по
Право и политика
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция журнала > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Право и политика" > Содержание № 05, 2023
Выходные данные сетевого издания "Право и политика"
Номер подписан в печать: 22-05-2023
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Даниленко Денис Васильевич, доктор права (Франция), danilenko_d@mail.ru
ISSN: 2454-0706
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 05, 2023
Власть и управление
Винокуров В.А. - Контроль и надзор в Российской Федерации: история, современность и предложения по совершенствованию c. 1-19

DOI:
10.7256/2454-0706.2023.5.40659

EDN: XBEQNX

Аннотация: В статье на основе норм Конституции Российской Федерации рассматриваются существующие контрольные полномочия государственных органов. Предваряет анализ государственного контроля (надзора), осуществляемого в настоящее время федеральными государственными органами, краткий исторический обзор органов государственного контроля советского периода. Сформулированы предложения по совершенствованию современного государственного контроля (надзора), учитывая заявление Президента Российской Федерации, высказанного на заседании Петербургского международного экономического форума, проходившем в 2022 году. Высказано мнение о необходимости воссоздания контроля народа за деятельностью органов государства, для чего подготовлены соответствующие предложения. В статье на основе многочисленных нормативных правовых актов сделан вывод об отсутствии в современном Российском государстве контроля народа за деятельностью государственных органов, равно как и за деятельностью органов местного самоуправления. Признается необходимым восстановить народный контроль под названием либо «народный контроль публичной власти», либо «публично-политический контроль». Основным выводом является предложение по воссозданию органов контроля народом деятельности органов публичной власти, для чего сформулированы общие соображения по организации органов народовластия: - система органов народного контроля публичной власти (органов публично-политического контроля) должна быть централизованной и включать общероссийскую комиссию, окружные комиссии (в каждом субъекте Российской Федерации) и территориальные комиссии или группы (в каждом муниципальном образовании); - принцип формирования комиссий – выборность; - кандидат на должность в комиссии должен обладать безупречной репутацией, иметь высшее образование, возраст не моложе 40–45 лет, опытом работы (службы) не менее 15–20 лет; не являться членом партии; - принцип работы членов комиссий – на непостоянной основе; - оплата труда - как за выполнение государственной обязанности; - при данном контроле сначала проверятся практическая деятельность органа публичной власти, затем – соответствие отчетов реальному положению вещей.
Человек и государство
Палий В.В., Рагулина А.В. - Вопросы реализации принципов справедливости и гуманизма при назначении наказания лицам, имеющим инвалидность c. 20-29

DOI:
10.7256/2454-0706.2023.5.40650

EDN: XCTVEN

Аннотация: Предметом исследования являются проблемы реализации принципов справедливости и гуманизма при назначении наказания лицам, имеющим инвалидность. Анализ норм действующего уголовного законодательства показал, что с одной стороны сформулированные законодателем ограничения в отношении перечня наказаний инвалидам первой и второй группы является проявлением принципа гуманизма, а с другой понуждают суд назначать доступные (иногда и более суровые) виды наказания. В результате чего возникают ситуации, при которых можно говорить о дискриминации лиц, имеющих инвалидность. Соответственно адресованные правоприменительным органам принципы справедливости и гуманизма (ст. 6, 7, ч. 4 ст. 49, ч. 5 ст. 50, ч. 7 ст. 53.1, 60 УК РФ) не всегда представляется возможным претворить в жизнь, поскольку отсутствуют действенные механизмы, обеспечивающие их реализацию применительно к лицам с ограниченными возможностями. Существующая система уголовных наказаний также, на наш взгляд, не позволяет учесть данные принципы применительно к рассматриваемой категории лиц. В статье сделан вывод, что в тех случаях, когда суду не представляется возможным в силу прописанных в законе ограничений, обеспечить реализацию принципов справедливости и гуманизма путем назначения наказания, то наличие у виновного лица инвалидности может быть основанием освобождения от отбывания наказания. Данный вывод основан на том, что принципы справедливости и гуманизма возможно обеспечить не только посредством установления справедливых санкций и рациональных правил назначения наказания, а в том числе путем закрепления в законе разумных оснований освобождения от уголовной ответственности и от наказания.
Закон и правопорядок
Северский Г.Ю. - Уголовно-правовое значение малолетства и несовершеннолетия потерпевшего как обстоятельства, отягчающего наказание c. 30-36

