по
Право и политика
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция журнала > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Право и политика" > Содержание № 02, 2015
Выходные данные сетевого издания "Право и политика"
Номер подписан в печать: 20-02-2015
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Даниленко Денис Васильевич, доктор права (Франция), danilenko_d@mail.ru
ISSN: 2454-0706
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 02, 2015
Государственные институты и правовые системы
Pavlinova O.V. - Mineral Resource Extraction Tax (MRET): current situation and possibilities for further development

DOI:
10.7256/2454-0706.2015.2.14271

Abstract: Due to the resource oriented state of the Russian economy, the taxation of the recovery of minerals is one of the main sources of revenue for the budget of the Russian Federation. Even minor changes in the price of oil on the international market have a huge impact upon the national budget of the Russian Federation, and the problem of replenishing it has lately become quite relevant. Over the course of being enacted the Mineral Resource Extraction Tax (MRET) has proven its fiscal orientation, while its regulating regulatory function has moved to the background and in doing so, acquired multiple problems in the field of oil extraction. This article reveals the flaws within the MRET of the Russian Federation and reviews the ways of improving it under the current conditions. The conclusions are made on the quality of the conducted tax policies in the Russian Federation with regards to taxation of the petroleum extraction industry, including changes to the current legislation. Presently, we can observe an annual increase in the MRET revenue into the budget of the Russian Federation and the growth in the specific weight of tax within the overall structure of budget revenue. However, despite the positive dynamics of the MRET index, there is a growing number of flaws within the current system of oil taxation that have negative effect on the present state and future development of the industry.
Pavlinova O.V. - The Mineral Resource Extraction Tax (MRET): current situation and opportunities for future development c. 156-162

DOI:
10.7256/2454-0706.2015.2.52359

Аннотация: Due to the resource oriented state of the Russian economy, the taxation of the recovery of minerals is one of the main sources of revenue for the budget of the Russian Federation. Even minor changes in the price of oil on the international market have a huge impact upon the national budget of the Russian Federation, and the problem of replenishing it has lately become quite relevant. Over the course of being enacted the Mineral Resource Extraction Tax (MRET) has proven its fiscal orientation, while its regulating regulatory function has moved to the background and in doing so, acquired multiple problems in the field of oil extraction. This article reveals the flaws within the MRET of the Russian Federation and reviews the ways of improving it under the current conditions. The conclusions are made on the quality of the conducted tax policies in the Russian Federation with regards to taxation of the petroleum extraction industry, including changes to the current legislation. Presently, we can observe an annual increase in the MRET revenue into the budget of the Russian Federation and the growth in the specific weight of tax within the overall structure of budget revenue. However, despite the positive dynamics of the MRET index, there is a growing number of flaws within the current system of oil taxation that have negative effect on the present state and future development of the industry.
Трансформация правовых и политических систем
Трофимова И.Н. - Гражданское правосознание в общественно-политических практиках и ценностных установках россиян

DOI:
10.7256/2454-0706.2015.2.12138

Аннотация: Статья посвящена изучению проблемы гражданского правосознания в общественно-политических практиках и ценностных установках россиян. Гражданское правосознание рассматривается как необходимый элемент функционирования гражданского общества и правового государства, признающего и реализующего права, свободы и интересы человека и гражданина в качестве высшей ценности. Особое внимание уделено анализу связи гражданского правосознания с уровнем социального и институционального доверия, общественного и политического участия, ценностных ориентаций и политических установок в современном российском обществе. Анализ проблемы учитывает основные положения теории модернизации относительно трансформации социально-политической субъектности общества и гражданина, позволяющие концептуализировать связь гражданского правосознания с общественно-политическими практиками и ценностными ориентациями россиян. Сделан вывод о существовании глубокого разрыва между традициями общественно-политического участия, носящими преимущественно коллективистский, конвенциональный, институциональный характер, и низким уровнем доверия сложившимся в постсоветский период публичным институтам, что во многом обусловливает противоречивость гражданского правосознания, ценностных установок и практик гражданского участия в современном российском обществе.
Трофимова И.Н. - Гражданское правосознание в общественно-политических практиках и ценностных установках россиян c. 163-174

