по
Право и политика
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция журнала > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Право и политика" > Содержание № 03, 2016
Выходные данные сетевого издания "Право и политика"
Номер подписан в печать: 28-03-2016
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Даниленко Денис Васильевич, доктор права (Франция), danilenko_d@mail.ru
ISSN: 2454-0706
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 03, 2016
Теория
Бахарев Д.В. - Пространственное мышление в криминологии. Часть I. Теоретические предпосылки и методологические основы применения методов пространственного анализа в познании механизма детерминации преступности

DOI:
10.7256/2454-0706.2016.3.18131

Аннотация: Объектом исследования в настоящей статье являются возможности и перспективы использования в криминологических исследованиях достижений пространственной науки. Предметом исследования выступают теоретические предпосылки и методологические основы применения методов пространственного анализа в познании механизма детерминации преступности. Актуализируется вопрос о важности формирования у современного исследователя закономерностей формирования территориальных различий показателей преступности специфического пространственного или географического мышления. Оно позволяет познать закономерности функционирования определенной социальной системы в пространственном разрезе, которые, в свою очередь, можно «наложить» на уже известные к настоящему времени закономерности формирования территориальных различий преступности и, в результате этого, расширить представление о механизме детерминации преступности в целом. Методологию исследования составляют базовые положения цикла социально-экономических наук (криминологии, социологии, региональной экономики, социально-экономической географии, демографии и др.), касающиеся сущности, содержания и методов изучения социальных явлений и процессов, в первую очередь, преступности. Исследование базируется на объективном диалектическом методе познания социальных и правовых явлений и процессов, относящихся к избранной теме, изучения их взаимосвязи и взаимодействия. Кроме того, в основу исследования положены следующие общенаучные методы: анализа и синтеза, исторический, логический, обобщения, абстракции, сравнения, системного анализа, моделирования и др. Также в статье обосновывается тезис о необходимости широкого использования в рамках пространственного анализа картографических и статистических методов исследования. Новизна исследования заключается в анализе теоретических предпосылок и в разработке на этой основе методологических основ пространственного анализа социально-экономических явлений и процессов, включая преступность. Пространственный анализ позиционируется как самостоятельное, более узкое направление научных исследований в рамках географии преступности, которая, в свою очередь, является одним из разделов криминологической теории детерминации, изучающим причинный комплекс преступности в территориальном аспекте
Бахарев Д.В. - Пространственное мышление в криминологии. Часть I. Теоретические предпосылки и методологические основы применения методов пространственного анализа в познании механизма детерминации преступности c. 306-312

DOI:
10.7256/2454-0706.2016.3.52597

Аннотация: Объектом исследования в настоящей статье являются возможности и перспективы использования в криминологических исследованиях достижений пространственной науки. Предметом исследования выступают теоретические предпосылки и методологические основы применения методов пространственного анализа в познании механизма детерминации преступности. Актуализируется вопрос о важности формирования у современного исследователя закономерностей формирования территориальных различий показателей преступности специфического пространственного или географического мышления. Оно позволяет познать закономерности функционирования определенной социальной системы в пространственном разрезе, которые, в свою очередь, можно «наложить» на уже известные к настоящему времени закономерности формирования территориальных различий преступности и, в результате этого, расширить представление о механизме детерминации преступности в целом. Методологию исследования составляют базовые положения цикла социально-экономических наук (криминологии, социологии, региональной экономики, социально-экономической географии, демографии и др.), касающиеся сущности, содержания и методов изучения социальных явлений и процессов, в первую очередь, преступности. Исследование базируется на объективном диалектическом методе познания социальных и правовых явлений и процессов, относящихся к избранной теме, изучения их взаимосвязи и взаимодействия. Кроме того, в основу исследования положены следующие общенаучные методы: анализа и синтеза, исторический, логический, обобщения, абстракции, сравнения, системного анализа, моделирования и др. Также в статье обосновывается тезис о необходимости широкого использования в рамках пространственного анализа картографических и статистических методов исследования. Новизна исследования заключается в анализе теоретических предпосылок и в разработке на этой основе методологических основ пространственного анализа социально-экономических явлений и процессов, включая преступность. Пространственный анализ позиционируется как самостоятельное, более узкое направление научных исследований в рамках географии преступности, которая, в свою очередь, является одним из разделов криминологической теории детерминации, изучающим причинный комплекс преступности в территориальном аспекте
Закон и правопорядок
Костогрызов П.И. - Общество и государство в борьбе с преступностью: латиноамериканский опыт

