по
Право и политика
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция журнала > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Право и политика" > Содержание № 08, 2016
Выходные данные сетевого издания "Право и политика"
Номер подписан в печать: 31-08-2016
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Даниленко Денис Васильевич, доктор права (Франция), danilenko_d@mail.ru
ISSN: 2454-0706
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 08, 2016
Актуальный вопрос
Тельнов А.В. - Защита репутации государства от распространения не соответствующих действительности, порочащих сведений

DOI:
10.7256/2454-0706.2016.8.19966

Аннотация: Предметом настоящего исследования являются нормы законодательства, а также положения судебной практики, регулирующие нематериальные блага, личные неимущественные права, положения о защите гражданских прав, а также права государства как субъекта гражданского права. Объектом исследования являются общественные отношения, связанные с возникающими нарушениями прав и законных интересов государства, как субъекта гражданских правоотношений, в том числе, связанные с распространением не соответствующих действительности, порочащих сведений в отношении государства. Автор данной статьи обосновывает необходимость защиты репутации государства от диффамации и рассматривает влияние распространения несоответствующих действительности, порочащих сведений в отношении государства на его репутацию. Методологическую основу исследования составляют теоретический, формально-юридический, диалектический, сравнительно-правовой, анализа и синтеза и другие методы Научная новизна исследования состоит в том, что на базе имеющихся знаний в области науки гражданского права, положений действующего законодательства и судебной практики обосновано введение в гражданское законодательство Российской Федерации такой категории, как репутация государства, как субъекта в отношении которого может быть осуществлено распространение не соответствующих действительности, порочащих сведений, а также норм права, регулирующих защиту государства от диффамации.
Тельнов А.В. - Защита репутации государства от распространения не соответствующих действительности, порочащих сведений c. 977-985

DOI:
10.7256/2454-0706.2016.8.52675

Аннотация: Предметом настоящего исследования являются нормы законодательства, а также положения судебной практики, регулирующие нематериальные блага, личные неимущественные права, положения о защите гражданских прав, а также права государства как субъекта гражданского права. Объектом исследования являются общественные отношения, связанные с возникающими нарушениями прав и законных интересов государства, как субъекта гражданских правоотношений, в том числе, связанные с распространением не соответствующих действительности, порочащих сведений в отношении государства. Автор данной статьи обосновывает необходимость защиты репутации государства от диффамации и рассматривает влияние распространения несоответствующих действительности, порочащих сведений в отношении государства на его репутацию. Методологическую основу исследования составляют теоретический, формально-юридический, диалектический, сравнительно-правовой, анализа и синтеза и другие методы Научная новизна исследования состоит в том, что на базе имеющихся знаний в области науки гражданского права, положений действующего законодательства и судебной практики обосновано введение в гражданское законодательство Российской Федерации такой категории, как репутация государства, как субъекта в отношении которого может быть осуществлено распространение не соответствующих действительности, порочащих сведений, а также норм права, регулирующих защиту государства от диффамации.
Теория
Оглезнев В.В. - Юридический язык, аскриптивные высказывания и правоприменение

DOI:
10.7256/2454-0706.2016.8.19753

Аннотация: В представленной статье автор показывает, что в юридическом языке обнаруживаются, так называемые, аскриптивные правовые высказывания (аскриптивы), которые отличаются от дескриптивных высказываний. Автором установлено, что благодаря аскриптивам в праве реализуется особая функция языка – перформативная, или осуществление действий при помощи слов. Это стало возможным в результате применения в юридическом языке методологического и концептуального аппарата теории речевых актов, разработанного английским лингвистом Джоном Остиным и американским философом Джоном Сёрлом. При проведении исследования была использована методология философии обыденного языка и концептуальный аппарат теории речевых актов. Особым вкладом автора в исследование темы является установление семантической специфики аскриптивных правовых высказываний и разработка лингвистической формулы аскриптивов, отражающей их особый характер и значение для юридического языка. В частности, показано, что аскриптив является отдельным речевым актом, встречающимся преимущественно в юридическом языке.
Оглезнев В.В. - Юридический язык, аскриптивные высказывания и правоприменение c. 986-992

DOI:
10.7256/2454-0706.2016.8.52676

Аннотация: В представленной статье автор показывает, что в юридическом языке обнаруживаются, так называемые, аскриптивные правовые высказывания (аскриптивы), которые отличаются от дескриптивных высказываний. Автором установлено, что благодаря аскриптивам в праве реализуется особая функция языка – перформативная, или осуществление действий при помощи слов. Это стало возможным в результате применения в юридическом языке методологического и концептуального аппарата теории речевых актов, разработанного английским лингвистом Джоном Остиным и американским философом Джоном Сёрлом. При проведении исследования была использована методология философии обыденного языка и концептуальный аппарат теории речевых актов. Особым вкладом автора в исследование темы является установление семантической специфики аскриптивных правовых высказываний и разработка лингвистической формулы аскриптивов, отражающей их особый характер и значение для юридического языка. В частности, показано, что аскриптив является отдельным речевым актом, встречающимся преимущественно в юридическом языке.
Трансформация правовых и политических систем
Косоруков А.А. - «Электронное государство» в процессах информатизации государственного управления: опыт Российской Федерации

DOI:
10.7256/2454-0706.2016.8.15503

Аннотация: Предметом исследования является "электронное государство", теория и практика его внедрения в различных странах, в частности, в Российской Федерации, где на основе реализации федеральной целевой программы "Электронная Россия" созданы Государственная автоматизированная система «Управление», Многофункциональные центры оказания государственных и муниципальных услуг, Центры общественного доступа к информации федеральных органов исполнительной власти, Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций). Важным аспектом рассматриваемой проблемы выступает анализ таких элементов "электронного государства" как "электронное правительство", "электронный парламент" и "электронное правосудие", а также основных проблем и перспектив их внедрения в государственное управление. Методология исследования включает в себя анализ российской и зарубежной нормативно-правовой базы "электронного государства", изучение сайтов и интернет-порталов "электронного государства", их функционального наполнения, а также существующие научные исследования в данной области. Основным вкладом автора в исследуемый вопрос является комплексное рассмотрение теории и практики внедрения "электронного государства" в государственное управление современной России, а также анализ международного опыта использования "электронного правительства", "электронного парламента" и "электронного правосудия", который может быть адаптирован к российским условиям.
Косоруков А.А. - «Электронное государство» в процессах информатизации государственного управления: опыт Российской Федерации c. 993-1005

