Международные отношения - рубрика МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ
по
Международные отношения
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Международные отношения" > Рубрика "МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ"
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ
Аль-Тамими Х. - Российско-бахрейнские отношения в торгово-экономической сфере на современном этапе c. 1-13

DOI:
10.7256/2454-0641.2017.3.23884

Аннотация: Предметом исследования является торгово-экономическое сотрудничество между Россией и Бахрейном на современном этапе. Анализу подвержены не только те сферы, в рамках которых кооперация развивается сегодня, но также наиболее перспективные области сотрудничества между двумя государствами. Перед тем, как приступить непосредственно к исследованию двусторонних партнерских отношений автор дает характеристику самой системе экономического устройства Королевства Бахрейн. Далее в статье последовательно рассматриваются «три корзины» торгово-экономического сотрудничества – топливно-энергетический сектор, высокие технологии и инвестиции. Методологической основой исследования выступают системный и структурно-функциональный подходы. В статье были применены институциональный, сравнительный методы, а также синтез и ивент-анализ. Долгосрочное сотрудничество между Королевством Бахрейн и Российской Федерацией представляют стратегическую важность в контексте реализации национальных интересов обеих сторон. Для Москвы Манама представляет удобную площадку для доступа на рынки стран ССАГПЗ и проведения курса на достижение результатов в политической плоскости через экономические инструменты. Для Королевства Бахрейн партнерские отношения с Россией выступают элементом национальной экономической безопасности, а также частью стратегии по диверсификации рынков и основных партнеров в рамках стратегии маневрирования из теории средних и малых держав.
Adebayo K. - Russia’s Assistance to Nigerian Economic and Educational Development(1999 – 2019) c. 1-8

DOI:
10.7256/2454-0641.2020.2.32716

Abstract: Abolishing poverty and ensuring improvement of educational development indicators have been described as some of the objectives for international assistance. This study seeks to comprehend the role of Russia in the development of the African continent’s most populous country, Nigeria, the factors that limited their success and the opportunities for increasing effectiveness of such efforts. Russia intervention in Nigeria economic and educational development took a new turn after Nigeria returned to democratic rule in 1999. The existence of the largest Russian investor (RUSAL) in the Nigeria, the investments of LUKOIL in Nigeria which currently exceeds $450 million, and other well-known Russian companies, including the largest Russian producer of agricultural machinery "Rostselmash", have all made impact in Nigeria economic development. However, the major problem of this duo cooperation lies in the legal ratification of their framework. In Educational sphere, this study ascertains that yearly, more than 100 Nigerian students are given the opportunity to study at Russian universities through Russia-Nigerian intergovernmental agreements. To date, more than 10,000 Nigerian specialists have been trained in Russia. The study drew upon both modernization and dependency theories in advancing understanding on the subject matter. The study employed qualitative method of data collection. Data was analyzed using content analysis.
Замараева Н.А. - Пакистан - Гвадар - Китай: региональный передел

DOI:
10.7256/2454-0641.2013.3.8980

Аннотация: Аннотация: В настоящей статье раскрываются особенности нового этапа реконструкции пакистанского порта Гвадар, осуществляемой при участии Китая. В феврале 2013 года Паскистан заключил с Китаем многомиллионный контракт на реконструкцию порта и создание портовой инфраструктуры. Это создает новую геополитическую ситуацию в регионе, в акватории Ормузского пролива и Индийского океана в целом, открывает новые маршруты торговли и новый транзитные возможности для государств Центральной Азии, западных провинций Китая, Ирана и государств Персидского залива. 18 февраля 2013 г. Исламабад и Пекин подписали Соглашение о передаче в оперативное управление глубоководным портом Гвадар и дальнейшем развитием его инфраструктуры Китайскому холдингу по управлению иностранными портамиi. Гвадар – третий после Карачи и Касима коммерческий порт Исламской Республики Пакистан. В соответствии с контрактом порт остается собственностью Пакистана, но будет эксплуатироваться государственной китайской компанией. Для Пакистана небольшой сегодня Гвадар в будущем представляется альтернативой порту Карачи, «морским воротам страны». Новая гавань расположена в 537 км к западу от торговой столицы Пакистана.
Лю С. - Политика Китайской Народной Республики в Причерноморье (1976 – 2022 гг.) c. 20-31