DOI:
10.7256/2454-0706.2015.2.52360

Аннотация: Статья посвящена изучению проблемы гражданского правосознания в общественно-политических практиках и ценностных установках россиян. Гражданское правосознание рассматривается как необходимый элемент функционирования гражданского общества и правового государства, признающего и реализующего права, свободы и интересы человека и гражданина в качестве высшей ценности. Особое внимание уделено анализу связи гражданского правосознания с уровнем социального и институционального доверия, общественного и политического участия, ценностных ориентаций и политических установок в современном российском обществе. Анализ проблемы учитывает основные положения теории модернизации относительно трансформации социально-политической субъектности общества и гражданина, позволяющие концептуализировать связь гражданского правосознания с общественно-политическими практиками и ценностными ориентациями россиян. Сделан вывод о существовании глубокого разрыва между традициями общественно-политического участия, носящими преимущественно коллективистский, конвенциональный, институциональный характер, и низким уровнем доверия сложившимся в постсоветский период публичным институтам, что во многом обусловливает противоречивость гражданского правосознания, ценностных установок и практик гражданского участия в современном российском обществе.
Войниканис Е.А. - Общеправовая тенденция к децентрализации регулирования и интел-лектуальные права

DOI:
10.7256/2454-0706.2015.2.14406

Аннотация: Предметом исследования настоящей статьи является реализация общеправовой тенденции к децентрализации регулирования в сфере регули-рования интеллектуальных прав. Актуальность избранной темы обусловлена востребованностью в условиях глобализации и развития информационного общества различных форм мягкого права и саморегулирования. В статье представлен анализ примеров мягкого регулирования в международном пра-ве интеллектуальной собственности. Показано значение не имеющих обяза-тельной силы актов международных организаций для формирования позиции по актуальным проблемам и разработки новых нормативных актов Применялись как специальные правовые, так и общенаучные методы, такие как формально-юридический, сравнительно-правовой, системный и струк-турно-функциональный Выводы автора базируются на выявленных особенностях процесса децентрализации в праве интеллектуальной собственности. Особенностью саморегулирования в сфере интеллектуальных прав является слабое развитие добровольных соглашений между правообладателями и информационными посредниками. Причиной данного факта является использование в соглашениях установок господствующей парадигмы интеллектуальных прав.
Войниканис Е.А. - Общеправовая тенденция к децентрализации регулирования и интел-лектуальные права c. 175-179

DOI:
10.7256/2454-0706.2015.2.52361

Аннотация: Предметом исследования настоящей статьи является реализация общеправовой тенденции к децентрализации регулирования в сфере регули-рования интеллектуальных прав. Актуальность избранной темы обусловлена востребованностью в условиях глобализации и развития информационного общества различных форм мягкого права и саморегулирования. В статье представлен анализ примеров мягкого регулирования в международном пра-ве интеллектуальной собственности. Показано значение не имеющих обяза-тельной силы актов международных организаций для формирования позиции по актуальным проблемам и разработки новых нормативных актов Применялись как специальные правовые, так и общенаучные методы, такие как формально-юридический, сравнительно-правовой, системный и струк-турно-функциональный Выводы автора базируются на выявленных особенностях процесса децентрализации в праве интеллектуальной собственности. Особенностью саморегулирования в сфере интеллектуальных прав является слабое развитие добровольных соглашений между правообладателями и информационными посредниками. Причиной данного факта является использование в соглашениях установок господствующей парадигмы интеллектуальных прав.
Государственная безопасность
Карчевский Н.В. - Основные направления обеспечения уголовно-правовой охраны информационной безопасности

DOI:
10.7256/2454-0706.2015.2.8115

Аннотация: В работе предпринимается попытка сформулировать основные требования к содержанию уголовно-правовой охраны общественных отношений в сфере информатизации. Обеспечение уголовно-правового стимулирования положительных и минимизации негативных социальных последствий информатизации, предполагает определение в качестве самостоятельного объекта уголовно-правовой охраны системы общественных отношений, обеспечивающих реализацию информационной потребности. Для обозначения этой системы предлагается использовать термин «информационная безопасность». Субъект находится в состоянии информационной безопасности тогда, когда эффективность его деятельности обеспечена полной, достоверной и достаточной для принятия решений информацией. Такое состояние достигается социальной активностью в трех взаимосвязанных группах общественных отношений, представляющих собой структурные элементы информационной безопасности: общественные отношения в сфере использования информационных технологий, в сфере обеспечения доступа к информационному ресурсу и в сфере формирования информационного ресурса. При этом, общественная опасность посягательств на информационную безопасность не является самостоятельной, зависит от социальной значимости тех отношений, в пределах которых возникает информационная потребность. Предлагаются основные направления совершенствования законодательства об уголовной ответственности за преступления в сфере информационных технологий, а также в сфере ограниченного доступа к информации. Обосновывается нецелесообразность широкого применения средств уголовной юстиции в сфере формирования информационного ресурса.
Карчевский Н.В. - Основные направления обеспечения уголовно-правовой охраны информационной безопасности c. 180-188

