по
Международные отношения
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Международные отношения" > Содержание № 04, 2014
Выходные данные сетевого издания "Международные отношения"
Номер подписан в печать: 26-11-2014
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Быков Илья Анатольевич – доктор политических наук, профессор Санкт-Петербургского государственного университета, Кафедра связей с общественностью в политике и государственном управлении, 199004, Россия, г. Санкт-Петербург, ул. 1-я Линия, д. 26, оф. 509, i.bykov@spbu.ru
ISSN: 2454-0641
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 04, 2014
АКТУАЛЬНЫЙ ВОПРОС
Ткаченко С.В. - Определение понятия и содержание информационно-психологической войны

DOI:
10.7256/2454-0641.2014.4.11881

Аннотация: Для современной России изучение технологий разрушения государственности как никогда являются актуальными, так как выявляют причины поражения СССР в ходе «Холодной войны» и, как следствие, объясняют сущность выстроенной модели современного российского государства. Осознание характера такой войны против России позволяет выстраивать стратегию эффективного противодействия, заблаговременно выявлять причины отсутствия или торможения тех или иных модернизационных процессов в нашей стране. Информационно-психологическая война рассматривается автором как совокупность технологий, направленных на разложение общественного сознания в странах потенциального (геополитического) противника в целях снижения сопротивления в случае внешней экспансии и для реализации успешной реализации колониальной политики. Методологическую основу составляют общенаучные методы познания (диалектика, анализ, синтез, аналогия, функциональный, системный и структурный подходы, абстрагирование и конкретизация, лингвистический анализ), частно-научные методы (а также специально-юридические методы исследования: формально-юридический, сравнительно-правовой, технико-юридический, правовое моделирование) и специальные (социологические, психологические, антропологические, исторические). Использование различных методов исследования и последних достижений в области общественных наук в их сочетании позволило раскрыть объект и предмет исследования в обобщающих закономерностях их существования и развития, способствовало достижению обозначенной цели и решению поставленных задач. Автор определяет информационно-психологическую войну как совокупность технологий, направленных на разложение общественного сознания в странах потенциального (геополитического) противника в целях снижения сопротивления в случае внешней экспансии и для реализации успешной реализации колониальной политики. Именно ее использование позволяет манипулировать общественным мнением населения, снижая протестные настроения. В общество внедряются определенные политико-правовые мифы, отвлекающие от рельности
Бочарников И.В. - Тактика «выжженной земли» на Донбассе

DOI:
10.7256/2454-0641.2014.4.12537

Аннотация: В статье представлен анализ содержания, специфики и причин карательной операции на территории Донбасса, состава ее участников, а также способов и методов проведения, сущность тактики «выжженной земли», реализуемой в ходе нее органами государственной власти против жителей Донбасса. Проводится аналогия с событиями оккупации Донбасса в Великой Отечественной войне. Раскрываются причины поддержки США органов власти на Украине, осуществляющих карательную операцию, роль и место в конфликте наемников и частных военных компаний. В исследовании использованы системный, структурно-функциональный, сравнительно-исторический и сравнительно-политический подходы, методы анализа, синтеза, индукции, дедукции, единства и борьбы противоположностей, включенного наблюдения, моделирования, экспертных оценок. Через 70 лет после победы над фашизмом на землю Донбасса вновь вернулась война. Причем вернулась фактически с теми же декларированными «цивилизаторскими евроценностями» и, очевидно, с новыми преемниками осужденных Нюренбергским трибуналом лидеров нацистской Германии - праворадикальными украинскими националистами, называющими себя последователями Бендеры и Шушкевича. При этом в отношении несогласных они действуют теми же методами, что и нацисты и их приспешники в годы Второй мировой войны.
Бочарников И.В. - Тактика «выжженной земли» на Донбассе c. 508-512

DOI:
10.7256/2454-0641.2014.4.65629

Аннотация: В статье представлен анализ содержания, специфики и причин карательной операции на территории Донбасса, состава ее участников, а также способов и методов проведения, сущность тактики «выжженной земли», реализуемой в ходе нее органами государственной власти против жителей Донбасса. Проводится аналогия с событиями оккупации Донбасса в Великой Отечественной войне. Раскрываются причины поддержки США органов власти на Украине, осуществляющих карательную операцию, роль и место в конфликте наемников и частных военных компаний. В исследовании использованы системный, структурно-функциональный, сравнительно-исторический и сравнительно-политический подходы, методы анализа, синтеза, индукции, дедукции, единства и борьбы противоположностей, включенного наблюдения, моделирования, экспертных оценок. Через 70 лет после победы над фашизмом на землю Донбасса вновь вернулась война. Причем вернулась фактически с теми же декларированными «цивилизаторскими евроценностями» и, очевидно, с новыми преемниками осужденных Нюренбергским трибуналом лидеров нацистской Германии - праворадикальными украинскими националистами, называющими себя последователями Бендеры и Шушкевича. При этом в отношении несогласных они действуют теми же методами, что и нацисты и их приспешники в годы Второй мировой войны.
ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Бровко В.Ю. - Концептуальные модели информационной политики

