по
Право и политика
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция журнала > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Право и политика" > Содержание № 08, 2015
Выходные данные сетевого издания "Право и политика"
Номер подписан в печать: 24-08-2015
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Даниленко Денис Васильевич, доктор права (Франция), danilenko_d@mail.ru
ISSN: 2454-0706
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 08, 2015
Теория
Chirkin V.E. - Three global legal systems of modernity: convergence and antagonisms c. 1058-1069

DOI:
10.7256/2454-0706.2015.8.52468

Аннотация: The author examines the existing in the Russian and foreign literature classifications of legal systems and legal families, notices their inaccuracies. The terms "legal system» and "legal family» are often used as a single, different social essence of the major legal systems is ignored. Anglo-Saxon law and totalitarian socialist legal system are in the same classification unit. It is offered new approaches and synthesis. The author uses the historical, logical, deductive, inductive and comparative research methods, applies the formational-civilizational approach and, on this basis, identifies three major legal systems in the modern world: the Muslim system, liberal semi-social capitalist system and the totalitarian socialist system. On the basis of socio-culturalogical legal approach within each of the global systems are highlighted the legal families, there are examples of countries. In the Moslem system there are fundamentalist (radikalist) and modernized (upgraded) legal families, but also for another reason - the Sunni and Shiite communities legal families, in the liberal semi-social capitalist system there are Anglo Saxon, the Romano-German and other families, in the totalitarian socialist system - orthodox Leninist-Bolshevik and partly modenized, upgraded (but only in the area of economic regulation) family.
Chirkin V.E. - Three global legal systems of modernity: convergence and antagonisms

DOI:
10.7256/2454-0706.2015.8.15673

Abstract: The author examines the classifications of legal systems and legal families that exist in the Russian and foreign literature, and notices their inaccuracies. The terms "legal system" and "legal family" are often used interchangeably, different social essence of the major legal systems is ignored. Anglo-Saxon law and totalitarian socialist legal system are in the same classification unit. It is offered new approaches and synthesis. The author uses the historical, logical, deductive, inductive and comparative research methods, applies the formational-civilizational approach and, on this basis, identifies three major legal systems in the modern world: the Muslim system, liberal semi-social capitalist system and the totalitarian socialist system. On the basis of socio-culturological legal approach within each of the global systems, the author highlights the legal families. In the Moslem system there are fundamentalist (radical) and modernized (upgraded) legal families, but also for another reason - the Sunni and Shiite communities legal families, in the liberal semi-social capitalist system there are Anglo Saxon, the Romano-German and other families, in the totalitarian socialist system - orthodox Leninist-Bolshevik and modernized partly, upgraded (but only in the area of economic regulation) family.
Трансформация правовых и политических систем
Богдан В.В., Уколов Д.С. - Сравнительная характеристика законодательного регулирования института пожизненного содержания с иждивением в странах-участницах Содружества Независимых Государств

DOI:
10.7256/2454-0706.2015.8.10669

Аннотация: В статье исследуется один из актуальнейших вопросов современного гражданского права - пожизненное содержание с иждивением. Анализируется законодательное закрепление данного института в гражданских кодексах государств-участниц СНГ. Основное внимание уделено специфике содержания норм, закрепляющих особенности пожизненного содержания с иждивением, их общим и отличительным чертам. Особое внимание уделяется рецепции норм Гражданского кодекса Российской Федерации другими странами-участницами СНГ, а также особенностям регулирования рассматриваемых отношений в правопорядках, не упоминающих институт пожизненного содержания с иждивением в национальных Гражданских кодексах. В работе использован сравнительный метод исследования, позволяющий выявить общие и отличительные черты национального законодательства, регулирующего отношения, возникающие из пожизненного содержания с иждивением. Авторы одними их первых поднимают вопросы сравнения положений Гражданских кодексов государств-участниц стран СНГ о пожизненном содержании с иждивением. В результате исследования, авторы приходят к выводу, что единое временное начало развития данного института практически во всех странах СНГ свидетельствует об объективной возможности и перспективности взаимного заимствования отдельных правовых норм, регламентирующих пожизненное содержание с иждивением.
Богдан В.В., Уколов Д.С. - Сравнительная характеристика законодательного регулирования института пожизненного содержания с иждивением в странах-участницах Содружества Независимых Государств c. 1070-1073

DOI:
10.7256/2454-0706.2015.8.52469

Аннотация: В статье исследуется один из актуальнейших вопросов современного гражданского права - пожизненное содержание с иждивением. Анализируется законодательное закрепление данного института в гражданских кодексах государств-участниц СНГ. Основное внимание уделено специфике содержания норм, закрепляющих особенности пожизненного содержания с иждивением, их общим и отличительным чертам. Особое внимание уделяется рецепции норм Гражданского кодекса Российской Федерации другими странами-участницами СНГ, а также особенностям регулирования рассматриваемых отношений в правопорядках, не упоминающих институт пожизненного содержания с иждивением в национальных Гражданских кодексах. В работе использован сравнительный метод исследования, позволяющий выявить общие и отличительные черты национального законодательства, регулирующего отношения, возникающие из пожизненного содержания с иждивением. Авторы одними их первых поднимают вопросы сравнения положений Гражданских кодексов государств-участниц стран СНГ о пожизненном содержании с иждивением. В результате исследования, авторы приходят к выводу, что единое временное начало развития данного института практически во всех странах СНГ свидетельствует об объективной возможности и перспективности взаимного заимствования отдельных правовых норм, регламентирующих пожизненное содержание с иждивением.
Государственная безопасность
Довнар Н.Н. - СМИ и экстремизм : проблемы оценки материалов экстремистской направленности (опыт Беларуси)

DOI:
10.7256/2454-0706.2015.8.15914

Аннотация: Объектом исследования является ограничение прав на распространение информации экстремистской направленности. Предметом исследования –формы, место и роль специальных методов познания текстов, содержащих признаки экстремизма. Автор подробно рассматривает такие аспекты темы, как: проблемы терминологического аппарата законодательства о противодействии экстремизму; проблемы усовершенствования экспертной работы с учетом последних достижений лингвистической науки, а также технологий, позволяющих выявлять материалы, которые могут содержать информацию экстремистской направленности; уделяет внимание новым организационным формам, способствующим исследованию текстов: экспертным комиссиям по оценке информационной продукции. В основу исследования положены системный подход; формально-юридический анализ законодательства о противодействии экстремизму, позволяющий уяснить суть норм, ограничивающих распространение в СМИ материалов экстремисткой направленности; метод моделирования. Основной вывод проведенного исследования: консолидация усилий государственных органов и институтов гражданского общества в борьбе с проявлениями экстремизма через работу экспертных комиссий по оценке информационной продукции на предмет наличия (отсутствия) в ней признаков проявления экстремизма, будет способствовать реализации основных принципов противодействия экстремизму, а также выполнению целого ряда функций, которые присущи всем субъектам противодействия экстремистской деятельности. Новизна исследования заключается в предложенной правовой модели работы Республиканской экспертной комиссии, позволяющей увидеть взаимосвязь всех элементов системы оценки информационной продукции в деятельности экспертных комиссий.
Довнар Н.Н. - СМИ и экстремизм : проблемы оценки материалов экстремистской направленности (опыт Беларуси) c. 1074-1083

