Международные отношения - рубрика ИНТЕРЕСЫ И ЦЕННОСТИ
по
Международные отношения
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Международные отношения" > Рубрика "ИНТЕРЕСЫ И ЦЕННОСТИ"
ИНТЕРЕСЫ И ЦЕННОСТИ
Николаев С.А. - Внешняя политика США в Центральной Азии: соотношение интересов и ценностей
Аннотация: Проблема соотношнения «ценностей и интересов» во внешней политике рассматривается в настоящей статье через призму политики США в Центральной Азии в 1991–2008 гг. Показано, почему американской администрации не удалось разрешить ее в рамках доктрины «агрессивного реализма». Подчеркивается, что ставка на ускоренную демократизацию региона без учета местной специфики не позволила Вашингтону в полной мере реализовать свои стратегические задачи в Центральной Азии, в том числе в сфере безопасности и конфигурирования региональной подсистемы международных отношений.
Манойло А.В. - Внешняя политика США в Афганистане: конфликт интересов и ценностей

DOI:
10.7256/2454-0641.2013.2.6144

Аннотация: В статье представлен анализ зависимости внешней политики США в Афганистане от двух ключевых факторов: национальных интересов и универсальных ценностей. Показано, что конфликт интересов и ценностей в политике США в Афганистане стал причиной ее недостаточной стабильности, взвешенности и способности адекватно отвечать на новые вызовы и угрозы. Внешняя политика США в отношении других стран в течение длительного времени строилась в соответствии с двумя доминирующими идеологическими концепциями: политического реализма и политического либерализма. Обе концепции, поддерживая и развивая идею о глобальной исторической миссии Соединенных Штатов, призванных стать центром управления ресурсами всего демократического мира, тем не менее, заметно расходятся в выборе политической траектории движения США к указанной цели, а также в выборе конкретных средств, методов и инструментов, необходимых для ее достижения.
Кузнецова А.И. - Роль национальной идентичности в международных отношениях на современном этапе

DOI:
10.7256/2454-0641.2013.2.7575

Аннотация: В настоящей статье дается оценка роли фактора национальной идентичности в мировой политике и международных отношениях. Отмечается, что национальная идентичность способствует определению вектора развития нации в политическом пространстве, а различия в идентификации способны порождать международные конфликты, характеризующиеся высокой интенсивностью и социальной опасностью. Взаимосвязанное развитие национального самосознания и формирование культуры каждого отдельного народа происходит в системе отношений с другими народами. На первых этапах социальной эволюции отношения между народами являются одним из важнейших факторов в формировании и развитии национальной идентичности и культуры. Именно через контакт, отношения между буквально народами (человеческими группами) начинается процесс формирования человека.
Толстокулаков И.А. - Арктическая политика Южной Кореи и национальные интересы России c. 7-17

DOI:
10.7256/2454-0641.2018.1.25241

Аннотация: Предметом данного исследования является арктическая политика Республики Корея и связанные с ней возможности и вызовы для Российской Федерации. Южная Корея активно участвует в полярных исследованиях и с 2013 г. реализует собственную национальную арктическую стратегию, определяющую собственные приоритеты в Арктике. Она нацелена на транспортное и экономическое освоение региона и по ряду параметров коррелирует с российскими интересами, реализация которых требует привлечения в Арктику зарубежных инвестиций и технологий. Основным методом исследования является сравнительный анализ материалов, опубликованных на сайте Корейского научно-исследовательского института полярных исследований. Новизна статьи определяется тем, что она является первым в отечественной литературе исследованием, основанном на изучении оригинальных южнокорейских материалов, в том числе официальных документов. На фоне обостряющейся конкуренции в регионе Россия заинтересована в сохранении сложившегося паритета, Республика Корея могла бы стать одним из её союзников. Определены перспективные направления сотрудничества: развитие ледокольного флота, формирование в Корее нефтяного хаба, совместная эксплуатация Северного морского пути (далее – СМП).
Жолобова О.А. - Развитие теории федерализма в рамках социально-философского и институционального подходов на Западе

DOI:
10.7256/2454-0641.2013.3.8982

Аннотация: Аннотация Проблемы территориально-государственного устройства и регионального развития не являются новыми в отечественной и зарубежной политологической традиции. Важной особенностью теоретических разработок в области федерализма является их постоянная взаимосвязь с реализацией федеративных принципов на практике в рамках тех или иных территориально-политических систем, что способствует постоянному развитию теории федерализма, а соответственно, привносит изменения в уже существующие концепции и подходы. В настоящее время в научной политологической среде сложились различные точки зрения относительно феномена федерализма. В настоящее время в научной политологической среде сложились различные точки зрения относительно феномена федерализма. В основном, дискуссии о понятии федерализма разворачиваются вокруг его природы. Так, по определению британского политолога Престона Кинга, федерализм является понятием идеологическим и философским1. Американский политолог В.Остром утверждает, что федерализм – это идеология подлинно самоуправляющегося сообщества, альтернатива любой централизованной властной иерархии
Мошкова Т.Д. - Факторы формирования современной русскоязычной общины государства Израиль c. 16-24

