по
Право и политика
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция журнала > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Право и политика" > Содержание № 10, 2013
Выходные данные сетевого издания "Право и политика"
Номер подписан в печать: 1-3.75-2013
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Даниленко Денис Васильевич, доктор права (Франция), danilenko_d@mail.ru
ISSN: 2454-0706
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 10, 2013
Государственные институты и правовые системы
Нарутто С.В. - Ответственность федерального парламента

DOI:
10.7256/2454-0706.2013.10.9073

Аннотация: Автор статьи исходит из того, что реализация любым органом власти, должностным лицом законодательно закрепленных за ним функций может быть оценена с точки зрения эффективности, коррупциогенности, конституционной законности. Неудовлетворительная оценка влечет ответственность. Поэтому правомерна и постановка вопроса об ответственности парламента, хотя коренное отличие данного органа власти заключается в том, что он является общенациональным учреждением народного представительства. Неэффективная деятельность парламента порождает серьезные, порой необратимые социальные последствия. В статье анализируется конституционный механизм роспуска Государственной Думы Президентом РФ, рассматриваются мнения ученых о том, является ли роспуск нижней палаты мерой юридической ответственности. Автор делает вывод о том, что представительная природа парламента обуславливает возможность его ответственности только перед народом, а не перед Президентом. Основания роспуска Государственной Думы не связаны с совершением конституционного деликта, а сам роспуск не ведет к дисквалификации депутатов, которые не утрачивают пассивного избирательного права. Поэтому роспуск Государственной Думы автор рассматривает в качестве политической санкции, имеющей правовую основу – соответствующие нормы Конституции РФ. Анализируются факты попытки рассмотреть в суде конституционно-правовую проблему, связанную с обязыванием федерального парламента рассмотреть законопроект, а также с нарушением парламентских процедур. Ставится вопрос об ответственности парламента за законодательную политику, Автор обращается к проблеме несвоевременного восполнения пробела, образовавшегося из-за признания Конституционным Судом РФ законоположения неконституционным. Предлагается в качестве меры преодоления этой ситуации наделить Президента РФ правом на оперативное регулирование образовавшегося пробела для исполнения решения Конституционного Суда. При принятии соответствующего федерального закона указ Президента отменяется.
Нарутто С.В. - Ответственность федерального парламента c. 1240-1249

DOI:
10.7256/2454-0706.2013.10.52049

Аннотация: Автор статьи исходит из того, что реализация любым органом власти, должностным лицом законодательно закрепленных за ним функций может быть оценена с точки зрения эффективности, коррупциогенности, конституционной законности. Неудовлетворительная оценка влечет ответственность. Поэтому правомерна и постановка вопроса об ответственности парламента, хотя коренное отличие данного органа власти заключается в том, что он является общенациональным учреждением народного представительства. Неэффективная деятельность парламента порождает серьезные, порой необратимые социальные последствия.В статье анализируется конституционный механизм роспуска Государственной Думы Президентом РФ, рассматриваются мнения ученых о том, является ли роспуск нижней палаты мерой юридической ответственности. Автор делает вывод о том, что представительная природа парламента обуславливает возможность его ответственности только перед народом, а не перед Президентом. Основания роспуска Государственной Думы не связаны с совершением конституционного деликта, а сам роспуск не ведет к дисквалификации депутатов, которые не утрачивают пассивного избирательного права. Поэтому роспуск Государственной Думы автор рассматривает в качестве политической санкции, имеющей правовую основу ? соответствующие нормы Конституции РФ. Анализируются факты попытки рассмотреть в суде конституционно-правовую проблему, связанную с обязыванием федерального парламента рассмотреть законопроект, а также с нарушением парламентских процедур.Ставится вопрос об ответственности парламента за законодательную политику, Автор обращается к проблеме несвоевременного восполнения пробела, образовавшегося из-за признания Конституционным Судом РФ законоположения неконституционным. Предлагается в качестве меры преодоления этой ситуации наделить Президента РФ правом на оперативное регулирование образовавшегося пробела для исполнения решения Конституционного Суда. При принятии соответствующего федерального закона указ Президента отменяется.
Шмидт Т.Н. - Чрезвычайное право как особый комплексный правовой институт

DOI:
10.7256/2454-0706.2013.10.9604

Аннотация: В статье освещается проблема определения содержания и статуса чрезвычайного права как элемента системы российского права. Раскрываются особенности чрезвычайного права как института права. Автор обосновывает особый комплексный характер чрезвычайного права как специфического правового института. По его мнению, определенное сдерживающее значение могут иметь принципы чрезвычайного права, закрепленные в законодательстве о чрезвычайном положении. Кроме того, в статье чрезвычайное право рассматривается в субъективном смысле как предусмотренная нормами права возможность органов государственной власти использовать чрезвычайные меры в кризисных ситуациях, а также в объективном смысле чрезвычайное право представляет универсальный, комплексный правовой институт, регулирующий с помощью специфических правовых средств отношения, возникающие в условиях исключительного положения. Автором сделан анализ чрезвычайного права как института права, который позволяет прийти к выводу о том, что институт чрезвычайного права – это не стандартный правовой институт, а своеобразное эксклюзивное явление в праве.
Шмидт Т.Н. - Чрезвычайное право как особый комплексный правовой институт c. 1250-1254

DOI:
10.7256/2454-0706.2013.10.52050

Аннотация: В статье освещается проблема определения содержания и статуса чрезвычайного права как элемента системы российского права. Раскрываются особенности чрезвычайного права как института права. Автор обосновывает особый комплексный характер чрезвычайного права как специфического правового института. По его мнению, определенное сдерживающее значение могут иметь принципы чрезвычайного права, закрепленные в законодательстве о чрезвычайном положении. Кроме того, в статье чрезвычайное право рассматривается в субъективном смысле как предусмотренная нормами права возможность органов государственной власти использовать чрезвычайные меры в кризисных ситуациях, а также в объективном смысле чрезвычайное право представляет универсальный, комплексный правовой институт, регулирующий с помощью специфических правовых средств отношения, возникающие в условиях исключительного положения. Автором сделан анализ чрезвычайного права как института права, который позволяет прийти к выводу о том, что институт чрезвычайного права ? это не стандартный правовой институт, а своеобразное эксклюзивное явление в праве.
Коблов С.Ю. - «Институциональные основы Российской Федерации в сфере международного инвестиционного сотрудничества»

DOI:
10.7256/2454-0706.2013.10.8919

Аннотация: Привлечение крупномасштабных иностранных инвестиций в экономику страны является одной из важнейших зaдaч гocудaрства. Динамичность и эффективность развития экономики любого государства во многом зависят от величины иностранных инвестиций. В статье автор проводит анализ институтов Российской Федерации, ответственных за привлечение иностранных инвестиций и улучшение инвестиционного климата. Подробно рассматриваются полномочия и обязанности Правительства РФ в сфере международного инвестиционного сотрудничества. Даётся описание факторов, от которых зависит решение потенциального инвестора об объекте капиталовложений, которое является результатом его оценки соотношения риска вложения и отдачи инвестиций. В статье рассказывается о Консультативном совете по иностранным инвестициям в России (далее – КСИИ) – органе, созданном в целях обеспечения проведения последовательной и скоординированной государственной политики по привлечению иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации, а именно об организационной структуре КСИИ, о процедуре обновления состава КСИИ, о современном составе КСИИ, описывается процедура формирования рабочих групп КСИИ. Анализ институциональной основы Российской Федерации в сфере международного инвестиционного сотрудничества свидетельствует об активном участии государственных органов в этом направлении. В целом можно констатировать, что в России сохраняется благоприятная экономическая ситуация для долгoсрочных инвестиций и принимаются меры по стимулированию инвестиционных процессов.
Коблов С.Ю. - Институциональные основы Российской Федерации в сфере международного инвестиционного сотрудничества c. 1255-1259