DOI:
10.7256/2454-0706.2015.8.52470

Аннотация: Объектом исследования является ограничение прав на распространение информации экстремистской направленности. Предметом исследования –формы, место и роль специальных методов познания текстов, содержащих признаки экстремизма. Автор подробно рассматривает такие аспекты темы, как: проблемы терминологического аппарата законодательства о противодействии экстремизму; проблемы усовершенствования экспертной работы с учетом последних достижений лингвистической науки, а также технологий, позволяющих выявлять материалы, которые могут содержать информацию экстремистской направленности; уделяет внимание новым организационным формам, способствующим исследованию текстов: экспертным комиссиям по оценке информационной продукции. В основу исследования положены системный подход; формально-юридический анализ законодательства о противодействии экстремизму, позволяющий уяснить суть норм, ограничивающих распространение в СМИ материалов экстремисткой направленности; метод моделирования. Основной вывод проведенного исследования: консолидация усилий государственных органов и институтов гражданского общества в борьбе с проявлениями экстремизма через работу экспертных комиссий по оценке информационной продукции на предмет наличия (отсутствия) в ней признаков проявления экстремизма, будет способствовать реализации основных принципов противодействия экстремизму, а также выполнению целого ряда функций, которые присущи всем субъектам противодействия экстремистской деятельности. Новизна исследования заключается в предложенной правовой модели работы Республиканской экспертной комиссии, позволяющей увидеть взаимосвязь всех элементов системы оценки информационной продукции в деятельности экспертных комиссий.
Закон и правопорядок
Демидова Л.Н. - Уголовный проступок в законодательстве Украины

DOI:
10.7256/2454-0706.2015.8.8786

Аннотация: Основной целью статьи является разработка концептуальных подходов внедрения уголовного проступка в украинское уголовное законодательство. Криминальным процессуальным кодексом Украины, принятым Верховной Радой Украины 13 апреля 2012 года, вводится понятие «уголовное правонарушение», содержание которого охватывает уголовный проступок и преступление, а также указывается, что законодательство Украины об уголовной ответственности составляют Уголовный кодекс Украины и Закон Украины об уголовных проступках. В связи с такими новеллами, существенным образом влияющими на уголовное законодательство, автором рассматривается вопрос об их соответствии Конституции Украины. Особое внимание уделяется зарубежному опыту и национальным традициям, а также изучению позиций исследователей в определении места уголовного проступка в системе правонарушений. На основе проведенного анализа формулируется вывод о необходимости внедрения уголовного проступка в уголовное законодательство с целью дальнейшей гуманизации уголовной ответственности за отдельные преступления небольшой тяжести. Путем исследования взаимосвязи уголовного проступка с такими институтами уголовного права как множественность преступлений, соучастие в преступлении и иных, автор предлагает и обосновывает концептуальные подходы внедрения уголовного проступка в украинское уголовное законодательство.
Демидова Л.Н. - Уголовный проступок в законодательстве Украины c. 1084-1090

DOI:
10.7256/2454-0706.2015.8.52471

Аннотация: Основной целью статьи является разработка концептуальных подходов внедрения уголовного проступка в украинское уголовное законодательство. Криминальным процессуальным кодексом Украины, принятым Верховной Радой Украины 13 апреля 2012 года, вводится понятие «уголовное правонарушение», содержание которого охватывает уголовный проступок и преступление, а также указывается, что законодательство Украины об уголовной ответственности составляют Уголовный кодекс Украины и Закон Украины об уголовных проступках. В связи с такими новеллами, существенным образом влияющими на уголовное законодательство, автором рассматривается вопрос об их соответствии Конституции Украины. Особое внимание уделяется зарубежному опыту и национальным традициям, а также изучению позиций исследователей в определении места уголовного проступка в системе правонарушений. На основе проведенного анализа формулируется вывод о необходимости внедрения уголовного проступка в уголовное законодательство с целью дальнейшей гуманизации уголовной ответственности за отдельные преступления небольшой тяжести. Путем исследования взаимосвязи уголовного проступка с такими институтами уголовного права как множественность преступлений, соучастие в преступлении и иных, автор предлагает и обосновывает концептуальные подходы внедрения уголовного проступка в украинское уголовное законодательство.
Свининых Е.А. - Отстранение от участия в публичных закупках как средство противодействия коррупции по праву Европейского Союза, Великобритании, США и Российской Федерации

DOI:
10.7256/2454-0706.2015.8.15831

Аннотация: В статье проведен анализ института отстранения участников публичных закупок от участия в них за совершение коррупционных правонарушений. Автором определяются понятие, правовая природа и виды отстранения участников публичных закупок по праву Европейского Союза, в законодательствах Великобритании, США и Российской Федерации. Особое внимание уделяется сравнительному исследованию оснований и сроков отстранения в отечественном и зарубежном правопорядках. Рассматриваются вопросы отстранения участника публичной закупки за совершение коррупционных нарушений третьими лицами. При подготовке статьи автором использовались сравнительно-правовой, формально-юридический, а также системный и юридико-технический методы исследования. Определяются возможные пути развития исследуемого института в отечественном праве. В частности, отмечается необходимость расширения оснований для отстранения от участия в публичных закупках за совершение коррупционных правонарушений. В информационных целях целесообразно обеспечить ведение реестра участников публичных закупок, отстраненных от участия в них вследствие совершения коррупционных и иных правонарушений.
Свининых Е.А. - Отстранение от участия в публичных закупках как средство противодействия коррупции по праву Европейского Союза, Великобритании, США и Российской Федерации c. 1091-1098

DOI:
10.7256/2454-0706.2015.8.52472

Аннотация: В статье проведен анализ института отстранения участников публичных закупок от участия в них за совершение коррупционных правонарушений. Автором определяются понятие, правовая природа и виды отстранения участников публичных закупок по праву Европейского Союза, в законодательствах Великобритании, США и Российской Федерации. Особое внимание уделяется сравнительному исследованию оснований и сроков отстранения в отечественном и зарубежном правопорядках. Рассматриваются вопросы отстранения участника публичной закупки за совершение коррупционных нарушений третьими лицами. При подготовке статьи автором использовались сравнительно-правовой, формально-юридический, а также системный и юридико-технический методы исследования. Определяются возможные пути развития исследуемого института в отечественном праве. В частности, отмечается необходимость расширения оснований для отстранения от участия в публичных закупках за совершение коррупционных правонарушений. В информационных целях целесообразно обеспечить ведение реестра участников публичных закупок, отстраненных от участия в них вследствие совершения коррупционных и иных правонарушений.
Васильченко Е.И. - О некоторых вопросах производства органом дознания неотложных следственных действий

