по
Международные отношения
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Международные отношения" > Содержание № 03, 2016
Выходные данные сетевого издания "Международные отношения"
Номер подписан в печать: 16-10-2016
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Быков Илья Анатольевич – доктор политических наук, профессор Санкт-Петербургского государственного университета, Кафедра связей с общественностью в политике и государственном управлении, 199004, Россия, г. Санкт-Петербург, ул. 1-я Линия, д. 26, оф. 509, i.bykov@spbu.ru
ISSN: 2454-0641
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 03, 2016
АКТУАЛЬНЫЙ ВОПРОС
Бочарников И.В. - Коррупция как глобальная проблема современности

DOI:
10.7256/2454-0641.2016.3.16445

Аннотация: В статье анализируются современные международные аспекты коррупции, а также ее проявления в ведущих зарубежных странах: США, Великобритании, Германии, Франции, а также в Европейском Союзе. На конкретных примерах обосновывается системная пораженность коррупцией властных структур указанных стран. В то же время регулярно публикуемый глобальный пресс-релиз международной организации «Transparency International» о восприятии коррупции в различных странах и регионах мира относится их к государствам с низким уровнем коррупции. Методологической основой исследования является системный, структурно-функциональный, сравнительно-политический подходы, методы анализа, синтеза, индукции, дедукции, наблюдения. Россия, по данным «Transparency International», традиционно относится к государствам с высоким уровнем коррупции, сопоставимым с ее уровнем в африканских странах. Приведенные в статье данные последнего опубликованного пресс-релиз «Transparency International», подтверждают необъективность ее рейтинга ситуации с коррупцией в различных странах мира, используемого в качестве средства по дискредитации государств по тем или иным причинам неугодным США и их союзникам.
Бочарников И.В. - Коррупция как глобальная проблема современности c. 208-214

DOI:
10.7256/2454-0641.2016.3.68167

Аннотация: В статье анализируются современные международные аспекты коррупции, а также ее проявления в ведущих зарубежных странах: США, Великобритании, Германии, Франции, а также в Европейском Союзе. На конкретных примерах обосновывается системная пораженность коррупцией властных структур указанных стран. В то же время регулярно публикуемый глобальный пресс-релиз международной организации «Transparency International» о восприятии коррупции в различных странах и регионах мира относится их к государствам с низким уровнем коррупции. Методологической основой исследования является системный, структурно-функциональный, сравнительно-политический подходы, методы анализа, синтеза, индукции, дедукции, наблюдения. Россия, по данным «Transparency International», традиционно относится к государствам с высоким уровнем коррупции, сопоставимым с ее уровнем в африканских странах. Приведенные в статье данные последнего опубликованного пресс-релиз «Transparency International», подтверждают необъективность ее рейтинга ситуации с коррупцией в различных странах мира, используемого в качестве средства по дискредитации государств по тем или иным причинам неугодным США и их союзникам.
МИРОВАЯ ПОЛИТИКА
Селезенев Р.С. - Социальные сети в контексте мировой политики: актор или инструмент?

DOI:
10.7256/2454-0641.2016.3.18982

Аннотация: В статье ставится задача определить роль социальных сетей и сетевых сервисов на политические процессы в контексте современной мировой политики. Объектом исследования является сеть Интернет, предметом социальные сети и их влияние на международную политику. Процесс внедрения новых информационно-коммуникационных технологий не только в повседневность современного человека, но и в международную практику приводит к тому, что все большую значимость приобретают новые акторы мировой политики, успешно конкурируя с государствами. Социальные сетевые сервисы обладают по настоящему уникальной возможностью по обладанию и распространению информации, которая выступает в качестве ключевого фактора силы. Методологическая база работы включает системный, структурно-функциональный, сравнительно-политический подходы, а также сравнительный анализ и наблюдение, методы индукции и дедукции. Автор статьи стремится ответить на вопрос – существуют ли основания считать социальные сети, в лице их кампаний-владельцев и пользователей, самостоятельным актором современной мировой политики? При этом анализируются основные позиции исследователей по этому вопросу. Используется термин, предложенный Дж. Наем – киберакторы. Делается вывод - несмотря на то, что киберакторы способны нарушать монополию государств на силу и власть в масштабах мировой политики, целый ряд ограничений и оговорок не позволяют утверждать, что социальный интернет и его сервисы приобретают акторность на постоянной основе.
Селезенев Р.С. - Социальные сети в контексте мировой политики: актор или инструмент? c. 215-226

