по
Международные отношения
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Международные отношения" > Содержание № 02, 2015
Выходные данные сетевого издания "Международные отношения"
Номер подписан в печать: 13-03-2015
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Быков Илья Анатольевич – доктор политических наук, профессор Санкт-Петербургского государственного университета, Кафедра связей с общественностью в политике и государственном управлении, 199004, Россия, г. Санкт-Петербург, ул. 1-я Линия, д. 26, оф. 509, i.bykov@spbu.ru
ISSN: 2454-0641
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 02, 2015
АКТУАЛЬНЫЙ ВОПРОС
Филиппов В.Р. - Геноцид в Руанде: роль Франции

DOI:
10.7256/2454-0641.2015.2.13714

Аннотация: В российской и зарубежной африканистике принято интерпретировать геноцид в Руанде в 1994 году как иррациональный «межэтнический конфликт» между тутси и хуту. Но если отказаться от этнических коннотаций причин страшной резни, становится ясно, что за спинами ее непосредственных участников и исполнителей стояли могущественные политические силы. Инспирированное спецслужбами США наступление тутси из Уганды на территорию Руанды в официальном Париже расценили как вторжение американцев во французскую сферу интересов. Методологическую основу исследования составляют системный, структурно-функциональный, сравнительно-исторический, сравнительно-политический, геополитический и культурно-цивилизационный подходы, методы анализа, синтеза, индукции, дедукции, моделирования, наблюдения. Документы свидетельствуют, что укрепление позиций тутси, по мнению Елисейского дворца, грозило ослабить влияние Франции на Черном континенте в целом. А США расценивали Руанду как плацдарм для проникновения в Тропическую Африку: целью американцев был богатый Заир (ДРК). И именно в этом следует искать объяснение причин гуманитарной катастрофы не только в Руанде, но и в регионе в целом.
Филиппов В.Р. - Геноцид в Руанде: роль Франции c. 134-148

DOI:
10.7256/2454-0641.2015.2.66171

Аннотация: В российской и зарубежной африканистике принято интерпретировать геноцид в Руанде в 1994 году как иррациональный «межэтнический конфликт» между тутси и хуту. Но если отказаться от этнических коннотаций причин страшной резни, становится ясно, что за спинами ее непосредственных участников и исполнителей стояли могущественные политические силы. Инспирированное спецслужбами США наступление тутси из Уганды на территорию Руанды в официальном Париже расценили как вторжение американцев во французскую сферу интересов. Методологическую основу исследования составляют системный, структурно-функциональный, сравнительно-исторический, сравнительно-политический, геополитический и культурно-цивилизационный подходы, методы анализа, синтеза, индукции, дедукции, моделирования, наблюдения. Документы свидетельствуют, что укрепление позиций тутси, по мнению Елисейского дворца, грозило ослабить влияние Франции на Черном континенте в целом. А США расценивали Руанду как плацдарм для проникновения в Тропическую Африку: целью американцев был богатый Заир (ДРК). И именно в этом следует искать объяснение причин гуманитарной катастрофы не только в Руанде, но и в регионе в целом.
МИРОВАЯ ПОЛИТИКА
Сотиропуло П. - Is the ‘crisis of secularism’ in Western Europe the result of multiculturalism?

DOI:
10.7256/2454-0641.2015.2.12589

Аннотация: Western Europe is phasing the outcomes of the development of two different trajectories. On one side, the immigrant presence from the former colonies, growing since the 1960’s, has turned Western Europe into a multicultural and, by extension, multi-faith mosaic. On the other, the permanent decline of religious performance has brought up a wider consensus concerning the privatization of religion as well as its status of invisibility in the public sphere. These two trajectories can be perceived as oppositional if one bears in mind the significant numbers of non- white immigrants residing in Western European states and the paramount importance most of them place on religion for identification, organization and political representation. Several prominent academics refer to the emergence of the aforementioned phenomenon as a ‘crisis of secularism’. However, I would like to argue that such clear-cut judgments present several problems. To begin with, ‘secularism’ is a complex term with multiple meanings. Western Europe currently sports two forms of secularism; the radical model of French laicité and the moderate form followed by the rest of the states. Within the latter framework, several kinds of state-religion connections have been developed throughout the years. Even in the radical French model some state-religion connections exist, although they are concealed under cultural terms. As becomes apparent, if we take absolute state-religious separation as a crude definition of secularism, it turns out that ‘a crisis’ occurred well before the advent of multicultural presence. Indeed, this essay will attempt to clarify that although multiculturalism supports and promotes the recognition of minority religious identities, the statement that it puts secularism under crisis is a bit exaggerated, if not purposefully misleading. Multiculturalism does not opt for a complete disestablishment of secularism. On the contrary, multiculturalism supports moderate secularism as it is believed that the various types of religion-state connections within it can be extended so as to accommodate minority religions, as well. All in all, multiculturalism strives for a rethinking of secularism, a renegotiation of the term, for it to become less restrictive for minorities that feel marginalized because of their religious identity.
Sotiropulo P. - Is the ‘crisis of secularism’ in Western Europe the result of multiculturalism? c. 149-154

