по
Международные отношения
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Международные отношения" > Содержание № 01, 2016
Выходные данные сетевого издания "Международные отношения"
Номер подписан в печать: 10-04-2016
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Быков Илья Анатольевич – доктор политических наук, профессор Санкт-Петербургского государственного университета, Кафедра связей с общественностью в политике и государственном управлении, 199004, Россия, г. Санкт-Петербург, ул. 1-я Линия, д. 26, оф. 509, i.bykov@spbu.ru
ISSN: 2454-0641
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 01, 2016
АКТУАЛЬНЫЙ ВОПРОС
Манойло А.В. - О создании Федерального центра мониторинга цветных революций

DOI:
10.7256/2454-0641.2016.1.17781

Аннотация: Настоящая статья посвящена разработке концепции создания в Российской Федерации общегосударственной системы противодействия цветным революциям и попыткам организации «цветных» государственных переворотов – как внутри страны, так и за рубежом, на пространстве СНГ, Евразийского и Таможенного союзов. Цель настоящего исследования – определить организационно-функциональную структуру центра мониторинга, профилактики и противодействия цветным революциям в Российской Федерации и на Евразийском пространстве, цели, задачи и основные направления деятельности. Объект исследования – цветные революции, в том числе – формы, методы и технологии организации «цветных» государственных переворотов. Методологической основой исследования является системный, структурно-функциональный, сравнительно-политический подходы, методы анализа, синтеза, индукции, дедукции, наблюдения. Концепция создания центра противодействия цветным революциям разрабатывается в соответствии с новой редакцией Стратегии национальной безопасности Российской Федерации от 31 декабря 2015 года (Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. N 537), в которой угроза цветных революций поставлена в разряд приоритетных угроз национальной безопасности Российской Федерации. В число основных направлений деятельности центра должны войти мониторинг признаков подготовки цветных революций, система профилактики цветных революций, система раннего обнаружения и быстрого реагирования на цветные революции, попытки их организации, а также полноценная постоянно действующая система борьбы с цветными революциями, включающая в себя широкий спектр методов, общих и специальных. Автор обращает внимание на то, что угроза цветной революции сегодня становится особенно актуальна не только в России, где замечена активизация в этом направлении деятельности западных представительств и внесистемной оппозиции, но и в Сирии, где Россия совместно с вооруженными силами САР проводит контртеррористическую операцию - в связи с наметившимся процессом мирного урегулирования конфликта и подготовкой к общенациональным выборам, результаты которых всегда использовались технологами цветных революций в качестве повода для массовых протестных акций.
Манойло А.В. - О создании Федерального центра мониторинга цветных революций c. 4-6

DOI:
10.7256/2454-0641.2016.1.67551

Аннотация: Настоящая статья посвящена разработке концепции создания в Российской Федерации общегосударственной системы противодействия цветным революциям и попыткам организации «цветных» государственных переворотов – как внутри страны, так и за рубежом, на пространстве СНГ, Евразийского и Таможенного союзов. Цель настоящего исследования – определить организационно-функциональную структуру центра мониторинга, профилактики и противодействия цветным революциям в Российской Федерации и на Евразийском пространстве, цели, задачи и основные направления деятельности. Объект исследования – цветные революции, в том числе – формы, методы и технологии организации «цветных» государственных переворотов. Методологической основой исследования является системный, структурно-функциональный, сравнительно-политический подходы, методы анализа, синтеза, индукции, дедукции, наблюдения. Концепция создания центра противодействия цветным революциям разрабатывается в соответствии с новой редакцией Стратегии национальной безопасности Российской Федерации от 31 декабря 2015 года (Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. N 537), в которой угроза цветных революций поставлена в разряд приоритетных угроз национальной безопасности Российской Федерации. В число основных направлений деятельности центра должны войти мониторинг признаков подготовки цветных революций, система профилактики цветных революций, система раннего обнаружения и быстрого реагирования на цветные революции, попытки их организации, а также полноценная постоянно действующая система борьбы с цветными революциями, включающая в себя широкий спектр методов, общих и специальных. Автор обращает внимание на то, что угроза цветной революции сегодня становится особенно актуальна не только в России, где замечена активизация в этом направлении деятельности западных представительств и внесистемной оппозиции, но и в Сирии, где Россия совместно с вооруженными силами САР проводит контртеррористическую операцию - в связи с наметившимся процессом мирного урегулирования конфликта и подготовкой к общенациональным выборам, результаты которых всегда использовались технологами цветных революций в качестве повода для массовых протестных акций.
ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Карякин В.В. - Дихотомия хаоса и порядка - среда формирования механизмов самоорганизации современных международных систем

DOI:
10.7256/2454-0641.2016.1.16443

Аннотация: Настоящая статья посвящена синергетике как теоретико-философскому базису политологии. Отмечается, что появление глобального информационного пространства, в котором нашли применение технологии информационно-психологического воздействия на сознание человека, реализованные в форме протестных движений народных масс. Это придало новое качество социуму, превратив его из критически настроенного по отношению к действующей власти субъекта политики, во взрывоопасную субстанцию, запалом которой оказались внешние акторы международной политики, действующие с целью политической трансформации действующего в стране режима. Методологической основой исследования является системный, структурно-функциональный, сравнительно-политический подходы, методы анализа, синтеза, индукции, дедукции, наблюдения. Современные политические процессы, происходящие в различных регионах мира, выдвигают актуальную задачу синергетического видения социально-политических процессов и разработки новой методологии анализа и прогнозирования их динамики, основанной на выявлении фундаментальных основ самоорганизации социальных систем и разработки новых, эффективных механизмов управления ими.
Карякин В.В. - Дихотомия хаоса и порядка - среда формирования механизмов самоорганизации современных международных систем c. 7-12

