по
Национальная безопасность / nota bene
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Национальная безопасность / nota bene" > Содержание № 01, 2013
Выходные данные сетевого издания "Национальная безопасность / nota bene"
Номер подписан в печать: 1-1.09090909091-2013
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Шульц Владимир Леопольдович, доктор философских наук
ISSN: 2454-0668
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 01, 2013
Стратегия обеспечения национальной безопасности
Шульц В.Л. - Сценарный анализ в управлении социальной безопасностью

DOI:
10.7256/2454-0668.2013.1.7099

Аннотация: Проведен анализ эффективности использования сценарного подхода при решении задач управления социальной безопасностью. Приведены результаты разработки и сценарного исследования базовой интегрированной многофакторной модели, позволяющей проводить опережающий анализ процессов развития ситуации в социальной сфере и оценивать качество принимаемых управленческих решений по обеспечению социальной стабильности.
Андросов М.В. - Правовое регулирование атомной энергетики как фактор обеспечения национальной безопасности: исторический и политический аспекты

DOI:
10.7256/2454-0668.2013.1.7138

Аннотация: В статье раскрывается один из факторов обеспечения национальной безопасности Российский Федерации путем обеспечения экологической и энергетической безопасности при использовании атомной энергетики. Термин «безопасность» в смысловом значении есть «отрицание опасности». В текстах нормативно правовых актов, в научной и учебной литературе, относящихся к атомной энергетике, можно встретить указания на различные виды безопасности: национальная безопасность, энергетическая безопасность, экологическая безопасность и др. Причинами такого терминологического разнообразия являются различные критерии, положенные в основу классификации безопасности. Термин «национальная безопасность» впервые был использован в Соединенных Штатах, и американцы наполнили его правовым содержанием. За несколько лет была разработана концепция национальной безопасности, затем на ее базе разработали доктрину национальной безопасности, отражающую основные направления для всех действий госаппарата. В нашей стране акценты обеспечения национальной безопасности долгое время были смещены в сторону защиты государственной безопасности. Лишь только в последние десятилетия более чем актуальным являются разработка и принятие Закона о национальной безопасности, которым дополнялась бы существующая законодательная основа деятельности по ее обеспечению. И, конечно, при определении приоритетов, на наш взгляд, особое место должна занимать концепция верховенства экологической безопасности как важнейшего фактора гармонического экономического и социального развития российского государства и общества, а также обеспечение энергетической безопасности как залога стабильности получения доходов в бюджет РФ и в целом устойчивого развития.
Мехдиев Ш.З. - Актуальные вопросы в области регулирования природной и техногенной безопасности

DOI:
10.7256/2454-0668.2013.1.7225

Аннотация: В статье рассмотрены основные вопросы регулирования в области природной и техногенной безопасности: принятие новой парадигмы управления безопасностью, связанной с введением национальных стандартов риска; возрастание роли гражданской обороны и формирование ее нового облика, связанного с расширением ее деятельности за рамки военного времени. Показаны научно-управленческие и административные меры по предотвращению и смягчению последствий опасных природных и природно-техногенных процессов (ОППТП); развитие системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций, использование достижений науки и технологий и концепции стратегических рисков. Отмечены способы повышения уровня безопасности жизнедеятельности гражданина путем формирования культуры безопасного поведения, изменения мировоззрения человека, системы его ценностей, индивидуальной и общественной культуры.
Р.П. Сипок - Субъекты обеспечения государственной безопасности Российской Федерации c. 4-11

DOI:
10.7256/2454-0668.2013.1.62337

Аннотация: В данной статьей подробно рассмотрены основные субъекты обеспечения государственной безопасности Российской Федерации. Целью статьи стал анализ их основных функций и деятельности в сфере национальной безопасности. Также же в статье описано взаимодействие данных органов в системе государственной власти России. Практическая значимость данного исследования заключается в авторских выводах. В частности, по итогам данной статьи сделаны выводы о том, что эффективность взаимодействия непосредственно зависит от многих других факторов, в том числе и субъективного характера. В частности, на практике, данное взаимодействие зачастую не достигает эффективного уровня. Причем, совокупный опыт работы государственных органов, ведущих оперативно-розыскную деятельность, показывает, что необходимый уровень их взаимодействия достигается при соблюдении отмеченных нами условий. Взаимодействие должно охватывать всю систему органов, занимающихся вопросами обеспечения безопасности.
Система и взаимодействия
Т.В. Владимирова - Безопасность общества как устойчивость социального порядка в условиях возрастания девиации c. 12-19