DOI:
10.7256/2454-0706.2016.3.14890

Аннотация: Латинская Америка остается одним из наиболее криминализованных регионов мира. В то же время государства региона обладают опытом успешного противодействия преступности. Предметом исследования является деятельность общественных институтов стран Латинской Америки по контролю над преступностью. На примере Гватемалы, Колумбии и Перу анализируется опыт борьбы латиноамериканского общества с преступностью в условиях слабости правоохранительного аппарата государства.Рассматриваются подходы властей латиноамериканских стран к общественным институтам противодействия преступности, показана эволюция этих подходов в конце ХХ – начале ХХІ вв. Использован системный подход, а также обще- и частнонаучные методы познания, прежде всего, сравнительно-правовой и исторический. Показаны различные формы ответа гражданского общества на вызовы, связанные с внутренними вооруженными конфликтами и ростом криминала. Делаются выводы о важности социальной организации в условиях слабости государственных институтов; о том, что оптимальной формой такой организации являются общины; о необходимости для государства опоры на общественные силы для проведения успешной уголовно-правовой политики.
Костогрызов П.И. - Общество и государство в борьбе с преступностью: латиноамериканский опыт c. 313-320

DOI:
10.7256/2454-0706.2016.3.52598

Аннотация: Латинская Америка остается одним из наиболее криминализованных регионов мира. В то же время государства региона обладают опытом успешного противодействия преступности. Предметом исследования является деятельность общественных институтов стран Латинской Америки по контролю над преступностью. На примере Гватемалы, Колумбии и Перу анализируется опыт борьбы латиноамериканского общества с преступностью в условиях слабости правоохранительного аппарата государства.Рассматриваются подходы властей латиноамериканских стран к общественным институтам противодействия преступности, показана эволюция этих подходов в конце ХХ – начале ХХІ вв. Использован системный подход, а также обще- и частнонаучные методы познания, прежде всего, сравнительно-правовой и исторический. Показаны различные формы ответа гражданского общества на вызовы, связанные с внутренними вооруженными конфликтами и ростом криминала. Делаются выводы о важности социальной организации в условиях слабости государственных институтов; о том, что оптимальной формой такой организации являются общины; о необходимости для государства опоры на общественные силы для проведения успешной уголовно-правовой политики.
Андриянов Р.В. - Уголовно-правовая ответственность за побег из пенитенциарных учреждений по законодательству зарубежных стран

DOI:
10.7256/2454-0706.2016.3.15806

Аннотация: Объектом исследования выступают общественные отношения в области деятельности исправительных учреждений и следственных изоляторов по предупреждению побегов. Предметом исследования является уголовно - правовые нормы регламентирующие общественные отношения складывающиеся в процессе предупреждения совершения побегов осужденными из исправительных учреждений. В целях оптимизации российского законодательства в соответствующей части представляется необходимым исследовать зарубежный опыт уголовно-правовой регламентации понятия преступления и его общественной опасности, квалифицирующий состав побега, уголовной ответственности за побег. Автором рассматриваются аспекты привлечения к уголовной ответственности за совершение побега или оказания помощи в совершении побега как со стороны сотрудников, так и других лиц. методом исследования является сравнительный анализ законодательства зарубежных стран с точки зрения отношения к общественной опасности Законодатели и уголовно-правовая доктрина зарубежных стран в целом признают категории «общественная вредность» и «общественная опасность» преступления. При этом нет единого мнения о форме их отражения в уголовном законодательстве. Кроме указанного не всегда можно найти нормы об ответственности за уклонения осужденными от наказаний, связанных с лишением свободы (побегов).
Андриянов Р.В. - Уголовно-правовая ответственность за побег из пенитенциарных учреждений по законодательству зарубежных стран c. 321-325

DOI:
10.7256/2454-0706.2016.3.52599

Аннотация: Объектом исследования выступают общественные отношения в области деятельности исправительных учреждений и следственных изоляторов по предупреждению побегов. Предметом исследования является уголовно - правовые нормы регламентирующие общественные отношения складывающиеся в процессе предупреждения совершения побегов осужденными из исправительных учреждений. В целях оптимизации российского законодательства в соответствующей части представляется необходимым исследовать зарубежный опыт уголовно-правовой регламентации понятия преступления и его общественной опасности, квалифицирующий состав побега, уголовной ответственности за побег. Автором рассматриваются аспекты привлечения к уголовной ответственности за совершение побега или оказания помощи в совершении побега как со стороны сотрудников, так и других лиц. методом исследования является сравнительный анализ законодательства зарубежных стран с точки зрения отношения к общественной опасности Законодатели и уголовно-правовая доктрина зарубежных стран в целом признают категории «общественная вредность» и «общественная опасность» преступления. При этом нет единого мнения о форме их отражения в уголовном законодательстве. Кроме указанного не всегда можно найти нормы об ответственности за уклонения осужденными от наказаний, связанных с лишением свободы (побегов).
Власть и управление
Манойло А.В. - Модели выработки политических решений в Российской Федерации: эволюция управленческих парадигм