DOI:
10.7256/2454-0641.2016.1.67552

Аннотация: Настоящая статья посвящена синергетике как теоретико-философскому базису политологии. Отмечается, что появление глобального информационного пространства, в котором нашли применение технологии информационно-психологического воздействия на сознание человека, реализованные в форме протестных движений народных масс. Это придало новое качество социуму, превратив его из критически настроенного по отношению к действующей власти субъекта политики, во взрывоопасную субстанцию, запалом которой оказались внешние акторы международной политики, действующие с целью политической трансформации действующего в стране режима. Методологической основой исследования является системный, структурно-функциональный, сравнительно-политический подходы, методы анализа, синтеза, индукции, дедукции, наблюдения. Современные политические процессы, происходящие в различных регионах мира, выдвигают актуальную задачу синергетического видения социально-политических процессов и разработки новой методологии анализа и прогнозирования их динамики, основанной на выявлении фундаментальных основ самоорганизации социальных систем и разработки новых, эффективных механизмов управления ими.
МИРОВАЯ ПОЛИТИКА
Карпович О.Г. - Сравнительный анализ федерализма в Австралии и Канаде

DOI:
10.7256/2454-0641.2016.1.17131

Аннотация: Настоящая статья посвящена сравнительному анализу федерализма в Австралии и Канаде. Объект исследования – современный федерализм как принцип организации союзного государства; федеративное устройство Австралии и Канады. Предмет исследования – сходства и различия моделей федерации в Австралии (Австралийский союз) и Канаде (являющейся конституционной монархией и, одновременно, федеративным государством). Цель исследования – выявить основные сходства и различия моделей федеративного устройства государства в Австралии и Канаде, различия в особенностях организации и функционирования политической власти на федеральном и региональном уровнях. Методологической основой исследования является системный, структурно-функциональный, сравнительно-политический подходы, методы анализа, синтеза, индукции, дедукции, наблюдения. Автор обращает внимание на то, что федерализм в Австралии, в отличии от федерализма в Канаде, является более гармоничным и сбалансированным, даже несмотря на схожие условия создания государств и учитывая их общее колониальное прошлое. Вместе с тем, австралийский федерализм не лишен ряда парадоксов, которые коренным образом отличают австралийскую модель от канадской и делают ее внутренне противоречивой.
Карпович О.Г. - Сравнительный анализ федерализма в Австралии и Канаде c. 13-17

DOI:
10.7256/2454-0641.2016.1.67553

Аннотация: Настоящая статья посвящена сравнительному анализу федерализма в Австралии и Канаде. Объект исследования – современный федерализм как принцип организации союзного государства; федеративное устройство Австралии и Канады. Предмет исследования – сходства и различия моделей федерации в Австралии (Австралийский союз) и Канаде (являющейся конституционной монархией и, одновременно, федеративным государством). Цель исследования – выявить основные сходства и различия моделей федеративного устройства государства в Австралии и Канаде, различия в особенностях организации и функционирования политической власти на федеральном и региональном уровнях. Методологической основой исследования является системный, структурно-функциональный, сравнительно-политический подходы, методы анализа, синтеза, индукции, дедукции, наблюдения. Автор обращает внимание на то, что федерализм в Австралии, в отличии от федерализма в Канаде, является более гармоничным и сбалансированным, даже несмотря на схожие условия создания государств и учитывая их общее колониальное прошлое. Вместе с тем, австралийский федерализм не лишен ряда парадоксов, которые коренным образом отличают австралийскую модель от канадской и делают ее внутренне противоречивой.
Шестопал Е.Б., Губченко В.А., Давыдов С.В., Джамалудинов Ш.З., Джгамадзе К.Б., Левашкина А.А., Марудина Ю.А., Рогозарь А.И., Тумысов И.А. - ЕС глазами российского общества сегодня

DOI:
10.7256/2454-0641.2016.1.17694

Аннотация: Исследование, проведенное кафедрой социологии и психологии политики факультета политологии МГУ, сфокусировано на том, каким предстает Евросоюз в сознании российских граждан в момент обострения отношений нашей страны с этой организацией. Авторы приводят данные, дающие ответы на вопросы: считают ли респонденты Европейский союз партнером, врагом или другом России? Насколько эта организация воспринимается ими как сильный и эффективный игрок на международной арене? Как россияне оценивают санкции, введенные Евросоюзом в отношении России? Анализ ответов на эти и другие вопросы позволил сделать авторам ряд выводов. Методологической основой исследования является системный, структурно-функциональный, сравнительно-политический подходы, методы политической социологии и политической психологии, анализа, синтеза, индукции, дедукции, наблюдения. Образ ЕС отличается амбивалентностью и неустойчивостью. Наиболее важным результатом стало то, что более половины опрошенных считают ЕС сильным, но постепенно слабеющим под воздействием США «декоративным союзом». В образе присутствуют признаки старения. Большинство считает ЕС партнером. Однако в ЕС как партнере, многие респонденты разочарованы и называют его ненадежным и неверным. Примерно четверть опрошенных видит в нем врага, и только незначительное число рассматривает его как друга. При этом в будущем опрошенные не видят альтернативы отношениям добрососедства и партнерства. Более того, большинство опрошенных считают Россию частью Европы.
Шестопал Е.Б., Губченко В.А., Давыдов С.В., Джамалудинов Ш.З., Джгамадзе К.Б., Левашкина А.А., Марудина Ю.А., Рогозарь А.И., Тумысов И.А. - ЕС глазами российского общества сегодня c. 18-36