DOI:
10.7256/2454-0641.2016.3.68168

Аннотация: В статье ставится задача определить роль социальных сетей и сетевых сервисов на политические процессы в контексте современной мировой политики. Объектом исследования является сеть Интернет, предметом социальные сети и их влияние на международную политику. Процесс внедрения новых информационно-коммуникационных технологий не только в повседневность современного человека, но и в международную практику приводит к тому, что все большую значимость приобретают новые акторы мировой политики, успешно конкурируя с государствами. Социальные сетевые сервисы обладают по настоящему уникальной возможностью по обладанию и распространению информации, которая выступает в качестве ключевого фактора силы. Методологическая база работы включает системный, структурно-функциональный, сравнительно-политический подходы, а также сравнительный анализ и наблюдение, методы индукции и дедукции. Автор статьи стремится ответить на вопрос – существуют ли основания считать социальные сети, в лице их кампаний-владельцев и пользователей, самостоятельным актором современной мировой политики? При этом анализируются основные позиции исследователей по этому вопросу. Используется термин, предложенный Дж. Наем – киберакторы. Делается вывод - несмотря на то, что киберакторы способны нарушать монополию государств на силу и власть в масштабах мировой политики, целый ряд ограничений и оговорок не позволяют утверждать, что социальный интернет и его сервисы приобретают акторность на постоянной основе.
РЕГИОНАЛЬНЫЕ КОНФИГУРАЦИИ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Филиппов В.Р. - Роль Парижа в конголезской драме

DOI:
10.7256/2454-0641.2016.3.17692

Аннотация: Используя метод исторической реконструкции, автор выясняет латентные причины и характер гражданской войны в Демократической Республике Конго Республике (Заире) – одного из самых продолжительных и кровавых конфликтов на Черном Континенте за весь постколониальный период. Комплексный анализ малоизвестных исторических источников (мемуаров участников событий, журналистских расследований, свидетельств известных политиков и дипломатов) позволяет выяснить побудительные мотивы и цели всех сторон конфликта в этом внутригосударственном и международном противостоянии. Особое внимание автор обращает на выяснении роли Франции, Бельгии и США в развязывании гражданской войны в Конго (Заире), а также на специфике проявления геополитической доктрины «Франсафрик» в этом противостоянии. Методологической основой исследования является системный, структурно-функциональный, сравнительно-политический подходы, методы анализа, синтеза, индукции, дедукции, наблюдения. Показана тесная связь между событиями в Республике Конго и геноцидом социолингвистической группы тутси в Руанде. Обоснован вывод о том, что Пятая Республика долгое время поддерживала режим конголезского диктатора Ж.-Д. Мобуту, обеспечивая ему политическое прикрытие, предоставляя финансовую помощь и, при необходимости, защищая одиозного политика с целью сохранения экономических и политических преференций Парижа в этом богатом ураном, медью, колумбит-танталитом регионе. Автор полагает, что конголезская война стала ярким свидетельством борьбы за перераспределением сфер влияния в Африке между старыми и новыми акторами международных отношений. Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ, проект № 15-01-00363, "Внешнее вмешательство во внутренние дела стран "третьего мира" в эпоху "холодной войны": опыт многоуровневого анализа"
Филиппов В.Р. - Роль Парижа в конголезской драме c. 227-236