DOI:
10.7256/2454-0706.2015.2.52362

Аннотация: В работе предпринимается попытка сформулировать основные требования к содержанию уголовно-правовой охраны общественных отношений в сфере информатизации. Обеспечение уголовно-правового стимулирования положительных и минимизации негативных социальных последствий информатизации, предполагает определение в качестве самостоятельного объекта уголовно-правовой охраны системы общественных отношений, обеспечивающих реализацию информационной потребности. Для обозначения этой системы предлагается использовать термин «информационная безопасность». Субъект находится в состоянии информационной безопасности тогда, когда эффективность его деятельности обеспечена полной, достоверной и достаточной для принятия решений информацией. Такое состояние достигается социальной активностью в трех взаимосвязанных группах общественных отношений, представляющих собой структурные элементы информационной безопасности: общественные отношения в сфере использования информационных технологий, в сфере обеспечения доступа к информационному ресурсу и в сфере формирования информационного ресурса. При этом, общественная опасность посягательств на информационную безопасность не является самостоятельной, зависит от социальной значимости тех отношений, в пределах которых возникает информационная потребность. Предлагаются основные направления совершенствования законодательства об уголовной ответственности за преступления в сфере информационных технологий, а также в сфере ограниченного доступа к информации. Обосновывается нецелесообразность широкого применения средств уголовной юстиции в сфере формирования информационного ресурса.
Тарасевич И.А., Зенковский А.В. - Правовые проблемы противодействия религиозному экстремизму в контексте обеспечения религиозной безопасности на пространстве ЕАЭС

DOI:
10.7256/2454-0706.2015.2.14263

Аннотация: В настоящее время проблема религиозного экстремизма, как ключевая угроза религиозной безопасности любого государства, особенно актуальна для стран, входящих в Евразийский экономический союз, стержень которого образуют Россия, Беларусь и Казахстан. В связи с этим особую актуальность имеет постоянный мониторинг и совершенствование нормативно-правовой базы по борьбе с религиозным экстремизмом в указанных странах. Авторы в статье приводят краткий сравнительно-правовой анализ законодательства, которое призвано обеспечить борьбу с религиозным экстремизмом в странах ЕАЭС. В частности, сравнению подвергаются нормы, закрепляющие понятие религиозного экстремизма в российской, белорусской и казахстанской правовых системах. При помощи диалектического метода, а также традиционно важной роли сравнительно-правовой методики для изучения законодательства зарубежных стран, в статье проводится оценочный анализ слабых и сильных сторон законодательства стран ЕАЭС. Формулируются рекомендации по использованию передового опыта Казахстана и Беларуси в целях совершенствования российского законодательства в сфере борьбы с религиозным экстремизмом. В статье делается ряд выводов. В частности, что для эффективного противодействия религиозному экстремизму необходимо наличие сбалансированной системы органов исполнительной власти, осуществляющих свою деятельность в соответствующей сфере. Отмечается, что на данный момент в государствах ЕАЭС существуют сопоставимые системы органов исполнительной власти, отвечающих за религиозно-государственное взаимодействие, что существенно упрощает процессы унификации законодательства в данной области. Авторы статьи заостряют внимание на том, что такие органы не должны обладать властными полномочиями, а могут оказывать только посреднические и консультативные услуги органам государственной власти и религиозным объединениям.
Тарасевич И.А., Зенковский А.В. - Правовые проблемы противодействия религиозному экстремизму в контексте обеспечения религиозной безопасности на пространстве ЕАЭС c. 189-197