DOI:
10.7256/2454-0641.2016.1.67554

Аннотация: Исследование, проведенное кафедрой социологии и психологии политики факультета политологии МГУ, сфокусировано на том, каким предстает Евросоюз в сознании российских граждан в момент обострения отношений нашей страны с этой организацией. Авторы приводят данные, дающие ответы на вопросы: считают ли респонденты Европейский союз партнером, врагом или другом России? Насколько эта организация воспринимается ими как сильный и эффективный игрок на международной арене? Как россияне оценивают санкции, введенные Евросоюзом в отношении России? Анализ ответов на эти и другие вопросы позволил сделать авторам ряд выводов. Методологической основой исследования является системный, структурно-функциональный, сравнительно-политический подходы, методы политической социологии и политической психологии, анализа, синтеза, индукции, дедукции, наблюдения. Образ ЕС отличается амбивалентностью и неустойчивостью. Наиболее важным результатом стало то, что более половины опрошенных считают ЕС сильным, но постепенно слабеющим под воздействием США «декоративным союзом». В образе присутствуют признаки старения. Большинство считает ЕС партнером. Однако в ЕС как партнере, многие респонденты разочарованы и называют его ненадежным и неверным. Примерно четверть опрошенных видит в нем врага, и только незначительное число рассматривает его как друга. При этом в будущем опрошенные не видят альтернативы отношениям добрососедства и партнерства. Более того, большинство опрошенных считают Россию частью Европы.
Кашулин Д.А. - Транстихоокеанское партнерство: причины создания и возможные политические последствия

DOI:
10.7256/2454-0641.2016.1.17814

Аннотация: Объектом исследования статьи является Транстихоокеанское партнерство, ее предметом — причины и задачи создания нового торгового блока. Цель работы — определить вероятные политические и экономические последствия для мировой экономики и политики появления нового крупного регионального объединения. Автор исследует историю создания альянса, состав вошедших стран и их интересы, исходя из обнародованного тезисного изложения текста соглашения и анализа существующего баланса сил в регионе. Особое внимание уделяется США, как инициатору нового блока и его ««тихоокеанскому развороту», а также странам, чьи интересы затрагиваются, но не учитываются — Китаю и России. Методологическую основу исследования составили исторический, системный, сравнительно-политический подходы, политико-экономический анализ, методы индукции, дедукции и наблюдения. Автор отмечает, что США начали изменение баланса сил в АТР, направленное на ослабление своего главного конкурента в регионе — Китая, на сохранения монополярного мира и мировой финансовой системы, базирующейся на американской валюте. Создание ТТП может привести к расколу региона на противоборствующие блоки и эскалации напряженности.
Кашулин Д.А. - Транстихоокеанское партнерство: причины создания и возможные политические последствия c. 37-42

DOI:
10.7256/2454-0641.2016.1.67555

Аннотация: Объектом исследования статьи является Транстихоокеанское партнерство, ее предметом — причины и задачи создания нового торгового блока. Цель работы — определить вероятные политические и экономические последствия для мировой экономики и политики появления нового крупного регионального объединения. Автор исследует историю создания альянса, состав вошедших стран и их интересы, исходя из обнародованного тезисного изложения текста соглашения и анализа существующего баланса сил в регионе. Особое внимание уделяется США, как инициатору нового блока и его ««тихоокеанскому развороту», а также странам, чьи интересы затрагиваются, но не учитываются — Китаю и России. Методологическую основу исследования составили исторический, системный, сравнительно-политический подходы, политико-экономический анализ, методы индукции, дедукции и наблюдения. Автор отмечает, что США начали изменение баланса сил в АТР, направленное на ослабление своего главного конкурента в регионе — Китая, на сохранения монополярного мира и мировой финансовой системы, базирующейся на американской валюте. Создание ТТП может привести к расколу региона на противоборствующие блоки и эскалации напряженности.
Коломацкая Д.А. - Пути развития леворадикальных партий в странах Европейского союза

DOI:
10.7256/2454-0641.2016.1.17848

Аннотация: Статья посвящена рассмотрению современных леворадикальных партий стран Европейского союза в сравнительной перспективе. Объектом исследования являются леворадикальные партии в странах Европейского союза. Предмет исследования – пути трансформации леворадикальных партий в странах ЕС с конца 1980-х годов до настоящего времени. Цель состоит в изучении современного состояния леворадикальных партий в странах Европейского союза и рассмотрения их перспектив. Автор даёт определение леворадикальной партии, подробно рассматривает причины, повлиявшие на выбор того или иного пути развития партии, факторы, способствующие электоральному успеху европейских леворадикальных партий. Методологической основой исследования является сравнительный метод. Кроме этого, применяется анализ научной литературы по изучаемой проблеме, документов леворадикальных партий, результатов выборов. За последние 25 лет европейские леворадикальные партии прошли через период кризиса и трансформации. К настоящему времени они сумели адаптироваться к новым условиям и занять свою нишу в партийных системах европейских стран. Сложилось несколько типов леворадикальных партий. Актуальной задачей для них остаётся проведение глубокого анализа новых явлений и процессов в обществе и разработка современной программы, в которой высказывались бы представления о радикальных, но вместе с тем, реализуемых преобразованиях для построения общества, альтернативного ныне существующему.
Коломацкая Д.А. - Пути развития леворадикальных партий в странах Европейского союза c. 43-49