DOI:
10.7256/2454-0706.2016.3.17453

Аннотация: В настоящей статье раскрывается эволюционный процесс формирования моделей выработки и принятия политических решений в Российской Федерации на национально-государственном уровне. Автор отмечает, что за период новейшей истории России (начиная с момента образования Российской Федерации в 1991 году) в стране последовательно сменилось три модели выработки и принятия управленческих решений: полицентрическую, вертикально-централизованную и комбинированную. Последняя - комбинированная - модель выработки и принятия политических решений действует в Российской Федерации в настоящее время. Методологической основой исследования является системный, структурно-функциональный, сравнительно-политический подходы, методы анализа, синтеза, индукции, дедукции, наблюдения. Каждая из указанных в статье моделей выработки и принятия политических решений (полицентрическая, вертикально-централизованная и комбинированная) соответствовала социально-политической формации российского государства на определенных этапах его развития и уступала место следующей модели под влиянием коренных изменений в политической жизни российского общества, которые влекли за собой существенные изменения политической системы и политического режима в Российской Федерации. В совокупности все три модели представляют собой этапы одного и того же эволюционного процесса, экстраполяция которого позволяет прогнозировать те изменения, которые ждут действующую сегодня в Российской Федерации комбинированную модель выработки и принятия политических решений в будущем.
Манойло А.В. - Модели выработки политических решений в Российской Федерации: эволюция управленческих парадигм c. 326-329

DOI:
10.7256/2454-0706.2016.3.52600

Аннотация: В настоящей статье раскрывается эволюционный процесс формирования моделей выработки и принятия политических решений в Российской Федерации на национально-государственном уровне. Автор отмечает, что за период новейшей истории России (начиная с момента образования Российской Федерации в 1991 году) в стране последовательно сменилось три модели выработки и принятия управленческих решений: полицентрическую, вертикально-централизованную и комбинированную. Последняя - комбинированная - модель выработки и принятия политических решений действует в Российской Федерации в настоящее время. Методологической основой исследования является системный, структурно-функциональный, сравнительно-политический подходы, методы анализа, синтеза, индукции, дедукции, наблюдения. Каждая из указанных в статье моделей выработки и принятия политических решений (полицентрическая, вертикально-централизованная и комбинированная) соответствовала социально-политической формации российского государства на определенных этапах его развития и уступала место следующей модели под влиянием коренных изменений в политической жизни российского общества, которые влекли за собой существенные изменения политической системы и политического режима в Российской Федерации. В совокупности все три модели представляют собой этапы одного и того же эволюционного процесса, экстраполяция которого позволяет прогнозировать те изменения, которые ждут действующую сегодня в Российской Федерации комбинированную модель выработки и принятия политических решений в будущем.
Авдеев Д.А., Кувшинов А.М. - Об оптимизации деятельности главы субъекта Федерации (российский и германский опыт)

DOI:
10.7256/2454-0706.2016.3.18315

Аннотация: В статье анализируется правовой статус высшего должностного лица субъекта федерации. Рассматривается отечественный и германский опыт конституционно-правового регулирования данного института. Проводится сравнительный анализ различных аспектов деятельности высшего должностного лица в Российской Федерации и Федеративной Республике Германия: порядка его формирования, компетенции, основы взаимоотношений с региональным парламентом, доля его участия в деятельности федеральных органов государственной власти, основания прекращения полномочий главы субъекта Федерации. В ходе исследования выделяются общие черты и национальные особенности рассматриваемого института в Российской Федерации и Федеративной республики Германии (на примере отдельных субъектов федерации). На основании чего анализируются признаки моделей организации и деятельности главы субъекта Федерации, установленные российском законодательством. Основными методами данного исследования являются системно-структурный метод, технико-юридический метод и сравнительно-правовой метод. Проведенное исследование позволяет прийти к выводу, что в Федеральном законе от 6 октября 1999 года №-184 ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» фактически одновременно закрепляются две исключающие друг друга правовые модели организации деятельности высшего должностного лица субъекта Федерации, основанные на концепциях децентрализованного и централизованного типа публичного управления. С учетом исторического опыта отечественного публичного управления авторами обосновывается целесообразность применения в современных условиях организации системы органов государственной власти субъекта Российской Федерации «централизованной» модели деятельности главы субъекта Федерации.
Авдеев Д.А., Кувшинов А.М. - Об оптимизации деятельности главы субъекта Федерации (российский и германский опыт) c. 330-340

DOI:
10.7256/2454-0706.2016.3.52601

Аннотация: В статье анализируется правовой статус высшего должностного лица субъекта федерации. Рассматривается отечественный и германский опыт конституционно-правового регулирования данного института. Проводится сравнительный анализ различных аспектов деятельности высшего должностного лица в Российской Федерации и Федеративной Республике Германия: порядка его формирования, компетенции, основы взаимоотношений с региональным парламентом, доля его участия в деятельности федеральных органов государственной власти, основания прекращения полномочий главы субъекта Федерации. В ходе исследования выделяются общие черты и национальные особенности рассматриваемого института в Российской Федерации и Федеративной республики Германии (на примере отдельных субъектов федерации). На основании чего анализируются признаки моделей организации и деятельности главы субъекта Федерации, установленные российском законодательством. Основными методами данного исследования являются системно-структурный метод, технико-юридический метод и сравнительно-правовой метод. Проведенное исследование позволяет прийти к выводу, что в Федеральном законе от 6 октября 1999 года №-184 ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» фактически одновременно закрепляются две исключающие друг друга правовые модели организации деятельности высшего должностного лица субъекта Федерации, основанные на концепциях децентрализованного и централизованного типа публичного управления. С учетом исторического опыта отечественного публичного управления авторами обосновывается целесообразность применения в современных условиях организации системы органов государственной власти субъекта Российской Федерации «централизованной» модели деятельности главы субъекта Федерации.
Международные альянсы
Курбанов Р.А. - Межправительственный орган по вопросам развития как интеграционное объединение восточно-африканского региона