DOI:
10.7256/2454-0641.2014.4.13230

Аннотация: В статье рассматриваются основные существующие теоретические модели коммуникации и информационной политики, сравниваются различные подходы к определению элементов коммуникативной цепи. Произведен анализ трансформации представлений о субъект-объектных отношениях в коммуникационных процессах. Одной из отличительных характеристик современного общества является его высокая информационная насыщенность. Неважно, принимаете ли вы концепцию информационного общества в целом или нет, технологический скачок в информационно-коммуникативной сфере, значительно преобразовавший структуру общественных отношений, необходимо признать как совершившийся факт. Информационный взрыв коснулся практически всех сфер человеческой деятельности и повлек за собой существенные изменения в формах и принципах коммуникативных процессов: мы наблюдаем интенсификацию взаимодействия между субъектами, постоянный рост скорости обработки и передачи информации, увеличение количества каналов ее распространения. Методологическую основу исследования составляют системный, структурно-функциональный, сравнительно-исторический, сравнительно-политический, геополитический и культурно-цивилизационный подходы, методы анализа, синтеза, индукции, дедукции, моделирования, наблюдения. Развитие и популяризация новых медиа, которые предлагают членам общества новые способы взаимодействия между собой, вновь и вновь ставят перед общественными институтами, государственными и коммерческими субъектами вопрос об эффективных моделях управления информационно-коммуникативными процессами и делают информационную политику одним из приоритетных направлений в исследованиях. Важная задача – понять, какие из существующих моделей информационно-коммуникативной политики способны успешно отвечать на структурные изменения общественной среды и определить, в каком направлении необходимо двигаться при разработке новых алгоритмов по взаимодействию с аудиторией.
Бровко В.Ю. - Концептуальные модели информационной политики c. 513-519

DOI:
10.7256/2454-0641.2014.4.65630

Аннотация: В статье рассматриваются основные существующие теоретические модели коммуникации и информационной политики, сравниваются различные подходы к определению элементов коммуникативной цепи. Произведен анализ трансформации представлений о субъект-объектных отношениях в коммуникационных процессах. Одной из отличительных характеристик современного общества является его высокая информационная насыщенность. Неважно, принимаете ли вы концепцию информационного общества в целом или нет, технологический скачок в информационно-коммуникативной сфере, значительно преобразовавший структуру общественных отношений, необходимо признать как совершившийся факт. Информационный взрыв коснулся практически всех сфер человеческой деятельности и повлек за собой существенные изменения в формах и принципах коммуникативных процессов: мы наблюдаем интенсификацию взаимодействия между субъектами, постоянный рост скорости обработки и передачи информации, увеличение количества каналов ее распространения. Методологическую основу исследования составляют системный, структурно-функциональный, сравнительно-исторический, сравнительно-политический, геополитический и культурно-цивилизационный подходы, методы анализа, синтеза, индукции, дедукции, моделирования, наблюдения. Развитие и популяризация новых медиа, которые предлагают членам общества новые способы взаимодействия между собой, вновь и вновь ставят перед общественными институтами, государственными и коммерческими субъектами вопрос об эффективных моделях управления информационно-коммуникативными процессами и делают информационную политику одним из приоритетных направлений в исследованиях. Важная задача – понять, какие из существующих моделей информационно-коммуникативной политики способны успешно отвечать на структурные изменения общественной среды и определить, в каком направлении необходимо двигаться при разработке новых алгоритмов по взаимодействию с аудиторией.
МИРОВАЯ ПОЛИТИКА
Иванов С.М. - Иракская нефть провоцирует новые конфликты

DOI:
10.7256/2454-0641.2014.4.12187

Аннотация: По данным ОПЕК, ежедневная добыча нефти в Ираке в феврале 2014 г. выросла на 400 тыс. баррелей и достигла 3,4 млн. баррелей в сутки – самый высокий показатель за последние десятилетия. Из них на экспорт уходит порядка 2,8 млн. баррелей в день. Если стране удастся сохранить показатели среднегодового экспорта на уровне 2,9 млн. баррелей в день, то она заработает в 2014 г. примерно 100 млрд. долларов США (в 2013 г. Багдад получил около 89 млрд. долл. США при среднегодовом экспорте 2,4 млрд. баррелей в день). Сами иракские власти планируют к концу 2014 г. выйти на добычу в 4,5 млн. баррелей в сутки, а в 2020 г. добывать уже 9 млн. баррелей в сутки. Согласно ежегодному обзору Международного энергетического агентства (МЭА), к 2030 году Ирак может уверенно войти в тройку мировых лидеров по производству и экспорту углеводородов.
Иванов С.М. - Иракская нефть провоцирует новые конфликты c. 520-522

DOI:
10.7256/2454-0641.2014.4.65631

Аннотация: По данным ОПЕК, ежедневная добыча нефти в Ираке в феврале 2014 г. выросла на 400 тыс. баррелей и достигла 3,4 млн. баррелей в сутки – самый высокий показатель за последние десятилетия. Из них на экспорт уходит порядка 2,8 млн. баррелей в день. Если стране удастся сохранить показатели среднегодового экспорта на уровне 2,9 млн. баррелей в день, то она заработает в 2014 г. примерно 100 млрд. долларов США (в 2013 г. Багдад получил около 89 млрд. долл. США при среднегодовом экспорте 2,4 млрд. баррелей в день). Сами иракские власти планируют к концу 2014 г. выйти на добычу в 4,5 млн. баррелей в сутки, а в 2020 г. добывать уже 9 млн. баррелей в сутки. Согласно ежегодному обзору Международного энергетического агентства (МЭА), к 2030 году Ирак может уверенно войти в тройку мировых лидеров по производству и экспорту углеводородов.
Сагайдак Е.А. - Проекты трубопроводов ИПИ и ТАПИ как попытка ослабления энергетической зависимости Индии