DOI:
10.7256/2454-0706.2015.2.52363

Аннотация: В настоящее время проблема религиозного экстремизма, как ключевая угроза религиозной безопасности любого государства, особенно актуальна для стран, входящих в Евразийский экономический союз, стержень которого образуют Россия, Беларусь и Казахстан. В связи с этим особую актуальность имеет постоянный мониторинг и совершенствование нормативно-правовой базы по борьбе с религиозным экстремизмом в указанных странах. Авторы в статье приводят краткий сравнительно-правовой анализ законодательства, которое призвано обеспечить борьбу с религиозным экстремизмом в странах ЕАЭС. В частности, сравнению подвергаются нормы, закрепляющие понятие религиозного экстремизма в российской, белорусской и казахстанской правовых системах. При помощи диалектического метода, а также традиционно важной роли сравнительно-правовой методики для изучения законодательства зарубежных стран, в статье проводится оценочный анализ слабых и сильных сторон законодательства стран ЕАЭС. Формулируются рекомендации по использованию передового опыта Казахстана и Беларуси в целях совершенствования российского законодательства в сфере борьбы с религиозным экстремизмом. В статье делается ряд выводов. В частности, что для эффективного противодействия религиозному экстремизму необходимо наличие сбалансированной системы органов исполнительной власти, осуществляющих свою деятельность в соответствующей сфере. Отмечается, что на данный момент в государствах ЕАЭС существуют сопоставимые системы органов исполнительной власти, отвечающих за религиозно-государственное взаимодействие, что существенно упрощает процессы унификации законодательства в данной области. Авторы статьи заостряют внимание на том, что такие органы не должны обладать властными полномочиями, а могут оказывать только посреднические и консультативные услуги органам государственной власти и религиозным объединениям.
Закон и правопорядок
Трофимова Г.А. - Принципы законодательного регулирования уголовно-правовых отношений

DOI:
10.7256/2454-0706.2015.2.13171

Аннотация: Одной из проблем законодательной деятельности парламента является отражение того представления о правопорядке, которого придерживается законопослушное население страны. Формируя уголовное законодательство, парламент опирается на основные начала, идеи, которые, по его мнению, являются доминантными. На основе анализа норм уголовного права автор статьи попытался выделить те принципы, на базе которых парламентом на сегодняшний день урегулированы уголовно-правовые отношения, в том числе право потерпевшего на защиту; определены условия реализации принципов справедливости, гуманности и неотвратимости ответственности. В статье были использованы общенаучные и частноправовые методы познания - логический, формально-юридический, системный, сравнительно-правовой и исторический. В результате проведенного исследования автором были выявлены следующие основные начала (принципы) законодательного регулирования уголовно-правовых отношений: принцип динамики уголовно-правовых составов, принцип необязательности (условности) привлечения к ответственности, принцип умаления или ограничения ответственности, принцип судебного усмотрения, принцип денежной компенсации за причиненный преступлением вред, принцип несоответствия причиненного преступлением вреда и наказания за него, принцип приоритетности гуманного отношения к лицу, совершившему преступление, принцип дифференциации уголовной ответственности, принцип относительного равенства граждан. А также указана взаимосвязь выделенных принципов, их последствия для отображения таких классических принципов права как неотвратимость ответственности, справедливость и равенство граждан перед законом и судом.
Трофимова Г.А. - Принципы законодательного регулирования уголовно-правовых отношений c. 198-207

DOI:
10.7256/2454-0706.2015.2.52364

Аннотация: Одной из проблем законодательной деятельности парламента является отражение того представления о правопорядке, которого придерживается законопослушное население страны. Формируя уголовное законодательство, парламент опирается на основные начала, идеи, которые, по его мнению, являются доминантными. На основе анализа норм уголовного права автор статьи попытался выделить те принципы, на базе которых парламентом на сегодняшний день урегулированы уголовно-правовые отношения, в том числе право потерпевшего на защиту; определены условия реализации принципов справедливости, гуманности и неотвратимости ответственности. В статье были использованы общенаучные и частноправовые методы познания - логический, формально-юридический, системный, сравнительно-правовой и исторический. В результате проведенного исследования автором были выявлены следующие основные начала (принципы) законодательного регулирования уголовно-правовых отношений: принцип динамики уголовно-правовых составов, принцип необязательности (условности) привлечения к ответственности, принцип умаления или ограничения ответственности, принцип судебного усмотрения, принцип денежной компенсации за причиненный преступлением вред, принцип несоответствия причиненного преступлением вреда и наказания за него, принцип приоритетности гуманного отношения к лицу, совершившему преступление, принцип дифференциации уголовной ответственности, принцип относительного равенства граждан. А также указана взаимосвязь выделенных принципов, их последствия для отображения таких классических принципов права как неотвратимость ответственности, справедливость и равенство граждан перед законом и судом.
Акопджанова М.О. - Уголовно-правовая охрана установленного законом порядка осуществления археологических раскопок: новое в законодательстве