DOI:
10.7256/2454-0706.2016.8.52677

Аннотация: Предметом исследования является "электронное государство", теория и практика его внедрения в различных странах, в частности, в Российской Федерации, где на основе реализации федеральной целевой программы "Электронная Россия" созданы Государственная автоматизированная система «Управление», Многофункциональные центры оказания государственных и муниципальных услуг, Центры общественного доступа к информации федеральных органов исполнительной власти, Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций). Важным аспектом рассматриваемой проблемы выступает анализ таких элементов "электронного государства" как "электронное правительство", "электронный парламент" и "электронное правосудие", а также основных проблем и перспектив их внедрения в государственное управление. Методология исследования включает в себя анализ российской и зарубежной нормативно-правовой базы "электронного государства", изучение сайтов и интернет-порталов "электронного государства", их функционального наполнения, а также существующие научные исследования в данной области. Основным вкладом автора в исследуемый вопрос является комплексное рассмотрение теории и практики внедрения "электронного государства" в государственное управление современной России, а также анализ международного опыта использования "электронного правительства", "электронного парламента" и "электронного правосудия", который может быть адаптирован к российским условиям.
Усеев Р.З. - Милитаризация и демилитаризация уголовно-исполнительной системы – путь к безопасности? c. 1006-1013

DOI:
10.7256/2454-0706.2016.8.52678

Аннотация: Автор в работе уделяет внимание вопросам милитаризации и демилитаризации уголовно-исполнительной системы России. В работе делается акцент на исторически сложившихся факторах, влияющих на милитаризацию пенитенциарной системы. Раскрываются признаки милитаризации и демилитаризации ФСИН России. С учетом проведенных опросов среди аттестованных сотрудников уголовно-исполнительной системы подробно рассматриваются отдельные признаки как милитаризации, так и демилитаризации уголовно-исполнительной системы. Указывается проблема определения места ФСИН России в системе государственных органов, где осуществляется государственная служба. Методологическую основу изучения проблем милитаризации и демилитаризации уголовно-исполнительной системы составили: общенаучные методы познания (диалектический, системный, логический), частнонаучные методы: конкретно-исторический, сравнительно-правовой, социологический, статистический, метод анализа документов. Основными выводами проведенного исследования являются обоснованные предположения автора о том, что уголовно-исполнительная система со временем в своей деятельности будет уходить от эффекта милитаризированной усредненности. В ее деятельности будут прослеживаться полярные начала как в аспекте милитаризации, так и демилитаризации. Это должно положительно сказаться на безопасности всего пенитенциарного ведомства.
Усеев Р.З. - Милитаризация и демилитаризация уголовно-исполнительной системы – путь к безопасности?

DOI:
10.7256/2454-0706.2016.8.16730

Аннотация: Автор в работе уделяет внимание вопросам милитаризации и демилитаризации уголовно-исполнительной системы России. В работе делается акцент на исторически сложившихся факторах, влияющих на милитаризацию пенитенциарной системы. Раскрываются признаки милитаризации и демилитаризации ФСИН России. С учетом проведенных опросов среди аттестованных сотрудников уголовно-исполнительной системы подробно рассматриваются отдельные признаки как милитаризации, так и демилитаризации уголовно-исполнительной системы. Указывается проблема определения места ФСИН России в системе государственных органов, где осуществляется государственная служба. Методологическую основу изучения проблем милитаризации и демилитаризации уголовно-исполнительной системы составили: общенаучные методы познания (диалектический, системный, логический), частнонаучные методы: конкретно-исторический, сравнительно-правовой, социологический, статистический, метод анализа документов. Основными выводами проведенного исследования являются обоснованные предположения автора о том, что уголовно-исполнительная система со временем в своей деятельности будет уходить от эффекта милитаризированной усредненности. В ее деятельности будут прослеживаться полярные начала как в аспекте милитаризации, так и демилитаризации. Это должно положительно сказаться на безопасности всего пенитенциарного ведомства.
Закон и правопорядок
Бочкаврев В.В. - Уголовно-исполнительные средства предупреждения правонарушений со стороны осужденных в местах лишения свободы

DOI:
10.7256/2454-0706.2016.8.15545

Аннотация: Предметом работы является комплексное исследование норм как отечественного так и зарубежного пенитенциарного законодательства, закрепляющих реализацию к осужденным отбывающим наказание в местах лишения свободы мер предупредительного воздействия, содержащих изоляцию, охрану, надзор, применение к осужденным мер дисциплинарной ответственности, реализацию воспитательных мероприятий, организационно-управленческие и оперативно-розыскные меры, применение в установленном законом случае мер безопасности, выполнение осужденными своих обязанностей, раздельное содержание разных категорий осужденных, меры предотвращения и меры пресечения правонарушений. Автор в статье использовал разные методы исследования, среди которых можно выделить такие общенаучные методы как анализ, синтез, сравнения. Среди частно-научных можно выделить формально-юридический и сравнительно-правовой метод исследования. Далее автор, выявляет неточности в формировании средств профилактики, и в заключении дает собственную классификацию средств предупреждения правонарушений в местах лишения свободы: 1. меры предупреждающие только преступления, меры направленные на пресечение нарушений режима отбывания наказания и меры безопасности; 2. средства применяемые исходя из приговора суда, и средства основанием применения которых, является отклоняющееся поведение осужденного; 3. средства закрепленные в законе, средства закрепленные в законе а их содержание в ведомственных нормативно правовых актах, и средства закрепленные только в ведомственным актах.
Бочкаврев В.В. - Уголовно-исполнительные средства предупреждения правонарушений со стороны осужденных в местах лишения свободы c. 1014-1023