DOI:
10.7256/2454-0641.2017.2.23059

Аннотация: Предметом исследования являются особенности русскоязычной общины Государства Израиль. Автор подробно рассматривает такие аспекты темы как: характер общинных связей, формирующихся в среде русскоязычных израильтян и статус русского языка в Израиле. Особое внимание уделяется также факторам, способствовавшим формированию уникальной идентичности у представителей «русского Израиля», основным этапам эволюции русскоязычной общины в политической жизни Израиля и становлению русскоязычного медийного пространства в Государстве Израиль. Русскоязычную общину правомерно рассматривать как долгосрочный феномен, который в настоящее время является важным игроком на политической арене страны. Основными методами исследования послужили системный подход, методы анализа и синтеза, а также дедуктивный и индуктивный методы. Новизна исследования заключается в осуществлении комплексного анализа феномена «русского Израиля» на основе оригинальных источников. Основной вывод проведенного исследования: факторами объединения русскоязычной общины Израиля стали территориальная локализация, сохранение культурной среды страны исхода, особый статус русского языка в Израиле и его место в медийном пространстве, поддержание общинных символов различной природы, программы социально-политического развития.
Ван Т. - Роль Институтов Конфуция в распространении китайского языка в Российской Федерации c. 58-66

DOI:
10.7256/2454-0641.2023.4.69155

EDN: UCKPFE

Аннотация: Данная научная статья посвящена изучению роли Институтов Конфуция в распространении китайского языка в Российской Федерации. Актуальность темы исследования обусловлена несколькими факторами: стремительным ростом влияния Китайской народной Республики на международной арене, ростом двусторонней кооперации между Китайской народной республикой и Российской Федерацией в условиях трансформации конъюнктуры международных отношений, феноменом «транзита власти». Объектом данного исследования является «мягкая сила» Китайской Народной Республики. Предметом исследования служит роль Институтов Конфуция в распространении китайского языка в Российской Федерации. Автор подробно рассматривает роль Институтов Конфуция в контексте реализации «мягкой силы» КНР, деятельность Институтов Конфуция в Российской Федерации. Особое внимание автор уделяет изучению политики «мягкой силы» Китайской народной Республики в контексте «транзита власти».  Данное исследование базируется на теории неолиберализма, подразумевающей значительное влияние внутренних факторов, экономических отношений, международного права и международных институтов на международные отношения. Данная теория международных отношений рассматривает отношения между государствами как «игру с ненулевой суммой», т.е. выигрыш одного игрока не означает проигрыш другого. Основными выводами проведенного исследования являются характеристика «мягкой силы» Китая как исторически углубленного феномена, оценка китайского языка в качестве одного из ключевых элементов «мягкой силы» Китайской Народной Республики на современном этапе, анализ конкурентоспособности «мягкой силы» КНР с аналогичной формой политической власти Соединенных Штатов Америки, выявление различий деятельности Институтов Конфуция в странах коллективного Запада и Российской Федерации, заключающихся в обоюдности культурно-идеологического сотрудничества с Китайской Народной Республикой. Научная новизна проведенного исследования заключается в анализе деятельности Институтов Конфуция в распространении китайского языка в Российской Федерации в контексте происходящего на современном этапе развития международных отношений процесса «транзита власти» от Соединенных Штатов Америки к Китайской Народной Республике.
С. А. Николаев - Внешняя политика США в Центральной Азии: соотношение интересов и ценностей c. 68-71
Аннотация: Проблема соотношнения «ценностей и интересов» во внешней политике рассматривается в настоящей статье через призму политики США в Центральной Азии в 1991–2008 гг. Показано, почему американской администрации не удалось разрешить ее в рамках доктрины «агрессивного реализма». Подчеркивается, что ставка на ускоренную демократизацию региона без учета местной специфики не позволила Вашингтону в полной мере реализовать свои стратегические задачи в Центральной Азии, в том числе в сфере безопасности и конфигурирования региональной подсистемы международных отношений.
Забелла А.А. - Место Африки в энергобезопасности КНР c. 74-79

DOI:
10.7256/2454-0641.2017.4.24670

Аннотация: Автор анализирует опыт КНР по выработки энергетической стратегии, место государств Африки в энергобезопасности Китая. Предмет исследования-эволюция подходов КНР к обеспечению энергобезопасности,разработка целостной стратегии энергобезопасности и действия по ее обеспечению. Целью работы является выявление причин увеличивающегося внимания китайской стороны к Африке, проведение анализа методов реализации энергобезопасности, раскрытие функций КНР в области энергетики, определение характера взаимодействия китайской стороны с ведущими государствами Африки по вопросам энергобезопасности, инвестиционная политика КНР. В работе использовался системный подход — внешняя политика государства рассматривается, как система политических установок, а также историко-сравнительный метод, который позволил на основании хронологии развития межгосударственных отношений провести анализ изменения частных и общих факторов внешнеполитического курса КНР на Африканском континенте. Выводы исследования могут быть использованы для прогнозирования направлений развития взаимоотношений между КНР и странами Африки. Научная новизна исследования определяется проведением всестороннего анализа энергетической стратегии КНР при помощи различных источников и литературы, с учетом эволюции внешнеполитической доктрины КНР. Принимая во внимание низкий уровень самообеспеченности топливными ресурсами, руководство КНР, а также государственные энергетические компании заинтересованы в снижение рисков сбоя поставок, стабильности в регионах-экспортерах энергоносителей. Учитывая итоги XIX съезда КПК нет сомнения, что содержание «новой эпохи» должно вывести КНР в число мировых лидеров, что невозможно без создания энергетической безопасности. Африка давно стала для КНР одним из важных регионов по стратегии диверсификации поставок. Все это требует пристального внимания и более глубоко изучения.
Забиров Д.В. - Интересы и цели Таджикистана и России в Центральной Азии c. 113-122