DOI:
10.7256/2454-0706.2015.8.16020

Аннотация: Автор, на примере осуществления органами внутренних дел Российской Федерации оперативно-разыскных мероприятий и следственных действий по уголовным делам о преступлениях, связанных с незаконным оборотом наркотиков, подробно исследует возможность оптимизации процедуры предварительного расследования. Сквозь призму идеи процессуальной экономии рассмотрены нормы уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, регламентирующие деятельность органа дознания, связанную с производством процессуальных действий до момента возбуждения, а также в рамках уголовного дела, по которому производство предварительного следствия обязательно. В процессе исследования использовался общенаучный диалектический метод познания, частнонаучные методы: анализ и синтез, исторический метод. Исследована статистика, отражающая отдельные аспекты деятельности органов внутренних дел Российской Федерации в период с 2012 по 2014 год. Научная новизна проведенного исследования заключается в том, что автором изучено противоречие норм уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми орган дознания до момента возбуждения уголовного дела, предусматривающего производство предварительного следствия, лишен права производить любые следственные действия, даже при наличии необходимости обезопасить доказательственную информацию от возможной утраты или искажения. Автором акцентируется внимание на возможности оптимизации процедуры процессуального закрепления доказательственной информации, при условии дальнейшего совершенствования правовых норм, регламентирующих производство неотложных следственных действий. Вносятся и обосновываются авторские предложения по корректировке законодательного определения неотложных следственных действий, связанные с моментом и целями их проведения.
Васильченко Е.И. - О некоторых вопросах производства органом дознания неотложных следственных действий c. 1099-1104

DOI:
10.7256/2454-0706.2015.8.52473

Аннотация: Автор, на примере осуществления органами внутренних дел Российской Федерации оперативно-разыскных мероприятий и следственных действий по уголовным делам о преступлениях, связанных с незаконным оборотом наркотиков, подробно исследует возможность оптимизации процедуры предварительного расследования. Сквозь призму идеи процессуальной экономии рассмотрены нормы уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, регламентирующие деятельность органа дознания, связанную с производством процессуальных действий до момента возбуждения, а также в рамках уголовного дела, по которому производство предварительного следствия обязательно. В процессе исследования использовался общенаучный диалектический метод познания, частнонаучные методы: анализ и синтез, исторический метод. Исследована статистика, отражающая отдельные аспекты деятельности органов внутренних дел Российской Федерации в период с 2012 по 2014 год. Научная новизна проведенного исследования заключается в том, что автором изучено противоречие норм уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми орган дознания до момента возбуждения уголовного дела, предусматривающего производство предварительного следствия, лишен права производить любые следственные действия, даже при наличии необходимости обезопасить доказательственную информацию от возможной утраты или искажения. Автором акцентируется внимание на возможности оптимизации процедуры процессуального закрепления доказательственной информации, при условии дальнейшего совершенствования правовых норм, регламентирующих производство неотложных следственных действий. Вносятся и обосновываются авторские предложения по корректировке законодательного определения неотложных следственных действий, связанные с моментом и целями их проведения.
Власть и управление
Логвинова И.В. - Правовые основания делегированных нормотворческих полномочий Правительства Российской Федерации

DOI:
10.7256/2454-0706.2015.8.16050

Аннотация: Предметом исследования данной статьи является нормотворчество Правительства Российской Федерации в связи с реализацией делегированного законодательным органом полномочия по конкретизации отдельных правоотношений. Цель работы заключается в том, чтобы определить условия, правовые принципы и проблемы реализации нормотворческих полномочий Правительства Российской Федерации при взаимодействии с Федеральным Собранием Российской Федерации. В статье рассматривается только та нормотворческая деятельность Правительства Российской Федерации, которая реализуется в виде постановлений в связи с делегированием ему нормотворческого полномочия на основании федерального закона. Представляется, что подобные нормативные правовые акты Правительства имеют особенности, что позволяет выделить их в отдельную группу. Методология исследования строится на общих и частно-научных методах, таких как: системный, функциональный, метод аналогии, а также формально-юридический, сравнительно-правовой. В результате исследования проводится разграничение между правовыми институтами делегированного законодательства и делегированного нормотворчества; систематизируются правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации в отношении постановлений Правительства Российской Федерации, принятых в связи с реализацией делегированного парламентом полномочия. Обращается внимание на то, что подобные нормативные правовые акты имеют важное значение для повышения эффективности правового регулирования в целом и имеют прямое отношение к созданию условий для осуществления прав и свобод граждан. Однако несовершенство правового механизма наделения Правительства Российской Федерации данными нормотворческими полномочиями необходимо устранить.
Логвинова И.В. - Правовые основания делегированных нормотворческих полномочий Правительства Российской Федерации c. 1105-1111

DOI:
10.7256/2454-0706.2015.8.52474

Аннотация: Предметом исследования данной статьи является нормотворчество Правительства Российской Федерации в связи с реализацией делегированного законодательным органом полномочия по конкретизации отдельных правоотношений. Цель работы заключается в том, чтобы определить условия, правовые принципы и проблемы реализации нормотворческих полномочий Правительства Российской Федерации при взаимодействии с Федеральным Собранием Российской Федерации. В статье рассматривается только та нормотворческая деятельность Правительства Российской Федерации, которая реализуется в виде постановлений в связи с делегированием ему нормотворческого полномочия на основании федерального закона. Представляется, что подобные нормативные правовые акты Правительства имеют особенности, что позволяет выделить их в отдельную группу. Методология исследования строится на общих и частно-научных методах, таких как: системный, функциональный, метод аналогии, а также формально-юридический, сравнительно-правовой. В результате исследования проводится разграничение между правовыми институтами делегированного законодательства и делегированного нормотворчества; систематизируются правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации в отношении постановлений Правительства Российской Федерации, принятых в связи с реализацией делегированного парламентом полномочия. Обращается внимание на то, что подобные нормативные правовые акты имеют важное значение для повышения эффективности правового регулирования в целом и имеют прямое отношение к созданию условий для осуществления прав и свобод граждан. Однако несовершенство правового механизма наделения Правительства Российской Федерации данными нормотворческими полномочиями необходимо устранить.
Международное право в ХХI веке
Касаткина А.С., Кобахидзе Д.И. - О некоторых институтах международного частного морского права: морской залог, спасание судов и иного имущества на море