DOI:
10.7256/2454-0706.2016.3.18348

Аннотация: Интеграционные процессы на данном этапе развития охватили все мировое пространство. Исключением не является и африканский континент, где существует значительное количество региональных организаций, многие из которых существуют уже не одно десятилетие, а африканские государства зачастую являются членами нескольких объединений. Статья посвящена Межправительственному органу по вопросам развития – истории его создания; функционированию; институциональной структуре; нормативным актам, разработанным в его рамках; а также влиянию, которое он оказывает на национальное право государств-членов организации. Особое внимание уделяется интеграционной роли, которую может играть данная организация. Изучаются конкретные проекты, предпринятые в рамках сотрудничества государств-членов на платформе данной организации. ИГАД все еще находится на уровне координации и согласования действий между государствами-членами и еще не достиг стадии интеграции в форме, например, зоны свободной торговли. Автор также подчеркивает сложности работы данной организации связанные с дублированием проектов в рамках региона из-за наложения друг на друга деятельности двух региональных организаций ИГАД и КОМЕСА.
Курбанов Р.А. - Межправительственный орган по вопросам развития как интеграционное объединение восточно-африканского региона c. 341-360

DOI:
10.7256/2454-0706.2016.3.52602

Аннотация: Интеграционные процессы на данном этапе развития охватили все мировое пространство. Исключением не является и африканский континент, где существует значительное количество региональных организаций, многие из которых существуют уже не одно десятилетие, а африканские государства зачастую являются членами нескольких объединений. Статья посвящена Межправительственному органу по вопросам развития – истории его создания; функционированию; институциональной структуре; нормативным актам, разработанным в его рамках; а также влиянию, которое он оказывает на национальное право государств-членов организации. Особое внимание уделяется интеграционной роли, которую может играть данная организация. Изучаются конкретные проекты, предпринятые в рамках сотрудничества государств-членов на платформе данной организации. ИГАД все еще находится на уровне координации и согласования действий между государствами-членами и еще не достиг стадии интеграции в форме, например, зоны свободной торговли. Автор также подчеркивает сложности работы данной организации связанные с дублированием проектов в рамках региона из-за наложения друг на друга деятельности двух региональных организаций ИГАД и КОМЕСА.
Системы международной безопасности
Никитина И.Э. - Институционно-правовая значимость включенности криминалистической базы данных и учета в систему сотрудничества государств-членов Европейского Союза по уголовным делам

DOI:
10.7256/2454-0706.2016.3.14768

Аннотация: В работе автор подробно рассматривает институционно-правовую значимость включенности криминалистической базы данных и учета в систему сотрудничества государств-членов Европейского Союза по уголовным делам. Анализируется процесс создания информационной системы автоматизированного обмена криминалистической информацией, принципы, основы и субъекты, институционной механизм обеспечения и реализации положений Прюмского договора. Обеспечение межгосударственного процесса обмена криминалистической информацией, стимулирование положительных и минимизация негативных последствий хранения и передачи информации, включая персональные данные личности. При помощи диалектического метода, а также традиционно важной роли сравнительно-правовой методики изучения законодательства, призванного обеспечить борьбу с преступностью, в статье проводится оценочный анализ слабых и сильных сторон Прюмского договора. Основными выводами проведенного исследования является тот факт, что сотрудничество правоохранительных органов государств-членов Европейского Союза по уголовным делам перешло на новый качественный уровень развития. Отмечается, что с вступлением в силу Прюмского договора процесс унификации законодательства в области защиты прав и свобод человека получил свое дальнейшее развитие. Выводы статьи могут быть полезны правоприменительным органам при раскрытии и расследовании трансграничных преступлений.
Никитина И.Э. - Институционно-правовая значимость включенности криминалистической базы данных и учета в систему сотрудничества государств-членов Европейского Союза по уголовным делам c. 361-372

DOI:
10.7256/2454-0706.2016.3.52603

Аннотация: В работе автор подробно рассматривает институционно-правовую значимость включенности криминалистической базы данных и учета в систему сотрудничества государств-членов Европейского Союза по уголовным делам. Анализируется процесс создания информационной системы автоматизированного обмена криминалистической информацией, принципы, основы и субъекты, институционной механизм обеспечения и реализации положений Прюмского договора. Обеспечение межгосударственного процесса обмена криминалистической информацией, стимулирование положительных и минимизация негативных последствий хранения и передачи информации, включая персональные данные личности. При помощи диалектического метода, а также традиционно важной роли сравнительно-правовой методики изучения законодательства, призванного обеспечить борьбу с преступностью, в статье проводится оценочный анализ слабых и сильных сторон Прюмского договора. Основными выводами проведенного исследования является тот факт, что сотрудничество правоохранительных органов государств-членов Европейского Союза по уголовным делам перешло на новый качественный уровень развития. Отмечается, что с вступлением в силу Прюмского договора процесс унификации законодательства в области защиты прав и свобод человека получил свое дальнейшее развитие. Выводы статьи могут быть полезны правоприменительным органам при раскрытии и расследовании трансграничных преступлений.
Международное право в ХХI веке
Лемяскина Н.Е. - Возможные варианты реформы Апелляционного органа Всемирной торговой организации.