DOI:
10.7256/2454-0641.2023.1.39559

EDN: CBGTLV

Аннотация: Данное исследование посвящено изучению политики Китайской Народной Республики в Причерноморье (1976 – 2022 гг.). Объектом исследования являются политические и экономические отношения Китайской Народной Республики со странами Причерноморья: Украиной, Грузией, Турецкой Республикой, Румынией и Болгарией. Автор подробно рассматривает конфликтный потенциал региона и его причины, национальные интересы Китайской Народной Республики по отношению к государствам региона. Уделяется пристальное внимание напряженности в регионе и путям её нивелирования со стороны КНР. Данное исследование базируется на теории политического реализма, предполагающего постоянное соперничество государств, защищающих свои национальные интересы. В процессе изучения данной проблемы автор применяет институциональный, аналитический и проблемно-хронологический методы. Основными выводами проведенного исследования являются определение конфликтного потенциала региона, установление роли Китайской Народной Республики в регионе Причерноморья, определение методов экспансии Поднебесной в регионе, оценка отношений с государствами региона, как политических, так и экономических, выявление опасений Китая при ведении своей политики в регионе. Более того, уделено пристальное внимание росту товарооборота между Китайской Народной Республикой и Украиной, Грузией, Турцией, Румынией и Болгарией. Выявлен исторический феномен вытеснения гегемона из региона. Актуальность исследования обусловлена ростом политического и экономического влияния Китайской Народной Республики во всем мире, не исключая регион Причерноморья. Новизна исследования обусловлена изучением экспансии КНР в условиях высокого конфликтного потенциала региона.
Хоанг В.Т., Буй Т.Й., Во Т.Л. - Вьетнамско-китайское туристическое сотрудничество 1991-2022 гг. c. 24-31

DOI:
10.7256/2454-0641.2024.2.70398

EDN: VHBPTT

Аннотация: Исследование посвящено сотрудничеству Вьетнама и Китая в области туризма с 1991 по 2022 годы. Рассматривается актуальность темы, обусловленная долгосрочными историческими отношениями двух стран, играющих ключевую роль в региональном контексте. С установлением дипломатических отношений в 1950 году и их нормализацией в 1991 году, отношения стали более крепкими и стабильными, охватывая различные области, включая туризм. Объектом исследования является сотрудничество Вьетнама и Китая в области туризма, а предмет включает направления, форматы, механизмы и перспективы сотрудничества за указанный период. Цель работы заключается в выявлении специфики и анализе тенденций развития этого сотрудничества, освещая исторические предпосылки, форматы сотрудничества, направления туристических потоков, механизмы взаимодействия и перспективы развития. Данное исследование опирается на теории международных отношений, в частности, либерализма, для анализа динамики вьетнамско-китайских отношений в контексте туризма в период с 1991 по 2022 годы. Исследование проведено с применением системного и социокультурного подходов, а также применением смешанных методов, включая анализ данных, интервью и обзор литературы. Научная новизна исследования заключается в комплексном анализе влияния современного международного контекста на вьетнамо-китайское сотрудничество в области туризма. Основной акцент сделан на перспективах устойчивого развития туристической отрасли, подчеркивается важность качественных и количественных улучшений. Выводы исследования указывают на активное развитие туристического сотрудничества между Вьетнамом и Китаем за последние 30 лет, отмечая постоянный рост числа туристов. Сотрудничество расширяется и углубляется через применение различных механизмов, таких как совершенствование правовой базы, повышение качества услуг, разработка новых маршрутов, развитие туристических продуктов, внедрение умного туризма и защиту культурного наследия. Таким образом, статья предоставляет комплексный взгляд на вьетнамско-китайское туристическое сотрудничество, подчеркивая его важность для обеих стран в контексте интеграции и развития региона.
Шахэти А. - Сотрудничество КНР со странами Балканского региона в области инвестиций и инфраструктуры c. 47-57

DOI:
10.7256/2454-0641.2023.4.69070

EDN: OSHAAT

Аннотация: Данное исследование посвящено изучению сотрудничества Китайской Народной Республики со странами Балканского региона в области инвестиций и инфраструктуры. Объектом исследования служат экономические отношения КНР с ключевыми акторами Балканского региона в лице Турецкой Республики, Болгарии, Румынии и Сербии. Предметом исследования является инвестиционная и инфраструктурная кооперация КНР со странами региона в контексте реализации проекта «Один пояс и один путь». Автор подробно рассматривает влияние прямых иностранных инвестиций (ПИИ) на экономику различных государств, основные потоки ПИИ, становление финансового сектора Китайской Народной Республики, сотрудничество КНР в области ПИИ и инфраструктуры с основными акторами Балканского региона: Турецкой Республикой, Болгарией, Румынией и Сербией. Особое внимание автор уделяет аспекту реализации проекта «Один пояс и один путь» в контексте сотрудничества КНР со странами Балканского региона в области инвестиций и инфраструктуры. Данное исследование базируется на теории политического реализма, рассматривающей международные отношения в контексте борьбы основных акторов в лице национальных государств за свои национальные интересы. Во время исследования автор активно применял следующие методы: системный, аналитический, сравнительный и логический. Основными выводами проведенного исследования являются определение инициативы «Один пояс и один путь» в качестве ключевого фактора сотрудничества Китайской Народной Республики со странами Балканского региона, выявление основных направлений инвестиций КНР на Балканском полуострове: Турецкая Республика, Болгария и Румыния, анализ влияния политических разногласий между правительствами государств региона и Китайской Народной Республикой на поток прямых иностранных инвестиций и инфраструктурных проектов КНР на примере Румынии, непрагматичность властей которой не способствует развитию сотрудничества с КНР в ранее обозначенных областях экономики, и Сербии, являющейся основным политическим союзником КНР в регионе, отчего аккумулирует на своей территории порядка 70% всех прямых иностранных инвестиций Китайской Народной Республики западных Балкан.
Юнюшкина А.С., Шаповалова К.А., Каткова Е.Ю. - Торговая война США с Китаем как попытка вернуть глобальное лидерство c. 55-68