DOI:
10.7256/2454-0641.2016.3.68169

Аннотация: Используя метод исторической реконструкции, автор выясняет латентные причины и характер гражданской войны в Демократической Республике Конго Республике (Заире) – одного из самых продолжительных и кровавых конфликтов на Черном Континенте за весь постколониальный период. Комплексный анализ малоизвестных исторических источников (мемуаров участников событий, журналистских расследований, свидетельств известных политиков и дипломатов) позволяет выяснить побудительные мотивы и цели всех сторон конфликта в этом внутригосударственном и международном противостоянии. Особое внимание автор обращает на выяснении роли Франции, Бельгии и США в развязывании гражданской войны в Конго (Заире), а также на специфике проявления геополитической доктрины «Франсафрик» в этом противостоянии. Методологической основой исследования является системный, структурно-функциональный, сравнительно-политический подходы, методы анализа, синтеза, индукции, дедукции, наблюдения. Показана тесная связь между событиями в Республике Конго и геноцидом социолингвистической группы тутси в Руанде. Обоснован вывод о том, что Пятая Республика долгое время поддерживала режим конголезского диктатора Ж.-Д. Мобуту, обеспечивая ему политическое прикрытие, предоставляя финансовую помощь и, при необходимости, защищая одиозного политика с целью сохранения экономических и политических преференций Парижа в этом богатом ураном, медью, колумбит-танталитом регионе. Автор полагает, что конголезская война стала ярким свидетельством борьбы за перераспределением сфер влияния в Африке между старыми и новыми акторами международных отношений. Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ, проект № 15-01-00363, "Внешнее вмешательство во внутренние дела стран "третьего мира" в эпоху "холодной войны": опыт многоуровневого анализа"
Ирхин И.В. - Основы конституционного статуса Британских Виргинских островов как заморской территории Великобритании

DOI:
10.7256/2454-0641.2016.3.18297

Аннотация: Предметом исследования являются нормативно-правовое содержание положений Конституции Виргинских островов 2007 года в части регламентации статуса публичных органов власти, должностных лиц. Изучены порядок формирования, состав, компетенция, ответственность публичных органов власти Виргинских островов. Также предмет исследования образует правовая природа политико-территориальных отношений Великобритании и ее заморских территорий. Отдельно рассматривается специфика материализации политико-территориальных отношений в плоскости конституционного статуса Виргинских островов. Проанализированы проблемные вопросы нормативно-правового обеспечения организации и взаимодействия в рамках существующей в современных условиях модели политико-территориального взаимодействия. Объектом является общественные отношения, возникающие в рамках конституционных предписаний, определяющих правовое положений публичных органов власти Виргинских островов. Основополагающим методом, использованным при написании настоящей статьи, является сравнительно-правовой. Результаты его применения позволили выявить различия и сходства, проблемные аспекты конституционного статуса Виргинских островов как заморской территории Великобритании. В российской конституционно-правовой науки предлагаемая статья является первой, в которой комплексно рассматриваются вопросы конституционного статуса Виргинских островов как заморской территории Великобритании. Сформулирован вывод о том, на Виргинских островах создана министериалистская система правления, при которой решающую роль в формировании и реализации конституционного курса играет Кабинет. Аргументируется позиция о том, что отношения между Великобританией и Виргинскими островами, именуемые в Белой книге заморских территорий как «партнерство», целесообразно квалифицировать как унитарные с элементами федеративных. Обосновывается необходимость конституционного закрепления порядка разграничения компетенции между публичными органами власти Великобритании и Виргинских островов с определением ответственности за исполнение задач и функций в конкретных сферах деятельности. Предлагается рассмотреть возможность обеспечения представительства Кабинета Виргинских островов в Правительстве Великобритании путем включения в его состав соответствующих министров. Также предлагается конституционно установить порядок представления Палатой Собрания в Парламент Великобритании информации о своем мнении по законопроектам, касающимся всего Королевства, а также предусмотреть направление Парламентом Великобритании проектов правовых актов, затрагивающих интересы Содружества, в адрес заморских территорий. Указывается на целесообразность введения процедуры проведения предварительных консультаций при обсуждении вопросов о назначении соответствующих кандидатур на должность Губернатора Виргинских островов. Сформулирован вывод о том, что предварительное обсуждение с местными властями кандидатур Губернаторов целесообразно на всех заморских территориях.
Ирхин И.В. - Основы конституционного статуса Британских Виргинских островов как заморской территории Великобритании c. 237-248