DOI:
10.7256/2454-0641.2015.2.66172

Аннотация: Western Europe is phasing the outcomes of the development of two different trajectories. On one side, the immigrant presence from the former colonies, growing since the 1960’s, has turned Western Europe into a multicultural and, by extension, multi-faith mosaic. On the other, the permanent decline of religious performance has brought up a wider consensus concerning the privatization of religion as well as its status of invisibility in the public sphere. These two trajectories can be perceived as oppositional if one bears in mind the significant numbers of non- white immigrants residing in Western European states and the paramount importance most of them place on religion for identification, organization and political representation. Several prominent academics refer to the emergence of the aforementioned phenomenon as a ‘crisis of secularism’. However, I would like to argue that such clear-cut judgments present several problems. To begin with, ‘secularism’ is a complex term with multiple meanings. Western Europe currently sports two forms of secularism; the radical model of French laicité and the moderate form followed by the rest of the states. Within the latter framework, several kinds of state-religion connections have been developed throughout the years. Even in the radical French model some state-religion connections exist, although they are concealed under cultural terms. As becomes apparent, if we take absolute state-religious separation as a crude definition of secularism, it turns out that ‘a crisis’ occurred well before the advent of multicultural presence. Indeed, this essay will attempt to clarify that although multiculturalism supports and promotes the recognition of minority religious identities, the statement that it puts secularism under crisis is a bit exaggerated, if not purposefully misleading. Multiculturalism does not opt for a complete disestablishment of secularism. On the contrary, multiculturalism supports moderate secularism as it is believed that the various types of religion-state connections within it can be extended so as to accommodate minority religions, as well. All in all, multiculturalism strives for a rethinking of secularism, a renegotiation of the term, for it to become less restrictive for minorities that feel marginalized because of their religious identity.
Хауер-Тюкаркина О.М. - Кризис ЕС: как Германия спасает проект единой Европы

DOI:
10.7256/2454-0641.2015.2.14153

Аннотация: Современный экономический кризис Еврозоны стал одним из сильнейших вызовов для ЕС, поставивших под угрозу существование Союза и разделивших европейские страны на еврооптимистов и европессимистов. В статье рассматривается роль ФРГ в укреплении позиций ЕС как ключевого политического игрока на мировой арене, приводится разбор двух проектов, инициированных в ФРГ в качестве поддержки проекта единой Европы, оцениваются перспективы проведения имиджевых проектов в странах ЕС с целью восстановления репутационного капитала Европейского Союза в условиях кризиса. Для написания материала использовался метод системного анализа имиджевых кампаний, реализованных в ФРГ для поддержки ЕС. Использован междисциплинарный подход к рассмотрению проблематики (международные отношения, имиджелогия, маркетинговые коммуникации). Новизна исследования заключается в освещении следующих аспектов: выявление роли ФРГ в укреплении позиций ЕС как ключевого политического игрока на мировой арене, получение результатов системного анализа антикризисных имиджевых кампаний, реализованных ФРГ, оценка эффективности кампаний "Я хочу Европу", "Европа - это мы", оценка перспектив проведения имиджевых проектов в странах ЕС с целью восстановления репутационного капитала Европейского Союза в условиях текущего кризиса.
Хауер-Тюкаркина О.М. - Кризис ЕС: как Германия спасает проект единой Европы c. 155-161