DOI:
10.7256/2454-0706.2016.3.18228

Аннотация: По итогам двадцатилетней работы Органа по разрешениям споров Всемирной торговой организации (далее – ВТО) стало очевидно, что существующий порядок формирования Апелляционного органа ВТО не позволяет Органу по разрешению споров ВТО в установленные сроки рассмотреть поступающие жалобы. В настоящей статье автор подробно исследует такие вопросы как основные проблемы в работе и необходимость проведения реформы заложенного механизма функционирования Апелляционного органа ВТО, задачей которой является повышение эффективности работы Органа по разрешению споров ВТО. Проведен анализ различных предложений, высказанных государствами-членами, а также освещены их главные опасения, связанные с возможными изменениями. Основным результатом проведенного анализа является вывод, что существующая система разрешения споров ВТО нуждается в безотлагательном поэтапном реформировании. Первостепенной мерой может послужить увеличение состава членов Апелляционного органа ВТО. Такая мера способна ускорить процесс рассмотрения жалоб и расширить пропускную способность Органа по разрешению споров ВТО.
Лемяскина Н.Е. - Возможные варианты реформы Апелляционного органа Всемирной торговой организации. c. 373-379

DOI:
10.7256/2454-0706.2016.3.52604

Аннотация: По итогам двадцатилетней работы Органа по разрешениям споров Всемирной торговой организации (далее – ВТО) стало очевидно, что существующий порядок формирования Апелляционного органа ВТО не позволяет Органу по разрешению споров ВТО в установленные сроки рассмотреть поступающие жалобы. В настоящей статье автор подробно исследует такие вопросы как основные проблемы в работе и необходимость проведения реформы заложенного механизма функционирования Апелляционного органа ВТО, задачей которой является повышение эффективности работы Органа по разрешению споров ВТО. Проведен анализ различных предложений, высказанных государствами-членами, а также освещены их главные опасения, связанные с возможными изменениями. Основным результатом проведенного анализа является вывод, что существующая система разрешения споров ВТО нуждается в безотлагательном поэтапном реформировании. Первостепенной мерой может послужить увеличение состава членов Апелляционного органа ВТО. Такая мера способна ускорить процесс рассмотрения жалоб и расширить пропускную способность Органа по разрешению споров ВТО.
Судебная власть
Барышев Е.О. - Дело «Фурман против Джорджии» и его влияние на развитие института смертной казни в США

DOI:
10.7256/2454-0706.2016.3.15057

Аннотация: Предметом исследования является рассмотрение правовых аспектов дел «Фурман против Джорджии», «Грегг против Джорджии» и других значимых кейсов, повлиявших на развитие института смертной казни в Соединенных Штатах Америки во второй половине XX в. Автор подробно рассматривает фабулу дела «Фурман против Джорджии», останавливается на социальных и правовых предпосылках введения моратория на смертную казнь в 1972 г. и его отмены в 1976 г. Особое внимание уделяется анализу позиций судей Верховного Суда США и постфурмановским тенденциям. Главными методами исследования выступают формально-юридический и сравнительно-правовой. Работа основывается на анализе ключевых дел Верховного Суда США. Значительное внимание уделяется рассмотрению эволюции вопроса с помощью исторического метода. Основными выводами проведенного исследования являются следующие положения: 1) ведение временного моратория на смертную казнь в США — необходимый этап правой эволюции; 2) пауза была необходима для реформирования уголовно-процессуального законодательства, решения острых социально-юридических проблем, так или иначе связанных со смертной казнью. Новизна исследования заключается в том, что в российской литературе ранее комплексно не изучался вопрос введения и последующей отмены моратория на смертную казнь в США. Автор заключает, что в будущем маловероятна постановка вопроса о конституционности смертной казни в США, поскольку во второй половине XX в. была намечена тенденция совершенствования правовой процедуры.
Барышев Е.О. - Дело «Фурман против Джорджии» и его влияние на развитие института смертной казни в США c. 380-387