DOI:
10.7256/2454-0706.2023.5.40672

EDN: YQZQMS

Аннотация: В статье рассмотрено уголовно-правовое значение признаков малолетства и несовершеннолетия потерпевшего как обстоятельства, отягчающего наказание, в уголовном законодательстве Российской Федерации. Таким образом, предметом исследования являются общественные отношения, характеризующие названное обстоятельство. В рамках работы автор изучает различные доктринальные подходы к определению понятий «малолетний» и «несовершеннолетний» в контексте рассматриваемой проблематики. Кроме того, в исследование затрагиваются правоприменительные проблемы учета малолетства и несовершеннолетия потерпевшего при квалификации общественно опасного деяния. Автор замечает, что причисление малолетства и несовершеннолетия потерпевшего к числу рассматриваемых обстоятельств продиктовано особой опасностью лица, совершающего подобное посягательство, его бесчеловечностью, низменностью мотивов, побуждающих его к преступлению.    Путем анализа нормативно-правовой базы, статистических данных и положений теории уголовного права выявляются спорные и проблемные аспекты применения норм действующего уголовного законодательства в контексте учета несовершеннолетнего возраста потерпевшего как обстоятельства, отягчающего наказание. В работе отмечается, что указанные признаки влияют на характер и степень общественной опасности преступления, дифференцируя ответственность, имея важное значение для квалификации преступного деяния и назначения справедливого наказания. Автором предложены рекомендации по изменению действующего уголовного закона в соответствующей части. Автором отмечается, что предложенные изменения дадут возможность усовершенствовать процесс индивидуализации наказания, назначаемого виновному, а также позволит объективно оценивать степень общественной опасности содеянного при постановлении судом приговора.
Человек и государство
Ковалев А.А. - Взаимодействие прокуратуры с религиозными организациями c. 37-50

DOI:
10.7256/2454-0706.2023.5.39951

EDN: YRZMNU

Аннотация: Объектами исследования являются общественные отношения, возникающие при осуществлении взаимодействия органов прокуратуры, правоохранительных и иных государственных органов с религиозными организациями и влияние этого взаимодействия на предотвращение правонарушений. В ходе исследования были применены: диалектический, логический, формально-юридический, сравнительно-правовой методы исследования. Автор рассматривает такие аспекты темы, как воздействие деятельности религиозных организаций на правовую обстановку, влияние характера сотрудничества с ними прокуратуры и иных правоохранительных органов на предотвращение правонарушений, специфику реализации направлений взаимодействия прокуратуры с религиозными организациями. Предметами исследования выступают материалы правоприменительной практики, нормы законодательства о прокуратуре, законодательства зарубежных стран, регулирующие данные общественные отношения, а также позиции ученых, сформированные по вопросу о взаимодействии с религиозными организациями государственных и, в частности, правоохранительных органов. Хотя Конституция РФ закрепляет отделение религии от государства, очевидно как возрастающее влияние на правовую обстановку религиозных организаций, так и наличие у них существенного потенциала по предотвращению преступлений. В связи с этим необходимость сотрудничества с ними прокуратуры и иных правоохранительных органов в сфере предотвращения правонарушений не вызывает сомнения. Вместе с тем действующее законодательство не содержит необходимой регламентации такого сотрудничества; недостаточна и научная проработка вопроса. Восполняя этот пробел, автор статьи, исследуя правовые аспекты реализации взаимодействия прокуратуры и иных правоохранительных органов с религиозными организациями в правовой сфере, выделяет направления, методы и формы их взаимодействия, в чем заключается новизна проведенного исследования. Сформулирован вывод о необходимости закрепления обязанности взаимодействия прокуратуры с общественными, в том числе религиозными, организациями в Законе о прокуратуре, конкретизации его направлений и закрепления в приказе Генерального прокурора РФ форм взаимодействия прокуратуры с религиозными организациями.
Адвокатская практика
Вайтюшкевич А.А. - Проблемы использования адвокатом информационных технологий в деятельности по защите прав потерпевшего в уголовном процессе c. 51-56