DOI:
10.7256/2454-0641.2018.1.25390

Аннотация: Предметом рассмотрения статьи выступают интересы, реализуемые Таджикистаном и Россией в рамках центральноазиатского региона. Подробно анализируются различные категории интересов: национальные, экономические, интересы региональной безопасности. Детально рассмотрены три стратегические цели Республики Таджикистан и роль России в решении вопросов региональной безопасности в рамках Центральной Азии. Актуальность темы обусловлена возрастающими в последние годы темпами региональной интеграции. В этой связи необходимо выявить интересы сторон, их совместимость в рамках двустороннего и многостороннего сотрудничества, место и роль Таджикистана и России в решении региональных вопросов экономики и безопасности. В рамках исследования были использованы общенаучные и частные политологические и исторические методы исследования, основными из которых стали контент- и ивент-анализ. Новизна исследования заключается в том, что в статье впервые комплексно рассматриваются стратегические интересы Таджикистана в контексте его нынешнего экономического положения и возможности экономической интеграции с другими государствами Центральной Азии, которые уже приступили к формированию нового экономического пространства. Основными выводами статьи являются заключения о том, что экономические проблемы Таджикистана решаемы в первую очередь посредством выхода из транспортного тупика, чего возможно достичь лишь путем налаживания сотрудничества с приграничными Узбекистаном и Кыргызстаном, с которыми у Таджикистана имеются разногласия по поводу демаркации государственных границ. Также заключается то, что основным гарантом безопасности региона выступает Россия, под началом которой должны действовать и действуют региональные военно-политические организации.
Adebayo K., Briggs E.M. - International Relations as a Field of Study in Nigeria c. 129-139

DOI:
10.7256/2454-0641.2019.1.28929

Abstract: This paper responds to an existing demand to take Africa as a continent out of a place of exception and marginality while placing it at the center of international relations and world politics. The rapid growth of the study and research of international relations in Nigeria is commendable as it challenges the structural and epistemic biases of International Relations that render the contributions of the continent invisible. The relevance of this paper is to provide and maintain means of information upon international relations questions in Nigeria and to promote the influence of Nigeria on the African continent and beyond.This study adopts data collection and a descriptive summary, as well as the use of secondary data analysis.The scientific novelty consists in the entrance of new knowledge of data obtained by analyzing materials on the researches and prospects made by Nigeria government and privately owned institutions and universities to enhance Nigeria’s stand in the international arena. As accounted for, International Relations study and its related courses are being taught and researched in 31 Universities in Nigeria.
Копцева Н.П., Ма Л. - Идеологемы «великая китайская мечта» и «гармоничная культура» в политике современной Китайской Народной Республики

DOI:
10.7256/2454-0641.2016.2.16869

Аннотация: Предметом исследования являются две базовых идеологемы современной политической риторики Китайской Народной Республики, а именно: "великая китайская мечта" и "гармоничная культура". На достаточно обширном современном материале, основу которого составляют произведения современных китайских политологов, написавших своих работы в 2014-2015 гг., а также работы современных российских и западных политологов, авторы раскрывают содержание "великой китайской мечты" и "гармоничной культуры". После XVIII съезда Коммунистической партии Китая именно воплощение "великой китайской мечты" выступает как главная задача внешней и внутренней политики современного китайского государства. Основной метод исследования - это критический и аналитический обзор наиболее важных экспертных точек зрения, в том числе Председателя КНР Си Цзиньпина, китайских политологов, западных специалистов в области современной китайской политики, российских исследователей, которые анализировали понятия "великой китайской мечты" и "гармоничной культуры". Кроме того, применялся метод понятийного анализа применительно к идеологемам "китайская мечта" и "гармоничная культура". Основным вкладом проведенного исследования является фиксация конкретного содержания идеологем "великая китайская мечта" и "гармоничная культура". Гармония в партийных и правительственных документах современного Китая выступает главной национальной ценностью. Авторы поддерживают выводы тех специалистов, которые полагают, что в современном Китае политическая риторика склоняется к традиционализму и национализму, тогда как реальная экономическая ситуация и глобальные трансформации связаны с ориентацией на космополитизм и новейшие зарубежные культурные практики и технологии. Это противоречие китайские лидеры хотят разрешить с помощью активного использования концепта "гармония", "гармоничное общество", "гармоничная культура". Конкретное наполнение понятия "гармония" раскрывается как риторическое триединство марксизма, традиционализма и новейших культурных технологий, характерных для западных государств.
Копцева Н.П., Ма Л. - Идеологемы «великая китайская мечта» и «гармоничная культура» в политике современной Китайской Народной Республики c. 163-178