DOI:
10.7256/2454-0706.2013.10.52051

Аннотация: Привлечение крупномасштабных иностранных инвестиций в экономику страны является одной из важнейших зaдaч гocудaрства. Динамичность и эффективность развития экономики любого государства во многом зависят от величины иностранных инвестиций.В статье автор проводит анализ институтов Российской Федерации, ответственных за привлечение иностранных инвестиций и улучшение инвестиционного климата. Подробно рассматриваются полномочия и обязанности Правительства РФ в сфере международного инвестиционного сотрудничества. Даётся описание факторов, от которых зависит решение потенциального инвестора об объекте капиталовложений, которое является результатом его оценки соотношения риска вложения и отдачи инвестиций. В статье рассказывается о Консультативном совете по иностранным инвестициям в России (далее ? КСИИ) ? органе, созданном в целях обеспечения проведения последовательной и скоординированной государственной политики по привлечению иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации, а именно об организационной структуре КСИИ, о процедуре обновления состава КСИИ, о современном составе КСИИ, описывается процедура формирования рабочих групп КСИИ.Анализ институциональной основы Российской Федерации в сфере международного инвестиционного сотрудничества свидетельствует об активном участии государственных органов в этом направлении. В целом можно констатировать, что в России сохраняется благоприятная экономическая ситуация для долгoсрочных инвестиций и принимаются меры по стимулированию инвестиционных процессов.
Симонян Г.В. - Правовое обеспечение эффективного использования собственности Российской Федерации за ребежом

DOI:
10.7256/2454-0706.2013.10.9445

Аннотация: В статье рассматриваются теоретические и практические аспекты правового обеспечения контроля государства за эффективностью использования имущества, которое находится на территории иностранных государств. В работе анализируется правовое положение субъектов управления собственностью Российской Федерации за рубежом, а также их деятельность по повышению эффективности использования таких объектов. Отдельный акцент был сделан на анализе Указа Президента Российской Федерации о мерах по улучшению использования расположенного за пределами Российской Федерации федерального недвижимого имущества, закрепленного за федеральными органами исполнительной власти и их представительствами, другими государственными органами Российской Федерации и государственными организациями, главной целью которого являлось повышение экономической эффективности использования федерального недвижимого имущества, а также создание четкой системы учета имущества, обеспечения его правовой защиты и прозрачности финансовых потоков. Был сделан вывод о низкой эффективности управления недвижимым имуществом государства за рубежом.
Симонян Г.В. - Правовое обеспечение эффективного использования собственности Российской Федерации за рубежом c. 1260-1263

DOI:
10.7256/2454-0706.2013.10.52052

Аннотация: В статье рассматриваются теоретические и практические аспекты правового обеспечения контроля государства за эффективностью использования имущества, которое находится на территории иностранных государств. В работе анализируется правовое положение субъектов управления собственностью Российской Федерации за рубежом, а также их деятельность по повышению эффективности использования таких объектов. Отдельный акцент был сделан на анализе Указа Президента Российской Федерации о мерах по улучшению использования расположенного за пределами Российской Федерации федерального недвижимого имущества, закрепленного за федеральными органами исполнительной власти и их представительствами, другими государственными органами Российской Федерации и государственными организациями, главной целью которого являлось повышение экономической эффективности использования федерального недвижимого имущества, а также создание четкой системы учета имущества, обеспечения его правовой защиты и прозрачности финансовых потоков. Был сделан вывод о низкой эффективности управления недвижимым имуществом государства за рубежом.
Трансформация правовых и политических систем
Ранчинская П.О. - Специфика взаимодействия российского и международного права в области международного коммерческого арбитража

DOI:
10.7256/2454-0706.2013.10.9581

Аннотация: Автор рассматривает международный коммерческий арбитраж в России а также организованную под его действием связь российской правовой системы с правовыми системами иных государств. В частности, рассматриваются такие вопросы как : проблема конфиденциальности арбитражного разбирательства, соблюдение принципа соразмерности, проблема исполнения арбитражных решений, вопросы оформления арбитражного соглашения и нюансы передачи данных при помощи современных цифровых технологий. Утверждается что для российского права в данной области характерно соблюдение гласных и негласных правил и норм международного права. По мнению автора ситуация с применением международного права в РФ в немалой степени улучшилась с принятием третьей части ГК РФ, в результате чего российские коллизионные нормы, регулирующие внешнеэкономические сделки, стали отвечать современным тенденциям развития международного частного права. Тем не менее, считает автор пока решение данного вопроса далеко от совершенства. Учитывая, что российский подход к арбитрабильности споров уже, чем в ряде других стран, существует вероятность отказа иностранных компаний и их представителей решать споры в России. То есть, автор считает, что попытки введения жесткого контроля со стороны государственных судебных органов могут привести к ухудшению положения российских компаний, имеющих коммерческие отношения с иностранным бизнесом. В результате ухода международного арбитража из России вследствие жесткой политики государства будет затронуто имущественное положение предприятий, которые участвуют в спорах. Это приведет к ухудшению национальной экономики в целом. С другой стороны, после вступления России в ВТО во взаимоотношения государственных судебных органов и органов системы международного коммерческого арбитража в России уже вносятся коррективы. Это позволяет надеяться на успешное преодоление очередного этапа перемен в российском праве.
Ранчинская П.О. - Специфика взаимодействия российского и международного права в области международного коммерческого арбитража c. 1264-1269

DOI:
10.7256/2454-0706.2013.10.52053

Аннотация: Автор рассматривает международный коммерческий арбитраж в России а также организованную под его действием связь российской правовой системы с правовыми системами иных государств. В частности, рассматриваются такие вопросы как : проблема конфиденциальности арбитражного разбирательства, соблюдение принципа соразмерности, проблема исполнения арбитражных решений, вопросы оформления арбитражного соглашения и нюансы передачи данных при помощи современных цифровых технологий. Утверждается что для российского права в данной области характерно соблюдение гласных и негласных правил и норм международного права. По мнению автора ситуация с применением международного права в РФ в немалой степени улучшилась с принятием третьей части ГК РФ, в результате чего российские коллизионные нормы, регулирующие внешнеэкономические сделки, стали отвечать современным тенденциям развития международного частного права. Тем не менее, считает автор пока решение данного вопроса далеко от совершенства. Учитывая, что российский подход к арбитрабильности споров уже, чем в ряде других стран, существует вероятность отказа иностранных компаний и их представителей решать споры в России. То есть, автор считает, что попытки введения жесткого контроля со стороны государственных судебных органов могут привести к ухудшению положения российских компаний, имеющих коммерческие отношения с иностранным бизнесом. В результате ухода международного арбитража из России вследствие жесткой политики государства будет затронуто имущественное положение предприятий, которые участвуют в спорах. Это приведет к ухудшению национальной экономики в целом. С другой стороны, после вступления России в ВТО во взаимоотношения государственных судебных органов и органов системы международного коммерческого арбитража в России уже вносятся коррективы. Это позволяет надеяться на успешное преодоление очередного этапа перемен в российском праве.
Матейкович М.С., Сучилин В.Н. - Избирательные органы в России: история и современность