DOI:
10.7256/2454-0706.2023.5.40738

EDN: ZYPGME

Аннотация: Проблемы использования информационных технологий являются актуальными в связи с постоянным их развитием внедрением в различные сферы жизни человека. Не является исключением адвокатская деятельность. Настоящая статья посвящена особенностям их применения при осуществлении деятельности по защите прав потерпевшего в уголовном судопроизводстве. Автором исследованы виды и способы их использования на различных этапах оказания юридической помощи: вступлении в дело, сборе доказательств, участии в судебном заседании по уголовному делу. Особое внимание автором уделено особенностям назначения адвоката несовершеннолетнему потерпевшему при помощи автоматизированной системы, разработанной при участии Федеральной палаты адвокатов РФ. В работе автором были проанализированы действующие нормативно-правовые акты, в том числе последние изменения Уголовно-процессуального кодекса РФ, регулирующие использование электронного документооборота в уголовном судопроизводстве. Особенности использования информационных технологий в процессе оказания юридической помощи неоднократно становились предметом исследований, однако проблемам, возникающими при защите прав потерпевшего в рамках уголовного судопроизводства, не получили должного внимания со стороны ученных. По результатам исследования автором сделан вывод о недостаточном урегулировании некоторых аспектов цифровых технологий в адвокатской деятельности, например, направления электронных адвокатских запросов, участия в судебном разбирательстве при помощи видеоконференц-связи, назначение адвоката несовершеннолетнему потерпевшему. Были предложены способы устранения существующих пробелов.
Системы стабилизации: финансовый контроль
Егоров Я.К. - Применение теории рационального выбора в рамках регулирования отношений, возникающих в сфере предпринимательской деятельности на финансовых рынках c. 57-65

DOI:
10.7256/2454-0706.2023.5.40767

EDN: XYXGOA

Аннотация: Предметом исследования является оценка возможности и эффективности применения теории рационального выбора в области права. В рамках данной работы поднимаются вопросы актуальных проблем применения теории рационального выбора в сфере предпринимательской деятельности на финансовых рынках, а также вопрос о том какая модель рационального выбора является наиболее предпочтительной для увеличения эффективности правового регулирования предпринимательской деятельности на финансовых рынках. Общий аспект исследования: контекст развития междисциплинарных исследований на стыке экономики и права, «экономический анализ права», поведенческая экономика, теория рационального выбора. Теоретический аспект исследования: обоснование возможности и целесообразности применения модели строгой рациональности в рамках правового регулирования предпринимательской деятельности на финансовых рынках. В рамках данной работы делается вывод о целесообразности применения модели строгой рациональности оценки поведения субъектов осуществляющих предпринимательскую деятельность на финансовых рынках. В результате применения указанной модели строгой рациональности, перед правоприменителем открывается новый горизонт возможностей для создания индикаторов оценки недобросовестного поведения субъектов предпринимательской деятельности на финансовых рынках путем внедрения инструментария экономической науки. В частности, открывается возможность применения анализа ex ante, в который классически входит математический анализ и, соответственно, инструменты кооперативной теории игр, в частности, метод равновесия Нэша. Выявление различного рода поведенческих аномалий при анализе отношений участников финансовых рынков позволит создать метод превентивного обнаружения потенциальных рисков, связанных с действиями участников предпринимательской деятельности на финансовых рынках, которые могут быть признаны заблаговременно недобросовестными.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.