DOI:
10.7256/2454-0706.2015.8.15269

Аннотация: Настоящая статья посвящена исследованию основных тенденций по регулированию правоотношений, связанных с такими основными институтами международного частного морского права, как морской залог (maritime lien), спасание судов и иного имущества на море. Данные правовые институты не только имеют особое значение с точки зрения их теоретического изучения и научного анализа, но и играют важную роль в торговом мореплавании, которая, на сегодняшний день, многократно возрастает в международных торговых отношениях. В статье с помощью сравнительно-правового метода исследования авторами проведен детальный анализ правовой основы функционирования основных институтов международного частного морского права (морской залог, спасание судов и иного имущества на море), в качестве которой выступают как внутригосударственные источники, так и внешние (международные договоры; международные торговые обычаи). Авторы делают акцент на разнообразии и изобилии источников рассматриваемых институтов международного частного морского права, которое обусловлено спецификой отношений, связанных с иностранным правопорядком. Актуальность рассматриваемой проблематики подтверждается также наличием современных международных тенденций реформирования и унификации названных институтов частного морского права, о чем свидетельствуют принятие мировым морским сообществом новых конвенций, разработка международными организациями новых документов, широко применяемых в торговом мореплавании в качестве «мягкого права», а также имплементация государствами международных норм в национальное законодательство.
Касаткина А.С., Кобахидзе Д.И. - О некоторых институтах международного частного морского права: морской залог, спасание судов и иного имущества на море c. 1112-1128

DOI:
10.7256/2454-0706.2015.8.52475

Аннотация: Настоящая статья посвящена исследованию основных тенденций по регулированию правоотношений, связанных с такими основными институтами международного частного морского права, как морской залог (maritime lien), спасание судов и иного имущества на море. Данные правовые институты не только имеют особое значение с точки зрения их теоретического изучения и научного анализа, но и играют важную роль в торговом мореплавании, которая, на сегодняшний день, многократно возрастает в международных торговых отношениях. В статье с помощью сравнительно-правового метода исследования авторами проведен детальный анализ правовой основы функционирования основных институтов международного частного морского права (морской залог, спасание судов и иного имущества на море), в качестве которой выступают как внутригосударственные источники, так и внешние (международные договоры; международные торговые обычаи). Авторы делают акцент на разнообразии и изобилии источников рассматриваемых институтов международного частного морского права, которое обусловлено спецификой отношений, связанных с иностранным правопорядком. Актуальность рассматриваемой проблематики подтверждается также наличием современных международных тенденций реформирования и унификации названных институтов частного морского права, о чем свидетельствуют принятие мировым морским сообществом новых конвенций, разработка международными организациями новых документов, широко применяемых в торговом мореплавании в качестве «мягкого права», а также имплементация государствами международных норм в национальное законодательство.
Таштемирова Н.А. - Соотношение пределов действия международно-правового запрета применения силы и защиты гражданского населения на примере Йемена

DOI:
10.7256/2454-0706.2015.8.15922

Аннотация: Предметом исследования выступают теоретические и практические аспекты положения, прав и защиты гражданского населения в условиях вооруженного конфликта (на примере Йемена). Особое внимание уделено взаимодействию региональных организаций и ООН в вопросе применения силы в международных отношениях и практическому применению ст. 51 Устава ООН. Постановка основной проблемы – это этика использования силы для оказания помощи гражданскому населению и необходимость ограничения средств, таких как авиаудары и другие средства с низкой точностью поражения. Методологическую основу составили такие научные методы познания, как сравнительно-правовой, исторический анализ, аналогия, индукция, дедукция и др. Сделан следующий вывод: единственно возможная защита гражданского населения может быть обеспечена в рамках государства при условии создания работающего механизма привлечения к ответственности за серьезные нарушения норм международного гуманитарного права и прав человека как в мирное время, так и в условиях вооруженного конфликта.
Таштемирова Н.А. - Соотношение пределов действия международно-правового запрета применения силы и защиты гражданского населения на примере Йемена c. 1129-1133

DOI:
10.7256/2454-0706.2015.8.52476

Аннотация: Предметом исследования выступают теоретические и практические аспекты положения, прав и защиты гражданского населения в условиях вооруженного конфликта (на примере Йемена). Особое внимание уделено взаимодействию региональных организаций и ООН в вопросе применения силы в международных отношениях и практическому применению ст. 51 Устава ООН. Постановка основной проблемы – это этика использования силы для оказания помощи гражданскому населению и необходимость ограничения средств, таких как авиаудары и другие средства с низкой точностью поражения. Методологическую основу составили такие научные методы познания, как сравнительно-правовой, исторический анализ, аналогия, индукция, дедукция и др. Сделан следующий вывод: единственно возможная защита гражданского населения может быть обеспечена в рамках государства при условии создания работающего механизма привлечения к ответственности за серьезные нарушения норм международного гуманитарного права и прав человека как в мирное время, так и в условиях вооруженного конфликта.
Судебная власть
Стуконог И.В. - Пределы судебного контроля за соблюдением принципа разумного срока на досудебных стадиях уголовного судопроизводства

DOI:
10.7256/2454-0706.2015.8.15934

Аннотация: Предметом исследования является институт судебного контроля в части его влияния на соблюдение разумных сроков на досудебных стадиях уголовного судопроизводства. Объектом исследования является принцип разумного срока уголовного процесса, его определение и критерии, установленные законодательством, а также судебный контроль как один из действенных механизмов его реализации. Автор подробно рассматривает такие аспекты темы как разработанность правил о разумных сроках в уголовном процессе, достаточность закрепленных критериев указанного принципа судопроизводства. Особое внимание уделяется анализу имеющейся судебной практики. При подготовке данной статьи автором исследовано более 300 решений судов уровня субъектов Российской Федерации, вынесенных по материалам судебного контроля при рассмотрении жалоб участников уголовного судопроизводства на нарушения процессуальных сроков, бездействие органов предварительного расследования. При подготовке статьи автором использовались обобщения и исторический метод в качестве общенаучных, а также сравнительно-правовой в качестве специального. Основными выводами проведенного исследования являются тезисы о недостаточном нормативном закреплении пределов судебного контроля за соблюдением разумных сроков на досудебных стадиях уголовного судопроизводства, в том числе при рассмотрении жалоб на нарушения процессуальных сроков, необходимости дополнительной проработки складывающейся судебной практики в том числе высшим судебным органом по уголовным делам. Новизна исследования заключается в том, что автор подробно изучил складывающуюся судебную практику на примере нескольких сот состоявшихся решений краевых и областных судов, в апелляционной инстанции рассмотревших материалы судебного контроля по жалобам участников уголовного судопроизводства на нарушения разумных сроков на стадиях возбуждения и предварительного расследования уголовных дел.
Стуконог И.В. - Пределы судебного контроля за соблюдением принципа разумного срока на досудебных стадиях уголовного судопроизводства c. 1134-1140