DOI:
10.7256/2454-0641.2016.2.67923

Аннотация: Предметом исследования являются две базовых идеологемы современной политической риторики Китайской Народной Республики, а именно: "великая китайская мечта" и "гармоничная культура". На достаточно обширном современном материале, основу которого составляют произведения современных китайских политологов, написавших своих работы в 2014-2015 гг., а также работы современных российских и западных политологов, авторы раскрывают содержание "великой китайской мечты" и "гармоничной культуры". После XVIII съезда Коммунистической партии Китая именно воплощение "великой китайской мечты" выступает как главная задача внешней и внутренней политики современного китайского государства. Основной метод исследования - это критический и аналитический обзор наиболее важных экспертных точек зрения, в том числе Председателя КНР Си Цзиньпина, китайских политологов, западных специалистов в области современной китайской политики, российских исследователей, которые анализировали понятия "великой китайской мечты" и "гармоничной культуры". Кроме того, применялся метод понятийного анализа применительно к идеологемам "китайская мечта" и "гармоничная культура". Основным вкладом проведенного исследования является фиксация конкретного содержания идеологем "великая китайская мечта" и "гармоничная культура". Гармония в партийных и правительственных документах современного Китая выступает главной национальной ценностью. Авторы поддерживают выводы тех специалистов, которые полагают, что в современном Китае политическая риторика склоняется к традиционализму и национализму, тогда как реальная экономическая ситуация и глобальные трансформации связаны с ориентацией на космополитизм и новейшие зарубежные культурные практики и технологии. Это противоречие китайские лидеры хотят разрешить с помощью активного использования концепта "гармония", "гармоничное общество", "гармоничная культура". Конкретное наполнение понятия "гармония" раскрывается как риторическое триединство марксизма, традиционализма и новейших культурных технологий, характерных для западных государств.
Кондрашов Л.Д. - Немецкий антиамериканизм после окончания холодной войны c. 164-167

DOI:
10.7256/2454-0641.2018.2.26306

Аннотация: Статья посвящена проявлению антиамериканизма в Германии после окончания холоднйо войны. Акутальность темы определяется тем, что несмотря на все разногласия, сегодня США и Германия являются союзниками и лидерами во многих сферах. Особое внимание автор уделяет позитивному развитию отношений, которые порой сменяются негативом в отношении к Вашингтону. Кроме того, пристально рассмотрена позиция Берлина по двум ключевым вопросам: операции в Афганистане и отказ Соединенных Штатов от Киотского протокола. При исследовании немецкой политики в сфере экономики был использован исторический метод, который позволил проследить эволюцию концептуальных основ современного подхода правительства Германии к выходу из кризиса 2008 года. Также, для изучения немецко-американского сотрудничества автор использовал структурный метод, позволивший выявить истоки проблем в отношениях между странами в культурной и инвестиционной сферах. В заключении автор приходит к выводу, что немецкий антиамериканизм, особенно обострившийся в период правления Буша-младшего, в последние годы изменил природу и несколько смягчился, но не исчез совсем. Вследствие чего можно сделать вывод, что агрессивная внешняя политика Вашингтона способна породить всё новый негатив, новые проявления антиамериканизма в немецком обществе в ближайшем будущем.
Карпович О.Г. - Роль США в Украинском кризисе (2013–2014-е гг.)

DOI:
10.7256/2454-0641.2016.2.19466

Аннотация: Настоящая статья посвящена исследованию роли Соединенных Штатов Америки в Украинском кризисе 2013–14-х гг., приведшем к свержению легитимного президента В. Януковича и приходу к власти праворадикальных сил антироссийской направленности, поддерживаемых США и ЕС. Объект исследования – политический кризис 2013–14-х гг. на Украине. Предмет исследования – роль США в политическом кризисе на Украине в 2013–14-х гг. Цель настоящего исследования – выявить и определить роль США («внешнего фактора») в возникновении и эскалации политического кризиса на Украине в 2013–14-х гг., ставшего фатальным для режима В. Януковича. Автор обращает внимание на то, что основным инструментом свержения легитимного режима В. Януковича стали технологии цветных революций, авторство которых принадлежит западным странам и, прежде всего, США. Методологической основой исследования являются системный, структурно-функциональный, сравнительно-политический подходы, методы анализа, синтеза, индукции, дедукции, наблюдения. В конце ноября 2013 г. в центре Киева начались массовые акции протеста, события, известные как «Евромайдан», и спровоцированные решением украинского руководства (тогдашнего президента Украины В. Януковича) не подписывать Соглашение об ассоциации с Европейским Союзом. «Евромайдан» в итоге привел к свержению легитимного режима и установлению на Украине прозападного, лояльного США правительства. Государственный переворот и предшествовавшие ему события на Украине привели к тяжелым последствиям для страны: страна фактически оказалась расколотой, так как не все граждане поддержали «Евромайдан»; начались масштабные волнения на Юго-Востоке страны, в результате которых Украина утратила часть своей территории (Крым, который вошел в состав РФ); противостояние нового киевского правительства и юго-восточных регионов привело к гражданской войне, в ходе которой погибли десятки тысяч человек и более миллиона граждан были вынуждены покинуть свои дома.
Карпович О.Г. - Роль США в Украинском кризисе (2013–2014-е гг.) c. 179-188

