по
Национальная безопасность / nota bene
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Национальная безопасность / nota bene" > Содержание № 04, 2016
Выходные данные сетевого издания "Национальная безопасность / nota bene"
Номер подписан в печать: 31-08-2016
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Шульц Владимир Леопольдович, доктор философских наук
ISSN: 2454-0668
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 04, 2016
Актуальный вопрос
Урсул А.Д., Урсул Т.А. - Цели устойчивого развития и вопросы безопасности

DOI:
10.7256/2454-0668.2016.4.19491

Аннотация: В статье исследуется процесс перехода от Целей развития тысячелетия к Целям устойчивого развития (ЦУР) в связи с принятием новой Повестки дня в области устойчивого развития (УР) на период до 2030 года (далее Повестка-2030). Новые глобальные цели УР, продолжая ЦРТ, включают 17 целей в области устойчивого развития и 169 связанных с ними задач. Авторы показывают, что УР как будущая новая форма развития цивилизации с самого начала имела «целевую ориентацию» и предполагала осознание и постановку целой иерархии целей, необходимых для становления эффективного глобального управления. В перспективе глобальное развитие в своей «антропогенной» составляющей должно будет реализовывать цели и принципы УР, которые будут уточняться с каждым новым этапом реализации этого типа социоприродной эволюции. Аргументируется положение о том, что концепция УР должна кардинально трансформироваться в «глобальном измерении» и уже не может ограничиться «триадой» взаимосвязи экономики, экологии и социальной сферы, во всяком случае, в её современном представлении. В работе используются комплексный эволюционно-исторический и системный подходы, а также методы концептуального моделирования и исследования будущего, в особенности ноосферно-футурологический подход, который ориентирует научный поиск на нормативно-целевое прогнозирование будущего. Отмечается, что сохранение биосферы планеты является одной из основных целей перехода к устойчивому развитию. Причём не только целью, но и при условии её реализации, - тем естественным фундаментом, на котором должно быть реализовано устойчивое развитие как последовательно развёртывающийся новый, обретающий глобальный масштаб, социоприродный процесс. Обсуждается концепция планетарных границ конкретизирующая понятие «несущей емкости биосферы и определяющая «безопасное рабочее пространство для человечества», позволяющее ему выживать и далее поступательно развиваться. Концепция планетарных границ устанавливает коридор глобальной экологической безопасности, в пределах которого биосфера в минимальной степени разрушается антропогенной деятельностью.
Урсул А.Д., Урсул Т.А. - Цели устойчивого развития и вопросы безопасности c. 437-450

DOI:
10.7256/2454-0668.2016.4.68007

Аннотация: В статье исследуется процесс перехода от Целей развития тысячелетия к Целям устойчивого развития (ЦУР) в связи с принятием новой Повестки дня в области устойчивого развития (УР) на период до 2030 года (далее Повестка-2030). Новые глобальные цели УР, продолжая ЦРТ, включают 17 целей в области устойчивого развития и 169 связанных с ними задач. Авторы показывают, что УР как будущая новая форма развития цивилизации с самого начала имела «целевую ориентацию» и предполагала осознание и постановку целой иерархии целей, необходимых для становления эффективного глобального управления. В перспективе глобальное развитие в своей «антропогенной» составляющей должно будет реализовывать цели и принципы УР, которые будут уточняться с каждым новым этапом реализации этого типа социоприродной эволюции. Аргументируется положение о том, что концепция УР должна кардинально трансформироваться в «глобальном измерении» и уже не может ограничиться «триадой» взаимосвязи экономики, экологии и социальной сферы, во всяком случае, в её современном представлении. В работе используются комплексный эволюционно-исторический и системный подходы, а также методы концептуального моделирования и исследования будущего, в особенности ноосферно-футурологический подход, который ориентирует научный поиск на нормативно-целевое прогнозирование будущего. Отмечается, что сохранение биосферы планеты является одной из основных целей перехода к устойчивому развитию. Причём не только целью, но и при условии её реализации, - тем естественным фундаментом, на котором должно быть реализовано устойчивое развитие как последовательно развёртывающийся новый, обретающий глобальный масштаб, социоприродный процесс. Обсуждается концепция планетарных границ конкретизирующая понятие «несущей емкости биосферы и определяющая «безопасное рабочее пространство для человечества», позволяющее ему выживать и далее поступательно развиваться. Концепция планетарных границ устанавливает коридор глобальной экологической безопасности, в пределах которого биосфера в минимальной степени разрушается антропогенной деятельностью.
Технологии и методология в системах безопасности
Гарбук С.В. - Перспективы применения интеллектуальных технологий для решения задач безопасности

DOI:
10.7256/2454-0668.2016.4.19207

Аннотация: Объектом исследований являются технические средства обеспечения безопасности (ТСОБ). Предметом исследований - вопросы повышения эффективности функционирования ТСОБ на основе реализации в них т.н. "интеллектуальных технологий безопасности",позволяющих обрабатывать информацию, поступающую от технических средств обеспечения безопасности, с качеством, не уступающим человеку-оператору. Предложена классификация задач интеллектуальной обработки информации, проведён анализ научно-технических и организационных сложностей, сопровождающих решение этих задач. Рассмотрены вопросы сопоставления и оценки качества интеллектуальных технологий, основные проблемы нормативного регулирования, возникающие при практическом внедрении этих технологий. В основу исследования составляют методы искусственного интеллекта. Кроме того, использованы принципы системного подхода и технологического прогнозирования. Новизна работы заключается в предложенной классификации интеллектуальных задач, специфичных для систем безопасности, а также в формализации научно-технических задач, связанных с разработкой интеллектуальных технологий безопасности. Анализ особенностей разработки интеллектуальных технологий позволил сделать вывод о целесообразности создания специального центра компетенции, координирующего работы в этой области.
Гарбук С.В. - Перспективы применения интеллектуальных технологий для решения задач безопасности c. 451-457