DOI:
10.7256/2454-0706.2015.2.13830

Аннотация: Предметом исследования являются вопросы уголовно-правовой защиты культурных ценностей, археологического достояния Российской Федерации. Исследование осуществляется на основе анализа изменений действующего российского законодательства об охране объектов культурного наследия, изменений уголовного законодательства об охране данных объектов, внесенных Федеральным законом от 23 июля 2013 года № 245-ФЗ; исследуются объективные и субъективные признаки состава преступления, предусмотренного введенной в Уголовный кодекс Российской Федерации статьей 2433; рассматриваются вопросы применения уголовного законодательства и закона об охране культурных ценностей исходя из указанных нововведений. Методологической основой исследования явилась совокупность общенаучных и специальных методов постижения объективной социально-правовой действительности в исследуемой области: методы анализа, синтеза, систематизации и обобщения, формально-логический метод. В статье исследуются и анализируются важнейшие актуальные аспекты применения диспозиций норм уголовного закона об ответственности об охране культурных ценностей и археологического наследия. Выводы статьи могут быть полезны правоприменительным органам при расследовании и рассмотрении уголовных дел соответствующей категории, студентам, аспирантам, а также всем интересующимся вопросами юриспруденции.
Акопджанова М.О. - Уголовно-правовая охрана установленного законом порядка осуществления археологических раскопок: новое в законодательстве c. 208-212

DOI:
10.7256/2454-0706.2015.2.52365

Аннотация: Предметом исследования являются вопросы уголовно-правовой защиты культурных ценностей, археологического достояния Российской Федерации. Исследование осуществляется на основе анализа изменений действующего российского законодательства об охране объектов культурного наследия, изменений уголовного законодательства об охране данных объектов, внесенных Федеральным законом от 23 июля 2013 года № 245-ФЗ; исследуются объективные и субъективные признаки состава преступления, предусмотренного введенной в Уголовный кодекс Российской Федерации статьей 2433; рассматриваются вопросы применения уголовного законодательства и закона об охране культурных ценностей исходя из указанных нововведений. Методологической основой исследования явилась совокупность общенаучных и специальных методов постижения объективной социально-правовой действительности в исследуемой области: методы анализа, синтеза, систематизации и обобщения, формально-логический метод. В статье исследуются и анализируются важнейшие актуальные аспекты применения диспозиций норм уголовного закона об ответственности об охране культурных ценностей и археологического наследия. Выводы статьи могут быть полезны правоприменительным органам при расследовании и рассмотрении уголовных дел соответствующей категории, студентам, аспирантам, а также всем интересующимся вопросами юриспруденции.
Власть и управление
Джагарян Н.В. - Конституционное партнерство представительных органов публичной власти как фактор повышения эффективности представительной системы местного самоуправления

DOI:
10.7256/2454-0706.2015.2.10771

Аннотация: В статье на основе предложенного автором понимания муниципальной представительной демократии как открытой, динамически развивающейся системы рассматриваются в обобщенном, комплексном плане вопросы взаимодействия представительных органов муниципальных образований, с одной стороны, и представительных органов государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, с другой. Целью предпринятого анализа является конституционное обоснование взаимодействия представительных органов власти разных уровней как имманентного проявления конституционного единства народовластия и соответствующих этому системных отношений в организации представительной власти. Исходя из этого, в статье выявляются формализованные и сложившиеся на практике способы (формы) взаимоотношений представительных органов государственной власти и местного самоуправления, дается общая оценка их эффективности, формируются меры совершенствования подобных взаимоотношений. В основу методологии авторского анализа положен системный метод научного познания, позволивший рассмотреть представительные органы власти в Российской Федерации в рамках их взаимосвязанного социально-целевого единства и раскрыть проблемы реализации взаимодействия между ними сквозь призму единства правового регулирования и правоприменительной практики. В статье аргументирована авторская концепция взаимодействия представительных органов власти в режиме конституционного партнерства, сформулированы принципы, характеризующие данный правовой режим. Автор приходит к заключению о том, что существующие механизмы связей между представительными органами носят фрагментарный, несистемный характер, что требует их корректировки, отдельные (основные) направления которых предложены в статье.
Джагарян Н.В. - Конституционное партнерство представительных органов публичной власти как фактор повышения эффективности представительной системы местного самоуправления c. 213-226