DOI:
10.7256/2454-0668.2013.1.62338

Аннотация: В работе предлагается подход к определению социальной безопасности, который позволяет выделить два типа организации и понимания безопасности общества. С одной стороны, традиционное общество вырабатывает видение безопасности, в основании которой лежат устойчивая единая ценностная система, традиционные институты и государственная власть. С другой стороны, речь идет об обеспечении безопасности в условиях открытого, современного общества, где возрастающее разнообразие девиации/инновации формирует сложную, высокоорганизованную систему безопасности, включающую в себя институты правового государства, частной собственности, рынка, гражданского общества. Следом, автор ставит проблему дальнейшего роста девиации/инновации (вариативности коммуникации) как проблему обеспечения социальной безопасности.
Технологии и методология в системах безопасности
Д.К. Чирков, А.Ж. Саркисян - Преступность в сфере высоких технологий: тенденции и перспективы c. 20-26

DOI:
10.7256/2454-0668.2013.1.62339

Аннотация: в статье рассматривается общая криминологическая характеристика преступлений в сфере телекоммуникаций и компьютерной информации, дается динамика этих преступлений за период с 2009 по 2012 гг. в сравнении с числом пользователей сетей Интернет за этот же период. За последние десять лет сети Интернет, превратились в виртуальную площадку, в пространство, где люди могут выражать идеи и заниматься общественной деятельностью и т.д. В настоящее время сети Интернет, играют важную роль в сфере коммуникаций: мы проводим различные операции с денежными средствами, как с использованием компьютера, так и банкомата, и других платежных систем, прокладываем маршруты, ищем хорошие рестораны, узнаем, на какой фильм сходить,— все эти дей-ствия зависят от информационных технологий. В связи с этим, многие пользователи Интернетом, подвергаются атакам со стороны киберпре-ступников. Вышеуказанные проблемы затронуты автором в статье. Работа будет полезна для сотрудников правоохранительных органов занимающихся противодействиям преступлениям в сфере высоких технологий.
Трансформации систем национальной безопасности
Карпович О.Г. - Функции Совета Национальной Безопасности в системе формирования внешней политики США

DOI:
10.7256/2454-0668.2013.1.7092

Аннотация: Аннотация В настоящей статье изложены теоретические подходы к оценке роли и функций Совета национальной безопасности в формировании внешней политики США на глобальном и региональном уровне, проблемы соперничества разнонаправленных политических сил, особенности и закономерности формирования под влиянием этого соперничества внешнеполитических приоритетов американской политики. Предложен новый взгляд на процесс принятия внешнеполитических решений в США, в котором уточнена роль двух крупнейших акторов – Государственного департамента и Совета национальной безопасности, а также дана оценка влияния фактора их соперничества на содержание и направленность внешней политики США.
А.А. Семячкин - Современное состояние российско-индийских отношений в сфере военно-технического сотрудничества c. 27-33

DOI:
10.7256/2454-0668.2013.1.62340

Аннотация: Настоящая статья посвящена оценке текущего состояния российско-индийских отношений и тех изменений, которые внес в них визит президента РФ В.В. Путина, состоявшийся в декабре 2012 года. Отмечается. Что во внешнеполитической сфере отношения России и Индии развиваются в двух основных форматах: в формате стратегического партнерства при отстаивании национальных интересов на международной арене и в формате регионального централизма, направленного на ограничение влияния в регионе нерегиональных игроков, стремящихся в нем утвердиться в качестве доминирующей политической силы.
Глобализация и национальная безопасность
Поляков Е.Н. - К вопросу о причинах финансового кризиса 2008-2010 годов и последствиях для макропруденциальной политики РФ