DOI:
10.7256/2454-0641.2021.2.35748

Аннотация: Противостояние двух наиболее экономически развитых государств и начало жестких торговых войн – стали мощным потрясением на международной арене в 2017 г. Одной из причин зарождения противоречивых отношений относится к приходу к власти в США президента – Д. Трампа, который в своей предвыборной компании активно выступал за необходимость изменения структуры взаимоотношений между США и Китаем. В данной статье авторы попробуют разобраться в причинах возникновения противоречий, проследить хронологию развития торговых войн, а также сделать комплексный анализ методов и инструментов, применяемых правительствами обеих стран в целях урегулирования данного конфликта. Основной целью данной статьи является выявление основных причин, лежащих в основе торгово-экономического соперничества между Китаем и США, а также причин и предпосылок зарождения торговых войн между странами. Особое внимание уделяется американо-китайским противоречиям в период президентства Д. Трампа. Методологическую основу работы составляют теоретические методы: анализа и синтеза, сравнения, а также системный подход, с помощью которого рассмотрены основные вызовы, возникающие в торговых отношениях Китая и США, а также механизмы их преодоления. При исследовании глубинных мотивов современного конфликта авторы обращались к теории перехода власти, которая объясняет истоки китайско-американских противоречий. Новизна исследования заключается в том, что был исследован современный этап торговой войны между странами, которая продолжается несмотря на вспыхнувшую во всем мире пандемию Covid-19. В заключение авторы приходят к выводам о том, что противоречия между КНР и США имеют системный характер и не ограничиваются лишь противоречиями в торгово-экономической сфере, что предопределяет длительный характер современного конфликта.
Filina A.D., Tretyakova G.V. - Economic cooperation of Canada with the Asia-Pacific countries in the energy sector c. 60-65

DOI:
10.7256/2454-0641.2022.3.34353

EDN: RLDNUL

Abstract: The article is devoted to an urgent problem of our time - the integration of Canadian energy markets into the energy markets of the Asia-Pacific region. Canada's economy is currently the 16th largest in the world in terms of GDP and is heavily dependent on international trade, whose prosperity is inextricably linked to external markets and the ability to access those markets. In turn, China, Japan, and South Korea are the world's largest importers of crude oil and liquefied natural gas. The study considers not only the reasons for the need of Canada's energy markets to enter the Asia-Pacific region, but also analyzes the dependence of the Canadian economy on the economy of the United States of America. The main conclusions of the study are the ways of integrating the energy markets of Canada and the Asia-Pacific countries. The built economic model of interaction should not only exist within the framework of the created legal acts but also should determine the importance of the formation of this economic institution for subsequent development. The work has increased relevance since joint development within the economic area creates a stable relationship, which can later be used for external use, within the framework of building a new type of economic model. Thus, the information acquires statistical value and can be used in further research. I believe that the purpose of this study was achieved by considering the economic cooperation of Canada with the ATP countries in the energy sector.
Сизов А.А. - Развитие гидрогенерации как фактор современных трансформаций международных отношений c. 81-97

DOI:
10.7256/2454-0641.2023.3.43535

EDN: YWPNVO

Аннотация: Предметом статьи является развитие мировой гидрогенерации – как неотъемлемой части международной энергетической повестки. Внедрение технологий гидрогенерации отвечает основным вызовам мирового энергетического рынка, способствует увеличению энергетической эффективности и экономии ресурсов, представляет большой потенциал для решения глобальных проблем: создания энергетической базы для развития экономики в развивающихся странах, наращивания внутреннего производства, стабилизации социальной обстановки, сокращения зависимости от углеводородов, снижение выбросов углекислого газа, повышение уровня энергетической безопасности. Развитие гидроэнергетики способствует увеличению устойчивости глобальной энергоинфраструктуры, позволяет добиваться наиболее четкого соответствия между потребностями энергосистемы и объемами выработки электроэнергии. Научная новизна работы заключается, прежде всего, в ее макроэкономическом характере. Главный вывод исследования – гидрогенерация играет заметную роль в международной повестке, способствуя достижению целей устойчивого развития, борьбе с изменением климата и обеспечению энергостабильности и экономическому развитию. ГЭС позволяют государствам повышать свою независимость и смягчать последствие роста цен на энергоресурсы. В условиях современного энергоперехода гидрогенерация может рассматриваться как оптимальное решение двух, казалось бы, противоречащих проблем: обеспечения возможности развития экономики, повышения уровня жизни, снижение антропогенного воздействия на окружающую среду. Наиболее важным развитие гидроэнергетики видится для стран Глобального Юга, пребывающих в условиях перманентного энергодефицита. Развитие данного направления электрогенерации создаст долговременную устойчивую базу для экономического и социального развития, реальной экономической деколонизации, сглаживанию мировых диспропорций неравенства возможностей. Интересен мультипликативный экономический эффект, гидроэнергопроектов как на этапе строительства, так и эксплуатации объектов, а также инвестиционную привлекательность гидроэлектроэнергии как одновременно наиболее дешевого, относительно предсказуемого и экологически щадящего источника энергии, соответствующего сертификатам ESG. Полученные результаты могут использоваться для выработки решений в области гидроэнергетики России в том числе и в сфере внешней политики страны.
Надери А. - Динамика российско-афганского инвестиционного сотрудничества на современном этапе c. 87-94

