по
Право и политика
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция журнала > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Право и политика" > Содержание № 01, 2016
Выходные данные сетевого издания "Право и политика"
Номер подписан в печать: 27-01-2016
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Даниленко Денис Васильевич, доктор права (Франция), danilenko_d@mail.ru
ISSN: 2454-0706
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 01, 2016
Теория
Chirkin V.E. - The interaction of international, supranational (supra-state), and constitutional law

DOI:
10.7256/2454-0706.2016.1.16798

Abstract: The article discusses the creation of integration regional international associations, which at times become not only international unions, but also acquire elements of certain public power, a particular public-legal form, and can create its regional supranational (“supra-state”) law. At this time it fully applies only to the European Union, but other integration unions can also follow this path (for example, the EAEU). Using the methods of political science, science of state, and comparative-legal methods of studying this new phenomenon, the author concludes that in the EU there is an incomplete public power sui generis, which is not a state power, but has elements of statehood, operates special supranational law, which takes precedence over the law of member-states, and changes the concept of state sovereignty. Its member-states retain state sovereignty, but self-restrict some of its elements. But all of this takes place only within certain framework: certain sovereign rights and government powers voluntarily transferred to the EU by the member-states.
Chirkin V.E. - The interaction of international, supranational, (supra-state) and constitutional law c. 6-14

DOI:
10.7256/2454-0706.2016.1.52566

Аннотация: The article discusses the creation of integration regional international associations, which at times become not only international unions, but also acquire elements of certain public power, a particular public-legal form, and can create its regional supranational (“supra-state”) law. At this time it fully applies only to the European Union, but other integration unions can also follow this path (for example, the Eurasian Economic Union). Using the methods of political science, science of state, and comparative-legal methods of studying this new phenomenon, The author concludes that in the EU there is an incomplete public power sui generis, which is not a state power, but has elements of statehood, operates special supranational law, which takes precedence over the law of member-states, and changes the concept of state sovereignty. Its member-states retain state sovereignty, but self-restrict some of its elements. But all of this takes place only within certain framework: certain sovereign rights and government powers voluntarily transferred to the EU by the member-states.
Матузов Н.И. - Обязанности человека и гражданина как условие демократии и социальной стабильности c. 15-27

DOI:
10.7256/2454-0706.2016.1.52567

Аннотация: Предметом исследования является проблема соотношения прав и обязанностей человека, в частности, излишнего возвеличивания первых и умаления вторых, причины указанного дисбаланса, его отрицательные последствия, история возникновения и пути преодоления. Дается исторический анализ развития института обязанностей. В контексте темы предметом анализа стала ныне действующая Конституция РФ, ее минусы и недостатки, в частности, закрепления в ней обязанностей граждан, а также государства, его органов, должностных лиц. Предметом исследования явилась также международная практика, связанная с обязанностями человека и гражданина, их реализацией. В процессе исследования темы использовался диалектико-материалистический метод познания, а также исторический, сравнительно-правовой, конкретно-социологический методы, метод научных абстракций, фактические данные, общесоциальная юридическая практика. Новизна исследования заключается в том, что в статье обосновывается необходимость устранения дисбаланса между правами и обязанностями человека, показывается , что обязанности являются неотъемлемым элементом демократии, условием социальной стабильности и правопорядка в обществе, что обязанности имеют такую же социальную ценность как и права. Автор вносит предложение о том, чтобы в Конституции РФ был усилен раздел об обязанностях граждан, а также государства, его органов, должностных лиц.
Матузов Н.И. - Обязанности человека и гражданина как условие демократии и социальной стабильности

DOI:
10.7256/2454-0706.2016.1.15909

Аннотация: Предметом исследования является проблема соотношения прав и обязанностей человека, в частности, излишнего возвеличивания первых и умаления вторых, причины указанного дисбаланса, его отрицательные последствия, история возникновения и пути преодоления. Дается исторический анализ развития института обязанностей. В контексте темы предметом анализа стала ныне действующая Конституция РФ, ее минусы и недостатки, в частности, закрепления в ней обязанностей граждан, а также государства, его органов, должностных лиц. Предметом исследования явилась также международная практика, связанная с обязанностями человека и гражданина, их реализацией. В процессе исследования темы использовался диалектико-материалистический метод познания, а также исторический, сравнительно-правовой, конкретно-социологический методы, метод научных абстракций, фактические данные, общесоциальная юридическая практика. Новизна исследования заключается в том, что в статье обосновывается необходимость устранения дисбаланса между правами и обязанностями человека, показывается , что обязанности являются неотъемлемым элементом демократии, условием социальной стабильности и правопорядка в обществе, что обязанности имеют такую же социальную ценность как и права. Автор вносит предложение о том, чтобы в Конституции РФ был усилен раздел об обязанностях граждан, а также государства, его органов, должностных лиц.
Государственные институты и правовые системы
Кравец И.А. - Российский республиканизм и проблема разделения властей

DOI:
10.7256/2454-0706.2016.1.16285

Аннотация: В статье автор исследует проблему идентификации российского республиканизма и конституционализма, показывает взаимосвязь между конституционными формами правления и моделями разделения властей, раскрывает научные подходы к пониманию природы и особенностей республиканской формы правления, установленной Конституцией РФ 1993 года. Особое внимание в работе уделяется динамическим возможностям, реалиям и перспективам развития республиканской формы правления в России. В исследовании анализируются теоретические основы, истоки принципа разделения властей, конституционные контуры моделей разделения властей («гибкая», «жесткая» и «смешанная» моделей), а также проблемы происхождения, современного развития и реализации принципа разделения властей как основы конституционного строя России. В завершении делается вывод о специфике российского варианта президентского конституционализма и возможностях его политического и конституционно-правового генезиса в контексте необходимости усиления республиканских и парламентских механизмов ответственности органов исполнительной власти на федеральном и региональном уровнях. Анализ российского республиканизма в контексте моделей разделения властей основывается на конкретно-историческом, сравнительно-правовом и формально-юридическом методах исследования. Перспективы развития и совершенствования республиканской формы правления и российского конституционализма автор связывает с применением метода конституционно-правового проектирования для усиления эффекта работы институтов парламентской и республиканской ответственности. Новизной исследования является разработка специфических черт различных моделей разделения властей в свете их отражения, реализации и перспектив развития в российской модели республиканской формы правления, а также идентификация правовой природы российского конституционализма (с учетом опубликованных ранее работ) и формулировка перспектив генезиса президентского конституционализма в условиях смешанной республики с эффектом "гравитации кадровых полномочий" вокруг института Президента
Кравец И.А. - Российский республиканизм и проблема разделения властей c. 28-39