DOI:
10.7256/2454-0668.2016.4.68008

Аннотация: Объектом исследований являются технические средства обеспечения безопасности (ТСОБ). Предметом исследований - вопросы повышения эффективности функционирования ТСОБ на основе реализации в них т.н. "интеллектуальных технологий безопасности",позволяющих обрабатывать информацию, поступающую от технических средств обеспечения безопасности, с качеством, не уступающим человеку-оператору. Предложена классификация задач интеллектуальной обработки информации, проведён анализ научно-технических и организационных сложностей, сопровождающих решение этих задач. Рассмотрены вопросы сопоставления и оценки качества интеллектуальных технологий, основные проблемы нормативного регулирования, возникающие при практическом внедрении этих технологий. В основу исследования составляют методы искусственного интеллекта. Кроме того, использованы принципы системного подхода и технологического прогнозирования. Новизна работы заключается в предложенной классификации интеллектуальных задач, специфичных для систем безопасности, а также в формализации научно-технических задач, связанных с разработкой интеллектуальных технологий безопасности. Анализ особенностей разработки интеллектуальных технологий позволил сделать вывод о целесообразности создания специального центра компетенции, координирующего работы в этой области.
Правовое обеспечение национальной безопасности
Андреев А.Ф. - Проблемы правового обеспечения противодействия терроризму в Российской Федерации и пути их решения

DOI:
10.7256/2454-0668.2016.4.17720

Аннотация: Предметом исследования являются проблемы правового обеспечения противодействия терроризму в Российской Федерации, которые автором определяются как внутренняя противоречивость, пробельность и не оптимальность действующей системы норм антитеррористического законодательства, детерминирующая регулирующее воздействие на общественные отношения в данной сфере. К их числу относятся несоответствие целей конечному результату, формы и содержания, пространственных и временных пределов действия правового режима КТО и ряд иных. Цель работы заключается в обосновании предложений и рекомендаций, направленных на совершенствование механизма правового регулирования общественных отношений по противодействию терроризму. Методы исследования: анализ, синтез, системно-структурный, формально-логический, теоретико-прогностический, специально-юридический, толкование норм права. Научная новизна публикации заключается в уточнении целей, конкретизации порядка введения, согласовании пространственных и временных пределов действия правового режима контртеррористической операции, обеспечении его эластичности и корреляции содержания режимных мер с нормами УПК РФ, а также гармонизации элементов системы законодательства в сфере противодействия терроризму. Результаты работы имеют прикладной характер и могут быть использованы уполномоченными субъектами в деятельности по осуществлению законодательных инициатив.
Андреев А.Ф. - Проблемы правового обеспечения противодействия терроризму в Российской Федерации и пути их решения c. 458-470

DOI:
10.7256/2454-0668.2016.4.68009

Аннотация: Предметом исследования являются проблемы правового обеспечения противодействия терроризму в Российской Федерации, которые автором определяются как внутренняя противоречивость, пробельность и не оптимальность действующей системы норм антитеррористического законодательства, детерминирующая регулирующее воздействие на общественные отношения в данной сфере. К их числу относятся несоответствие целей конечному результату, формы и содержания, пространственных и временных пределов действия правового режима КТО и ряд иных. Цель работы заключается в обосновании предложений и рекомендаций, направленных на совершенствование механизма правового регулирования общественных отношений по противодействию терроризму. Методы исследования: анализ, синтез, системно-структурный, формально-логический, теоретико-прогностический, специально-юридический, толкование норм права. Научная новизна публикации заключается в уточнении целей, конкретизации порядка введения, согласовании пространственных и временных пределов действия правового режима контртеррористической операции, обеспечении его эластичности и корреляции содержания режимных мер с нормами УПК РФ, а также гармонизации элементов системы законодательства в сфере противодействия терроризму. Результаты работы имеют прикладной характер и могут быть использованы уполномоченными субъектами в деятельности по осуществлению законодательных инициатив.
Камалова Г.Г. - Вопросы формирования объекта правового режима государственной тайны c. 471-479

DOI:
10.7256/2454-0668.2016.4.68010

Аннотация: Предметом исследования является совокупность норм законодательства, регулирующих общественные отношения по охране комплексного правового режима государственной тайны. Автором подробно рассматриваются такие аспекты темы как особенности формирования объекта правового режима государственной тайны посредством процедуры засекречивания и рассекречивания совокупности сведений, неправомерное распространение которых может нанести ущерб национальной безопасности. Особое внимание в статье автором уделяется видам используемых ограничительных и режимо-устанавливающих перечней и их значению в процессе формирования правового режима государственной тайны. Методологической основой работы выступают формально-юридический метод, метод моделирования социально-правовых явлений и процессов, а также иные методы, применяемые в их сочетании и взаимосвязи. Автором отмечается, законодателем при регулировании порядка определения объекта правового режима государственной тайны не решен ряд проблем. В действующем законодательстве и правоприменительной практике нередки случаи некорректного наименования перечней, используемых при охране государственной тайны, не определен правовой режим сведений, отнесенных в установленном порядке к государственной тайне, после их рассекречивания. Высказана позиция, что рассекречивание сведений не должно нарушать прав физических лиц и организаций и сохранять правовой режим, которые сведения имели до их засекречивания. Выделены иные проблемы формирования объекта правового режима государственной тайны.
Манцуров А.Ю. - Правовой институт государственной тайны по современному законодательству Китайской Народной Республики c. 480-484

