по
Национальная безопасность / nota bene
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Национальная безопасность / nota bene" > Содержание № 04, 2012
Выходные данные сетевого издания "Национальная безопасность / nota bene"
Номер подписан в печать: 1-8-2012
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Шульц Владимир Леопольдович, доктор философских наук
ISSN: 2454-0668
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 04, 2012
Доктрина
А. Г. Коряков - Роль государства в обеспечении устойчивого развития отраслей экономики c. 4-12
Аннотация: В данной статье исследуется роль инструментария государственного влияния в обеспечении устойчивого развития отраслей экономики в контексте актуализации в современном обществе концепции устойчивого развития, применение которой на различных уровнях иерархии управления (макро- мезо- и микро-) является важной тенденцией развития современной науки и практики управления. Все элементы системы государственного регулирования формируют комплексный механизм, специфика использования которого для отдельной отрасли экономики определяется применением того или иного набора экономических рычагов и стимулов, содержание которых представлено в данной статье.
Стратегия обеспечения национальной безопасности
Г. А. Колобова - Развитие российской государственной стратегии обеспечения экономической безопасности в постсоветский период c. 13-21
Аннотация: В статье раскрывается политический аспект понятий «экономическая безопасность», «обеспечение экономической безопасности», анализируется развитие российской государственной политики постсоветского периода в сфере обеспечения экономической безопасности, обозначаются неразрешённые в современных стратегических государственных документах проблемы обеспечения экономической безопасности и предлагаются направления дальнейшего совершенствования государственной политики в рассматриваемой сфере.
Система и взаимодействия
Е. А. Виноградова - Стратегическая коммуникация стран АЛБА c. 22-28
Аннотация: Политика в области стратегической коммуникации стран АЛБА на Ближнем Востоке является одним из важнейших внешнеполитических ориентиров стран АЛБА в их ассиметричном информационном противоборстве с США. В период 2007-2012 гг. страны АЛБА оказывали влияние на международные СМИ с целью формирования отрицательной репутации США. Укрепляющийся внешнеполитический диалог стран АЛБА с Ираном, Сирией, объединяющий два региона на базе платформы противостояния однополярному влиянию США, открывает дополнительные перспективы для формирования новых центров силы, противостоящих сложившейся в мире монополярности.
Управление и обеспечение систем безопасности
А. А. Косоруков - Основные детерминанты процесса принятия внешнеполитических решений c. 29-46
Аннотация: В статье дается комплексный анализ детерминант принятия внешнеполитических решений на основе уровневого подхода. Выдвигаемые детерминанты располагаются на трех взаимосвязанных уровнях – глобальном, государственном и внутригосударственном, включают изучение факторов силы, ее соотношения, международных институтов, взаимного восприятия государствами друг друга и международной системы, автономии государства, мобилизации, большой стратегии, политико-психологических характеристик лидеров и идеологии.
Технологии и методология в системах безопасности
Газимагомедов Г.Г., Давыдов Л.В. - Конфликтные основания политической безопасности в современной России
Аннотация: Политическая безопасность и неконфликтное состояние общества понятия тождественные до тех пор, пока гражданское общество не может выработать свои эффективные формы контроля над рынком и экономикой в целом. До сих пор государство в полном объеме несет ответственность как за политическую безопасность, так и за уровень конфликтности в обществе. Неконфликтное состояние общества характеризуется минимальной социальной дифференциацией и негативными минимальными последствиями функционирования рыночных отношений. Но так как рыночные отношения по своей экономической природе отрицают контроль государства, то государство не в состоянии осуществлять его, не разрушая при этом рыночные отношения. Посягательства государства на прерогативы рынка усиливают конфликт и снижают уровень политической безопасности.
Оперативное реагирование и тактика действий
головин ю.а. - Защита политической системы Российской Федерации: теоретические и прикладные аспекты проблемы
Аннотация: Защита политической системы Российской Федерации – важная задача общества и государства по обеспечению политической безопасности. Теоретические аспекты весьма актуальны для политических исследований, основа для выработки прикладных политических технологий. Приводятся результаты исследований состояния публичной политики в Ярославской области, проведенные в 2009 и 2011 годах под руководством российских ученых В.Н. Якимца и Л.И. Никовской.
Трансформации систем национальной безопасности
А. Х. Шагиева - Теория цикличности как фактор корректировки антикризисной политики государства на разных этапах экономических циклов c. 52-61
Аннотация: В статье рассмотрена история возникновения и развития определения экономического цикла, его классификация, основные характеристики, свидетельства многофакторности и неоднозначности в развитии экономических структур. Государственные механизмы воздействия на процессы цикличности развития экономической системы и ее подсистем на разных стадиях экономического цикла неоднозначны, некоторые институты и институциональные системы либо «отмирают», либо приспосабливаются к изменяющимся условиям, а базовая и наиболее консервативная часть, адаптируясь, не меняет свою сущностную и содержательную часть. При формировании и корректировке антикризисной политики государства на разных этапах экономических циклов необходимо учитывать процесс взаимодействия противоположных по своей направленности тенденций, действий и сил.
