по
Право и политика
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция журнала > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Право и политика" > Содержание № 08, 2013
Выходные данные сетевого издания "Право и политика"
Номер подписан в печать: 1-3-2013
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Даниленко Денис Васильевич, доктор права (Франция), danilenko_d@mail.ru
ISSN: 2454-0706
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 08, 2013
Государственные институты и правовые системы
Григорьева В.А. - Прямое и опосредованное участие государства в экономических отношениях c. 960-970

DOI:
10.7256/2454-0706.2013.8.52016

Аннотация: Автор анализирует формы участия Российского государства в экономических отношениях на современном этапе. В статье обосновывается, что государство участвует в экономических отношениях: 1) непосредственно (через свои органы); 2) через специальные юридические лица, созданные и управляемые государством; 3) через иные юридиче- ские лица в силу своего особого статуса или на основании договора. Вторая и третья группы субъектов представляют собой опосредованную реализацию государством своих функций. Ко второй категории относятся государственные унитарные предприятия; хозяйственные общества с государственным участием; государственные учреждения; государственные компании и государственные корпорации. Принципиальная особенность субъектов третьей группы, в том, что они осуществляют деятельность, имеющую публичную значимость, при этом являясь не только по форме, но и в своей сути лицом частного права, однако конституционным путем возможность такого делегирования в России не предусмотрена. На основе проведенного анализа автором предлагаются изменения в законодательство.
Безвиконная Е.В. - Самоорганизация в системе местного самоуправления: политико-правовой анализ c. 971-979

DOI:
10.7256/2454-0706.2013.8.52017

Аннотация: Местное самоуправление выступает в качестве сложноорганизованной системы, включающей три уровня: самоорганизация, самоуправление и управление, находящихся в структурном взаимодействии. Синергетический эффект, обеспечивающий способность системы адаптироваться к условиям окружающей среды, обуславливается эффективным взаимным обменом информацией и энергией как внутри системы, так и в отношениях с окружающей средой.
Ямова Ю.И. - Статус индивидуального предпринимателя с ограниченной ответственностью во французском праве

DOI:
10.7256/2454-0706.2013.8.9235

Аннотация: Настоящая статья посвящена одной из наиболее интересных и необычных форм осуществления хозяйственной деятельности, введенной во французское право в 2010 году и призванной обеспечить надежную основу развития малого и среднего предпринимательства во Франции – индивидуальному предпринимателю с ограниченной ответственностью. Большое внимание уделяется автором рассмотрению особенностей института индивидуального предпринимателя с ограниченной ответственностью, а также его сравнению с другими существующими во французском праве формами осуществления хозяйственной деятельности и способами защиты личного имущества предпринимателя. Статья включает три параграфа: в первом параграфе рассматриваются причины и предпосылки реформы правового статуса индивидуального предпринимателя во Франции; во втором параграфе исследуется понятие и основные черты индивидуального предпринимателя с ограниченной ответственностью, процедура его регистрации и прекращения его деятельности, в третьем параграфе проводится анализ итогов трехлетнего существования указанного правового института и перспектив его развития в будущем. Автором детально изучен широкий круг правовых источников, в частности, положения Гражданского и Торгового кодексов Франции, нормы французского Закона от 15 июня 2010 года «Об индивидуальном предпринимателе с ограниченной ответственностью».
Ямова Ю.И. - Статус индивидуального предпринимателя с ограниченной ответственностью во французском праве c. 980-993

DOI:
10.7256/2454-0706.2013.8.52018

Аннотация: Настоящая статья посвящена одной из наиболее интересных и необычных форм осуществления хозяйственной деятельности, введенной во французское право в 2010 году и призванной обеспечить надежную основу развития малого и среднего предпринимательства во Франции ? индивидуальному предпринимателю с ограниченной ответственностью. Большое внимание уделяется автором рассмотрению особенностей института индивидуального предпринимателя с ограниченной ответственностью, а также его сравнению с другими существующими во французском праве формами осуществления хозяйственной деятельности и способами защиты личного имущества предпринимателя. Статья включает три параграфа: в первом параграфе рассматриваются причины и предпосылки реформы правового статуса индивидуального предпринимателя во Франции; во втором параграфе исследуется понятие и основные черты индивидуального предпринимателя с ограниченной ответственностью, процедура его регистрации и прекращения его деятельности, в третьем параграфе проводится анализ итогов трехлетнего существования указанного правового института и перспектив его развития в будущем. Автором детально изучен широкий круг правовых источников, в частности, положения Гражданского и Торгового кодексов Франции, нормы французского Закона от 15 июня 2010 года «Об индивидуальном предпринимателе с ограниченной ответственностью».
Коломеец Н.Е. - Конституционно-правовые основы реализации населением прав граждан в сфере территориального устройства субъекта Российской Федерации