DOI:
10.7256/2454-0706.2016.1.52568

Аннотация: В статье автор исследует проблему идентификации российского республиканизма и конституционализма, показывает взаимосвязь между конституционными формами правления и моделями разделения властей, раскрывает научные подходы к пониманию природы и особенностей республиканской формы правления, установленной Конституцией РФ 1993 года. Особое внимание в работе уделяется динамическим возможностям, реалиям и перспективам развития республиканской формы правления в России. В исследовании анализируются теоретические основы, истоки принципа разделения властей, конституционные контуры моделей разделения властей («гибкая», «жесткая» и «смешанная» моделей), а также проблемы происхождения, современного развития и реализации принципа разделения властей как основы конституционного строя России. В завершении делается вывод о специфике российского варианта президентского конституционализма и возможностях его политического и конституционно-правового генезиса в контексте необходимости усиления республиканских и парламентских механизмов ответственности органов исполнительной власти на федеральном и региональном уровнях. Анализ российского республиканизма в контексте моделей разделения властей основывается на конкретно-историческом, сравнительно-правовом и формально-юридическом методах исследования. Перспективы развития и совершенствования республиканской формы правления и российского конституционализма автор связывает с применением метода конституционно-правового проектирования для усиления эффекта работы институтов парламентской и республиканской ответственности. Новизной исследования является разработка специфических черт различных моделей разделения властей в свете их отражения, реализации и перспектив развития в российской модели республиканской формы правления, а также идентификация правовой природы российского конституционализма (с учетом опубликованных ранее работ) и формулировка перспектив генезиса президентского конституционализма в условиях смешанной республики с эффектом "гравитации кадровых полномочий" вокруг института Президента
Трофимова Г.А. - Право на неответственность в России как юридическая категория c. 40-49

DOI:
10.7256/2454-0706.2016.1.52569

Аннотация: Право на неответственность носит особый характер, являясь исключением из конституционного принципа равенства всех перед законом и судом. Историческая основа и необходимость создания дополнительных гарантий, как правило, выборных должностных лиц обусловили появление этого права. Автором статьи предпринята попытка определить наиболее важные элементы данного права. Автор статьи попытался найти соотношение между правом на неответственность и другими смежными понятиями – «иммунитет», «неприкосновенность», а также изложить структуру права на неответственность и форму его закрепления в тексте закона; проанализировать имеющиеся в научной литературе и законодательстве варианты объема права на неответственность. С позиций материалистической диалектики автором использованы общенаучные и частноправовые методы познания - исторический, логический, формально-юридический, конкретно-социологический, сравнительный, системный. Работа дает представление о такой мало изученной юридической категории как право на неответственность. Полезна для уточнения понятийного аппарата конституционного права и теории права, а также в целях усовершенствования законодательства об ответственности должностных лиц, обладающих неприкосновенностью или иным выражением иммунитета как исключения из общих юрисдикционных правил.
Трофимова Г.А. - Право на неответственность в России как юридическая категория

DOI:
10.7256/2454-0706.2016.1.12229

Аннотация: Право на неответственность носит особый характер, являясь исключением из конституционного принципа равенства всех перед законом и судом. Историческая основа и необходимость создания дополнительных гарантий, как правило, выборных должностных лиц обусловили появление этого права. Автором статьи предпринята попытка определить наиболее важные элементы данного права. Автор статьи попытался найти соотношение между правом на неответственность и другими смежными понятиями – «иммунитет», «неприкосновенность», а также изложить структуру права на неответственность и форму его закрепления в тексте закона; проанализировать имеющиеся в научной литературе и законодательстве варианты объема права на неответственность. С позиций материалистической диалектики автором использованы общенаучные и частноправовые методы познания - исторический, логический, формально-юридический, конкретно-социологический, сравнительный, системный. Работа дает представление о такой мало изученной юридической категории как право на неответственность. Полезна для уточнения понятийного аппарата конституционного права и теории права, а также в целях усовершенствования законодательства об ответственности должностных лиц, обладающих неприкосновенностью или иным выражением иммунитета как исключения из общих юрисдикционных правил.
Трансформация правовых и политических систем
Рёрихт А.А. - Примеры нестандартного обращения пациента со своим телом и возможности юридической реакции на такие действия

DOI:
10.7256/2454-0706.2016.1.13293

Аннотация: В статье на сравнительно-правовом материале рассматриваются проблемы юридической ответственности и возможности применения иных мер воздействия на случай нестандартного обращения пациентов, в том числе спортсменов, со своим телом, оказания на них давления со стороны родителей в отношении детей – при принятии решения о производстве операции обрезания, переливания крови, в отношении спортсменов – при использовании ими допинга. Характеризуются законодательство, позиции доктрины и судебная практика Германии, Польши и других стран. Обосновывается необходимость дальнейшей юридизации медицинского права и развития спортивного права; приводятся примеры конфликтных ситуаций и правовых решений, а также рассматриваются наиболее острые политико-правовые факторы, влияющие на криминализацию или декриминализацию медицинского вмешательства в телесную неприкосновенность, в право граждан на самоопределение и т.п. под влиянием религиозных, этических и иных соображений. Сопоставляются запреты и санкции за их нарушение, анализируются признанные международным сообществом требования и рекомендации, а также возможности использования зарубежного опыта для решения аналогичных проблем в России.
Рёрихт А.А. - Примеры нестандартного обращения пациента со своим телом и возможности юридической реакции на такие действия c. 50-60