Глобализация и национальная безопасность
М. И. Бочаров, Т. И. Бочарова - Глобальное коммуникативное пространство: проблемы безопасности общения c. 47-51
Аннотация: В статье рассматривается понятие коммуникативной безопасности, проблемы коммуникативной безопасности в электронных средствах массовой информации, характеризуются положительные и отрицательные стороны взаимодействия людей в Интернете, анализируется речевое поле киберпространства Глобальной сети. Воздействие средств массовой информации (СМИ) на внутренний мир человека и его культурное развитие в значительной мере зависит от содержания материалов массовой коммуникации, которое может как формировать чувство социальной ответственности и творческой инициативы, так и обеднять внутренний мир человека, его речь, делать скудной сферу общения с другими людьми. Поэтому важно формировать высокий уровень культуры, восприятия СМИ. В этом процессе особую роль играет отношение пользователей средств массовой информации к родному языку, которое во многом формируется современными средствами массовой информации, популяризующими коммуникативные образцы и алгоритмы дискурсивного поведения. Эта проблема тем более остро встает в период нестабильности коммуникативных норм, всеобщего бескультурья и коммуникативного произвола, когда языку отводится больше понятийно-функциональное, нежели трепетно эмоционально-эстетическое внимание. А ведь именно от степени развитости эмоционально-эстетической составляющей языка зависит глубина и богатство гуманистических ценностей и отношений, интеллектуально-нравственных установок, формирующейся личности.
Правовое обеспечение национальной безопасности
С. А. Костин - Международно-правовые основы взаимодействия России и НАТО в обеспечении коллективной безопасности в Европе c. 101-106
Аннотация: ХХ век был богатым на военно-политические события. Две мировые войны и реальная угроза начала ядерной войны показали, насколько важно иметь действенные механизмы обеспечения коллективной безопасности, имеющие под собой международно-правовую основу. В ХХ веке модели обеспечения коллективной безопасности в большей степени строились на базе «блоковых моделей», путем противостояния военно-политических союзов Антанты и Тройственного союза, Организации Североатлантического договора (НАТО) и Организации Варшавского договора (ОВД). Роспуск в 1991 году ОВД породил надежды на то, что блоковое противостояние в Европе уйдет в прошлое. Иными словами, многие надеялись на то, что вслед за роспуском ОВД последует и роспуск НАТО. Однако этого не случилось. Более того, Запад пошел на расширение сферы действия военно-политического блока НАТО путем включения в него новых членов. России пришлось принять такое развитие событий как данность. В условиях существования НАТО она инициировала развитие отношений с этим военно-политическим альянсом на основе заключения Основополагающего акта и создания Совета Россия - НАТО (СРН). Тем самым Российская Федерация вышла на новый уровень взаимодействия с Западом в Европе. О том, как обстоят дела в вопросах взаимодействия России и НАТО, говорится в данной статье.
Информационное обеспечение национальной безопасности
А. И. Бучкова - Специфика влияния Интернета на политическую социализацию молодежи в современной России c. 132-141
Аннотация: В статье рассмотрены особенности воздействия Интернета на политическую социализацию подрастающего поколения в России. Отмечено, что глобальная сеть является важнейшим агентом политической социализации в современном информационном обществе, в связи с чем, она может быть использована для оказания воздействия на молодежь, в том числе и для манипулятивного побуждения ее к протестным действиям в форме акций и митингов. При этом многофункциональные социальные сети выделены в качестве наиболее перспективных и востребованных механизмов влияния на подрастающее поколение. Также рассмотрены особенности современных политических партий и молодежных организаций, которые активно используют Интернет-технологии и при должной организации могут стать центрами объединения молодых людей. Указано на необходимость понимания механизмов и специфики влияния всемирной сети на молодых людей, что позволит сделать процесс политической социализации молодежи современной России более целенаправленным и предсказуемым, а, следовательно, содействовать обеспечению государственной безопасности и сохранению суверенитета страны.
Ю. А. Головин - Активизация деятельности современных СМИ в обеспечении информационной безопасности c. 142-148
Аннотация: Проведено исследование исторического развития роли СМИ в общественно-политической жизни. Дается анализ основополагающего документа государственной информационной политики в области обеспечения политической безопасности в Российской Федерации. Проводится сопоставление каждого вида государственной информационной политики со СМИ. Рассмотрены объекты государственной информационной политики и дается их классификация. Указываются общие векторы политического управления в сфере обеспечения информационной безопасности по средствам СМИ.