DOI:
10.7256/2454-0706.2013.8.9292

Аннотация: Наряду с изменениями территориальной основы местного самоуправления в субъектах Российской Федерации на практике появляется необходимость внесения изменений в административно-территориальное устройство. Реализация этой потребности требует соотнести полномочия государственных органов субъектов самостоятельно решать вопросы административно-территориального устройства и императивные требования законодательства о местном самоуправлении. В статье акцентируется определенная «автономность» процессов изменения административно-территориального устройства, в тех случаях, когда административно-территориальная единица включает территорию нескольких муниципальных образований. Одной из важнейших проблем развивающейся российской государственности является преодоление отчуждения гражданина от государства. Рассматриваются вопросы регламентации в законах субъектов Российской Федерации об административно-территориальном устройстве процедур учета мнения населения при изменении административно-территориального устройства. По результатам анализа отмечается, что такая регламентация характеризуется недостаточной унифицированностью и непроработанностью как в содержательном, так и юридико-техническом отношении и требует расширения. Именно это актуализирует включение федерального законодателя в процесс правового регулирования административно-территориального устройства субъектов Федерации.
Коломеец Н.Е. - Конституционно-правовые основы реализации населением прав граждан в сфере территориального устройства субъекта Российской Федерации c. 994-1002

DOI:
10.7256/2454-0706.2013.8.52019

Аннотация: Наряду с изменениями территориальной основы местного самоуправления в субъектах Российской Федерации на практике появляется необходимость внесения изменений в административно-территориальное устройство. Реализация этой потребности требует соотнести полномочия государственных органов субъектов самостоятельно решать вопросы административно-территориального устройства и императивные требования законодательства о местном самоуправлении. В статье акцентируется определенная «автономность» процессов изменения административно-территориального устройства, в тех случаях, когда административно-территориальная единица включает территорию нескольких муниципальных образований.Одной из важнейших проблем развивающейся российской государственности является преодоление отчуждения гражданина от государства. Рассматриваются вопросы регламентации в законах субъектов Российской Федерации об административно-территориальном устройстве процедур учета мнения населения при изменении административно-территориального устройства.По результатам анализа отмечается, что такая регламентация характеризуется недостаточной унифицированностью и непроработанностью как в содержательном, так и юридико-техническом отношении и требует расширения. Именно это актуализирует включение федерального законодателя в процесс правового регулирования административно-территориального устройства субъектов Федерации.
Трансформация правовых и политических систем
Григорьева В.А. - Прямое и опосредованное участие государства в экономических отношениях

DOI:
10.7256/2454-0706.2013.8.8856

Аннотация: Автор анализирует формы участия Российского государства в экономических отношениях на современном этапе. В статье обосновывается, что государство участвует в экономических отношениях: 1) непосредственно (через свои органы); 2) через специальные юридические лица, созданные и управляемые государством; 3) через иные юридические лица в силу своего особого статуса или на основании договора. Вторая и третья группы субъектов представляют собой опосредованную реализацию государством своих функций. Ко второй категории относятся государственные унитарные предприятия; хозяйственные общества с государственным участием; государственные учреждения; государственные компании и государственные корпорации. Принципиальная особенность субъектов третьей группы, в том, что они осуществляют деятельность, имеющую публичную значимость, при этом являясь не только по форме, но и в своей сути лицом частного права, однако конституционным путем возможность такого делегирования в России не предусмотрена. На основе проведенного анализа автором предлагаются изменения в законодательство.
Ковалев И.Г. - Новые аспекты проблемы регионального представительства в британской Палате лордов

DOI:
10.7256/2454-0706.2013.8.9238

Аннотация: В статье исследуется проблема разработки и реализации на практике масштабной программы конституционной модернизации в Великобритании. Центральное внимание уделено двум ее аспектам – передаче части властных полномочий из центра в руки региональных властей в рамках осуществления программы деволюции, а также реформе Палаты лордов. Анализируется комплекс разнообразных причин, вызвавших необходимость внесения корректив в конституционно-правовой механизм Соединенного королевства, дается оценка отношения к ним основных политических партий страны, а также внутрипартийных группировок и течений. Исследуется история представительства от регионов страны в верхней палате британского Парламента. Рассматриваются уже осуществленные преобразования, определяются их позитивные и негативные последствия, выявляются перспективы и направления дальнейшей модернизации механизма государственного управления. Отмечается тесная взаимосвязь и взаимозависимость проводимых преобразований. Растущая регионализация требует формирования новых отношений с центральной властью, делает актуальной проблему пересмотра принципов формирования и полномочий верхней палаты Парламента, вновь ставит в повестку дня проблему коррекции избирательной системы.
Ковалев И.Г. - Новые аспекты проблемы регионального представительства в британской Палате лордов c. 1003-1010

DOI:
10.7256/2454-0706.2013.8.52020

Аннотация: В статье исследуется проблема разработки и реализации на практике масштабной программы конституционной модернизации в Великобритании. Центральное внимание уделено двум ее аспектам ? передаче части властных полномочий из центра в руки региональных властей в рамках осуществления программы деволюции, а также реформе Палаты лордов. Анализируется комплекс разнообразных причин, вызвавших необходимость внесения корректив в конституционно-правовой механизм Соединенного королевства, дается оценка отношения к ним основных политических партий страны, а также внутрипартийных группировок и течений. Исследуется история представительства от регионов страны в верхней палате британского Парламента. Рассматриваются уже осуществленные преобразования, определяются их позитивные и негативные последствия, выявляются перспективы и направления дальнейшей модернизации механизма государственного управления. Отмечается тесная взаимосвязь и взаимозависимость проводимых преобразований. Растущая регионализация требует формирования новых отношений с центральной властью, делает актуальной проблему пересмотра принципов формирования и полномочий верхней палаты Парламента, вновь ставит в повестку дня проблему коррекции избирательной системы.
Полтораков А.Ю. - Проблема двойного гражданства как политико-правовой вызов социогуманитарной безопасности

