Статья 'Политика согласования интересов как направление государственной политики: структурно-функциональный анализ. ' - журнал 'Международные отношения' - NotaBene.ru
по
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Международные отношения
Правильная ссылка на статью:

Политика согласования интересов как направление государственной политики: структурно-функциональный анализ.

Фельдман Павел Яковлевич

кандидат политических наук

доцент, кафедра философии и политологии, Образовательное учреждение профсоюзов высшего образования "Академия труда и социальных отношений"

119454, Россия, г. Москва, ул. Лобачевского, 90, оф. 1-3

Fel'dman Pavel Yakovlevich

PhD in Politics

Docent, philosophy and political science department, Academy of Labour and Social relations

119454, Russia, Moskva, g. Moscow, ul. Lobachevskogo, 90, of. 1-3

pavel_atiso@mail.ru
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.7256/2454-0641.2016.3.19050

Дата направления статьи в редакцию:

05-05-2016


Дата публикации:

13-10-2016


Аннотация: В статье осуществляется рассмотрение политики согласования интересов как специфического комплекса инструментов, принципов и мер государственно-управленческой деятельности, направленной на обеспечение взаимной интеграции и бесконфликтной реализации общественных интересов. Предметно-объектная область государственной политики согласования интересов включает совокупность политических отношений и политико-коммуникационных процессов, возникающих по поводу артикуляции, репрезентации и реализации общественных интересов. Настоящая проблема представляется достаточно актуальной в контексте необходимости повышения эффективности и легитимности процесса принятия политико-управленческих решений органами государственной власти. Применение структурно-функционального подхода, наряду с индуктивным методом, позволяет автору выстроить пятикомпонентную модель политики согласования интересов, которая включает нормативно-ценностный, артикуляционный, коммуникационный, медиативный и интеграционный блоки. В статье предлагается алгоритм прикладного политологического анализа каждого из перечисленных функциональных блоков. При изучении нормативно-ценностных аспектов политики согласования интересов автор предлагает сфокусировать внимание на правовых и морально-этических принципах распределения ограниченных общественных ресурсов. Формирование целостного представления об артикуляционном блоке политики согласования интересов, по мнению автора, требует рассмотрения комплекса механизмов, технологий и принципов регулирующего воздействия государства на систему функционального представительства. Коммуникационная составляющая исследуемого направления государственной политики может быть изучена посредством мониторинга движения информационных потоков по траектории «общество-власть-общество». Анализируя медиативное направление политики согласования интересов, автор включает в предметную область исследования институт омбудсменов, согласительные комиссии и различные формы волевого вмешательства государства в процесс урегулирования социальных, экономических и политических конфликтов. Наконец, для изучения интеграционного блока предлагается осуществить политологический анализ механизмов прямого и опосредованного участия заинтересованных групп в процессе принятия взаимосогласованных политико-управленческих решений.


Ключевые слова:

согласование интересов, государственная политика, политическая коммуникация, политические решения, политика согласования интересов, лоббизм, социальное партнерство, конфликт интересов, структурно-функциональный подход, общественные ресурсы

УДК:

323.2

Abstract: The article considers interest alignment policy as a specific set of instruments, principles and measures of state management activity aimed at the provision of mutual integration and conflict-free realization of public interests. The subject and object area of state policy of interest alignment includes the set of political relations and political and communicational processes connected with articulation, representation and realization of public interests. The topicality of the problem in question is conditioned by the necessity to increase the effectiveness and legitimacy of the process of political decision-making by public authorities. The author applies the structure-functional approach and the inductive method to build a quinary model of interest alignment policy, which includes the normative-coherence, articulation, communication, mediation and integration blocks. The author describes the application political analysis of each of these blocks. Studying the normative-value aspects of interest alignment policy, the author suggests focusing on legal and moral-ethical principles of allocation of limited social resources. Comprehensive understanding of the articulation block of interest alignment policy, in the author’s opinion, can be based on the consideration of a set of mechanisms, methods and principles of regulating impact of the state on the functional representation system. The communication block can be studied by means of monitoring the information flows along the “society – power-society” trajectory. Analyzing the mediation direction of interest alignment policy, the author considers the ombudsmen institution, mediation committees and various forms of volitional interference of the state in the process of social, economic and political conflicts settlement. Finally, to study the integration block, the author suggests carrying out political analysis of the mechanisms of direct and indirect participation of interest groups in the mutually agreed process of political decision-making. 


