Статья 'Халяльная (адальная) продукция: нормативное регулирование «религиозной» сертификации на потребительском рынке России и Казахстана: новации защиты прав потребителей в 2014-2015 гг.' - журнал 'Право и политика' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Право и политика
Правильная ссылка на статью:

Халяльная (адальная) продукция: нормативное регулирование «религиозной» сертификации на потребительском рынке России и Казахстана: новации защиты прав потребителей в 2014-2015 гг.

Богдан Варвара Владимировна

доктор юридических наук

профессор, ФГБОУ ВО "Юго-Западный государственный университет"

305040, Россия, Курская область, г. Курск, ул. 50 Лет Октября, 94, оф. 535

Bogdan Varvara Vladimirovna

Doctor of Law

Docent, the department of Civil Law, Southwest State University

305040, Russia, Kurskaya oblast', g. Kursk, ul. 50 Let Oktyabrya, 94, of. 535

KurskPravo@yandex.ru
Другие публикации этого автора
 

 
Кирикова Александра Александровна

студент, кафедра гражданского права, ФГБОУ ВПО "Юго-Западный государственный университет"

305040, Россия, Курская область, г. Курск, ул. 50 лет Октября, 94

Kirikova Aleksandra Aleksandrovna

Student at Southwest State University , Department of Civil Law

305040, Russia, Kurskaya oblast, Kursk, ul. 50 let oktyabrya, 94

sashakirikova@mail.ru
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.7256/2454-0706.2016.1.16169

Дата направления статьи в редакцию:

18-08-2015


Дата публикации:

27-01-2016


Аннотация: Предметом настоящей статьи является сфера отношений, складывающаяся в рамках технико–правового регулирования продуктов «адал» (халал, халяль), получившая относительно недавно свое развитие в мировой рыночной инфраструктуре, и затронувшей, в частности, рынки Российской Федерации и Республики Казахстан. Авторами была поставлена цель мониторинга произошедших в 2015 г. изменений в сфере маркировки продукции, а также составления прикладного алгоритма распознавания обозначенных халяльных товаров для заинтересованных потребителей, а также выявления проблем правового регулирования. В статье не только проведен анализ особенностей сертификации халяльной продукции (технико-правовое регулирование), но и рассмотрены отдельные случаи злоупотребления правом. В статье автором использовались методы анализа, абстрагирования и сравнительного правоведения, в результате применения которых определены условия эффективности правоприменения в каждом государстве. В ходе статьи были сделаны выводы и предложения по исследуемой тематике, необходимые для успешного функционирования халяльной индустрии в Российской Федерации и других странах СНГ. Реализация данных предложений поможет повысить не только эффективность механизма защиты прав потребителей данной продукции, а также позволит оказывать влияние на недобросовестных субъектов предпринимательской деятельности, поскольку последние будут вынуждены нести риск наравне с государством, подрывая, в случае нарушения ими общих норм и правил, авторитет религиозной продукции своей страны на международной арене.


Ключевые слова:

халал (халяль), адал, техническое регулирование, стандартизация, производитель, добровольная сертификация, продукция, качество, безопасность, защита прав потребителей

Статья выполнена в рамках НИР «Гражданско-правовое регулирование охраны и защиты прав граждан на жизнь и здоровье в РФ» (Т. №1.4.15).

Abstract: This article discusses the legal and technical regulations in the sphere of halal products. The trade in halal products has recently expanded in the global market, including the Russian Federation and the Republic of Kazakhstan. The authors have observed the changes in the product labelling in 2015 and elaborated some practical methods for consumers concerned with identifying the “halal” labeled products. They have also looked into issues that may arise in the legal regulation of this sphere. In addition to analyzing the specifics in the products certification (legal and technical regulation), the authors also identify some examples of rights abuses. Recommendations provided and conclusions reached on the subject in question can be essential for a successful trade performance of halal merchandise in the Russian Federation and other countries of the CIS. The implementation of the authors’ proposals can contribute to both, a more effective protection of consumer rights, and have an impact on commercial performers acting in bad faith, as the latter would bear a risk on an equal basis with the state. In case of breaching common rules and regulations, such performers would discredit the religious products made in their countries on the global market.