DOI:
10.7256/2454-0706.2015.2.52366

Аннотация: В статье на основе предложенного автором понимания муниципальной представительной демократии как открытой, динамически развивающейся системы рассматриваются в обобщенном, комплексном плане вопросы взаимодействия представительных органов муниципальных образований, с одной стороны, и представительных органов государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, с другой. Целью предпринятого анализа является конституционное обоснование взаимодействия представительных органов власти разных уровней как имманентного проявления конституционного единства народовластия и соответствующих этому системных отношений в организации представительной власти. Исходя из этого, в статье выявляются формализованные и сложившиеся на практике способы (формы) взаимоотношений представительных органов государственной власти и местного самоуправления, дается общая оценка их эффективности, формируются меры совершенствования подобных взаимоотношений. В основу методологии авторского анализа положен системный метод научного познания, позволивший рассмотреть представительные органы власти в Российской Федерации в рамках их взаимосвязанного социально-целевого единства и раскрыть проблемы реализации взаимодействия между ними сквозь призму единства правового регулирования и правоприменительной практики. В статье аргументирована авторская концепция взаимодействия представительных органов власти в режиме конституционного партнерства, сформулированы принципы, характеризующие данный правовой режим. Автор приходит к заключению о том, что существующие механизмы связей между представительными органами носят фрагментарный, несистемный характер, что требует их корректировки, отдельные (основные) направления которых предложены в статье.
Интеграционное право и наднациональные организации
Каминская Н.В. - Перспективы становления европейской системы местного и регионального самоуправления

DOI:
10.7256/2454-0706.2015.2.8854

Аннотация: Активизация евроинтеграционных процессов, реформы в большинстве европейских стран в сфере местного самоуправления и регионального развития, их сотрудничество на разных уровнях обуславливают сближение территориальных общностей (обшин), их органов власти и должностных лиц, ассоциаций органов местного самоуправления и т. д. Результатом реализации программ «Европы регионов», «Европы общин» очевидно является формирование европейской системы местного и регионального самоуправления, которую можно определить как совокупность основных структурных элементов, субъектов и форм осуществления местного и регионального самоуправления, через которые европейские страны, их территориальные общины, местные и региональные органы власти, население, а также международные организации (Совет Европы, ЕС, ОБСЕ, ОЧЭС) обеспечивают реализацию права на самоуправление, соответсвующие функции, полномочия и несут установленную ответственность. Анализируются способы ее создания, принципы, основы и субъекты, договорно-правовой и институционный механизмы обеспечения и реализации данной системы. Правовым оформлением ее существования, по нашему мнению, является европейское муниципальное право, которое одновременно характеризуется чертами международного права, наднационального, так и внутригосударственного права.
Каминская Н.В. - Перспективы становления европейской системы местного и регионального самоуправления c. 227-241

DOI:
10.7256/2454-0706.2015.2.52367

Аннотация: Активизация евроинтеграционных процессов, реформы в большинстве европейских стран в сфере местного самоуправления и регионального развития, их сотрудничество на разных уровнях обуславливают сближение территориальных общностей (обшин), их органов власти и должностных лиц, ассоциаций органов местного самоуправления и т. д. Результатом реализации программ «Европы регионов», «Европы общин» очевидно является формирование европейской системы местного и регионального самоуправления, которую можно определить как совокупность основных структурных элементов, субъектов и форм осуществления местного и регионального самоуправления, через которые европейские страны, их территориальные общины, местные и региональные органы власти, население, а также международные организации (Совет Европы, ЕС, ОБСЕ, ОЧЭС) обеспечивают реализацию права на самоуправление, соответсвующие функции, полномочия и несут установленную ответственность. Анализируются способы ее создания, принципы, основы и субъекты, договорно-правовой и институционный механизмы обеспечения и реализации данной системы. Правовым оформлением ее существования, по нашему мнению, является европейское муниципальное право, которое одновременно характеризуется чертами международного права, наднационального, так и внутригосударственного права.
Человек и государство
Сулакшин С.С. - Государственная политика защиты нравственности

DOI:
10.7256/2454-0706.2015.2.13099

Аннотация: Статья посвящена современной государственной политике России в сфере защиты нравственности. На современном этапе государство фактически отстранилось от воздействия на формирование информационной политики СМИ, от защиты высших ценностей Российского государства в части обеспечения нравственности и здоровья человека. Это также касается Интернета и издательской деятельности. Вместе с тем анализ состояния нравственности в современном российском обществе доказывает необходимость государственного регулирования данного вопроса. В рамках исследования предложены конкретные рекомендации по совершенствованию государственной политики в сфере защиты духовного состояния общества. В исследовании применялись сравнительно-правой, формально-юридический и историко-правовой методы. На основе эмпирических исследований состояния нравственности в российском обществе и анализа текущего законодательства вырабатываются рекомендации - проект федерального закона «о защите нравственности, психического здоровья и психологического состояния потребителей продукции средств массовой информации, информационно-телекоммуникационных сетей и издательской деятельности». В исследовании впервые в концептуальном виде обоснована необходимость нравственной цензуры, конституционность ее правовой природы. Предложены ключевые положения законопроекта по государственной защите нравственности, выработаны положения о создании специализированного органа в данной сфере - Комиссии по защите нравственности, а также представлены конкретные действия в отношении вредной информации на разных этапах регулирования.
Сулакшин С.С. - Государственная политика защиты нравственности c. 242-251