DOI:
10.7256/2454-0706.2013.10.9667

Аннотация: Цель работы – проследить эволюцию избирательных органов в России и предложить для них оптимальный правовой статус в будущем. Выборы в Древней Руси, при становлении централизованного российского государства, в эпоху сословно-представительной монархии проводились на началах самоорганизации при относительно слабом контроле со стороны центральной власти. В период абсолютизма выборные начала в устройстве публичной власти значительно ослабли. В годы правления Екатерины II начинается детализация избирательных процедур и формируется выборная система городского управления. В ходе реформ второй половины XIX в. сформировалось отечественное избирательное право, избирательный процесс обеспечивался административными органами. Система независимых избирательных комиссий была сформирована для проведения выборов в Учредительное собрание в 1917 г. В советский период избирательные комиссии не обладали реальными полномочиями в силу отсут-ствия в стране политической конкуренции и безальтернативности выборов. В современной России система избирательных комиссий сохранилась, их авторитет повысился. Фактически они являются органами государственной власти, но не входят ни в одну из ветвей власти и не образуют «избирательную власть». В перспективе предлагается разделить функции организации избирательного процесса и проведения голосования. Первую функцию следует передать в ведение исполнительной власти в лице специальной федеральной службы. Голосование должно проводиться на основе самоорганизации избирателей в рамках независимых общественных органов – участковых избирательных комиссий.
Матейкович М.С., Сучилин В.Н. - Избирательные органы в России: история и современность c. 1270-1278

DOI:
10.7256/2454-0706.2013.10.52054

Аннотация: Цель работы ? проследить эволюцию избирательных органов в России и предложить для них оптимальный правовой статус в будущем.Выборы в Древней Руси, при становлении централизованного российского государства, в эпоху сословно-представительной монархии проводились на началах самоорганизации при относительно слабом контроле со стороны центральной власти. В период абсолютизма выборные начала в устройстве публичной власти значительно ослабли. В годы правления Екатерины II начинается детализация избирательных процедур и формируется выборная система городского управления. В ходе реформ второй половины XIX в. сформировалось отечественное избирательное право, избирательный процесс обеспечивался административными органами.Система независимых избирательных комиссий была сформирована для проведения выборов в Учредительное собрание в 1917 г. В советский период избирательные комиссии не обладали реальными полномочиями в силу отсут-ствия в стране политической конкуренции и безальтернативности выборов.В современной России система избирательных комиссий сохранилась, их авторитет повысился. Фактически они являются органами государственной власти, но не входят ни в одну из ветвей власти и не образуют «избирательную власть».В перспективе предлагается разделить функции организации избирательного процесса и проведения голосования. Первую функцию следует передать в ведение исполнительной власти в лице специальной федеральной службы. Голосование должно проводиться на основе самоорганизации избирателей в рамках независимых общественных органов - участковых избирательных комиссий.
Закон и правопорядок
Кухарук В.В. - Проблемы уголовно-правовой охраны здоровья населения: анализ, состояние, пути преодоления

DOI:
10.7256/2454-0706.2013.10.2482

Аннотация: Работа посвящена исследованию проблем уголовно-правового обеспечения оборота веществ в контексте международно-правовых (конвенционных) обязательств государства и законотворческих традиций в сфере безопасности здоровья населения. Оборот веществ представлен как элемент факторного комплекса, действие которого проявляется в виде возникновения и развития различных заболеваний или иных вредных последствий, опасных для жизни или здоровья человека. Проанализирован весь перечень видов веществ, которые выступают в качестве предметов преступлений, описанных в статьях особенной части уголовного кодекса. На примере психоактивных веществ главы 25 УК прослежены история развития уголовного законодательства в сфере безопасности здоровья населения в международно-правовом и сравнительно-правовом контексте, и те противоречия уголовно-правового регулирования охраны здоровья населения, которые неизбежно возникали и продолжают проявлять себя вследствие отказа от имплементации общепризнанных понятий международного права. На основе ретроспективного анализа понятийных особенностей видов психоактивных веществ высказано мнение о необходимости создания теории уголовно-правовой классификации опасных для здоровья населения веществ, где в качестве одного из критериев отнесения веществ к указанной группе должен выступать признак психоактивности.
Кухарук В.В. - Проблемы уголовно-правовой охраны здоровья населения: анализ, состояние, пути преодоления c. 1279-1286

DOI:
10.7256/2454-0706.2013.10.52055

Аннотация: Работа посвящена исследованию проблем уголовно-правового обеспечения оборота веществ в контексте международно-правовых (конвенционных) обязательств государства и законотворческих традиций в сфере безопасности здоровья населения. Оборот веществ представлен как элемент факторного комплекса, действие которого проявляется в виде возникновения и развития различных заболеваний или иных вредных последствий, опасных для жизни или здоровья человека. Проанализирован весь перечень видов веществ, которые выступают в качестве предметов преступлений, описанных в статьях особенной части уголовного кодекса. На примере психоактивных веществ главы 25 УК прослежены история развития уголовного законодательства в сфере безопасности здоровья населения в международно-правовом и сравнительно-правовом контексте, и те противоречия уголовно-правового регулирования охраны здоровья населения, которые неизбежно возникали и продолжают проявлять себя вследствие отказа от имплементации общепризнанных понятий международного права. На основе ретроспективного анализа понятийных особенностей видов психоактивных веществ высказано мнение о необходимости создания теории уголовно-правовой классификации опасных для здоровья населения веществ, где в качестве одного из критериев отнесения веществ к указанной группе должен выступать признак психоактивности.
Власть и управление
Белинский А.В. - Формирование имиджа немецкого политического деятеля в условиях трансформации и политической системы ФРГ на рубеже XX - XXI вв.

DOI:
10.7256/2454-0706.2013.10.9513

Аннотация: В статье рассматривается процесс трансформации политического лидерства в ФРГ на рубежу XX – XXI вв. Автор отказался от ставшего уже традиционным институционального подхода, которого ограничивает исследователей теми рамками, в которые конституция заключает полномочия бундесканцлера. Вместо этого мы обратились к сравнительному анализу на основе определенных критериев, который позволяет проследить динамику политического лидерства в ФРГ на рубеже XX -XXI вв. В качестве объекта исследование выступает политическое лидерство канцлеров Г. Коля и А. Меркель. Данный выбор был продиктован следующими обстоятельствами: Во-первых, они являются одними из самых популярных политиков современной Германии. во-вторых период их нахождения у власти охватывает достаточно большой период времени и совпадает с теми социального-экономическими, политическими процессами, которые происходят в Германии. В ходе проведенного исследования мы пришли к выводу, что происходит переход от традиционного (доминирующего) типа лидерства к новому (консолидирующему).
Белинский А.В. - Формирование имиджа немецкого политического деятеля в условиях трансформации и политической системы ФРГ на рубеже XX – XXI вв. c. 1287-1294

DOI:
10.7256/2454-0706.2013.10.52056

Аннотация: В статье рассматривается процесс трансформации политического лидерства в ФРГ на рубежу XX ? XXI вв. Автор отказался от ставшего уже традиционным институционального подхода, которого ограничивает исследователей теми рамками, в которые конституция заключает полномочия бундесканцлера. Вместо этого мы обратились к сравнительному анализу на основе определенных критериев, который позволяет проследить динамику политического лидерства в ФРГ на рубеже XX -XXI вв. В качестве объекта исследование выступает политическое лидерство канцлеров Г. Коля и А. Меркель. Данный выбор был продиктован следующими обстоятельствами: Вопервых, они являются одними из самых популярных политиков современной Германии. во-вторых период их нахождения у власти охватывает достаточно большой период времени и совпадает с теми социального-экономическими, политическими процессами, которые происходят в Германии. В ходе проведенного исследования мы пришли к выводу, что происходит переход от традиционного (доминирующего) типа лидерства к новому (консолидирующему).
Международные отношения: системы взаимодействия
Карпович О.Г. - «Мягкая сила» в глобальных координатах внешней политики США