Keywords:

interest alignment, state policy, political communication, political decisions, interest alignment policy, lobbyism, social partnership, conflict of interests, structure-functional approach, social resources

Библиография
1. Хелд Д. Политика как научная дисциплина //Полис. Политические исследования. 1991. № 5. С. 146-147.
2. Lehmbruch G. Liberal corporatism and party government. – In: Trends toward corporatist intennediation / Ed.: Schmitter P.C., Lehmbrucr G. London; Beverly Hills, 1979, p. 147-184.
3. Буренко В.И. Власть – политика – управление в системе отношений «общество-государство» // Труды МГУУ Правительства Москвы. 2005. №4 С. 247 – 261.
4. Безвиконная Е.В. Системно-синергетическая модель политической системы // Полис. 2009. № 3. С. 113–124.
5. Удычак Ф.Н. Омбудсменовская концепция в современном мире // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. 2007. № 1. С. 311.
6. Эмих В.В. Омбудсмены, содействующие защите прав предпринимателей: мировой опыт и перспективы развития // Научный ежегодник Института философии и права Уральского отделения Российской академии наук. 2013. Том 13. Вып. 3. С. 111.
7. Любимов А.П. «Нулевые чтения» законопроектов как инструмент согласования интересов // Представительная власть-XXI век: законодательство, комментарии, проблемы. 2005. № 1 (63). С. 6.
8. Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» // Российская газета. 23.07.2014. № 6435.
9. Червонюк В.И. Качество закона: современная концепция и проблемы демократизации // Юридическая техника. 2014. №8. С. 492.
10. Киреева Н.В. Типология интеграционных связей // Политика и Общество. - 2014. - 2. - C. 176 - 182. DOI: 10.7256/1812-8696.2014.2.9789.
11. Фельдман П.Я. Концептуальные и методологические аспекты изучения политических интересов // Конфликтология / nota bene. - 2016. - 1. - C. 29 - 34. DOI: 10.7256/2409-8965.2016.1.18012.
12. Карпович О.Г. Внешнеполитическое (международное) лоббирование: взгляд из Вашингтона и Брюсселя // Национальная безопасность / nota bene. - 2014. - 4. - C. 543 - 552. DOI: 10.7256/2073-8560.2014.4.12663.
13. Шестакова Е.В. Концепция интересов государства и предпринимателей в области налогообложения // Налоги и налогообложение. - 2016. - 2. - C. 75 - 84. DOI: 10.7256/1812-8688.2016.2.17978.
References
1. Kheld D. Politika kak nauchnaya distsiplina //Polis. Politicheskie issledovaniya. 1991. № 5. S. 146-147.
2. Lehmbruch G. Liberal corporatism and party government. – In: Trends toward corporatist intennediation / Ed.: Schmitter P.C., Lehmbrucr G. London; Beverly Hills, 1979, p. 147-184.
3. Burenko V.I. Vlast' – politika – upravlenie v sisteme otnoshenii «obshchestvo-gosudarstvo» // Trudy MGUU Pravitel'stva Moskvy. 2005. №4 S. 247 – 261.
4. Bezvikonnaya E.V. Sistemno-sinergeticheskaya model' politicheskoi sistemy // Polis. 2009. № 3. S. 113–124.
5. Udychak F.N. Ombudsmenovskaya kontseptsiya v sovremennom mire // Vestnik Adygeiskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 1: Regionovedenie: filosofiya, istoriya, sotsiologiya, yurisprudentsiya, politologiya, kul'turologiya. 2007. № 1. S. 311.
6. Emikh V.V. Ombudsmeny, sodeistvuyushchie zashchite prav predprinimatelei: mirovoi opyt i perspektivy razvitiya // Nauchnyi ezhegodnik Instituta filosofii i prava Ural'skogo otdeleniya Rossiiskoi akademii nauk. 2013. Tom 13. Vyp. 3. S. 111.
7. Lyubimov A.P. «Nulevye chteniya» zakonoproektov kak instrument soglasovaniya interesov // Predstavitel'naya vlast'-XXI vek: zakonodatel'stvo, kommentarii, problemy. 2005. № 1 (63). S. 6.
8. Federal'nyi zakon ot 21 iyulya 2014 g. N 212-FZ «Ob osnovakh obshchestvennogo kontrolya v Rossiiskoi Federatsii» // Rossiiskaya gazeta. 23.07.2014. № 6435.
9. Chervonyuk V.I. Kachestvo zakona: sovremennaya kontseptsiya i problemy demokratizatsii // Yuridicheskaya tekhnika. 2014. №8. S. 492.
10. Kireeva N.V. Tipologiya integratsionnykh svyazei // Politika i Obshchestvo. - 2014. - 2. - C. 176 - 182. DOI: 10.7256/1812-8696.2014.2.9789.
11. Fel'dman P.Ya. Kontseptual'nye i metodologicheskie aspekty izucheniya politicheskikh interesov // Konfliktologiya / nota bene. - 2016. - 1. - C. 29 - 34. DOI: 10.7256/2409-8965.2016.1.18012.
12. Karpovich O.G. Vneshnepoliticheskoe (mezhdunarodnoe) lobbirovanie: vzglyad iz Vashingtona i Bryusselya // Natsional'naya bezopasnost' / nota bene. - 2014. - 4. - C. 543 - 552. DOI: 10.7256/2073-8560.2014.4.12663.
13. Shestakova E.V. Kontseptsiya interesov gosudarstva i predprinimatelei v oblasti nalogooblozheniya // Nalogi i nalogooblozhenie. - 2016. - 2. - C. 75 - 84. DOI: 10.7256/1812-8688.2016.2.17978.
Ссылка на эту статью

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи


Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.