DOI:
10.7256/2454-0668.2013.1.7066

Аннотация: Актуальность представленной статьи обусловлена тем, что в настоящее время, спустя 3 года после окончания острой фазы мирового финансового кризиса, мы хорошо понимаем его природу и можем дать оценку действиям монетарных властей отдельных стран во время кризиса, сравнить эффективность монетарной политики России и других развивающихся стран, а также понять, сделаны ли необходимые выводы руководством Центрального Банка и Правительства РФ. Таким образом, данная статья посвящена анализу влияния нестабильности на глобальных финансовых рынках на экономики развивающихся стран и анализу факторов, обусловивших большую или меньшую степень уязвимости финансовых систем развивающихся стран глобальному кризису 2008-2010 годов. В частности, предметом настоящей статьи является анализ причин и последствий мирового финансового кризиса 2008-2010 годов на экономики развивающихся стран, включая Россию. Более того, в данной статье особое внимание уделено влиянию глобального финансового кризиса на экономики двух групп развивающихся стран: стран Юго-Восточной Азии и стран Центральной и Восточной Европы. Результаты исследования, полученные по итогам написания данной статьи, могут быть использованы для дальнейших научных изысканий в сфере экономической науки. На базе результатов анализа объясняется динамика основных макроэкономических показателей РФ в период острой фазы кризиса. Автором предлагается анализ степени уязвимости российской экономики в случае возможной нестабильности на глобальных финансовых рынках в настоящее время.
Кузьмин Е.А. - Теоретическое и эмпирическое исследование экономической безопасности при либерализации торговых отношений(Часть 1): Часть 1. Теоретико-методологическая постановка и решение проблемы

DOI:
10.7256/2454-0668.2013.1.7075

Аннотация: В статье автором обозначается и решается научная проблема оценки и восприятия экономической безопасности в условиях свободной торговли, когда взаимное проникновение экономик искажает меру «достаточности» безопасности. В теоретико-методологических положениях по ходу исследования представляется подход к определению фрагментарной экономической безопасности через расчет ряда вспомогательных параметров, приводится авторская трактовка понятия, уточняется механизм оценки рискованности применительно к сохранению (поддержанию) или достижению фрагментарной экономической безопасности.
Кузьмин Е.А. - Теоретическое и эмпирическое исследование экономической безопасности при либерализации торговых отношений(Часть 2): Часть 2. Эмпирическая апробация методики фрагментарной экономической безопасности

DOI:
10.7256/2454-0668.2013.1.7076

Аннотация: В статье автором проведена апробация теоретико-методологического аппарата исследования фрагментарной экономической безопасности на примере внешнеторговых отношений России за период 2007-2011 гг. Отмечены особенности активности взаимодействия предприятий и организаций в разрезе некоторых видов экономической деятельности с зарубежными контрагентами, оценена внутренняя обеспеченность товарным производством, представлены результаты расчета текущего и барьерного уровня замещения внутреннего производства импортом, которые составляют оценку фрагментарной экономической безопасности.
Е.А. Кузьмин - Теоретическое и эмпирическое исследование экономической безопасности при либерализации торговых отношений: Часть 1. Теоретико-методологическая постановка и решение проблемы c. 34-50

DOI:
10.7256/2454-0668.2013.1.62341

Аннотация: В статье автором обозначается и решается научная проблема оценки и восприятия экономической безопасности в условиях свободной торговли, когда взаимное проникновение экономик искажает меру «достаточности» безопасности. В теоретико-методологических положениях по ходу исследования представляется подход к определению фрагментарной экономической безопасности через расчет ряда вспомогательных параметров, приводится авторская трактовка понятия, уточняется механизм оценки рискованности применительно к сохранению (поддержанию) или достижению фрагментарной экономической безопасности.
Е.Н. Поляков - К вопросу о причинах финансового кризиса 2008-2010 годов и последствиях для макропруденциальной политики c. 51-65