DOI:
10.7256/2454-0706.2013.10.9652

Аннотация: Аннотация Исследование фактора мягкой силы во внешней политике современных наций-государств представляется в современных условиях задачей исключительно важной. Действительно, сегодня американское политическое руководство видит в качестве одной из приоритетных стратегических задач реализации внешней политики государства внедрение новых высокоинтеллектуальных стандартов управления, в том числе системой внешней политики. В результате в США активно формируются высокотехнологичные системы знания, которые становятся одним из основных компонентов «мягкой силы» США, превращая её в высокоинтеллектуальную систему манипулирования сознанием собственного населения и зарубежных целевых аудиторий в собственных – национальных - интересах. Заняв лидирующее положение в мировой информационной магистрали, США превратили внешнеполитическую пропаганду в важнейшее орудие, способное конструировать человеческое сознание практически в любой точке планеты. В этом плане «мягкая сила» США, ориентированная на продвижение американских ценностей и представлений о мироустройстве, превратилась в деятельный инструмент политики, влияющий на поведение акторов международных отношений.
Карпович О.Г. - «Мягкая сила» в глобальных координатах внешней политики США c. 1295-1297

DOI:
10.7256/2454-0706.2013.10.52057

Аннотация: Исследование фактора мягкой силы во внешней политике современных наций-государств представляется в современных условиях задачей исключительно важной. Действительно, сегодня американское политическое руководство видит в качестве одной из приоритетных стратегических задач реализации внешней политики государства внедрение новых высокоинтеллектуальных стандартов управления, в том числе системой внешней политики. В результате в США активно формируются высокотехнологичные системы знания, которые становятся одним из основных компонентов «мягкой силы» США, превращая её в высокоинтеллектуальную систему манипулирования сознанием собственного населения и зарубежных целевых аудиторий в собственных ? национальных ? интересах. Заняв лидирующее положение в мировой информационной магистрали, США превратили внешнеполитическую пропаганду в важнейшее орудие, способное конструировать человеческое сознание практически в любой точке планеты. В этом плане «мягкая сила» США, ориентированная на продвижение американских ценностей и представлений о мироустройстве, превратилась в деятельный инструмент политики, влияющий на поведение акторов международных отношений.
Аганина Р.Н. - Развитие аудиторской деятельности в условиях членства России в Евразийском экономическом сообществе и Таможенном союзе

DOI:
10.7256/2454-0706.2013.10.9424

Аннотация: В статье рассматривается актуальный вопрос развития аудиторской деятельности на современном этапе в условиях членства России в Евразийском экономическом сообществе и Таможенном союзе. Рассмотрены особенности понятийного аппарата в сфере аудита, выделена специфика правового регулирования обязательного аудита, анализируются проблемы унификации национальных законодательств государств-членов ЕврАзЭс и Таможенного союза и сформулированы рекомендации по их совершенствованию. Особое внимание уделено такому способу обеспечения должного уровня безопасности товаров, ввозимых на территорию Таможенного союза как аудит зарубежной официальной системы надзора. Анализ различных нормативных актов государств-членов ЕврАзЭС и Таможенного союза позволил автору статьи сделать вывод о том, что аудит представляет собой один из эффективных способов влияния на развитие экономики, однако нормативная база в данном секторе окончательно не сформирована и требует дальнейшего совершенствования при активном сотрудничестве государств-членов ЕврАзЭС и Таможенного союза.
Аганина Р.Н. - Развитие аудиторской деятельности в условиях членства России в Евразийском экономическом сообществе и Таможенном союзе c. 1298-1304

DOI:
10.7256/2454-0706.2013.10.52058

Аннотация: В статье рассматривается актуальный вопрос развития аудиторской деятельности на современном этапе в условиях членства России в Евразийском экономическом сообществе и Таможенном союзе. Рассмотрены особенности понятийного аппарата в сфере аудита, выделена специфика правового регулирования обязательного аудита, анализируются проблемы унификации национальных законодательств государств-членов ЕврАзЭс и Таможенного союза и сформулированы рекомендации по их совершенствованию. Особое внимание уделено такому способу обеспечения должного уровня безопасности товаров, ввозимых на территорию Таможенного союза как аудит зарубежной официальной системы надзора. Анализ различных нормативных актов государств-членов ЕврАзЭС и Таможенного союза позволил автору статьи сделать вывод о том, что аудит представляет собой один из эффективных способов влияния на развитие экономики, однако нормативная база в данном секторе окончательно не сформирована и требует дальнейшего совершенствования при активном сотрудничестве государств-членов ЕврАзЭС и Таможенного союза.
Баталова М.Р. - Признание и принудительное исполнение иностранных судебных решений в Турецкой Республике

DOI:
10.7256/2454-0706.2013.10.9786

Аннотация: Статья посвящена проблемам признания и принудительного исполнения иностранных судебных решений в Турецкой Республике. Данная проблема сохраняет свою актуальность, несмотря на проведенную в этой стране в 2007 г. кодификацию международного частного права. Безусловно, в настоящее время ввиду развития международных связей и торгового оборота турецкие суды все чаще сталкиваются с необходимостью признавать и приводить в исполнение иностранные судебные решения, формируя соответствующую судебную практику. Однако проведенный анализ показывает ее непоследовательность. Причиной данного явления служит, по всей видимости, недостаток опыта турецких судов. Обобщение существующей на сегодняшний день судебной практики вышестоящих судебных инстанций с указанием их правовой позиции и анализом применения иностранного права турецкими судами позволило бы унифицировать последующую судебную практику и снизить риски судебных ошибок. По итогам исследования сделан вывод, что формализм турецких судов, отсутствие четких ориентиров и руководящих разъяснений со стороны вышестоящих судебных инстанций не позволяют турецкому правоприменителю унифицировать судебную практику по указанному вопросу.
Ерпылева Н.Ю., Максимов Д.М. - Унификация правового регулирования международных речных перевозок грузов, пассажиров и багажа

DOI:
10.7256/2454-0706.2013.10.9193

Аннотация: Настоящая статья посвящена рассмотрению современных унификационных процессов в области международного частного речного права, регулирующего перевозки грузов, пассажиров и багажа в международном речном сообщении. Международное частное речное право является отраслью международного транспортного права, представляющего собой совокупность норм как национального, так и международного характера, которые регулируют международные транспортные отношения. Международные речные перевозки грузов, пассажиров и багажа осуществляются на основе договоров, заключаемых перевозчиками, с одной стороны, и грузоотправителями или пассажирами, с другой стороны. В статье авторами проведен детальный анализ норм двух основных международных договоров в области речных перевозок грузов, пассажиров и багажа, к числу которых относятся Будапештская конвенция 2001 г. о договоре перевозки грузов по внутренним водным путям (КПГВ) и Женевская конвенция 1976 г. о договоре международной перевозки пассажиров и багажа по внутренним водным путям (КППВ). Авторы рассматривают международные нормы, регулирующие основное содержание договоров перевозки грузов, пассажиров и багажа, а также ответственность международного речного перевозчика, претензионный порядок урегулирования разногласий, сроки исковой давности и основания обращения к судебному или арбитражному способам разрешения споров.
Системы стабилизации: государственный контроль
Ишеков К.А. - Отчет органов исполнительной власти как форма реализации парламентского контроля (уровень субъектов Российской Федерации)