DOI:
10.7256/2454-0706.2013.8.2358

Аннотация: Институт двойного гражданства порождает гуманитарно-политические разногласия и политико-правовые коллизии прежде всего вследствие разного объема прав и свобод, которыми бипатриды (лица с двумя гражданствами) могут реально пользоваться по месту проживания и на которые они имеют право согласно законам своей (этнической и т.п.) родины, гражданами которой они также остаются. Вследствие этого на протяжении последних полутора столетий в практике межгосударственных отношений сложилась тенденция избегать применение института двойного гражданства, а в случае невозможности – пользоваться им только на основе двусторонних соглашений. Особенно – в контексте региональных интеграционных процессов – это касается политико-гуманитарной безопасности стран «новой демократии» (в частности России и Украины). Более того, в непростых постсоветских реалиях, осложненных этнонациональными конфликтами в Приднестровьи и на Кавказе, проблема (двойного) гражданства как фактор национальной безопасности имеет по меньшей мере три аспекта – политико-правовой, социально-политический и евроинтеграционный.
Полтораков А.Ю. - Проблема двойного гражданства как политико-правовой вызов социогуманитарной безопасности c. 1011-1017

DOI:
10.7256/2454-0706.2013.8.52021

Аннотация: Институт двойного гражданства порождает гуманитарно-политические разногласия и политико-правовые коллизии прежде всего вследствие разного объема прав и свобод, которыми бипатриды (лица с двумя гражданствами) могут реально пользоваться по месту проживания и на которые они имеют право согласно законам своей (этнической и т.п.) родины, гражданами которой они также остаются. Вследствие этого на протяжении последних полутора столетий в практике межгосударственных отношений сложилась тенденция избегать применение института двойного гражданства, а в случае невозможности - пользоваться им только на основе двусторонних соглашений. Особенно - в контексте региональных интеграционных процессов - это касается политико-гуманитарной безопасности стран «новой демократии» (в частности России и Украины). Более того, в непростых постсоветских реалиях, осложненных этнонациональными конфликтами в Приднестровьи и на Кавказе, проблема (двойного) гражданства как фактор национальной безопасности имеет по меньшей мере три аспекта - политико-правовой, социально-политический и евроинтеграционный.
Государственная безопасность
Силаева Н.А. - Специальные субъекты противодействия преступлениям экстремистской направленности

DOI:
10.7256/2454-0706.2013.8.7369

Аннотация: В статье рассматриваются специальные субъекты противодействия преступлениям экстремистской направленности, их функции и полномочия по отношению к предупреждению преступлений экстремистской направленности. Указывается на необходимость работы специальных субъектов противодействия преступлениям экстремистской направленности в настоящее время в связи с многочисленным совершением указанных преступлений.
Силаева Н.А. - Специальные субъекты противодействия преступлениям экстремистской направленности c. 1018-1021

DOI:
10.7256/2454-0706.2013.8.52022

Аннотация: В статье рассматриваются специальные субъекты противодействия преступлениям экстремистской направленности, их функции и полномочия по отношению к предупреждению преступлений экстремистской направленности. Указывается на необходимость работы специальных субъектов противодействия преступлениям экстремистской направленности в настоящее время в связи с многочисленным совершением указанных преступлений.
Закон и правопорядок
Акопджанова М.О. - Формирование современного законодательства Российской Федерации об уголовной ответственности за преступления против установленного порядка уплаты налогов и сборов

DOI:
10.7256/2454-0706.2013.8.8390

Аннотация: Эффективность в борьбе с налоговой преступностью может быть достигнута, в первую очередь, посредством разработки отвечающей существующим реалиям развития и осуществления экономической деятельности законодательной базы. Особенно актуально указанное в отношении формирования современного законодательства Российской Федерации об уголовной ответственности за преступления против установленного порядка уплаты налогов и сборов. Рассмотрению данного вопроса и посвящена настоящая статья.
Акопджанова М.О. - Формирование современного законодательства Российской Федерации об уголовной ответственности за преступления против установленного порядка уплаты налогов и сборов c. 1022-1026

DOI:
10.7256/2454-0706.2013.8.52023

Аннотация: Эффективность в борьбе с налоговой преступностью может быть достигнута, в первую очередь, посредством разработки отвечающей существующим реалиям развития и осуществления экономической деятельности законодательной базы. Особенно актуально указанное в отношении формирования современного законодательства Российской Федерации об уголовной ответственности за преступления против установленного порядка уплаты налогов и сборов. Рассмотрению данного вопроса и посвящена настоящая статья.
Долгополов К.А. - Проблемы совершенствования норм о видах соучастников c. 1027-1031