Р. П. Сипок - Значение и эффективность средств массовой коммуникации при обеспечении общественной безопасности c. 149-158
Аннотация: Предметом исследования статьи являются общественные взаимоотношения в современном обществе и влияние СМИ на правосознание населения. Целью данной статьи является исследование различных способов влияния средств массовой информации на криминальное и антикриминальное сознание граждан в современном обществе. Использование результатов исследования данной статьи может помочь сотрудникам различных средств СМИ при формировании грамотной политики информирования населения с целью формирования антикриминальной культуры поведения и правовой основы для роста общественного самосознания. По итогам данной статьи автором сделаны выводы о том, среди наиболее эффективных средств и методов, применяемых современным обществом и государством для подчинения лиц требованиям закона является максимально возможный совокупный уровень правосознания социума. Так же автором статью сделан вывод о том, что солидарность населения с проводимыми мероприятиями по предупреждению преступлений, защите законных интересов жертв, несомненно, выступает условием, благоприятствующим этой деятельности. Например, по мнению многих психологов, имеет место суждение о том, что чем полнее современные СМИ удовлетворяют запросы населения, тем шире и устойчивее становятся их взаимосвязи. Причем, совершение многих преступлений порой происходит под влиянием СМИ, которые распространяют информацию с целью повышения рейтинга телепередач или печатных изданий. Основной ценностью данной статьи является вывод автора о том, что в целях повышения эффективности при реализации уголовной политики со стороны государства крайне важно осуществлять определенное информационное воздействие на население, поскольку самоограничение средств массовой коммуникации, а также информирование населения о предотвращенных или раскрытых преступлениях положительным образом может положительным образом сказаться на формировании общей криминальной ситуации в нашей стране.
Внутренний контур национальной безопасности
Кадимова И.А. - Политическая модернизация в Республике Дагестан: реальность и перспективы
Аннотация: В настоящей статье представлен анализ перспектив политической модернизации Республики Дагестан. Отмечены основные трудности региональной модернизации на Северном Кавказе. Обоснована ведущая роль федерального Центра в укреплении вертикали власти и политической модернизации в регионах.
А. А. Куштакова - Особенности государственного строительства в Республике Дагестан c. 91-100
Аннотация: Современная общественно-политическая ситуация в Республике Дагестан представляет резкий контраст между поверхностной стабилизацией обстановки в регионе и наличием социальных, экономических, межэтнических, исторических и политических противоречий, острого соперничества между клановыми группами за власть, влияние и экономические ресурсы. Внутренняя борьба происходит преимущественно за рамками публичной политики на фоне основных факторов конфликтности, которые требуют всестороннего политологического анализа. Наличие очагов потенциальных претензий этнических общностей друг к другу или к государству, бескомпромиссные формы противоборства конфликтующих сторон, внутренние расколы социальных движений и институтов, еще недавно являвшихся воплощением прочности и единства, делают актуальным теоретический анализ особенностей государственного строительства в Республике Дагестан.
Внешний контур национальной безопасности
Петрова Т.П. - Современное состояние внешнеполитических отношений России и Перу: проблемы и перспективы международного сотрудничества
Аннотация: В настоящей статье представлен анализ современного состояния внешнеполитических отношений России с Республикой Перу. Проанализирована история установления и развития российско-перуанских отношений, дана оценка ее современному состоянию, вызовам и угрозам национальной безопасности.
А. Э. Галумов - Роль публичной дипломатии в формировании позитивного имиджа ЕС в России c. 77-85
Аннотация: Публичная дипломатия представляет собой комплекс мер, направленных на изучение и информирование зарубежной аудитории, а также на установление контактов. Публичная дипломатия – это также отношения между государствами, которые не задействуют традиционные связи правительств. Другими словами, публичная дипломатия предполагает открытый диалог между частными лицами и негосударственными структурами государств. Такая трактовка публичной дипломатии не совпадает с трактовкой, данной этому понятию официальной американской администрацией, собственно и давшей начало развитию публичной дипломатии. Согласно трактовке администрации США, публичная дипломатия – это, прежде всего, влияние на общественное мнение в странах, с которыми осуществляется взаимодействие с целью воздействия на внешнюю политику этих стран. При этом названная дипломатия вполне может осуществляться и на правительственном уровне.
И. В. Григорян - Ценности и интересы внешней политики Турции на Южном Кавказе c. 86-90
Аннотация: Во внешней политике Турции Южный Кавказ занимает одно из приоритетных мест. Важность всестороннего изучения этого ключевого региона становится все более очевидной, учитывая то обстоятельство, что без глубокого анализа целого ряда вопросов невозможно понять происходящие в нем процессы, определяющие как основными тенденциями развития южнокавказских стран, так и характером народов, населяющих эту обширную территорию.