DOI:
10.7256/2454-0641.2016.2.67924

Аннотация: Настоящая статья посвящена исследованию роли Соединенных Штатов Америки в Украинском кризисе 2013–14-х гг., приведшем к свержению легитимного президента В. Януковича и приходу к власти праворадикальных сил антироссийской направленности, поддерживаемых США и ЕС. Объект исследования – политический кризис 2013–14-х гг. на Украине. Предмет исследования – роль США в политическом кризисе на Украине в 2013–14-х гг. Цель настоящего исследования – выявить и определить роль США («внешнего фактора») в возникновении и эскалации политического кризиса на Украине в 2013–14-х гг., ставшего фатальным для режима В. Януковича. Автор обращает внимание на то, что основным инструментом свержения легитимного режима В. Януковича стали технологии цветных революций, авторство которых принадлежит западным странам и, прежде всего, США. Методологической основой исследования являются системный, структурно-функциональный, сравнительно-политический подходы, методы анализа, синтеза, индукции, дедукции, наблюдения. В конце ноября 2013 г. в центре Киева начались массовые акции протеста, события, известные как «Евромайдан», и спровоцированные решением украинского руководства (тогдашнего президента Украины В. Януковича) не подписывать Соглашение об ассоциации с Европейским Союзом. «Евромайдан» в итоге привел к свержению легитимного режима и установлению на Украине прозападного, лояльного США правительства. Государственный переворот и предшествовавшие ему события на Украине привели к тяжелым последствиям для страны: страна фактически оказалась расколотой, так как не все граждане поддержали «Евромайдан»; начались масштабные волнения на Юго-Востоке страны, в результате которых Украина утратила часть своей территории (Крым, который вошел в состав РФ); противостояние нового киевского правительства и юго-восточных регионов привело к гражданской войне, в ходе которой погибли десятки тысяч человек и более миллиона граждан были вынуждены покинуть свои дома.
Кузнецова А.И. - Роль национальной идентичности в международных отношениях на современном этапе c. 185-191

DOI:
10.7256/2454-0641.2013.2.62716

Аннотация: В настоящей статье дается оценка роли фактора национальной идентичности в мировой политике и международных отношениях. Отмечается, что национальная идентичность способствует определению вектора развития нации в политическом пространстве, а различия в идентификации способны порождать международные конфликты, характеризующиеся высокой интенсивностью и социальной опасностью. Взаимосвязанное развитие национального самосознания и формирование культуры каждого отдельного народа происходит в системе отношений с другими народами. На первых этапах социальной эволюции отношения между народами являются одним из важнейших факторов в формировании и развитии национальной идентичности и культуры. Именно через контакт, отношения между буквально народами (человеческими группами) начинается процесс формирования человека.
Манойло А.В. - Внешняя политика США в Афганистане: конфликт интересов и ценностей c. 192-196

DOI:
10.7256/2454-0641.2013.2.62717

Аннотация: В статье представлен анализ зависимости внешней политики США в Афганистане от двух ключевых факторов: национальных интересов и универсальных ценностей. Показано, что конфликт интересов и ценностей в политике США в Афганистане стал причиной ее недостаточной стабильности, взвешенности и способности адекватно отвечать на новые вызовы и угрозы. Внешняя политика США в отношении других стран в течение длительного времени строилась в соответствии с двумя доминирующими идеологическими концепциями: политического реализма и политического либерализма. Обе концепции, поддерживая и развивая идею о глобальной исторической миссии Соединенных Штатов, призванных стать центром управления ресурсами всего демократического мира, тем не менее, заметно расходятся в выборе политической траектории движения США к указанной цели, а также в выборе конкретных средств, методов и инструментов, необходимых для ее достижения.
Репьева А.М. - Проблемы формирования национальной идентичности в США и России c. 197-203

DOI:
10.7256/2454-0641.2013.2.62718

Аннотация: Объектом исследования являются проблемы формирования национальной идентичности в США и России. Предметом выступает специфика генезиса, формирования и функ-ционирования нации в США и России. Целью исследования является анализ особенностей и закономерностей формирование национальной идентичности. В соответствии с целью можно выделить следующие задачи: 1. Рассмотреть такое явление как формирование нации, выявить при-чины и факторы которые помогают её сформировать. 2. Показать специфику формирования нации в России и США. 3.Выявить проблемы нациестроительства в России и США 3. Провести анализ, выявить общие закономерности, проблемы и тенденции в в развитии нациестроительства в США и РФ.
Фельдман П.Я. - Политика согласования интересов как направление государственной политики: структурно-функциональный анализ.