DOI:
10.7256/2454-0641.2016.3.68170

Аннотация: Предметом исследования являются нормативно-правовое содержание положений Конституции Виргинских островов 2007 года в части регламентации статуса публичных органов власти, должностных лиц. Изучены порядок формирования, состав, компетенция, ответственность публичных органов власти Виргинских островов. Также предмет исследования образует правовая природа политико-территориальных отношений Великобритании и ее заморских территорий. Отдельно рассматривается специфика материализации политико-территориальных отношений в плоскости конституционного статуса Виргинских островов. Проанализированы проблемные вопросы нормативно-правового обеспечения организации и взаимодействия в рамках существующей в современных условиях модели политико-территориального взаимодействия. Объектом является общественные отношения, возникающие в рамках конституционных предписаний, определяющих правовое положений публичных органов власти Виргинских островов. Основополагающим методом, использованным при написании настоящей статьи, является сравнительно-правовой. Результаты его применения позволили выявить различия и сходства, проблемные аспекты конституционного статуса Виргинских островов как заморской территории Великобритании. В российской конституционно-правовой науки предлагаемая статья является первой, в которой комплексно рассматриваются вопросы конституционного статуса Виргинских островов как заморской территории Великобритании. Сформулирован вывод о том, на Виргинских островах создана министериалистская система правления, при которой решающую роль в формировании и реализации конституционного курса играет Кабинет. Аргументируется позиция о том, что отношения между Великобританией и Виргинскими островами, именуемые в Белой книге заморских территорий как «партнерство», целесообразно квалифицировать как унитарные с элементами федеративных. Обосновывается необходимость конституционного закрепления порядка разграничения компетенции между публичными органами власти Великобритании и Виргинских островов с определением ответственности за исполнение задач и функций в конкретных сферах деятельности. Предлагается рассмотреть возможность обеспечения представительства Кабинета Виргинских островов в Правительстве Великобритании путем включения в его состав соответствующих министров. Также предлагается конституционно установить порядок представления Палатой Собрания в Парламент Великобритании информации о своем мнении по законопроектам, касающимся всего Королевства, а также предусмотреть направление Парламентом Великобритании проектов правовых актов, затрагивающих интересы Содружества, в адрес заморских территорий. Указывается на целесообразность введения процедуры проведения предварительных консультаций при обсуждении вопросов о назначении соответствующих кандидатур на должность Губернатора Виргинских островов. Сформулирован вывод о том, что предварительное обсуждение с местными властями кандидатур Губернаторов целесообразно на всех заморских территориях.
СТОЛКНОВЕНИЕ ЦИВИЛИЗАЦИЙ
Коломейцева Н.А. - Санкционное противостояние России и Запада: экономические последствия и активизация Азиатско-Тихоокеанского вектора политики РФ

DOI:
10.7256/2454-0641.2016.3.20381

Аннотация: Объектом исследования является санкционное экономическое давление, являющееся в настоящее время одним из основных инструментов геополитических противников в отстаивании своих интересов на международной арене. Автор отмечает, что в силу своего ограниченного воздействия, санкционная политика является свидетельством кризиса системы международных отношений. В статье анализируются экономические последствия примененных санкции со стороны стран Запада и России в отношении друг друга. При этом автор делает акцент на том, что, в настоящее время пик кризиса в отношении большинства экономических показателей пройден. В статье применены методы статистического анализа, а также системного обобщения и сравнения. С помощью этих методов автором прогнозируется дальнейшее развитие политико-экономических тенденций в России. По мнению исследователя, в дальнейшем экономическое развитие страны неизменно будет сопряжено с ростом инвестиционной и деловой активности на Дальнем Востоке России. В заключении автор приходит к выводу о том, что развитие экономических отношений со странами и инвесторами АТР, с одной стороны, является следствием экономического давления со стороны Запада, а с другой – судьбоносным шагом для России в преодолении экономического спада.
Коломейцева Н.А. - Санкционное противостояние России и Запада: экономические последствия и активизация Азиатско-Тихоокеанского вектора политики РФ c. 249-252