DOI:
10.7256/2454-0706.2015.8.52477

Аннотация: Предметом исследования является институт судебного контроля в части его влияния на соблюдение разумных сроков на досудебных стадиях уголовного судопроизводства. Объектом исследования является принцип разумного срока уголовного процесса, его определение и критерии, установленные законодательством, а также судебный контроль как один из действенных механизмов его реализации. Автор подробно рассматривает такие аспекты темы как разработанность правил о разумных сроках в уголовном процессе, достаточность закрепленных критериев указанного принципа судопроизводства. Особое внимание уделяется анализу имеющейся судебной практики. При подготовке данной статьи автором исследовано более 300 решений судов уровня субъектов Российской Федерации, вынесенных по материалам судебного контроля при рассмотрении жалоб участников уголовного судопроизводства на нарушения процессуальных сроков, бездействие органов предварительного расследования. При подготовке статьи автором использовались обобщения и исторический метод в качестве общенаучных, а также сравнительно-правовой в качестве специального. Основными выводами проведенного исследования являются тезисы о недостаточном нормативном закреплении пределов судебного контроля за соблюдением разумных сроков на досудебных стадиях уголовного судопроизводства, в том числе при рассмотрении жалоб на нарушения процессуальных сроков, необходимости дополнительной проработки складывающейся судебной практики в том числе высшим судебным органом по уголовным делам. Новизна исследования заключается в том, что автор подробно изучил складывающуюся судебную практику на примере нескольких сот состоявшихся решений краевых и областных судов, в апелляционной инстанции рассмотревших материалы судебного контроля по жалобам участников уголовного судопроизводства на нарушения разумных сроков на стадиях возбуждения и предварительного расследования уголовных дел.
Человек и государство
Беляева Г.С. - Правовые режимы, основанные на ограничениях: к определению понятия

DOI:
10.7256/2454-0706.2015.8.10725

Аннотация: В статье реализована попытка комплексного общетеоретического рассмотрения правового режима, основанного на ограничениях. Рассмативается понятие правовых ограничений, их соотношение с правовыми запретами и особенности реализации в условиях соотвествующих правовых режимов. Анализируются признаки правового режима. основанного на ограничениях, предлагается его авторское определение. В целях недопущения произвольного ограничения прав и свобод граждан, злоупотребления со стороны органов государственной власти в данной сфере предложены критерии ограничения данных прав в условиях ограничивающих правовых режимов. Общенаучные методы в основном нашли применение в теоретическом обосновании проблемы, при рассмотрении вопросов понимания феномена правового режима, определения его значимости в процессе правового регулирования. Комплексный теоретико-прикладной междисциплинарный подход к исследованию правовых режимов обусловил необходимость использования в работе системного метода, в рамках которого осуществлено интегрирование теоретических абстракций и положений, закрепленных в действующем законодательстве. Проанализирован специальный правовой режим, представляющий модификацию общего и устанавливающий особые ограничения для субъектов в рамках режимного регулирования, в результате чего определено его понятие, признаки и содержание; охарактеризованы правовые ограничения, лежащие в основе этого режима, а также выработаны критерии ограничения прав и свобод граждан в условиях чрезвычайных правовых режимов.
Беляева Г.С. - Правовые режимы, основанные на ограничениях: к определению понятия c. 1141-1149

DOI:
10.7256/2454-0706.2015.8.52478

Аннотация: В статье реализована попытка комплексного общетеоретического рассмотрения правового режима, основанного на ограничениях. Рассмативается понятие правовых ограничений, их соотношение с правовыми запретами и особенности реализации в условиях соотвествующих правовых режимов. Анализируются признаки правового режима. основанного на ограничениях, предлагается его авторское определение. В целях недопущения произвольного ограничения прав и свобод граждан, злоупотребления со стороны органов государственной власти в данной сфере предложены критерии ограничения данных прав в условиях ограничивающих правовых режимов. Общенаучные методы в основном нашли применение в теоретическом обосновании проблемы, при рассмотрении вопросов понимания феномена правового режима, определения его значимости в процессе правового регулирования. Комплексный теоретико-прикладной междисциплинарный подход к исследованию правовых режимов обусловил необходимость использования в работе системного метода, в рамках которого осуществлено интегрирование теоретических абстракций и положений, закрепленных в действующем законодательстве. Проанализирован специальный правовой режим, представляющий модификацию общего и устанавливающий особые ограничения для субъектов в рамках режимного регулирования, в результате чего определено его понятие, признаки и содержание; охарактеризованы правовые ограничения, лежащие в основе этого режима, а также выработаны критерии ограничения прав и свобод граждан в условиях чрезвычайных правовых режимов.
Утяшов Э.К. - Характеристика правоотношений в условиях военного положения

DOI:
10.7256/2454-0706.2015.8.12562

Аннотация: Предметом данного исследования являются общественные отношения, возникающие в условиях военного положения. Изучаются понятие правоотношения, его структура. Отдельно анализируются все элементы данного правоотношения: участники (субъекты), объекты и содержание правоотношения. Компетенции и полномочия органов государственной власти, их правосубъектность. Возможность ограничения субъективных прав и свобод граждан в условиях военного положения. Необходимость ограничения правосубъектности физических и юридических лиц. Обосновывается возможность возложения дополнительных обязанностей на участников правоотношений военного положения. Анализируются правосубъектность органов государственной власти в современной Франции и Великобритании. Проводится сравнение полномочий органов исполнительной власти в условиях военного положения. В основе исследования используются: общенаучные методы познания - философский, анализ, дедукция историко-политический; а также частно-научные методы функциональный. сравнительно-правовой, и моделирования. Вырабатываются общие принципы и приемы к изучаемому явлению. Обосновывается необходимость правового прогнозирования и моделирования возможного вектора развития общественных отношений и необходимость предвидения правового регулирования общественных отношений в условиях режима военного положения. Сформулировано требование о необходимости предусмотреть дополнительные полномочия для органов государственной власти на период правоотношений в условиях военного положения, т.е. расширение их специальной правосубъектности. Высказана гипотеза о возможном расширении юридических обязанностей субъектов правоотношений в условиях военного положения. Использованы философские, общенаучные и частно-научные методы познания, включая анализ, историко-политический, дедукция, функциональный и сравнительный. Выработаны принципы и подходы к изучению правоотношений в условиях военного положения. Обосновывается структура правоотношений военного положения, состоящая из субъектов, объектов и содержания. В связи с чем выдвигается гипотеза о допустимости ограничения субъективных прав и возложения дополнительных обязанностей на участников данных правоотношений. Установлена необходимость установления дополнительных полномочий для органов государства в целях наделения их специальной правосубъектностью. Сформулировано положение о комплексном объекте правоотношений, возникающих в условиях режима военного положения.
Утяшов Э.К. - Характеристика правоотношений в условиях военного положения c. 1150-1160