DOI:
10.7256/2454-0668.2016.4.68011

Аннотация: Предметом исследования является Конституция, законы и подзаконные нормативные правовые акты КНР, отражающие аспекты правового режима государственной тайны КНР. Объектом исследования является закономерности и тенденции развития общественных отношений, складывающиеся в КНР в процессе обеспечения правового режима государственной тайны. Автор подробно рассматривает такие аспекты темы как особенности настоящего правового режима, что влияет на эффективное обеспечение национальной безопасности страны. Особое внимание уделяется возможностям использования ряда его институтов для совершенствования законодательства России. Методологическую основу составляет диалектический метод познания, в рамках которого применялась совокупность общенаучных (анализ и синтез, исторический и логический, восхождения от абстрактного к конкретному и др.) и частнонаучных (логико-формальный, системного анализа, сравнительно-правового, контент-анализа и др.) методов теоретического исследования. Научная новизна в том, что настоящая статья является одной из первых в отечественной науке административного права работой, посвященной изучению правовых основ регулирования института государственной тайны по современному законодательству КНР. Основной вывод настоящей работы выражается в многоаспектности рассматриваемой проблемы, важность её решения необходима для эффективного обеспечения национальной безопасности, а также свидетельствует о необходимости продолжения активных исследований в данной области обеспечения национальной безопасности с активным использованием сравнительного метода.
Камалова Г.Г. - Вопросы формирования объекта правового режима государственной тайны

DOI:
10.7256/2454-0668.2016.4.19144

Аннотация: Предметом исследования является совокупность норм законодательства, регулирующих общественные отношения по охране комплексного правового режима государственной тайны. Автором подробно рассматриваются такие аспекты темы как особенности формирования объекта правового режима государственной тайны посредством процедуры засекречивания и рассекречивания совокупности сведений, неправомерное распространение которых может нанести ущерб национальной безопасности. Особое внимание в статье автором уделяется видам используемых ограничительных и режимо-устанавливающих перечней и их значению в процессе формирования правового режима государственной тайны. Методологической основой работы выступают формально-юридический метод, метод моделирования социально-правовых явлений и процессов, а также иные методы, применяемые в их сочетании и взаимосвязи. Автором отмечается, законодателем при регулировании порядка определения объекта правового режима государственной тайны не решен ряд проблем. В действующем законодательстве и правоприменительной практике нередки случаи некорректного наименования перечней, используемых при охране государственной тайны, не определен правовой режим сведений, отнесенных в установленном порядке к государственной тайне, после их рассекречивания. Высказана позиция, что рассекречивание сведений не должно нарушать прав физических лиц и организаций и сохранять правовой режим, которые сведения имели до их засекречивания. Выделены иные проблемы формирования объекта правового режима государственной тайны.
Манцуров А.Ю. - Правовой институт государственной тайны по современному законодательству Китайской Народной Республики

DOI:
10.7256/2454-0668.2016.4.16894

Аннотация: Предметом исследования является Конституция, законы и подзаконные нормативные правовые акты КНР, отражающие аспекты правового режима государственной тайны КНР. Объектом исследования является закономерности и тенденции развития общественных отношений, складывающиеся в КНР в процессе обеспечения правового режима государственной тайны. Автор подробно рассматривает такие аспекты темы как особенности настоящего правового режима, что влияет на эффективное обеспечение национальной безопасности страны. Особое внимание уделяется возможностям использования ряда его институтов для совершенствования законодательства России. Методологическую основу составляет диалектический метод познания, в рамках которого применялась совокупность общенаучных (анализ и синтез, исторический и логический, восхождения от абстрактного к конкретному и др.) и частнонаучных (логико-формальный, системного анализа, сравнительно-правового, контент-анализа и др.) методов теоретического исследования. Научная новизна в том, что настоящая статья является одной из первых в отечественной науке административного права работой, посвященной изучению правовых основ регулирования института государственной тайны по современному законодательству КНР. Основной вывод настоящей работы выражается в многоаспектности рассматриваемой проблемы, важность её решения необходима для эффективного обеспечения национальной безопасности, а также свидетельствует о необходимости продолжения активных исследований в данной области обеспечения национальной безопасности с активным использованием сравнительного метода.
Информационное обеспечение национальной безопасности
Бартош А.А. - Стратегии информационной войны

DOI:
10.7256/2454-0668.2016.4.17807

Аннотация: Объектом исследования является информационная война, которая может вестись в рамках цветной революции и/или гибридной войны. Предметом исследования являются стратегии сокрушения и измора, рассматриваемые применительно к информационной войне в упомянутых конфликтах.Установлено, что стратегии информационной войны могут рассматриваться как разновидности стратегий сокрушения и измора, применяемых в конвенциональных конфликтах. Определяются содержание и взаимовлияние стратегий сокрушения и измора в информационной войне применительно к цветной революции и гибридной войне. Подчеркивается, что современных конфликтах «жёсткая сила» применяется в сочетании с невоенными методами воздействия на противника, в числе которых - операции информационно-психологической войны. Рассматривается роль публичной дипломатии и «мягкой силы» в информационной войне. Предлагаются подходы к разработке стратегии России по противодействию информационной войне. Методологической основой исследования является системный, структурно-функциональный, сравнительные политический и военный подходы, методы анализа, синтеза, индукции, дедукции, наблюдения. Основным выводом исследования является необходимость построения противодействия подрывным информационным технологиям в политико-административной, социально-экономической и культурно-мировоззренческой сфере на основе учета использования противником двух взаимосвязанных информационных стратегий сокрушения и измора. Особый вклад состоит в обосновании применения стратегий сокрушения и измора соответственно в цветной революции и гибридной войне. Новизна заключается во впервые сделанной попытке показать взаимосвязь и взаимовлияние стратегий сокрушения и измора в информационных войнах современности.
Бартош А.А. - Стратегии информационной войны c. 485-499