DOI:
10.7256/2454-0706.2016.1.52570

Аннотация: В статье на сравнительно-правовом материале рассматриваются проблемы юридической ответственности и возможности применения иных мер воздействия на случай нестандартного обращения пациентов, в том числе спортсменов, со своим телом, оказания на них давления со стороны родителей в отношении детей – при принятии решения о производстве операции обрезания, переливания крови, в отношении спортсменов – при использовании ими допинга. Характеризуются законодательство, позиции доктрины и судебная практика Германии, Польши и других стран. Обосновывается необходимость дальнейшей юридизации медицинского права и развития спортивного права; приводятся примеры конфликтных ситуаций и правовых решений, а также рассматриваются наиболее острые политико-правовые факторы, влияющие на криминализацию или декриминализацию медицинского вмешательства в телесную неприкосновенность, в право граждан на самоопределение и т.п. под влиянием религиозных, этических и иных соображений. Сопоставляются запреты и санкции за их нарушение, анализируются признанные международным сообществом требования и рекомендации, а также возможности использования зарубежного опыта для решения аналогичных проблем в России.
Хусяинов Т.М. - Особенности правового регулирования труда занятых в сети Интернет в Польше

DOI:
10.7256/2454-0706.2016.1.13364

Аннотация: В данной статье рассматривается правовое регулирование Интернет-занятости в трудовом законодательстве Республики Польша. Предметом данного исследования выступают процессы формирования польского трудового права и особенности имплементации «Рамочного соглашения о телеработе» принятого в рамках Европейского союза. Несмотря на быстро растущий интерес современных исследователей к новым формам занятости, в том числе и базирующихся на Интернет-технологиях, проработка зарубежного законодательства, а особенно польского, на данный момент недостаточна и требует пристального внимания исследователей. качестве методов данного исследования выступили анализ законодательной базы Польши и Европейского Союза, российской и зарубежной научной литературы. В рамках данной работы определены: особенности и степень имплементации «Рамочного соглашения о телеработе» в польское трудовое законодательство, в сравнении с некоторыми другими странами Европейского Союза; соотнесены понятийные аппараты; определены базовые права и обязанности занятых в сети Интернет и их работодателей в Польше.
Хусяинов Т.М. - Особенности правового регулирования труда занятых в сети Интернет в Польше c. 61-66

DOI:
10.7256/2454-0706.2016.1.52571

Аннотация: В данной статье рассматривается правовое регулирование Интернет-занятости в трудовом законодательстве Республики Польша. Предметом данного исследования выступают процессы формирования польского трудового права и особенности имплементации «Рамочного соглашения о телеработе» принятого в рамках Европейского союза. Несмотря на быстро растущий интерес современных исследователей к новым формам занятости, в том числе и базирующихся на Интернет-технологиях, проработка зарубежного законодательства, а особенно польского, на данный момент недостаточна и требует пристального внимания исследователей. качестве методов данного исследования выступили анализ законодательной базы Польши и Европейского Союза, российской и зарубежной научной литературы. В рамках данной работы определены: особенности и степень имплементации «Рамочного соглашения о телеработе» в польское трудовое законодательство, в сравнении с некоторыми другими странами Европейского Союза; соотнесены понятийные аппараты; определены базовые права и обязанности занятых в сети Интернет и их работодателей в Польше.
Богдан В.В., Кирикова А.А. - Халяльная (адальная) продукция: нормативное регулирование «религиозной» сертификации на потребительском рынке России и Казахстана: новации защиты прав потребителей в 2014-2015 гг.

DOI:
10.7256/2454-0706.2016.1.16169

Аннотация: Предметом настоящей статьи является сфера отношений, складывающаяся в рамках технико–правового регулирования продуктов «адал» (халал, халяль), получившая относительно недавно свое развитие в мировой рыночной инфраструктуре, и затронувшей, в частности, рынки Российской Федерации и Республики Казахстан. Авторами была поставлена цель мониторинга произошедших в 2015 г. изменений в сфере маркировки продукции, а также составления прикладного алгоритма распознавания обозначенных халяльных товаров для заинтересованных потребителей, а также выявления проблем правового регулирования. В статье не только проведен анализ особенностей сертификации халяльной продукции (технико-правовое регулирование), но и рассмотрены отдельные случаи злоупотребления правом. В статье автором использовались методы анализа, абстрагирования и сравнительного правоведения, в результате применения которых определены условия эффективности правоприменения в каждом государстве. В ходе статьи были сделаны выводы и предложения по исследуемой тематике, необходимые для успешного функционирования халяльной индустрии в Российской Федерации и других странах СНГ. Реализация данных предложений поможет повысить не только эффективность механизма защиты прав потребителей данной продукции, а также позволит оказывать влияние на недобросовестных субъектов предпринимательской деятельности, поскольку последние будут вынуждены нести риск наравне с государством, подрывая, в случае нарушения ими общих норм и правил, авторитет религиозной продукции своей страны на международной арене.
Богдан В.В., Кирикова А.А. - Халяльная (адальная) продукция: нормативное регулирование «религиозной» сертификации на потребительском рынке России и Казахстана: новации защиты прав потребителей в 2014-2015 гг. c. 67-70