Внешние угрозы и противодействие
Григорян И.В. - Внешняя политика Турции в отношении государств Южного Кавказа: новые вызовы и угрозы национальной безопасности
Аннотация: В настоящей статье представлены результаты анализа содержания и направленности внешней политики Турции на Южном Кавказе — в отношении Армении, Азербайджана, Грузии, возникших в результате распада СССР и традиционно входящих в зону политического влияния России. Дана оценка рискам и угрозам национальной безопасности России, связанных со стремлением Турции усилить свое внешнеполитическое и военное присутствие в регионе и вести там экспансионистскую политику.
Экономическое обеспечение национальной безопасности
М. М. Потанин - Концепция международной энергетической безопасности России на азиатско-тихоокеанском направлении: с чем идем на саммит АТЭС во Владивостоке c. 62-70
Аннотация: В статье рассматриваются проблемы международной энергетической безопасности России на азиатском направлении: интересы, риски, угрозы и возможности страны. Анализируется рабочая структура органов АТЭС в части развития вопросов энергетики: подразделения, инструменты, проекты, достижения. Очерчивается глубина участия России в работе данных структур. На базе, с одной стороны, существующих стратегических документов, описывающих российскую доктрину энергетической безопасности, с другой стороны, на основе декларируемых интересов стран участниц АТЭС формулируется новая концепция партнерства в энергетической сфере между Россией и странами азиатско-тихоокеанского региона, устанавливающая основные правила взаимовыгодного сотрудничества.
И. В. Погодина, Д. Ю. Фраймович - Анализ индикаторов сельскохозяйственного развития регионов в рамках реализации общегосударственной задачи обеспечения продовольственной безопасности c. 71-76
Аннотация: Одним из важнейших факторов формирования экономической безопасности государства является уровень его продовольственного обеспечения. В свою очередь, последний во многом определяется степенью использования сельскохозяйственного потенциала и развитием ресурсных возможностей в регионах. В статье сформулированы предложения по оценке развития видов сельскохозяйственной деятельности субъектов и определению на этой основе перспектив для дальнейшего роста.
Научно-техническое обеспечение национальной безопасности
Погодина И.В., Фраймович Д.Ю. - Многоуровневый подход к определению оптимальных индикаторов региональной безопасности на основе экономико-математического моделирования
Аннотация: Сильная дифференциация в уровнях развития регионов, неоднородное инновационное пространство, неудовлетворительная криминогенная обстановка в значительной степени ограничивают реализацию модернизационного курса страны. Для решения указанной проблемы необходима адекватная оценка функционирования социально-экономических систем с позиции использования их внутренних и внешних возможностей. Предлагаемая методика определения интегрального показателя позволяет производить многоуровневый расчет использования потенциалов субъекта федерации, а затем на основании математической обработки полученных результатов формировать модель, характеризующую комплексное соотношение фактической и оптимальной региональной безопасности.
Человек и гражданин в системе безопасности
И. В. Федякин - К вопросу об использовании зарубежного опыта политики развития мегаполисов в современной России c. 107-113
Аннотация: В статье рассматриваются возможности и пределы заимствования опыта ряда ведущих стран мира в политике формирования и развития мегаполисов для российских условий. Дается оценка некоторым направлениям данной политики, позволяющая выделить ее сильные и слабые стороны. Для современной России вопрос о выстраивании полноценной и целенаправленной политики формирования и развития мегаполисов имеет весьма важное значение. Это обусловлено как экономическими, так и в значительной степени демографическими причинами.
А. В. Вусов - Эконометрический анализ учета влияния экологического вреда на стоимость недвижимости c. 114-131
Аннотация: В статье описывается поэтапный анализ влияния экологического вреда на стоимость недвижимости. В анализе проводится соотнесение экологических факторов со стоимостью коммерческой и жилой недвижимостью в г. Москве при помощи классических эконометрических инструментов регрессионного анализа: коэффициент детерминации, F-критерий Фишера, t-критерий Стьюдента, коэффициенты корреляции Спирмена и Пирсона. С помощью регрессионного анализа автор приходит к выводу о наличии статистической зависимости между ценами на отдельные виды недвижимости и загрязнениями почвы.
IN MEMORIAM
Дубовик О.Л., Редникова Т.В. - ПАМЯТИ ГЮНТЕРА ХАЙНЕ
Аннотация: Статья содержит описание жизненого пути и заслуг перед научным сообществом видного немецкого ученого в области уголовного права, члена редакционной коллегии журнала "Национальная безопасность" профессора Гюнтера Хайне. Публикация статьи приурочена к годовщине его смерти.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.