DOI:
10.7256/2454-0668.2016.4.68012

Аннотация: Объектом исследования является информационная война, которая может вестись в рамках цветной революции и/или гибридной войны. Предметом исследования являются стратегии сокрушения и измора, рассматриваемые применительно к информационной войне в упомянутых конфликтах.Установлено, что стратегии информационной войны могут рассматриваться как разновидности стратегий сокрушения и измора, применяемых в конвенциональных конфликтах. Определяются содержание и взаимовлияние стратегий сокрушения и измора в информационной войне применительно к цветной революции и гибридной войне. Подчеркивается, что современных конфликтах «жёсткая сила» применяется в сочетании с невоенными методами воздействия на противника, в числе которых - операции информационно-психологической войны. Рассматривается роль публичной дипломатии и «мягкой силы» в информационной войне. Предлагаются подходы к разработке стратегии России по противодействию информационной войне. Методологической основой исследования является системный, структурно-функциональный, сравнительные политический и военный подходы, методы анализа, синтеза, индукции, дедукции, наблюдения. Основным выводом исследования является необходимость построения противодействия подрывным информационным технологиям в политико-административной, социально-экономической и культурно-мировоззренческой сфере на основе учета использования противником двух взаимосвязанных информационных стратегий сокрушения и измора. Особый вклад состоит в обосновании применения стратегий сокрушения и измора соответственно в цветной революции и гибридной войне. Новизна заключается во впервые сделанной попытке показать взаимосвязь и взаимовлияние стратегий сокрушения и измора в информационных войнах современности.
Лебедева Е.В. - Информационная безопасность государств СНГ: этапы реализации c. 500-508

DOI:
10.7256/2454-0668.2016.4.68013

Аннотация: В представленной работе автор сконцентрировал внимание на процессе международного диалога по вопросам информационной безопасности, выделив в качестве объекта информационную политику государств СНГ на международной арене. Цель статьи заключается в определении специфики этапов работы государств СНГ над созданием нормативно-правовой и методологической основы обеспечения международной информационной безопасности. Для достижения заявленной цели были поставлены задачи по выявлению ключевых разногласий по данному вопросу с западными коллегами; обозначению динамики понятия «информационная безопасность». Основой теоретико-методологического изучения стали системный подход и историко-сравнительный метод, которые позволили сделать выводы об этапах диалога по вопросам информационной безопасности государств СНГ на региональном и международному ровнях. Научная новизна представленного материала состоит в полученных результатах исследования, касающихся оценки международной политики государств СНГ в информационно-коммуникационной сфере в рамках характеристики этапов ее развития с 1990 – 2015 гг. Анализ деятельности региональных структур в разрезе межгосударственных документов позволил обосновать выводы о стремлении государств СНГ в настоящее время к созданию комплексной и открытой системы международной информационной безопасности, основанной на следовании ее участниками универсальным правилам, позволяющим обеспечить безопасность информационной среды. В качестве результата работы представлена характеристика информационной политики государств СНГ в совокупности ее целей и принципов в разрезе трех периодов ее развития.
Лебедева Е.В. - Информационная безопасность государств СНГ: этапы реализации

DOI:
10.7256/2454-0668.2016.4.17585

Аннотация: В представленной работе автор сконцентрировал внимание на процессе международного диалога по вопросам информационной безопасности, выделив в качестве объекта информационную политику государств СНГ на международной арене. Цель статьи заключается в определении специфики этапов работы государств СНГ над созданием нормативно-правовой и методологической основы обеспечения международной информационной безопасности. Для достижения заявленной цели были поставлены задачи по выявлению ключевых разногласий по данному вопросу с западными коллегами; обозначению динамики понятия «информационная безопасность». Основой теоретико-методологического изучения стали системный подход и историко-сравнительный метод, которые позволили сделать выводы об этапах диалога по вопросам информационной безопасности государств СНГ на региональном и международному ровнях. Научная новизна представленного материала состоит в полученных результатах исследования, касающихся оценки международной политики государств СНГ в информационно-коммуникационной сфере в рамках характеристики этапов ее развития с 1990 – 2015 гг. Анализ деятельности региональных структур в разрезе межгосударственных документов позволил обосновать выводы о стремлении государств СНГ в настоящее время к созданию комплексной и открытой системы международной информационной безопасности, основанной на следовании ее участниками универсальным правилам, позволяющим обеспечить безопасность информационной среды. В качестве результата работы представлена характеристика информационной политики государств СНГ в совокупности ее целей и принципов в разрезе трех периодов ее развития.
Внешний контур национальной безопасности
Дегтерев Д.А., Ковалева Д.В. - Роль Албании и албанской организованной преступности в транзите наркотиков по «балканскому маршруту»: сетевой анализ