DOI:
10.7256/2454-0706.2016.3.52605

Аннотация: Предметом исследования является рассмотрение правовых аспектов дел «Фурман против Джорджии», «Грегг против Джорджии» и других значимых кейсов, повлиявших на развитие института смертной казни в Соединенных Штатах Америки во второй половине XX в. Автор подробно рассматривает фабулу дела «Фурман против Джорджии», останавливается на социальных и правовых предпосылках введения моратория на смертную казнь в 1972 г. и его отмены в 1976 г. Особое внимание уделяется анализу позиций судей Верховного Суда США и постфурмановским тенденциям. Главными методами исследования выступают формально-юридический и сравнительно-правовой. Работа основывается на анализе ключевых дел Верховного Суда США. Значительное внимание уделяется рассмотрению эволюции вопроса с помощью исторического метода. Основными выводами проведенного исследования являются следующие положения: 1) ведение временного моратория на смертную казнь в США — необходимый этап правой эволюции; 2) пауза была необходима для реформирования уголовно-процессуального законодательства, решения острых социально-юридических проблем, так или иначе связанных со смертной казнью. Новизна исследования заключается в том, что в российской литературе ранее комплексно не изучался вопрос введения и последующей отмены моратория на смертную казнь в США. Автор заключает, что в будущем маловероятна постановка вопроса о конституционности смертной казни в США, поскольку во второй половине XX в. была намечена тенденция совершенствования правовой процедуры.
Общественные коммуникации
Uldanov A.A. - Protest public as a source of civic initiatives: on the example of mass protests in Russia 2011-2012

DOI:
10.7256/2454-0706.2016.3.16606

Abstract: The subject of this research is the phenomenon of protest public in the context of its effect the establishment of public civic initiatives in Russia. In the modern society, one of the causes for public gathering is protest. It is the correlation between public gathering and protest activity, with emergence of public civic initiatives within it that becomes the object of author’s research. On the example of mass protests in Russia during 2011 and 2012, the author makes an attempt to characterize Russia’s protest public and determine the level of its effect upon the formation of new or support of the old civic initiatives. The methodological base for this work consisted of neo-institutional approach, and systemic analysis of the theoretical sources. Empirical foundation for this research is built on the data from social polling and materials of applied research on the protests of 2011-2012. Emergence of the public allowed realizing the attempt for basic request of solution to pressing issues. Despite the certain level of the diversity in its participants and inconsistency of this public, we can still underline the important result of its actions – civic initiatives that have formed within the protest public, which allowed to partially get around the closed nature of Russia’s political system. The author comes to a conclusion that in the conditions of lack of channels for influencing policy, realization of alternate initiatives that are formulated based on the realistic request of the citizens, rather than the will of the branches of government, remains one of a few mechanisms of public politics within the country.
Ульданов А.А. - Protest public as a source of civic initiatives: on the example of mass protests in Russia 2011-2012 c. 388-396

DOI:
10.7256/2454-0706.2016.3.52606

Аннотация: The subject of this research is the phenomenon of protest public in the context of its effect the establishment of public civic initiatives in Russia. In the modern society, one of the causes for public gathering is protest. It is the correlation between public gathering and protest activity, with emergence of public civic initiatives within it that becomes the object of author’s research. On the example of mass protests in Russia during 2011 and 2012, the author makes an attempt to characterize Russia’s protest public and determine the level of its effect upon the formation of new or support of the old civic initiatives. The methodological base for this work consisted of neo-institutional approach, and systemic analysis of the theoretical sources. Empirical foundation for this research is built on the data from social polling and materials of applied research on the protests of 2011-2012. Emergence of the public allowed realizing the attempt for basic request of solution to pressing issues. Despite the certain level of the diversity in its participants and inconsistency of this public, we can still underline the important result of its actions – civic initiatives that have formed within the protest public, which allowed to partially get around the closed nature of Russia’s political system. The author comes to a conclusion that in the conditions of lack of channels for influencing policy, realization of alternate initiatives that are formulated based on the realistic request of the citizens, rather than the will of the branches of government, remains one of a few mechanisms of public politics within the country.
Человек и государство
Мантулина О.О. - Алименты на нетрудоспособных и нуждающихся совершеннолетних детей

DOI:
10.7256/2454-0706.2016.3.18311

Аннотация: В настоящей статье рассматриваются вопросы алиментирования совершеннолетних нетрудоспособных детей, находящихся в состоянии нужды, в сравнительно-правовом ракурсе. В сравнительном ключе рассматриваются субъектный состав участников; условия предоставления алиментов (нетрудоспособность, нуждаемость). Рассматривается нормативный материал и судебная практика различных правовых семей на примерах таких государств и государственных образований как Федеративная Республика Германия, Россия, Франция, Калифорния (США), Марокко и Алжир. Выделяются общие для всех государств закономерности данного института алиментирования, а также особенности каждого из них. В статье используются классические для юриспруденции методы исследования (анализа синтеза, формально-юридический и т.п.) Основным методом исследования является сравнительно-правовой метод. Институт алиментирования совершеннолетних нетрудоспособных нуждающихся детей обладает в различных правовых семьях различными особенностями. Данные особенности касаются как субъектного состава алиментных обязательств, так и условий при которых у алиментообязанного и алиментоуправомоченного лица наступают взаимные права и обязанности в рамках алиментных обязательств. Даются рекомендации по совершенствованию российского законодательства в свете примеров зарубежного права.
Мантулина О.О. - Алименты на нетрудоспособных и нуждающихся совершеннолетних детей c. 397-402