DOI:
10.7256/2454-0706.2016.1.52572

Аннотация: Предметом настоящей статьи является сфера отношений, складывающаяся в рамках технико–правового регулирования продуктов «адал» (халал, халяль), получившая относительно недавно свое развитие в мировой рыночной инфраструктуре, и затронувшей, в частности, рынки Российской Федерации и Республики Казахстан. Авторами была поставлена цель мониторинга произошедших в 2015 г. изменений в сфере маркировки продукции, а также составления прикладного алгоритма распознавания обозначенных халяльных товаров для заинтересованных потребителей, а также выявления проблем правового регулирования. В статье не только проведен анализ особенностей сертификации халяльной продукции (технико-правовое регулирование), но и рассмотрены отдельные случаи злоупотребления правом. В статье автором использовались методы анализа, абстрагирования и сравнительного правоведения, в результате применения которых определены условия эффективности правоприменения в каждом государстве. В ходе статьи были сделаны выводы и предложения по исследуемой тематике, необходимые для успешного функционирования халяльной индустрии в Российской Федерации и других странах СНГ. Реализация данных предложений поможет повысить не только эффективность механизма защиты прав потребителей данной продукции, а также позволит оказывать влияние на недобросовестных субъектов предпринимательской деятельности, поскольку последние будут вынуждены нести риск наравне с государством, подрывая, в случае нарушения ими общих норм и правил, авторитет религиозной продукции своей страны на международной арене.
Международные отношения: системы взаимодействия
Филиппов В.Р. - Политика Франции в Габоне

DOI:
10.7256/2454-0706.2016.1.16066

Аннотация: Используя метод исторической реконструкции, автор раскрывает колониальную сущность французской политики в отношении Габона после второй мировой войны. Комплексный анализ малоизвестных исторических источников (материалов судебных и журналистских расследований, свидетельств известных политиков и дипломатов) позволяет показать интегральную зависимость политической элиты этой небольшой, но богатой нефтью африканской страны от сугубо прагматичных интересов хозяев Елисейского дворца. Зависимость эта обусловлена, прежде всего, необходимостью обеспечения потребностей Пятой республики в нефти и уране. Обоснован вывод о том, что механизм реализации этой политики типичен для латентной внешней политики Франции: он состоит в создании коррупционных схем, тайных договоренностей между политическими, военными и бизнес элитами двух стран. Методологической основой исследования является системный, структурно-функциональный, сравнительно-политический подходы, методы анализа, синтеза, индукции, дедукции, наблюдения. Пятая республика приводит к власти (а при необходимости и удерживает у власти) в стране зависимых от нее лидеров, а те в свою очередь обеспечивают абсолютные преференции Парижа в экономическом, политическом и военном сотрудничестве. Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ, проект № 15-01-00363, "Внешнее вмешательство во внутренние дела стран "третьего мира" в эпоху "холодной войны": опыт многоуровневого анализа"
Филиппов В.Р. - Политика Франции в Габоне c. 71-82

DOI:
10.7256/2454-0706.2016.1.52573

Аннотация: Используя метод исторической реконструкции, автор раскрывает колониальную сущность французской политики в отношении Габона после второй мировой войны. Комплексный анализ малоизвестных исторических источников (материалов судебных и журналистских расследований, свидетельств известных политиков и дипломатов) позволяет показать интегральную зависимость политической элиты этой небольшой, но богатой нефтью африканской страны от сугубо прагматичных интересов хозяев Елисейского дворца. Зависимость эта обусловлена, прежде всего, необходимостью обеспечения потребностей Пятой республики в нефти и уране. Обоснован вывод о том, что механизм реализации этой политики типичен для латентной внешней политики Франции: он состоит в создании коррупционных схем, тайных договоренностей между политическими, военными и бизнес элитами двух стран. Методологической основой исследования является системный, структурно-функциональный, сравнительно-политический подходы, методы анализа, синтеза, индукции, дедукции, наблюдения. Пятая республика приводит к власти (а при необходимости и удерживает у власти) в стране зависимых от нее лидеров, а те в свою очередь обеспечивают абсолютные преференции Парижа в экономическом, политическом и военном сотрудничестве. Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ, проект № 15-01-00363, "Внешнее вмешательство во внутренние дела стран "третьего мира" в эпоху "холодной войны": опыт многоуровневого анализа"
Системы международной безопасности
Манойло А.В. - «Русская весна» vs «Арабской весны»: роль России в урегулировании сирийского конфликта

DOI:
10.7256/2454-0706.2016.1.16955

Аннотация: Настоящая статья посвящена исследованию гражданской войны в Сирии, в которую страна погрузилась в результате осуществления Соединенными Штатами Америки проекта "цветных революций" и "управляемого хаоса" на Ближнем Востоке и в Северной Африке. В статье подробно анализируются цели, задачи, формы и методы борьбы участников сирийского конфликта, как выступающих на стороне правительства Сирии, так и относящихся к непримиримой («Исламское государство», запрещенное в Российской Федерации) и «умеренной» оппозиции. Отдельно исследуется роль США, Турции и монархий Персидского залива. Методологической основой исследования является системный, структурно-функциональный, сравнительно-политический подходы, методы анализа, синтеза, индукции, дедукции, наблюдения. Специальной линией прописывается роль внешней политики России на сирийском направлении в борьбе с международным терроризмом в контексте непростых отношений с Соединенными Штатами, проводящими свою антитеррористическую операцию в регионе. Отмечается, что именно участие России в сирийском конфликте поставило точку в сценарии цветной революции «Арабской весны», сохранив сирийскую государственность и, как следствие, возможность народу Сирии самому выбирать свою судьбу.
Манойло А.В. - «Русская весна» vs «Арабской весны»: роль России в урегулировании сирийского конфликта c. 83-96