DOI:
10.7256/2454-0668.2016.4.19364

Аннотация: Объектом исследования является участие албанской организованной преступности в транзите опиатов по т.н. «балканскому маршруту» (Афганистан — Западная Европа). Предметом выступает положение Албании в транзитной сети «балканского маршрута» и её роль в наркотрафике. Авторы подробно исследуют такие темы, как структура и принципы организации албанской мафии, механизмы децентрализации и конспирации организованной преступности, проблема анализа её деятельности на страновом уровне, структура, а также характеристики «балканского маршрута» поставок наркотиков в Европу. В начале исследования предполагается, что Албания — один из главных узлов распределения наркотических веществ по Европе. Исследования опирается на метод сетевого анализа, предполагающий построение сетевого графа и выявление наиболее влиятельных акторов путём вычисления центральности по посредничеству и по близости, выражающие различные меры контроля конкретного узла над сетью. Сетевой анализ успешно применялся для изучения логики отношений и поведения во многих неформальных или преступных организациях, в том числе и террористических. Основными выводами проведенного исследования является заключение о статусе Албании как о стране-посреднике, имеющей через своих балканских соседей и напрямую выход на два из четырёх крупнейших европейских рынков. Гипотеза о её статусе как о стране, ответственной за распределение наркотиков по Европе, не подтверждается. Рассмотрены механизмы взаимодействия Албании с соседними странами и их выход на европейские рынки. Особым вкладом авторов в исследование темы является рассмотрение организационной структуры албанской мафии и «балканского маршрута» через призму сетевого анализа и обоснование статуса Албании в международной наркосети с помощью инструментария сетевого метода. Новизна исследования заключается в применении сетевого метода к кооперации стран в распространении наркотических веществ в Европе. Подчёркивается проблема применения метода к деятельности преступных группировок ввиду описанных в работе механизмов децентрализации и конспирации, в то время как анализ на страновом уровне осуществим.
Дегтерев Д.А., Ковалева Д.В. - Роль Албании и албанской организованной преступности в транзите наркотиков по «балканскому маршруту»: сетевой анализ c. 509-518

DOI:
10.7256/2454-0668.2016.4.68014

Аннотация: Объектом исследования является участие албанской организованной преступности в транзите опиатов по т.н. «балканскому маршруту» (Афганистан — Западная Европа). Предметом выступает положение Албании в транзитной сети «балканского маршрута» и её роль в наркотрафике. Авторы подробно исследуют такие темы, как структура и принципы организации албанской мафии, механизмы децентрализации и конспирации организованной преступности, проблема анализа её деятельности на страновом уровне, структура, а также характеристики «балканского маршрута» поставок наркотиков в Европу. В начале исследования предполагается, что Албания — один из главных узлов распределения наркотических веществ по Европе. Исследования опирается на метод сетевого анализа, предполагающий построение сетевого графа и выявление наиболее влиятельных акторов путём вычисления центральности по посредничеству и по близости, выражающие различные меры контроля конкретного узла над сетью. Сетевой анализ успешно применялся для изучения логики отношений и поведения во многих неформальных или преступных организациях, в том числе и террористических. Основными выводами проведенного исследования является заключение о статусе Албании как о стране-посреднике, имеющей через своих балканских соседей и напрямую выход на два из четырёх крупнейших европейских рынков. Гипотеза о её статусе как о стране, ответственной за распределение наркотиков по Европе, не подтверждается. Рассмотрены механизмы взаимодействия Албании с соседними странами и их выход на европейские рынки. Особым вкладом авторов в исследование темы является рассмотрение организационной структуры албанской мафии и «балканского маршрута» через призму сетевого анализа и обоснование статуса Албании в международной наркосети с помощью инструментария сетевого метода. Новизна исследования заключается в применении сетевого метода к кооперации стран в распространении наркотических веществ в Европе. Подчёркивается проблема применения метода к деятельности преступных группировок ввиду описанных в работе механизмов децентрализации и конспирации, в то время как анализ на страновом уровне осуществим.
Экономическое обеспечение национальной безопасности
Филин С.А., Якушев А.Ж. - Повышение доли интеллектуальной собственности в нематериальных активах предприятий, выпускающих продукцию, используемую для обеспечения национальной безопасности

DOI:
10.7256/2454-0668.2016.4.18025

Аннотация: Предметом исследования является процесс увеличения доли интеллектуальной собственности в нематериальных активах предприятий с целью повышения их конкурентоспособности и ускорения перехода на инновационный тип развития. Объектом исследования являются предприятия сектора российской экономики, выпускающего продукцию, используемую для обеспечения национальной безопасности. Решаемые в статье задачи заключаются в анализе последствий увеличения доли интеллектуальной собственности в нематериальных активах предприятий и систематизация на основе этого анализа положительных и негативных последствий для их финансово-экономической деятельности и ее результатов. В исследовании систематизированы последствия увеличения доли интеллектуальной собственности в нематериальных активах предприятий для их финансово-экономической деятельности и ее результатов. Проанализированы роль государства в данном процессе и возможные вследствие его реализации последствия, связанные со снижением бюджетной нагрузки на государство. В статье используются методология системно-информационного анализа, методы логического исследования, сравнительного анализа и синтеза, прогнозирования и предсказания. Новизна исследования заключается в выявлении возможных последствий увеличения доли интеллектуальной собственности в нематериальных активах предприятий сектора российской экономики, выпускающего продукцию, используемую для обеспечения национальной безопасности. Основными выводами проведенного исследования является то, что в настоящее время увеличение доли интеллектуальной собственности в активах предприятий становится общим трендом развития и генеральной тенденцией, обеспечивающей повышение их конкурентоспособности и переход на инновационный тип развития. Основным вкладом авторов в исследование темы являются рекомендации о том, что данный процесс должен предусматривать разработку инвестиционной модели взаимодействия инвестиционных ресурсов, традиционно используемых предприятием, с нематериальными активами и экономическую оценку эффективности увеличения доли интеллектуальной собственности в нематериальные активы предприятий, а также наличие стратегии и комплекса инновационной, инвестиционной и налоговой политики развития, соответствующих национальным интересам России, и возможность мобилизации этим сектором инвестиционных ресурсов, включая нематериальные активы, необходимых и достаточных для реализации этих стратегии и политики.
Филин С.А., Якушев А.Ж. - Повышение доли интеллектуальной собственности в нематериальных активах предприятий, выпускающих продукцию, используемую для обеспечения национальной безопасности c. 519-531