DOI:
10.7256/2454-0668.2013.1.62342

Аннотация: Актуальность представленной статьи обусловлена тем, что в настоящее время, спустя 3 года после окончания острой фазы мирового финансового кризиса, мы хорошо понимаем его природу и можем дать оценку действиям монетарных властей отдельных стран во время кризиса, сравнить эффективность монетарной политики России и других развивающихся стран, а также понять, сделаны ли необходимые выводы руководством Центрального Банка и Правительства РФ. Таким образом, данная статья посвящена анализу влияния нестабильности на глобальных финансовых рынках на экономики развивающихся стран и анализу факторов, обусловивших большую или меньшую степень уязвимости финансовых систем развивающихся стран глобальному кризису 2008-2010 годов. В частности, предметом настоящей статьи является анализ причин и последствий мирового финансового кризиса 2008- 2010 годов на экономики развивающихся стран, включая Россию. Более того, в данной статье особое внимание уделено влиянию глобального финансового кризиса на экономики двух групп развивающихся стран: стран Юго-Восточной Азии и стран Центральной и Восточной Европы. Результаты исследования, полученные по итогам написания данной статьи, могут быть использованы для дальнейших научных изысканий в сфере экономической науки. На базе результатов анализа объясняется динамика основных макроэкономических показателей РФ в период острой фазы кризиса. Автором предлагается анализ степени уязвимости российской экономики в случае возможной нестабильности на глобальных финансовых рынках в настоящее время.
Правовое обеспечение национальной безопасности
Нарутто С.В. - Понятие и границы территории субъекта Российской Федерации

DOI:
10.7256/2454-0668.2013.1.7178

Аннотация: Автор статьи исходит из того, что неотъемлемым элементом статуса субъекта Российской Федерации как государственно-территориального образования в составе России, является собственная территория, наряду с населением и системой органов государственной власти. Анализируются положения конституций республик и уставов иных субъектов федерации, закрепляющие правовой режим их территорий, отмечаются неточности формулировок. Формулируется вывод о том, что территория субъекта РФ не может характеризоваться понятием «территория государства» в общепринятом в конституционном и международном праве смысле, поскольку не обладают суверенитетом. Территории субъектов федерации являются пространственным пределом их власти, в рамках которого наряду с федеральным законодательством действуют региональные источники права. Отмечается, что вхождение субъектов в состав Российской Федерации предопределяет ограниченность их самостоятельности в отношении территории. Автор обосновывает позицию, что отсутствие в перечнях предметов федерального и совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ такого предмета, как территория субъекта, не означает отнесение этого предмета к исключительному ведению субъектов РФ. Акцентируется внимание на том, что территория субъекта РФ является неотъемлемой частью территории Российской Федерации, что влечет невозможность субъекта РФ совершать действия, направленные на отделение, разделение, иное нарушение целостности территории единого федеративного государства. Анализируются нормы региональных основных законов, закрепляющие принципы единства и целостности территории субъекта федерации, ее неприкосновенности. Еще одним аспектом исследования является статус административной границы территории субъекта Российской Федерации, отделяющей ее от других субъектов Российской Федерации. Сравниваются положения конституций и уставов субъектов РФ о правовой основе определения их границ, описание границ, указание на орган, компетентный устанавливать описание границ и пр.
Акопджанова М.О. - Диспозиции норм уголовного законодательства России о налоговых преступлениях: вопросы разграничения составов

DOI:
10.7256/2454-0668.2013.1.8632

Аннотация: Статья посвящена рассмотрению вопросов разграничения уголовно наказуемого сокрытия денежных средств и иного имущества от взыскания недоимки и иных налоговых преступлений. Особое внимание уделяется определению признаков подобного разграничения, выявленных сложившейся правоприменительной практикой. В процессе исследования устанавливается, что типовой, родовой и видовой объекты всех налоговых преступлений, а также субъективная сторона и признаки субъекта могут совпадать. Разграничение уголовно наказуемых «налоговых» деяний может производиться по непосредственному объекту (непосредственный объект преступления, предусмотренного ст. 199.2 УК РФ, представляет собой общественные отношения, возникающие и функционирующие в связи с взысканием задолженности по налогам и сборам; непосредственный объект иных налоговых преступлений - общественные отношения, складывающиеся в сфере налогообложения и обеспечивающие соблюдение установленного порядка уплаты (перечисления) налогов и сборов) и объективной стороне (а именно – моменту окончания указанных деяний, знаменующему наступление крупного (особо крупного) ущерба бюджету).
Н.А. Силаева - Правовые аспекты предупреждения преступлений, посягающих на политическую систему России c. 140-151