DOI:
10.7256/2454-0706.2016.8.52679

Аннотация: Предметом работы является комплексное исследование норм как отечественного так и зарубежного пенитенциарного законодательства, закрепляющих реализацию к осужденным отбывающим наказание в местах лишения свободы мер предупредительного воздействия, содержащих изоляцию, охрану, надзор, применение к осужденным мер дисциплинарной ответственности, реализацию воспитательных мероприятий, организационно-управленческие и оперативно-розыскные меры, применение в установленном законом случае мер безопасности, выполнение осужденными своих обязанностей, раздельное содержание разных категорий осужденных, меры предотвращения и меры пресечения правонарушений. Автор в статье использовал разные методы исследования, среди которых можно выделить такие общенаучные методы как анализ, синтез, сравнения. Среди частно-научных можно выделить формально-юридический и сравнительно-правовой метод исследования. Далее автор, выявляет неточности в формировании средств профилактики, и в заключении дает собственную классификацию средств предупреждения правонарушений в местах лишения свободы: 1. меры предупреждающие только преступления, меры направленные на пресечение нарушений режима отбывания наказания и меры безопасности; 2. средства применяемые исходя из приговора суда, и средства основанием применения которых, является отклоняющееся поведение осужденного; 3. средства закрепленные в законе, средства закрепленные в законе а их содержание в ведомственных нормативно правовых актах, и средства закрепленные только в ведомственным актах.
Горбань Д.В. - О классификации осужденных, их различных степенях исправления и прогрессивной системе исполнения и отбывания наказаний c. 1024-1029

DOI:
10.7256/2454-0706.2016.8.52680

Аннотация: Предметом исследования в настоящей статье выступают три фундаментальных понятия отечественного уголовно-исполнительного права «классификация осужденных», «прогрессивная система исполнения и отбывания наказания», «степень исправления осужденного». Изначально в статье изучается понятие «классификация осужденных» и подходы к данному понятию в научной литературе. На основании изучения данного понятия делается вывод о том, что классификация осужденных к лишению свободы лежит в основе раздельного содержания в местах лишения свободы и призвана обеспечить изоляцию различных групп осужденных, чтобы предотвратить отрицательное воздействие более опасных преступников на менее опасных. Далее выявляется взаимосвязь понятий «классификация осужденных» и «прогрессивная система». Исходя из общих положений и самого понятия прогрессивной системы вытекает, что осуждённые должны подразделяться на несколько классов (классифицироваться) и что, по мере исправления, их положение должно прогрессивно улучшаться. Все это определяет взаимосвязь понятий «прогрессивная система» и «степень исправления». Методологическую основу написания статьи составил общенаучный диалектический метод познания, позволяющий рассматривать социальные явления в постоянном развитии, взаимосвязи и взаимозависимости. Применение метода сравнительного анализа трех вышеуказанных понятий позволило наиболее полно и комплексно раскрыть их взаимосвязь. На основании изучения различных точек зрения ученых – пенитенциаристов, действующего и ранее действовавшего уголовно-исполнительного законодательства вносятся предложения по совершенствованию подходов к современной прогрессивной системе, классификации осужденных и определению степени их исправления. В статье предлагается рассматривать проживание осужденных за пределами исправительного учреждения в качестве самостоятельных открытых условий отбывания наказания (элемент прогрессивной системы отбывания и исполнения наказания) в каждом виде исправительного учреждения, в том числе и в колониях строгого и особого режимов, но имеющих различный объем правоограничений.
Салказанов А.Э. - Уголовная ответственность за уклонение от уплаты налогов и (или) сборов в странах СНГ c. 1030-1036

DOI:
10.7256/2454-0706.2016.8.52681

Аннотация: Предметом настоящего исследования являются уголовно-правовые нормы, регулирующие ответственность за уклонение от уплаты налогов и (или) сборов в странах СНГ. Автором на основе комплексного анализа проводится исследование указанных норм в сравнительно-правовом аспекте, приводится зарубежная судебная практика. В статье рассматриваются объективные и субъективные элементы данных преступлений, квалифицирующие признаки, а также вопросы освобождения от уголовной ответственности за данные преступления. Особое внимание уделяется вопросам законодательного регламентирования норм о преступном уклонении от уплаты налогов и (или) сборов. Методологическую основу настоящего исследования составил диалектический метод познания. Основные методы, которые были использованы: анализа, логический, системно-структурный, формально-юридический и сравнительно-правовой (синхронного сравнения). Научная новизна исследования заключается в комплексном исследовании норм о преступном уклонении от уплаты налогов, выявлении законодательных пробелов и формирование путей их преодоления. Основными выводами, приведенными автором, являются выделение положительных и отрицательных сторон правового регулирования уголовной ответственности в странах СНГ. Так, достаточная дифференциация ответственности по субъекту преступления в одних странах странах, и недостаточная в других. Все страны СНГ сконструировали умышленные преступления об уклонении от уплаты налогов, обязательным признаком определен размер уклонения.
Горбань Д.В. - О классификации осужденных, их различных степенях исправления и прогрессивной системе исполнения и отбывания наказаний

DOI:
10.7256/2454-0706.2016.8.16634

Аннотация: Предметом исследования в настоящей статье выступают три фундаментальных понятия отечественного уголовно-исполнительного права «классификация осужденных», «прогрессивная система исполнения и отбывания наказания», «степень исправления осужденного». Изначально в статье изучается понятие «классификация осужденных» и подходы к данному понятию в научной литературе. На основании изучения данного понятия делается вывод о том, что классификация осужденных к лишению свободы лежит в основе раздельного содержания в местах лишения свободы и призвана обеспечить изоляцию различных групп осужденных, чтобы предотвратить отрицательное воздействие более опасных преступников на менее опасных. Далее выявляется взаимосвязь понятий «классификация осужденных» и «прогрессивная система». Исходя из общих положений и самого понятия прогрессивной системы вытекает, что осуждённые должны подразделяться на несколько классов (классифицироваться) и что, по мере исправления, их положение должно прогрессивно улучшаться. Все это определяет взаимосвязь понятий «прогрессивная система» и «степень исправления». Методологическую основу написания статьи составил общенаучный диалектический метод познания, позволяющий рассматривать социальные явления в постоянном развитии, взаимосвязи и взаимозависимости. Применение метода сравнительного анализа трех вышеуказанных понятий позволило наиболее полно и комплексно раскрыть их взаимосвязь. На основании изучения различных точек зрения ученых – пенитенциаристов, действующего и ранее действовавшего уголовно-исполнительного законодательства вносятся предложения по совершенствованию подходов к современной прогрессивной системе, классификации осужденных и определению степени их исправления. В статье предлагается рассматривать проживание осужденных за пределами исправительного учреждения в качестве самостоятельных открытых условий отбывания наказания (элемент прогрессивной системы отбывания и исполнения наказания) в каждом виде исправительного учреждения, в том числе и в колониях строгого и особого режимов, но имеющих различный объем правоограничений.
Салказанов А.Э. - Уголовная ответственность за уклонение от уплаты налогов и (или) сборов в странах СНГ