DOI:
10.7256/2454-0706.2013.8.52024

Аннотация: В статье рассмотрены проблемы совершенствования норм о видах соучастников. Рассмотрен вопрос квалификации посреднеческих действий при взятке. Предложено внести в УК РФ новый вид соучастника–-посредика. Показана необходимость внести в УК РФ новый вид соучастника-– провокатор.Предложена авторская редакция ст. 33 УК РФ, путем добавления в нее части шестой. Показана целесообразность дополнения УК РФ новой статьей ст. 304.1
Власть и управление
Безвиконная Е.В. - Самоорганизация в системе месоного самоуправления: политико-правовой анализ

DOI:
10.7256/2454-0706.2013.8.900

Аннотация: Местное самоуправление выступает в качестве сложноорганизованной системы, включающей три уровня: самоорганизация, самоуправление и управление, находящихся в структурном взаимодействии. Синергетический эффект, обеспечивающий способность системы адаптироваться к условиям окружающей среды, обуславливается эффективным взаимным обменом информацией и энергией как внутри системы, так и в отношениях с окружающей средой
Долгополов К.А. - ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НОРМ О ВИДАХ СОУЧАСТНИКОВ

DOI:
10.7256/2454-0706.2013.8.6238

Аннотация: В статье рассмотрены проблемы совершенствования норм о видах соучастников. Рассмотрен вопрос квалификации посреднеческих действий при взятке. Предложено внести в УК РФ новый вид соучастника- посредика.Показана необходимость внести в УК РФ новый вид соучастника - провокатор.Предложена авторская редакция ст. 33 УК РФ, путем добавления в нее части шестой. Показана целесообразность дополнения УК РФ новой статьей ст. 304.1
Системы стабилизации: финансовый контроль
Павлов С.А. - АНТИМОНОПОЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КАК ИНСТРУМЕНТ РАЗВИТИЯ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ В РОССИИ

DOI:
10.7256/2454-0706.2013.8.1180

Аннотация: Принятие Конституции Российской Федерации заложило соновы рыночной экономики. Одним из эффективных инструментов ее развития в нашей стране является антимонопольное, или как его окрестили некоторые авторы, - конкурентное право. Данная статья является небольшим экскурсом в историю становления российского законодательства о защите конкуренции, связывая его развитие напрямую с развитием цивилизованной зрелой рыночной экономики.
Павлов С.А. - Антимонопольное законодательство как инструмент развития рыночной экономики в России c. 1047-1051

DOI:
10.7256/2454-0706.2013.8.52026

Аннотация: Принятие Конституции Российской Федерации заложило соновы рыночной экономики. Одним из эффективных инструментов ее развития в нашей стране является антимонопольное, или как его окрестили некоторые авторы, – конкурентное право. Данная статья является небольшим экскурсом в историю становления российского законодательства о защите конкуренции, связывая его развитие напрямую с развитием цивилизованной зрелой рыночной экономики.
Международное право в ХХI веке
Шугуров М.В. - Международно-правовое регулирование передачи технологий в целях развития

DOI:
10.7256/2454-0706.2013.8.9066

Аннотация: Статья посвящена анализу особенностей передачи технологий в развивающиеся страны, что традиционно закреплено в международных документах и доктрине как передача технологий целях развития. Автор рассматривает данный вопрос в трех аспектах. Первый предполагает рассмотрение правовых оснований доступа развивающихся стран к достижениям науки и техники. К наиболее глубинному основанию автор относит их право на участие в научно-техническом прогрессе и практическое использование его результатов. Способом реализации данного права выступает такой институт как международная передача технологий. Характеризуя функции данного института автор статьи выделяет его противоречивый характер. Это означает что передача технологий не в полной мере содействует укреплению научно-технологического инновационного потенциала развивающихся стран. В итоге констатируется. что происходит консервация глобального технологического разрыва. Одновременно это расходится с положениями современного международного права, в своих источниках "мягкого" и "твердого" права предусматривающего право развивающихся стран на доступ к технологиям, являющимся достижениями научно-технологического прогресса. Большое место в статье отведено второму аспекту - характеристике особенностей прав и обязанностей развитых и развивающихся государств в рамках их научно-технологического сотрудничества. Данная специфика обозначена как асимметрия, которая отражает неравенство потенциалов, но которая предполагает больший объем прав именно у развивающихся государств. Вместе с тем основной современной тенденций выступает признание собственной ответственности развивающихся государств за свое научно-технологическое развитие. Именно это представляет собой основанием для корректировки принципа содействия научно-технологическому развитию развивающихся государств. Это выступает третьим аспектом, к которому приковано внимание автора статьи. На конкретном эмпирическом материала автор прослеживает степень имплементации положений международных соглашений о передаче технологий развивающимся государствам. Основные выводы, которые формулируются в статье, заключаются в признании необходимости развития механизмов передачи технологий, которые реально бы содействовали усилению научно-технологического потенциала развивающихся государств.
Шугуров М.В. - Международно-правовое регулирование передачи технологий в целях развития c. 1032-1046