DOI:
10.7256/2454-0641.2016.1.67556

Аннотация: Статья посвящена рассмотрению современных леворадикальных партий стран Европейского союза в сравнительной перспективе. Объектом исследования являются леворадикальные партии в странах Европейского союза. Предмет исследования – пути трансформации леворадикальных партий в странах ЕС с конца 1980-х годов до настоящего времени. Цель состоит в изучении современного состояния леворадикальных партий в странах Европейского союза и рассмотрения их перспектив. Автор даёт определение леворадикальной партии, подробно рассматривает причины, повлиявшие на выбор того или иного пути развития партии, факторы, способствующие электоральному успеху европейских леворадикальных партий. Методологической основой исследования является сравнительный метод. Кроме этого, применяется анализ научной литературы по изучаемой проблеме, документов леворадикальных партий, результатов выборов. За последние 25 лет европейские леворадикальные партии прошли через период кризиса и трансформации. К настоящему времени они сумели адаптироваться к новым условиям и занять свою нишу в партийных системах европейских стран. Сложилось несколько типов леворадикальных партий. Актуальной задачей для них остаётся проведение глубокого анализа новых явлений и процессов в обществе и разработка современной программы, в которой высказывались бы представления о радикальных, но вместе с тем, реализуемых преобразованиях для построения общества, альтернативного ныне существующему.
Бояркина О.А. - Эволюция американской стратегии в Центральной Азии

DOI:
10.7256/2454-0641.2016.1.17897

Аннотация: В статье рассматривается новая тактика внешнеполитической стратегии США в отношении центральноазиатских государств в контексте изменения международной геополитической обстановки, а также усиления позиции России на мировой арене. Предметом исследования является влияние американской геополитической стратегии на состояние и развитие межгосударственных взаимоотношений Соединенных Штатов с государствами Центральной Азии, а также политическую стабильность в данном регионе. Дается оценка американской тактике «непубличной дипломатии» и новому формату межгосударственного взаимодействия CША-Центральная Азия. В статье используются историко-политологический подход, сравнительный метод, системно-функциональный метод, а также ивент-анализ к рассмотрению к внешнеполитической деятельности США в Центральной Азии. Автор приходит к выводу, что США стремятся усилить свои позиции в Центральной Азии, предложив государствам данного региона новый формат международного взаимодействия. Принимая во внимание возросшую стратегическую значимость Центральноазиатского региона, а также успехи российской дипломатии и усиление политического влияния России в мире, США на сегодняшний день рассматривают более пристально Центральноазиатский регион как стратегически важный для реализации своих национальных интересов.
Бояркина О.А. - Эволюция американской стратегии в Центральной Азии c. 50-54

DOI:
10.7256/2454-0641.2016.1.67557

Аннотация: В статье рассматривается новая тактика внешнеполитической стратегии США в отношении центральноазиатских государств в контексте изменения международной геополитической обстановки, а также усиления позиции России на мировой арене. Предметом исследования является влияние американской геополитической стратегии на состояние и развитие межгосударственных взаимоотношений Соединенных Штатов с государствами Центральной Азии, а также политическую стабильность в данном регионе. Дается оценка американской тактике «непубличной дипломатии» и новому формату межгосударственного взаимодействия CША-Центральная Азия. В статье используются историко-политологический подход, сравнительный метод, системно-функциональный метод, а также ивент-анализ к рассмотрению к внешнеполитической деятельности США в Центральной Азии. Автор приходит к выводу, что США стремятся усилить свои позиции в Центральной Азии, предложив государствам данного региона новый формат международного взаимодействия. Принимая во внимание возросшую стратегическую значимость Центральноазиатского региона, а также успехи российской дипломатии и усиление политического влияния России в мире, США на сегодняшний день рассматривают более пристально Центральноазиатский регион как стратегически важный для реализации своих национальных интересов.
Хауер-Тюкаркина О.М., Сетов Н.Р. - Фактор силы во внешней политике Европейского союза

DOI:
10.7256/2454-0641.2016.1.18132

Аннотация: Фактор силы является важным условием обеспечения конкурентоспособности ЕС как глобального игрока и стабильности европейского интеграционного образования. В статье проводится анализ трансформации силового фактора в политике Европейского союза со времени создания единого европейского проекта до настоящего момента, определяется роль фактора силы и ее аспектов («жесткой», «мягкой», нормативной силы) в современной внешней политике ЕС, рассматриваются основные инструменты реализации силового потенциала Союза как глобального политического и экономического актора. Авторами были использованы следующие методы: исторический метод, метод сравнительного анализа, дискурс-анализ, а также другие общенаучные методы исследования. Научная новизна исследования состоит в выявлении характера трансформации силового фактора во внешнеполитической стратегии Европейского союза, а также в определении роли фактора силы и ее аспектов («жесткой» и «мягкой» силы) в современной внешней политике ЕС. Исторический анализ этапов трансформации силового фактора в политике единой Европы показал, что основой внешней политики ЕС выступает «мягкая» сила, сущность которой отображает ценности и идеалы, являющиеся характерными для европейской социокультурной и политической жизни. Несмотря на то, что ключевым ресурсом авторитетности для ЕС является «мягкая» сила (ядром которой выступает культурно-цивилизационный код и нормативная сила), в стратегических внешнеполитических и геополитических вопросах ЕС активно использует инструменты «жесткой» силы, копируя внешнеполитический «габитус» национального государства.
Хауер-Тюкаркина О.М., Сетов Н.Р. - Фактор силы во внешней политике Европейского союза c. 55-65