DOI:
10.7256/2454-0706.2016.8.17221

Аннотация: Предметом настоящего исследования являются уголовно-правовые нормы, регулирующие ответственность за уклонение от уплаты налогов и (или) сборов в странах СНГ. Автором на основе комплексного анализа проводится исследование указанных норм в сравнительно-правовом аспекте, приводится зарубежная судебная практика. В статье рассматриваются объективные и субъективные элементы данных преступлений, квалифицирующие признаки, а также вопросы освобождения от уголовной ответственности за данные преступления. Особое внимание уделяется вопросам законодательного регламентирования норм о преступном уклонении от уплаты налогов и (или) сборов. Методологическую основу настоящего исследования составил диалектический метод познания. Основные методы, которые были использованы: анализа, логический, системно-структурный, формально-юридический и сравнительно-правовой (синхронного сравнения). Научная новизна исследования заключается в комплексном исследовании норм о преступном уклонении от уплаты налогов, выявлении законодательных пробелов и формирование путей их преодоления. Основными выводами, приведенными автором, являются выделение положительных и отрицательных сторон правового регулирования уголовной ответственности в странах СНГ. Так, достаточная дифференциация ответственности по субъекту преступления в одних странах странах, и недостаточная в других. Все страны СНГ сконструировали умышленные преступления об уклонении от уплаты налогов, обязательным признаком определен размер уклонения.
Власть и управление
Винокуров А.Ю. - О предмете и пределах прокурорского надзора за исполнением Федерального закона "Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации"

DOI:
10.7256/2454-0706.2016.8.19634

Аннотация: Предметом исследования в настоящей статье является определение основных сущностных характеристик (предмета и пределов) прокурорского надзора за исполнением Федерального закона "Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации" с учетом необходимости выделения в деятельности органов прокуратуры, называемых среди субъектов профилактической деятельности, надзорной составляющей, присущей именно им. Автором определяется круг поднадзорных прокурорам объектов (органов) и субъектов (должностных и иных лиц), вступающих в прокурорско-надзорные правоотношения, которые являются объектом настоящего исследования. Методология исследования основана на современных достижениях науки о прокурорской деятельности в части реализации такой функции прокуратуры как прокурорский надзор. С учетом того, что Федеральный закон "Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации" принят недавно и в науке о прокурорской деятельности надзорный характер обеспечения законности в рассматриваемой сфере правоотношений исследовался фрагментарно, настоящая статья является фактически первой работой, в которой предпринята попытка определить основные характеристики прокурорского надзора с позиции требований Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации"
Винокуров А.Ю. - О предмете и пределах прокурорского надзора за исполнением Федерального закона "Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации" c. 1037-1042

DOI:
10.7256/2454-0706.2016.8.52682

Аннотация: Предметом исследования в настоящей статье является определение основных сущностных характеристик (предмета и пределов) прокурорского надзора за исполнением Федерального закона "Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации" с учетом необходимости выделения в деятельности органов прокуратуры, называемых среди субъектов профилактической деятельности, надзорной составляющей, присущей именно им. Автором определяется круг поднадзорных прокурорам объектов (органов) и субъектов (должностных и иных лиц), вступающих в прокурорско-надзорные правоотношения, которые являются объектом настоящего исследования. Методология исследования основана на современных достижениях науки о прокурорской деятельности в части реализации такой функции прокуратуры как прокурорский надзор. С учетом того, что Федеральный закон "Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации" принят недавно и в науке о прокурорской деятельности надзорный характер обеспечения законности в рассматриваемой сфере правоотношений исследовался фрагментарно, настоящая статья является фактически первой работой, в которой предпринята попытка определить основные характеристики прокурорского надзора с позиции требований Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации"
Занко Т.А. - Особенности административно-правового регулирования государственно-служебных отношений при изменениях в структуре федеральных органов исполнительной власти c. 1043-1049

DOI:
10.7256/2454-0706.2016.8.52683

Аннотация: В статье исследуется специфика правового регулирования государственно-служебных отношений при изменениях в структуре федеральных органов исполнительной власти. В частности, освещены вопросы приёма на государственную службу при создании новых, реорганизации и упразднении действующих федеральных органов исполнительной власти. Особое внимание уделяется соблюдению процедуры уведомления гражданского служащего о предстоящем сокращении должности, возможности проведения внеочередной аттестации, а также порядка предложения имеющихся вакансий, в том числе с использованием сервисов Федерального портала государственной службы и управленческих кадров При проведении исследования использовались формально-юридический и структурно-функциональный методы, которые обеспечили комплексное изучение проблематики правового регулирования государственно-служебных отношений при изменениях в структуре федеральных органов исполнительной власти. В результате анализа установлено, что на фоне финансово-экономического кризиса постоянно предпринимаются усилия по оптимизации действующего аппарата государственного управления. Причём процесс проведения организационно-штатных мероприятий, особенно, если он связан с сокращением должностей государственной службы либо упразднением государственного органа, неизбежно связан обжалованием действий представителя нанимателя в суде.
Занко Т.А. - Особенности административно-правового регулирования государственно-служебных отношений при изменениях в структуре федеральных органов исполнительной власти