DOI:
10.7256/2454-0706.2013.8.52025

Аннотация: Статья посвящена анализу особенностей передачи технологий в развивающиеся страны, что традиционно закреплено в международных документах и доктрине как передача технологий целях развития. Автор рассматривает данный вопрос в трех аспектах. Первый предполагает рассмотрение правовых оснований доступа развивающихся стран к достижениям науки и техники. К наиболее глубинному основанию автор относит их право на участие в научно-техническом прогрессе и практическое использование его результатов. Способом реализации данного права выступает такой институт как международная передача технологий. Характеризуя функции данного института автор статьи выделяет его противоречивый характер. Это означает что передача технологий не в полной мере содействует укреплению научно-технологического инновационного потенциала развивающихся стран. В итоге констатируется. что происходит консервация глобального технологического разрыва. Одновременно это расходится с положениями современного международного права, в своих источниках «мягкого» и «твердого» права предусматривающего право развивающихся стран на доступ к технологиям, являющимся достижениями научно-технологического прогресса. Большое место в статье отведено второму аспекту - характеристике особенностей прав и обязанностей развитых и развивающихся государств в рамках их научно-технологического сотрудничества. Данная специфика обозначена как асимметрия, которая отражает неравенство потенциалов, но которая предполагает больший объем прав именно у развивающихся государств. Вместе с тем основной современной тенденций выступает признание собственной ответственности развивающихся государств за свое научно-технологическое развитие. Именно это представляет собой основанием для корректировки принципа содействия научно-технологическому развитию развивающихся государств. Это выступает третьим аспектом, к которому приковано внимание автора статьи. На конкретном эмпирическом материала автор прослеживает степень имплементации положений международных соглашений о передаче технологий развивающимся государствам. Основные выводы, которые формулируются в статье, заключаются в признании необходимости развития механизмов передачи технологий, которые реально бы содействовали усилению научно-технологического потенциала развивающихся государств.
Судебная власть
Любченко М.Я. - К вопросу о значении постановлений Европейского Суда по правам человека

DOI:
10.7256/2454-0706.2013.8.7533

Аннотация: Данная статья посвящена определению юридической силы итоговых постановлений ЕСПЧ. В первом разделе дано понятие практики Европейского Суда, а также проведено разграничение итоговых постановлений от иных форм объективации деятельности ЕСПЧ. Во втором разделе обоснована структурная неоднородность постановлений ЕСПЧ и определена юридическая сила выводов о присуждении справедливой компенсации (А), о толковании норм ЕКПЧ (Б) и об установленных обстоятельствах по делу (В).
Любченко М.Я. - К вопросу о значении постановлений Европейского Суда по правам человека c. 1052-1061

DOI:
10.7256/2454-0706.2013.8.52027

Аннотация: Данная статья посвящена определению юридической силы итоговых постановлений ЕСПЧ. В первом разделе дано понятие практики Европейского Суда, а также проведено разграничение итоговых постановлений от иных форм объективации деятельности ЕСПЧ. Во втором разделе обоснована структурная неоднородность постановлений ЕСПЧ и определена юридическая сила выводов о присуждении справедливой компенсации (А), о толковании норм ЕКПЧ (Б) и об установленных обстоятельствах по делу (В).
Общественные коммуникации
Кабылинский Б.В., Тимохин К.М. - Фабрики мысли как перспективное направление развития гражданского общества в России (на примере Ассоциации дистрибьюторов и импортеров строительной и отделочной керамики)

DOI:
10.7256/2454-0706.2013.8.9015

Аннотация: Российские некоммерческие организации, в частности, ассоциации дистрибьюторов и импортеров имеют определенный потенциал в сфере оптимизации принятия государственных решений. В статье рассматриваются перспективы развития гражданского общества в России на примере функционирования фабрик мысли. Посредническая функция, экспертная оценка, а также налаживание процессов коммуникации между малым и средним бизнесом, выполняемые некоммерческими организациями - ключевые характеристики фабрик мысли. При этом очевидна необходимость соответствия формирующихся институтов российскому национальному и культурно–историческому опыту. Фактически функционирование фабрик мысли в России - это форма лоббистской деятельности, которая в перспективе может быть институционализирована. Авторы статьи ставят перед собой цель внести вклад в преодоление существующих скептических оценок динамики развития гражданского общества. На конкретном примере деятельности Ассоциации дистрибьюторов и импортеров строительной и отделочной керамики доказывается, что некоммерческие организации в России имеют определенный потенциал в сфере принятия государственных решений и повышения эффективности демократического транзита в целом.
Тимохин К.М., Кабылинский Б.В. - Фабрики мысли как перспективное направление развития гражданского общества в России (на примере Ассоциации импортеров и дистрибьюторов строительной и отделочной керамики) c. 1062-1066