DOI:
10.7256/2454-0641.2015.2.66173

Аннотация: Современный экономический кризис Еврозоны стал одним из сильнейших вызовов для ЕС, поставивших под угрозу существование Союза и разделивших европейские страны на еврооптимистов и европессимистов. В статье рассматривается роль ФРГ в укреплении позиций ЕС как ключевого политического игрока на мировой арене, приводится разбор двух проектов, инициированных в ФРГ в качестве поддержки проекта единой Европы, оцениваются перспективы проведения имиджевых проектов в странах ЕС с целью восстановления репутационного капитала Европейского Союза в условиях кризиса. Для написания материала использовался метод системного анализа имиджевых кампаний, реализованных в ФРГ для поддержки ЕС. Использован междисциплинарный подход к рассмотрению проблематики (международные отношения, имиджелогия, маркетинговые коммуникации). Новизна исследования заключается в освещении следующих аспектов: выявление роли ФРГ в укреплении позиций ЕС как ключевого политического игрока на мировой арене, получение результатов системного анализа антикризисных имиджевых кампаний, реализованных ФРГ, оценка эффективности кампаний "Я хочу Европу", "Европа - это мы", оценка перспектив проведения имиджевых проектов в странах ЕС с целью восстановления репутационного капитала Европейского Союза в условиях текущего кризиса.
ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА РОССИИ
Чарковска Э. - Центральная Азия - ось сотрудничества и соперничества в российско-китайских отношениях

DOI:
10.7256/2454-0641.2015.2.12383

Аннотация: Потенциал сотрудничества в отношениях между великими державами (особенно имеющими общую границу) существенно меньше потенциала соперничества в силу существования объективных противоречий между ними. Имманентной чертой внешней политики великих держав является стремление к укреплению своего влияния в мире, в связи с чем они уделяют особое внимание регионам, важным для реализации их стратегических интересов. В данном исследовании предпринята попытка представить существенную как для расстановки сил в регионе Центральной Азии, так и состояния российско-китайских отношений проблему сотрудничества и соперничества Москвы и Пекина. В настоящее время РФ и КНР демонстрируют в своих отношениях «стратегическое партнерство», но потенциальные и реальные элементы напряженности не исчезли и вероятность появления противоречий между ними прямо пропорциональна процессу ослабления роли России в регионе и постоянно усиливающейся позиции Китая в Центральной Азии. Российско-китайское сотрудничество и соперничество существует в нескольких сферах – безопасности, экономической, политической, социально-культурной. Во всех этих областях Москву и Пекин объединяют прочные связи с регионом, как в двусторонних, так и многосторонних измерениях. Россия и Китай уделяют особое внимание безопасности и экономическому и энергетическому сотрудничеству. В статиье проанализирована модель кооперации и соперничества в российско-китайских отношениях в регионе прежде всего в этих двух плоскостях.
Чарковска Э. - Центральная Азия - ось сотрудничества и соперничества в российско-китайских отношениях c. 162-174

DOI:
10.7256/2454-0641.2015.2.66174

Аннотация: Потенциал сотрудничества в отношениях между великими державами (особенно имеющими общую границу) существенно меньше потенциала соперничества в силу существования объективных противоречий между ними. Имманентной чертой внешней политики великих держав является стремление к укреплению своего влияния в мире, в связи с чем они уделяют особое внимание регионам, важным для реализации их стратегических интересов. В данном исследовании предпринята попытка представить существенную как для расстановки сил в регионе Центральной Азии, так и состояния российско-китайских отношений проблему сотрудничества и соперничества Москвы и Пекина. В настоящее время РФ и КНР демонстрируют в своих отношениях «стратегическое партнерство», но потенциальные и реальные элементы напряженности не исчезли и вероятность появления противоречий между ними прямо пропорциональна процессу ослабления роли России в регионе и постоянно усиливающейся позиции Китая в Центральной Азии. Российско-китайское сотрудничество и соперничество существует в нескольких сферах – безопасности, экономической, политической, социально-культурной. Во всех этих областях Москву и Пекин объединяют прочные связи с регионом, как в двусторонних, так и многосторонних измерениях. Россия и Китай уделяют особое внимание безопасности и экономическому и энергетическому сотрудничеству. В статиье проанализирована модель кооперации и соперничества в российско-китайских отношениях в регионе прежде всего в этих двух плоскостях.
ПОЛИТИЧЕСКАЯ СТАБИЛЬНОСТЬ
Семченков А.С. - Системная дестабилизация современных государств