DOI:
10.7256/2454-0668.2016.4.68015

Аннотация: Предметом исследования является процесс увеличения доли интеллектуальной собственности в нематериальных активах предприятий с целью повышения их конкурентоспособности и ускорения перехода на инновационный тип развития. Объектом исследования являются предприятия сектора российской экономики, выпускающего продукцию, используемую для обеспечения национальной безопасности. Решаемые в статье задачи заключаются в анализе последствий увеличения доли интеллектуальной собственности в нематериальных активах предприятий и систематизация на основе этого анализа положительных и негативных последствий для их финансово-экономической деятельности и ее результатов. В исследовании систематизированы последствия увеличения доли интеллектуальной собственности в нематериальных активах предприятий для их финансово-экономической деятельности и ее результатов. Проанализированы роль государства в данном процессе и возможные вследствие его реализации последствия, связанные со снижением бюджетной нагрузки на государство. В статье используются методология системно-информационного анализа, методы логического исследования, сравнительного анализа и синтеза, прогнозирования и предсказания. Новизна исследования заключается в выявлении возможных последствий увеличения доли интеллектуальной собственности в нематериальных активах предприятий сектора российской экономики, выпускающего продукцию, используемую для обеспечения национальной безопасности. Основными выводами проведенного исследования является то, что в настоящее время увеличение доли интеллектуальной собственности в активах предприятий становится общим трендом развития и генеральной тенденцией, обеспечивающей повышение их конкурентоспособности и переход на инновационный тип развития. Основным вкладом авторов в исследование темы являются рекомендации о том, что данный процесс должен предусматривать разработку инвестиционной модели взаимодействия инвестиционных ресурсов, традиционно используемых предприятием, с нематериальными активами и экономическую оценку эффективности увеличения доли интеллектуальной собственности в нематериальные активы предприятий, а также наличие стратегии и комплекса инновационной, инвестиционной и налоговой политики развития, соответствующих национальным интересам России, и возможность мобилизации этим сектором инвестиционных ресурсов, включая нематериальные активы, необходимых и достаточных для реализации этих стратегии и политики.
Цейковец Н.В. - Базовые требования к системам индикаторов национальной экономической безопасности

DOI:
10.7256/2454-0668.2016.4.18428

Аннотация: Статья посвящена рассмотрению проблемы методологических основ количественного измерения уровня национальной экономической безопасности. Объектом исследования являются системы индикаторов экономической безопасности, а его предметом основные проблемы индикативного метода оценки и базовые требования, которые должны предъявляться таким системам. Автор подробно рассматривает наиболее известные системы индикаторов национальной экономической безопасности, в том числе официально утверждённые Советом Безопасности Российской Федерации. Особое внимание уделяется перспективам прикладного использования таких систем в практической экономической политике. В ходе исследования сформулирована методологическая основа разработки систем индикаторов в виде ряда базовых требований, соответствие которым позволит разработать новую более эффективную методику оценки и мониторинга экономической безопасности. Основными выводами проведённого исследования является констатация того, что методологические подходы к построению индикативных систем подобного рода нуждаются в существенном расширении, а в наиболее известных системах подобного рода содержатся как логические противоречия, так и ошибки статистического анализа. Особым вкладом автора в исследование темы являются предложенные расширения методологии предельно-критических значений посредством дифференциации по степени угроз и новых типов индикаторов экономической безопасности. Новизна исследования заключается в формулировки методологической основы разработки новой системы индикаторов экономической безопасности, учитывающей недостатки предшествующих исследований в этой сфере. В конце формулируется ряд задач, решение которых должно привести к созданию такой системы индикаторов.
Цейковец Н.В. - Базовые требования к системам индикаторов национальной экономической безопасности c. 532-542

DOI:
10.7256/2454-0668.2016.4.68016

Аннотация: Статья посвящена рассмотрению проблемы методологических основ количественного измерения уровня национальной экономической безопасности. Объектом исследования являются системы индикаторов экономической безопасности, а его предметом основные проблемы индикативного метода оценки и базовые требования, которые должны предъявляться таким системам. Автор подробно рассматривает наиболее известные системы индикаторов национальной экономической безопасности, в том числе официально утверждённые Советом Безопасности Российской Федерации. Особое внимание уделяется перспективам прикладного использования таких систем в практической экономической политике. В ходе исследования сформулирована методологическая основа разработки систем индикаторов в виде ряда базовых требований, соответствие которым позволит разработать новую более эффективную методику оценки и мониторинга экономической безопасности. Основными выводами проведённого исследования является констатация того, что методологические подходы к построению индикативных систем подобного рода нуждаются в существенном расширении, а в наиболее известных системах подобного рода содержатся как логические противоречия, так и ошибки статистического анализа. Особым вкладом автора в исследование темы являются предложенные расширения методологии предельно-критических значений посредством дифференциации по степени угроз и новых типов индикаторов экономической безопасности. Новизна исследования заключается в формулировки методологической основы разработки новой системы индикаторов экономической безопасности, учитывающей недостатки предшествующих исследований в этой сфере. В конце формулируется ряд задач, решение которых должно привести к созданию такой системы индикаторов.
Бахарев Д.В. - Место и роль пространственного анализа развития социально-экономических процессов в обеспечении эффективного социального контроля над преступностью