DOI:
10.7256/2454-0641.2016.3.68171

Аннотация: Объектом исследования является санкционное экономическое давление, являющееся в настоящее время одним из основных инструментов геополитических противников в отстаивании своих интересов на международной арене. Автор отмечает, что в силу своего ограниченного воздействия, санкционная политика является свидетельством кризиса системы международных отношений. В статье анализируются экономические последствия примененных санкции со стороны стран Запада и России в отношении друг друга. При этом автор делает акцент на том, что, в настоящее время пик кризиса в отношении большинства экономических показателей пройден. В статье применены методы статистического анализа, а также системного обобщения и сравнения. С помощью этих методов автором прогнозируется дальнейшее развитие политико-экономических тенденций в России. По мнению исследователя, в дальнейшем экономическое развитие страны неизменно будет сопряжено с ростом инвестиционной и деловой активности на Дальнем Востоке России. В заключении автор приходит к выводу о том, что развитие экономических отношений со странами и инвесторами АТР, с одной стороны, является следствием экономического давления со стороны Запада, а с другой – судьбоносным шагом для России в преодолении экономического спада.
МЕЖДУНАРОДНЫЕ КОНФЛИКТЫ
Бояркина О.А. - Межгосударственные конфликты в бассейне реки Тигр: проблемы и перспективы.

DOI:
10.7256/2454-0641.2016.3.19317

Аннотация: В статье рассматриваются межгосударственные противоречия, возникающие вследствие использования трансграничных водных ресурсов в бассейне Тигра в условиях засушливого климата и неравномерного их распределения. В связи с реализацией гидротехнических проектов в бассейне реки анализируется развитие конфликта интересов прибрежных государств по распределению региональных вод. В статье рассмотрена динамика развития отношений Турции, государства верховья, со странами среднего (Сирия) и нижнего течения (Ирак, Иран) и ее политика по осуществлению масштабных гидропроектов на реке Тигр. Выявлено, что региональные водные ресурсы выступают как инструментом политического давления, так и военным средством борьбы. В статье автором используются историко-политологический подход, сравнительный метод, факторный анализ, ивент-анализ для рассмотрения динамики развития водных отношений в бассейне реки Тигр. Автор приходит к выводу, что наслоение водных разногласий на существующие этно-конфессиональные, территориальные противоречия, проведение государством верхнего течения эгоистической водной политики наряду с отсутствием многостороннего бассейнового соглашения ведут к обострению политической ситуации в регионе. С учетом напряженной военно-политической обстановки перечисленные факторы могут «взорвать» регион и привести к дестабилизации близлежащих государств постсоветского пространства.
Бояркина О.А. - Межгосударственные конфликты в бассейне реки Тигр: проблемы и перспективы. c. 253-260

DOI:
10.7256/2454-0641.2016.3.68172

Аннотация: В статье рассматриваются межгосударственные противоречия, возникающие вследствие использования трансграничных водных ресурсов в бассейне Тигра в условиях засушливого климата и неравномерного их распределения. В связи с реализацией гидротехнических проектов в бассейне реки анализируется развитие конфликта интересов прибрежных государств по распределению региональных вод. В статье рассмотрена динамика развития отношений Турции, государства верховья, со странами среднего (Сирия) и нижнего течения (Ирак, Иран) и ее политика по осуществлению масштабных гидропроектов на реке Тигр. Выявлено, что региональные водные ресурсы выступают как инструментом политического давления, так и военным средством борьбы. В статье автором используются историко-политологический подход, сравнительный метод, факторный анализ, ивент-анализ для рассмотрения динамики развития водных отношений в бассейне реки Тигр. Автор приходит к выводу, что наслоение водных разногласий на существующие этно-конфессиональные, территориальные противоречия, проведение государством верхнего течения эгоистической водной политики наряду с отсутствием многостороннего бассейнового соглашения ведут к обострению политической ситуации в регионе. С учетом напряженной военно-политической обстановки перечисленные факторы могут «взорвать» регион и привести к дестабилизации близлежащих государств постсоветского пространства.
РЕВОЛЮЦИИ
Титов В.В. - Технологии "цветных революций" в современном мире: "борьба за смыслы" и кризис национально-государственной идентичности