DOI:
10.7256/2454-0706.2015.8.52479

Аннотация: Предметом данного исследования являются общественные отношения, возникающие в условиях военного положения. Изучаются понятие правоотношения, его структура. Отдельно анализируются все элементы данного правоотношения: участники (субъекты), объекты и содержание правоотношения. Компетенции и полномочия органов государственной власти, их правосубъектность. Возможность ограничения субъективных прав и свобод граждан в условиях военного положения. Необходимость ограничения правосубъектности физических и юридических лиц. Обосновывается возможность возложения дополнительных обязанностей на участников правоотношений военного положения. Анализируются правосубъектность органов государственной власти в современной Франции и Великобритании. Проводится сравнение полномочий органов исполнительной власти в условиях военного положения. В основе исследования используются: общенаучные методы познания - философский, анализ, дедукция историко-политический; а также частно-научные методы функциональный. сравнительно-правовой, и моделирования. Вырабатываются общие принципы и приемы к изучаемому явлению. Обосновывается необходимость правового прогнозирования и моделирования возможного вектора развития общественных отношений и необходимость предвидения правового регулирования общественных отношений в условиях режима военного положения. Сформулировано требование о необходимости предусмотреть дополнительные полномочия для органов государственной власти на период правоотношений в условиях военного положения, т.е. расширение их специальной правосубъектности. Высказана гипотеза о возможном расширении юридических обязанностей субъектов правоотношений в условиях военного положения. Использованы философские, общенаучные и частно-научные методы познания, включая анализ, историко-политический, дедукция, функциональный и сравнительный. Выработаны принципы и подходы к изучению правоотношений в условиях военного положения. Обосновывается структура правоотношений военного положения, состоящая из субъектов, объектов и содержания. В связи с чем выдвигается гипотеза о допустимости ограничения субъективных прав и возложения дополнительных обязанностей на участников данных правоотношений. Установлена необходимость установления дополнительных полномочий для органов государства в целях наделения их специальной правосубъектностью. Сформулировано положение о комплексном объекте правоотношений, возникающих в условиях режима военного положения.
История государства и права
Торопыгин О.Ю. - Институт уголовной ответственности за преступления в сфере авторского права в советский период

DOI:
10.7256/2454-0706.2015.8.15784

Аннотация: Предметом исследования являются уголовно правовые нормы и институты, предусматривающие ответственность за нарушение авторского права (интеллектуальной собственности), а также уголовное законодательство в период становления и развития советского государства (УК РСФСР 1922, 1926, 1960 гг.). Кроме того, в работе был проведен правовой анализ законодательных актов (декретов) съездов Советов, ВЦИК и СНК РСФСР принимавшихся в первые годы советской власти и регламентировавших и охранявших правоотношения в сфере авторских прав. Исследование проводилось на отраслевом уровне, историко-правовым методом, с применением историко-ретроспективного подхода, позволяющего раскрывает суть и прогрессивность явлений прошлого с определенной исторической дистанции. Новизна исследования заключается в следующем: советское законодательство характеризуется идеологизированностью, не являлось исключением и законодательство об интеллектуальной собственности (авторское право). Отмена законодательства об авторском праве царской России и формирование советского законодательства, а также введение уголовно-правовой охраны интеллектуальной собственности, но уже с учетом государственной идеологии, тому является подтверждением. Таким образом исследование не подтверждает позиции авторов о противоречивости законодательства как об интеллектуальной собственности, так и об его уголовной защите. В работе опровергается положение, согласно которому в период становления советского государства отсутствовала как таковая охрана авторских прав уголовно правовыми средствами. В указанный период времени защита авторских прав предусматривалась ст. 136 УК РСФСР 1922 г., т.е. специальной нормы в уголовном законодательстве не существовало.
Торопыгин О.Ю. - Институт уголовной ответственности за преступления в сфере авторского права в советский период c. 1161-1170

DOI:
10.7256/2454-0706.2015.8.52480

Аннотация: Предметом исследования являются уголовно правовые нормы и институты, предусматривающие ответственность за нарушение авторского права (интеллектуальной собственности), а также уголовное законодательство в период становления и развития советского государства (УК РСФСР 1922, 1926, 1960 гг.). Кроме того, в работе был проведен правовой анализ законодательных актов (декретов) съездов Советов, ВЦИК и СНК РСФСР принимавшихся в первые годы советской власти и регламентировавших и охранявших правоотношения в сфере авторских прав. Исследование проводилось на отраслевом уровне, историко-правовым методом, с применением историко-ретроспективного подхода, позволяющего раскрывает суть и прогрессивность явлений прошлого с определенной исторической дистанции. Новизна исследования заключается в следующем: советское законодательство характеризуется идеологизированностью, не являлось исключением и законодательство об интеллектуальной собственности (авторское право). Отмена законодательства об авторском праве царской России и формирование советского законодательства, а также введение уголовно-правовой охраны интеллектуальной собственности, но уже с учетом государственной идеологии, тому является подтверждением. Таким образом исследование не подтверждает позиции авторов о противоречивости законодательства как об интеллектуальной собственности, так и об его уголовной защите. В работе опровергается положение, согласно которому в период становления советского государства отсутствовала как таковая охрана авторских прав уголовно правовыми средствами. В указанный период времени защита авторских прав предусматривалась ст. 136 УК РСФСР 1922 г., т.е. специальной нормы в уголовном законодательстве не существовало.
Иванов И.И., Сунцов А.П. - К вопросу о развитии правового регулирования коренных малочисленных народов Севера

DOI:
10.7256/2454-0706.2015.8.15954

Аннотация: Предметом исследования является нормативно-правовые акты, принятые органами государственной власти Российского государства по вопросам обеспечения прав коренных народов Севера. Объектом исследования является правовое положение коренных народов в различные исторические периоды. Автором подробно рассматривается становление и развитие коренных малочисленных народов в дореволюционной России. Особое внимание уделяется беспрецедентному в истории кодифицированному акту «Устав об управлении инородцами», который в 1822г. был разработан выдающимся деятелем М.М.Сперанским. Его основной целью была необходимость сохранить и увеличить численность большинства сибирских этносов. Методологической основой работы является сравнительно-правовой метод, а так же исторический, логика- юридический, комплексный метод и системный подход. Проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что опыт правового регулирования развития коренных малочисленных народов Севера в Российской империи можно оценивать как положительный, поскольку была сохранена численность большинства сибирских этносов, их этнокультура и традиционно-хозяйственная структура. Думается, что цель необходимости увеличения численности коренных малочисленных народов Севера, которой руководствовался М.М. Сперанский, не потеряла своей актуальности и сегодня, в рамках реализации принятых Основ государственной политики в Арктике на период до 2020 года и на ближайшую перспективу и Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года.
Силантьева Н.А., Сунцов А.П. - К вопросу о развитии правового регулирования коренных малочисленных народов Севера c. 1171-1174

DOI:
10.7256/2454-0706.2015.8.52481

Аннотация: Предметом исследования является нормативно-правовые акты, принятые органами государственной власти Российского государства по вопросам обеспечения прав коренных народов Севера. Объектом исследования является правовое положение коренных народов в различные исторические периоды. Автором подробно рассматривается становление и развитие коренных малочисленных народов в дореволюционной России. Особое внимание уделяется беспрецедентному в истории кодифицированному акту «Устав об управлении инородцами», который в 1822г. был разработан выдающимся деятелем М.М.Сперанским. Его основной целью была необходимость сохранить и увеличить численность большинства сибирских этносов. Методологической основой работы является сравнительно-правовой метод, а так же исторический, логика- юридический, комплексный метод и системный подход. Проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что опыт правового регулирования развития коренных малочисленных народов Севера в Российской империи можно оценивать как положительный, поскольку была сохранена численность большинства сибирских этносов, их этнокультура и традиционно-хозяйственная структура. Думается, что цель необходимости увеличения численности коренных малочисленных народов Севера, которой руководствовался М.М. Сперанский, не потеряла своей актуальности и сегодня, в рамках реализации принятых Основ государственной политики в Арктике на период до 2020 года и на ближайшую перспективу и Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года.
Карпов В.А. - Российская правовая государственность на перепутье: исторические аспекты выбора концепции правового государства в России в конце 80-х – начале 90-х гг. ХХ в.