DOI:
10.7256/2454-0668.2013.1.62350

Аннотация: В статье рассматриваются правовые аспекты предупреждения преступлений, посягающих на политическую систему России. Автор статьи рассмотрел и проанализировал не только Уголовный кодекс Российской Федерации, законодательство Российской Федерации, касающееся вопросов противодействия преступлениям, связанным с экстремизмом и терроризмом, но и, в частности, законодательные акты Республики Татарстан, направленных на противодействие преступлений, посягающих на политическую систему Российской Федерации. Автор также проанализировал законодательство Российской Федерации, касающееся вопросов национальной безопасности. Автор статьи выработал и предложил в статье проект правовой нормы и описал свои предложения по совершенствованию действующего законодательства, направленные на защиту политической системы Российской Федерации от преступных посягательств. Кроме этого, в статье автор указывает на то, что в целях повышения эффективности правовых мер противодействия совершению преступлений, посягающих на политическую систему Российской Федерации, необходимо совершенствование норм не только уголовного права, но и ряда других отраслей.
Ю.А. Разумов - Одно из направлений совершенствования законодательства Российской Федерации в сфере пограничной деятельности с учетом национально-правовой имплементации c. 152-156

DOI:
10.7256/2454-0668.2013.1.62351

Аннотация: В статье рассмотрено взаимодействие международного и национального права в правовой системе Российской Федерации на примере отсылки к международным договорам в различных нормативных правовых актах. Особое внимание уделено пограничной безопасности. Так, автором предложено одно из направлений по совершенствованию данной сферы путем замены отсылки на трансформацию. Новизна данной статьи состоит в выявлении направлений совершенствования законодательства российской федерации в сфере пограничной деятельности с учётом национально-правовой имплементации. Цель – предложить рекомендации по совершенствованию норм, имеющих отсылку к международным договорам.
Информационное обеспечение национальной безопасности
Сурма И.В. - Новый глобальный наднациональный актор международных отношений в контексте национальной безопасности

DOI:
10.7256/2454-0668.2013.1.8642

Аннотация: Современные процессы информатизации общества приводят к изменению структуры и технологии власти, перераспределения влияния в пользу тех, кто управляет информационными потоками и ресурсами. Продолжающаяся технологическая и контентная революция в средствах массовой коммуникации по ряду основных показателей усложняет взаимодействия участников международных отношений, а «информационный пресс» приобретает в современных международных отношениях приоритетное значение, что дает все основания отнести информацию к разряду факторов, определяющих коренные социальные перемены в современном мире. Возможности современного информационного общества не всегда поддаются точному прогнозу, управляющему действию политиков и международных организаций. Это приводит к тому, что Интернет-пространство постепенно становится главным актором в международных отношениях, а одним из крайне неприятных аспектов этого процесса является утрата информационным обществом устойчивости. Из-за возрастания роли информации малые группы могут оказывать существенное влияние практически на неограниченное количество людей. Именно это подталкивает правительства разных стран к активному формированию национальной информационной политики, совершенствованию национальной информационной инфраструктуры, защите и обеспечению безопасности информационных систем, международном обмене информацией и создании правительственных компьютерных систем. Интернет в своем современном состоянии способен выступать потенциальным провокатором различных кризисных ситуаций, а также может усиливать их. Информационно-коммуникационная инфраструктура государства – это, прежде всего, стратегический ресурс, который требует постоянного контроля и внимания. Любые действия деструктивного характера в информационной среде могут иметь серьезнейшие последствия для управляемых сетей и систем, вследствие чего информационные сети сегодня выступают как средства информационной борьбы в среде публичной политики, религиозных организаций, предпринимателей и бизнесменов, различных преступных группировок и групп террористов. Роль и значение исследования проблем кибертерроризма, научной обоснованности мер их разрешения резко возрастают в условиях усложнения социальной структуры и политической жизни общества, падения доверия к политическим институтам, неэффективности некоторых механизмов влияния на общество. Эти и другие обстоятельства диктуют необходимость выработки адекватной эффективной государственной политики противодействия кибертерроризму и разработки новой «интеллектуальной технологии» и программных инструментов для контроля «тёмного веба» и анализа социальных сетей. Социальная стабильность государств будет во все большей степени зависеть от правильного использования информации именно там, где она более всего необходима в данный политический момент. Таким образом, информационное обеспечение внешней политики и международных отношений по своему значению стоит в одном ряду с такими приоритетными проблемами мировой политики, как нераспространение ядерного оружия, ограничение и запрещение оружия массового поражения, урегулирование региональных конфликтов и миротворчество, укрепление всеобъемлющей безопасности, сохранение культурного наследия и обеспечение прав человека.
И.В. Сурма - Новый глобальный наднациональный актор международных отношений в контексте национальной безопасности c. 66-80