DOI:
10.7256/2454-0706.2015.2.52368

Аннотация: Статья посвящена современной государственной политике России в сфере защиты нравственности. На современном этапе государство фактически отстранилось от воздействия на формирование информационной политики СМИ, от защиты высших ценностей Российского государства в части обеспечения нравственности и здоровья человека. Это также касается Интернета и издательской деятельности. Вместе с тем анализ состояния нравственности в современном российском обществе доказывает необходимость государственного регулирования данного вопроса. В рамках исследования предложены конкретные рекомендации по совершенствованию государственной политики в сфере защиты духовного состояния общества. В исследовании применялись сравнительно-правой, формально-юридический и историко-правовой методы. На основе эмпирических исследований состояния нравственности в российском обществе и анализа текущего законодательства вырабатываются рекомендации - проект федерального закона «о защите нравственности, психического здоровья и психологического состояния потребителей продукции средств массовой информации, информационно-телекоммуникационных сетей и издательской деятельности». В исследовании впервые в концептуальном виде обоснована необходимость нравственной цензуры, конституционность ее правовой природы. Предложены ключевые положения законопроекта по государственной защите нравственности, выработаны положения о создании специализированного органа в данной сфере - Комиссии по защите нравственности, а также представлены конкретные действия в отношении вредной информации на разных этапах регулирования.
Юридический практикум
Гречуха В.Н. - Вопросы претензионно-искового порядка регулирования споров при перевозках

DOI:
10.7256/2454-0706.2015.2.13146

Аннотация: В статье рассмотрены вопросы претензионно-искового порядка регулирования споров при перевозках, как грузов, так и пассажиров. Предложена классификация требований к претензионному порядку, включающая такие группы, как предъявление претензии надлежащим заявителем, предъявление ее надлежащему лицу, соблюдение претензионных сроков, оформление претензии по установленным правилам, приложение к претензии необходимых документов, соблюдение срока и порядка ответа на претензию. Каждая из них исследована с позиций сравнения регулирования соответствующими транспортными уставами и кодексами. При подготовке статьи применены общенаучные методы исследования, такие как анализ, синтез, индукция, дедукция, диалектический метод, а также частноправовые, в том числе сравнительно-правовой метод. В статье впервые дан комплексный сравнительно-правовой анализ регулирования транспортными уставами и кодексами требований к претензионно-исковому порядку разрешения споров при перевозках, обращено внимание на различные подходы транспортных источников к их установлению, сделан вывод о необходимости совершенствования норм, закрепляющих указанные требования. В качестве основного способа такого совершенствования выделена унификация транспортной нормативной базы, регулирующей претензионно-исковой порядок споров при перевозках
Гречуха В.Н. - Вопросы претензионно-искового порядка регулирования споров при перевозках c. 252-259

DOI:
10.7256/2454-0706.2015.2.52369

Аннотация: В статье рассмотрены вопросы претензионно-искового порядка регулирования споров при перевозках, как грузов, так и пассажиров. Предложена классификация требований к претензионному порядку, включающая такие группы, как предъявление претензии надлежащим заявителем, предъявление ее надлежащему лицу, соблюдение претензионных сроков, оформление претензии по установленным правилам, приложение к претензии необходимых документов, соблюдение срока и порядка ответа на претензию. Каждая из них исследована с позиций сравнения регулирования соответствующими транспортными уставами и кодексами. При подготовке статьи применены общенаучные методы исследования, такие как анализ, синтез, индукция, дедукция, диалектический метод, а также частноправовые, в том числе сравнительно-правовой метод. В статье впервые дан комплексный сравнительно-правовой анализ регулирования транспортными уставами и кодексами требований к претензионно-исковому порядку разрешения споров при перевозках, обращено внимание на различные подходы транспортных источников к их установлению, сделан вывод о необходимости совершенствования норм, закрепляющих указанные требования. В качестве основного способа такого совершенствования выделена унификация транспортной нормативной базы, регулирующей претензионно-исковой порядок споров при перевозках
Правовая и политическая мысль
Сосенков Ф.С. - О политико-правовых взглядах Н.Макиавелли на обеспечение территориальной целостности государства