DOI:
10.7256/2454-0706.2013.10.2517

Аннотация: Настоящий период развития региональных конституционно-правовых отношений ознаменован повышенным интересом к реализации такой формы государственного контроля, как отчет органов исполнительной власти перед парламентом субъекта. В статье исследован порядок представления отчетов по традиционным направлениям деятельности, подвергнута анализу достаточно новая форма парламентского контроля - ежегодный отчет высшего должностного лица субъекта Российской Федерации по итогам деятельности органов исполнительной власти, в том числе по вопросам, поставленным региональным парламентом. Целью работы явилось выявление пробелов и дефектов федерального и регионального законодательства, регламентирующего порядок и особенности направления отчета исполнительных органов государственной власти субъектов законодательным органам власти. Сделан вывод о некорректности юридических норм о ежегодном отчете высшего должностного лица субъекта Российской Федерации о результатах деятельности высшего исполнительного органа государственной власти субъекта, в том числе по вопросам, поставленным региональным парламентом.  По мнению автора, перечень вопросов, по которым обязан отчитываться руководитель региональной исполнительной власти должен устанавливаться в конституциях и уставах субъектов Российской Федерации. Автор также считает, что соответствующие уточнения требуется внести в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и конституции (уставы) субъектов Российской Федерации.
Ишеков К.А. - Отчет органов исполнительной власти как форма реализации парламентского контроля (уровень субъектов Российской Федерации) c. 1338-1342

DOI:
10.7256/2454-0706.2013.10.52062

Аннотация: Настоящий период развития региональных конституционно-правовых отношений ознаменован повышенным интересом к реализации такой формы государственного контроля, как отчет органов исполнительной власти перед парламентом субъекта. В статье исследован порядок представления отчетов по традиционным направлениям деятельности, подвергнута анализу достаточно новая форма парламентского контроля ? ежегодный отчет высшего должностного лица субъекта Российской Федерации по итогам деятельности органов исполнительной власти, в том числе по вопросам, поставленным региональным парламентом.Целью работы явилось выявление пробелов и дефектов федерального и регионального законодательства, регламентирующего порядок и особенности направления отчета исполнительных органов государственной власти субъектов законодательным органам власти.Сделан вывод о некорректности юридических норм о ежегодном отчете высшего должностного лица субъекта Российской Федерации о результатах деятельности высшего исполнительного органа государственной власти субъекта, в том числе по вопросам, поставленным региональным парламентом. По мнению автора, перечень вопросов, по которым обязан отчитываться руководитель региональной исполнительной власти должен устанавливаться в конституциях и уставах субъектов Российской Федерации. Автор также считает, что соответствующие уточнения требуется внести в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и конституции (уставы) субъектов Российской Федерации.
Интеграционное право и наднациональные организации
Салагай О.О. - Здоровое питание как мера профилактики неинфекционных заболеваний в Европейском Союзе: правовой аспект

DOI:
10.7256/2454-0706.2013.10.9534

Аннотация: Характерным свойством современного миропорядка является смещение заболеваемости от инфекционной к неинфекционной патологии, что обусловлено, во многом, распространением факторов риска, одним из которых является нездоровое питание. Поскольку причины изменения характера питания ассоциированы с общемировыми культурными процессами, решение этой задачи только лишь на страновом уровне встречает значительные затруднения. По этой причине Европейский Союз активно сосредотачивает внимание на проблеме здорового питания. Цель настоящей работы – изучить правовые и организационные меры, предпринимаемые на коммунитарном уровне с целью оздоровления питания населения. В работе детально охарактеризованы приоритетные направления политики ЕС в области здорового питания, включающие улучшение информирования потребителя, обеспечение доступности здорового выбора, поощрение физической активности, а также обеспечение внимания к приоритетным группам. Автором исследуются основные правовые и политические документы, а также правовая и здравоохранительная доктрины – мнения ученых-правоведов и организаторов здравоохранения по обсуждаемой теме.
Салагай О.О. - Здоровое питание как мера профилактики неинфекционных заболеваний в Европейском Союзе: правовой аспект c. 1343-1349

DOI:
10.7256/2454-0706.2013.10.52063

Аннотация: Характерным свойством современного миропорядка является смещение заболеваемости от инфекционной к неинфекционной патологии, что обусловлено, во многом, распространением факторов риска, одним из которых является нездоровое питание. Поскольку причины изменения характера питания ассоциированы с общемировыми культурными процессами, решение этой задачи только лишь на страновом уровне встречает значительные затруднения. По этой причине Европейский Союз активно сосредотачивает внимание на проблеме здорового питания. Цель настоящей работы ? изучить правовые и организационные меры, предпринимаемые на коммунитарном уровне с целью оздоровления питания населения. В работе детально охарактеризованы приоритетные направления политики ЕС в области здорового питания, включающие улучшение информирования потребителя, обеспечение доступности здорового выбора, поощрение физической активности, а также обеспечение внимания к приоритетным группам. Автором исследуются основные правовые и политические документы, а также правовая и здравоохранительная доктрины - мнения ученых-правоведов и организаторов здравоохранения по обсуждаемой теме.
Международное право в ХХI веке
Баталова М.Р. - Признание и принудительное исполнение иностранных судебных решений в Турецкой Республике c. 1305-1318

DOI:
10.7256/2454-0706.2013.10.52059

Аннотация: Статья посвящена проблемам признания и принудительного исполнения иностранных судебных решений в Турецкой Республике. Данная проблема сохраняет свою актуальность, несмотря на проведенную в этой стране в 2007 г. кодификацию международного частного права. Безусловно, в настоящее время ввиду развития международных связей и торгового оборота турецкие суды все чаще сталкиваются с необходимостью признавать и приводить в исполнение иностранные судебные решения, формируя соответствующую судебную практику. Однако проведенный анализ показывает ее непоследовательность. Причиной данного явления служит, по всей видимости, недостаток опыта турецких судов. Обобщение существующей на сегодняшний день судебной практики вышестоящих судебных инстанций с указанием их правовой позиции и анализом применения иностранного права турецкими судами позволило бы унифицировать последующую судебную практику и снизить риски судебных ошибок. По итогам исследования сделан вывод, что формализм турецких судов, отсутствие четких ориентиров и руководящих разъяснений со стороны вышестоящих судебных инстанций не позволяют турецкому правоприменителю унифицировать судебную практику по указанному вопросу.
Ерпылева Н.Ю., Максимов Д.М. - Унификация правового регулирования международных речных перевозок грузов, пассажиров и багажа c. 1319-1331

DOI:
10.7256/2454-0706.2013.10.52060

Аннотация: Настоящая статья посвящена рассмотрению современных унификационных процессов в области международного частного речного права, регулирующего перевозки грузов, пассажиров и багажа в международном речном сообщении. Международное частное речное право является отраслью международного транспортного права, представляющего собой совокупность норм как национального, так и международного характера, которые регулируют международные транспортные отношения. Международные речные перевозки грузов, пассажиров и багажа осуществляются на основе договоров, заключаемых перевозчиками, с одной стороны, и грузоотправителями или пассажирами, с другой стороны. В статье авторами проведен детальный анализ норм двух основных международных договоров в области речных перевозок грузов, пассажиров и багажа, к числу которых относятся Будапештская конвенция 2001 г. о договоре перевозки грузов по внутренним водным путям (КПГВ) и Женевская конвенция 1976 г. о договоре международной перевозки пассажиров и багажа по внутренним водным путям (КППВ). Авторы рассматривают международные нормы, регулирующие основное содержание договоров перевозки грузов, пассажиров и багажа, а также ответственность международного речного перевозчика, претензионный порядок урегулирования разногласий, сроки исковой давности и основания обращения к судебному или арбитражному способам разрешения споров.
Шаклеин В.В. - Теоретические аспекты соотношения членства в ООН с признанием новых государств

