструменты ведения Соединенными Штатами информационно-психологической войны на примере конфликтов в Ираке и Афганистане. В современном мире ни один конфликт не обходится без информационно-психологического сопровождения, которое в ряде случаев приобретает организационную форму специальных информационных операций. В современных международных конфликтах информационно-психологические операции стали самостоятельным инструментом реализации внешней политики, о чем свидетельствуют конфликты в Ираке, Афганистане, связанные с прямым вторжением в эти страны США и их союзников, а также события в Ливии и в Сирии, получившие (наравне с другими конфликтами в этом регионе) название «Арабской весны». Методологической основой исследования является системный, структурно-функциональный, сравнительно-политический подходы, методы анализа, синтеза, индукции, дедукции, наблюдения. Особенностью информационно-психологических операций как инструмента реализации внешней политики США является распределение полномочий и сферы ответственности между несколькими государственными органами: Министерством обороны, Государственным департаментом и ЦРУ. Подобный подход позволяет всесторонне изучать потенциального противника и максимально эффективно проводить информационно-психологические операции. Однако, отсутствие центрального органа, отвечающего за проведение информационно-психологических операций, приводит к тому, что у Соединенных Штатов фактически отсутствует долгосрочная стратегия планирования информационно-психологических операций, что, зачастую, перечеркивает существующие тактические успехи в ведении информационного противоборства, как это произошло в Ираке и Афганистане. Большое количество задействованных структур и отсутствие центрального органа, ответственного за проведение информационных операций, приводит к неэффективному анализу полученной информации и критическим ошибкам в их планировании и проведении. Это позволяет утверждать, что американский опыт ведения информационных войн не является универсальным.
Научно-техническое обеспечение национальной безопасности
Соболев В.Е. - Технологии военного назначения на новых физических принципах c. 127-136

DOI:
10.7256/2454-0668.2017.1.18892

Аннотация: Основным предметом исследования статья являются перспективные технологии создания оружия на новых физических принципах и другие технологии военного назначения. Данная тема рассматривается в контексте проблемы обеспечения национальной безопасности. Особое внимание уделяется сравнению ядерного оружия с перспективными видами оружия, превосходящими ракетно-ядерный удар по скорости поражения цели. Рассматриваются такие виды оружия как лазерное, ускорительное (пучковое), радиочастотное, спинтронное и аннигиляционное. Рассматриваются перспективные способы перемещения в пространстве, которые могут стать эффективной альтернативой принципу реактивного движения, использующемуся современными ракетами. Проведен анализ основных преимуществ перспективных видов оружия, основанных на новых физических принципах, в сравнении с традиционным ядерным оружием. Проанализированы физические принципы работы спинтронных технологий, основанных на управлении спиновым состоянием материи. Предложена концепция многомерных технологий, основанных на практическом использовании свойств неевклидовых геометрий и дополнительных измерений пространства-времени. Показано, что физические принципы, лежащие в основе спинтроники, позволяют создать широкий комплекс перспективных технологий военного назначения. Показано, что такие технологии, основанные на новых физических принципах, могут быть использованы для создания новых типов оружия, систем связи, кодирования и записи информации.
Человек и гражданин в системе безопасности
Еремина Н.В., Середенко С. - Преследования в системе этноцентричного понимания национальной безопасности (на примере стран Балтии) c. 137-165

DOI:
10.7256/2454-0668.2017.1.18798

Аннотация: Предметом исследования является проблема преследований правозащитников в странах Балтии. Объект исследования -стратегии национальной безопасности в странах Балтии, исследуемые через призму этнонационализма, где преследования выступают в качестве инструмента их реализации. Представленная работа впервые в академической литературе исследует влияние этнонационализма на общественно-государственное развитие и представления о безопасности, предлагая в качестве очевидного примера этого, хотя еще не получившего достаточного внимания исследователей, проблему преследований правозащитников. Соответственно, в статье поднимаются такие темы, как стратегии национальной безопасности в контексте этнонациональной политики стран Балтии, вопросы суверенитета, международное право в контексте поддержки правозащитной деятельности. Изучение этих аспектов позволяет ответить на актуальный вопрос - почему в странах Балтии не представляется возможным установление status quo в общественно-государственном развитии. Исследование базируется на институциональном методе, поскольку задействует анализ правовых норм и деятельности соответствующих институтов, обеспечивающих реализацию стратегий национальной безопасности в Латвии, Литве, Эстонии. Новизна исследования заключается в том, что этнонационализм здесь представлен в качестве структурного элемента стратегий национальной безопасности в странах Балтии. Помимо этого, впервые поднимается вопрос о методах реализации стратегий национальной безопасности, в качестве которых выступают преследования правозащитников. Также в данной статье региональный уровень (страны Балтии) исследуется в более широком геополитическом контексте, что позволяет связать воедино задачи и стратегии, предлагаемые Латвией, Литвой, Эстонией, с задачами, которые стоят перед действующими геополитическими детерминантами.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.