DOI:
10.7256/2454-0668.2016.4.19666

Аннотация: В статье анализируются идейные предпосылки, содержание и опыт использования пространственного анализа в изучении закономерностей формирования территориальных различий показателей преступности и причинного комплекса преступности в целом. Описаны перспективы использования результатов пространственного анализа развития социально-экономических процессов в повышении эффективности функционирования системы социального контроля над преступностью. Анализ современной социально-политической обстановки в Российской Федерации в территориальном разрезе дает основание рассматривать преступность в качестве одного из параметров состояния социальной общности определенного уровня. Криминологическими исследованиями подтверждена тесная взаимосвязь преступности с социальным самочувствием членов данной общности - чем лучше оно (в сравнении с социальным самочувствием членов типологически однородных общностей людей), тем ниже показатели преступности. В свою очередь, социальное самочувствие населения определённой социально-территориальной общности зависит от темпов и вектора ее развития: чем динамичнее и поступательнее осуществляется развитие определённой социальной общности в социально-экономическом и иных аспектах, тем выше степень социального самочувствия населения данной общности. Показатели преступности выступают в качестве индикатора состояния социального организма определенного масштаба (на уровне поселения, региона или страны в целом), «срабатывание» которого, т.е. сравнительное ухудшение показателей преступности в нем сигнализирует о возникновении внутри данного организма определенных дисфункции. Наиболее неблагоприятной из них, ведущей к стабильному увеличению уровня преступности, является возникновение дисбаланса между потенциалом социально-экономического развития, которым обладает определенная общность на определенном этапе исторического развития людского сообщества в целом, и характером и темпами такого развития в реальности. Чем шире становится «вилка» между потенциальными возможностями и реальными результатами социально-экономического развития региона или населенного пункта, тем заметнее ухудшается социальное самочувствие большинства его членов и, соответственно, возрастают темпы роста показателей преступности и иных негативных проявлений социальной девиации внутри данной общности. При рассмотрении преступности в подобном ракурсе должно произойти изменение приоритетов в части планирования и реализации социально-экономической политики на любом уровне (федеральном, региональном, поселенческом): снижение уровня преступной активности населения не должно рассматриваться ни в качестве цели, ни в качестве одной из задач при планировании подобной политики. Показатели преступности и их динамика должны быть заложены в качестве одного из целевых индикаторов при оценке эффективности реализации социально-экономической политики на всех уровнях. Представители властных и управленческих структур при осуществлении возложенных на них полномочий должны ставить перед собой цель успешной реализации мероприятий по всем направлениям социально-экономического развития своих регионов или населенных пунктах; при этом позитивная динамика показателей преступной активности населения этих территорий будет выступать в качестве одного из главных критериев наличия прогресса в достижении этой цели.
Бахарев Д.В. - Место и роль пространственного анализа развития социально-экономических процессов в обеспечении эффективного социального контроля над преступностью c. 543-552

DOI:
10.7256/2454-0668.2016.4.68017

Аннотация: В статье анализируются идейные предпосылки, содержание и опыт использования пространственного анализа в изучении закономерностей формирования территориальных различий показателей преступности и причинного комплекса преступности в целом. Описаны перспективы использования результатов пространственного анализа развития социально-экономических процессов в повышении эффективности функционирования системы социального контроля над преступностью. Анализ современной социально-политической обстановки в Российской Федерации в территориальном разрезе дает основание рассматривать преступность в качестве одного из параметров состояния социальной общности определенного уровня. Криминологическими исследованиями подтверждена тесная взаимосвязь преступности с социальным самочувствием членов данной общности - чем лучше оно (в сравнении с социальным самочувствием членов типологически однородных общностей людей), тем ниже показатели преступности. В свою очередь, социальное самочувствие населения определённой социально-территориальной общности зависит от темпов и вектора ее развития: чем динамичнее и поступательнее осуществляется развитие определённой социальной общности в социально-экономическом и иных аспектах, тем выше степень социального самочувствия населения данной общности. Показатели преступности выступают в качестве индикатора состояния социального организма определенного масштаба (на уровне поселения, региона или страны в целом), «срабатывание» которого, т.е. сравнительное ухудшение показателей преступности в нем сигнализирует о возникновении внутри данного организма определенных дисфункции. Наиболее неблагоприятной из них, ведущей к стабильному увеличению уровня преступности, является возникновение дисбаланса между потенциалом социально-экономического развития, которым обладает определенная общность на определенном этапе исторического развития людского сообщества в целом, и характером и темпами такого развития в реальности. Чем шире становится «вилка» между потенциальными возможностями и реальными результатами социально-экономического развития региона или населенного пункта, тем заметнее ухудшается социальное самочувствие большинства его членов и, соответственно, возрастают темпы роста показателей преступности и иных негативных проявлений социальной девиации внутри данной общности. При рассмотрении преступности в подобном ракурсе должно произойти изменение приоритетов в части планирования и реализации социально-экономической политики на любом уровне (федеральном, региональном, поселенческом): снижение уровня преступной активности населения не должно рассматриваться ни в качестве цели, ни в качестве одной из задач при планировании подобной политики. Показатели преступности и их динамика должны быть заложены в качестве одного из целевых индикаторов при оценке эффективности реализации социально-экономической политики на всех уровнях. Представители властных и управленческих структур при осуществлении возложенных на них полномочий должны ставить перед собой цель успешной реализации мероприятий по всем направлениям социально-экономического развития своих регионов или населенных пунктах; при этом позитивная динамика показателей преступной активности населения этих территорий будет выступать в качестве одного из главных критериев наличия прогресса в достижении этой цели.
Гуманитарное обеспечение национальной безопасности
Приписнова Е.С. - Подходы ЕС к урегулированию этнических конфликтов в Африке