DOI:
10.7256/2454-0668.2013.1.62343

Аннотация: Современные процессы информатизации общества приводят к изменению структуры и технологии власти, перераспределения влияния в пользу тех, кто управляет информационными потоками и ресурсами. Интернет в своем современном состоянии способен выступать потенциальным провокатором различных кризисных ситуаций, а также может усиливать их. Информационно-коммуникационная инфраструктура государства – это, прежде всего, стратегический ресурс, который требует постоянного контроля и внимания. Любые действия деструктивного характера в информационной среде могут иметь серьезнейшие последствия для управляемых сетей и систем, вследствие чего информационные сети сегодня выступают как средства информационной борьбы в среде публичной политики, религиозных организаций, предпринимателей и бизнесменов, различных преступных группировок и групп террористов. Роль и значение исследования проблем кибертерроризма, научной обоснованности мер их разрешения резко возрастают в условиях усложнения социальной структуры и политической жизни общества, падения доверия к политическим институтам, неэффективности некоторых механизмов влияния на общество. Эти и другие обстоятельства диктуют необходимость выработки адекватной эффективной государственной политики противодействия кибертерроризму и разработки новой «интеллектуальной технологии» и программных инструментов для контроля «тёмного веба» и анализа социальных сетей. Таким образом, информационное обеспечение внешней политики и международных отношений по своему значению стоит в одном ряду с такими приоритетными проблемами мировой политики, как нераспространение ядерного оружия, ограничение и запрещение оружия массового поражения, урегулирование региональных конфликтов и миротворчество, укрепление всеобъемлющей безопасности, сохранение культурного наследия и обеспечение прав человека.
Внутренний контур национальной безопасности
В.Л. Бунчук - Становление и эволюция федеративной модели в современной России c. 81-87

DOI:
10.7256/2454-0668.2013.1.62344

Аннотация: После распада СССР проявляются тенденции на усиление национально-территориальных образований, доминирование центробежных сил над центростремительными приводит к ослаблению федерального центра. В целом, динамика отношений в системе «центр-регионы» в современной России во многом обусловлена особенностями этих отношений в бывшем СССР. Федеративная форма территориально-государственного устройства была принята ещё в СССР, однако на практике в условиях жесткой централизации всей государственной системы федеративные отношения являлись чистой формальностью. Региональная политика советского периода была обусловлена рядом следующих факторов: наличием национально-территориальных автономий, сложным административно-территориальным делением, существованием жесткой иерархии между центральным и региональными правительствами. С учетом цикличности развития федеративных отношений, проявляющейся в последовательной смене процессов централизации и децентрализации эволюцию современной модели российского федерализма целесообразно разделить на несколько этапов, в рамках которых прослеживается динамика процессов централизации/децентрализации власти.
Внутренние угрозы и контрмеры
Х.В. Дзуцев, Ю.Ю. Синелина - Распространение религиозного течения ваххабизм в республиках Северо-Кавказского Федерального округа Российской Федерации: этносоциологический анализ c. 88-122