DOI:
10.7256/2454-0706.2015.8.16129

Аннотация: Предметом исследования в настоящей статье является переломный исторический момент для истории становления правового государства в России – конец 80-х – начало 90-х гг. ХХ в.. Автор прослеживает тот сравнительно короткий по историческим меркам промежуток времени, за который концепция правового государства прошла путь от первоначально осторожной имплементации в отечественную правовую модель в составе концепции социалистического правового государства, до окончательного вытеснения всех конкурирующих концепций (таких, как концепция социалистической законности) и утверждения в качестве флагмана отечественной политико-правовой мысли на грядущие десятилетия. Методологическую основу исследования составляет диалектический метод познания действительности, совокупность общенаучных (логического, восхождения от абстрактного к конкретному в мышлении и т.д.) и частнонаучных методов познания (сравнительного правоведения, системно-структурного анализа, толкования закона и других). Исследуются основные вехи признания данной концепции на государственном уровне, в том числе в законодательстве позднего советского периода, направления научного осмысления концепции правового государства в правоведении начала 90-х гг. ХХ в. Характеризуются особенности трактовки данной концепции в различных проектах конституции, разрабатывавшихся в тот период, в сопоставлении с окончательным вариантом текста, воплощенным в действующей Конституцией Российской Федерации 1993 года.
Карпов В.А. - Российская правовая государственность на перепутье: исторические аспекты выбора концепции правового государства в России в конце 80-х – начале 90-х гг. ХХ в. c. 1175-1180

DOI:
10.7256/2454-0706.2015.8.52482

Аннотация: Предметом исследования в настоящей статье является переломный исторический момент для истории становления правового государства в России – конец 80-х – начало 90-х гг. ХХ в.. Автор прослеживает тот сравнительно короткий по историческим меркам промежуток времени, за который концепция правового государства прошла путь от первоначально осторожной имплементации в отечественную правовую модель в составе концепции социалистического правового государства, до окончательного вытеснения всех конкурирующих концепций (таких, как концепция социалистической законности) и утверждения в качестве флагмана отечественной политико-правовой мысли на грядущие десятилетия. Методологическую основу исследования составляет диалектический метод познания действительности, совокупность общенаучных (логического, восхождения от абстрактного к конкретному в мышлении и т.д.) и частнонаучных методов познания (сравнительного правоведения, системно-структурного анализа, толкования закона и других). Исследуются основные вехи признания данной концепции на государственном уровне, в том числе в законодательстве позднего советского периода, направления научного осмысления концепции правового государства в правоведении начала 90-х гг. ХХ в. Характеризуются особенности трактовки данной концепции в различных проектах конституции, разрабатывавшихся в тот период, в сопоставлении с окончательным вариантом текста, воплощенным в действующей Конституцией Российской Федерации 1993 года.
Правовая и политическая мысль
Семин С.В. - Особенности развития и становления классической теории элит

DOI:
10.7256/2454-0706.2015.8.15010

Аннотация: Предметом данного исследования является рассмотрение вопросов связанных с развитием и становлением классической теории элит, а так же подходов связанных с классической теорией элит:репутационного, плюралистического, ценностного , элитического , путем анализа работ таких известных мыслителей как : В. Парето, Г. Моска, Р. Михельс, М. Вебер, Р. Миллз, Н.А. Бердяев. особое внимание уделяется изучению так называемого "элитного круга" то есть лиц входящих в элиту , проводится разграничительная черта между элитой и лицами не являющимися таковой. Так же автором определяются общие характерные черты присущие учениям об элитах разных авторов. в процессе исследования автором были использованы метод сравнительно правой , метод анализа и синтеза , данные методы применялись т.к. именно с их помощью можно более точно отразить проблему исследования. Результатом исследования является более подробное изучение вопроса становления и развития классической теории элит. Основными выводами данного исследования является выведение общих признаков присущих элите, так же автор дает свое собственное определение термину "элита". В дальнейшим используя результат данного исследования можно более глубоко рассматривать теорию элит.
Семин С.В. - Особенности развития и становления классической теории элит c. 1181-1186

DOI:
10.7256/2454-0706.2015.8.52483

Аннотация: Предметом данного исследования является рассмотрение вопросов связанных с развитием и становлением классической теории элит, а так же подходов связанных с классической теорией элит:репутационного, плюралистического, ценностного , элитического , путем анализа работ таких известных мыслителей как : В. Парето, Г. Моска, Р. Михельс, М. Вебер, Р. Миллз, Н.А. Бердяев. особое внимание уделяется изучению так называемого "элитного круга" то есть лиц входящих в элиту , проводится разграничительная черта между элитой и лицами не являющимися таковой. Так же автором определяются общие характерные черты присущие учениям об элитах разных авторов. в процессе исследования автором были использованы метод сравнительно правой , метод анализа и синтеза , данные методы применялись т.к. именно с их помощью можно более точно отразить проблему исследования. Результатом исследования является более подробное изучение вопроса становления и развития классической теории элит. Основными выводами данного исследования является выведение общих признаков присущих элите, так же автор дает свое собственное определение термину "элита". В дальнейшим используя результат данного исследования можно более глубоко рассматривать теорию элит.
Дискуссионная трибуна
Кретов В.В. - О необходимости совершенствования Федерального закона «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности…»

DOI:
10.7256/2454-0706.2015.8.15917

Аннотация: Предметом исследования является Федеральный закон "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации.." №257-ФЗ от 8.11.2007г., как основа законодательства Российской Федерации об автомобильных дорогах и дорожной деятельности. Объектом исследования являются правовые нормы, содержащиеся в Законе и регулирующие основы функционирования дорожного хозяйства страны. Особое внимание уделено предложениям, по совершенствованию содержащихся в Законе норм, путем их редактирования, а также включения в закон дополнительных статей, позволяющих ликвидировать пробелы в законодательстве об автомобильных дорогах и дорожной деятельности. При решении поставленных задач, были использованы такие методы исследования как системный, сравнительно-правовой и формально-логический. В статье использованы как общенаучные методы анализа применяемые на четырех уровнях исследования: описание, классификация, объяснение, критика результатов исследования, так и специальные - сравнительно-правовой, исторический и другие. Научная новизна статьи заключается в том, что впервые проанализирована основа законодательства Российской Федерации об автомобильных дорогах и дорожной деятельности, выявлены основные недостатки и пробелы права, а также разработаны меры по устранению недостатков, тормозящих развитие дорожного хозяйства страны. Предлагаемые изменения позволят существенно конкретизировать нормы, регулирующие использование автомобильных дорог и осуществление дорожной деятельности, а также установить ответственность органов исполнительной власти и их глав, недобросовестно выполняющих свои обязанности.
Кретов В.В. - О необходимости совершенствования Федерального закона «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности…» c. 1187-1196