DOI:
10.7256/2454-0706.2016.8.19831

Аннотация: В статье исследуется специфика правового регулирования государственно-служебных отношений при изменениях в структуре федеральных органов исполнительной власти. В частности, освещены вопросы приёма на государственную службу при создании новых, реорганизации и упразднении действующих федеральных органов исполнительной власти. Особое внимание уделяется соблюдению процедуры уведомления гражданского служащего о предстоящем сокращении должности, возможности проведения внеочередной аттестации, а также порядка предложения имеющихся вакансий, в том числе с использованием сервисов Федерального портала государственной службы и управленческих кадров При проведении исследования использовались формально-юридический и структурно-функциональный методы, которые обеспечили комплексное изучение проблематики правового регулирования государственно-служебных отношений при изменениях в структуре федеральных органов исполнительной власти. В результате анализа установлено, что на фоне финансово-экономического кризиса постоянно предпринимаются усилия по оптимизации действующего аппарата государственного управления. Причём процесс проведения организационно-штатных мероприятий, особенно, если он связан с сокращением должностей государственной службы либо упразднением государственного органа, неизбежно связан обжалованием действий представителя нанимателя в суде.
Интеграционное право и наднациональные организации
Старкин С.В., Кривов С.В. - Эволюция и типология экспертно-аналитических центров Европейского Союза

DOI:
10.7256/2454-0706.2016.8.16644

Аннотация: Предметом настоящей работы является деятельность европейских экспертно-аналитических центров, вызывающая обоснованный академический интерес в сфере прикладных и теоретических исследований. Актуальными являются вопросы, связанные с функциональными обязанностями подобных центров, их финансированием, наличием либо отсутствием идеологической компоненты и, самое главное, уровнем их воздействия на процесс принятия внутри- и внешнеполитических решений. Несомненно, что в контексте разворачивающегося непростого этапа во взаимоотношениях России с европейскими государствами необходимо более адекватное понимание скрытых механизмов функционирования общеевропейской политики, в связи с чем назрела необходимость более глубокого анализа форм и активной деятельности экспертно-аналитических центров (ЭАЦ), ориентированных на ЕС. В работе, с учетом поставленных задач, использованы традиционные для гуманитарных дисциплин методы сравнительного анализа, исследование case studyes, теория принятия политических решений и ряд других. Анализ природы деятельности ЭАЦ, ориентированных на Европейский союз, позволил авторам сделать определенные заключения. Во-первых, рост экспертных центров в целом соответствует углублению европейской интеграции и расширению управленческой деятельности. Во-вторых, исследования аналитических центров, как правило, соответствуют политическим реалиям ЕС и его влиянию на внутреннее законодательство и соответственно, возросшую осознанность действий. Аналитические центры, ориентированные исключительно на уровень ЕС и расположенные в Брюсселе, были образованы в то время, когда страны ЕС согласились перезапустить европейский проект, достроить внутренний рынок и вновь рассмотреть возможность экономического и валютного союза. Соответственно национальные ЭАЦ, расположенные в странах-членах ЕС, начали разрабатывать более последовательные варианты исследовательских программ по тематике ЕС. Очевидно, что национальные центры уловили открывающуюся возможность влияния на общеевропейскую политическую повестку и отреагировали на это активизацией собственной деятельности. Предпосылками такой активизации могут быть как стимулирование со стороны политических элит на внутренней арене, так и рост потребностей в сфере политической экспертизы, с которым столкнулись различные бюрократические евроструктуры.
Старкин С.В., Кривов С.В. - Эволюция и типология экспертно-аналитических центров Европейского Союза c. 1050-1059

DOI:
10.7256/2454-0706.2016.8.52684

Аннотация: Предметом настоящей работы является деятельность европейских экспертно-аналитических центров, вызывающая обоснованный академический интерес в сфере прикладных и теоретических исследований. Актуальными являются вопросы, связанные с функциональными обязанностями подобных центров, их финансированием, наличием либо отсутствием идеологической компоненты и, самое главное, уровнем их воздействия на процесс принятия внутри- и внешнеполитических решений. Несомненно, что в контексте разворачивающегося непростого этапа во взаимоотношениях России с европейскими государствами необходимо более адекватное понимание скрытых механизмов функционирования общеевропейской политики, в связи с чем назрела необходимость более глубокого анализа форм и активной деятельности экспертно-аналитических центров (ЭАЦ), ориентированных на ЕС. В работе, с учетом поставленных задач, использованы традиционные для гуманитарных дисциплин методы сравнительного анализа, исследование case studyes, теория принятия политических решений и ряд других. Анализ природы деятельности ЭАЦ, ориентированных на Европейский союз, позволил авторам сделать определенные заключения. Во-первых, рост экспертных центров в целом соответствует углублению европейской интеграции и расширению управленческой деятельности. Во-вторых, исследования аналитических центров, как правило, соответствуют политическим реалиям ЕС и его влиянию на внутреннее законодательство и соответственно, возросшую осознанность действий. Аналитические центры, ориентированные исключительно на уровень ЕС и расположенные в Брюсселе, были образованы в то время, когда страны ЕС согласились перезапустить европейский проект, достроить внутренний рынок и вновь рассмотреть возможность экономического и валютного союза. Соответственно национальные ЭАЦ, расположенные в странах-членах ЕС, начали разрабатывать более последовательные варианты исследовательских программ по тематике ЕС. Очевидно, что национальные центры уловили открывающуюся возможность влияния на общеевропейскую политическую повестку и отреагировали на это активизацией собственной деятельности. Предпосылками такой активизации могут быть как стимулирование со стороны политических элит на внутренней арене, так и рост потребностей в сфере политической экспертизы, с которым столкнулись различные бюрократические евроструктуры.
Судебная власть
Желдыбина Т.А. - Судебная практика и судебный прецедент: приемлемость в качестве источника права в свете модернизации законотворчества в России