DOI:
10.7256/2454-0668.2013.1.62345

Аннотация: Данная статья написана по материалам этносоциологических исследований на тему: «Ваххабизм в республиках Северо-Кавказского Федерального округа Российской Федерации», проведенного в январе-феврале 2010 года Северо-Осетинским центром социальных исследований ИСПИ РАН совместно с Северо-Осетинским институтом гуманитарных и социальных исследований имени В.И. Абаева. Целью проведения данного исследования и написания данной работы было выяснение отношения населения региона к проблеме радикального ваххабизма. Для получения информации был проведен массовый опрос жителей республик СКФО, а также экспертный опрос. Материалы исследования показали, что в мононациональных республиках СКФО значение ислама и посещаемость мечетей заметно растут. Появление религиозного, идейно-политического течения ваххабизм, делающего ставку на личную духовность, привлекает многих жителей Северного Кавказа, потому что их пугают негативные процессы, которые происходят в регионе.
Э.В. Георгиевский - «И срамословье в нихъ предъ отьци…» c. 123-127

DOI:
10.7256/2454-0668.2013.1.62346

Аннотация: Искажение современного русского разговорного языка ненормативной лексикой представляет серьезную угрозу не только этнокультурной самоидентификации русского народа, но и, в полном смысле этого слова, национальной безопасности российского государства. Циничное использование взрослыми в повседневной речи так называемых «матерных слов» приводит к тому, что молодое поколение воспринимает это уже, практически, на генетическом уровне как совершенно нормальное явление. Нетрудно представить себе, что может произойти в ближайшее время с нашим языком, если не попытаться кардинально изменить ситуацию. В истории права России наиболее эффективно и последовательно защитой русского языка от проникновения в нее нецензурной брани, в том числе, занималась Русская православная церковь, осуществлявшая в рамках своей уголовно-правовой юрисдикции охрану чести и достоинства личности в период с XI по XVII вв. Однако только ее усилий сегодня может оказаться недостаточно, если не выработать эффективные меры противодействия на законодательном уровне.
Внешний контур национальной безопасности
О.Г. Карпович - Ядерная программа Ирана в фокусе внешней политики США c. 128-130

DOI:
10.7256/2454-0668.2013.1.62347

Аннотация: Секретарь Высшего совета национальной безопасности Ирана Саид Джалили в очередной раз подтвердил незыблемое право Ирана на доступ к мирной ядерной энергии в рамках Договора о нераспространении ядерного оружия. Как сообщает Иранское информационное агентство ИРНА, главный переговорщик Ирана по ядерным вопросам Саид Джалили на брифинге с иностранными и индийскими журналистами в посольстве Ирана в Нью-Дели 4 января 2013 года заявил, что инспекторы Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) посетили за последние годы объекты ядерной деятельности Ирана более 5 тысяч раз. В соответствии с его заявлением, в докладах главы МАГАТЭ 25 раз прямо указывалось на отсутствие прямых свидетельств того, что Иран занимается военными исследованиями в ходе реализации своей ядерной программы. Джалили добавил, что проведенная на иранских ядерных объектах в декабре 2012 года очередная инспекция МАГАТЭ также не выявила нарушений в соблюдении иранскими ядерщиками установленных МАГАТЭ правил и норм мирного использования атома.
Экономическое обеспечение национальной безопасности
Калемуллоев М.В. - Анализ и диагностика рентабельности деятельности предприятий

DOI:
10.7256/2454-0668.2013.1.7239

Аннотация: Для анализа и диагностики рентабельности применяется система показателей рентабельности, между которыми должна существовать взаимосвязь. Рассматривается факторная модель связи рентабельности активов, рентабельности продаж и оборачиваемости активов, которая затем транспонируется в метод цепных подстановок для факторного анализа рентабельности активов. Особое значение обращается на определение финансового рычага в связи со сравнением рентабельности активов и рентабельности собственного капитала, подчеркивается, что для объективной характеристики кризисного состояния предприятия необходимо официальный расчет коэффициентов восстановления (утраты) платежеспособности, которые на современном этапе не считаются обязательными .
М.О. Акопджанова - Диспозиция статьи 164 Уголовного кодекса России об ответственности за преступление против безопасности в культурной сфере c. 131-134