DOI:
10.7256/2454-0641.2015.2.11570

Аннотация: Системная дестабилизация государств – феномен современной внутренней и мировой политики, выражающийся в разрушении ранее существовавших социально-политических систем национального уровня социально-культурными, информационными, экономическими, финансовыми, организационно-управленческими, дипломатическими, военными и иными средствами, и в последующей коренной трансформации этих стран. В статье рассматриваются происхождение и развитие концептов, характеризующих технологии системной дестабилизации современных национальных государств, как федеративных, так и унитарных: управляемый хаос, сетевая война, операции по достижению эффекта, преэмптивная война, геополитическая операция. Принимая во внимание содержание данных концептов, а также особенности мировой политической практики, автор формулирует алгоритм системной дестабилизации, включающий несколько этапов: латентный, роста напряженности внутри страны и на уровне международных отношений, демонтажа государства-объекта хаотизации. Определяются основные факторы устойчивости государства, подвергающегося системной дестабилизации. На основе учета содержания и особенностей динамики системной дестабилизации сформулирован алгоритм мер и действий по недопущению хаотизации современных государств.
Семченков А.С. - Системная дестабилизация современных государств c. 175-183

DOI:
10.7256/2454-0641.2015.2.66175

Аннотация: Системная дестабилизация государств – феномен современной внутренней и мировой политики, выражающийся в разрушении ранее существовавших социально-политических систем национального уровня социально-культурными, информационными, экономическими, финансовыми, организационно-управленческими, дипломатическими, военными и иными средствами, и в последующей коренной трансформации этих стран. В статье рассматриваются происхождение и развитие концептов, характеризующих технологии системной дестабилизации современных национальных государств, как федеративных, так и унитарных: управляемый хаос, сетевая война, операции по достижению эффекта, преэмптивная война, геополитическая операция. Принимая во внимание содержание данных концептов, а также особенности мировой политической практики, автор формулирует алгоритм системной дестабилизации, включающий несколько этапов: латентный, роста напряженности внутри страны и на уровне международных отношений, демонтажа государства-объекта хаотизации. Определяются основные факторы устойчивости государства, подвергающегося системной дестабилизации. На основе учета содержания и особенностей динамики системной дестабилизации сформулирован алгоритм мер и действий по недопущению хаотизации современных государств.
Жолобова О.А. - Особенности формирования концепции региональной политики в современной России

DOI:
10.7256/2454-0641.2015.2.12709

Аннотация: Применительно к современной российской действительности региональную политику целесообразно рассматривать через призму становления и эволюции федеративных отношений. В качестве основных акторов федеративных отношений выступают федеральный центр и относительно самостоятельные (в пределах отведенных им полномочий) субъекты федерации, находящиеся в постоянном взаимодействии и представляющие собой системы политических институтов и политических интересов. Поэтому отношения в системе «центр-регионы» конфликты по своей природе: практически всегда регион стремится к увеличению политической автономии, в то время как федеральный центр предпочитает стратегию сдерживания. Методологической основой статьи является системный, структурно-функциональный и сравнительный подходы, методы исследования тем и направлений россиеведения, методы анализа, синтеза, моделирования, наблюдения, экспертных оценок. В условиях федеративной модели территориально-государственного устройства возможность проведения комплексной и систематизированной региональной политики определяется устойчивостью и сбалансированностью отношений между федеральным центром и субъектами федерации. В то же время доминирование процессов централизации, либо децентрализации делает актуальным выбор определенной стратегии регионального развития: селективной в условиях централизованной федеративной модели, либо общесистемной в условиях децентрализации и высокой степени финансовой и политической автономии регионов.
Жолобова О.А. - Особенности формирования концепции региональной политики в современной России c. 184-189