DOI:
10.7256/2454-0706.2016.8.12775

Аннотация: Проблема судебного правотворчества является одной из актуальных проблем для современной юридической науки. Предметом исследования являются судебная практика и судебный прецедент как возможные, приемлемые и полноценные источники российского права. Разработка обозначенной проблемы связана с повышением качества законодательства. Цель статьи заключается в разработке теоретических положений, содержащих обоснование значимости официального признания судебной практики и судебного прецедента в качестве источников права в условиях продвижения судебной реформы и проведения работы по гармонизации законодательства. Методологической основой исследования является диалектический метод познания, а также формально-юридический, сравнительно-правовой, исторический, логический, системный методы. Научная новизна статьи состоит в том, что в ней впервые подробно исследован комплекс вопросов, касающихся включения судебной практики и судебного прецедента в число источников права в свете модернизации российского законотворчества. Разработаны теоретические положения и практические рекомендации, позволяющие развивать доктрину судебной практики и судебного прецедента в России.
Желдыбина Т.А. - Судебная практика и судебный прецедент: приемлемость в качестве источника права в свете модернизации законотворчества в России c. 1060-1067

DOI:
10.7256/2454-0706.2016.8.52685

Аннотация: Проблема судебного правотворчества является одной из актуальных проблем для современной юридической науки. Предметом исследования являются судебная практика и судебный прецедент как возможные, приемлемые и полноценные источники российского права. Разработка обозначенной проблемы связана с повышением качества законодательства. Цель статьи заключается в разработке теоретических положений, содержащих обоснование значимости официального признания судебной практики и судебного прецедента в качестве источников права в условиях продвижения судебной реформы и проведения работы по гармонизации законодательства. Методологической основой исследования является диалектический метод познания, а также формально-юридический, сравнительно-правовой, исторический, логический, системный методы. Научная новизна статьи состоит в том, что в ней впервые подробно исследован комплекс вопросов, касающихся включения судебной практики и судебного прецедента в число источников права в свете модернизации российского законотворчества. Разработаны теоретические положения и практические рекомендации, позволяющие развивать доктрину судебной практики и судебного прецедента в России.
Антропология права
Куликов Е.А., Бирюков И.И. - «Государство правды» и правовое государство: сравнительный анализ на основе правовой доктрины евразийства

DOI:
10.7256/2454-0706.2016.8.12570

Аннотация: В рамках настоящей статьи исследуются феномены правового государства и государства правды как альтернативные государственно-правовые идеалы. Правовое государство трактуется как родившееся на почве романо-германской цивилизации образование, которое является приемлемым именно для правовой культуры западноевропейских и североамериканских народов. Характеристика государства правды основывается на трудах правоведов евразийского направления русской мысли М.В. Шахматова и Н.Н. Алексеева. Рассматриваются достоинства и недостатки указанных феноменов, а также их соответствие историческим условиям развития российского суперэтноса. Феномен правового государства проверяется на предмет его соотношения с феноменом полицейского государства. Основным методом в рамках статьи выступает сравнительный метод, который используется при сопоставлении правового государства и государства правды по нескольким показателям. Применяется также принцип историзма для выявления совместимости государственно-правового идеала с историческими условиями формирования российской государственности. Авторы ставят вопрос о неприменимости идеала правового государства ко всем народам, утверждают о его тесной связи с полицейским государством, обосновывают точку зрения, что для России более приемлемым выступает идеал государства правды, который опирается не на внешнее позитивно-правовое воздействие индивидуумов, а на их внутреннее совершенствование, на совесть, на зрелый уровень правосознания. Правовое государство - это низшая ступень, ступень механического следования законодательным требованиям, независимо от того, как именно относится к ним личность, государство правды - более высокая ступень идеала, для которой важно, чтобы личность внутренне приняла правила поведения, чтобы они соответствовали кодексу её совести.
Куликов Е.А., Бирюков И.И. - «Государство правды» и правовое государство: сравнительный анализ на основе правовой доктрины евразийства c. 1068-1074

DOI:
10.7256/2454-0706.2016.8.52686

Аннотация: В рамках настоящей статьи исследуются феномены правового государства и государства правды как альтернативные государственно-правовые идеалы. Правовое государство трактуется как родившееся на почве романо-германской цивилизации образование, которое является приемлемым именно для правовой культуры западноевропейских и североамериканских народов. Характеристика государства правды основывается на трудах правоведов евразийского направления русской мысли М.В. Шахматова и Н.Н. Алексеева. Рассматриваются достоинства и недостатки указанных феноменов, а также их соответствие историческим условиям развития российского суперэтноса. Феномен правового государства проверяется на предмет его соотношения с феноменом полицейского государства. Основным методом в рамках статьи выступает сравнительный метод, который используется при сопоставлении правового государства и государства правды по нескольким показателям. Применяется также принцип историзма для выявления совместимости государственно-правового идеала с историческими условиями формирования российской государственности. Авторы ставят вопрос о неприменимости идеала правового государства ко всем народам, утверждают о его тесной связи с полицейским государством, обосновывают точку зрения, что для России более приемлемым выступает идеал государства правды, который опирается не на внешнее позитивно-правовое воздействие индивидуумов, а на их внутреннее совершенствование, на совесть, на зрелый уровень правосознания. Правовое государство - это низшая ступень, ступень механического следования законодательным требованиям, независимо от того, как именно относится к ним личность, государство правды - более высокая ступень идеала, для которой важно, чтобы личность внутренне приняла правила поведения, чтобы они соответствовали кодексу её совести.
История государства и права
Мамедова В.Э. - Специфика развития корпоративного регулирования политических организаций в России в период отсутствия их законодательной институционализации (до начала XX века)