DOI:
10.7256/2454-0706.2013.10.9735

Аннотация: В данной статье рассматриваются вопросы соотношения признания новых государств и членства в ООН. Рассматриваются положения Устава ООН и других нормативных актов, а также решений международных органов правосудия. Так, в частности рассматривается решение Международного трибунала для судебного преследования лиц, ответственных за серьезные нарушения международного гуманитарного права, совершенные на территории бывшей Югославии, которое свидетельствует не только о том, что в его понимании членство в ООН равносильно признанию того или иного субъекта как нового государства, но и о том, что даже субъект фактически не обладающий независимостью (суверенитетом), но являющийся членом ООН, признается им как государство лишь на том основании, что он является членом данной Организации. По мнению автора такой подход является далеко не реалистичным, так как противоречит сложившейся практике. Автор определяет признание одного государства другим как акт политической воли и выражения суверенитета признающего государства, так как он остается в полной дискреции признающего государства, тогда как принятие в члены ООН является юридическим актом. Выделяется ряд причин по которым членство в ООН не может рассматриваться равносильным коллективному признанию государствами-членами ООН нового государства.
Шаклеин В.В. - Теоретические аспекты соотношения членства в ООН с признанием новых государств c. 1332-1337

DOI:
10.7256/2454-0706.2013.10.52061

Аннотация: В данной статье рассматриваются вопросы соотношения признания новых государств и членства в ООН. Рассматриваются положения Устава ООН и других нормативных актов, а также решений международных органов правосудия. Так, в частности рассматривается решение Международного трибунала для судебного преследования лиц, ответственных за серьезные нарушения международного гуманитарного права, совершенные на территории бывшей Югославии, которое свидетельствует не только о том, что в его понимании членство в ООН равносильно признанию того или иного субъекта как нового государства, но и о том, что даже субъект фактически не обладающий независимостью (суверенитетом), но являющийся членом ООН, признается им как государство лишь на том основании, что он является членом данной Организации. По мнению автора такой подход является далеко не реалистичным, так как противоречит сложившейся практике. Автор определяет признание одного государства другим как акт политической воли и выражения суверенитета признающего государства, так как он остается в полной дискреции признающего государства, тогда как принятие в члены ООН является юридическим актом. Выделяется ряд причин по которым членство в ООН не может рассматриваться равносильным коллективному признанию государствами-членами ООН нового государства.
Судебная власть
Соколов Т.В. - Взаимосвязь конституционного и уголовного судопроизводств: современное состояние

DOI:
10.7256/2454-0706.2013.10.9496

Аннотация: В статье предложена авторская концепция взаимосвязи конституционного и уголовного судопроизводств, направленная на обеспечение эффективности, реальности и своевременности судебной защиты прав и свобод. Специально-юридической методологией концепции выступила доктрина судебного права – возрождающая в настоящее время общеправовая универсальная теория судебной власти и процессуального права, с позиций которой процесс в праве (юридически процесс) есть лишь судопроизводство, а потому является ошибочным «широкое» понимание процессуального права. Сущность взаимосвязи видов судопроизводства (межпроцессуальных связей) вытекает из сущности судопроизводства, рассматриваемого одновременно как механизма реализации судебной власти, механизма правоприменения и как сложной социальной системы. Взаимосвязь видов судопроизводства представляет собой обоюдное и непосредственное влияние друг на друга хода и (или) результатов двух видов судопроизводства; она обусловлена материально-правовыми и процессуально-информационными предпосылками (факторами). Исследование взаимосвязи видов судопроизводства происходит через последовательную характеристику форм этой взаимосвязи. В статье определена структура формы взаимосвязи, включающая в себя вектор влияния, основание, последствия и сроки взаимосвязи. В статье выделены и описаны существующие ныне инициирующие, приостановительные, преюдициальная, нормативно-корректирующая, нормативно-толковательная и ревизионные формы взаимосвязи конституционного и уголовного судопроизводств и определены перспективы совершенствования их правового регулирования.
Соколов Т.В. - Взаимосвязь конституционного и уголовного судопроизводств: современное состояние c. 1350-1372

DOI:
10.7256/2454-0706.2013.10.52064

Аннотация: В статье предложена авторская концепция взаимосвязи конституционного и уголовного судопроизводств, направленная на обеспечение эффективности, реальности и своевременности судебной защиты прав и свобод. Специально-юридической методологией концепции выступила доктрина судебного права ? возрождающая в настоящее время общеправовая универсальная теория судебной власти и процессуального права, с позиций которой процесс в праве (юридически процесс) есть лишь судопроизводство, а потому является ошибочным «широкое» понимание процессуального права. Сущность взаимосвязи видов судопроизводства (межпроцессуальных связей) вытекает из сущности судопроизводства, рассматриваемого одновременно как механизма реализации судебной власти, механизма правоприменения и как сложной социальной системы. Взаимосвязь видов судопроизводства представляет собой обоюдное и непосредственное влияние друг на друга хода и (или) результатов двух видов судопроизводства; она обусловлена материально-правовыми и процессуально-информационными предпосылками (факторами). Исследование взаимосвязи видов судопроизводства происходит через последовательную характеристику форм этой взаимосвязи. В статье определена структура формы взаимосвязи, включающая в себя вектор влияния, основание, последствия и сроки взаимосвязи. В статье выделены и описаны существующие ныне инициирующие, приостановительные, преюдициальная, нормативно-корректирующая, нормативно-толковательная и ревизионные формы взаимосвязи конституционного и уголовного судопроизводств и определены перспективы совершенствования их правового регулирования.
Антропология права
Безгин В.Б. - Правовые обычаи в обыденном сознании и повседневной жизни российского крестьянства втрой половины XIX - начала XX века

DOI:
10.7256/2454-0706.2013.10.9640

Аннотация: Цель статьи заключается в изучении роли и места юридических обычаев в повседневной жизни и правоотношениях сельских жителей России эпохи модернизации. Задача исследования состоит в анализе соотношения закона и обычного права в трактовке преступления, мотивов его совершения, харак-тере наказания за совершенное правонарушение. В работе дан анализ специфики правовых обычаев крестьян в области имущественных преступ-лений. На основе междисциплинарного подхода, используя широкий круг эт-нографических источников, раскрыто содержание правовых воззрений кре-стьян и выявлены особенности применения норм обычного права в повсе-дневной жизни российского села. В результате проведенного исследования установлено, что правовые обычаи регулировали общественные отношения сельских жителей и выступали основой для решений волостных судов. Их бытование в сельской обыденности было результатом, как санкции государ-ственной власти, так и особенности крестьянского менталитета. The aim of the article is to study role and place of legal customs in daily life and legal relationships of Russian villagers during the modernization era. The research includes the analysis of law and common law ratio in treatment of crime, its motives and nature of punishment for an offense. The work contains the analysis of peasants’ legal customs specifics in the field of property crimes. The research is made on the basis of interdisciplinary approach using a wide range of ethnographic sources. The author reveals the content of peasants’ legal views and the features of common law application in Russian villagers’ daily life. As a result of the conducted research it is determined that legal customs regulated villagers’ public relations and acted as the basis for rural district courts’ solutions. Their existing in the rural daily life was the result of both government sanction and peasants’ mentality feature.
Безгин В.Б. - Правовые обычаи в обыденном сознании и повседневной жизни российского крестьянства второй половины XIX – начала XX века c. 1373-1380