Keywords:

halal, adal, technical regulation, standardisation, manufacturer, voluntary certification, products, quality, safety, protection of consumers’ rights

Библиография
1. Ахметова Д. Россия — Организация Исламского Сотрудничества: новые перспективы сотрудничества в сфере «Халяль» индустрии [Электронный ресурс] / ОС Совета муфтиев России. Доступ к статье: www.muslim.ru/articles/114/1269/.
2. В Казахстане в продукции «Халал» обнаружена свинина [Электронный ресурс] / SunnaPress.com. Доступ к статье: http://sunnapress.com/news/newskazakhstan/8105-v-kazakhstane-v-produktsii-khalal-obnaruzhena-svinina.html.
3. Достижение халал–индустрии представят в Астане [Электронный ресурс] / Капитал.kz. Доступ к статье: http://kapital.kz/economic/2127/dostizhenie-halal-industrii-predstavyat-v-astane.html.
4. Канафина Ж. Скандал на рынке халал в Казахстане. Кто подложил свинью? [Электронный ресурс] / centrasia.ru. Доступ к статье: www.centrasia.ru/news2.php?st=1408137780; www.caravan.kz/article/90400.
5. Каримова Ж., Акимбекова А. Халал на свободе [Электронный ресурс] / VOX POPULI. Доступ к статье: www.voxpopuli.kz/main/2136-khalal-na-svobode.html.
6. Кирикова А.А., Абакумова Е.В. Современные тенденции в сфере защиты прав потребителей: проблемы сертификации на российском потребительском рынке // Юридические исследования. – 2015. – № 2. – С.1-11. DOI: 10.7256/2409-7136.2015.2.14097. URL: http://e-notabene.ru/lr/article_14097.html.
7. Особенности Халяльного маркетинга [Электронный ресурс] / Продукты Халяль. Доступ к статье: http://russiahalal.com/ekonomika/osobennosti-khalyalnogo-marketinga.
8. Оразбай А., Сандыбаев А. Надпись «Халал» на товарах в Казахстане заменят на «Адал» [Электронный ресурс] / Zakon.kz. Доступ к статье: www.zakon.kz/4690353-nadpis-khalal-na-tovarakh-v-kazakhstane.html.
9. Работать только с проверенными органами по сертификации Халяль [Электронный ресурс] / Продукты Халяль. Доступ к статье: http://russiahalal.com/mneniya/rabotat-tolko-s-proverennymi-organami-po-sertifikatsii-khalyal.
10. Рынок халяль: международный опыт и малазийская практика [Электронный есурс] / MuslimEco.Ru. Доступ к статье: http://muslimeco.ru/opubl/351/.
11. Титова Д. Развитие индустрии «Халяль» в Росси [Электронный ресурс] / rosfood.info. Доступ к статье: http://rosfood.info/upload/iblock/8fb/44-45.PDF.
12. Тюекпаева З.Б., Шакиров А.Т. «Халал» — гарантия качества и безопасности // «Байтурсыновские чтения — 2014». – 2014. – С. 67-69.
13. «Халяль» – на «адал», и видеокамеры на производство! [Электронный ресурс] / Исламское обозрение. Доступ к статье: http://islamreview.ru/news/halal-na-adal-i-videokamery-na-proizvodstvo/.
14. В Казахстане надпись «Халал» на товарах заменят на «Адал» [Электронный ресурс] / NUR.KZ. Доступ к статье: http://news.nur.kz/355409.html.
15. Марку Ж. Социальные функции институтов гражданского права (на примере законодательства о защите прав потребителей) // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения / Journal of foreighn legislation and comparative law. - 2014. - 5. - C. 771 - 773.