DOI:
10.7256/2454-0641.2015.2.66176

Аннотация: Применительно к современной российской действительности региональную политику целесообразно рассматривать через призму становления и эволюции федеративных отношений. В качестве основных акторов федеративных отношений выступают федеральный центр и относительно самостоятельные (в пределах отведенных им полномочий) субъекты федерации, находящиеся в постоянном взаимодействии и представляющие собой системы политических институтов и политических интересов. Поэтому отношения в системе «центр-регионы» конфликты по своей природе: практически всегда регион стремится к увеличению политической автономии, в то время как федеральный центр предпочитает стратегию сдерживания. Методологической основой статьи является системный, структурно-функциональный и сравнительный подходы, методы исследования тем и направлений россиеведения, методы анализа, синтеза, моделирования, наблюдения, экспертных оценок. В условиях федеративной модели территориально-государственного устройства возможность проведения комплексной и систематизированной региональной политики определяется устойчивостью и сбалансированностью отношений между федеральным центром и субъектами федерации. В то же время доминирование процессов централизации, либо децентрализации делает актуальным выбор определенной стратегии регионального развития: селективной в условиях централизованной федеративной модели, либо общесистемной в условиях децентрализации и высокой степени финансовой и политической автономии регионов.
РЕГИОНАЛЬНЫЕ КОНФИГУРАЦИИ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Виноградова Е.А. - Общественная дипломатия стран АЛБА в сирийском кризисе

DOI:
10.7256/2454-0641.2015.2.12594

Аннотация: Политика в области общественной дипломатии стран АЛБА на Ближнем Востоке является одним из важнейших внешнеполитических ориентиров стран АЛБА в их ассиметричном информационном противоборстве с США. В период 2006-2013 гг. страны АЛБА оказывали влияние на международные СМИ с целью формирования отрицательной репутации США. Укрепляющийся внешнеполитический диалог стран АЛБА с Сирией, объединяющий два региона на базе платформы противостояния однополярному влиянию США, открывает дополнительные перспективы для формирования новых центров силы, противостоящих сложившейся в мире монополярности. Методология исследования основана на системном, структурно-функциональном, сравнительно-историческом и сравнительно-политическом подходах, методах анализа, синтеза, индукции, дедукции, моделирования, включенного наблюдения, диалектики. В 2004 г. девять стран Латинской Америки и Карибского бассейна - Боливия, Венесуэла, Куба, Эквадор, Никарагуа, Доминика, Антигуа и Барбуда, Сент-Винсент и Гренадины - создали международную организацию и субрегиональное интеграционное объединение АЛБА: Боливарианский альянс для народов нашей Америки (Alianza Bolivariana para los Pueblos de Nuestra America). Инициаторами образования АЛБА были Уго Чавес и Фидель Кастро.
Виноградова Е.А. - Общественная дипломатия стран АЛБА в сирийском кризисе c. 190-196

DOI:
10.7256/2454-0641.2015.2.66177

Аннотация: Политика в области общественной дипломатии стран АЛБА на Ближнем Востоке является одним из важнейших внешнеполитических ориентиров стран АЛБА в их ассиметричном информационном противоборстве с США. В период 2006-2013 гг. страны АЛБА оказывали влияние на международные СМИ с целью формирования отрицательной репутации США. Укрепляющийся внешнеполитический диалог стран АЛБА с Сирией, объединяющий два региона на базе платформы противостояния однополярному влиянию США, открывает дополнительные перспективы для формирования новых центров силы, противостоящих сложившейся в мире монополярности. Методология исследования основана на системном, структурно-функциональном, сравнительно-историческом и сравнительно-политическом подходах, методах анализа, синтеза, индукции, дедукции, моделирования, включенного наблюдения, диалектики. В 2004 г. девять стран Латинской Америки и Карибского бассейна - Боливия, Венесуэла, Куба, Эквадор, Никарагуа, Доминика, Антигуа и Барбуда, Сент-Винсент и Гренадины - создали международную организацию и субрегиональное интеграционное объединение АЛБА: Боливарианский альянс для народов нашей Америки (Alianza Bolivariana para los Pueblos de Nuestra America). Инициаторами образования АЛБА были Уго Чавес и Фидель Кастро.
ДИПЛОМАТИЯ
Косенко С.И. - Фактор «мягкой силы» в культурной дипломатии Франции