DOI:
10.7256/2454-0706.2016.1.52574

Аннотация: Настоящая статья посвящена исследованию гражданской войны в Сирии, в которую страна погрузилась в результате осуществления Соединенными Штатами Америки проекта "цветных революций" и "управляемого хаоса" на Ближнем Востоке и в Северной Африке. В статье подробно анализируются цели, задачи, формы и методы борьбы участников сирийского конфликта, как выступающих на стороне правительства Сирии, так и относящихся к непримиримой («Исламское государство», запрещенное в Российской Федерации) и «умеренной» оппозиции. Отдельно исследуется роль США, Турции и монархий Персидского залива. Методологической основой исследования является системный, структурно-функциональный, сравнительно-политический подходы, методы анализа, синтеза, индукции, дедукции, наблюдения. Специальной линией прописывается роль внешней политики России на сирийском направлении в борьбе с международным терроризмом в контексте непростых отношений с Соединенными Штатами, проводящими свою антитеррористическую операцию в регионе. Отмечается, что именно участие России в сирийском конфликте поставило точку в сценарии цветной революции «Арабской весны», сохранив сирийскую государственность и, как следствие, возможность народу Сирии самому выбирать свою судьбу.
Международное право в ХХI веке
Шугуров М.В. - Международно признанные права человека в глобальной стратегии устойчивого развития

DOI:
10.7256/2454-0706.2016.1.17110

Аннотация: Предметом исследования является формирование правочеловеческого измерения глобального перехода к устойчивому развитию. Автор подробно освещает эволюцию признания значения прав человека для устойчивого развития в международных документах программно-стратегического характера и в международных многосторонних соглашениях. Большое место уделяется анализу принципа всеохватности устойчивого развития и императивного характера вовлечения в него всех без исключения людей. Немаловажное значения для раскрытия темы имеет обоснование права человека и народов на устойчивое развитие. Помимо этого делается вывод о том, что именно устойчивое развитие создает все необходимые условия для полного и эффективного уважения, соблюдения и осуществления всех прав и свобод человека. Исходным методологическим основанием проведенного анализа является понимание всеобщего уважения и соблюдения прав и свобод человека в качестве основания всех позитивных процессов, происходящих в современном мире. Автор исходит из того, что многоаспектность устойчивого развития актуализирует принцип нераздельности, взаимосвязанности и согласованности всех международно признанных прав человека, который находит свое специфическое преломление в глобальной стратегии перехода к устойчивому развитию. Основными выводами исследования является обоснование положения о том, что права человека не могут быть отождествлены только с социальным измерением устойчивого развития, поскольку они пронизывают все аспекты последнего. Новизна исследования состоит в аргументированном выводе относительно формирования четвертого измерения устойчивого развития, такого как поддержание культурного многообразия, что также в свою очередь вовлекает в правочеловеческую основу устойчивого развития права и свободы человека в области культуры.
Шугуров М.В. - Международно признанные права человека в глобальной стратегии устойчивого развития c. 97-106

DOI:
10.7256/2454-0706.2016.1.52575

Аннотация: Предметом исследования является формирование правочеловеческого измерения глобального перехода к устойчивому развитию. Автор подробно освещает эволюцию признания значения прав человека для устойчивого развития в международных документах программно-стратегического характера и в международных многосторонних соглашениях. Большое место уделяется анализу принципа всеохватности устойчивого развития и императивного характера вовлечения в него всех без исключения людей. Немаловажное значения для раскрытия темы имеет обоснование права человека и народов на устойчивое развитие. Помимо этого делается вывод о том, что именно устойчивое развитие создает все необходимые условия для полного и эффективного уважения, соблюдения и осуществления всех прав и свобод человека. Исходным методологическим основанием проведенного анализа является понимание всеобщего уважения и соблюдения прав и свобод человека в качестве основания всех позитивных процессов, происходящих в современном мире. Автор исходит из того, что многоаспектность устойчивого развития актуализирует принцип нераздельности, взаимосвязанности и согласованности всех международно признанных прав человека, который находит свое специфическое преломление в глобальной стратегии перехода к устойчивому развитию. Основными выводами исследования является обоснование положения о том, что права человека не могут быть отождествлены только с социальным измерением устойчивого развития, поскольку они пронизывают все аспекты последнего. Новизна исследования состоит в аргументированном выводе относительно формирования четвертого измерения устойчивого развития, такого как поддержание культурного многообразия, что также в свою очередь вовлекает в правочеловеческую основу устойчивого развития права и свободы человека в области культуры.
Судебная власть
Беликова К.М. - Некоторые вопросы разрешения трудовых споров с участием иностранного элемента в странах БРИКС на примере Бразилии и Китая

DOI:
10.7256/2454-0706.2016.1.16437

Аннотация: Настоящая статья посвящена вопросам правового регулирования разрешения трудовых споров, осложненных иностранным элементом, в странах БРИКС на примере Бразилии и Китая, - двух стран, придерживающихся диаметрально противоположных представлений о подходах к такому урегулированию, однако, порой, достигающих при этом сходных результатов. Внимание автора сосредоточено на судебном и примирительно-третейском методах разрешения споров в контексте представления о судебной и вне(до)судебной формах урегулирования, а также о субъективно-объективной заданности любых процессов В работе используются общенаучные методы: системного анализа и обобщения нормативных и практических материалов, формальной и диалектической логики: анализ, синтез, индукция, дедукция, гипотезы, аналогии, и специальные методы юридико-правового исследования – сравнительно-правовой и историко-правовой, системного анализа и толкования правовых норм. Научная новизна исследования определяется тем, что данная работа, по существу - первое всестороннее и системное исследование проблем правового регулирования трудовых отношений, осложненных иностранным элементом, в странах БРИКС в современных условиях. Проблематика и России, и зарубежных стран-участниц БРИКС - Бразилии, Индии, Китая и ЮАР - привлекает в последнее время повышенное внимание экономистов, ученых, политиков. Однако предлагаемая статья содержит результаты решения принципиально иной задачи, - в рамках исследования собран и проанализирован современный научный материал и действующее трудовое законодательство двух из пяти стран БРИКС в контексте проблем разрешения в них трудовых споров (конфликтов).
Беликова К.М. - Некоторые вопросы разрешения трудовых споров с участием иностранного элемента в странах БРИКС на примере Бразилии и Китая c. 107-115