DOI:
10.7256/2454-0641.2014.4.12213

Аннотация: Статья затрагивает ряд проблемных аспектов, связанных с энергетической зависимостью Индии и проблемой взаимодействия на межгосударственном уровне между странами южно-азиатского региона. Рассматриваются проекты двух газопроводов: Иран-Пакистан-Индия и Туркменистан-Афганистан-Пакистан-Индия, а также трудности, связанные с их реализацией, как экономического, так и политического характера. Отдельное внимание автор уделяет влиянию на осуществление строительства вышеуказанных трубопроводов двух крупнейших игроков современной системы международных отношений – Китая и США. Хронологический метод применяется при выявлении особенностей изменения внешней и внутренней политики Индии, направленной на обеспечение собственной энергетической безопасности; Ситуационный анализ помогает реконструировать отдельные события в развитии проблемы региональной безопасности, а также принимаемые попытки урегулировании конфликтов по делопроизводственным источникам и периодической печати; Системный метод – подход к рассмотрению проблемы как сложного динамичного, комплексного и целостного явления на основе анализа взаимозависимости всех элементов как в отдельности, так и в их совокупности; Компаративный метод помогает проследить особенность взаимоотношений стран региона с государствами-партнерами и государствами, потенциально угрожающими их безопасности в целом. Научная новизна исследования состоит в попытке автора дать оценку основным направлениям развития отношений между государствами южно-азиатского региона с точки зрения энергетической безопасности Индии. В свете последних событий в системе международных отношений и возрастающей роли энергоресурсов как действенного рычага давления, актуальность исследования возрастает. Выводы, к которым пришел автор, заключаются в следующем: 1. Необходимость осуществления разнонаправленного подхода индийской политической элитой к проблеме обеспечения энергетической безопасности государства; 2. Возрастающая роль США и Китая как внерегиональных игроков, оказывающих непосредственное влияние на участников проектов трубопроводов ИПИ и ТАПИ; 3. Возможность сближения позиций Москвы и Пекина, а также Москвы и Нью-Дели в вопросе будущего "энергетического диалога"; 4. Необходимость учитывать возрастающую роль Китая в Южной Азии и способность Поднебесной заблокировать, либо помешать осуществлению необходимых Индии энергопроектов.
Сагайдак Е.А. - Проекты трубопроводов ИПИ и ТАПИ как попытка ослабления энергетической зависимости Индии c. 523-529

DOI:
10.7256/2454-0641.2014.4.65632

Аннотация: Статья затрагивает ряд проблемных аспектов, связанных с энергетической зависимостью Индии и проблемой взаимодействия на межгосударственном уровне между странами южно-азиатского региона. Рассматриваются проекты двух газопроводов: Иран-Пакистан-Индия и Туркменистан-Афганистан-Пакистан-Индия, а также трудности, связанные с их реализацией, как экономического, так и политического характера. Отдельное внимание автор уделяет влиянию на осуществление строительства вышеуказанных трубопроводов двух крупнейших игроков современной системы международных отношений – Китая и США. Хронологический метод применяется при выявлении особенностей изменения внешней и внутренней политики Индии, направленной на обеспечение собственной энергетической безопасности; Ситуационный анализ помогает реконструировать отдельные события в развитии проблемы региональной безопасности, а также принимаемые попытки урегулировании конфликтов по делопроизводственным источникам и периодической печати; Системный метод – подход к рассмотрению проблемы как сложного динамичного, комплексного и целостного явления на основе анализа взаимозависимости всех элементов как в отдельности, так и в их совокупности; Компаративный метод помогает проследить особенность взаимоотношений стран региона с государствами-партнерами и государствами, потенциально угрожающими их безопасности в целом. Научная новизна исследования состоит в попытке автора дать оценку основным направлениям развития отношений между государствами южно-азиатского региона с точки зрения энергетической безопасности Индии. В свете последних событий в системе международных отношений и возрастающей роли энергоресурсов как действенного рычага давления, актуальность исследования возрастает. Выводы, к которым пришел автор, заключаются в следующем: 1. Необходимость осуществления разнонаправленного подхода индийской политической элитой к проблеме обеспечения энергетической безопасности государства; 2. Возрастающая роль США и Китая как внерегиональных игроков, оказывающих непосредственное влияние на участников проектов трубопроводов ИПИ и ТАПИ; 3. Возможность сближения позиций Москвы и Пекина, а также Москвы и Нью-Дели в вопросе будущего "энергетического диалога"; 4. Необходимость учитывать возрастающую роль Китая в Южной Азии и способность Поднебесной заблокировать, либо помешать осуществлению необходимых Индии энергопроектов.
ПОЛИТИЧЕСКАЯ СТАБИЛЬНОСТЬ
Мовсесян М. - Выборы в Государственную Думу РФ как фактор становления и развития политической системы в современной России