DOI:
10.7256/2454-0668.2016.4.17205

Аннотация: Предметом исследования являются подходы Европейского Союза к урегулированию этнических конфликтов на африканском континенте. В статье осуществлен анализ основных концептуальных положений политики Евросоюза, нацеленной на минимизацию конфликтогенного потенциала в странах Африки, рассматриваются их теоретические и политические аспекты. Временные рамки затрагивают период с 2003 по 2009 гг. Автор акцентирует внимание на том, что лидеры государств-членов ЕС стремятся руководствоваться гуманистическими принципами, а также продемонстрировать свою независимость от США. Методологической основой статьи является общенаучное теоретическое положение о системности сложных политических процессов, а также идея о взаимообусловленности факторов, определяющих формирование политической стратегии государств. Важнейшим методологическим приемом выступает исторический подход, предполагающий изучение общественно-политических явлений через их происхождение, эволюцию, трансформацию, а также комплексное выявление связей и взаимодействия каждого феномена с другими. В результате исследования на основании изученного эмпирического материала, касающегося подходов Евросоюза к урегулированию межэтнических конфликтов, автор приходит к выводам, что Европейский Союз не стремится нести ответственность за решения африканских проблем и создавать какие-либо миссии под руководством одной европейской военной державы, в частности, Франции. Там, где нет очевидных экономических интересов, европейское вмешательство в африканские дела происходит только в тех случаях, когда безопасность европейских войск не подвергнута риску, и возникает необходимость демонстрации мощи ЕС на международном уровне.
Приписнова Е.С. - Подходы ЕС к урегулированию этнических конфликтов в Африке c. 553-558

DOI:
10.7256/2454-0668.2016.4.68018

Аннотация: Предметом исследования являются подходы Европейского Союза к урегулированию этнических конфликтов на африканском континенте. В статье осуществлен анализ основных концептуальных положений политики Евросоюза, нацеленной на минимизацию конфликтогенного потенциала в странах Африки, рассматриваются их теоретические и политические аспекты. Временные рамки затрагивают период с 2003 по 2009 гг. Автор акцентирует внимание на том, что лидеры государств-членов ЕС стремятся руководствоваться гуманистическими принципами, а также продемонстрировать свою независимость от США. Методологической основой статьи является общенаучное теоретическое положение о системности сложных политических процессов, а также идея о взаимообусловленности факторов, определяющих формирование политической стратегии государств. Важнейшим методологическим приемом выступает исторический подход, предполагающий изучение общественно-политических явлений через их происхождение, эволюцию, трансформацию, а также комплексное выявление связей и взаимодействия каждого феномена с другими. В результате исследования на основании изученного эмпирического материала, касающегося подходов Евросоюза к урегулированию межэтнических конфликтов, автор приходит к выводам, что Европейский Союз не стремится нести ответственность за решения африканских проблем и создавать какие-либо миссии под руководством одной европейской военной державы, в частности, Франции. Там, где нет очевидных экономических интересов, европейское вмешательство в африканские дела происходит только в тех случаях, когда безопасность европейских войск не подвергнута риску, и возникает необходимость демонстрации мощи ЕС на международном уровне.
Усеев Р.З. - Концепции типологии тюрьмы и исправительной колонии в аспекте обеспечения безопасности: генезис и соотношение

DOI:
10.7256/2454-0668.2016.4.17589

Аннотация: Автор в статье подробно рассматривает основные типы мест изоляции уголовно-исполнительной системы: тюрьмы с камерной системой содержания осужденных и исправительной колонии с лагерно-отрядной системой содержания осужденных. На основе генезиса, соотношения и конкуренции в работе определены 5 основных концепций-идей, направленных на обеспечение безопасности рассматриваемых учреждений. Это архитектурная концепция, фортификационная концепция, концепция надзора, концепция камеры/общежития, концепция универсальности (гибридности) мест изоляции уголовно-исполнительной системы. Предложена примерная перспективная модель места изоляции нового типа. Методологическую основу статьи составляют общенаучные и частные методы познания. В процессе работы автор опирался на диалектический, исторический, сравнительно-правовой, системно-структурный, формально-логический, статистический, конкретно-социологический и другие методы исследования. Новизна исследования заключается в том, что автором представлен новый взгляд на типологию тюрьмы и исправительной колонии. Через генезис, соотношение и конкуренцию этих типов мест изоляции автор показывает 5 основных концепций (архитектурная, фортификационная, надзора, камеры/общежития, универсальности (гибридности) мест изоляции уголовно-исполнительной системы), влияющих на безопасность тюрьмы и исправительной колонии.
Усеев Р.З. - Концепции типологии тюрьмы и исправительной колонии в аспекте обеспечения безопасности: генезис и соотношение c. 559-567

DOI:
10.7256/2454-0668.2016.4.68019

Аннотация: Автор в статье подробно рассматривает основные типы мест изоляции уголовно-исполнительной системы: тюрьмы с камерной системой содержания осужденных и исправительной колонии с лагерно-отрядной системой содержания осужденных. На основе генезиса, соотношения и конкуренции в работе определены 5 основных концепций-идей, направленных на обеспечение безопасности рассматриваемых учреждений. Это архитектурная концепция, фортификационная концепция, концепция надзора, концепция камеры/общежития, концепция универсальности (гибридности) мест изоляции уголовно-исполнительной системы. Предложена примерная перспективная модель места изоляции нового типа. Методологическую основу статьи составляют общенаучные и частные методы познания. В процессе работы автор опирался на диалектический, исторический, сравнительно-правовой, системно-структурный, формально-логический, статистический, конкретно-социологический и другие методы исследования. Новизна исследования заключается в том, что автором представлен новый взгляд на типологию тюрьмы и исправительной колонии. Через генезис, соотношение и конкуренцию этих типов мест изоляции автор показывает 5 основных концепций (архитектурная, фортификационная, надзора, камеры/общежития, универсальности (гибридности) мест изоляции уголовно-исполнительной системы), влияющих на безопасность тюрьмы и исправительной колонии.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.