DOI:
10.7256/2454-0641.2016.1.67558

Аннотация: Фактор силы является важным условием обеспечения конкурентоспособности ЕС как глобального игрока и стабильности европейского интеграционного образования. В статье проводится анализ трансформации силового фактора в политике Европейского союза со времени создания единого европейского проекта до настоящего момента, определяется роль фактора силы и ее аспектов («жесткой», «мягкой», нормативной силы) в современной внешней политике ЕС, рассматриваются основные инструменты реализации силового потенциала Союза как глобального политического и экономического актора. Авторами были использованы следующие методы: исторический метод, метод сравнительного анализа, дискурс-анализ, а также другие общенаучные методы исследования. Научная новизна исследования состоит в выявлении характера трансформации силового фактора во внешнеполитической стратегии Европейского союза, а также в определении роли фактора силы и ее аспектов («жесткой» и «мягкой» силы) в современной внешней политике ЕС. Исторический анализ этапов трансформации силового фактора в политике единой Европы показал, что основой внешней политики ЕС выступает «мягкая» сила, сущность которой отображает ценности и идеалы, являющиеся характерными для европейской социокультурной и политической жизни. Несмотря на то, что ключевым ресурсом авторитетности для ЕС является «мягкая» сила (ядром которой выступает культурно-цивилизационный код и нормативная сила), в стратегических внешнеполитических и геополитических вопросах ЕС активно использует инструменты «жесткой» силы, копируя внешнеполитический «габитус» национального государства.
РЕГИОНАЛЬНЫЕ КОНФИГУРАЦИИ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Карпов Г.А. - Миграционный кризис в ЕС и перспективы британской миграционной политики

DOI:
10.7256/2454-0641.2016.1.18259

Аннотация: В статье анализируются истоки миграционного кризиса 2015 г. в ЕС, дается краткое описание динамики событий. Автор обобщает результаты исследования миграционной политики британских консерваторов в 2010-2015 гг., основных мер, результатов и перспектив данной политики. Подробному изучению подверглась миграционная ситуация в Великобритании 2010-2014 гг.: динамика миграции, регионы и страны исхода мигрантов, основные способы въезда в страну. Особое внимание уделено роли миграционного вопроса и проблеме членства Великобритании в ЕС во внутриполитической борьбе накануне и после парламентских выборов 07 мая 2015 г. Методологической основой исследования являются проблемно-исторический и структурно-функциональный подходы, методы сравнительного анализа, наблюдения, синтеза, дедукции Британские власти не намерены придерживаться общеевропейской практики приема беженцев и планируют проводить собственную миграционную политику, ориентированную на защиту национальных интересов. При этом стоит учесть, что британская экономика нуждается в постоянном притоке трудовых мигрантов, миграция признана процессом неизбежным. Кардинально пересматривать миграционную политику консерваторы в 2010-2014 гг. не стали и в конце 2014 г. признались в провале миграционной политики, направленной на существенное снижение миграции. Скорее всего, в 2016-2017 гг. правящая партия тоже ограничится полумерами и популистскими обещаниями. Сегодня сложно оценить все возможные последствия продолжающего сейчас развиваться миграционного кризиса в ЕС. Однако даже если Великобритания по итогам референдума 23 июня 2016 г. останется в составе ЕС, мы можем констатировать, что для Западной Европы стала эпоха масштабных внутренних и внешних перемен с непредсказуемыми результатами.
Карпов Г.А. - Миграционный кризис в ЕС и перспективы британской миграционной политики c. 66-73

DOI:
10.7256/2454-0641.2016.1.67559

Аннотация: В статье анализируются истоки миграционного кризиса 2015 г. в ЕС, дается краткое описание динамики событий. Автор обобщает результаты исследования миграционной политики британских консерваторов в 2010-2015 гг., основных мер, результатов и перспектив данной политики. Подробному изучению подверглась миграционная ситуация в Великобритании 2010-2014 гг.: динамика миграции, регионы и страны исхода мигрантов, основные способы въезда в страну. Особое внимание уделено роли миграционного вопроса и проблеме членства Великобритании в ЕС во внутриполитической борьбе накануне и после парламентских выборов 07 мая 2015 г. Методологической основой исследования являются проблемно-исторический и структурно-функциональный подходы, методы сравнительного анализа, наблюдения, синтеза, дедукции Британские власти не намерены придерживаться общеевропейской практики приема беженцев и планируют проводить собственную миграционную политику, ориентированную на защиту национальных интересов. При этом стоит учесть, что британская экономика нуждается в постоянном притоке трудовых мигрантов, миграция признана процессом неизбежным. Кардинально пересматривать миграционную политику консерваторы в 2010-2014 гг. не стали и в конце 2014 г. признались в провале миграционной политики, направленной на существенное снижение миграции. Скорее всего, в 2016-2017 гг. правящая партия тоже ограничится полумерами и популистскими обещаниями. Сегодня сложно оценить все возможные последствия продолжающего сейчас развиваться миграционного кризиса в ЕС. Однако даже если Великобритания по итогам референдума 23 июня 2016 г. останется в составе ЕС, мы можем констатировать, что для Западной Европы стала эпоха масштабных внутренних и внешних перемен с непредсказуемыми результатами.
ВЫЗОВЫ И УГРОЗЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Холодкова Н.В. - Политическая практика функционирования современных террористических структур: сравнительный анализ «Аль-Каиды» и «Исламского государства»