DOI:
10.7256/2454-0641.2014.4.13179

Аннотация: Как основной фактор становления и развития традиции демократического выбора в современной России, в хронологической последовательности рассматриваются избирательные кампании в нижнюю палату парламента в период с 1993 года по 2011 годы, а также выражается мнение о возможных тенденциях предстоящего избирательного цикла в Российской Федерации 2016-2018 гг. Отмечается, что на данном историческом этапе российская политическая система по-прежнему подвержена конъюнктуре, как внутриполитических факторов, так и внешних геополитических процессов. Вместе с тем, активно зарождаются и новые, объективно обусловленные тенденции, не подверженные конъюнктуре. Методологической базой исследования является системный, структурно-функциональный, сравнительно-политический подходы, методы анализа, синтеза, индукции, дедукции, наблюдения, моделирования. С 1993 года в истории страны возрождаются выборы в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации. Наряду с институтом избрания Президента страны они определяют этапы формирования, становления и развития политической системы в современной России. Законотворческая деятельность в нашей стране находится в прямой взаимосвязи с качественным составом парламента и его взаимоотношениями с исполнительной федеральной властью. Именно история выборов в Государственную Думы ФС РФ позволяет нам проследить основные этапы становления России как демократического государства на современной геополитической карте мира.
Мовсесян М. - Выборы в Государственную Думу РФ как фактор становления и развития политической системы в современной России c. 530-539

DOI:
10.7256/2454-0641.2014.4.65633

Аннотация: Как основной фактор становления и развития традиции демократического выбора в современной России, в хронологической последовательности рассматриваются избирательные кампании в нижнюю палату парламента в период с 1993 года по 2011 годы, а также выражается мнение о возможных тенденциях предстоящего избирательного цикла в Российской Федерации 2016-2018 гг. Отмечается, что на данном историческом этапе российская политическая система по-прежнему подвержена конъюнктуре, как внутриполитических факторов, так и внешних геополитических процессов. Вместе с тем, активно зарождаются и новые, объективно обусловленные тенденции, не подверженные конъюнктуре. Методологической базой исследования является системный, структурно-функциональный, сравнительно-политический подходы, методы анализа, синтеза, индукции, дедукции, наблюдения, моделирования. С 1993 года в истории страны возрождаются выборы в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации. Наряду с институтом избрания Президента страны они определяют этапы формирования, становления и развития политической системы в современной России. Законотворческая деятельность в нашей стране находится в прямой взаимосвязи с качественным составом парламента и его взаимоотношениями с исполнительной федеральной властью. Именно история выборов в Государственную Думы ФС РФ позволяет нам проследить основные этапы становления России как демократического государства на современной геополитической карте мира.
ДИПЛОМАТИЯ
Сизоненко А.И. - Россия – Аргентина: от истории к современности

DOI:
10.7256/2454-0641.2014.4.13122

Аннотация: Статья посвящена истории, традициям развития российско-аргентинских отношений. Особое внимание обращается на развитие торгово-экономических и технических связей, растущее взаимопонимание сторон, их желание расширять и укреплять сотрудничество. Тема двусторонних отношений "Россия-Аргентина" громко зазвучала в наше время не вдруг и не сразу после знаменательного визита Президента Российской Федерации В. В. Путина в Аргентину в июле 2014 года, протекавшего на фоне общей активизации российско-латиноамериканских отношений в последние годы и на фоне эскалации украинского кризиса 2013-1014 гг., а также введения санкций. Методологической базой исследования является системный, структурно-функциональный, сравнительно-исторический и сравнительно-политический подходы, методы анализа, синтеза, наблюдения. Факты, особенно последних лет, с полной очевидностью продемонстрировали динамичный характер развития российско-аргентинских отношений, их перспективность, растущее взаимопонимание сторон по ключевым проблемам современности. Исполняющиеся в 2015 г. 130 лет установления дипломатических отношений между Россией и Аргентиной, несомненно, дают хорошие основания не только подвести итоги отношений двух стран, но и наметить в них новые перспективы и возможности, ещё более укрепить взаимопонимание сторон в самых различных областях.
Сизоненко А.И. - Россия – Аргентина: от истории к современности c. 540-543

DOI:
10.7256/2454-0641.2014.4.65634

Аннотация: Статья посвящена истории, традициям развития российско-аргентинских отношений. Особое внимание обращается на развитие торгово-экономических и технических связей, растущее взаимопонимание сторон, их желание расширять и укреплять сотрудничество. Тема двусторонних отношений "Россия-Аргентина" громко зазвучала в наше время не вдруг и не сразу после знаменательного визита Президента Российской Федерации В. В. Путина в Аргентину в июле 2014 года, протекавшего на фоне общей активизации российско-латиноамериканских отношений в последние годы и на фоне эскалации украинского кризиса 2013-1014 гг., а также введения санкций. Методологической базой исследования является системный, структурно-функциональный, сравнительно-исторический и сравнительно-политический подходы, методы анализа, синтеза, наблюдения. Факты, особенно последних лет, с полной очевидностью продемонстрировали динамичный характер развития российско-аргентинских отношений, их перспективность, растущее взаимопонимание сторон по ключевым проблемам современности. Исполняющиеся в 2015 г. 130 лет установления дипломатических отношений между Россией и Аргентиной, несомненно, дают хорошие основания не только подвести итоги отношений двух стран, но и наметить в них новые перспективы и возможности, ещё более укрепить взаимопонимание сторон в самых различных областях.
ВЫЗОВЫ И УГРОЗЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Калачев Д.Н. - Современная система международной безопасности: средовые параметры