DOI:
10.7256/2454-0641.2015.2.10167

Аннотация: Аннотация. В настоящей статье рассматриваются некоторые актуальные аспекты культурной дипломатии Франции как атрибута «мягкой силы»; подчеркивается традиционно особое место культурной политики в стратегии сохранения и усиления глобального влияния Франции в условиях скрытого противостояния лингвокультурному давлению США и их претензиям на духовное лидерство в современном мире. Мягкая сила всегда играла большую роль в реализации Францией своей внешней политики. По мере расширения глобализации все более острой и злободневной для стран с развитой культурой становится задача сохранения и защиты своей национальной самобытности и цивилизационного своеобразия. В этом смысле великая культурная держава – Франция – являет собой яркий и убедительный пример страны, которая, благодаря целенаправленной и продуманной государственной политике в области культуры, на протяжении веков твердо отстаивала и продолжает успешно отстаивать свою «культурную исключительность».
Косенко С.И. - Фактор «мягкой силы» в культурной дипломатии Франции c. 197-208

DOI:
10.7256/2454-0641.2015.2.66178

Аннотация: Аннотация. В настоящей статье рассматриваются некоторые актуальные аспекты культурной дипломатии Франции как атрибута «мягкой силы»; подчеркивается традиционно особое место культурной политики в стратегии сохранения и усиления глобального влияния Франции в условиях скрытого противостояния лингвокультурному давлению США и их претензиям на духовное лидерство в современном мире. Мягкая сила всегда играла большую роль в реализации Францией своей внешней политики. По мере расширения глобализации все более острой и злободневной для стран с развитой культурой становится задача сохранения и защиты своей национальной самобытности и цивилизационного своеобразия. В этом смысле великая культурная держава – Франция – являет собой яркий и убедительный пример страны, которая, благодаря целенаправленной и продуманной государственной политике в области культуры, на протяжении веков твердо отстаивала и продолжает успешно отстаивать свою «культурную исключительность».
ГУМАНИТАРНЫЕ ИНТЕРВЕНЦИИ
Карякин В.В. - Трансформация западного миротворчества: от поддержания мира к гуманитарным интервенциям

DOI:
10.7256/2454-0641.2015.2.12747

Аннотация: Выступление посвящено вопросам трансформации взглядов на миротворческую деятельность ООН, характерной особенностью которой является появление «гуманитарных интервенций» как новой формы проведения миротворческих операций. Как и многие другие процессы и явления, вызванные глобализацией, она сочетают в себе как позитивные моменты, так и такую негативную черту «приватизация» подобных акций со стороны США и НАТО, которые пытаются создать обособленную правовую базу для проведения подобных операций, не только противоречащую общепризнанному международному законодательству, но и зачастую игнорирующего его. Методологическую основу исследования составляют системный, структурно-функциональный, сравнительно-исторический, сравнительно-политический, геополитический и культурно-цивилизационный подходы, методы анализа, синтеза, индукции, дедукции, моделирования, наблюдения. Глобальная трансформация международных отношений в конце ХХ – начале XXI веков привела к изменению концептуальных подходов к проблемам международной безопасности. Прекращение «холодной войны» активизировало противоречия, искусственно сдерживаемые до этого усилиями двух сверхдержав. Преодолев непосредственную угрозу глобального конфликта между противостоящими военно-политическими блоками: НАТО и странами Варшавского договора, мировое сообщество столкнулось с опасностью разрастания непредсказуемых по своим последствиям и трудно контролируемых вооруженных конфликтов на межэтнической и конфессиональной почве в различных регионах планеты.
Карякин В.В. - Трансформация западного миротворчества: от поддержания мира к гуманитарным интервенциям c. 209-222

DOI:
10.7256/2454-0641.2015.2.66179

Аннотация: Выступление посвящено вопросам трансформации взглядов на миротворческую деятельность ООН, характерной особенностью которой является появление «гуманитарных интервенций» как новой формы проведения миротворческих операций. Как и многие другие процессы и явления, вызванные глобализацией, она сочетают в себе как позитивные моменты, так и такую негативную черту «приватизация» подобных акций со стороны США и НАТО, которые пытаются создать обособленную правовую базу для проведения подобных операций, не только противоречащую общепризнанному международному законодательству, но и зачастую игнорирующего его. Методологическую основу исследования составляют системный, структурно-функциональный, сравнительно-исторический, сравнительно-политический, геополитический и культурно-цивилизационный подходы, методы анализа, синтеза, индукции, дедукции, моделирования, наблюдения. Глобальная трансформация международных отношений в конце ХХ – начале XXI веков привела к изменению концептуальных подходов к проблемам международной безопасности. Прекращение «холодной войны» активизировало противоречия, искусственно сдерживаемые до этого усилиями двух сверхдержав. Преодолев непосредственную угрозу глобального конфликта между противостоящими военно-политическими блоками: НАТО и странами Варшавского договора, мировое сообщество столкнулось с опасностью разрастания непредсказуемых по своим последствиям и трудно контролируемых вооруженных конфликтов на межэтнической и конфессиональной почве в различных регионах планеты.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ВОЙНЫ
Вепринцев В.Б. - Информационная составляющая взаимодействия геополитических субъектов