DOI:
10.7256/2454-0641.2016.1.17842

Аннотация: Целью настоящей работы является проведение сравнительного анализа двух крупнейших террористических организаций мира - «Аль-Каиды» и «Исламского государства» посредством изучения политической практики их функционирования. Объектом исследования выступают террористические структуры, его предметом - сравнение террористических организаций «Аль-Каиды» и «Исламского государства» путем выявления общих и различных черт между ними. Особое внимание автор уделил рассмотрению понятия терроризма, особенностей современных террористических организаций, истории развития и структуры рассматриваемых группировок, а также результатов их террористической деятельности. Методологической основой исследования выступил компаративный анализ террористических организаций, в ходе которого были выявлены черты их сходства и различия по восьми предложенным автором основаниям. Кроме того, был применен структурно-функциональный общеметодологический подход в ходе рассмотрения составных единиц исследуемых организаций и выявления их функций и зависимостей между ними. Среди эмпирических методов, используемых автором, можно выделить: анализ документов и вторичный анализ статистических данных. Новизна исследования определяется тем, что на основе сравнительного исследования автору удалось проследить развитие феномена терроризма на конкретных примерах. В результате было выявлено, что «Аль-Каида» и «Исламское государство» наиболее сильно схожи по объекту борьбы, некоторым методикам вербовки новых членов, имеют общие виды источников финансирования, обладают схожим происхождением военного актива, а также имеют приблизительно равное присутствие своих вербовщиков в различных странах мира. Но отличаются типом организации, характером акций, территорией охвата и взглядами на возможность скорейшего прихода к исламскому халифату.
Холодкова Н.В. - Политическая практика функционирования современных террористических структур: сравнительный анализ «Аль-Каиды» и «Исламского государства» c. 74-79

DOI:
10.7256/2454-0641.2016.1.67560

Аннотация: Целью настоящей работы является проведение сравнительного анализа двух крупнейших террористических организаций мира - «Аль-Каиды» и «Исламского государства» посредством изучения политической практики их функционирования. Объектом исследования выступают террористические структуры, его предметом - сравнение террористических организаций «Аль-Каиды» и «Исламского государства» путем выявления общих и различных черт между ними. Особое внимание автор уделил рассмотрению понятия терроризма, особенностей современных террористических организаций, истории развития и структуры рассматриваемых группировок, а также результатов их террористической деятельности. Методологической основой исследования выступил компаративный анализ террористических организаций, в ходе которого были выявлены черты их сходства и различия по восьми предложенным автором основаниям. Кроме того, был применен структурно-функциональный общеметодологический подход в ходе рассмотрения составных единиц исследуемых организаций и выявления их функций и зависимостей между ними. Среди эмпирических методов, используемых автором, можно выделить: анализ документов и вторичный анализ статистических данных. Новизна исследования определяется тем, что на основе сравнительного исследования автору удалось проследить развитие феномена терроризма на конкретных примерах. В результате было выявлено, что «Аль-Каида» и «Исламское государство» наиболее сильно схожи по объекту борьбы, некоторым методикам вербовки новых членов, имеют общие виды источников финансирования, обладают схожим происхождением военного актива, а также имеют приблизительно равное присутствие своих вербовщиков в различных странах мира. Но отличаются типом организации, характером акций, территорией охвата и взглядами на возможность скорейшего прихода к исламскому халифату.
СТОЛКНОВЕНИЕ ЦИВИЛИЗАЦИЙ
Бочарников И.В. - О евразийской геополитической стратегии России

DOI:
10.7256/2454-0641.2016.1.17115

Аннотация: В статье обосновывается перспективность евразийского геополитического вектора развития России. В значительной мере это, определяется, с одной стороны традиционно недружественным отношением к России со стороны ведущих европейских стран. На протяжении многовековой исторической практики потенциал России использовался для обеспечения безопасности европейских стран, в то же время этими же странами реализовывалась политика ослабления России, нанесения ей максимального ущерба, в том числе вовлечения ее в войны и вооруженные конфликты. Аналогичного рода политика осуществляется по отношению к Российской Федерации со стороны США и их европейских (натовских) союзников. Это свидетельствует о бесперспективности усилий по выстраиванию взаимовыгодных отношений со странами Европы и США вследствие нежелания этого со стороны последних. Методологической основой исследования является системный, структурно-функциональный, сравнительно-политический подходы, методы анализа, синтеза, индукции, дедукции, наблюдения. С учетом того, что Россия является евразийским государством, необходимо использование данного обстоятельства в интересах ее эффективного развития. В статье определяется наиболее перспективные направления данного (евразийского) вектора развития Российской Федерации, а также необходимые условия для его формирования, окончательного закрепления и практической реализации.
Бочарников И.В. - О евразийской геополитической стратегии России c. 80-85

DOI:
10.7256/2454-0641.2016.1.67561

Аннотация: В статье обосновывается перспективность евразийского геополитического вектора развития России. В значительной мере это, определяется, с одной стороны традиционно недружественным отношением к России со стороны ведущих европейских стран. На протяжении многовековой исторической практики потенциал России использовался для обеспечения безопасности европейских стран, в то же время этими же странами реализовывалась политика ослабления России, нанесения ей максимального ущерба, в том числе вовлечения ее в войны и вооруженные конфликты. Аналогичного рода политика осуществляется по отношению к Российской Федерации со стороны США и их европейских (натовских) союзников. Это свидетельствует о бесперспективности усилий по выстраиванию взаимовыгодных отношений со странами Европы и США вследствие нежелания этого со стороны последних. Методологической основой исследования является системный, структурно-функциональный, сравнительно-политический подходы, методы анализа, синтеза, индукции, дедукции, наблюдения. С учетом того, что Россия является евразийским государством, необходимо использование данного обстоятельства в интересах ее эффективного развития. В статье определяется наиболее перспективные направления данного (евразийского) вектора развития Российской Федерации, а также необходимые условия для его формирования, окончательного закрепления и практической реализации.
ПРОБЛЕМЫ ВОЙНЫ И МИРА
Zverev P.G. - On the issue of the legal status of combatants and non-combatants