DOI:
10.7256/2454-0641.2014.4.13243

Аннотация: В статье анализируется сложившаяся система международной безопасности. Основное внимание в статье уделяется нахождению основных параметров системы международной безопасности. Основываясь на синэргетическом подходе, предложенном С.П. Капицей для описания явления демографического перехода, автор выделяет четыре параметра системы международной безопасности: окружающая природная среда и ресурсы; демографический рост, массовая миграция и неравномерность процесса развития регионов мира; информация, наука и технология; глобальная экономика и глобализация. Данные факторы развития ведут к изменению природы международной стабильности. Методологическую основу исследования составляют системный, структурно-функциональный, сравнительно-исторический, сравнительно-политический, геополитический и культурно-цивилизационный подходы, методы анализа, синтеза, индукции, дедукции, моделирования, наблюдения. Международная безопасность понимается нами как внутреннее состояние (свойство) системы международных отношений, которое обеспечивает жизнедеятельность и взаимодействие государств, их региональных объединений и мирового сообщества в целом, а также защищенность их жизненно важных интересов от различных возникающих угроз. В организационном аспекте международная безопасность включает в себя также систему мер, направленных на снижение уровня межгосударственных конфликтов и обеспечение военно-стратегической устойчивости в мире, а также на расширение сотрудничества между различными государствами и нациями для противодействия общим угрозам.
Калачев Д.Н. - Современная система международной безопасности: средовые параметры c. 544-549

DOI:
10.7256/2454-0641.2014.4.65635

Аннотация: В статье анализируется сложившаяся система международной безопасности. Основное внимание в статье уделяется нахождению основных параметров системы международной безопасности. Основываясь на синэргетическом подходе, предложенном С.П. Капицей для описания явления демографического перехода, автор выделяет четыре параметра системы международной безопасности: окружающая природная среда и ресурсы; демографический рост, массовая миграция и неравномерность процесса развития регионов мира; информация, наука и технология; глобальная экономика и глобализация. Данные факторы развития ведут к изменению природы международной стабильности. Методологическую основу исследования составляют системный, структурно-функциональный, сравнительно-исторический, сравнительно-политический, геополитический и культурно-цивилизационный подходы, методы анализа, синтеза, индукции, дедукции, моделирования, наблюдения. Международная безопасность понимается нами как внутреннее состояние (свойство) системы международных отношений, которое обеспечивает жизнедеятельность и взаимодействие государств, их региональных объединений и мирового сообщества в целом, а также защищенность их жизненно важных интересов от различных возникающих угроз. В организационном аспекте международная безопасность включает в себя также систему мер, направленных на снижение уровня межгосударственных конфликтов и обеспечение военно-стратегической устойчивости в мире, а также на расширение сотрудничества между различными государствами и нациями для противодействия общим угрозам.
МЕЖДУНАРОДНЫЕ КОНФЛИКТЫ
Репьева А.М. - Особенности пограничного конфликта Индии и Китая

DOI:
10.7256/2454-0641.2014.4.12615

Аннотация: Статья преследует цель осветить исторические предпосылки современных процессов, протекающие в регионах Южной Азии и влияющие на мировой порядок в XXI веке. Политологический анализ урегулирования пограничных конфликтов в Южной Азии показывает, что существуют шесть региональных особенностей урегулирования пограничных кон-фликтов, существующих в рассматриваемом регионе: экономическая; политическая; идеологическая; дипломатическая; прецедентная; религиозная особенности. В данной работе внимание сфокусировано на политико-экономической составляющей, влияние которой в большей степени просматривается в данных странах. Основным методом исследования мы выбрали историческую реконструкцию основных событий в приграничных зонах Индии и Китая. В качестве выводов можем указать следующее: урегулирование кон-фликта между КНР и Индией в целом находиться в латентной стадии. Изредка проходящие переговоры на высшем уровне лишь обеспечивают стабильность ненападения. При этом реальных шагов по урегулированию пограничного конфликта не предпринимается. Редкие провокации в зоне напряженности служат доказательством того, что стороны не заинтересованы в форсированном и окончательном решении данного вопроса.
Репьева А.М. - Особенности пограничного конфликта Индии и Китая c. 550-554

DOI:
10.7256/2454-0641.2014.4.65636

Аннотация: Статья преследует цель осветить исторические предпосылки современных процессов, протекающие в регионах Южной Азии и влияющие на мировой порядок в XXI веке. Политологический анализ урегулирования пограничных конфликтов в Южной Азии показывает, что существуют шесть региональных особенностей урегулирования пограничных кон-фликтов, существующих в рассматриваемом регионе: экономическая; политическая; идеологическая; дипломатическая; прецедентная; религиозная особенности. В данной работе внимание сфокусировано на политико-экономической составляющей, влияние которой в большей степени просматривается в данных странах. Основным методом исследования мы выбрали историческую реконструкцию основных событий в приграничных зонах Индии и Китая. В качестве выводов можем указать следующее: урегулирование кон-фликта между КНР и Индией в целом находиться в латентной стадии. Изредка проходящие переговоры на высшем уровне лишь обеспечивают стабильность ненападения. При этом реальных шагов по урегулированию пограничного конфликта не предпринимается. Редкие провокации в зоне напряженности служат доказательством того, что стороны не заинтересованы в форсированном и окончательном решении данного вопроса.
РЕВОЛЮЦИИ
Спиридонов В.В. - Роль международных рейтинговых агентств в реализации экономических санкций против России в свете событий на Украине