DOI:
10.7256/2454-0641.2016.3.19050

Аннотация: В статье осуществляется рассмотрение политики согласования интересов как специфического комплекса инструментов, принципов и мер государственно-управленческой деятельности, направленной на обеспечение взаимной интеграции и бесконфликтной реализации общественных интересов. Предметно-объектная область государственной политики согласования интересов включает совокупность политических отношений и политико-коммуникационных процессов, возникающих по поводу артикуляции, репрезентации и реализации общественных интересов. Настоящая проблема представляется достаточно актуальной в контексте необходимости повышения эффективности и легитимности процесса принятия политико-управленческих решений органами государственной власти. Применение структурно-функционального подхода, наряду с индуктивным методом, позволяет автору выстроить пятикомпонентную модель политики согласования интересов, которая включает нормативно-ценностный, артикуляционный, коммуникационный, медиативный и интеграционный блоки. В статье предлагается алгоритм прикладного политологического анализа каждого из перечисленных функциональных блоков. При изучении нормативно-ценностных аспектов политики согласования интересов автор предлагает сфокусировать внимание на правовых и морально-этических принципах распределения ограниченных общественных ресурсов. Формирование целостного представления об артикуляционном блоке политики согласования интересов, по мнению автора, требует рассмотрения комплекса механизмов, технологий и принципов регулирующего воздействия государства на систему функционального представительства. Коммуникационная составляющая исследуемого направления государственной политики может быть изучена посредством мониторинга движения информационных потоков по траектории «общество-власть-общество». Анализируя медиативное направление политики согласования интересов, автор включает в предметную область исследования институт омбудсменов, согласительные комиссии и различные формы волевого вмешательства государства в процесс урегулирования социальных, экономических и политических конфликтов. Наконец, для изучения интеграционного блока предлагается осуществить политологический анализ механизмов прямого и опосредованного участия заинтересованных групп в процессе принятия взаимосогласованных политико-управленческих решений.
Фельдман П.Я. - Политика согласования интересов как направление государственной политики: структурно-функциональный анализ. c. 272-278

DOI:
10.7256/2454-0641.2016.3.68175

Аннотация: В статье осуществляется рассмотрение политики согласования интересов как специфического комплекса инструментов, принципов и мер государственно-управленческой деятельности, направленной на обеспечение взаимной интеграции и бесконфликтной реализации общественных интересов. Предметно-объектная область государственной политики согласования интересов включает совокупность политических отношений и политико-коммуникационных процессов, возникающих по поводу артикуляции, репрезентации и реализации общественных интересов. Настоящая проблема представляется достаточно актуальной в контексте необходимости повышения эффективности и легитимности процесса принятия политико-управленческих решений органами государственной власти. Применение структурно-функционального подхода, наряду с индуктивным методом, позволяет автору выстроить пятикомпонентную модель политики согласования интересов, которая включает нормативно-ценностный, артикуляционный, коммуникационный, медиативный и интеграционный блоки. В статье предлагается алгоритм прикладного политологического анализа каждого из перечисленных функциональных блоков. При изучении нормативно-ценностных аспектов политики согласования интересов автор предлагает сфокусировать внимание на правовых и морально-этических принципах распределения ограниченных общественных ресурсов. Формирование целостного представления об артикуляционном блоке политики согласования интересов, по мнению автора, требует рассмотрения комплекса механизмов, технологий и принципов регулирующего воздействия государства на систему функционального представительства. Коммуникационная составляющая исследуемого направления государственной политики может быть изучена посредством мониторинга движения информационных потоков по траектории «общество-власть-общество». Анализируя медиативное направление политики согласования интересов, автор включает в предметную область исследования институт омбудсменов, согласительные комиссии и различные формы волевого вмешательства государства в процесс урегулирования социальных, экономических и политических конфликтов. Наконец, для изучения интеграционного блока предлагается осуществить политологический анализ механизмов прямого и опосредованного участия заинтересованных групп в процессе принятия взаимосогласованных политико-управленческих решений.
Колядин А.М. - Современная политическая элита: черты и тренды c. 279-282

DOI:
10.7256/2454-0641.2016.3.68176

Аннотация: В данной статье автор исследует современные особенности политической элиты, относящиеся как к обстоятельствам мировой политики, так и национального политического процесса. Подобная задача вызвана, во-первых, усилившимися противоречиями между основными положениями классической элитологии и современной политической практикой, в условиях которой зарождаются новые специфические черты "элиты" и "политического класса", а во-вторых, не до конца понятой природой т.н. "переходных" или "гибридных" режимов, в которых элитные конфигурации существенно отличаются от теоретических образцов. Методология исследования опирается на исследования Г. Моски, В. Парето, Р. Михельса, Х. Ортеги-и-Гассета, Э. Шатсшнайдера, Ч.Р. Миллса и пр., а также ключевых современных мыслителей, таких, как Р. Патнэм, Т. Дай и др. В статье выделяются черты, характеризующие специфику нынешнего состава российского политического истеблишмента, особое внимание уделяется механизмам рекрутинга и инструментам, подкрепляющим устойчивое воспроизводство элиты. Специально рассматривается влияние актуальных трендов информационного и медийного пространства на природу властных отношений и формирование элитарного сообщества - как в национальном, так и в международном измерении.
Жолобова О.А. - Развитие теории федерализма в рамках социально-философского и институционального подходов на Западе c. 369-376