DOI:
10.7256/2454-0706.2016.8.17926

Аннотация: Предметом исследования выступают первичные нормативные регуляторы внутренних отношений политических объединений в России. Автор подробно излагает особенности процесса зарождения и эволюции внутрипартийного (корпоративного) регулирования в рамках протопартийных политических объединений, существовавших в период отсутствия специального государственного регулирования их деятельности (до начала XX века). Особое внимание уделяется формированию системы источников норм внутреннего (корпоративного) регулирования политических объединений, выделению круга отношений, составляющих современный предмет внутрипартийного регулирования, эволюции институтов партийного членства, внутрипартийной формы правления и организационно-территориального устройства объединения. Методологическую основу исследования составили диалектический и исторический методы познания, позволившие показать социальную природу внутрипартийного регулирования, его взаимосвязи с иными общественными явлениями в их развитии, а также методы анализа, синтеза и логический метод. Особым вкладом автора в исследование темы является выход за рамки общепринятого подхода к определению рубежа XIX-XX веков в качестве начальной точки зарождения российских политических объединений и отстаивание тезиса о наличии в России многовековых традиций партийной саморегуляции. Выявленные в ходе историко-правового исследования национальные особенности и тенденции формирования внутрипартийного регулирования в России позволяют прогнозировать дальнейшее развитие данной системы, предоставляют материал для выстраивания программы их реформирования.
Фокина В.Э. - Специфика развития корпоративного регулирования политических организаций в России в период отсутствия их законодательной институционализации (до начала XX века) c. 1075-1082

DOI:
10.7256/2454-0706.2016.8.52687

Аннотация: Предметом исследования выступают первичные нормативные регуляторы внутренних отношений политических объединений в России. Автор подробно излагает особенности процесса зарождения и эволюции внутрипартийного (корпоративного) регулирования в рамках протопартийных политических объединений, существовавших в период отсутствия специального государственного регулирования их деятельности (до начала XX века). Особое внимание уделяется формированию системы источников норм внутреннего (корпоративного) регулирования политических объединений, выделению круга отношений, составляющих современный предмет внутрипартийного регулирования, эволюции институтов партийного членства, внутрипартийной формы правления и организационно-территориального устройства объединения. Методологическую основу исследования составили диалектический и исторический методы познания, позволившие показать социальную природу внутрипартийного регулирования, его взаимосвязи с иными общественными явлениями в их развитии, а также методы анализа, синтеза и логический метод. Особым вкладом автора в исследование темы является выход за рамки общепринятого подхода к определению рубежа XIX-XX веков в качестве начальной точки зарождения российских политических объединений и отстаивание тезиса о наличии в России многовековых традиций партийной саморегуляции. Выявленные в ходе историко-правового исследования национальные особенности и тенденции формирования внутрипартийного регулирования в России позволяют прогнозировать дальнейшее развитие данной системы, предоставляют материал для выстраивания программы их реформирования.
Юридический практикум
Синяева М.И., Шуклин И.А. - Преступность несовершеннолетних в Центрально-Чернозёмной зоне России: факторный анализ причин и проблемы профилактики c. 1083-1089

DOI:
10.7256/2454-0706.2016.8.52688

Аннотация: В статье рассматривается динамика изменения социального портрета преступности несовершеннолетних в Центрально-Черноземной зоне России на основе системного подхода в контексте факторов, обусловленных последствиями негативного влияния глобального информационного пространства на сознание молодого поколения. Учитывая социальный характер преступности несовершеннолетних, актуальным представляется исследование проблем ее неравномерного распределения в Черноземной зоне России, регионы которой не отличаются существенной диспропорцией своего развития, то есть имеют приблизительно равные показатели в социально-экономической, демографической, культурно-исторической, информационной и других сферах жизнедеятельности. Проведен глубокий анализ объективной информации как о количественном, так и о качественном содержании факторов, влияющих на криминализацию подростковой молодежи. Практическая значимость аналитических материалов о динамике изменения социального портрета преступности несовершеннолетних заключается в том, что они могут быть использованы при выработке и принятии соответствующих государственных и общественных мер в центре и регионах страны в сфере профилактики правонарушений и борьбы с преступностью
Синяева М.И., Шуклин И.А. - Преступность несовершеннолетних в Центрально-Чернозёмной зоне России: факторный анализ причин и проблемы профилактики

DOI:
10.7256/2454-0706.2016.8.16444

Аннотация: В статье рассматривается динамика изменения социального портрета преступности несовершеннолетних в Центрально-Черноземной зоне России на основе системного подхода в контексте факторов, обусловленных последствиями негативного влияния глобального информационного пространства на сознание молодого поколения. Учитывая социальный характер преступности несовершеннолетних, актуальным представляется исследование проблем ее неравномерного распределения в Черноземной зоне России, регионы которой не отличаются существенной диспропорцией своего развития, то есть имеют приблизительно равные показатели в социально-экономической, демографической, культурно-исторической, информационной и других сферах жизнедеятельности. Проведен глубокий анализ объективной информации как о количественном, так и о качественном содержании факторов, влияющих на криминализацию подростковой молодежи. Практическая значимость аналитических материалов о динамике изменения социального портрета преступности несовершеннолетних заключается в том, что они могут быть использованы при выработке и принятии соответствующих государственных и общественных мер в центре и регионах страны в сфере профилактики правонарушений и борьбы с преступностью
Правоведение
Паутова М.Н. - Правовой режим иностранных инвестиций в топливно-энергетическом комплексе Российской Федерации

DOI:
10.7256/2454-0706.2016.8.19931

Аннотация: В статье рассматривается правовой режим иностранных инвестиций в топливно-энергетический комплекс Российской Федерации. Рассматривается законодательство, а также судебная практика в отношении иностранных инвестиций в топливно-энергетический комплекс. Рассматриваются международно-правовые нормы, регулирующие инвестиции в ТЭК. Рассматривается вопрос о том, каким является наиболее выгодный для иностранных инвесторов правовой режим инвестирования, так вопрос о применимом режиме на практике приводит не всегда к однозначным результатам. Утверждается, что несмотря на установление национального режима в отношении иностранных инвестиций, топливно-энергетический комплекс по природе своей является той сферой хозяйственной деятельности, где в отступление от принципа (национальный режим) может применяться дискриминационный режим правового регулирования (режим наибольшего благоприятствования). В тоже время, отмечается, что на практике иностранные инвесторы в ТЭК поставлены в более выгодное положение, чем национальные, что связано с необходимостью привлечения иностранных инвестиций, а также технологий разведки и добычи энергоресурсов.
Паутова М.Н. - Правовой режим иностранных инвестиций в топливно-энергетическом комплексе Российской Федерации c. 958-962