DOI:
10.7256/2454-0641.2016.3.18140

Аннотация: Предметом исследования являются конкретные технологические решения, характеризующие специфику "цветных революций" в современном мире. Анализируются базовые механизмы, которые оказываются востребованными в практиках «цветных» протестов начала ХХI века: переформатирование паттернов массового сознания; механизм «символической жертвы», метафоризация и символизация политического пространства; использование кризиса национально-государственной идентичности. При этом сопоставляется опыт удачных и неудачных "цветных" протестов на постсоветском пространстве (Грузия, Украина и др.) и и наиболее рельефных политических практик "арабской весны". В основе исследования лежит сочетание сравнительного кросс-национального подходов и метода "кейс стади" (обращение к практикам конкретных кейсов "цветных революций") Научная новизна исследования состоит в попытке выделения и анализа таких системообразующих механизмов "цветных" протестов, как рефрейминг смыслового пространства, метафоризация и "игровой формат", активный слом национально-государственной идентичности. Делается вывод, что на основе сочетания четырех рассмотренных выше механизмов (переформатирование паттернов массового сознания; механизм «символической жертвы», метафоризация и символизация политического пространства; использование кризиса национально-государственной идентичности) обеспечивается абсолютная пластичность, информационно-психологическая управляемость конкретного общества. Такое общество оказывается лишенным механизмов иммунитета к «цветным революциям», не готовым активно им противодействовать и, следовательно, беззащитным перед всевозможными проявлениями инспирированной извне «цветной агрессии».
Титов В.В. - Технологии "цветных революций" в современном мире: "борьба за смыслы" и кризис национально-государственной идентичности c. 261-266

DOI:
10.7256/2454-0641.2016.3.68173

Аннотация: Предметом исследования являются конкретные технологические решения, характеризующие специфику "цветных революций" в современном мире. Анализируются базовые механизмы, которые оказываются востребованными в практиках «цветных» протестов начала ХХI века: переформатирование паттернов массового сознания; механизм «символической жертвы», метафоризация и символизация политического пространства; использование кризиса национально-государственной идентичности. При этом сопоставляется опыт удачных и неудачных "цветных" протестов на постсоветском пространстве (Грузия, Украина и др.) и и наиболее рельефных политических практик "арабской весны". В основе исследования лежит сочетание сравнительного кросс-национального подходов и метода "кейс стади" (обращение к практикам конкретных кейсов "цветных революций") Научная новизна исследования состоит в попытке выделения и анализа таких системообразующих механизмов "цветных" протестов, как рефрейминг смыслового пространства, метафоризация и "игровой формат", активный слом национально-государственной идентичности. Делается вывод, что на основе сочетания четырех рассмотренных выше механизмов (переформатирование паттернов массового сознания; механизм «символической жертвы», метафоризация и символизация политического пространства; использование кризиса национально-государственной идентичности) обеспечивается абсолютная пластичность, информационно-психологическая управляемость конкретного общества. Такое общество оказывается лишенным механизмов иммунитета к «цветным революциям», не готовым активно им противодействовать и, следовательно, беззащитным перед всевозможными проявлениями инспирированной извне «цветной агрессии».
МИРОТВОРЧЕСКИЕ ОПЕРАЦИИ
Семенюк А.В. - Миротворческая программа ООН «Ответственность по защите»: опыт реализации в Ливии и Сирии

DOI:
10.7256/2454-0641.2016.3.20301

Аннотация: Предметом исследования является миротворческая программа ООН «Ответственность по защите». Автор подробно рассматривает один из компонентов данной концепции - «ответственность по реагированию» и его практическое применение в событиях Арабской весны в Ливии и Сирии. Особое внимание в статье уделяется сопоставлению итоговых документов различных институтов ООН (Совета Безопасности, различных комиссий и т.д.) с концепцией «Ответственность по защите». При этом, автором выявлены существенные расхождения между теоретической частью концепции и ее практической реализацией в конкретных ситуациях. В качестве методов данного исследования были использованы принцип историзма, сравнительный анализ, информационно-конфликтологический и информационно-политический, а также бихевиористский подходы Новизна исследования заключается в выявлении места концепции «Ответственность по защите» в миротворческой программе ООН по урегулированию вооруженных конфликтов в странах Арабского востока в рамках событий Арабской весны. Помимо этого, автором выявлена роль данной концепции в вооруженных конфликтах в Ливии и Сирии, начиная с 2011 г., а также определены практические шаги, предпринимаемые в рамках данной миротворческой программы на начальных этапах этих конфликтов.
Семенюк А.В. - Миротворческая программа ООН «Ответственность по защите»: опыт реализации в Ливии и Сирии c. 267-271