DOI:
10.7256/2454-0641.2014.4.11924

Аннотация: После того, как Крымский полуостров, по результатам народного референдума, стал частью России, некоторые страны западного мира открыто заговорили о политических и экономических санкциях против Российской Федерации. В частности, одной из мер против России стало явление резкого понижения прогнозов по кредитным рейтингам России. Так, крупнейшие международные рейтинговые агентства снизили прогнозы по кредитному рейтингу отечественных банков и крупных российских компаний, сделав это синхронно и согласованно, как по команде. Насколько болезненным для России является этот шаг рейтинговых агентств, какие последствия могут ожидать Россию и мировое сообщество в этой связи, посвящена настоящая работа. Как отмечает А.В. Манойло, “политические санкции – это, прежде всего, волна морального укора и осуждения, которая должна обрушиться на Россию и заставить ее испытывать чувство стыда”. Похоже, что не только от содеянного, а вообще – нормальным состоянием России должен стать стыд.
Спиридонов В.В. - Роль международных рейтинговых агентств в реализации экономических санкций против России в свете событий на Украине c. 555-558

DOI:
10.7256/2454-0641.2014.4.65637

Аннотация: После того, как Крымский полуостров, по результатам народного референдума, стал частью России, некоторые страны западного мира открыто заговорили о политических и экономических санкциях против Российской Федерации. В частности, одной из мер против России стало явление резкого понижения прогнозов по кредитным рейтингам России. Так, крупнейшие международные рейтинговые агентства снизили прогнозы по кредитному рейтингу отечественных банков и крупных российских компаний, сделав это синхронно и согласованно, как по команде. Насколько болезненным для России является этот шаг рейтинговых агентств, какие последствия могут ожидать Россию и мировое сообщество в этой связи, посвящена настоящая работа. Как отмечает А.В. Манойло, “политические санкции – это, прежде всего, волна морального укора и осуждения, которая должна обрушиться на Россию и заставить ее испытывать чувство стыда”. Похоже, что не только от содеянного, а вообще – нормальным состоянием России должен стать стыд.
НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ АКТОРЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Микаэль Н. - Из истории подготовки в России национальных кадров для стран Африки (к 115- летию установления дипломатических отношений между Россией и Эфиопией)

DOI:
10.7256/2454-0641.2014.4.13113

Аннотация: Статья посвящена историю подготовки в России специалистов для Эфиопии в период с конца XIX в. до начале XX в. Особое внимание автор уделяет роль российского общества красного креста в установлении дипломатических отношении между двумя государствами. С приходом большевиков к власти в России дипломатические отношения между Россией и Эфиопией были приостановлены. Официальная Аддис-Абеба симпатизировала сторонникам царского режима, а потому, когда весть о расстреле императора Николая II и его семьи достигла Эфиопии, в церкви св. Георга в Аддис-Абебе была устроена специальная поминальная служба, на которой присутствовали также патриарх эфиопской христианской церкви, сановники и дипломаты западных государств, включая временного поверенного в делах России П.К. Виноградова. Методологической базой исследования является системный, структурно-функциональный и сравнительно-исторический подходы, методы анализа, синтеза, индукции, дедукции. Официальные отношения между двумя государствами были заморожены вплоть до 1943 г. Студентов из Эфиопии в Россию больше не посылали, лишь в 1960-е г. эта практика возобновилась. И, тем не менее, Россия осталась в истории одним из первых европейских государств, начавших подготовку специалистов для Африки.
Микаэль Н. - Из истории подготовки в России национальных кадров для стран Африки (к 115- летию установления дипломатических отношений между Россией и Эфиопией) c. 559-565

DOI:
10.7256/2454-0641.2014.4.65638

Аннотация: Статья посвящена историю подготовки в России специалистов для Эфиопии в период с конца XIX в. до начале XX в. Особое внимание автор уделяет роль российского общества красного креста в установлении дипломатических отношении между двумя государствами. С приходом большевиков к власти в России дипломатические отношения между Россией и Эфиопией были приостановлены. Официальная Аддис-Абеба симпатизировала сторонникам царского режима, а потому, когда весть о расстреле императора Николая II и его семьи достигла Эфиопии, в церкви св. Георга в Аддис-Абебе была устроена специальная поминальная служба, на которой присутствовали также патриарх эфиопской христианской церкви, сановники и дипломаты западных государств, включая временного поверенного в делах России П.К. Виноградова. Методологической базой исследования является системный, структурно-функциональный и сравнительно-исторический подходы, методы анализа, синтеза, индукции, дедукции. Официальные отношения между двумя государствами были заморожены вплоть до 1943 г. Студентов из Эфиопии в Россию больше не посылали, лишь в 1960-е г. эта практика возобновилась. И, тем не менее, Россия осталась в истории одним из первых европейских государств, начавших подготовку специалистов для Африки.
ИСТОРИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Синицын Ф.Л. - Планы германских нацистов в отношении народов СССР (1925–1941)