DOI:
10.7256/2454-0706.2013.8.52028

Аннотация: Российские некоммерческие организации, в частности, ассоциации дистрибьюторов и импортеров имеют определенный потенциал в сфере оптимизации принятия государственных решений. В статье рассматриваются перспективы развития гражданского общества в России на примере функционирования фабрик мысли. Посредническая функция, экспертная оценка, а также налаживание процессов коммуникации между малым и средним бизнесом, выполняемые некоммерческими организациями - ключевые характеристики фабрик мысли. При этом очевидна необходимость соответствия формирующихся институтов российскому национальному и культурно?историческому опыту. Фактически функционирование фабрик мысли в России - это форма лоббистской деятельности, которая в перспективе может быть институционализирована. Авторы статьи ставят перед собой цель внести вклад в преодоление существующих скептических оценок динамики развития гражданского общества. На конкретном примере деятельности Ассоциации дистрибьюторов и импортеров строительной и отделочной керамики доказывается, что некоммерческие организации в России имеют определенный потенциал в сфере принятия государственных решений и повышения эффективности демократического транзита в целом.
Конфликт: инструменты стабилизации
Раскотиков И.С. - Обеспечение публичных и частных интересов при строительстве олимпийских объектов в сфере энергетики

DOI:
10.7256/2454-0706.2013.8.9230

Аннотация: В данной статье рассматриваются проблемы правового характера, возникающие при принудительном прекращении имущественных прав на земельные участки, а также проблема соотношения частных и публичных интересов при сооружении объектов энергетического хозяйства. Проблемой реализации положений ч.2 ст. 36 Конституции РФ (устанавливающей пределы правомочий собственника) является искусственно суженный круг лиц осуществление которыми прав владения, пользования и распоряжения ограничивается. Согласно этой норме Конституции РФ лишь собственники ограничены в реализации своих полномочий. При толковании данной нормы Конституции РФ автор данной статьи предлагает исходить во-первых из презумпции права государственной собственности на земельный участок (конкретнее юридической невозможности существования бесхозных земель по российскому праву), а во-вторых из презумпции виновности, позволяющего возложить ответственность на лицо не являющееся собственником источника повышенной опасности (фактического причинителя вреда законным интересам неопределенного круга лиц). Также предметом рассмотрения является правовое регулирование отношений возникающих в связи с изъятием земельных участков в связи с проведением Олимпийских игр в г.Сочи. В результате расширения территории г.Сочи, строительства и реконструкции жилых и нежилых помещений, ряд энергетических объектов оказались в зоне застройки. Требуется изъятие земельных участков для государственных (муниципальных) нужд, что не представляется возможным осуществить с точки зрения действующих норм Федерального закона № 310-ФЗ предоставляющих возможность такого изъятия исключительно для цели размещения (т.е. строительства) олимпийских объектов. В этой связи автором предлагается внесение соответствующих изменений в ГК РФ и Федеральный закон № 310-ФЗ. С точки зрения автора, принятие Федерального закона от 01.12.2007 N 310-ФЗ "Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не создало дополнительных юридических оснований для принудительного прекращения прав на земельные участки, но привнесло в процедуру прекращения прав специфические элементы, поскольку указанный закон является специальным по отношению к ГК РФ и ЗК РФ, пользуются в этой связи приоритетом перед нормами указанных кодексов.
Раскотиков И.С. - Обеспечение публичных и частных интересов при строительстве олимпийских объектов в сфере энергетики c. 1067-1075

DOI:
10.7256/2454-0706.2013.8.52029

Аннотация: В данной статье рассматриваются проблемы правового характера, возникающие при принудительном прекращении имущественных прав на земельные участки, а также проблема соотношения частных и публичных интересов при сооружении объектов энергетического хозяйства. Проблемой реализации положений ч.2 ст. 36 Конституции РФ (устанавливающей пределы правомочий собственника) является искусственно суженный круг лиц осуществление которыми прав владения, пользования и распоряжения ограничивается. Согласно этой норме Конституции РФ лишь собственники ограничены в реализации своих полномочий. При толковании данной нормы Конституции РФ автор данной статьи предлагает исходить во-первых из презумпции права государственной собственности на земельный участок (конкретнее юридической невозможности существования бесхозных земель по российскому праву), а во-вторых из презумпции виновности, позволяющего возложить ответственность на лицо не являющееся собственником источника повышенной опасности (фактического причинителя вреда законным интересам неопределенного круга лиц).Также предметом рассмотрения является правовое регулирование отношений возникающих в связи с изъятием земельных участков в связи с проведением Олимпийских игр в г.Сочи. В результате расширения территории г.Сочи, строительства и реконструкции жилых и нежилых помещений, ряд энергетических объектов оказались в зоне застройки. Требуется изъятие земельных участков для государственных (муниципальных) нужд, что не представляется возможным осуществить с точки зрения действующих норм Федерального закона № 310-ФЗ предоставляющих возможность такого изъятия исключительно для цели размещения (т.е. строительства) олимпийских объектов. В этой связи автором предлагается внесение соответствующих изменений в ГК РФ и Федеральный закон № 310-ФЗ. С точки зрения автора, принятие Федерального закона от 01.12.2007 N 310-ФЗ «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» не создало дополнительных юридических оснований для принудительного прекращения прав на земельные участки, но привнесло в процедуру прекращения прав специфические элементы, поскольку указанный закон является специальным по отношению к ГК РФ и ЗК РФ, пользуются в этой связи приоритетом перед нормами указанных кодексов.
Человек и окружающая среда
Степаненко В.С. - Экологическая политика в области обращения с отходами производства и потребления на федеральном уровне и в субъектах Российской Федерации