DOI:
10.7256/2454-0641.2016.3.68174

Аннотация: Предметом исследования является миротворческая программа ООН «Ответственность по защите». Автор подробно рассматривает один из компонентов данной концепции - «ответственность по реагированию» и его практическое применение в событиях Арабской весны в Ливии и Сирии. Особое внимание в статье уделяется сопоставлению итоговых документов различных институтов ООН (Совета Безопасности, различных комиссий и т.д.) с концепцией «Ответственность по защите». При этом, автором выявлены существенные расхождения между теоретической частью концепции и ее практической реализацией в конкретных ситуациях. В качестве методов данного исследования были использованы принцип историзма, сравнительный анализ, информационно-конфликтологический и информационно-политический, а также бихевиористский подходы Новизна исследования заключается в выявлении места концепции «Ответственность по защите» в миротворческой программе ООН по урегулированию вооруженных конфликтов в странах Арабского востока в рамках событий Арабской весны. Помимо этого, автором выявлена роль данной концепции в вооруженных конфликтах в Ливии и Сирии, начиная с 2011 г., а также определены практические шаги, предпринимаемые в рамках данной миротворческой программы на начальных этапах этих конфликтов.
ИНТЕРЕСЫ И ЦЕННОСТИ
Фельдман П.Я. - Политика согласования интересов как направление государственной политики: структурно-функциональный анализ.

DOI:
10.7256/2454-0641.2016.3.19050

Аннотация: В статье осуществляется рассмотрение политики согласования интересов как специфического комплекса инструментов, принципов и мер государственно-управленческой деятельности, направленной на обеспечение взаимной интеграции и бесконфликтной реализации общественных интересов. Предметно-объектная область государственной политики согласования интересов включает совокупность политических отношений и политико-коммуникационных процессов, возникающих по поводу артикуляции, репрезентации и реализации общественных интересов. Настоящая проблема представляется достаточно актуальной в контексте необходимости повышения эффективности и легитимности процесса принятия политико-управленческих решений органами государственной власти. Применение структурно-функционального подхода, наряду с индуктивным методом, позволяет автору выстроить пятикомпонентную модель политики согласования интересов, которая включает нормативно-ценностный, артикуляционный, коммуникационный, медиативный и интеграционный блоки. В статье предлагается алгоритм прикладного политологического анализа каждого из перечисленных функциональных блоков. При изучении нормативно-ценностных аспектов политики согласования интересов автор предлагает сфокусировать внимание на правовых и морально-этических принципах распределения ограниченных общественных ресурсов. Формирование целостного представления об артикуляционном блоке политики согласования интересов, по мнению автора, требует рассмотрения комплекса механизмов, технологий и принципов регулирующего воздействия государства на систему функционального представительства. Коммуникационная составляющая исследуемого направления государственной политики может быть изучена посредством мониторинга движения информационных потоков по траектории «общество-власть-общество». Анализируя медиативное направление политики согласования интересов, автор включает в предметную область исследования институт омбудсменов, согласительные комиссии и различные формы волевого вмешательства государства в процесс урегулирования социальных, экономических и политических конфликтов. Наконец, для изучения интеграционного блока предлагается осуществить политологический анализ механизмов прямого и опосредованного участия заинтересованных групп в процессе принятия взаимосогласованных политико-управленческих решений.
Фельдман П.Я. - Политика согласования интересов как направление государственной политики: структурно-функциональный анализ. c. 272-278