DOI:
10.7256/2454-0706.2013.10.52065

Аннотация: Цель статьи заключается в изучении роли и места юридических обычаев в повседневной жизни и правоотношениях сельских жителей России эпохи модернизации. Задача исследования состоит в анализе соотношения закона и обычного права в трактовке преступления, мотивов его совершения, харак-тере наказания за совершенное правонарушение. В работе дан анализ специфики правовых обычаев крестьян в области имущественных преступ-лений. На основе междисциплинарного подхода, используя широкий круг эт-нографических источников, раскрыто содержание правовых воззрений кре-стьян и выявлены особенности применения норм обычного права в повсе-дневной жизни российского села. В результате проведенного исследования установлено, что правовые обычаи регулировали общественные отношения сельских жителей и выступали основой для решений волостных судов. Их бытование в сельской обыденности было результатом, как санкции государственной власти, так и особенности крестьянского менталитета.
История государства и права
Сатаев А.Ф. - Особенности судебной системы и судоустройство Арабского Халифата

DOI:
10.7256/2454-0706.2013.10.9648

Аннотация: В статье рассматривается ранний период возникновения, становления и формирования мусульманского правосудия и государственности, анализируются основные источники мусульманского права и исследует все стороны развития мусульманской судебной системы и судоустройства на протяжении всего периода существования первого крупнейшего и влиятельного раннемусульманского государства – Арабского Халифата. Подробно рассматривается эпоха правления непосредственных преемников пророка Мухаммеда - «праведных халифов», из которых особое внимание уделено эпохе правления и важнейшим судебным реформам второго халифа Омара. Следующая эпоха мусульманского судоустройства и судебной системы связана с первой династией халифов – Омейадов. Во время их правления складывается институт профессиональных мусульманских судей – кади. Дальнейшее развитие наступает с приходом к власти в Халифате династии Аббасидов. Произведен анализ основ судебного процесса Арабского Халифата, исследуются сильные и слабые стороны судов кади в контексте возникновения т.н. «ведомства жалоб» как самостоятельного государственного института. В заключительной части статьи сформулирован вывод о возможности применения в современных судебных системах некоторых правил, использовавшихся в Арабском халифате
Сатаев А.Ф. - Особенности судебной системы и судоустройство Арабского Халифата c. 1381-1389

DOI:
10.7256/2454-0706.2013.10.52066

Аннотация: В статье рассматривается ранний период возникновения, становления и формирования мусульманского правосудия и государственности, анализируются основные источники мусульманского права и исследует все стороны развития мусульманской судебной системы и судоустройства на протяжении всего периода существования первого крупнейшего и влиятельного раннемусульманского государства ? Арабского Халифата.Подробно рассматривается эпоха правления непосредственных преемников пророка Мухаммеда ? «праведных халифов», из которых особое внимание уделено эпохе правления и важнейшим судебным реформам второго халифа Омара. Следующая эпоха мусульманского судоустройства и судебной системы связана с первой династией халифов ? Омейадов. Во время их правления складывается институт профессиональных мусульманских судей ? кади. Дальнейшее развитие наступает с приходом к власти в Халифате династии Аббасидов.Произведен анализ основ судебного процесса Арабского Халифата, исследуются сильные и слабые стороны судов кади в контексте возникновения т.н. «ведомства жалоб» как самостоятельного государственного института. В заключительной части статьи сформулирован вывод о возможности применения в современных судебных системах некоторых правил, использовавшихся в Арабском халифате.
Трофимова Е.В. - Историко-правовые аспекты легитимации субъектов предпринимательства

DOI:
10.7256/2454-0706.2013.10.9550

Аннотация: В статье рассматриваются основные подходы к вопросу о предоставлении правового статуса субъектам предпринимательства, сложившиеся в мировой и отечественной практике в различные исторические эпохи (со времен Древнего Рима до наших дней). Особое внимание при этом уделяется освещению российского опыта легитимации предпринимателей. В рамках исследования изучены факторы, влияющие на формирование правил приобретения статуса коллективных и индивидуальных субъектов предпринимательства, определены основные тенденции развития соответствующего правового регулирования. Было установлено, что последовательная либерализация порядка легитимации юридических лиц является господствующей тенденцией в мировой практике. В работе даётся оценка последних изменений порядка государственной регистрации юридических лиц в России с точки зрения указанной закономерности. Также обосновывается нецелесообразность использования в нашей стране опыта зарубежных государств, где физические лица приобретают статус коммерсанта в силу самого факта занятия данной деятельностью без специальной регистрации.
Трофимова Е.В. - Историко-правовые аспекты легитимации субъектов предпринимательства c. 1390-1401

DOI:
10.7256/2454-0706.2013.10.52067

Аннотация: В статье рассматриваются основные подходы к вопросу о предоставлении правового статуса субъектам предпринимательства, сложившиеся в мировой и отечественной практике в различные исторические эпохи (со времен Древнего Рима до наших дней). Особое внимание при этом уделяется освещению российского опыта легитимации предпринимателей. В рамках исследования изучены факторы, влияющие на формирование правил приобретения статуса коллективных и индивидуальных субъектов предпринимательства, определены основные тенденции развития соответствующего правового регулирования. Было установлено, что последовательная либерализация порядка легитимации юридических лиц является господствующей тенденцией в мировой практике. В работе даётся оценка последних изменений порядка государственной регистрации юридических лиц в России с точки зрения указанной закономерности. Также обосновывается нецелесообразность использования в нашей стране опыта зарубежных государств, где физические лица приобретают статус коммерсанта в силу самого факта занятия данной деятельностью без специальной регистрации.
Юридический практикум
Залпов Н.В. - Проблема рейдерства в сфере жилищно-коммунального хозяйства

DOI:
10.7256/2454-0706.2013.10.9623

Аннотация: В настоящей статье предпринята попытка уголовно-правовой оценки такого противоправного явления, как захват активов, принадлежащих собственникам жилых помещений, членам товариществ собственников жилья (ТСЖ), жилищных (жилищно-строительных) кооперативов (ЖК), в многоквартирных домах. Речь идет об общем имуществе собственников жилья, а также о денежных средствах, перечисляемых жильцами на ремонт многоквартирного дома, его содержание и управление. Автор усматривает в происходящих процессах признаки свойственные недружественным поглощениям (рейдерским захватам). С этой позиции осуществляется оценка текущего состояния исследуемой области. В работе указан ряд основных составов преступлений, применяемых при квалификации деяний, направленных на противоправное завладение имуществом, принадлежащим собственникам жилья. Кроме того, отмечены проблемные аспекты правоприменительной практики и статистического учета преступлений в сфере ЖКХ. В итоговой части делается заключение о необходимости принятия ряда мер, направленных на защиту интересов собственников жилых помещений многоквартирных домов. Например, проведение качественного мониторинга проявлений преступных посягательств на правоотношения, связанные с управлением многоквартирными домами.
Залпов Н.В. - Проблема рейдерства в сфере жилищно-коммунального хозяйства c. 1402-1407

DOI:
10.7256/2454-0706.2013.10.52068

Аннотация: В настоящей статье предпринята попытка уголовно-правовой оценки такого противоправного явления, как захват активов, принадлежащих собственникам жилых помещений, членам товариществ собственников жилья (ТСЖ), жилищных (жилищно-строительных) кооперативов (ЖК), в многоквартирных домах. Речь идет об общем имуществе собственников жилья, а также о денежных средствах, перечисляемых жильцами на ремонт многоквартирного дома, его содержание и управление. Автор усматривает в происходящих процессах признаки свойственные недружественным поглощениям (рейдерским захватам). С этой позиции осуществляется оценка текущего состояния исследуемой области. В работе указан ряд основных составов преступлений, применяемых при квалификации деяний, направленных на противоправное завладение имуществом, принадлежащим собственникам жилья. Кроме того, отмечены проблемные аспекты правоприменительной практики и статистического учета преступлений в сфере ЖКХ. В итоговой части делается заключение о необходимости принятия ряда мер, направленных на защиту интересов собственников жилых помещений многоквартирных домов. Например, проведение качественного мониторинга проявлений преступных посягательств на правоотношения, связанные с управлением многоквартирными домами.
Правовая и политическая мысль
Малютин Р.А. - Философия и политика: опыт соотнесения методологий на примере диалога Александра Кожева и Лео Штрауса