DOI:
10.7256/2454-0706.2013.8.9120

Аннотация: В статье анализируется экологическая политика, а также правовое регулирование в области обращения с отходами на федеральном и региональном уровнях. Выявляются недостатки правовой регламентации в федеральном законодательстве, проводится анализ предлагаемых изменений федерального закона об отходах, и анализ регионального законодательства в этой сфере. Правовая основа обращения с отходами производства и потребления определяется Федеральным законом от 24.07.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». Однако, при всей своей новаторской роли на конец 90-х годов XX столетия, в настоящее время он не может решать актуальные проблемы обращения с отходами. Его предписания не соответствуют экологической ситуации, сложившейся в стране. Многие из них не корреспондируются с современным международным, европейским и зарубежным законодательством. Содержание федерального законодательства об отходах развивается, дополняется и конкретизируется в субъектах Российской Федерации. Более 30 субъектов приняли региональные нормативные правовые акты в области обращения с отходами, что очень важно, поскольку невозможно создать единый закон, который учитывал бы специфику всех субъектов Российской Федерации.
Степаненко В.С. - Экологическая политика в области обращения с отходами производства и потребления на федеральном уровне и в субъектах Российской Федерации c. 1076-1084

DOI:
10.7256/2454-0706.2013.8.52030

Аннотация: В статье анализируется экологическая политика, а также правовое регулирование в области обращения с отходами на федеральном и региональном уровнях. Выявляются недостатки правовой регламентации в федеральном законодательстве, проводится анализ предлагаемых изменений федерального закона об отходах, и анализ регионального законодательства в этой сфере. Правовая основа обращения с отходами производства и потребления определяется Федеральным законом от 24.07.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». Однако, при всей своей новаторской роли на конец 90-х годов XX столетия, в настоящее время он не может решать актуальные проблемы обращения с отходами. Его предписания не соответствуют экологической ситуации, сложившейся в стране. Многие из них не корреспондируются с современным международным, европейским и зарубежным законодательством. Содержание федерального законодательства об отходах развивается, дополняется и конкретизируется в субъектах Российской Федерации.Более 30 субъектов приняли региональные нормативные правовые акты в области обращения с отходами, что очень важно, поскольку невозможно создать единый закон, который учитывал бы специфику всех субъектов Российской Федерации.
История государства и права
Петряков С.В. - Правовое регулирование российско-скандинавской торговли в последней четверти XIX века

DOI:
10.7256/2454-0706.2013.8.7932

Аннотация: Последняя четверть XIX века стала качественно новым этапом в истории российско-скандинавской торговли. Основой взаимовыгодных торгово-экономических отношений России с государствами Северной Европы являлись двусторонние торговые договора, базировавшиеся на положениях европейского внешнеторгового права. В то же время на практике нередко российские власти прибегали к принятию законодательных актов «по случаю», исходя из соображений конъюнктуры рынка и протекционистских подходов. Свои особенности имело правовое регулирование внешней торговли Финляндии, обладавшей широкими правами автономии в составе Российской империи. К концу века таможенное и тарифное законодательство России во многом ликвидировало искусственные препоны на путях движения товаров, облегчило осуществление внешнеторговых операций на скандинавском направлении.
Петряков С.В. - Правовое регулирование российско-скандинавской торговли в последней четверти XIX века c. 1085-1089

DOI:
10.7256/2454-0706.2013.8.52031

Аннотация: Последняя четверть XIX века стала качественно новым этапом в истории российско-скандинавской торговли. Основой взаимовыгодных торгово-экономических отношений России с государствами Северной Европы являлись двусторонние торговые договора, базировавшиеся на положениях европейского внешнеторгового права. В то же время на практике нередко российские власти прибегали к принятию законодательных актов «по случаю», исходя из соображений конъюнктуры рынка и протекционистских подходов. Свои особенности имело правовое регулирование внешней торговли Финляндии, обладавшей широкими правами автономии в составе Российской империи. К концу века таможенное и тарифное законодательство России во многом ликвидировало искусственные препоны на путях движения товаров, облегчило осуществление внешнеторговых операций на скандинавском направлении.
Юридический практикум
Болдырев В.А. - Ограничение автономии воли юридических лиц несобственников

DOI:
10.7256/2454-0706.2013.8.2338

Аннотация: В статье рассматриваются теоретические и практические проблемы, связанные с возможностью для учреждений и унитарных предприятий совершать юридически значимые действия с согласия собственника их имущества. В работе затронуты вопросы о содержании согласия и случаях, когда оно необходимо.
Болдырев В.А. - Ограничение автономии воли юридических лиц несобственников c. 1090-1097

DOI:
10.7256/2454-0706.2013.8.52032

Аннотация: В статье рассматриваются теоретические и практические проблемы, связанные с возможностью для учреждений и унитарных предприятий совершать юридически значимые действия с согласия собственника их имущества. В работе затронуты вопросы о содержании согласия и случаях, когда оно необходимо.
Правовая и политическая мысль
Антонов И.П., Селиверстов М.В. - Формирование и развитие теории государственного суверенитета в трудах немецких ученых XVII-XIX вв.