DOI:
10.7256/2454-0641.2014.4.11808

Аннотация: Главная внешнеполитическая цель гитлеровской Германии – завоевание «жизненного пространства» – была связана, прежде всего, с захватом СССР, который должен был стать «германской Индией». Для обоснования своих притязаний на советскую территорию нацистские идеологи разработали «расовую теорию», а также муссировали мифы о «демографической угрозе» со стороны народов Советского Союза и некой военно-политической «русско-большевицкой» и «азиатской угрозе». Разработка плана решения судьбы народов СССР вылилась в программу их «германизации», депортации и уничтожения, реализация которой была сорвана победой Красной Армии в Великой Отечественной войне. Статья построена на исследовании многочисленных источников, включая архивные материалы, а также изучении существующей отечественной и зарубежной историографии. В советскую эпоху идеология германского национал-социализма рассматривалась, в первую очередь, с точки зрения ее «классовой направленности», т.е. экономических целей. Считалось, что Гитлер стремился к завоеванию мирового господства в интересах германской буржуазии. Вопросы национальной политики нацистского руководства были вынесены на второй план. Однако недостаточное внимание к национальному аспекту планов гитлеровской Германии и породило остающуюся неясность в оценке того, что ждало народы СССР в случае победы «Третьего рейха».
Синицын Ф.Л. - Планы германских нацистов в отношении народов СССР (1925–1941) c. 566-575

DOI:
10.7256/2454-0641.2014.4.65639

Аннотация: Главная внешнеполитическая цель гитлеровской Германии – завоевание «жизненного пространства» – была связана, прежде всего, с захватом СССР, который должен был стать «германской Индией». Для обоснования своих притязаний на советскую территорию нацистские идеологи разработали «расовую теорию», а также муссировали мифы о «демографической угрозе» со стороны народов Советского Союза и некой военно-политической «русско-большевицкой» и «азиатской угрозе». Разработка плана решения судьбы народов СССР вылилась в программу их «германизации», депортации и уничтожения, реализация которой была сорвана победой Красной Армии в Великой Отечественной войне. Статья построена на исследовании многочисленных источников, включая архивные материалы, а также изучении существующей отечественной и зарубежной историографии. В советскую эпоху идеология германского национал-социализма рассматривалась, в первую очередь, с точки зрения ее «классовой направленности», т.е. экономических целей. Считалось, что Гитлер стремился к завоеванию мирового господства в интересах германской буржуазии. Вопросы национальной политики нацистского руководства были вынесены на второй план. Однако недостаточное внимание к национальному аспекту планов гитлеровской Германии и породило остающуюся неясность в оценке того, что ждало народы СССР в случае победы «Третьего рейха».
Богатырева С.Н. - Патриотизм российского зарубежья и эмиграции

DOI:
10.7256/2454-0641.2014.4.12212

Аннотация: В статье речь идет о трактовке понятия «патриотизм» как особом способе концептуализации действительности представителями российского и русского Зарубежья и эмиграции. Рассматривается и анализируется содержание деятельности эмигрантов за рубежом в послереволюционный период и годы Второй мировой войны. В 2012 году исполнилось 90 лет событию, сыгравшему огромную отрицательную роль в судьбе России, и связано оно с изгнанием из страны после Великой Октябрьской социалистической революции, разгрома интервенции и внутренней контрреволюции, выдающихся людей своей эпохи: просветителей, философов, ученых, врачей, деятелей искусства, поэтов, писателей, высокопрофессиональных специалистов и общественных деятелей, гуманистов, мыслителей. Они были изгнаны только за то, что отстаивали принцип духовной свободы в своей жизни и творчестве, и были признаны Советской властью безнадежными в смысле обращения в коммунистическую веру. Это было изгнание, осуществленное новой властью не по политическим, а по идеологическим причинам.
Богатырева С.Н. - Патриотизм российского зарубежья и эмиграции c. 576-584

DOI:
10.7256/2454-0641.2014.4.65640

Аннотация: В статье речь идет о трактовке понятия «патриотизм» как особом способе концептуализации действительности представителями российского и русского Зарубежья и эмиграции. Рассматривается и анализируется содержание деятельности эмигрантов за рубежом в послереволюционный период и годы Второй мировой войны. В 2012 году исполнилось 90 лет событию, сыгравшему огромную отрицательную роль в судьбе России, и связано оно с изгнанием из страны после Великой Октябрьской социалистической революции, разгрома интервенции и внутренней контрреволюции, выдающихся людей своей эпохи: просветителей, философов, ученых, врачей, деятелей искусства, поэтов, писателей, высокопрофессиональных специалистов и общественных деятелей, гуманистов, мыслителей. Они были изгнаны только за то, что отстаивали принцип духовной свободы в своей жизни и творчестве, и были признаны Советской властью безнадежными в смысле обращения в коммунистическую веру. Это было изгнание, осуществленное новой властью не по политическим, а по идеологическим причинам.
РЕЦЕНЗИИ
Ковальска-Стус Х. - Рецензия на монографию С.Н. Бухарина и Н.М. Ракитянского «Россия и Польша: опыт политико-психологического исследования феномена лимитрофизации. Пособие для правящих элит лимитрофных государств» (Москва, 2011)