DOI:
10.7256/2454-0706.2015.2.9219

Аннотация: Статья посвящена политико-правовым взглядам Н.Макиавелли относительно обеспечения территориальной целостности государства и противодействия региональному сепаратизму. Анализируются трактаты «Князь», «О военном искусстве», обобщается опыт дипломатической работы классика политической мысли. Отражена зависимость интенсивности центробежных сил от моделей государственного управления: управление страной через родовую знать либо посредством наместников. Проблема государственного единства наиболее остро стоит в государствах, принадлежащих к первому типу. Рассуждая о приемлемых формах правления, мыслитель приходит к выводу, что для объединения государства в условиях феодальной раздробленности и борьбы кланов более подходит монархия, нежели республика. Учитывая завоевательный характер политики средневековых государств, анализируются правовые и иные средства удержания в границах завоеванных стран: сохранение правовой и финансовой системы, перенос столицы в завоеванную местность. Часть методов характеризуются как насильственные, внеправовые: разрушение городов, истребление рода прежнего правителя. Отдельные рекомендации оцениваются как целесообразные для современных государств, противодействующих сепаратизму: утверждение правопорядка, гражданского мира.
Сосенков Ф.С. - О политико-правовых взглядах Н.Макиавелли на обеспечение территориальной целостности государства c. 260-264

DOI:
10.7256/2454-0706.2015.2.52370

Аннотация: Статья посвящена политико-правовым взглядам Н.Макиавелли относительно обеспечения территориальной целостности государства и противодействия региональному сепаратизму. Анализируются трактаты «Князь», «О военном искусстве», обобщается опыт дипломатической работы классика политической мысли. Отражена зависимость интенсивности центробежных сил от моделей государственного управления: управление страной через родовую знать либо посредством наместников. Проблема государственного единства наиболее остро стоит в государствах, принадлежащих к первому типу. Рассуждая о приемлемых формах правления, мыслитель приходит к выводу, что для объединения государства в условиях феодальной раздробленности и борьбы кланов более подходит монархия, нежели республика. Учитывая завоевательный характер политики средневековых государств, анализируются правовые и иные средства удержания в границах завоеванных стран: сохранение правовой и финансовой системы, перенос столицы в завоеванную местность. Часть методов характеризуются как насильственные, внеправовые: разрушение городов, истребление рода прежнего правителя. Отдельные рекомендации оцениваются как целесообразные для современных государств, противодействующих сепаратизму: утверждение правопорядка, гражданского мира.
Научная жизнь
Нагорная И.И. - Экономическое уголовное право: европейские и российские перспективы

DOI:
10.7256/2454-0706.2015.2.14262

Аннотация: На факультете права Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» 17 октября 2014 г. был проведен международный круглый стол «Экономическое уголовное право: европейские и российские перспективы» в память о докторе юридических наук, профессоре, заслуженном деятеле науки РФ Альфреде Эрнестовиче Жалинском. Был представлен первый том его избранных трудов, посвященный криминологии, а также сделаны доклады по теме круглого стола. В мероприятии приняли участие ведущие российские и зарубежные ученые. Приводятся основные позиции докладов участников, в том числе о необходимости обособления самостоятельной подотрасли экономического уголовного права. Оцениваются изменения, внесенные в УК РФ. Участники круглого стола пришли к выводу о необходимости избегать внесения необдуманных изменений в уголовный закон, а также о налаживании сотрудничества России и других стран. Был отмечен вклад А.Э. Жалинского в сотрудничество с Германией. Особое внимание должно уделяться участию России в международных организациях, использованию возможностей международного права.
Нагорная И.И. - Экономическое уголовное право: европейские и российские перспективы c. 265-271

DOI:
10.7256/2454-0706.2015.2.52371

Аннотация: На факультете права Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» 17 октября 2014 г. был проведен международный круглый стол «Экономическое уголовное право: европейские и российские перспективы» в память о докторе юридических наук, профессоре, заслуженном деятеле науки РФ Альфреде Эрнестовиче Жалинском. Был представлен первый том его избранных трудов, посвященный криминологии, а также сделаны доклады по теме круглого стола. В мероприятии приняли участие ведущие российские и зарубежные ученые. Приводятся основные позиции докладов участников, в том числе о необходимости обособления самостоятельной подотрасли экономического уголовного права. Оцениваются изменения, внесенные в УК РФ. Участники круглого стола пришли к выводу о необходимости избегать внесения необдуманных изменений в уголовный закон, а также о налаживании сотрудничества России и других стран. Был отмечен вклад А.Э. Жалинского в сотрудничество с Германией. Особое внимание должно уделяться участию России в международных организациях, использованию возможностей международного права.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.