DOI:
10.7256/2454-0706.2016.3.52607

Аннотация: В настоящей статье рассматриваются вопросы алиментирования совершеннолетних нетрудоспособных детей, находящихся в состоянии нужды, в сравнительно-правовом ракурсе. В сравнительном ключе рассматриваются субъектный состав участников; условия предоставления алиментов (нетрудоспособность, нуждаемость). Рассматривается нормативный материал и судебная практика различных правовых семей на примерах таких государств и государственных образований как Федеративная Республика Германия, Россия, Франция, Калифорния (США), Марокко и Алжир. Выделяются общие для всех государств закономерности данного института алиментирования, а также особенности каждого из них. В статье используются классические для юриспруденции методы исследования (анализа синтеза, формально-юридический и т.п.) Основным методом исследования является сравнительно-правовой метод. Институт алиментирования совершеннолетних нетрудоспособных нуждающихся детей обладает в различных правовых семьях различными особенностями. Данные особенности касаются как субъектного состава алиментных обязательств, так и условий при которых у алиментообязанного и алиментоуправомоченного лица наступают взаимные права и обязанности в рамках алиментных обязательств. Даются рекомендации по совершенствованию российского законодательства в свете примеров зарубежного права.
История государства и права
Никитин В.В. - Договор подряда на капитальное строительство в отечественном законодательстве: история и современность

DOI:
10.7256/2454-0706.2016.3.18285

Аннотация: В статье рассматривается становление и развитие отечественного законодательства в сфере регулирования заключения и исполнения договора подряда на капитальное строительство. При рассмотрении данного вопроса охватывается весь период отечественной истории права до новейшего времени. Основной акцент делается на советском и постоветском периоде с момента возникновения в советской правовой системе понятия подряда на капитальное строительство. Исследуются особенности правовой стороны понятия капитального строительства. В советский и постсоветский период рассматриваются как законодательные основы, так и подзаконные акты. Показаны особенности регулирования договора строительного подряда в дореволюционном законодательстве и законодательстве советского периода, пробелы и противоречия действующего законодательства. Сформулирована авторская позиция по вопросу разработки и принятия специального законодательного акта о капитальном строительстве, а также выводы и рекмендации по дальнейшему законодательному развитию законодательства о подряде применительно к строительному подряду и подряду на проведение проектно-изыскательских работ. Показана преемственность современного регулирования подряда с советского периода до настоящего времени.
Никитин В.В. - Договор подряда на капитальное строительство в отечественном законодательстве: история и современность c. 403-409

DOI:
10.7256/2454-0706.2016.3.52608

Аннотация: В статье рассматривается становление и развитие отечественного законодательства в сфере регулирования заключения и исполнения договора подряда на капитальное строительство. При рассмотрении данного вопроса охватывается весь период отечественной истории права до новейшего времени. Основной акцент делается на советском и постоветском периоде с момента возникновения в советской правовой системе понятия подряда на капитальное строительство. Исследуются особенности правовой стороны понятия капитального строительства. В советский и постсоветский период рассматриваются как законодательные основы, так и подзаконные акты. Показаны особенности регулирования договора строительного подряда в дореволюционном законодательстве и законодательстве советского периода, пробелы и противоречия действующего законодательства. Сформулирована авторская позиция по вопросу разработки и принятия специального законодательного акта о капитальном строительстве, а также выводы и рекмендации по дальнейшему законодательному развитию законодательства о подряде применительно к строительному подряду и подряду на проведение проектно-изыскательских работ. Показана преемственность современного регулирования подряда с советского периода до настоящего времени.
Халифаева А.К., Гоов И.М. - Соотношение обычного права с шариатом и правом Российской империи на территории Северного Кавказа: общетеоретический и исторический анализ

DOI:
10.7256/2454-0706.2016.3.14323

Аннотация: Предметом исследования является соотношение обычного права с шариатом и правом Российской империи на территории Северного Кавказа. Объектом исследования являются три основных элемента – местные обычаи (адат), государственное законодательство и шариат. Автор подробно рассматривает такие аспекты темы как корреляция обычного права и шариата, а затем симбиоз ранних источников с российским позитивным правом. Приведены сравнительные примеры относительно того или иного кавказского этноса. Особое внимание уделяется разграничению отраслей и институтов права между адатом и мусульманским правом. Методологией исследования выбраны традиционный формационный, а также цивилизационный подходы. Методами исследования являются формально-юридический, сравнительный, системно-структурный и др. Основными выводами проведенного исследования являются: при выработке общей федеральной политики по отношению к мусульманскому и традиционному праву на территории Северного Кавказа следует иметь ввиду наследие правового плюрализма XIX–XX вв., но не в качестве образца для ориентирования в виде клеше, а для учета этого феномена как исторического опыта.
Халифаева А.К., Гоов И.М. - Соотношение обычного права с шариатом и правом Российской империи на территории Северного Кавказа: общетеоретический и исторический анализ c. 410-418