DOI:
10.7256/2454-0641.2017.4.24955

Аннотация: В статье рассматривается сотрудничество России и Афганистана в инвестиционной сфере. Актуальность данной темы обусловлена тем, что Афганистан находится в сложной экономической ситуации и ему необходима внешняя помощь на поддержание своей экономики, развитие инфраструктуры и социальной сферы. Эту помощь оказывают немногие акторы мировой политики, в основном это сильные региональные и внерегиональные акторы. Россия демонстрирует готовность сотрудничать с Афганистаном в экономической сфере и активно инвестирует в афганскую экономику. Методология исследования инвестиционного сотрудничества между двумя странами достаточно обширна. Основные методы, применяемые для анализа, являются общенаучными. Метод сравнения используется для выявления большего или меньшего потенциала государств в инвестиционной сфере. Метод анализа документов позволяет дать оценку существующей нормативно-правовой базе, на которой строятся отношения между государствами. Метод анализа необходим для выделения из сферы экономического взаимодействия инвестиционную составляющую. Если рассматривать в качестве объекта исследования динамику инвестиционного сотрудничества, то метод анализа поможет определить структуру и характеристики основных элементов. В статье рассматривается нормативно-правовая база российско-афганского инвестиционного сотрудничества, представлены основные экономические области, куда наиболее безопасно вкладывать российские инвестиции, а также проанализирована динамика инвестиционного сотрудничества между Россией и Афганистаном. В результате автором сделаны выводы о причинах подъема и спада российских инвестиционных потоков в Афганистан.
Пинская М.Р., Артемьев А.А. - Недостатки механизма косвенного налогообложения в ЕАЭС и способы их устранения c. 104-111

DOI:
10.7256/2454-0641.2018.4.28433

Аннотация: Предметом исследования является косвенное налогообложение в ЕАЭС.Статья посвящена вопросам совершенствования механизма косвенного налогообложения трансграничных операций, совершаемых между лицами, зарегистрированными в разных странах-членах ЕАЭС. Целью статьи является выявление недостатков налогообложения НДС и акцизов в евразийском пространстве, в частности, при осуществлении операций через магазины беспошлинной торговли, и разработка рекомендаций по их устранению. Выявлены налоговые последствия для иностранных товаров при их помещении под таможенную процедуру беспошлинной торговли. Методология проведения работы базируется на системном подходе, позволяющем выявить проблемы косвенного налогообложения внешней торговли в ЕАЭС при совершении операций с иностранными товарами при применении таможенной процедуры беспошлинной торговли. Проведенное исследование призвано заполнить существующие пробелы между теоретическими представлениями о принципе нейтральности косвенного налогообложения и практическим анализом реального состояния проблемы путем сравнения условий налогообложения для товаров, произведенных внутри ЕАЭС, и иностранных товаров. Обоснована необходимость установления нулевой ставки НДС на операции по реализации товаров через магазины беспошлинной торговли. Рекомендации авторов могут быть предложены Евразийской Экономической Комиссии для внедрения полученных результатов в практику косвенного налогообложения для повышения конкурентоспособности товаров, создаваемых на территории евразийского экономического пространства, по сравнению с товарами, производимыми на территории других государств, не входящих в ЕАЭС. Исправление методологических ошибок механизма налогообложения иностранных товаров НДС и акцизами должно происходить в направлении устранения экономических барьеров внутри ЕАЭС. Для этого следует квалифицировать операции как внешнеторговые, не сочетая их с «зачетным» механизмом НДС.
Mukhammad N.I. - Russian-Iraqi relations in the field of energy c. 112-122