DOI:
10.7256/2454-0641.2013.3.62922

Аннотация: Проблемы территориально-государственного устройства и регионального развития не являются новыми в отечественной и зарубежной политологической традиции. Важной особенностью теоретических разработок в области федерализма является их постоянная взаимосвязь с реализацией федеративных принципов на практике в рамках тех или иных территориально-политических систем, что способствует постоянному развитию теории федерализма, а соответственно, привносит изменения в уже существующие концепции и подходы. В настоящее время в научной политологической среде сложились различные точки зрения относительно феномена федерализма. В настоящее время в научной политологической среде сложились различные точки зрения относительно феномена федерализма. В основном, дискуссии о понятии федерализма разворачиваются вокруг его природы. Так, по определению британского политолога Престона Кинга, федерализм является понятием идеологическим и философским. Американский политолог В. Остром утверждает, что федерализм — это идеология подлинно самоуправляющегося сообщества, альтернатива любой централизованной властной иерархии.
Бородин Е.А. - Ноосферная теория В.И. Вернадского как базовая платформа теории и методологии ноовитизма

DOI:
10.7256/2454-0641.2014.3.12177

Аннотация: Характерным условием осуществления процесса вхождения человека из стадии цивилизации, информационного общества в этап ноосферы является развитие научного, технического, социального, этического, морального, культурного потенциала. В наше время все отчетливее начинают проявляться просторы человеческого разума, формирующему особое отношение к человеку и его среде обитания, на основе которого происходит поиск разумного решения насущных проблем природопользования, гармонизации взаимоотношений с природной средой, достижения устойчивого развития человечества в будущем, разрешения на основе разумного (ноовитического) подхода к разрешению глобальных противоречий и международных конфликтов. Ноовитизм как современное течение ноосферной мысли является результатом развития идей В.И. Вернадского применительно к современному обществу, стремительно глобализующемуся и объединяющему знания и интеллектуальный потенциал в единое гео-информационное поле, как это и предсказывал Вернадский. Можно утверждать, что идет активный процесс формирования глобальной ноосферы, если бы не одно «но»: объединяя и консолидируя знания и интеллектуальные ресурсы и превращая его в интеллектуальный капитал, способный быть отконвертированным в материальную выгоду в любой точке мира, человечество забывает о том, что важнейшим базисом и элементом формирования ноосферного пространства должен выступать разум, побуждающий человек жить и поступать разумно, следовать разумному образу и стилю жизни. Этот принцип и стиль жизни дает начало новой концепции, проявляющейся в различных сферах – от личной жизни до глобальной политики, - теории и методологии ноовитизма.
Бородин Е.А. - Ноосферная теория В.И. Вернадского как базовая платформа теории и методологии ноовитизма c. 458-471

DOI:
10.7256/2454-0641.2014.3.64957

Аннотация: Характерным условием осуществления процесса вхождения человека из стадии цивилизации, информационного общества в этап ноосферы является развитие научного, технического, социального, этического, морального, культурного потенциала. В наше время все отчетливее начинают проявляться просторы человеческого разума, формирующему особое отношение к человеку и его среде обитания, на основе которого происходит поиск разумного решения насущных проблем природопользования, гармонизации взаимоотношений с природной средой, достижения устойчивого развития человечества в будущем, разрешения на основе разумного (ноовитического) подхода к разрешению глобальных противоречий и международных конфликтов. Ноовитизм как современное течение ноосферной мысли является результатом развития идей В.И. Вернадского применительно к современному обществу, стремительно глобализующемуся и объединяющему знания и интеллектуальный потенциал в единое гео-информационное поле, как это и предсказывал Вернадский. Можно утверждать, что идет активный процесс формирования глобальной ноосферы, если бы не одно «но»: объединяя и консолидируя знания и интеллектуальные ресурсы и превращая его в интеллектуальный капитал, способный быть отконвертированным в материальную выгоду в любой точке мира, человечество забывает о том, что важнейшим базисом и элементом формирования ноосферного пространства должен выступать разум, побуждающий человек жить и поступать разумно, следовать разумному образу и стилю жизни. Этот принцип и стиль жизни дает начало новой концепции, проявляющейся в различных сферах – от личной жизни до глобальной политики, - теории и методологии ноовитизма.
Бочарников И.В. - Феномен патриотизма в мировой политической истории