DOI:
10.7256/2454-0706.2016.1.52576

Аннотация: Настоящая статья посвящена вопросам правового регулирования разрешения трудовых споров, осложненных иностранным элементом, в странах БРИКС на примере Бразилии и Китая, - двух стран, придерживающихся диаметрально противоположных представлений о подходах к такому урегулированию, однако, порой, достигающих при этом сходных результатов. Внимание автора сосредоточено на судебном и примирительно-третейском методах разрешения споров в контексте представления о судебной и вне(до)судебной формах урегулирования, а также о субъективно-объективной заданности любых процессов В работе используются общенаучные методы: системного анализа и обобщения нормативных и практических материалов, формальной и диалектической логики: анализ, синтез, индукция, дедукция, гипотезы, аналогии, и специальные методы юридико-правового исследования – сравнительно-правовой и историко-правовой, системного анализа и толкования правовых норм. Научная новизна исследования определяется тем, что данная работа, по существу - первое всестороннее и системное исследование проблем правового регулирования трудовых отношений, осложненных иностранным элементом, в странах БРИКС в современных условиях. Проблематика и России, и зарубежных стран-участниц БРИКС - Бразилии, Индии, Китая и ЮАР - привлекает в последнее время повышенное внимание экономистов, ученых, политиков. Однако предлагаемая статья содержит результаты решения принципиально иной задачи, - в рамках исследования собран и проанализирован современный научный материал и действующее трудовое законодательство двух из пяти стран БРИКС в контексте проблем разрешения в них трудовых споров (конфликтов).
Общественные коммуникации
Дуняева М.М. - Роль и значение средств массовой коммуникации в современных политических процессах

DOI:
10.7256/2454-0706.2016.1.12017

Аннотация: Предметом исследования в настоящей статье является роль и место современных средств массовой коммуникации в политических процессах. Такая постановка вопроса, связана с тем, что в современную эпоху существенно усиливается власть средств массовой коммуникации в информационно-символическом поле политики, что проявляется в том числе, и в формировании и интенсивном развитии коммуникативной среды под названием «политическая медиа-реальность». Практически, это проявляется в том, что основным источником получения информации о политической реальности выступают масс-медиа, формирующие политические представления современного человека. Методологией, позволившей автору осуществить предлагаемый анализ, явились в совокупности как общие, так и специальные научные методы познания. В процессе исследования применялся диалектический метод познания, предполагающий всесторонний объективный анализ современных политических процессов в их развитии, с учетом взаимосвязей их элементов, видов, форм и характеристик, в свою очередь, обоснованных логическим и историческим подходами. В результате проведенного комплексного исследования, автором уточняются такие понятия как «медиа», «медиакоммуникация», выделяются особенности, условия и возможности воздействия современных медиа на политические процессы, обосновывается, что современное медийное пространство стало весомым политическим актором и одновременно идеальной площадкой для формирования политического дискурса.
Дуняева М.М. - Роль и значение средств массовой коммуникации в современных политических процессах c. 116-120

DOI:
10.7256/2454-0706.2016.1.52577

Аннотация: Предметом исследования в настоящей статье является роль и место современных средств массовой коммуникации в политических процессах. Такая постановка вопроса, связана с тем, что в современную эпоху существенно усиливается власть средств массовой коммуникации в информационно-символическом поле политики, что проявляется в том числе, и в формировании и интенсивном развитии коммуникативной среды под названием «политическая медиа-реальность». Практически, это проявляется в том, что основным источником получения информации о политической реальности выступают масс-медиа, формирующие политические представления современного человека. Методологией, позволившей автору осуществить предлагаемый анализ, явились в совокупности как общие, так и специальные научные методы познания. В процессе исследования применялся диалектический метод познания, предполагающий всесторонний объективный анализ современных политических процессов в их развитии, с учетом взаимосвязей их элементов, видов, форм и характеристик, в свою очередь, обоснованных логическим и историческим подходами. В результате проведенного комплексного исследования, автором уточняются такие понятия как «медиа», «медиакоммуникация», выделяются особенности, условия и возможности воздействия современных медиа на политические процессы, обосновывается, что современное медийное пространство стало весомым политическим актором и одновременно идеальной площадкой для формирования политического дискурса.
Человек и государство
Кириллова Л.С. - Пределы индивидуально-договорного регулирования трудовых отношений

DOI:
10.7256/2454-0706.2016.1.17536

Аннотация: Целью настоящего исследования является определение пределов деятельности сторон трудового правоотношения по заключению индивидуальных договоров и соглашений о труде. Актуальность поставленной цели обосновывается расширением диспозитивных начал трудового права и усилением гибкости в правовом регулировании труда, что помимо явно положительного эффекта может привести и к определенными негативным последствиям. В этой связи представляется важным изучение не только предоставляемых работнику и работодателю возможностей, но и пределов их использования. Исходя из этого, в качестве объекта исследования выступили общественные отношения, складывающиеся между работником и работодателем в процессе заключения индивидуальных договоров и соглашений о труде. Предметом исследования являлись предъявляемые к этой деятельности требования, образующие пределы индивидуально-договорного регулирования трудовых отношений. Методологическую основу исследования составил, в первую очередь, общенаучный (диалектический) метод познания, который использовался при анализе существующих доктринальных подходов к решению обозначенной в работе проблематики. Кроме того, для достижения цели исследования использовались и частнонаучные методы, а именно, формально-юридический, системный и др. Проведенное исследование позволяет сделать выводы о процедуре заключения соглашений между работником и работодателем, требованиях к форме этих соглашений, а также оснований их заключения. В частности, обращается внимание на разнообразие используемых законодателем формулировок, оказывающим влияние на процедуру заключения соглашения в части определения ее инициатора. Применительно к форме рассматриваемых актов указывается, что в случаях, когда соглашение является юридическим фактом, влекущим изменение или прекращение трудового правоотношения, оно является производным от трудового договора, а потому должно соответствовать его форме. Отмечается также, что индивидуальные договоры и соглашения о труде могут заключаться не только в случаях, предусмотренных трудовым законодательством, но и по вопросам, прямо трудовым законодательством не предусмотренным, при условии соблюдения пределов договорной свободы сторон и обеспечении трудовых прав и минимальных гарантий работников.
Кириллова Л.С. - Пределы индивидуально-договорного регулирования трудовых отношений c. 121-126