DOI:
10.7256/2454-0706.2016.8.52672

Аннотация: В статье рассматривается правовой режим иностранных инвестиций в топливно-энергетический комплекс Российской Федерации. Рассматривается законодательство, а также судебная практика в отношении иностранных инвестиций в топливно-энергетический комплекс. Рассматриваются международно-правовые нормы, регулирующие инвестиции в ТЭК. Рассматривается вопрос о том, каким является наиболее выгодный для иностранных инвесторов правовой режим инвестирования, так вопрос о применимом режиме на практике приводит не всегда к однозначным результатам. Утверждается, что несмотря на установление национального режима в отношении иностранных инвестиций, топливно-энергетический комплекс по природе своей является той сферой хозяйственной деятельности, где в отступление от принципа (национальный режим) может применяться дискриминационный режим правового регулирования (режим наибольшего благоприятствования). В тоже время, отмечается, что на практике иностранные инвесторы в ТЭК поставлены в более выгодное положение, чем национальные, что связано с необходимостью привлечения иностранных инвестиций, а также технологий разведки и добычи энергоресурсов.
Кириллова Е.А. - Правовые основания и виды наследования в гражданском законодательстве России

DOI:
10.7256/2454-0706.2016.8.12858

Аннотация: В данной статье рассматриваются правовые основания и виды наследования в гражданском праве РФ с учетом новейших положений российского законодательства. Цель исследования – рассмотреть правовые категории в сфере оснований наследования по российскому наследственному праву. Предложен авторский подход к вопросам наследования. Предлагаемый новый подход к пониманию оснований наследования позволит решить некоторые частные вопросы наследственного преемства различных категорий наследников, в том числе за счет обоснования целесообразности распространения на них тех или иных условий наследования по завещанию, по закону. В ходе исследования применялась совокупность общенаучных и частно-научных методов, что позволило спрогнозировать определенные тенденции в развитии института наследственного права и выработать ряд научно-обоснованных рекомендаций и предложений. Под правовыми основаниями наследования в гражданском законодательстве России понимается завещание и закон, что не соответствует действительности. Предложено дифференцировать основания наследования и виды наследования, на базе этого построить логичный понятийный аппарат, который был бы использован в теории гражданского права и в законодательстве. В статье дается авторская классификация оснований наследования.
Кириллова Е.А. - Правовые основания и виды наследования в гражданском законодательстве России c. 963-967

DOI:
10.7256/2454-0706.2016.8.52673

Аннотация: В данной статье рассматриваются правовые основания и виды наследования в гражданском праве РФ с учетом новейших положений российского законодательства. Цель исследования – рассмотреть правовые категории в сфере оснований наследования по российскому наследственному праву. Предложен авторский подход к вопросам наследования. Предлагаемый новый подход к пониманию оснований наследования позволит решить некоторые частные вопросы наследственного преемства различных категорий наследников, в том числе за счет обоснования целесообразности распространения на них тех или иных условий наследования по завещанию, по закону. В ходе исследования применялась совокупность общенаучных и частно-научных методов, что позволило спрогнозировать определенные тенденции в развитии института наследственного права и выработать ряд научно-обоснованных рекомендаций и предложений. Под правовыми основаниями наследования в гражданском законодательстве России понимается завещание и закон, что не соответствует действительности. Предложено дифференцировать основания наследования и виды наследования, на базе этого построить логичный понятийный аппарат, который был бы использован в теории гражданского права и в законодательстве. В статье дается авторская классификация оснований наследования.
Уфимцева Е.В. - Принципы права как критерий разграничения отраслей в системе права: теоретический анализ

DOI:
10.7256/2454-0706.2016.8.16374

Аннотация: Настоящая статья посвящена исследованию актуальной для современной юриспруденции проблемы разграничения отраслей в системе отечественного права. В статье освещается один из субсидиарных критериев отраслеобразования, наиболее часто упоминаемый в современной исследовательской литературе – принципы права. Автором характеризуется природа принципов права, в том числе с точки зрения наличия в ней объективного и субъективного начал, местоположение принципов права в системе права, их основные функции и значение для организации нормативного материала внутри системы права. В статье обосновывается возможность использования принципов права в качестве субсидиарного критерия отраслеобразования, приводятся соответствующие примеры. Кроме того, автором статьи приведены, проанализированы и прокомментированы взгляды советских и современных отечественных теоретиков права на принципы права, их роль в процессе организации нормативного материала в системе права. Научная новизна статьи заключается в специальном исследовании принципов права как самостоятельного критерия разграничения отраслей в системе права. Подобные исследования в современной юридической науке в настоящее время не встречаются. Настоящая статья будет представлять интерес для широкого круга читателей: как для исследователей системы права и критериев отраслеобразования, так и для правоведов-отраслевиков и практикующих юристов.
Уфимцева Е.В. - Принципы права как критерий разграничения отраслей в системе права: теоретический анализ c. 968-976

DOI:
10.7256/2454-0706.2016.8.52674

Аннотация: Настоящая статья посвящена исследованию актуальной для современной юриспруденции проблемы разграничения отраслей в системе отечественного права. В статье освещается один из субсидиарных критериев отраслеобразования, наиболее часто упоминаемый в современной исследовательской литературе – принципы права. Автором характеризуется природа принципов права, в том числе с точки зрения наличия в ней объективного и субъективного начал, местоположение принципов права в системе права, их основные функции и значение для организации нормативного материала внутри системы права. В статье обосновывается возможность использования принципов права в качестве субсидиарного критерия отраслеобразования, приводятся соответствующие примеры. Кроме того, автором статьи приведены, проанализированы и прокомментированы взгляды советских и современных отечественных теоретиков права на принципы права, их роль в процессе организации нормативного материала в системе права. Научная новизна статьи заключается в специальном исследовании принципов права как самостоятельного критерия разграничения отраслей в системе права. Подобные исследования в современной юридической науке в настоящее время не встречаются. Настоящая статья будет представлять интерес для широкого круга читателей: как для исследователей системы права и критериев отраслеобразования, так и для правоведов-отраслевиков и практикующих юристов.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.