DOI:
10.7256/2454-0641.2016.1.16338

Abstract: The article is devoted to the comparative study of the legal status of combatants and non-combatants from the position of international humanitarian law and from the point of view of Russian and foreign international law doctrine. Special attention is paid to differences in the legal status of these persons in land, sea and air warfare. The weak positions of the Russian and foreign international law specialists in an attempt to distinguish these categories of eligible participants of armed conflicts are observed. The provisions of the 1949 Geneva conventions and their Additional protocols of 1977 are analyzed. The objective of this study is to determine the qualitative feature, which may help to delineate clearly the legal status of combatants and non-combatants in international and internal armed conflicts.The research is based on a combination of specific historical, comparative-legal, formal-legal and political-legal methods.The main conclusions of the research are the following: 1) combatants should in any circumstances distinguish themselves from the civilian population; 2) non-combatants are entitled to use their weapons only for self-defense or the protection of the property and persons entrusted to them; 3) non-combatants should include only the medical staff and clergy, all other categories of eligible participants of armed conflict are considered to be combatants. The novelty of the research is that the position of the Russian international law specialists on the question is described for the first time in comparative perspective in English.
Zverev P.G. - On the issue of the legal status of combatants and non-combatants c. 86-91

DOI:
10.7256/2454-0641.2016.1.67562

Аннотация: The article is devoted to the comparative study of the legal status of combatants and non-combatants from the position of international humanitarian law and from the point of view of Russian and foreign international law doctrine. Special attention is paid to differences in the legal status of these persons in land, sea and air warfare. The weak positions of the Russian and foreign international law specialists in an attempt to distinguish these categories of eligible participants of armed conflicts are observed. The provisions of the 1949 Geneva conventions and their Additional protocols of 1977 are analyzed. The objective of this study is to determine the qualitative feature, which may help to delineate clearly the legal status of combatants and non-combatants in international and internal armed conflicts.The research is based on a combination of specific historical, comparative-legal, formal-legal and political-legal methods.The main conclusions of the research are the following: 1) combatants should in any circumstances distinguish themselves from the civilian population; 2) non-combatants are entitled to use their weapons only for self-defense or the protection of the property and persons entrusted to them; 3) non-combatants should include only the medical staff and clergy, all other categories of eligible participants of armed conflict are considered to be combatants. The novelty of the research is that the position of the Russian international law specialists on the question is described for the first time in comparative perspective in English.
МЕЖДУНАРОДНЫЕ КОНФЛИКТЫ
Филиппов В.Р. - Чад: война всех против всех

DOI:
10.7256/2454-0641.2016.1.16829

Аннотация: Используя метод исторической реконструкции, автор показывает латентные причины и неоколониальный характер гражданской войны в Республике Чад – одного из самых продолжительных и кровавых конфликтов на африканском континенте в постколониальный период. Комплексный анализ малоизвестных исторических источников (материалов судебных и журналистских расследований, свидетельств известных политиков и дипломатов) позволяет выяснить побудительные мотивы и цели самых разных акторов политического процесса в этом внутригосударственном и международном противостоянии, а также оценить перспективы разрешения конфликта в будущем. Методологической основой исследования является системный, структурно-функциональный, сравнительно-политический подходы, методы анализа, синтеза, индукции, дедукции, наблюдения. Акцент сделан на выяснении роли Франции в развязывании гражданской войны в Чаде, а также ее политики (политики «Франсафрик») в отношении других стран, втянутых в военные действия – США, Ливии, Судана. Показана тесная связь между событиями в Республике Чад и войной в Дарфуре. Обоснован вывод о том, что Пятая республика инспирировала и долгое время поддерживала межконфессиональное и межрасовое противостояние с целью сохранения экономических и политических преференций Парижа в этом богатом ураном и стратегически важном регионе. Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ, проект № 15-01-00363, "Внешнее вмешательство во внутренние дела стран "третьего мира" в эпоху "холодной войны": опыт многоуровневого анализа"
Филиппов В.Р. - Чад: война всех против всех c. 92-105

DOI:
10.7256/2454-0641.2016.1.67563

Аннотация: Используя метод исторической реконструкции, автор показывает латентные причины и неоколониальный характер гражданской войны в Республике Чад – одного из самых продолжительных и кровавых конфликтов на африканском континенте в постколониальный период. Комплексный анализ малоизвестных исторических источников (материалов судебных и журналистских расследований, свидетельств известных политиков и дипломатов) позволяет выяснить побудительные мотивы и цели самых разных акторов политического процесса в этом внутригосударственном и международном противостоянии, а также оценить перспективы разрешения конфликта в будущем. Методологической основой исследования является системный, структурно-функциональный, сравнительно-политический подходы, методы анализа, синтеза, индукции, дедукции, наблюдения. Акцент сделан на выяснении роли Франции в развязывании гражданской войны в Чаде, а также ее политики (политики «Франсафрик») в отношении других стран, втянутых в военные действия – США, Ливии, Судана. Показана тесная связь между событиями в Республике Чад и войной в Дарфуре. Обоснован вывод о том, что Пятая республика инспирировала и долгое время поддерживала межконфессиональное и межрасовое противостояние с целью сохранения экономических и политических преференций Парижа в этом богатом ураном и стратегически важном регионе. Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ, проект № 15-01-00363, "Внешнее вмешательство во внутренние дела стран "третьего мира" в эпоху "холодной войны": опыт многоуровневого анализа"
РЕВОЛЮЦИИ
Нейматов А.Я. - Современные цветные революции в контексте научно-технологического подхода