DOI:
10.7256/2454-0706.2016.1.52578

Аннотация: Целью настоящего исследования является определение пределов деятельности сторон трудового правоотношения по заключению индивидуальных договоров и соглашений о труде. Актуальность поставленной цели обосновывается расширением диспозитивных начал трудового права и усилением гибкости в правовом регулировании труда, что помимо явно положительного эффекта может привести и к определенными негативным последствиям. В этой связи представляется важным изучение не только предоставляемых работнику и работодателю возможностей, но и пределов их использования. Исходя из этого, в качестве объекта исследования выступили общественные отношения, складывающиеся между работником и работодателем в процессе заключения индивидуальных договоров и соглашений о труде. Предметом исследования являлись предъявляемые к этой деятельности требования, образующие пределы индивидуально-договорного регулирования трудовых отношений. Методологическую основу исследования составил, в первую очередь, общенаучный (диалектический) метод познания, который использовался при анализе существующих доктринальных подходов к решению обозначенной в работе проблематики. Кроме того, для достижения цели исследования использовались и частнонаучные методы, а именно, формально-юридический, системный и др. Проведенное исследование позволяет сделать выводы о процедуре заключения соглашений между работником и работодателем, требованиях к форме этих соглашений, а также оснований их заключения. В частности, обращается внимание на разнообразие используемых законодателем формулировок, оказывающим влияние на процедуру заключения соглашения в части определения ее инициатора. Применительно к форме рассматриваемых актов указывается, что в случаях, когда соглашение является юридическим фактом, влекущим изменение или прекращение трудового правоотношения, оно является производным от трудового договора, а потому должно соответствовать его форме. Отмечается также, что индивидуальные договоры и соглашения о труде могут заключаться не только в случаях, предусмотренных трудовым законодательством, но и по вопросам, прямо трудовым законодательством не предусмотренным, при условии соблюдения пределов договорной свободы сторон и обеспечении трудовых прав и минимальных гарантий работников.
Человек и окружающая среда
Уаге М.Б. - Сравнительно-правовые особенности института комплексного природопользования в Российской Федерации и зарубежных странах

DOI:
10.7256/2454-0706.2016.1.13198

Аннотация: В статье рассмотрен опыт Российской Федерации и зарубежных стран в области комплексного природопользования. Приведены положения Директивы ЕС о комплексном контроле и предотвращении загрязнений. Отмечается, что действующая в настоящее время в Российской Федерации система выдачи разрешений на природопользование имеет ряд недостатков. Во-первых, федеральный, региональный и локальный уровень выдачи разрешений на использование природных ресурсов осуществляется различными органами исполнительной власти, каждый из которых предъявляет к заявителям свои требования. Во-вторых, отсутствуют единообразные требования, предъявляемые к заявителям. В-третьих, отсутствие комплексного подхода, когда при осуществлении хозяйственной или иной деятельности оказывается воздействие и на другие природные объекты, а не только на те, которые предоставлены в пользование. Сама по себе идея комплексного природопользования и замены многочисленных разрешений и лимитов представляется прогрессивной, однако требует ряда доработок. Подчеркивается, что введение системы комплексного природопользования будет способствовать снижению административных барьеров, внедрению экологических чистых технологий, реализации природоохранных предприятий. При подготовке статьи использовались как общенаучные методы, такие как анализ, синтез, индукция, дедукция и диалектический метод, так и частнонаучные, в том числе сравнительно-правовой метод. Научная новизна заключается в том, что автором дается сравнительно-правовой анализ института комплексного природопользования, существовавшего в России до 2002 года, и вводимого с 1 января 2015 года в соответствии в Федеральным законом от 21.07.2014 № 219 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации". Автором делается вывод, что в переходный период действия ФЗ-219 необходимо использовать не только положительный опыт зарубежных стран, давно применяющих институт комплексного природопользования и выдачи комплексных природоохранных разрешений, но и иные имеющиеся в России инструменты природоохранного регулирования. Это позволит достигнуть баланса государственных и частных интересов в решении вопросов природопользования и охраны окружающей среды.
Уаге М.Б. - Сравнительно-правовые особенности института комплексного природопользования в Российской Федерации и зарубежных странах c. 127-135

DOI:
10.7256/2454-0706.2016.1.52579

Аннотация: В статье рассмотрен опыт Российской Федерации и зарубежных стран в области комплексного природопользования. Приведены положения Директивы ЕС о комплексном контроле и предотвращении загрязнений. Отмечается, что действующая в настоящее время в Российской Федерации система выдачи разрешений на природопользование имеет ряд недостатков. Во-первых, федеральный, региональный и локальный уровень выдачи разрешений на использование природных ресурсов осуществляется различными органами исполнительной власти, каждый из которых предъявляет к заявителям свои требования. Во-вторых, отсутствуют единообразные требования, предъявляемые к заявителям. В-третьих, отсутствие комплексного подхода, когда при осуществлении хозяйственной или иной деятельности оказывается воздействие и на другие природные объекты, а не только на те, которые предоставлены в пользование. Сама по себе идея комплексного природопользования и замены многочисленных разрешений и лимитов представляется прогрессивной, однако требует ряда доработок. Подчеркивается, что введение системы комплексного природопользования будет способствовать снижению административных барьеров, внедрению экологических чистых технологий, реализации природоохранных предприятий. При подготовке статьи использовались как общенаучные методы, такие как анализ, синтез, индукция, дедукция и диалектический метод, так и частнонаучные, в том числе сравнительно-правовой метод. Научная новизна заключается в том, что автором дается сравнительно-правовой анализ института комплексного природопользования, существовавшего в России до 2002 года, и вводимого с 1 января 2015 года в соответствии в Федеральным законом от 21.07.2014 № 219 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации". Автором делается вывод, что в переходный период действия ФЗ-219 необходимо использовать не только положительный опыт зарубежных стран, давно применяющих институт комплексного природопользования и выдачи комплексных природоохранных разрешений, но и иные имеющиеся в России инструменты природоохранного регулирования. Это позволит достигнуть баланса государственных и частных интересов в решении вопросов природопользования и охраны окружающей среды.
История государства и права
Пыльцина М.В. - Проблема учреждения Министерства земледелия и государственных имуществ в России