DOI:
10.7256/2454-0641.2014.4.13183

Аннотация: Книга написана двумя российскими специалистами в области политической психологии: профессором Н. Ракитянским и С. Бухариным, она издана в серии Исследования русской цивилизации. Монография состоит из пяти обширных глав, в которых на основании выбранных вопросов истории Польши, авторы исследуют политико-психологические причины периферизации государства. Выбор вопросов был продиктован не только необходимостью интерпретации основного тезиса о факторе, влияющим на психологию польской политики, но и стремлением представить те области истории, в связи с которыми у России и Польши с давних пор существуют расхождения. Методологической базой исследования является системный, структурно-функциональный и сравнительно-исторический подходы; методы анализа, синтеза, наблюдения, обобщения, моделирования. В центре внимания авторов находятся следующие темы: дворянство и сарматизм; Первая Речь Посполитая, разделы, восстания, период Наполеоновских войн; Вторая Речь Посполитая: формирование границ, судьба православия, внешняя политика и дипломатия, колониальные планы; Вторая мировая война: коллаборация с немцами, Варшавское восстание, евреи, Волынская резня; известные поляки в истории России. Книга не охватывает послевоенных и современных вопросов.
Ковальска-Стус Х. - Рецензия на монографию С.Н. Бухарина и Н.М. Ракитянского «Россия и Польша: опыт политико-психологического исследования феномена лимитрофизации. Пособие для правящих элит лимитрофных государств» (Москва, 2011) c. 585-588

DOI:
10.7256/2454-0641.2014.4.65641

Аннотация: Книга написана двумя российскими специалистами в области политической психологии: профессором Н. Ракитянским и С. Бухариным, она издана в серии Исследования русской цивилизации. Монография состоит из пяти обширных глав, в которых на основании выбранных вопросов истории Польши, авторы исследуют политико-психологические причины периферизации государства. Выбор вопросов был продиктован не только необходимостью интерпретации основного тезиса о факторе, влияющим на психологию польской политики, но и стремлением представить те области истории, в связи с которыми у России и Польши с давних пор существуют расхождения. Методологической базой исследования является системный, структурно-функциональный и сравнительно-исторический подходы; методы анализа, синтеза, наблюдения, обобщения, моделирования. В центре внимания авторов находятся следующие темы: дворянство и сарматизм; Первая Речь Посполитая, разделы, восстания, период Наполеоновских войн; Вторая Речь Посполитая: формирование границ, судьба православия, внешняя политика и дипломатия, колониальные планы; Вторая мировая война: коллаборация с немцами, Варшавское восстание, евреи, Волынская резня; известные поляки в истории России. Книга не охватывает послевоенных и современных вопросов.
ЭКСПЕРТИЗЫ
Карякин В.В. - О мировом рейтинге аналитических центров

DOI:
10.7256/2454-0641.2014.4.12710

Аннотация: Настоящая статья посвящена оценке состояния и эффективности работы российских аналитических центров. Не секрет, что аналитическая деятельность, являющаяся важнейшей стратегической компонентой процесса принятия управленческих решений в российском государстве, переживает сегодня системный кризис, в основе которого лежат вполне определенные и объективные причины. О кризисе российской аналитики свидетельствуют данные международных рейтингов, которые, даже несмотря на ангажированность, все же дают объективную картину состояния аналитической деятельности в России и ее аналитического потенциала. Методология исследования базируется на системном, структурно-функциональном и сравнительно-политическом подходах, методах анализа, синтеза, индукции, дедукции, моделирования, экспертных оценок. Установлено, что у российских экспертов и аналитиков зачастую отсутствует чётко обозначенная позиция по исследуемым проблемам. Наблюдается использование устаревшей методологии анализа и прогнозирования политических процессов от текущего состояния без учёта разно направленных сил, действующих в условиях социально-политического хаоса, инициируемого информационными технологиями воздействия на сознание больших масс населения и политических элит стран с несформировавшимися государственными и общественными институтами. Это приводит к поверхностному анализу происходящих событий и ненадёжности прогнозирования развития политической обстановки в проблемных государствах и регионах.
Карякин В.В. - О мировом рейтинге аналитических центров c. 589-591

DOI:
10.7256/2454-0641.2014.4.65642

Аннотация: Настоящая статья посвящена оценке состояния и эффективности работы российских аналитических центров. Не секрет, что аналитическая деятельность, являющаяся важнейшей стратегической компонентой процесса принятия управленческих решений в российском государстве, переживает сегодня системный кризис, в основе которого лежат вполне определенные и объективные причины. О кризисе российской аналитики свидетельствуют данные международных рейтингов, которые, даже несмотря на ангажированность, все же дают объективную картину состояния аналитической деятельности в России и ее аналитического потенциала. Методология исследования базируется на системном, структурно-функциональном и сравнительно-политическом подходах, методах анализа, синтеза, индукции, дедукции, моделирования, экспертных оценок. Установлено, что у российских экспертов и аналитиков зачастую отсутствует чётко обозначенная позиция по исследуемым проблемам. Наблюдается использование устаревшей методологии анализа и прогнозирования политических процессов от текущего состояния без учёта разно направленных сил, действующих в условиях социально-политического хаоса, инициируемого информационными технологиями воздействия на сознание больших масс населения и политических элит стран с несформировавшимися государственными и общественными институтами. Это приводит к поверхностному анализу происходящих событий и ненадёжности прогнозирования развития политической обстановки в проблемных государствах и регионах.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.