DOI:
10.7256/2454-0641.2015.2.12417

Аннотация: Рассматривается влияние пространственного распределения информации, информационных ресурсов и процессов информационного обмена на геополитические процессы. Дана характеристика трансформации системы геополитических отношений под влиянием роста значимости информации в различных сферах жизнедеятельности субъектов геополитики. Приведены основные модели геополитических взаимодействий с учетом информационной составляющей и их развития по ходу роста значимости информационной компоненты совокупного пространства человеческой жизнедеятельности. Показана роль и место информационного пространства как пространства геополитических отношений в ходе конкурентной борьбы субъектов геополитики. Характер современных геополитических отношений во многом определяется трансформацией традиционной геополитики, реализуемой геополитическими субъектами (субъектами геополитических отношений). В данном исследовании в качестве геополитических субъектов рассматриваются любые структурированные сообщества людей, являющихся субъектами геополитических отношений, то есть имеющих интересы в сохранении и завоевании контроля над определенными пространствами (территориями, сферами) и распределенными в них ресурсами (энергией), создающие для этого различные институциональные образования (в том числе государства) и обладающие для этого соответствующим потенциалом.
Вепринцев В.Б. - Информационная составляющая взаимодействия геополитических субъектов c. 223-240

DOI:
10.7256/2454-0641.2015.2.66180

Аннотация: Рассматривается влияние пространственного распределения информации, информационных ресурсов и процессов информационного обмена на геополитические процессы. Дана характеристика трансформации системы геополитических отношений под влиянием роста значимости информации в различных сферах жизнедеятельности субъектов геополитики. Приведены основные модели геополитических взаимодействий с учетом информационной составляющей и их развития по ходу роста значимости информационной компоненты совокупного пространства человеческой жизнедеятельности. Показана роль и место информационного пространства как пространства геополитических отношений в ходе конкурентной борьбы субъектов геополитики. Характер современных геополитических отношений во многом определяется трансформацией традиционной геополитики, реализуемой геополитическими субъектами (субъектами геополитических отношений). В данном исследовании в качестве геополитических субъектов рассматриваются любые структурированные сообщества людей, являющихся субъектами геополитических отношений, то есть имеющих интересы в сохранении и завоевании контроля над определенными пространствами (территориями, сферами) и распределенными в них ресурсами (энергией), создающие для этого различные институциональные образования (в том числе государства) и обладающие для этого соответствующим потенциалом.
Курилкин А.В. - Особенности организации и проведение информационно-психологических операций в международных отношениях и международных конфликтах

DOI:
10.7256/2454-0641.2015.2.12749

Аннотация: Цель исследования - научно-теоретическая характеристика явления информационно-психологического воздействия как нового проявления в политической сфере. Основными задачами исследования стали: описание истории развития информационных войн и кибервойн, изучение методов и технологий, применяемых в этих противостояниях, исследование опыта зарубежных стран в данных областях. Выявлены отличия информационных войн от классических политических кампаний разной направленности и анализ явления информационных и кибервойн с точки зрения теории политики и теории международных отношений. Методологическую основу исследования составляют системный, структурно-функциональный, сравнительно-исторический, сравнительно-политический, геополитический и культурно-цивилизационный подходы, методы политической коммуникативистики, анализа, синтеза, индукции, дедукции, моделирования, наблюдения. После стремительного развития гуманитарных наук в XX веке, в том числе в области теории международных отношений, политической психологии и политической коммуникативистики а так же развития политических технологий при условии фактической невозможности ведения тотальных войн из-за развития оружия массового поражения, возникла необходимость для создания новых методов ведения борьбы на международной арене, что в итоге привело к появлению теории информационных войн. Дополнительный импульс развитию методов информационно-психологического противостояния добавило то, что после Второй мировой войны и возникшей потсдамско-вашингтонской системы, мир оказался разделенным на два больших лагеря, противостояние между которыми проходило и в идеологической сфере. Совокупность вышеперечисленных факторов, а также бурное развитие СМИ и новых средств коммуникации привело к появлению нового пространства международной политики – киберпространства.
Курилкин А.В. - Особенности организации и проведение информационно-психологических операций в международных отношениях и международных конфликтах c. 241-247