DOI:
10.7256/2454-0641.2023.4.40535

EDN: KMSDPR

Abstract: With President Vladimir Putin coming to power, Russia has emerged as an influential force in international politics, especially in its desire to end unipolarism and reduce US hegemony over the Middle East most notably, Iraq sought to consolidate relations with it because of its importance in Russia's strategy, Iraq has the fifth largest crude oil reserves in the world, and is considered one of Russia's most important producers and exporters. It is one of Russia's competitors in the oil market. The openness of the Iraq government was not particularly open to the United States, seeking to diversify its relations with influential powers in the arena, including Russia, with which it has a long history and still has its own political position in Iraq.
Саушкин А. - Перспективы отмены санкций в отношении России

DOI:
10.7256/2454-0641.2015.1.13506

Аннотация: Статья посвящена анализу влияния экономических санкций иностранных государств на российскую экономику. Автор посредством исторической ретроспективы доказывает, почему европейская санкционная политика сегодня показала свою неэффективность и в скором времени окончится полным крахом. Особое внимание уделяется проведению параллелей между событиями вековой давности и происходящим сегодня, а именно, сравниваются основные шаги западной политической элиты в сфере торговой политики в отношении России во время полной дипломатической и экономической изоляции Российского государства в начале XX века. Методологическую основу исследования составляют системный, структурно-функциональный, сравнительно-исторический, сравнительно-политический, геополитический и культурно-цивилизационный подходы, методы анализа, синтеза, индукции, дедукции, моделирования, наблюдения. Результаты исследования говорят о том, что, как в 1920-ых, так и сегодня, Россия способна не только пережить без импорта товаров иностранного производителя, но и наладить собственное производство, исключая дальнейшую зависимость от зарубежной продукции. В процессе работы над статьей использовались данные отечественного и зарубежного архива, что лишний раз подтверждает правильность выводов, полученных в процессе исследования проблемы.
Саушкин А. - Перспективы отмены санкций в отношении России c. 117-120

DOI:
10.7256/2454-0641.2015.1.65929

Аннотация: Статья посвящена анализу влияния экономических санкций иностранных государств на российскую экономику. Автор посредством исторической ретроспективы доказывает, почему европейская санкционная политика сегодня показала свою неэффективность и в скором времени окончится полным крахом. Особое внимание уделяется проведению параллелей между событиями вековой давности и происходящим сегодня, а именно, сравниваются основные шаги западной политической элиты в сфере торговой политики в отношении России во время полной дипломатической и экономической изоляции Российского государства в начале XX века. Методологическую основу исследования составляют системный, структурно-функциональный, сравнительно-исторический, сравнительно-политический, геополитический и культурно-цивилизационный подходы, методы анализа, синтеза, индукции, дедукции, моделирования, наблюдения. Результаты исследования говорят о том, что, как в 1920-ых, так и сегодня, Россия способна не только пережить без импорта товаров иностранного производителя, но и наладить собственное производство, исключая дальнейшую зависимость от зарубежной продукции. В процессе работы над статьей использовались данные отечественного и зарубежного архива, что лишний раз подтверждает правильность выводов, полученных в процессе исследования проблемы.
Абрамов Р.А., Халатенкова Е.Ю., Деревянко С.В., Сурилов М.Н. - Развитие межрегиональных коммуникаций Союзного государства как фактор укрепления межгосударственных отношений c. 130-141

DOI:
10.7256/2454-0641.2017.1.19688

Аннотация: Статья посвящена проблеме развития торгово-экономических отношений регионов Российской Федерации и Республики Беларусь в контексте построения Союзного государства. Показано, что для полноценной реализации сотрудничества в межгосударственных связах в области торговли, промышленности, энергетики, социокультурной сфере следует развивать межрегиональное взаимодействие в области транспорта, связи и массовых коммуникаций. Обьектом исследлования выступают межрегиональные коммуникации Союзного государства. Предметом исследования могут служить социально-экономические отношения, возникающие в рамках межрегиональных коммуникаций Союзного государства. Применяя метод системного анализа приведена оценка географической распространенности сотрудничества по вопросам транспорта и связи, выявлена необходимость региональной диверсификации подобного взаимодействия. Особое внимание в данном контексте уделено анализу приграничных территорий Российской Федерации и Республики Беларусь. В части новизны авторы доказывают, что в рамках Союзного государства контакты и расширение сотрудничества среди регионов сопряжены с трудностями федеративного и унитарного устройства государств, и предлагают меры организационно-экономического и правового характера по решению этих проблем. Совершенствование сотрудничества в организации построения транспортной инфраструктуры и системы связи рассматривается как условие наращивания инновационного потенциала и повышения инвестиционной привлекательности регионов России и Беларуси.
Николаева К.Д. - Проблемы развития российско-индийского энергетического диалога c. 138-147