DOI:
10.7256/2454-0641.2013.4.9271

Аннотация: Аннотация. В статье рассматриваются основные этапы эволюции понятия патриотизма как одной из фундаментальных ценностей человеческой цивилизации в мировой политической истории. Автор акцентирует внимание на особенностях развития патриотизма в Древней Греции и в Древнем Риме как идеологической основы существования и развития государственности, в отличие от Средневековья, где патриотизм как осознание приоритетности интересов государства утратил свое значение. Формирование национального самосознания в эпоху Возрождения и Нового времени во многих государствах, как считает автор, актуализировало проблему воспитания высоконравственного человека-гражданина, патриота своего Отечества. Особенно четко связь патриотизма прослеживается с идеологическим обоснованием укрепления государственного интереса и безопасности. Государства же, по мнению автора статьи, отвергающие патриотизм или допускающие его девальвацию, в том числе путем провокационной подмены терминами «национализм», «шовинизм, и им аналогичными, как показывает история мировой цивилизации, обречены на упадок с последующим «небытием».
Бочарников И.В. - Феномен патриотизма в мировой политической истории c. 513-518

DOI:
10.7256/2454-0641.2013.4.63342

Аннотация: В статье рассматриваются основные этапы эволюции понятия патриотизма как одной из фундаментальных ценностей человеческой цивилизации в мировой политической истории. Автор акцентирует внимание на особенностях развития патриотизма в Древней Греции и в Древнем Риме как идеологической основы существования и развития государственности, в отличие от Средневековья, где патриотизм как осознание приоритетности интересов государства утратил свое значение. Формирование национального самосознания в эпоху Возрождения и Нового времени во многих государствах, как считает автор, актуализировало проблему воспитания высоконравственного человека-гражданина, патриота своего Отечества. Особенно четко связь патриотизма прослеживается с идеологическим обоснованием укрепления государственного интереса и безопасности. Государства же, по мнению автора статьи, отвергающие патриотизм или допускающие его девальвацию, в том числе путем провокационной подмены терминами «национализм», «шовинизм, и им аналогичными, как показывает история мировой цивилизации, обречены на упадок с последующим «небытием».
Чихарев И.А., Столетов О.В. - Университеты как субъекты публичной дипломатии

DOI:
10.7256/2454-0641.2013.4.9752

Аннотация: Аннотация В настоящей статье рассматривается понятие публичной дипломатии и основные подходы к ее определению. Особое внимание уделяется публичной дипломатии как составляющей стратегии «мягкой силы» современного государства. Анализируются возможности влияния университетов на международные отношения и мировую политику с помощью таких инструментов, как формирование дискурсов, элитообразование, научно-информационные кампании. Подробно исследуются политические аспекты позиционирования высших учебных заведений в международных рейтингах как фактор повышения престижа государства, продвижения его позитивного образа. Рассматривается роль университетов в формировании социально-экономической и внешнеполитической стратегий государств. Авторы приходят к выводу, что все более активное участие университетов в публично-дипломатической деятельности и все большее их влияние на мировые политические процессы выписывается в тренды трансформации власти в современной мировой политике, актуализации информационно-интеллектуальных инструментов и так называемой «разумной силы» (smart power).
Чихарев И.А., Столетов О.В. - Университеты как субъекты публичной дипломатии c. 519-529

DOI:
10.7256/2454-0641.2013.4.63343

Аннотация: В статье рассматривается понятие публичной дипломатии и основные подходы к ее определению. Особое внимание уделяется публичной дипломатии как составляющей стратегии «мягкой силы» современного государства. Анализируются возможности влияния университетов на международные отношения и мировую политику с помощью таких инструментов, как формирование дискурсов, элитообразование, научно-информационные кампании. Подробно исследуются политические аспекты позиционирования высших учебных заведений в международных рейтингах как фактор повышения престижа государства, продвижения его позитивного образа. Рассматривается роль университетов в формировании социальноэкономической и внешнеполитической стратегий государств. Авторы приходят к выводу, что все более активное участие университетов в публично-дипломатической деятельности и все большее их влияние на мировые политические процессы выписывается в тренды трансформации власти в современной мировой политике, актуализации информационно-интеллектуальных инструментов и так называемой «разумной силы» (smart power).
Колядин А.М. - Современная политическая элита: черты и тренды

DOI:
10.7256/2454-0641.2016.3.18899

Аннотация: В данной статье автор исследует современные особенности политической элиты, относящиеся как к обстоятельствам мировой политики, так и национального политического процесса. Подобная задача вызвана, во-первых, усилившимися противоречиями между основными положениями классической элитологии и современной политической практикой, в условиях которой зарождаются новые специфические черты "элиты" и "политического класса", а во-вторых, не до конца понятой природой т.н. "переходных" или "гибридных" режимов, в которых элитные конфигурации существенно отличаются от теоретических образцов. Методология исследования опирается на исследования Г. Моски, В. Парето, Р. Михельса, Х. Ортеги-и-Гассета, Э. Шатсшнайдера, Ч.Р. Миллса и пр., а также ключевых современных мыслителей, таких, как Р. Патнэм, Т. Дай и др. В статье выделяются черты, характеризующие специфику нынешнего состава российского политического истеблишмента, особое внимание уделяется механизмам рекрутинга и инструментам, подкрепляющим устойчивое воспроизводство элиты. Специально рассматривается влияние актуальных трендов информационного и медийного пространства на природу властных отношений и формирование элитарного сообщества - как в национальном, так и в международном измерении.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.