DOI:
10.7256/2454-0641.2016.3.68175

Аннотация: В статье осуществляется рассмотрение политики согласования интересов как специфического комплекса инструментов, принципов и мер государственно-управленческой деятельности, направленной на обеспечение взаимной интеграции и бесконфликтной реализации общественных интересов. Предметно-объектная область государственной политики согласования интересов включает совокупность политических отношений и политико-коммуникационных процессов, возникающих по поводу артикуляции, репрезентации и реализации общественных интересов. Настоящая проблема представляется достаточно актуальной в контексте необходимости повышения эффективности и легитимности процесса принятия политико-управленческих решений органами государственной власти. Применение структурно-функционального подхода, наряду с индуктивным методом, позволяет автору выстроить пятикомпонентную модель политики согласования интересов, которая включает нормативно-ценностный, артикуляционный, коммуникационный, медиативный и интеграционный блоки. В статье предлагается алгоритм прикладного политологического анализа каждого из перечисленных функциональных блоков. При изучении нормативно-ценностных аспектов политики согласования интересов автор предлагает сфокусировать внимание на правовых и морально-этических принципах распределения ограниченных общественных ресурсов. Формирование целостного представления об артикуляционном блоке политики согласования интересов, по мнению автора, требует рассмотрения комплекса механизмов, технологий и принципов регулирующего воздействия государства на систему функционального представительства. Коммуникационная составляющая исследуемого направления государственной политики может быть изучена посредством мониторинга движения информационных потоков по траектории «общество-власть-общество». Анализируя медиативное направление политики согласования интересов, автор включает в предметную область исследования институт омбудсменов, согласительные комиссии и различные формы волевого вмешательства государства в процесс урегулирования социальных, экономических и политических конфликтов. Наконец, для изучения интеграционного блока предлагается осуществить политологический анализ механизмов прямого и опосредованного участия заинтересованных групп в процессе принятия взаимосогласованных политико-управленческих решений.
Колядин А.М. - Современная политическая элита: черты и тренды c. 279-282

DOI:
10.7256/2454-0641.2016.3.68176

Аннотация: В данной статье автор исследует современные особенности политической элиты, относящиеся как к обстоятельствам мировой политики, так и национального политического процесса. Подобная задача вызвана, во-первых, усилившимися противоречиями между основными положениями классической элитологии и современной политической практикой, в условиях которой зарождаются новые специфические черты "элиты" и "политического класса", а во-вторых, не до конца понятой природой т.н. "переходных" или "гибридных" режимов, в которых элитные конфигурации существенно отличаются от теоретических образцов. Методология исследования опирается на исследования Г. Моски, В. Парето, Р. Михельса, Х. Ортеги-и-Гассета, Э. Шатсшнайдера, Ч.Р. Миллса и пр., а также ключевых современных мыслителей, таких, как Р. Патнэм, Т. Дай и др. В статье выделяются черты, характеризующие специфику нынешнего состава российского политического истеблишмента, особое внимание уделяется механизмам рекрутинга и инструментам, подкрепляющим устойчивое воспроизводство элиты. Специально рассматривается влияние актуальных трендов информационного и медийного пространства на природу властных отношений и формирование элитарного сообщества - как в национальном, так и в международном измерении.
Колядин А.М. - Современная политическая элита: черты и тренды

DOI:
10.7256/2454-0641.2016.3.18899

Аннотация: В данной статье автор исследует современные особенности политической элиты, относящиеся как к обстоятельствам мировой политики, так и национального политического процесса. Подобная задача вызвана, во-первых, усилившимися противоречиями между основными положениями классической элитологии и современной политической практикой, в условиях которой зарождаются новые специфические черты "элиты" и "политического класса", а во-вторых, не до конца понятой природой т.н. "переходных" или "гибридных" режимов, в которых элитные конфигурации существенно отличаются от теоретических образцов. Методология исследования опирается на исследования Г. Моски, В. Парето, Р. Михельса, Х. Ортеги-и-Гассета, Э. Шатсшнайдера, Ч.Р. Миллса и пр., а также ключевых современных мыслителей, таких, как Р. Патнэм, Т. Дай и др. В статье выделяются черты, характеризующие специфику нынешнего состава российского политического истеблишмента, особое внимание уделяется механизмам рекрутинга и инструментам, подкрепляющим устойчивое воспроизводство элиты. Специально рассматривается влияние актуальных трендов информационного и медийного пространства на природу властных отношений и формирование элитарного сообщества - как в национальном, так и в международном измерении.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.