DOI:
10.7256/2454-0641.2015.2.66181

Аннотация: Цель исследования - научно-теоретическая характеристика явления информационно-психологического воздействия как нового проявления в политической сфере. Основными задачами исследования стали: описание истории развития информационных войн и кибервойн, изучение методов и технологий, применяемых в этих противостояниях, исследование опыта зарубежных стран в данных областях. Выявлены отличия информационных войн от классических политических кампаний разной направленности и анализ явления информационных и кибервойн с точки зрения теории политики и теории международных отношений. Методологическую основу исследования составляют системный, структурно-функциональный, сравнительно-исторический, сравнительно-политический, геополитический и культурно-цивилизационный подходы, методы политической коммуникативистики, анализа, синтеза, индукции, дедукции, моделирования, наблюдения. После стремительного развития гуманитарных наук в XX веке, в том числе в области теории международных отношений, политической психологии и политической коммуникативистики а так же развития политических технологий при условии фактической невозможности ведения тотальных войн из-за развития оружия массового поражения, возникла необходимость для создания новых методов ведения борьбы на международной арене, что в итоге привело к появлению теории информационных войн. Дополнительный импульс развитию методов информационно-психологического противостояния добавило то, что после Второй мировой войны и возникшей потсдамско-вашингтонской системы, мир оказался разделенным на два больших лагеря, противостояние между которыми проходило и в идеологической сфере. Совокупность вышеперечисленных факторов, а также бурное развитие СМИ и новых средств коммуникации привело к появлению нового пространства международной политики – киберпространства.
ИСТОРИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Бочарников И.В. - Кавказский фронт России в Первой мировой войне

DOI:
10.7256/2454-0641.2015.2.12846

Аннотация: В статье представлен анализ ход боевых действий на Кавказском фронте в период Первой мировой войны. Проанализированы все наиболее значимые войсковые операции, проводимые Кавказской армией под руководством генерала Н.Н. Юденича, условия и факторы, предопределившие их успешность. Определены причины, вызвавшие развал Кавказского фронта и выход России из Первой мировой войны, в том числе на кавказском направлении. Европейский театр военных действий, хотя и был основным в годы Первой мировой войны в силу того, что именно здесь вооруженное противостояние обрело наиболее ожесточенный характер, тем не менее, был далеко не единственным. Методологическую основу исследования составляют системный, структурно-функциональный, сравнительно-исторический, сравнительно-политический, геополитический и культурно-цивилизационный подходы, методы анализа, синтеза, индукции, дедукции. Боевые действия Первой мировой войны вышли далеко за рамки европейского континента, определив тем самым и другие театры военных действий. Одним из таких театров военных действий был Ближневосточный ТВД, в рамках которого у России был Кавказский фронт, где ей противостояла Османская империя.
Бочарников И.В. - Кавказский фронт России в Первой мировой войне c. 248-255

DOI:
10.7256/2454-0641.2015.2.66182

Аннотация: В статье представлен анализ ход боевых действий на Кавказском фронте в период Первой мировой войны. Проанализированы все наиболее значимые войсковые операции, проводимые Кавказской армией под руководством генерала Н.Н. Юденича, условия и факторы, предопределившие их успешность. Определены причины, вызвавшие развал Кавказского фронта и выход России из Первой мировой войны, в том числе на кавказском направлении. Европейский театр военных действий, хотя и был основным в годы Первой мировой войны в силу того, что именно здесь вооруженное противостояние обрело наиболее ожесточенный характер, тем не менее, был далеко не единственным. Методологическую основу исследования составляют системный, структурно-функциональный, сравнительно-исторический, сравнительно-политический, геополитический и культурно-цивилизационный подходы, методы анализа, синтеза, индукции, дедукции. Боевые действия Первой мировой войны вышли далеко за рамки европейского континента, определив тем самым и другие театры военных действий. Одним из таких театров военных действий был Ближневосточный ТВД, в рамках которого у России был Кавказский фронт, где ей противостояла Османская империя.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.