DOI:
10.7256/2454-0641.2016.1.15972

Аннотация: Предметом настоящего исследования являются современные знания и представления о природе цветных революций, а также дискуссии, разворачивающиеся вокруг этого явления в российской и зарубежной науке. Автор обращает внимание на то, что в конце XX - начале XXI века в мире появляются новые формы и методы организации государственных переворотов, основанные на применении методов «мягкой силы» - так называемые цветные революции. Автор подробно рассматривает цветные революции с позиций двух альтернативных подходов - как явление и как технологию, соглашаясь с мнением тех российских экспертов, которые считают, что современные цветные революции – это технологии государственных переворотов, в которых основным инструментом демонтажа политических режимов инструментом которого выступает молодежное протестное движение, довольно часто идущее на столкновение с властью под националистическими лозунгами. Сигналом для запуска технологий цветных революций становятся выборы – наиболее удобный и ставший уже классическим повод, предполагающей инициирование массовых народных протестов на волне выдвигаемых оппозицией обвинений в якобы имевшей место массовой фальсификации результатов выборов. Это – тот самый классический повод, который был использован в цветной революции в Сербии, в оранжевой революции в Украине, в революции роз в Грузии, и во множестве других стран - привычный и прекрасно отработанный прием, клише, «демократический шаблон». Методологической основой исследования является системный, структурно-функциональный, сравнительно-политический подходы, методы анализа, синтеза, индукции, дедукции, наблюдения. В российском экспертном сообществе сегодня сохраняются две диаметрально противоположные точки зрения относительно природы цветных революций, которые выражаются в конкурентном существовании двух гипотез: феноменологической (рассматривающей цветную революцию как явление) и технологической (рассматривающей цветную революцию как инструмент политического воздействия, как политическую технологию). Целью данного исследования является выявление форм и методов организации и проведения цветных революций в мировой практике.
Нейматов А.Я. - Современные цветные революции в контексте научно-технологического подхода c. 106-110

DOI:
10.7256/2454-0641.2016.1.67564

Аннотация: Предметом настоящего исследования являются современные знания и представления о природе цветных революций, а также дискуссии, разворачивающиеся вокруг этого явления в российской и зарубежной науке. Автор обращает внимание на то, что в конце XX - начале XXI века в мире появляются новые формы и методы организации государственных переворотов, основанные на применении методов «мягкой силы» - так называемые цветные революции. Автор подробно рассматривает цветные революции с позиций двух альтернативных подходов - как явление и как технологию, соглашаясь с мнением тех российских экспертов, которые считают, что современные цветные революции – это технологии государственных переворотов, в которых основным инструментом демонтажа политических режимов инструментом которого выступает молодежное протестное движение, довольно часто идущее на столкновение с властью под националистическими лозунгами. Сигналом для запуска технологий цветных революций становятся выборы – наиболее удобный и ставший уже классическим повод, предполагающей инициирование массовых народных протестов на волне выдвигаемых оппозицией обвинений в якобы имевшей место массовой фальсификации результатов выборов. Это – тот самый классический повод, который был использован в цветной революции в Сербии, в оранжевой революции в Украине, в революции роз в Грузии, и во множестве других стран - привычный и прекрасно отработанный прием, клише, «демократический шаблон». Методологической основой исследования является системный, структурно-функциональный, сравнительно-политический подходы, методы анализа, синтеза, индукции, дедукции, наблюдения. В российском экспертном сообществе сегодня сохраняются две диаметрально противоположные точки зрения относительно природы цветных революций, которые выражаются в конкурентном существовании двух гипотез: феноменологической (рассматривающей цветную революцию как явление) и технологической (рассматривающей цветную революцию как инструмент политического воздействия, как политическую технологию). Целью данного исследования является выявление форм и методов организации и проведения цветных революций в мировой практике.
Орехов А.А. - К вопросу о причинах падения правительства М. Мурси в Египте

DOI:
10.7256/2454-0641.2016.1.16576

Аннотация: Предметом статьи являются причины военного переворота "3-го июля 2013 г." в Египте, приведшего к падению исламистского правительства М. Мурси. В ходе исследования рассматриваются политические и социальные последствия египетской "Арабской весны". Проанализированы ключевые пункты предвыборной программы исламской оппозиции и причины её поддержки со стороны населения, а также на конкретных примерах рассмотрены основные мероприятия внутренней и внешней политики исламистского правительства во главе с М. Мурси. Особое внимание уделяется изучению содержания конституции 2012 г. Метод исследования составляет комплексный историко-политический анализ, опирающийся на различные источники, причин военного переворота в Египте. Делается вывод о причинах вылившейся в переворот реакции со стороны армейского руководства и населения страны на политику исламистского правительства. Исследование показало основу комплекса причин переворота переворота "3-го июля 2013 г." Она заключается во в целом неудачной внутренней политике исламистского правительства в сочетании с его внешней политикой, также не принёсшей весомого результата.
Орехов А.А. - К вопросу о причинах падения правительства М. Мурси в Египте c. 111-115

DOI:
10.7256/2454-0641.2016.1.67565

Аннотация: Предметом статьи являются причины военного переворота "3-го июля 2013 г." в Египте, приведшего к падению исламистского правительства М. Мурси. В ходе исследования рассматриваются политические и социальные последствия египетской "Арабской весны". Проанализированы ключевые пункты предвыборной программы исламской оппозиции и причины её поддержки со стороны населения, а также на конкретных примерах рассмотрены основные мероприятия внутренней и внешней политики исламистского правительства во главе с М. Мурси. Особое внимание уделяется изучению содержания конституции 2012 г. Метод исследования составляет комплексный историко-политический анализ, опирающийся на различные источники, причин военного переворота в Египте. Делается вывод о причинах вылившейся в переворот реакции со стороны армейского руководства и населения страны на политику исламистского правительства. Исследование показало основу комплекса причин переворота переворота "3-го июля 2013 г." Она заключается во в целом неудачной внутренней политике исламистского правительства в сочетании с его внешней политикой, также не принёсшей весомого результата.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.