DOI:
10.7256/2454-0641.2018.4.28422

Аннотация: Статья рассматривает процесс формирования российско-индийских отношений в энергетической сфере, развитие российско-индийского энергетического диалога анализируется с точки зрения геополитической и внешнеэконмической проблематики. Объектом исследования является совокупность российско-индейских экономических отношений в контексте реализации Энергетической стратегии Российской Федерации на период до 2030 года. Предметом исследования выступают общие и частные проблемы развития российско-индийского энергетического диалога. Рассматриваются слабые и сильные стороны российско-индийского сотрудничества в области энергетики. Исследование построено на диалектическом методе научного познания, предполагающем рассмотрение экономических отношений в их взаимосвязи и развитии. Применялся системный подход, предполагающий комплексное изучение и экономических отношений, также были востребованы методы сравнительного анализа. Систематизированы основные направления развития российско-индийского энергетического диалога, особое внимание уделено совместным проектам в области атомной энергетики. Выявлены и обобщены основные проблемы российско-индийского сотрудничества в энергетическом секторе. Сделан вывод, что для обеих стран развитие совместной энергетической деятельности может способствовать разрешению многих проблем экономического развития.
Ван Л. - Торгово-экономическая и финансовая политика Китая в Азербайджане c. 140-148

DOI:
10.7256/2454-0641.2019.1.28800

Аннотация: Особое место в политике КНР занимает Азербайджанская Республика ввиду ее выгодного географического положения, что позволяет включить ее в реализацию проекта «Экономического пояса Шелкового пути», и наличия в этой стране запасов энергоресурсов, в которых нуждается растущая китайская экономика. Азербайджан, чья экономика также продолжает развиваться, нуждается в сотрудничестве с КНР. При этом торгово-экономическая и финансовая политика Китая в Азербайджане имеет свои особенности. Объектом исследования является торгово-экономическая и финансовая политика КНР. Предметом исследования являются особенности торгово-экономической и финансовой политики, осуществляемой Китаем при сотрудничестве с Азербайджаном. Методологическую основу исследования составляет эмпирический подход, заключающийся в поиске закономерностей, которые объясняют поведение акторов международных отношений, на основе анализа, главным образом, геополитической ситуации. По итогам исследования автор приходит к выводу о том, что торгово-экономическая и финансовая политика КНР в Азербайджане имеет свои особенности: во-первых, стороны осуществляют торгово-экономическое взаимодействие, придерживаясь принципа невмешательства во внутренние дела друг друга; во-вторых, экспорт КНР в Азербайджан превышает импорт; в-третьих, Китай вкладывает крупные инвестиции в проекты Азербайджана в энергетической сфере. Научная новизна исследования заключается в том, что данная статья является первой попыткой рассмотрения сотрудничества КНР и Азербайджанской Республики в торгово-экономической и финансовой сферах и выявления особенностей политики Китая при сотрудничестве с Азербайджаном в данных сферах.
Ким С. - Состояние инвестиционного сотрудничества между Южной Кореей и Россией и возможности для корейского бизнеса на Дальнем Востоке c. 149-156

DOI:
10.7256/2454-0641.2019.1.28997

Аннотация: Данная статья посвящена современным двусторонним отношениям между Республикой Корея и Российской Федерацией, а именно сотрудничеству двух государств в области инвестиционного взаимодействия. Особое внимание в статье уделяется инвестиционным проектам Южной Кореи на Дальнем Востоке, а также перспективам развития корейского бизнеса в регионе. Автором статьи обозначены основные предпосылки для формирования инвестиционного сотрудничества, а также основные направления деятельности Южной Кореи и России в данной области. Объектом исследования являются двусторонние отношения между Республикой Корея и Российской Федерацией. Предметом исследования выступает инвестиционное сотрудничество между двумя государствами. Автором были использованы основные принципы исторической науки: принципы историзма, достоверности и научной объективности. Методологическую основу исследования составляет проблемно-хронологический подход, который позволяет изучить определенные аспекты взаимодействия акторов международных отношений. По итогам исследования автор приходит к выводу, что инвестиционное взаимодействие Республики Корея и РФ на данный момент имеет ключевое значение для экономического развития обоих государств как наиболее перспективный вектор двустороннего сотрудничества. Отдельное значение в развитии инвестиционного сотрудничества между Южной Кореей и Россией приобрел дальневосточный регион страны, на территории которого реализуется большинство совместных проектов.
Ван Л. - Экономический аспект отношений между КНР и Республикой Беларусь c. 168-177