DOI:
10.7256/2454-0706.2016.3.52609

Аннотация: Предметом исследования является соотношение обычного права с шариатом и правом Российской империи на территории Северного Кавказа. Объектом исследования являются три основных элемента – местные обычаи (адат), государственное законодательство и шариат. Автор подробно рассматривает такие аспекты темы как корреляция обычного права и шариата, а затем симбиоз ранних источников с российским позитивным правом. Приведены сравнительные примеры относительно того или иного кавказского этноса. Особое внимание уделяется разграничению отраслей и институтов права между адатом и мусульманским правом. Методологией исследования выбраны традиционный формационный, а также цивилизационный подходы. Методами исследования являются формально-юридический, сравнительный, системно-структурный и др. Основными выводами проведенного исследования являются: при выработке общей федеральной политики по отношению к мусульманскому и традиционному праву на территории Северного Кавказа следует иметь ввиду наследие правового плюрализма XIX–XX вв., но не в качестве образца для ориентирования в виде клеше, а для учета этого феномена как исторического опыта.
Юридический практикум
Краснова Т.В. - О соглашениях родителей, супругов и других членов семьи в медиации и семейном праве: предложения по совершенствованию законодательства

DOI:
10.7256/2454-0706.2016.3.18076

Аннотация: Статья посвящена анализу природы медиативных соглашений, заключаемых в результате урегулирования конфликтов между родителями, супругами и иными членами семьи. Автором исследовано соотношение указанных соглашений и соглашений, заключаемых между теми же субъектами в соответствии с требованиями семейного законодательства. В результате исследования сделаны выводы о юридической силе соглашений участников семейно-правового спора в медиации. Выявлено, что в ряде случаев медиативные отношения, заключенные с соблюдением всех норм законодательства о медиации, будут являться ничтожными с точки зрения семейного законодательства. В статье использованы общенаучные (анализ и синтез, абстрагирование и конкретизация) и частно-научные методы исследования (формально-юридический, технико-юридический). Утверждается, что в зависимости от условий медиативных соглашений, для наступления указанных в них юридических последствий следует соблюдать требования, предусмотренные для семейно-правовых соглашений с таким же содержанием. При этом автор учитывает разницу в назначении двух типов исследованных соглашений и исключает их отождествление. Для разрешения образовавшейся коллизии автор предлагает новый подход к пониманию природы медиативных соглашений. Данный подход позволяет обеспечить логическое завершение процедуры урегулирования семейно-правового спора, но исключает изменение семейного правоотношения без оформления соответствующего семейно-правового соглашения. Для определения перечня необходимых семейно-правовых соглашений автором проведена классификация семейно-правовых споров. Выявлены все виды споров, возникающих из семейных отношений, в отношении которых распространяется действие законодательства о медиации. Применительно к каждому из них составлен перечень семейно-правовых соглашений, исполняющих достигнутые договоренности. По мнению автора, предложенные теоретические разработки окажутся значимыми в сфере создания юридических норм и в области методического обеспечения деятельности медиаторов.
Краснова Т.В. - О соглашениях родителей, супругов и других членов семьи в медиации и семейном праве: предложения по совершенствованию законодательства c. 419-425

DOI:
10.7256/2454-0706.2016.3.52610

Аннотация: Статья посвящена анализу природы медиативных соглашений, заключаемых в результате урегулирования конфликтов между родителями, супругами и иными членами семьи. Автором исследовано соотношение указанных соглашений и соглашений, заключаемых между теми же субъектами в соответствии с требованиями семейного законодательства. В результате исследования сделаны выводы о юридической силе соглашений участников семейно-правового спора в медиации. Выявлено, что в ряде случаев медиативные отношения, заключенные с соблюдением всех норм законодательства о медиации, будут являться ничтожными с точки зрения семейного законодательства. В статье использованы общенаучные (анализ и синтез, абстрагирование и конкретизация) и частно-научные методы исследования (формально-юридический, технико-юридический). Утверждается, что в зависимости от условий медиативных соглашений, для наступления указанных в них юридических последствий следует соблюдать требования, предусмотренные для семейно-правовых соглашений с таким же содержанием. При этом автор учитывает разницу в назначении двух типов исследованных соглашений и исключает их отождествление. Для разрешения образовавшейся коллизии автор предлагает новый подход к пониманию природы медиативных соглашений. Данный подход позволяет обеспечить логическое завершение процедуры урегулирования семейно-правового спора, но исключает изменение семейного правоотношения без оформления соответствующего семейно-правового соглашения. Для определения перечня необходимых семейно-правовых соглашений автором проведена классификация семейно-правовых споров. Выявлены все виды споров, возникающих из семейных отношений, в отношении которых распространяется действие законодательства о медиации. Применительно к каждому из них составлен перечень семейно-правовых соглашений, исполняющих достигнутые договоренности. По мнению автора, предложенные теоретические разработки окажутся значимыми в сфере создания юридических норм и в области методического обеспечения деятельности медиаторов.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.