DOI:
10.7256/2454-0706.2015.8.52484

Аннотация: Предметом исследования является Федеральный закон "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации.." №257-ФЗ от 8.11.2007г., как основа законодательства Российской Федерации об автомобильных дорогах и дорожной деятельности. Объектом исследования являются правовые нормы, содержащиеся в Законе и регулирующие основы функционирования дорожного хозяйства страны. Особое внимание уделено предложениям, по совершенствованию содержащихся в Законе норм, путем их редактирования, а также включения в закон дополнительных статей, позволяющих ликвидировать пробелы в законодательстве об автомобильных дорогах и дорожной деятельности. При решении поставленных задач, были использованы такие методы исследования как системный, сравнительно-правовой и формально-логический. В статье использованы как общенаучные методы анализа применяемые на четырех уровнях исследования: описание, классификация, объяснение, критика результатов исследования, так и специальные - сравнительно-правовой, исторический и другие. Научная новизна статьи заключается в том, что впервые проанализирована основа законодательства Российской Федерации об автомобильных дорогах и дорожной деятельности, выявлены основные недостатки и пробелы права, а также разработаны меры по устранению недостатков, тормозящих развитие дорожного хозяйства страны. Предлагаемые изменения позволят существенно конкретизировать нормы, регулирующие использование автомобильных дорог и осуществление дорожной деятельности, а также установить ответственность органов исполнительной власти и их глав, недобросовестно выполняющих свои обязанности.
Правоведение
Загвоздкин Н.Н. - Личный обыск и схожие правовые понятия: проблемы разграничения

DOI:
10.7256/2454-0706.2015.8.15966

Аннотация: Предметом исследования являются теоретические, законодательные и практические аспекты личного обыска и сходных с ним правовых процедур, таких как личный досмотр, личный осмотр, наружный досмотр и другие. Цели статьи: 1) выявить коллизии норм административного, уголовно-процессуального, оперативно-розыскного, уголовно-исполнительного и иного законодательства, регламентирующих принудительное обследование физического лица и изъятие у него чего-либо; 2) обозначить проблемы следственной и судебной практики применения указанных норм; 3) предложить возможные пути их решения. Методологической основой исследования является диалектический метод познания. Методы исследования: сравнительно-правовой, историко-правовой, логико-юридический, системно-структурный. Новизна полученных результатов заключается в межотраслевом и междисциплинарном подходе к анализу сходных с личным обыском действий. Выводы сформулированы в виде предложений: 1) отказаться от множественности используемых в нормативно-правовых актах понятий, означающих принудительное обследование физических лиц; 2) усовершенствовать процедуры такого обследования применительно к разным отраслям федерального законодательства.
Загвоздкин Н.Н. - Личный обыск и схожие правовые понятия: проблемы разграничения c. 1197-1207

DOI:
10.7256/2454-0706.2015.8.52485

Аннотация: Предметом исследования являются теоретические, законодательные и практические аспекты личного обыска и сходных с ним правовых процедур, таких как личный досмотр, личный осмотр, наружный досмотр и другие. Цели статьи: 1) выявить коллизии норм административного, уголовно-процессуального, оперативно-розыскного, уголовно-исполнительного и иного законодательства, регламентирующих принудительное обследование физического лица и изъятие у него чего-либо; 2) обозначить проблемы следственной и судебной практики применения указанных норм; 3) предложить возможные пути их решения. Методологической основой исследования является диалектический метод познания. Методы исследования: сравнительно-правовой, историко-правовой, логико-юридический, системно-структурный. Новизна полученных результатов заключается в межотраслевом и междисциплинарном подходе к анализу сходных с личным обыском действий. Выводы сформулированы в виде предложений: 1) отказаться от множественности используемых в нормативно-правовых актах понятий, означающих принудительное обследование физических лиц; 2) усовершенствовать процедуры такого обследования применительно к разным отраслям федерального законодательства.
Диас Мартинс Р. - Онтологическая правовая природа результатов интеллектуальной деятельности: дифференциация терминов собственности и права собственности

DOI:
10.7256/2454-0706.2015.8.15994

Аннотация: Автор подробно рассматривает дифференциацию терминов собственности и права собственности в исследованиях источников римского права в течение истории до появления современных гражданских кодификаций. Особое внимание уделяется понятиям, связанным с собственностью, таким как: абсолютным, относительным, личным и вещным правам, которые являются ключевыми для установления онтологической правовой природы результатов интеллектуальной деятельности. Автор пытается установить четкое содержание для вышеуказанных понятий, чтобы объяснить недоразумение современной не проприетарной концепции объектов интеллектуальных прав. Методологическую основу статьи составил сравнительно-правовой метод при анализе используемой терминологии в правовых исследованиях в течение долгого исторического промежутка и современной терминологии. Особым вкладом автора в исследовании темы является предоставление новых аргументов для обсуждения онтологической правовой природы результатов интеллектуальной деятельности. На основе исторического развития понятий собственности и права собственности сформулирован вывод о том, что результаты интеллектуальной деятельность являются объектом собственности (proprietas), а не право собственности (dominium).
Диас Мартинс Р. - Онтологическая правовая природа результатов интеллектуальной деятельности: дифференциация терминов собственности и права собственности c. 1208-1215

DOI:
10.7256/2454-0706.2015.8.52486

Аннотация: Автор подробно рассматривает дифференциацию терминов собственности и права собственности в исследованиях источников римского права в течение истории до появления современных гражданских кодификаций. Особое внимание уделяется понятиям, связанным с собственностью, таким как: абсолютным, относительным, личным и вещным правам, которые являются ключевыми для установления онтологической правовой природы результатов интеллектуальной деятельности. Автор пытается установить четкое содержание для вышеуказанных понятий, чтобы объяснить недоразумение современной не проприетарной концепции объектов интеллектуальных прав. Методологическую основу статьи составил сравнительно-правовой метод при анализе используемой терминологии в правовых исследованиях в течение долгого исторического промежутка и современной терминологии. Особым вкладом автора в исследовании темы является предоставление новых аргументов для обсуждения онтологической правовой природы результатов интеллектуальной деятельности. На основе исторического развития понятий собственности и права собственности сформулирован вывод о том, что результаты интеллектуальной деятельность являются объектом собственности (proprietas), а не право собственности (dominium).
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.