References
1. Akhmetova D. Rossiya — Organizatsiya Islamskogo Sotrudnichestva: novye perspektivy sotrudnichestva v sfere «Khalyal'» industrii [Elektronnyi resurs] / OS Soveta muftiev Rossii. Dostup k stat'e: www.muslim.ru/articles/114/1269/.
2. V Kazakhstane v produktsii «Khalal» obnaruzhena svinina [Elektronnyi resurs] / SunnaPress.com. Dostup k stat'e: http://sunnapress.com/news/newskazakhstan/8105-v-kazakhstane-v-produktsii-khalal-obnaruzhena-svinina.html.
3. Dostizhenie khalal–industrii predstavyat v Astane [Elektronnyi resurs] / Kapital.kz. Dostup k stat'e: http://kapital.kz/economic/2127/dostizhenie-halal-industrii-predstavyat-v-astane.html.
4. Kanafina Zh. Skandal na rynke khalal v Kazakhstane. Kto podlozhil svin'yu? [Elektronnyi resurs] / centrasia.ru. Dostup k stat'e: www.centrasia.ru/news2.php?st=1408137780; www.caravan.kz/article/90400.
5. Karimova Zh., Akimbekova A. Khalal na svobode [Elektronnyi resurs] / VOX POPULI. Dostup k stat'e: www.voxpopuli.kz/main/2136-khalal-na-svobode.html.
6. Kirikova A.A., Abakumova E.V. Sovremennye tendentsii v sfere zashchity prav potrebitelei: problemy sertifikatsii na rossiiskom potrebitel'skom rynke // Yuridicheskie issledovaniya. – 2015. – № 2. – S.1-11. DOI: 10.7256/2409-7136.2015.2.14097. URL: http://e-notabene.ru/lr/article_14097.html.
7. Osobennosti Khalyal'nogo marketinga [Elektronnyi resurs] / Produkty Khalyal'. Dostup k stat'e: http://russiahalal.com/ekonomika/osobennosti-khalyalnogo-marketinga.
8. Orazbai A., Sandybaev A. Nadpis' «Khalal» na tovarakh v Kazakhstane zamenyat na «Adal» [Elektronnyi resurs] / Zakon.kz. Dostup k stat'e: www.zakon.kz/4690353-nadpis-khalal-na-tovarakh-v-kazakhstane.html.
9. Rabotat' tol'ko s proverennymi organami po sertifikatsii Khalyal' [Elektronnyi resurs] / Produkty Khalyal'. Dostup k stat'e: http://russiahalal.com/mneniya/rabotat-tolko-s-proverennymi-organami-po-sertifikatsii-khalyal.
10. Rynok khalyal': mezhdunarodnyi opyt i malaziiskaya praktika [Elektronnyi esurs] / MuslimEco.Ru. Dostup k stat'e: http://muslimeco.ru/opubl/351/.
11. Titova D. Razvitie industrii «Khalyal'» v Rossi [Elektronnyi resurs] / rosfood.info. Dostup k stat'e: http://rosfood.info/upload/iblock/8fb/44-45.PDF.
12. Tyuekpaeva Z.B., Shakirov A.T. «Khalal» — garantiya kachestva i bezopasnosti // «Baitursynovskie chteniya — 2014». – 2014. – S. 67-69.
13. «Khalyal'» – na «adal», i videokamery na proizvodstvo! [Elektronnyi resurs] / Islamskoe obozrenie. Dostup k stat'e: http://islamreview.ru/news/halal-na-adal-i-videokamery-na-proizvodstvo/.
14. V Kazakhstane nadpis' «Khalal» na tovarakh zamenyat na «Adal» [Elektronnyi resurs] / NUR.KZ. Dostup k stat'e: http://news.nur.kz/355409.html.
15. Marku Zh. Sotsial'nye funktsii institutov grazhdanskogo prava
(na primere zakonodatel'stva o zashchite prav potrebitelei) // Zhurnal zarubezhnogo zakonodatel'stva i sravnitel'nogo pravovedeniya / Journal of foreighn legislation and comparative law. - 2014. - 5. - C. 771 - 773.

Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.