DOI:
10.7256/2454-0668.2013.1.62348

Аннотация: Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года провозглашает право каждого гражданина на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям (ст.44). Данная обязанность обеспечивается государством посредством установления в законе мер ответственности за её нарушение. В частности, неисполнение предусмотренной ч. 3 ст. 44 Конституции обязанности может повлечь в случаях, предусмотренных законом, наступление неблагоприятных правовых последствий, заложенных в механизме правового воздействия различных отраслей российского права, включая уголовное право. В силу того, что уголовное законодательство России предусматривает ответственность за наиболее опасные для личности, общества и государства нарушения культурных прав и свобод, настоящее исследование представляется необходимым посвятить вопросам и проблемам выявления соответствующих преступлений, а также разработки направлений совершенствования действующего законодательства в целях повышения качества правоприменительной практики в рассматриваемой области.
Г.С. Раснюк - Развитие портфельной теории в условиях современного рынка c. 135-139

DOI:
10.7256/2454-0668.2013.1.62349

Аннотация: Данное исследование посвящено теории портфельных финансов и основным этапам ее развития. Дается понятие «эффективного портфеля», критериями которого являются обеспечение ожидаемой доходности при любом риске и обеспечение минимизации риска при любой ожидаемой доходности. Автор анализирует точки зрения известных российских и иностранных ученых-экономистов на проблемы данной сферы общественных отношений.
Научная жизнь
А.В. Юрченко - Об опыте организации общеуниверситетского факультатива по вопросам обеспечения безопасности предпринимательской деятельности в национальном исследовательском университете «Высшая школа экономики» c. 157-164

DOI:
10.7256/2454-0668.2013.1.62352

Аннотация: В настоящей статье представлена информация об опыте организации общеуниверситетского факультатива по курсу «Безопасность предпринимательской деятельности» для студентов бакалавриата и магистратурв Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики». По мнению автора, студенты различных специальностей, став бакалаврами и магистрами экономики, менеджмента, права, социологии, психологии, бизнесинформатики и других областей знаний, должны придти в органы государственной власти и управления, реальный сектор экономики, будучи вооруженными знаниями об особенностях обеспечения безопасности личности и юридических лиц, субъектов рыночных отношений, в современных условиях. Курс предназначен для студентов, которые (по всей вероятности) не будут работать в структурных подразделениях безопасности хозяйствующих субъектов или самостоятельных предприятиях безопасности.
Д.И. Горохова - Конвенция Совета Европы о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных c. 165-170

DOI:
10.7256/2454-0668.2013.1.62353

Аннотация: В настоящей статье, написанной на основе реферата, подготовленного по итогам обучения на факультативе по курсу «Безопасность предпринимательской деятельности», рассматриваются принципиальные вопросы защиты прав личности при автоматизированной обработке ее персональных данных. Рассматривая законодательство Европейского Союза и Российской Федерации в данной области, автор обращает внимание на одно из важнейших направлений в современной правоприменительной практике защиты персональных данных физических лиц от их неправомерного использования и разглашения.
Н.С. Киселев - Превентивная защита от рейдерских атак c. 171-178

DOI:
10.7256/2454-0668.2013.1.62354

Аннотация: В настоящей статье, составленной на основе реферата, подготовленного по итогам обучения на факультативе по курсу «Безопасность предпринимательской деятельности», рассматривается актуальная для современной России тема рейдерских захватов. Представлены направления работы по построению превентивной системы безопасности компании, а также указаны способы защиты от рейдерских атак. Приводятся примеры из практики осуществления рейдерских захватов.
С.Г. Кривенко - Использование офшорных компаний в целях проведения сомнительных финансовых операций и правовые риски контрагентов данных компаний c. 179-184

DOI:
10.7256/2454-0668.2013.1.62355

Аннотация: В настоящей статье, составленной на основе реферата, подготовленного в качестве выпускного материала по итогам обучения на факультативе по курсу «Безопасность предпринимательской деятельности», автор рассматривает правовые аспекты бизнеса с использованием офшорных компаний и правовые риски, возникающие у контрагентов данных компаний. Данный материал позволяет будущим специалистам в области корпоративного права узнать сферу деятельности, представляющую репутационные риски для добросовестного бизнеса, а также возможность использования российских компаний в действиях, направленных на возможную легализацию доходов, полученных преступным путем, и соответствующих правовых последствиях таких ситуаций.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.