DOI:
10.7256/2454-0706.2013.10.9567

Аннотация: Статья посвящена методологическим проблемам полититических наук. На примере полемики Лео Штрауса и Александра Кожева продемонстрированы основные приемы работы современных исследователей, указаны их слабые места, дан анализ причин и намечены наиболее перспективные варианты решения. В качестве ориентира указан путь, пройденный науками об экономике. Политология, очевидно, в силу относительно недавней своей институциализации, все еще пользуется языком философии из-за чего ее результаты часто выглядят архаичными на фоне достижений других гуманитарных наук. Недостаточное привлечение к сотрудничеству математики, нейронаук, статистики и проч. сказывается на уроне знаний и даже на некотором их застое. Средний трактат о власти, написанный в начале двадцать первого века, за редким исключением ничем не отличается от трактата, увидевшего свет два, три и даже четыре века назад. Эзотерическая и философская тенденции подвергнуты критике, как пагубные и тормозящие дальнейшее развитие.
Малютин Р.А. - Философия и политика: опыт соотнесения методологий на примере диалога Александра Кожева и Лео Штрауса c. 1408-1414

DOI:
10.7256/2454-0706.2013.10.52069

Аннотация: Статья посвящена методологическим проблемам полититических наук. На примере полемики Лео Штрауса и Александра Кожева продемонстрированы основные приемы работы современных исследователей, указаны их слабые места, дан анализ причин и намечены наиболее перспективные варианты решения. В качестве ориентира указан путь, пройденный науками об экономике. Политология, очевидно, в силу относительно недавней своей институциализации, все еще пользуется языком философии из-за чего ее результаты часто выглядят архаичными на фоне достижений других гуманитарных наук. Недостаточное привлечение к сотрудничеству математики, нейронаук, статистики и проч. сказывается на уроне знаний и даже на некотором их застое. Средний трактат о власти, написанный в начале двадцать первого века, за редким исключением ничем не отличается от трактата, увидевшего свет два, три и даже четыре века назад. Эзотерическая и философская тенденции подвергнуты критике, как пагубные и тормозящие дальнейшее развитие.
Лоба В.Е. - Становление и развитие отчественной доктрины о понятии и целях наказания в диссертационных исследования по уголовному праву университетов Российской империи

DOI:
10.7256/2454-0706.2013.10.9409

Аннотация: Данная статья рассматривает взгляды на понятие и цели наказания в диссертационных исследованиях российских юристов. Предмет исследования – теоретические концепции, идеи, правовые конструкции, посвященные наказанию, его природе, целям и воздействию, содержащиеся в диссертационных исследованиях по уголовному праву, защищенных на юридических факультетах университетов Российской Империи в XIX – начале ХХ вв. Цель работы состоит в анализе эволюции отечественной доктрины о наказании, нашедшей отражение в диссертационных работах по уголовному праву, защищенных в университетах Российской Империи в XIX – начале ХХ вв. Методологическую основу исследования составили три группы методов: всеобщие, общенаучные, а также специально-юридические. В статье рассмотрен процесс становления и развития отечественных учений об уголовных наказаниях, нашедший отражение в диссертационных работах университетов Российской Империи. Результаты работы могут использоваться в научных работах, посвященных истории становления и развития отечественной правовой доктрины, уголовному праву, теории и истории государства и права.
Лоба В.Е. - Становление и развитие отечественной доктрины о понятии и целях наказания в диссертационных исследования по уголовному праву университетов Российской империи c. 1415-1420

DOI:
10.7256/2454-0706.2013.10.52070

Аннотация: Данная статья рассматривает взгляды на понятие и цели наказания в диссертационных исследованиях российских юристов. Предмет исследования ? теоретические концепции, идеи, правовые конструкции, посвященные наказанию, его природе, целям и воздействию, содержащиеся в диссертационных исследованиях по уголовному праву, защищенных на юридических факультетах университетов Российской Империи в XIX ? начале ХХ вв. Цель работы состоит в анализе эволюции отечественной доктрины о наказании, нашедшей отражение в диссертационных работах по уголовному праву, защищенных в университетах Российской Империи в XIX ? начале ХХ вв. Методологическую основу исследования составили три группы методов: всеобщие, общенаучные, а также специально-юридические. В статье рассмотрен процесс становления и развития отечественных учений об уголовных наказаниях, нашедший отражение в диссертационных работах университетов Российской Империи. Результаты работы могут использоваться в научных работах, посвященных истории становления и развития отечественной правовой доктрины, уголовному праву, теории и истории государства и права.
Алейников А.В., Осипов И.Д. - Историология российского конституционализма:политико-философский анализ

DOI:
10.7256/2454-0706.2013.10.9753

Аннотация: В статье рассматриваются истоки конституционного процесса в России и исторические парадигмы российского конституционализма. В статье рассматриваются взгляды различных российских ученых на идеи конституционализма различных исторических периодов. Проводиться анализ и классификация таких взглядов. Выделяены и подробно проанализированы две его главные формы- конституционализм, политически и юридически огранивающий верховную власть и конституционализм, исходящий из доверия к ней. Авторы анализируют эволюцию дуалистической и триадической модели конституционализма в русской мысли, подробно описывая оригинальные концепции либеральных, консервативных и радикальных, уделяя особое внимание различиям их ваксиологических оснований. Доказывается, что современная российская Конституция является результатом разумного компромисса различных социальных ценностей, имеющих прямое отношение к базовым принципам конституционализма. В ней провозглашаются как либеральные ценности естественных прав и свобод человека и гражданина, утверждены доктрина правового государства, разделения властей, демократии и гражданского общества ,т ак и консервативная составляющая сохранения единства и целостности сильного российского государства при утверждении принципа федерализма и исторических традиций народа.
Алейников А.В., Осипов И.Д. - Историология российского конституционализма: политико-философский анализ c. 1421-1427

DOI:
10.7256/2454-0706.2013.10.52071

Аннотация: В статье рассматриваются истоки конституционного процесса в России и исторические парадигмы российского конституционализма. В статье рассматриваются взгляды различных российских ученых на идеи конституционализма различных исторических периодов. Проводиться анализ и классификация таких взглядов. Выделяены и подробно проанализированы две его главные формы? конституционализм, политически и юридически огранивающий верховную власть и конституционализм, исходящий из доверия к ней. Авторы анализируют эволюцию дуалистической и триадической модели конституционализма в русской мысли, подробно описывая оригинальные концепции либеральных, консервативных и радикальных, уделяя особое внимание различиям их ваксиологических оснований. Доказывается, что современная российская Конституция является результатом разумного компромисса различных социальных ценностей, имеющих прямое отношение к базовым принципам конституционализма. В ней провозглашаются как либеральные ценности естественных прав и свобод человека и гражданина, утверждены доктрина правового государства, разделения властей, демократии и гражданского общества ,так и консервативная составляющая сохранения единства и целостности сильного российского государства при утверждении принципа федерализма и исторических традиций народа.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.