DOI:
10.7256/2454-0706.2016.1.13632

Аннотация: В 2014 г. отмечается 120 лет со дня образования первого автономного сельскохозяйственного ведомства в России - Министерства земледелия и государственных имуществ. Предметом исследования являются организационно-правовые и теоретические аспекты учреждения Министерства земледелия и государственных имуществ, которое в XIX в. прошло несколько исторических этапов своего формирования. Подчеркивается, что длительное время управление сельским хозяйством не признавалось самостоятельной отраслью государственной администрации. Особо остро вопрос о сельскохозяйственной модернизации стоял в годы аграрных кризисов. Применялись исторический, проблемно-хронологический и сравнительно-правовой методы, которые позволили реконструировать процесс путей совершенствования центральных органов государственного управления сельским хозяйством. Научная новизна данного исследования заключается в анализе различных подходов и проектов реформирования сложившейся административной сельскохозяйственной системы, объединяющим началом которых выступала общая цель – учреждение Министерства земледелия. Делается вывод о том, что данное ведомство рассматривалось как один из компонентов механизма правового регулирования сельскохозяйственной деятельности в конце XIX – начале XX вв., гарантом проведения единой общегосударственной политики в области сельского хозяйства.
Пыльцина М.В. - Проблема учреждения Министерства земледелия и государственных имуществ в России c. 136-140

DOI:
10.7256/2454-0706.2016.1.52580

Аннотация: В 2014 г. отмечается 120 лет со дня образования первого автономного сельскохозяйственного ведомства в России - Министерства земледелия и государственных имуществ. Предметом исследования являются организационно-правовые и теоретические аспекты учреждения Министерства земледелия и государственных имуществ, которое в XIX в. прошло несколько исторических этапов своего формирования. Подчеркивается, что длительное время управление сельским хозяйством не признавалось самостоятельной отраслью государственной администрации. Особо остро вопрос о сельскохозяйственной модернизации стоял в годы аграрных кризисов. Применялись исторический, проблемно-хронологический и сравнительно-правовой методы, которые позволили реконструировать процесс путей совершенствования центральных органов государственного управления сельским хозяйством. Научная новизна данного исследования заключается в анализе различных подходов и проектов реформирования сложившейся административной сельскохозяйственной системы, объединяющим началом которых выступала общая цель – учреждение Министерства земледелия. Делается вывод о том, что данное ведомство рассматривалось как один из компонентов механизма правового регулирования сельскохозяйственной деятельности в конце XIX – начале XX вв., гарантом проведения единой общегосударственной политики в области сельского хозяйства.
Бондаренко Е.Ю. - Международно-правовые и политические последствия интернирования японских военнопленных на Дальнем Востоке СССР (сентябрь 1945-1956)

DOI:
10.7256/2454-0706.2016.1.16922

Аннотация: Предметом изучения является режим военного плена и взаимоотношения японских военнопленных с властными структурами в СССР в период с сентября 1945-декабря 1956 гг., которым после Второй мировой войны подверглись бывшие военнослужащие Квантунской армии. Пребывание японских военнопленных на Дальнем Востоке СССР в исследуемый период составляет одно из важнейших граней комплексного изучения проблемы иностранных военнопленных на Дальнем Востоке России в XX в. Обращение к данной теме в годовщину 70-летия Победы СССР над милитаристской Японией подкреплено введением новых документов и материалов по данной теме, раннее не доступных исследователям. Методологической основой являются международно-правовые аспекты военного плена, теоретические основы его современного состояния, с помощью которых выявляются различные стороны функционирования плена. Научная новизна обусловлена системным исследованием проблемы военнопленных на Дальнем Востоке СССР, а также заключена во введении новых документов и материалов по данной теме. Впервые прослежены международно-правовые аспекты военного плена на Дальнем Востоке, определены особенности политики СССР по отношению к военнопленным.
Бондаренко Е.Ю. - Международно-правовые и политические последствия интернирования японских военнопленных на Дальнем Востоке СССР (сентябрь 1945-1956) c. 141-148

DOI:
10.7256/2454-0706.2016.1.52581

Аннотация: Предметом изучения является режим военного плена и взаимоотношения японских военнопленных с властными структурами в СССР в период с сентября 1945-декабря 1956 гг., которым после Второй мировой войны подверглись бывшие военнослужащие Квантунской армии. Пребывание японских военнопленных на Дальнем Востоке СССР в исследуемый период составляет одно из важнейших граней комплексного изучения проблемы иностранных военнопленных на Дальнем Востоке России в XX в. Обращение к данной теме в годовщину 70-летия Победы СССР над милитаристской Японией подкреплено введением новых документов и материалов по данной теме, раннее не доступных исследователям. Методологической основой являются международно-правовые аспекты военного плена, теоретические основы его современного состояния, с помощью которых выявляются различные стороны функционирования плена. Научная новизна обусловлена системным исследованием проблемы военнопленных на Дальнем Востоке СССР, а также заключена во введении новых документов и материалов по данной теме. Впервые прослежены международно-правовые аспекты военного плена на Дальнем Востоке, определены особенности политики СССР по отношению к военнопленным.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.