DOI:
10.7256/2454-0641.2018.2.25886

Аннотация: Развитие отношений с Китайской Народной Республикой, одной из самых быстрорастущих стран в мире, является приоритетом внешней политики Республики Беларусь. Перспективы сотрудничества между двумя странами очевидны, как и очевидны те выгоды, которые они получат: для КНР – это новые рынки сбыта выпускаемой продукции, для РБ – это инвестиции. Предметом исследования являются белорусско-китайские отношения. Объектом исследования выступает экономический аспект двусторонних отношений. Цель исследования – определить, как развиваются экономические связи между КНР и РБ, выявить интересы стран в двустороннем сотрудничестве друг с другом. В соответствии с целью были поставлены следующие задачи: изучить договорно-правовую базу отношений КНР с Республикой Беларусь, рассмотреть аспекты экономического взаимодействия сторон, проанализировать другие аспекты взаимодействия, такие как политическое, культурное, образовательное, социальное и др. В качестве методологической основы были использованы два метода – историко-хронологический, с помощью которого рассматривалось становление отношений между двумя государствами, и проблемно-хронологический, который позволил изучить определенные аспекты взаимодействия, а также исторические процессы в их последовательном развитии. По итогам анализа автор делает вывод о том, что белорусско-китайские экономические связи динамично развиваются, также ведется активный политический диалог. А КНР, в свою очередь, вкладывая инвестиции в белорусские проекты, проникая на белорусские рынки, осуществляет активную экспансию не только в Республику Беларусь, но и в СНГ в целом.
Слободян Р.А. - Взаимодействие государства и финансово-промышленных групп при реализации внешнеэкономической политики – теоретические аспекты c. 169-182

DOI:
10.7256/2454-0641.2019.2.29604

Аннотация: Настоящая статья посвящена исследованию взаимодействия государств и финансово-промышленных групп при реализации внешнеэкономической политики. Проведен анализ теоретических основ взаимодействия бизнеса и государства с позиции защиты и продвижения национальных интересов. За последние десятилетия влияние частных капиталов на международную политику и экономику значительно увеличилось, государства используют транснациональные корпорации как действенный инструмент влияния на международной арене, в то же время, некоторые финансово-промышленные группы обладают достаточным политико-экономическим весом, способным повлиять на внутреннюю и внешнюю политику отдельных государств. Результаты исследований взаимодействий государства и корпораций представляют собой теоретическую и практическую значимость для повышения эффективности реализации государственной внешнеэкономической политики При проведении настоящего исследования автором в основном использовались три основных метода, - анализ, синтез и сравнение. На основе проведенного анализа автор приходит к мнению, что механизм взаимодействия бизнеса и власти является сложным и многогранным. Цели и интересы государства и частного капитала на международной арене могут не совпадать, вследствие чего акторам приходится постоянно искать оптимальный баланс интересов и формы взаимодействия. В свою очередь, формы и методы взаимодействия определяют характер и эффективность политических и экономических действий государства на международной арене. Обобщенные теоретические основы взаимодействия государства и корпораций имеют высокую степень значимости для формирования и реализации государственной внешнеэкономической политики. Понимание природы и мотивов действий каждой из сторон позволяет улучшить эффективность работы институтов взаимодействия.
Каткова Е.Ю. - Китайско-австралийское сотрудничество в инвестиционной сфере c. 178-187

DOI:
10.7256/2454-0641.2018.2.26247

Аннотация: Статья посвящена китайско-австралийскому сотрудничеству в инвестиционной сфере. Актуальность темы определяется тем, что Китай сегодня является одним из крупнейших международных инвесторов, а Австралия в Топ-10 самых привлекательных экономик мира. Особое внимание автор уделяет развитию китайской политики в области ПИИ, начиная от стратегии «выхода за рубеж» и заканчивая недавней амбициозной инициативой по строительству «Экономического пояса Шёлкового пути». Кроме того, рассмотрена нормативно-правовая база Австралии, регулирующая иностранные инвестиции в стране, а также проблемы китайско-австралийского сотрудничества и перспективные направления для приложения китайских инвестиций в стране. При исследовании китайской политики в сфере ПИИ был использован исторический метод, который позволил проследить эволюцию развития концептуальных основ современного подхода правительства КНР к инвестициям за рубеж. Также, для изучения китайско-австралийского сотрудничества автор использовал структурный метод, позволивший выявить истоки проблем в отношениях между странами в инвестиционной сфере. В заключении автор приходит к выводу, что проблемы в китайско-австралийском инвестиционном сотрудничестве, возникшие вследствие обеспокоенности Австралии большим притоком инвестиций из Китая, в последние годы изменили природу и области приложения китайских инвестиций, но не уменьшили их объем. Вследствие чего можно сделать вывод, что заинтересованность в дальнейшем развитии отношений сохраниться в обозримом будущем.
Ежов В.В. - Китайско-бразильское энергетическое сотрудничество c. 188-192