DOI:
10.7256/2454-0706.2013.8.9128

Аннотация: Процессы развития государства, как основного субъекта международного публичного права, неразрывно связано с эволюцией теории суверенитета. В настоящей статье, на основе анализа научных трудов немецких ученых XVII-XIX вв., исследуются основные положения теории суверенитета, в соотношении с учением о государстве. Авторы прослеживают взаимосвязь типов государств, в частности, их классификацию с формами ограничения суверенитета. Относительно теории суверенитета государства, авторы отмечают, что суверенитет как один из признаков государства, изменчив по форме, поскольку связан с правоспособностью государства. Но поскольку, согласно общей теории права, можно разделить лишь права, а не правоспособность, очевидной становится идея неделимости суверенитета. Таким образом, в зависимости от целей государства при осуществлении внутренней и внешней политики, происходит изменение видов суверенитета, сам же он остаётся неотъемлемым признаком государства. В практике международных отношений дисбаланс между его юридической и политической составляющими нередко зависит от внутренних факторов и внешних воздействий других субъектов международного права.
Антонов И.П., Селиверстов М.В. - Формирование и развитие теории государственного суверенитета в трудах немецких ученых XVII-XIX вв. c. 1098-1106

DOI:
10.7256/2454-0706.2013.8.52033

Аннотация: Процессы развития государства, как основного субъекта международного публичного права, неразрывно связано с эволюцией теории суверенитета.В настоящей статье, на основе анализа научных трудов немецких ученых XVII-XIX вв., исследуются основные положения теории суверенитета, в соотношении с учением о государстве.Авторы прослеживают взаимосвязь типов государств, в частности, их классификацию с формами ограничения суверенитета. Относительно теории суверенитета государства, авторы отмечают, что суверенитет как один из признаков государства, изменчив по форме, поскольку связан с правоспособностью государства. Но поскольку, согласно общей теории права, можно разделить лишь права, а не правоспособность, очевидной становится идея неделимости суверенитета. Таким образом, в зависимости от целей государства при осуществлении внутренней и внешней политики, происходит изменение видов суверенитета, сам же он остаётся неотъемлемым признаком государства. В практике международных отношений дисбаланс между его юридической и политической составляющими нередко зависит от внутренних факторов и внешних воздействий других субъектов международного права.
Селиверстов М.В. - Доктрина как источник международного права (научный подход немецких юристов)

DOI:
10.7256/2454-0706.2013.8.9184

Аннотация: В статье исследуются вопросы, связанные с подходом немецких юристов к доктрине, как к одному из источников международного права. В немецкой правовой системе доктрина не признаётся формальным источником права, но рассматривается как реально существующий и оказывающий фактическое влияние на право вспомогательный источник. Влияние доктрин наиболее выдающихся учёных на создание норм международного права осуществляется различными способами и проявляется в решениях международного суда как средства мирного разрешения споров, при подписании международных договоров, в исключительных ситуациях, выходящих из общепринятых представлений о процессе создания таких норм, а таже в односторонних заявлениях глав государств. Автор соотносит юридические, идеологические и политические аспекты доктрины. Рассматривает эволюцию этого источника права на основе научных работ немецких юристов XVII-XIX вв. Анализирует такие доктрины как «внешнего государственного права», «о вечном мире», «возникновения международно-правовых обязательств из деликтов» и др. Вывод к которому приходит автор состоит в том, что в современное международное право характеризуется созданием большого количества доктрин и комментариев, с целью установления общезначимых норм международного права и как следствие — увеличением количества противоречий в системе международно-правовых норм. Учитывая, что каждый из комментаторов (сознательно или бессознательно) отстаивает мнения, выгодные его государству или политическому руководству, роль доктрины постепенно утрачивается.
Селиверстов М.В. - Доктрина как источник международного права (научный подход немецких юристов) c. 1107-1110

DOI:
10.7256/2454-0706.2013.8.52034

Аннотация: В статье исследуются вопросы, связанные с подходом немецких юристов к доктрине, как к одному из источников международного права.В немецкой правовой системе доктрина не признаётся формальным источником права, но рассматривается как реально существующий и оказывающий фактическое влияние на право вспомогательный источник.Влияние доктрин наиболее выдающихся учёных на создание норм международного права осуществляется различными способами и проявляется в решениях международного суда как средства мирного разрешения споров, при подписании международных договоров, в исключительных ситуациях, выходящих из общепринятых представлений о процессе создания таких норм, а таже в односторонних заявлениях глав государств.Автор соотносит юридические, идеологические и политические аспекты доктрины. Рассматривает эволюцию этого источника права на основе научных работ немецких юристов XVII-XIX вв. Анализирует такие доктрины как «внешнего государственного права», «о вечном мире», «возникновения международно-правовых обязательств из деликтов» и др. Вывод к которому приходит автор состоит в том, что в современное международное право характеризуется созданием большого количества доктрин и комментариев, с целью установления общезначимых норм международного права и как следствие - увеличением количества противоречий в системе международно-правовых норм. Учитывая, что каждый из комментаторов (сознательно или бессознательно) отстаивает мнения, выгодные его государству или политическому руководству, роль доктрины постепенно утрачивается.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.