DOI:
10.7256/2454-0641.2018.2.26267

Аннотация: В данной работе рассматриваются вопросы, как китайско-бразильского взаимодействия по изучаемой проблематике, так и влияние энергетической политики Китая на эти отношения в XXI веке. Автор подчеркивает в своей работе, что сотрудничество по данной линии в начале 2000-х было крайне скромным, однако уже в 2007 году Бразилия стала одним из крупнейших южноамериканских поставщиков нефти в Китай. Бразилия интересна Китаю также с точки зрения биотоплива, так как это латиноамериканское государство является одним из ведущих производителей и экспортеров данного вида топлива. Автор работы рассматривает возрастающее значение возобновляемых источников энергии для энергетической политики и безопасности КНР. Автор полагает, что на китайско-бразильские энергетические отношения повлиял БРИКС, который создал необходимую кооперативную среду для сотрудничества. В работе проанализированы заявления, которые были сделаны на девяти саммитах в рамках БРИКС (2009-2017 гг.). Методологической основной при написании статьи являются научные методы, которые основаны на требованиях объективного и всестороннего факторного анализа китайско-бразильских энергетических отношений. Исследования проведены с применением совокупности методов и способов научного познания. Автор приходит к мнению, что усиление взаимодействия в энергетическом секторе между Китаем и Бразилией вызвано быстрыми темпами экономического роста КНР, для поддержания которых необходимо развитие энергетической отрасли. Бразилия, в свою очередь, заинтересована в китайских инвестициях и технологиях. Автор приходит в выводу, что потенциал сотрудничества двух стран огромен и что правительства будут повышать уровень сотрудничества в изучаемой сфере.
Павлов П.В., Фирсова М.В. - Перспективы создания ОЭЗ агропромышленного типа в России

DOI:
10.7256/2454-0641.2016.4.19505

Аннотация: Объектом исследования является внешнеторговый оборот Российской Федерации товарами агропромышленного сектора. Предметом исследования являются механизмы оптимизации данного товарооборота в условиях современных торговых отношений, в том числе путем создания нового типа особых экономических зон (ОЭЗ). Подробно рассматриваются современные тенденции падения товарооборота по отдельным группам товаров, связанные с санкционными ограничениями. Отдельное внимание уделяется рассмотрению действующих инструментов активизации внешнеторговой деятельности в России - ОЭЗ. Проводится критическое рассмотрение их деятельности и прогноз перспектив их развития. Методология исследования включает применение методов системного и статистического анализа, а также метода экономического планирования и прогнозирования Основными выводами проведенного исследования являются то, что анализ современного положения российских сельхозпроизводителей, существующих в этой сфере проблем показал возможность их решения за счет использования инструментов института ОЭЗ. Это позволило сформулировать предложение о целесообразности создания на федеральном уровне ОЭЗ агропромышленного типа и их использования для расширения объемов производства продовольственных товаров и сырья и в целом повышения устойчивости функционирования российского АПК
Павлов П.В., Фирсова М.В. - Перспективы создания ОЭЗ агропромышленного типа в России c. 346-352

DOI:
10.7256/2454-0641.2016.4.68474

Аннотация: Объектом исследования является внешнеторговый оборот Российской Федерации товарами агропромышленного сектора. Предметом исследования являются механизмы оптимизации данного товарооборота в условиях современных торговых отношений, в том числе путем создания нового типа особых экономических зон (ОЭЗ). Подробно рассматриваются современные тенденции падения товарооборота по отдельным группам товаров, связанные с санкционными ограничениями. Отдельное внимание уделяется рассмотрению действующих инструментов активизации внешнеторговой деятельности в России - ОЭЗ. Проводится критическое рассмотрение их деятельности и прогноз перспектив их развития. Методология исследования включает применение методов системного и статистического анализа, а также метода экономического планирования и прогнозирования Основными выводами проведенного исследования являются то, что анализ современного положения российских сельхозпроизводителей, существующих в этой сфере проблем показал возможность их решения за счет использования инструментов института ОЭЗ. Это позволило сформулировать предложение о целесообразности создания на федеральном уровне ОЭЗ агропромышленного типа и их использования для расширения объемов производства продовольственных товаров и сырья и в целом повышения устойчивости функционирования российского АПК
Замараева Н.А. - Пакистан — Гвадар — Китай: региональный передел c. 390-395

DOI:
10.7256/2454-0641.2013.3.62924

Аннотация: В настоящей статье раскрываются особенности нового этапа реконструкции пакистанского порта Гвадар, осуществляемой при участии Китая. В феврале 2013 г. Паскистан заключил с Китаем многомиллионный контракт на реконструкцию порта и создание портовой инфраструктуры. Это создает новую геополитическую ситуацию в регионе, в акватории Ормузского пролива и Индийского океана в целом, открывает новые маршруты торговли и новый транзитные возможности для государств Центральной Азии, западных провинций Китая, Ирана и государств Персидского залива. 18 февраля 2013 г. Исламабад и Пекин подписали Соглашение о передаче в оперативное управление глубоководным портом Гвадар и дальнейшем развитием его инфраструктуры Китайскому холдингу по управлению иностранными портами. Гвадар — третий после Карачи и Касима коммерческий порт Исламской Республики Пакистан. В соответствии с контрактом порт остается собственностью Пакистана, но будет эксплуатироваться государственной китайской компанией. Для Пакистана небольшой сегодня Гвадар в будущем представляется альтернативой порту Карачи, «морским воротам страны». Новая гавань расположена в 537 км к западу от торговой столицы Пакистана.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.